Театрализация какразновидность художественно-речевой деятельности в детском саду. Ее роль вразвитии речи дошкольников
Оглавление
1.Характеристика театрализованных игр. 3
2.Театрализованные игры как художественная деятельность. 5
3.Виды театрализованных игр. 7
4.Условия для развития театрализованных игр. 8
5.Педагогическое руководство. 10
6.Практическая часть. 14
Литература. 16
1.Характеристика театрализованных игр
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание влицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанныеинсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами,а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры.Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, a значит,деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникаетвопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно лиотносить их к разряду творческих игр?
Настоящая театрализованная игра представляет собойбогатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текстпроизведения для детей — только канва, в которую они вплетают новые сюжетныелинии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игрезначительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игреребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мамаможет быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. Втеатрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживанияопределены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивомизображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж,почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнутьв его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входятаудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятиюхудожественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовыйобраз в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работывоображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения).Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованнымиграм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а неинсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены,как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.
Итак, полноценное участие детей в игре требует особойподготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусствахудожественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенностиречевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарноанализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умениепредставить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, вкоторой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чемразнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение,чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразнымиизобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной полексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность ктеатрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурногоразвития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения,возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественнымисредствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, аформируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи ссюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее сигрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что детипредставляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняетобязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации,однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желаниеиграть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями.На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советыпедагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемыйтеатральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического иобслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовитьспектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) ссюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями,сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенкупроявить свою активность, индивидуальность, творчество.
2. Театрализованные игры какхудожественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгоевремя в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной«предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческиеспособности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.
Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющийребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственногоактерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством вполном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего тем, чтопри разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов многообщего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и детив театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленькихартистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другимисловами, их заботит результат, которого они добились. А результат — это то, какизобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результатанаправлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении ктворческому исполнению произведения заключается воспитательное значениетеатрализованных игр.
В театрализованных играх развиваются различные видыдетского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное,сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественномуизображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющиероли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты»,обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Возможности приобщениядошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовкитеатрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чемспособнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается,которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечьдетей, развить их таланты.
Особо следует отметить роль театрализованных игр вприобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотномруководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера,театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступнопонимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят однодело — спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр детичувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже этопослужит основой для формирования обобщенного представления о назначенииискусства в жизни общества.
3. Виды театрализованных игр
Есть много разновидностей театрализованных игр,отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детскойтеатрализованной деятельности.
В одних дети представляют спектакль сами, как артисты;каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерскойигре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают спомощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованиемнастольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемыестендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране спомощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневойтеатр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды. Втакой игре могут использоваться два рода игрушек-кукол с разным устройством иразной техникой вождения. В современном дошкольном учреждении чаще имеютсякуклы типа исконно русской театральной игрушки — петрушки (театр петрушек). Впрактике такие игрушки чаще называются бибабо (театр бибабо). У этих игрушекперчаточный принцип устройства: кукла, полая внутри, надевается на руку (вголовку куклы ребенок помещает указательный палец, в рукава костюма — большой исредний, остальные пальцы прижимает к ладони). Показывается спектакль из-заширмы; кукловоды держат кукол над головой, поэтому они имеют еще одно название- верховые.
В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы,устроенные по принципу марионетки. Их водят по площадке, сцене, дергая сверхуза нитки, веревочки, закрепленные на планках.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже длядетей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения.Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон,поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажейсовпадали.
Современные педагоги, проявляя собственное творчество ивовлекая в него своих воспитанников, активно используют разные предметы,упаковочные материалы, чтобы изготовить игрушки-самоделки для настольного театра.Хорошим подсобным материалом, позволяющим мастерить несложные, но оченьразнообразные, устойчивые игрушки, могут стать коробки из-под молочныхпродуктов, банки из-под газированной воды, полиэтиленовые бутылки и пр.Предварительно вымытые, высушенные, эти упаковочные материалы (банки, бутылки)обтягиваются тканью, оклеиваются бумагой, дополняются деталями из меха, кожи,ниток, пуговиц и пр., что придает им определенный образ (Дед, Баба Яга,Коза-Дереза). Для театра бибабо игрушки вяжут, шьют, клеят из бумаги.Оригинальные перчаточные игрушки получаются из варежек и перчаток: обычно кконцу зимы «одинокие варежки и перчатки» (у которых потерялась пара) можнонайти в каждой семье.
4. Условия для развитиятеатрализованных игр
Среди условий, благоприятных для развитиятеатрализованных игр, нужно назвать следующие:
— с раннего возраста учить детей вслушиваться вхудожественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся кпотешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким,которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? — Был. — Шил сапожки? — Шил»);
— воспитывать у детей интерес к драматизации, театральнойдеятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажикукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрываютсценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомитьсяс детьми, читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияниеимеет показ инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А. Барто, «ПроМаринку» Н. Забилы и др.). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертогогода жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра:настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использованиеэлементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата,конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку«Репка».
На интерес к театрализованным играм у детей среднего истаршего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуациютеатра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям.Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческойработе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошейподпиткой интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе,зрительный зал, декорации, оркестр), о разных жанрах театрального искусства, обистории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интересподдерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждомуребенку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получитудовлетворение;
— заботиться об оснащении театрализованных игр. Следуетприобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фондкостюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаютсячлены семей воспитанников дошкольного учреждения. Бабушки могут помочь визготовлении костюмов, а папы — подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы,экраны для теневого театра и др. Раз в год (можно в марте в Международный деньтеатра) желательно в зале дошкольного учреждения развернуть выставку: поместитьизготовленные руками педагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки,костюмы; подготовить стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игрывоспитанников. Хорошим дополнением к выставке будет показ спектакля с участиемдетей и взрослых;
— уделять серьезное внимание подбору литературныхпроизведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениямс понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами,наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени такимтребованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены накоротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступаютв определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера,мысли, чувства.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания иметодики художественного воспитания детей в целом, а также от уровняобразовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованнымииграми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.
5. Педагогическое руководство
Много полезных рекомендаций о приемах педагогическогоруководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С.Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов,следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальномотношении педагога к театрализованным играм. При таком отношении функциивоспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение иобеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенкабывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия,движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумываетсянад тем, как произнести слова, как выполнить действие. Он не замечает, что напротяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. Приформальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающеезначение сводится к минимуму.
В основу руководства театрализованными играми следуетположить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковскаясоветовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно,художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализсодержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
В старших группах перед игрой проводится беседа посодержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, вкоторых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке«Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякийсмысловой отрезок дети фиксируют с помощью фишки. Затем можно разделить полоскубумаги на столько частей, сколько отложено фишек, и схематично изобразитьсодержание каждого отрезка: получится пиктограмма. Перед театрализованной игройдети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизодпоявления лисы. Предлагается представить и рассказать, чем в это время былизаняты мышка, лягушка, заяц, еж, как подошла лиса к дому и т. д. Вопросыпедагога помогают детям понять изменения, произошедшие в поведении и настроенииобитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том, чтоделали персонажи, как делали, почему так делали.
Обогащению детей художественными средствами передачиобраза способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды изпрочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледянуюизбушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится всего в одномпредложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, ихдиалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется выбрать любоесобытие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные — зрители -угадывают,какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движенияпод фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровымимпровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, безкоторых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-тохорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение,когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит одостигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание другихдетей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом дляпроявления активности.
По ходу самой игры педагог, замечая бедностьвыразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроениигероя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, тыобрадовалась, когда тебя Журавль в гости пригласил?»; «Наташа, вспомни, какЛягушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминанияприучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованнос партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища,мимику, речевые выразительные средства.
Организация театрализованной игры начинается с отборапроизведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитательувлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок».Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают своизамыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают,что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможностьпопробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваютсяо двух-трех составах «артистов», занятых в игре.
С целью усвоения последовательности событий, уточненияобразов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность:рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работераскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работатьподгруппами (не более 6 человек). Каждая подгруппа получает задание, например,вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыгратьсказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать.Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своимработам сказку. Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминаниитекста.
Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительскаядеятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов,декорации, костюмов и т.п. Чтобы в театрализованной игре участвовали все,воспитатель обсуждает с группой, кто будет готовить зрительный зал, ктоотвечать за музыкальное сопровождение спектакля (включать и выключатьмагнитофон, руководить детским оркестром). С помощью педагога дети решают, когопригласить. Это могут быть родители, воспитанники других групп, педагогическийи обслуживающий персонал. Приглашенным заранее вручают билеты.
Дети любят возвращаться к воспоминаниям отеатрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее спомощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всембольшое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенокзамечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что оченьважно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можноиспользовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям,к интерпретации.
Итак, основная цель педагогического руководства — будитьвоображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности,творчества проявили сами дети.
6. Практическая часть
Инсценирование русской народной сказки «Маша и медведь».
Цель: учить детей слушать сказку, участвовать винсценировании и драматизации отдельных эпизодов; формировать интонационнуювыразительность речи; детей 4 лет учить пересказу.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает сказку. Достает игрушки (фигуркидля настольного театра) или картинки (для демонстрации на фланелеграфе),изображающие Машеньку и медведя. Напоминает эпизод из сказки:
«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался:
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меняжить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить».
Воспитатель спрашивает, что будет делать Машенька в домемедведя. Цитирует с помощью детей соответствующий отрывок: «Будешь печку…(топить). Будешь… (кашу варить), меня… (кашей кормить)».
Далее организуется игра-драматизация.
Воспитатель и дети. Идет медведь между елками, бредетмежду березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устали говорит…
Медведь. Сяду на пенек (присаживается), съем пирожок!
Машенька (за спиной у медведя). Вижу, вижу!.. Не садисьна пенек, не ешь пирожок!
Медведь. Ишь какая глазастая. Все видит!
Воспитатель и дети. Поднял он короб и пошел дальше.Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит...
Медведь (медленно, басовито). Сяду на пенек, съемпирожок!
Машенька. Вижу, вижу!..
Медведь (удивленно и с восхищением). Вот какая хитрая!Высоко сидит, далеко глядит!
Игра-драматизация повторяется 3 — 4 раза.
Педагог организует драматизацию этого отрывка и внезанятий, привлекая к игре самых младших воспитанников.
Литература
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет (младшаяразновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1993.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
3. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.,1991.
4. Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. – М.,1969.
5. Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993.