Реферат
на тему:
Тенденции развития системы высшегообразования в Украине и за рубежом: основные направления
План
Введение
1. Особенности развития современнойсистемы высшего образования
2. Основные направления в развитиисовременной системы высшего образования в мире
3. Факторы развития современнойсистемы высшего образования в Украине
4. Основные тенденции в формированиисистемы образования в Украине
5. Отношение образовательных реформна Украине к Болонскому процессу
Заключение
Введение
Рассматриваются тенденцииразвития высшего образования в современных условиях. Отмечается, чтоглобализация в образовании ведет к возрастанию академической мобильности,унификации учебных планов и методов обучения, широкому распространениюдистанционного образования. В сложившихся условиях главной задачей образованияв XXI веке является применение новых информационных технологий враспространении знаний, в том числе использование дистанционных методов.
Процессы высшегообразования определяются ситуацией, сложившейся к середине 90-х годов вУкраине: общий социально-экономический кризисом, системный характер котороговызывает и кризис высшей школы. Последний сопровождается поверхностнымхарактером реформ университетского образования, потерей преподавательскихкадров, снижением качества образования, разрывом информационных связей,разрушением материально-технической базы высшей школы и резкой девальвациейсамого статуса преподавательской деятельности.
На сегодня назрелареальная необходимость реформирования системы высшего образования в Украине.Это обусловлено многими объективными обстоятельствами.
Преподавание учебныхдисциплин в высшей школе должно, безусловно, ставить целью подготовкуспециалиста, знание и умения которого полностью отвечают условиям современногоинформационного общества. Но сразу возникает вопрос: можно ли этого достичь,используя старые еще «дедовские» подходы и методы?
Ведь в ХХ столетиипроизошли существенные изменения в характере накопления знаний во всехобластях. Так, если еще сто лет тому удвоения объема знаний, особенно вфундаментальных дисциплинах проходило за 50-100 лет и молодой человек за времяобучения мог выучить почти все, что было сделано по той или другойспециальности. Сейчас удвоение знаний во многих дисциплинах проходит у десяткираз быстрее.
Поэтому возникаетнеобходимость изменений в системе образования: надо научить студентасамостоятельно решать типичные и нетипичные задачи, вести поиск информации,постоянно овладевать новыми знаниями. А для этого необходимы совсем другиеподходы, чем те, что использовались раньше в высшей школе.
Еще одно важный вопрос — это качество подготовки будущего специалиста. К сожалению, сейчас очень часто можемвстретить ситуацию, когда выпускник высшего учебного заведения, получивсоответствующий диплом, еще не готов к работе по избранной специальности. Этово многом обусловлено именно качеством обучения, уровнем усвоенных знаний иумений каждым студентом и соответственно большими пробелами в контроле заучебной деятельностью студента и конечными результатами.
Из вышеприведенного вышевытекает и такая очень важная на сегодня проблема, как признание отечественныхдипломов за границей, возможность трудоустройства и дальнейшего обучениявыпускников ВУЗов в других странах. Таким образом, исследование основныхнаправлений в тенденциях развития высшего образования в Украине и ориентацияего на зарубежный опыт является достаточно актуальной темой в сфере развития образовательногопроцесса в нашей стране.
1. Особенностиразвития современной системы высшего образования
Одна из характерныхособенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, чтомасштабы изменений, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества,значительны, а их последствия радикальны.
Глобализация вобразовании ведет к возрастанию академической мобильности, унификации учебныхпланов и методов обучения, широкому распространению дистанционного образования.В сложившихся условиях появилось понимание необходимости использования новыхформ в образовании. В 1971 году на конференции министров европейских стран,было, обозначено пять основных направлений развития образования:
· взаимное признание дипломов;
· формирование европейскогоуниверситета;
· кооперация вторичного и высшегообразования;
· создание европейского центра развитияобразования;
· учреждение неограниченногогосударственными границами института высшего образования.
В 1976 году состояласьпрезентация Программы действий. В 1992 году подписан Маастрихский договор,направленный на формирование единого общеевропейского образования. В июне 1999года появилась Болонская декларация, которая стала поворотным пунктом вразвитии высшей школы Европы в направлении интеграции.
Формирование к 2010 годуевропейского образовательного пространства подчинено следующим задачам:
· увеличить способность выпускников ктрудоустройству;
· повысить мобильность граждан;
· увеличить потенциалконкурентоспособности образования.
В сентябре 2001 годасостоялась Парижская международная конференция по образованию. Ее участники(представлено 127 стран мира) обратили внимание на реформы, призванные улучшитькачество образования в условиях глобализации, культурному многообразию,достижениям научно-технического прогресса, поиску новых подходов обучения попринципу «учиться жить вместе».
Глобализационныепроцессы, происходящие в современном мире, становятся катализаторомтрансформации традиционной системы образования. Деятельность большинстваобразовательных учреждений преобразуется по мере развития информационныхтехнологий. Происходит формирование единого образовательного пространства имирового рынка образовательных услуг, объем которого по прогнозам к 2005 годусоставит 90 млрд. долларов.
Таким образом, главнойзадачей образования в XXI веке является применение новых информационныхтехнологий в распространении знаний. Эти технологии позволяют делокализоватьсистему распространения знаний при помощи технологии дистанционногообразования, благодаря которой качественное образование становится доступнымдля каждого жителя Земли, независимо от места его проживания. Такое образованиенаиболее демократично, оно может быть адаптировано к уровню знаний и запросовотдельного обучающегося. В этой связи многие страны обращаются к идеенепрерывного дистанционного обучения, в рамках которой базовое образованиерассматривается лишь как подготовка к профессиональной карьере, которую человекделает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основуглобальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно статьприоритетным.
Глобализация в областиобразования предполагает интеграцию и координацию национальных образовательныхсистем. Поэтому особую важность приобретает проблема стратегической ориентациии интеграции национальных систем образования. Национальное образование должностремиться к сохранению лучших традиций и стандартов классического образования.При этом необходимо внедрение инноваций в отечественное образование.Реформирование образовательной системы должно быть ориентировано на выработкумодели, учитывающий как отечественный опыт, так и лучшие достижения мировойобразовательной практики.
2. Основныенаправления в развитии современной системы высшего образования в мире
XXI век – это эпохаинформационного общества, эпоха технологической культуры. Формированиеглобального информационного общества выводит на первый план проблемураспространения знания. Дистанционное образование осуществляет приближениезнания к потребителю, позволяет предлагать образовательные услуги всемжелающим, невзирая на географические, государственные, временные и другиефакторы. Стратегическая цель дистанционного образования – обеспечить гражданамправо получения образования любого уровня на месте их проживания илипрофессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировойтенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательнымиресурсами.
По данным зарубежныхэкспертов в XXI веке для каждого работающего высшее образование станетминимальным уровнем образования. В мире имеет место интернационализацияобразования не только по содержанию, но и по методикам обучения иорганизационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновенияне только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок,решения геополитических задач. При этом дистанционные технологии, обладаявысокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль. Например, в СШАпо программам дистанционного обучения сегодня обучается около 1 млн. человек.Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам доступны по всейстране, а через спутник – другим странам мира. Программы электронногообразования разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показателен примерНационального университета дистанционного образования в Испании, отметившегосвой 20–летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 –за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.)
В последнее времядистанционное обучение начинает широко внедряться в России, Казахстане, Украинеи других странах СНГ. Положительным примером в области применения новейшихинформационных и телекоммуникационных технологий в образовании являетсяСовременная Гуманитарная Академия (более 200 учебных центров в России, учебныецентры в странах СНГ – Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова, Армения,Таджикистан, Киргизия, более 145 тысяч студентов).
Отличительными чертамиучебного процесса является гибкость, адаптивность, модульность, экономическаяэффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные иинформационные технологии.
Принято считать, чтообразование, основанное на информационных технологиях, представляет собойтретью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлениемписьменности, вторая – с изобретением книгопечатания.
Новые информационныетехнологии в образовании имеют существенные преимущества. Данные технологииспособствуют ликвидации отставания периферийных районов государств от столичныхи других университетских центров в контексте свободного доступа к образованию,информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.
Они создают условия дляразвития мирового образовательного пространства, экспорта и импортаобразования, объединения мирового интеллектуального, творческого,информационного и научно-педагогического потенциалов.
Образовательные инновацииуспешно влияют на разрешение комплекса социально-экономических проблем, преждевсего, на искоренение безработицы, преступности и т.д.
Современные средствателекоммуникаций позволяют разработать эффективные обучающие технологии,повышают качество и доступность образования.
Для дальнейшего развитияинформационных образовательных технологий необходимо решить следующиестратегические проблемы:
· систематизации, то есть должна бытьединая стратегическая политика в области образовательного процесса;
· комплексности (совместноеиспользование психолого-педагогического, учебно-методического иорганизационного обеспечения информационных образовательных технологий);
· коммуникаций (необходимо поднятьуровень телекоммуникационных технологий при обеспечении их необходимымфинансированием);
· стандартизации (существующиеинформационные образовательные системы качественно отличаются друг от друга помоделям, технологиям, формам организации);
· нормативно-правовое обеспечение.
Решение вышеуказанныхпроблем приведет к резкому повышению качества образования.
Сегодня, национальнаяобразовательная система претерпевает серьезные трансформации. Идет поиск путейпреобразований в этой сфере деятельности в свете Болонского процесса.Стремление адаптироваться к мировым стандартам образовании вызываетнеобходимость первоочередного решения таких ключевых вопросов, как определениеместа ВУЗа в современном мире и изменение содержания высшего образования, аследовательно и связанной с этим модернизации образовательных структур,совершенствования методики преподавания, внедрения новейших технологий в образовательныйпроцесс и др.
Серьезные трансформации вжизни общества и государства коснулись и сферы высшего образования. Ставсамостоятельной и независимой сферой деятельности, высшее образование стремитсяадаптироваться к новым условиям, ориентируясь на мировые стандарты образования.Однако поиск путей наметившихся преобразований в этой сфере деятельности недолжно означать слепое следование мировым стандартам. Представляетсяцелесообразным, использовать позитивные аспекты мировой системы образования, непредавая забвению собственные образовательные традиции.
Среди ключевых вопросовразвития системы высшего образования следует назвать такие как:
· Определение места университета всовременном мире
· Изменение содержания высшегообразования.
Сегодня уже очевидно, чтоклассические университеты переживают критическое состояние, вызванное, прежде всего,процессами глобализации и информатизации, масштабной практикойузкофункционального образования. Мир, в котором возникли классическиеуниверситеты, уходит в прошлое, следовательно, они должны адаптироваться кновым качествам, но по-прежнему оставаться научнымобразовательно-воспитательным центром, готовящим высококвалифицированныхспециалистов, умеющих перспективно мыслить и быть ответственными за будущее. Ине случайно, принятая в Болонье, Великая Хартия европейских университетов,отводит этому ВУЗу центральное место в обществе. ВУЗам предстоит, наряду смодернизацией университетского образования, выполнять главную роль в масштабныхи конструктивных интеграционных процессах в научно-образовательной и культурнойсферах.
Нельзя игнорировать тотфакт, что, как и в других сферах деятельности, в образовательной сфере сложилсясвой рынок услуг, которому, как и любому рынку, присуще соперничество иконкуренция. Сегодня требуются новые подходы к организации работы ВУЗа, гибкое управление,видение открывающихся перспектив. В условиях развивающейся рыночной экономики,обеспечение конкурентного преимущества достигается с использованием такого инструмента,как стратегическое планирование, которое предполагает разработку комплексаорганизационных мероприятий, ориентированных на возможные изменения, прежде всего,внутренних и внешних условий работы в будущем, на определение места каждогоВУЗА в нестандартных условиях рынка образовательных услуг. Этот процесс основанна всестороннем анализе, как уже сложившихся, так и прогнозируемых тенденций функционированияобразовательных структур, с учетом таких важных трансформаций, как:
· изменение условий и порядка приема вВУЗы;
· переход на качественно новые модели образования;
· возможность сокращения системывысшего образования вследствие надвигающегося демографического кризиса;
· возрастающая конкуренция на рынке образовательныхуслуг.
3. Факторы развитиясовременной системы высшего образования в Украине
Всовременном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украиныопределяется в контексте европейской интеграции с ориентацией нафундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека,права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничениероли государства в обществе и другие составляющие – неотделимые атрибутыгражданского общества.
Напротяжении первых десятилетий достижения государственной независимости Украинаосуществляет исторически неминуемый и необратимый переход к таким основамобщественного развития.
Насмену индустриальному обществу приходит общество информационное,предопределяющее определенные социальные, производственные, экономические иполитические сдвиги.
Ускорениенаучно-технического прогресса предопределяет повышенные требования ккачественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкойи внедрением новых технологических идей. При условиях трансформации украинскогообщества особую значимость приобретают вопросы формирования новых жизненныхстратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социальногоповедения.
Вэтих условиях для Украины особую актуальность приобретает учет факторовсоциально-экономического развития, среди которых значительная роль отведеначеловеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система образования.Высокий уровень образованности нации способствует большей восприимчивости идейственности экономических и социальных реформ, формированию правовой иэкологической культуры при осуществлении социальной и технологическойдеятельности, создает условия для прогрессивной индивидуальной активностиличности в обществе.
Стремясьприобрести статус развитого государства, Украина поддерживает развитие всейсвоей многоступенчатой системы образования, рост интеллектуального потенциалаобщества: по прогнозам ЮНЕСКО уровень национального благополучия, отвечающегомировым стандартам, достигнут лишь те страны, трудоспособное население которыхна 40–60% будут составлять лица с высшим образованием.
Векторсовременной политики и стратегии государства в развитии национальной системыобразования направлен на ее дальнейшую адаптацию к условиямсоциально-ориентированной экономики, трансформации и интеграции в европейское имировое сообщество.
Образованиеявляется могущественным фактором развития духовной культуры украинского народа,воспроизводства продуктивных сил общества. Эта гуманитарная сфера направлена наобеспечение фундаментальной научной, общекультурной,профессионально-практической подготовки личности, формированиеинтеллектуального потенциала нации и всестороннее развитие личности каквысочайшей ценности общества.
Вэтой связи концептуальные основы и государственные приоритеты развитияобразования Украины рассматриваются в первую очередь с позиций его роли и местав обеспечении жизнедеятельности общества, непосредственной взаимосвязи сосферой труда. С этой целью ведется системная активная работа по:
· созданию условий для определенияобразовательных проблем развития страны и ее регионов в контексте политическоговидения и принятия решений на государственном уровне;
· разрешению с привлечением сферыобразования проблем, возникающих на рынке труда;
· приданию системе образования большейгибкости и более широких возможностей для получения гражданами профессиональнойподготовки.
4. Основные тенденциив формировании системы образования в Украине
В реформированииобразования в Украине в значительной мере учитывается объективное влияние общихдля современной цивилизации тенденций развития. Первая тенденция – усилениепроцесса глобализации экономики, взаимосвязи и взаимозависимости государствмира. Эта тенденция обусловлена развитием науки, технологий, производства, чтоприводит к формированию общего мирового экономичного пространства ипланетарного информационного поля и интенсивному обмену результатамиматериальной и духовной деятельности.
Вторая обусловленаформированием положительных условий для индивидуального развития личности, еесамореализации в мире.
Подходы и практическиедействия реформирования и развития образования в Украине базируются наконцепции построения независимого демократического государства, котороеосновано на государственных приоритетах:
· доступ к образовательной ипрофессиональной подготовке всех, кто имеет необходимые способности, мотивациюи адекватную подготовку;
· использование образования ипрофессиональной подготовки для защиты социальных интересов общества истратификации его членов по ролям и статусам;
· уменьшение монопольных правгосударства в образовательной сфере за счет создания на равноправной основенегосударственных учебно-воспитательных, профессионально-технических и учебныхзаведений, формирование многовариантной инвестиционной политики в областиобразования.
С учетом этогостратегическими приоритетными задачами реформирования системы образования вУкраине являются:
· построение национальной системыобразования, формирование образованной творческой личности, обеспечениеприоритетного развития человека;
· функционирование и развитиенациональной системы образования на основе принципов гуманизма, демократии,приоритетности общественных и духовных ценностей;
· выход системы образования в Украинена уровень систем образования развитых стран мира путем коренногореформирования его концептуальных, структурных и организационных основ.
5. Отношениеобразовательных реформ на Украине к Болонскому процессу
Современная теорияконкурентных преимуществ утверждает, что в глобальном мире основной факторэкономического роста – качество человеческого капитала (трудовых ресурсов) иумение государства его использовать. Качественное образование как главнаясоставляющая человеческого капитала является основополагающим элементомконкурентоспособности и устойчивого развития страны. В индекс развитиячеловеческого капитала (HDI), который определяет Организация Объединенныхнаций, высшее образование входит с весом 1/6 и измеряется коэффициентом охватавысшим образованием молодежи в соответствующем возрасте.
Болонский процессозначает:
1. Принятие системы четкоопределенных и сопоставимых степеней, в том числе путем использованияприложений к дипломам, для обеспечения занятости европейских граждан имеждународной конкурентоспособности европейского высшего образования. В Европемного внимания уделяется унификации студенческих документов по типу “транзитнойзачетки”, приложения к дипломам, в которых на национальном и английском языкахбудет максимально полно отражаться перечень полученных знаний. Большаяпрозрачность высшего образования. Значительная проблема — это чрезмерноизбыточный перечень специальностей и специализаций.
2. Переход надвухуровневую систему обучения.
Как в Европе, так и вУкраине существует значительные различия между степенями, получаемыми вклассических университетах. Европейцы считают это возможным, важно лишь, чтобыуровень образования отвечал разнообразию запросов индивидуума, академическогосообщества и рынка труда. В Европе в основном введена система 3+2 года(Европейская модель),4+2 –Американская модель.
3. Учреждение кредитнойсистемы как средства высокой мобильности студентов. Европейский дипломбакалавра требует накопить от 180 до 240 часов кредитов, а степень магистрадополнительно – 60-120 часов. В Европе, как и в США, будет использоваться шкалас пятью положительными отметками:
Excellent (отлично)
Good (очень хорошо)
Satisfactory(хорошо)
Befriedigent(удовлетворительно)
Pass(неудовлетворительно)
4. Мобильность студентов,преподавателей, администрации. Глобализация жизни требует специалистов, которыесумели прожить и поучиться в разных странах. В планах Европы, чтобы каждыйстудент мог хотя бы месяц прожить за рубежом. Это важно для умения продвигатьсвою(в том числе образовательную продукцию) на внешний рынок. В то же времязарубежные вузы экономят время, требуемое для обучения иностранному языку.
5. Сотрудничество вобеспечении качества образования с целью создания сравнимых критериев иметодологии. Европа интенсивно приступает к созданию сети агентств по контролюкачества и аккредитации. Государство предоставляет организационную работупрофессиональным союзам, прежде всего международным. Немецкая сеть (элементнациональной сети обеспечения качества) – DEGEFAL. Образована европейская имеждународная сети агентств по обеспечению качества.
6. Европеизация высшегообразования, в частности, в разработке учебных планов, тренингов, исследований.Цель – создать европейскую систему образования, конкурентоспособнуюамериканской.
7. Интеграциянепрерывного образования в университетское. Концепция пожизненного обучения LLL(обучения через всю жизнь) позволит получить в течение жизни несколько дипломови степеней, и даст университетам значительные финансовые ресурсы. Интергация вуниверситетах многочисленных отраслевых институтов улучшит материальную базууниверситетов и свяжет их с жизнью.
8. Партнерствостуденческих и официальных образовательных институтов.
9. Повышениепривлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования.
Заключение
В современном мире,который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контекстеевропейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западнойкультуры. Для Украины особую актуальность приобретает учет факторовсоциально-экономического развития, среди которых значительная роль отведеначеловеческому фактору. Особое значение при этом приобретает системаобразования.
Отличительными чертамиучебного процесса международного является гибкость, адаптивность, модульность,экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовыекоммуникационные и информационные технологии. В связи с тем, что современноеобщество вступает в эпоху информатизации, характерной тем, что информациястановится одним из самых важных ресурсов, в образовательном процессе мировогоуровня наблюдается такой процесс, как глобализация – процесс, предполагающий вобласти образования интеграцию и координацию национальных образовательных систем.
Социально-экономические иполитические изменения в обществе, укрепление государственности, вхождениеУкраины в мировое сообщество невозможны без структурной реформы национальнойсистемы высшего образования. Приоритетной задачам является модернизация высшегообразования в соответствии с современными международными требованиями.
Необходимо указать, чтопереход на преподавание с учетом требований Болонского процесса предусматриваетсущественное увеличение и переход на качественно новый уровень самостоятельнойработы студента.
Интеграционные процессы всфере высшего образования европейских стран постепенно реализовывались. Украина— активный участник этих процессов. Проектирование образовательных структур ивведение новых моделей и программ подготовки, как свидетельствует опыт всехстран, в том числе и Украины, — процесс чрезвычайно сложный и в дальнейшемвремени актуальный.
Список литературы
1. Национальный доклад «Развитиесистемы образования в Украине в 1995-2004 гг.». — Национальный докладУкраины, представленный на Международный форум «Образование для устойчивогоразвития: на пути к обществу знания».
2. lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2006n1/p82-86.htm
3. charko.narod.ru/tekst/an8/II_6.htm
4. www.ref.by/refs/33/6101/1.html
5. www.surm.md/index.php?option=com_content&task=view&id=281&Itemid=146