Реферат по предмету "Педагогика"


Сущность социализации учащихся

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-
педагогический университет»
Филиал в г. Советском
Кафедра ППО
Контрольная работа по дисциплине
«Педагогика»
Вариант №4
Выполнил: студент___Гр.111СОП
Ренев С.М.
Проверил: ______________________
г. Советский 2008

Выпишите изсловарей обыденное и научное определения следующих понятий: я — концепция,активные методы обучения, педагогическая мотивация, рефлексия педагогическая,пространство образовательное, воспитаниеОбыденное определение Научное определение Я-концепция — представление человека о себе Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Активные методы обучения – методы, которые обеспечивают развитие и саморазвитие личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Пространство образовательное Пространство образовательное Воспитание — целенаправленное развитие каждого растущего человека Воспитание – сложный социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность.
В чем состоитсущность социализации учащихся? Каковы условия социализации?
Социализация- это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии сокружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм икультурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в томобществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условияхстихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходецеленаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализациисостоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которомуон принадлежит. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, содной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения всоциальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процессактивного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет егоактивной деятельности, активного включения в социальную среду.
В наукесуществует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихсяпредставлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так,одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяетсязаинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественнымиролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочнуюсемью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека какобъект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан стем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не толькообъектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальныенормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности,саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется кобществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себяи свои жизненные обстоятельства (Дж. Мид, М.И. Рожков и др.).
Существует итретий подход — телеологический — со стороны целей государства, общества,человека. В соответствии с ним социализация может проходить по несколькимнаправлениям: во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспитаниеличности в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих,изменение их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец,в-четвертых, их изменение в интересах определенных групп. Идеаламгуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первоенаправление предполагает достижение целей социализации путем развития природныхзадатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной,эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствиис идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачиразвития индивидуальности, второе — воспитания личности. Развитие предполагаетсовершенствование психических качеств, основных сфер человека — егоиндивидуальности. В последнее время (ХХ век) отечественная педагогика делалабольшой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделивдолжного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом пониманиесоциализации до воспитания.
Такимобразом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и каксубъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целейчеловека, общества и государства.
Одной изсамых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, егоповедение в обществе, является семья. Коренная причина современного кризисногосостояния личности — семьи — общества заложена в характере социальности,построенной на первичности государственных интересов, приспособлении человека исемьи к нормативам поведения, которые определяло государство. Семья выступалалишь как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи — подчинениичеловека государству. Внимание же педагогики в основном было сосредоточено нашколе, детсадах, пионерских, комсомольских и др. коллективах, а не на человеке.В условиях формирования новой социальности, когда ставится цель — содействиеразвитию человека, реализации его способностей и задатков в плюралистическомобществе, — именно человек, его индивидуальность становятся первичными. Если жепервичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, вкоторой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек только и может«выделаться» в человека. И, следовательно, направленность моделивзаимодействия личности, семьи и общества должна иметь прямо противоположныйвектор и строиться на принципиально иной основе. Должен быть признан приматсемьи, семейно-бытовой среды (а не производственной, учебной) в проведениипроцесса социализации. Это ведет к пересмотру исходных установок припрактической работе и изменению самих методологических оснований во взаимосвязисемьи и общества — на принципах первичности личности и семьи по отношению клюбым общественным институтам. Человек проходит первичную и главнуюсоциализацию в нормальной семье. В рамках же иных общественных структурсовершается последующая социализация. Не семья должна выступать помощникомобщества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Поэтому внастоящее время во многих странах (Франция, Швейцария, Австрия, Германия и др.)в структуру социальной работы введены организаторы свободного времени. Этиспециалисты именуются аниматорами (фр. «animer» означает вдохновлять,побуждать к деятельности). Их задача — оказание помощи семье.
Такимобразом, социализация представляет собой процесс, который позволяет ребенкузанять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциальногосостояния к жизни в качестве полноценного члена общества.
Сейчас вобществе происходит интенсивное возрождение роли церкви. Как Вы думаете, можетли церковь выступать гарантом повышения нравственности в обществе? Почему? Всели, кто носит на груди крестик, поступает по – христиански? Человек идет отобряда к вере или от веры к обряду? Духовность и религиозность — есть лиразличие между этими понятиями?
Церковныелидеры говорят о необходимости воспитания нравственности, о том, что толькоЦерковь способна воспитать общество. Часть общества этому усиленносопротивляется. Другая часть сопротивляется молчанием. Горячие головы всегромче и громче говорят о необходимости специального «церковного»(православной монархии) правления, что бы спасти нацию.
Это совсемне задача Церкви. Как бы не казалось логичным и красивым предложить себя вкачестве гаранта повышения нравственности, Церкви с этой задачей не справиться.Она физически не сможет понизить планку, иначе перестанет быть Церковью. Развиваясьсама, воспитывая своих членов, она через них опосредованно может улучшить общуюситуацию, но именно это и вызывает протест в обществе, т. к. ценности Церквидалеко не ценности общества.
Нам остаетсябыть самими собой во все дни этой жизни. Действовать так, как подобаетхристианину. И не важно где, важно как.
Мыиспользуем понятия религиозности и духовности зачастую как синонимы, которыевмещают в себя все многообразие нашего опыта постижения того, что лежит запределами обычной конкретики видения событий и явлений нашего мира.
И все нашивнутренние состояния ощущений и чувствований управляющей Силы, все многоликиеконцепции и доктрины учений и верований, все состояния переживанийЗапредельного — есть для нас проявление религиозности духовного человека илидуховность, растворенная в религиозности. Что же такое на самом деле естьрелигиозность? Что же такое на самом деле есть духовность? В чем едины они и вчем различны?
Религиозность- это состояния переживания реальности внутри любой из созданных человекомсистемы верований. Внутри ее идей, концепций, видений и энергетик. Состояниерелигиозности предполагает включенность в саму ткань системы верования,нахождение внутри ее стен.
И не имеетсущественного значения какова есть система: классическая, признанная, древняя,великая или сектантская, ограниченная, групповая, поверхностная.
Ибо по своейсути — религиозность есть видение мира чрез призму системы верований.
Безусловно,содержательные различия в верованиях велики; огромны и различия в этическихориентациях верований; как и различны задачи самих систем в те или иныевремена, в том или ином обществе или сообществе единоверцев. И проводятразличные религиозные люди в мир зачастую взаимоисключающие ценности, идействуют в мире, сея различные всходы; и внутри их присутствуют различные Силы.Все это так. Но от сего не меняется одно — религиозность есть видение мира впреломлении замкнутого пространства своей веры.
Видениетакого мира, который возникает как отражение систем зеркал, созданных умомсамого человека.
Зеркалразличной степени кривизны и оттеночных гамм, различных конструкций вогнутостейи выпуклостей, фасеточности и затемненности — но всего лишь зеркал. Зеркалмноголиких умов и самосознаний.
Именно здесьи кроется кардинальное отличие духовности.
Ибо корнидуховности в видении мира проистекают не из замкнутых зеркальных пространствконцепций и верований, не из конструкций ума и построений “эго”, — сколь быцарственно величественными не выглядели их многочисленные своды и залы, скольбы велики ни были зеркала их окон и сколь глубоки бы ни были их подвалы ипогреба; или — сколь незамысловато-минималистически ни смотрелись бы отдельныеотшельнические хижины.
Корнидуховности находятся совсем в другом мире. В мире, где нет грез и сновзазеркалья, — вне пределов ограниченного и фрагментарного ума и егообусловленного управителя — “эго”. Корни духовности произрастают из чистогоСознания и питаются соками самого Творца — Великим Духом Абсолюта.
Составьтеконспект какой-либо научно-педагогической работы по интересующей Вас теме.
Козлова О. Н«Проблемы обучения».
Данная работапосвящена выбору между учебой и работой.
Перед такимвыбором становится каждый человек, окончивший 11-ый класс, когда у человекаесть 2 альтернативы: продолжать учиться дальше или сразу начать работать,окончив курсы по будущей специальности. Данная проблема более актуальна длявыпускниц, чем для выпускников, так как парни поступают в высшие учебныезаведения не только с целью обучения, но и для отсрочки призыва в армию.
Авторыданной работы тоже стояли перед данным выбором. Во время выбора, к сожалению,мысли о решении данной проблемы не окончательно сформировались, и поэтомуавторам пришлось руководствоваться не столько математическими расчетами, сколькопредчувствием, советом подруг и родителей, а также их личным примером.
Альтернатива№ 1 — начинать работать сразу после окончания школы
Школьноеобразование и усердное самообучение выпускника школы делает его пригодным кбольшому спектру работ, не требующих специального высшего образования, особеннов организации, где работают родственники и близкие друзья выпускника иродителей. При этом существует возможность поступления на относительноневысокую должность.
Достоинстваданной альтернативы:
— близость кпрактическим, реальным проблемам позволяют человеку обучаться одновременно сработой, не тратя времени на совершенно бесполезные предметы высшегообразования, таких как философия, культурология, химия и тому подобные.
— советколлег и знакомых могут также сыграть большую роль в узком профессиональномобразовании.
— если речьидет о бухгалтерских специальностях, о которых прежде всего думала одна изавторов, то существует огромное количество литературы, посвященное данномупредмету. Также широко распространены курсы по подготовке по различнымспециальностям, включая менеджера и бухгалтера. Как правило, высшее образованиепо данным специальностям платное, и стоимость обучения в ВУЗах по даннымспециальностям гораздо дороже стоимости обучения на всевозможных курсах. К томуже, организаций, ведущих курсы по подготовке к данным профессиям, достаточномного, что нельзя сказать про ВУЗы. При обилии организаций можно подобратькурсы, не отрывающие человека от работы.
— чточеловек, устроившись на работу, имеет возможность на практике отслеживатьситуацию в конкретной профессиональной области — например, какие специалистытребуются и с какими знаниями.
— человекимеет возможность подстраивать процесс (само) обучения под себя, выбрать себеотвечающие его уровню знаний курсы, доставать литературу на требуемом уровнезнаний. Естественно, эта особенность может проявиться только при наличииотносительно высокой культуры самообразования, наличия силы воли у человека,помощи cо стороны окружающих.
Недостаткиданной альтернативы:
— Кнедостаткам такого пути можно отнести то, что довольно трудно получитьвысококлассное образование на курсах подготовки по специальностям илисамостоятельно.
— обучениесамостоятельно тоже требует некоторые средства на учебную литературу.
— отсутствиедиплома о получении высшего образования, который имеет гораздо больший вес, чемдипломы всевозможных подготовительных курсов. Но данный недостаток имеет одно«но». Наличие диплома требуется (или желательно) при приеме на работу.Если человек устроится сразу, то устраиваться ему больше не придется (в идеале).В худшем случае тот же диплом можно купить с любыми требуемыми оценками. Ещеодним из достоинств работы после окончания школы является то, Также кдостоинствам относится то, что
— малыйконтакт со сверстниками. В коллективе, где будет работать человек, скорее всегобудут работать более старшие люди. Значимость данного фактора целиком зависитот личностных особенностей человека.
Альтернатива№ 2 — сначала окончить ВУЗ, а потом начинать работать
Другойальтернативой является обучение в ВУЗе по выбранной специальности. Вбольшинстве случаев обучение в ВУЗе платное.
Достоинстваданного пути:
— углубленноеобразование в конкретной области и широкий профессиональный кругозор в целомспектре областей.
-получениедиплома. Престижность диплома зависит от престижности ВУЗа.
— учителя впрестижном ВУЗе как правило имеют более высокую квалификацию, чем преподающиекурсы подготовки по профессиям.
Недостаткиданного пути:
— отсутствиевозможности реализовать себя в полной мере. Если студенты группы, в которойучится человек, обладают низкой подготовкой и профессиональными знаниями, то вподавляющем большинстве ВУЗов педагоги будут ориентированы именно на этомалознающее большинство.
— отсутствиевозможности корректировать процесс получения знаний и обратная связь спредметной областью. Таким образом, если человек узнает, что спрос напрофессию, которую он получит, резко упал, то ему придется быстро переучиватьсяна другую профессию.
— более высокаяплата за обучение, чем на специализированных курсах.
— от моментаполучения знаний до их активного применения проходит довольно значительноевремя.
— невозможностьработать параллельно с учебой в ВУЗе.
— стандартна государственное образование вынуждает обучаться всевозможным ненужнымпредметам. Если человек полностью освоил данный предмет самостоятельно еще доего преподавания, то он может сдать экзамен экстерном по данному предмету. Вэтом случае плата за обучение не изменится, то есть деньги за сданный экстерномкурс не будут возвращены. К тому же не все преподаватели одобряют досрочнуюсдачу экзамена или перезачет, то есть существует вероятность, что занятия поданному предмету все-таки придется посещать.
Такимобразом, в некоторых случаях может оказаться предпочтительнее не учиться вВУЗе, а сразу начинать работу, если таковая есть, и, возможно, самообразование.
Даннаяработа предлагает метод оценки и выбора одного из двух вышеуказанных вариантов.
Список литературы
1.     Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики/ Педагогика.1997. №6
2.     Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984
3.     Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 Воспитание. М., 1998
4.     Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1997
5.     Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997
6.     Козлова О. Н «Проблемы обучения». М., 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.