--PAGE_BREAK--
1.2. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Понятие игры, классификация и общая методика игры
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Исследование З.М. Богуславской [3], специально посвященное изучению особенностей обучения дошкольников, показало, что игровые мотивы у них более действенны, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности. Игра — это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека»[48, с. 90].
Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри нее зарождаются другие виды деятельности. В ней отражается реальная действительность в воображаемых обстоятельствах.
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития, в узкодидактических целях. Представителем первого направления являлся чешский педагог Я.А. Каменский. Дидактическое направление с наибольшей полнотой представлено в педагогике Ф. Фребеля. Оно характерно для английской и американской дошкольной педагогики, для учреждений, работающих по системе М. Монтессори. Отечественная дошкольная педагогика традиционно придает большое значение самостоятельным творческим играм детей и необходимости руководства ими, органичному включению игровых моментов во все виды деятельности дошкольника. Методологические основы игры раскрыты в работах К.Д. Ушинского[45], который подчеркивает исторический, общественный характер игры, ее связь с искусством.
Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ как форма организации жизни и деятельности детей; средство гармонического развития личности; метод или прием обучения; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции. Основы отечественной педагогической концепции игры и педагогического руководства ею заложены в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, а вопросы педагогического руководства игрой разрабатывались А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Согласно этой концепции игра выполняет воспитательные, развивающие, обучающие, организаторские, коррекционные и реабилитационные функции.
В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр. Выделяют следующие этапы развития игры как деятельности в зависимости от возраста дошкольника:
— ознакомительная игра — ориентировочные действия с предметами на первом
году жизни;
— отобразительная игра — действия с игрушками по подражанию взрослым
(второй год жизни);
- сюжетно-отобразительная игра (второй и третий год жизни);
- сюжетно-ролевая игра во второй половине третьего года жизни и далее.
С.Л. Новоселова [49] предложила новую классификацию игр:
I класс игр — возникающие по инициативе детей: экспериментирование,
сюжетная игра. В сюжетных играх выделяются сюжетно-отобразительные,
сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.
II класс игр - инициатива принадлежит взрослому, игры обучающие
(дидактические, подвижные) и досуговые (интеллектуальные, забавы,
развлечения, празднично-карнавальные).
III класс игр — традиционные (обрядовые, тренинговые, подвижные).
Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Такую классификацию принимали за основу Н.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская [49]. Содержание творческих игр дети придумывают сами. В них отражаются детские впечатления, понимание окружающего и отношение к нему. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (основной вид), строительно-конструктивные, игры-драматизации. Игры с готовым содержанием и правилами делятся на дидактические, музыкальные, игры-забавы и игры-развлечения. Это исторически сложившаяся и давно известная практикам классификация игр.
Несмотря на специфические черты, свойственные каждому виду игр, игра имеет ряд общих существенных признаков деятельности. Структура игры предполагает наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра — это осмысленная и целенаправленная деятельность, но цели в игре не являются постоянными (по мере развития ребенок переходит от подражательных к мотивированным целям). В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические, познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы. К специфическим чертам игры относятся свободный и творческий характер игровой деятельности, ее эмоциональная насыщенность.
1.3.Педагогические условия, формирующие изобразительные навыки у детей младшего дошкольного возраста.
Игровые приемы занимают особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью. Игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности у младших дошкольников имеют свою специфику. Ребенок-рисовальщик в период младшего дошкольного возраста похож на ребенка, играющего в режиссерские игры: он и сценарист, и режиссер, и изготовитель игрушек-персонажей, и актер, и ведущий-комментатор графического спектакля. Поэтому, с одной стороны, игровой прием, как и всякий другой, направлен на решение дидактических задач, в данном случае по изобразительной деятельности, а с другой стороны, по своему характеру он должен быть максимально приближен к настоящей игре, обладать ее существенными признаками. Это очень важно, поскольку игру на занятии предлагает педагог.
Педагоги ДОУ, опираясь на особенности развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, особое значение придают взаимосвязи занятий рисованием с игрой.
В этот период они продолжают знакомить ребенка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями, чтобы обеспечить его яркими впечатлениями.
Знакомят ребенка с предметами изобразительного искусства (иллюстрации, скульптура малых форм).
Развивают умение эмоционально откликаться не только на содержание образа, но и на художественную форму.
Воспитывают у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, поддерживают и развивают его стремление общаться через рисунок, выражать свои впечатления и чувства.
Знакомят со свойствами материалов (краска, глина, карандаш) и элементарными приемами их использования, простейшими способами изображения.
Предлагают малышу разнообразные материалы, стимулируют перенос способа действия, его обобщение, поощряют его и действуют совместно с ним.
Подытоживая сказанное выше, задачи руководства изобразительной деятельностью должны быть ориентированы на развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности и на возможность возникновения и развития адекватных замыслов или искреннего, добровольного принятия малышом тем и замыслов взрослых. Важно не упустить сензитивный период для развития операционно-технической стороны деятельности, использовать все возможности развивающего общения с младшим дошкольником в условиях изобразительной деятельности.
Основная задача руководства детской изобразительной деятельностью — это формирование мотивов изобразительной деятельности детей. Примерно с 3-х лет более четко оформляется мотив, близкий по характеру к мотивам игры -потребность передать в рисунке и еще раз «пережить» значимые для ребенка стороны действительности. Это стремление ребенка отразить в рисунке интересующие его предметы, волнующие его события надо всячески поддерживать и стимулировать, поскольку это мотив любой художественно-творческой деятельности.
Избранные педагогом методы обучения изобразительной деятельности должны соответствовать общей цели и задачам обучения; специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей; возрастным и индивидуальным особенностям детей. Применительно к изобразительной деятельности методы традиционно классифицируются по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый метод и прием имеет свою специфику, и применяются они в различных сочетаниях, в зависимости от задач обучения.
Рассмотрим, какими существенными признаками обладают игровые приемы, которые используются в руководстве изобразительной деятельностью, и каким требованиям они должны соответствовать, чтобы эффективно решать задачи формирования изобразительных навыков у младших дошкольников в рисунке. Одним из признаков игрового приема является игровая задача — своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик», «Позовем Петрушку в гости». В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Сюжетно-игровой замысел развивается в игровом действии. Наличие игрового действия — существенный признак игрового приема. Смысл действия соответствует реальному («Зажечь огни на елке», «нашить бусинки на платье»), а операция, которая реализует это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на листе бумаги). В таких условиях рождается воображаемая ситуация, которую можно выразить словами «как будто». Внешнее выражение действий (операций) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием; изобразительным действием, звукоподражанием. Следовательно, игровые приемы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие.
Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем мире и их интересам, которые, как правило, проявляются в любимых «настоящих» играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов в изобразительной деятельности педагог должен строить с использованием содержания игр детей конкретной группы, их любимых игрушек. Опыт педагогов
показывает, хотя детей привлекает новизна, самые эффективные игровые ситуации возможны с хорошо знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано множество положительных переживаний и детям интересно наблюдать за знакомыми персонажами в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Такое сочетание хорошо знакомого и новизны вызывает устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.
Игровой прием должен соответствовать логике развития игрового действия и логике реальной жизненной ситуации. Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой игровой импровизации в условиях занятия по изобразительной деятельности. Этого требует порой неожиданное развитие детского рисунка, неожиданное качество детской работы.
Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие (соответственно содержанию изображаемой ситуации), но помня при этом о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, незаметном и плавном переходе от игры к прямому обучению и наоборот. То есть воспитатель должен владеть культурой выражения чувств и прививать эту культуру детям.
Очень важно, чтобы игровой прием соответствовал поставленной дидактической задаче. Например, на занятии дети учатся лепить грибы. Можно разыграть интересную ситуацию, используя игрушки, изображающие белочку или ежа. Применяя макеты, атрибуты кукольного театра, можно изобразить уголок леса и белочку, которая ищет грибы, но не находит крепких и здоровых, так как у всех грибов есть недостатки. После этого малыши легко понимают и с радостью воспринимают игровую задачу: вылепить грибы и оставить их для белочки. На основе инсценированной ситуации они легко воспринимают требования к качеству изображения. Другое игровое действие воспитатель придумывает, чтобы привлечь детей к анализу работ. Не будет равнодушных детей, когда белочка найдет их грибочки, будет радоваться хорошим грибам, огорчаться, если гриб с кривой шляпкой, тонкой ножкой и так далее. Дети поймут, какого качества их работы, какие у них недостатки и как их исправить.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Это — классификация по содержанию игрового материала.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности — с другой. В младшей группе целесообразно использовать два основных игровых приема:
— обыгрывание игрушек (объемных и плоскостных), предметов, картин-панно и
др.;
— обыгрывание выполненного или незаконченного изображения.
Способы выполнения игровых действий могут быть разными:
— развернутые практические действия с игрушкой;
-более обобщенные, имитирующие действия с рисунком, с воображаемыми
предметами;
-действия, выраженные в слове.
С предметами и игрушками дети совершают сюжетные действия, подчеркивающие их свойства и характерные особенности; с ними разговаривают, советуются, учат их рисовать и т.д. Готовый рисунок обыгрывают с помощью мелких игрушек или поделок. Если обыгрывается незаконченный рисунок, то изобразительные действия очень тесно переплетаются с игровыми, а иногда совпадают. Поскольку образам, которые передают дети младшего дошкольного возраста, присущи несложные одночастные движения, то передать ситуацию можно посредством повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения (капает дождь, скачет зайчик). Постепенно образ предмета усложняется, и сюжетно-изобразительная игра приобретает развернутый
характер. Создаваемый рисунок как бы включается в игровой сюжет, изобразительные действия при этом мыслятся как игровые. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними как в режиссерских играх. Дети и воспитатель действуют одновременно и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры. Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен.
Например, в младшей группе перед детьми инсценируется сюжетно-игровая ситуация: петушок гуляет по полянке, щиплет травку, ищет червяков и часто оглядывается, приговаривая: «Ой, боюсь!» (Воспитатель обыгрывает игрушку). Затем педагог обращается к детям: «Кого так боится петушок? Давайте поздороваемся с Петей и спросим». В «разговоре» с петушком дети узнают, что он боится лисы. Воспитатель предлагает им помочь петушку — нарисовать для него высокую лесенку. В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и самостоятельной постановке. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: диалог с персонажем; жест (пожалеть, погладить), имитация движения с игрушкой (петушок бегает по полянке). Прием обыгрывания игрушки принимается младшими дошкольниками охотно, так как он учитывает присущий этому возрасту интерес к предметам и действиям с ними. Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть и обследовать изображаемый предмет.
Обыграть можно и изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). С ними можно советоваться, учить их рисовать, «бегать» по ровной дорожке,
«кататься» с горки и т.д. Например, О.И. Нересова [30] советует для знакомства с изобразительным материалом втайне от малышей подготовить вариант Чудо-Кисточки в образе бабочки, снежинки, цветочка, самолетика, используя глянцевую или бархатную бумагу ярких цветов. Чудо-Кисточка может предстать перед малышами даже в виде смешного гномика или зайчика. Это зависит от фантазии педагога. Затем на занятии Чудо-Кисточка «прилетает» («приходит») к малышам, здоровается (гладит по голове, носику, ладошке), дает им рисовальную силу, приглашает к столу, где приготовлены изобразительные материалы. Чем ярче и эмоциональнее пройдет игровое знакомство малышей с Чудо-Кисточкой, тем более заинтересованно они будут встречать ее появление на последующих занятиях. Чудо-Кисточка может стать игровым персонажем — помощником при обыгрывании другого изобразительного материала (гуаши), при обучении рисованию линий, пятен.
Другой прием — обыгрывание изображения. Различают обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.
Как правило, прием обыгрывания готового изображения применяется по окончании рисования. Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если малыш нарисовал дорожку — по ней будут «ходить» звери, люди и т.п. То есть содержание игровых действий определяется содержанием действий, выполняемых с этим предметом в реальной жизни. Способы выполнения этих действий могут быть различными. В большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Если воспроизводится рисунок движения, то воспитатель берет в руки поделку, выполненную детьми, и показывает ритм, траекторию движения (зайчик скачет, самолет летит). Плоскостное изображение можно обыгрывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну прискакал зайчик и щиплет траву; пчела садится на нарисованный цветок и т.п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображенными персонажами. Очень важно выбрать способы выполнения действия, ориентируясь на игровой опыт детей. Младшим дошкольникам будет полезно понаблюдать, как появляется зайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зеленую, густую; огорчается, если травка негустая (дождик не полил, плохо выросла); прячется в траве и т.д. Дети этого возраста с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно повторяют изображение, чтобы исправить ошибку.
Такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения, можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия самые разнообразные, например, слово. Процесс использования этого приема представляет собой по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение их к принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием в данном случае стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими изобразительными средствами, стимулируя изобразительное творчество. Поэтому существенной особенностью такого приема является совпадение ряда игровых действий с собственно выразительными; последним придается игровой характер. В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровое упражнение, сюжетная игра с предметным изображением, изобразительно-игровое инсценирование сюжета.
Если обыгрываемое изображение простое, состоит из одной части, оно выполняется посредством одного повторяющегося изобразительно-игрового действия, игрового упражнения. Учитывая интерес младших дошкольников к содержанию действия, склонность к его повторению, с одной стороны, и совпадение игрового и изобразительного действия — с другой, данный прием используют для упражнения детей младшего дошкольного возраста в отдельных изобразительных действиях с целью формирования у них изобразительных навыков. Например, дети «нашивают» на платье бусинки, круглые и овальные; «собирают» (рисуют) рассыпавшиеся колечки, «застегивают» пуговицы на платье и блузке. Поскольку в основе любого рисунка у младших дошкольников лежит линия и пятно, с их помощью можно создавать различные понятные и доступные ребенку образы. Но для создания настроя нужна игровая деталь. Например, на листе бумаги можно нарисовать или приклеить кораблик с парусом, а малыши с удовольствием будут рисовать волны, чтобы кораблик «плыл».
В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает рисунком продуктивного (изображаемого) действия: идет снег или дождь, скачет зайчик и т.п. Иногда прямое совпадение рисунка действия отсутствует, но сходен результат. Примером может служить упражнение в регуляции силы нажима на карандаш — «зреет вишня»: ребенок закрашивает несколько вишен, постепенно усиливая нажим и передавая все более насыщенный цвет.
Когда выполняется более сложное изображение предмета, то сюжетно-изобразительная игра приобретает развернутый характер, а создаваемый рисунок включается в воображаемый игровой сюжет, развертывающийся по поводу выполняемого рисунка. Изобразительные действия мыслятся при этом как игровые, а изображение становится более выразительным. Например, рисуя на тему «Парк», дети «сажают» цветы, там «растет» трава, туда «прилетают» птицы.
В руководстве изобразительной деятельностью есть группа игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. К этой группе относится любой прием, в
котором дети и взрослые выступают в той или иной роли. Младшим дошкольникам предлагаются доступные и понятные им роли зайчика, медведя, лисички и т.д. Таким может быть один из фрагментов анализа детских работ.
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности у младших дошкольников. Вследствие этого они близки и понятны детям и не нарушают естественности изобразительного процесса. В процессе руководства изобразительной деятельностью у младших дошкольников используются в сочетании разнообразные виды игровых приемов.
Своеобразие использования игровых приемов определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания учебных и творческих задач. По словам талантливого педагога Е.А. Флериной, в каждом занятии обучающего характера должно быть место для творчества, а в каждом творческом занятии должны присутствовать элементы обучения [45].
В зависимости от того, какие задачи занимают ведущее место, все занятия в методике обучения дошкольников изобразительной деятельности делятся на три типа:
-занятия по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со
способами изображения;
-занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование
навыков;
-творческие занятия.
Это деление условное. Каждый тип занятий прямо соотносится с общедидактическими методами обучения: информационно-рецептивным, репродуктивным, эвристическим и исследовательским соответственно. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе другие, более частные методы и приемы. Игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет заключаться в особенностях их применения. На специфику использования игрового приема при формировании изобразительных навыков у младших дошкольников в рисунке влияет не только задача обучения,
но и место игрового приема в структуре занятия. В соответствии с этапами художественно-творческой деятельности четко определяют три части занятия, каждая из которых направлена на реализацию специфических задач:
— организация процесса формирования замысла рисунка;
— процесс его реализации;
— анализ и оценка детских работ.
Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности подчиняется принципам системности, целостности; она зависит от следующих факторов: от типа и вида занятия; содержания изображения; вида изобразительной деятельности; индивидуальных особенностей детей. Это проявляется в направленности игровых приемов детей младшего дошкольного возраста на занятии по изобразительной деятельности: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силуэтного или пластического образа) и вариативности их применения.
Рассмотрим применение игровых приемов на разных этапах занятия, их цели, задачи и содержание. В начале занятия любого типа, прежде чем формировать замысел будущего рисунка, важно предложить детям младшего дошкольного возраста действенный мотив изобразительной деятельности, чтобы повысить качество усвоения предлагаемых знаний и умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественные мотивы. Поэтому целесообразно предложить младшим дошкольникам выполнить рисунок для зайчика, петушка, куклы и т.п. Воспитатель инсценирует ситуацию, старается вызвать у детей интерес и эмоции (сочувствие, сопереживание персонажу), чтобы они поняли и приняли игровую задачу, которая по сути совпадает с изобразительной. Игровые действия могут быть разнообразными по содержанию и способу исполнения: диалог с персонажем; жест, имитация движения с игрушкой. На этом этапе важно с помощью игрового приема вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества.
Далее игровой прием применяется в первой части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий — восприятия изображаемого предмета. Здесь воспитатель использует прием обыгрывания игрушки, доступной для самостоятельного изображения детей. Младшие дошкольники чаще всего повторяют известные им изображения. Полезно подключать детей к показу способов изображения. В этом случае используется прием обыгрывания незаконченного изображения. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок с помощью игрушек. Центр игры — создаваемый образ, а игрушки средства обыгрывания. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, их реплики свидетельствуют о живом, эстетическом восприятии выполняемого рисунка («прискакала белочка», «вырос цветок»). Такое образное восприятие является, по мнению педагогов, показателем творческого отношения к работе. Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема — обыгрывание готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой базе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Так на занятии по рисованию на тему «Цыплята на лугу гуляют» курочка зовет только что нарисованного цыпленка клевать зернышки и говорит: « Куд-куда, куд-куда побежал? Что с тобой случилось, бедненький? Как же ты зернышки клевать будешь? Вон какой клюв у тебя вырос большой и тупой. А у моих цыплят клюв остренький». Воспитатель спрашивает у детей: «Как надо держать кисть, чтобы у цыпленка нарисовать остренький клюв?» Если в первой части воспитатель использует обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока.
Таким образом, в первой части занятия по изобразительной деятельности сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых
предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).
Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. На данном этапе игровые действия с применением игрушек могут отвлечь ребенка. Сосредоточенные на изображении малыши воспринимают такое обыгрывание как помеху. Целесообразно использовать игровой прием обыгрывания рисунка в форме словесного игрового действия, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание. Практическое обыгрывание педагог может применить, если он видит, что ребенок не знает, что делать дальше, устал, потерял интерес к изображению. Такое обыгрывание незаконченного изображения во второй части занятия (в основном, словесное) помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, обеспечить добровольное принятие малышом советов взрослого; поддерживать интерес к работе и активность детей; воспитывать у них уверенность в своих силах. Предложенный педагогом и принятый детьми игровой мотив деятельности создает как бы приятную перспективу практического использования их рисунков. Детские работы становятся средством достижения игровых целей, дети раскрепощаются, страх перед сложностью работы исчезает.
В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабые стороны своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач является обучение детей приемам анализа. Для ее достижения целесообразно использование приема обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявить его достоинства, недостатки и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде. Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия и формирование изобразительных навыков, используются все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.
Каждое новое знание или умение младшие дошкольники осваивают в течение ряда занятий, а иногда и всего полугодия, года. На формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста оказывает положительное влияние систематическое использование игр и игровых упражнений в изобразительной творческой деятельности, как на занятии, так и вне его. Например, чтобы закрепить у ребенка знание основных цветов используют игровое упражнение «Разноцветные дорожки» (Воспитатель просит детей помочь веселому художнику, у которого закончилась краска, закрасить дорожки нужным цветом). Упражнение «Подбери узор к шарфику» (Дети украшают шарфик для игрушки зайчика цветными кружками) закрепляет знание основных цветов и умение составлять простой ритмический орнамент. Упражнение «Волшебные клубочки» (Воспитатель просит нарисовать цветные клубочки, чтобы бабушка связала свитер, или чтобы котенок играл) формирует умение рисовать линию и т.д. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучивают детям. Наоборот, младшие дошкольники с удовольствием повторяют игровое упражнение, с которым у них связаны яркие эмоциональные впечатления, игровое упражнение с любимой игрушкой, персонажем.
Нужно отметить, что аналогичная методика применения игровых приемов используется для всех возрастных групп, а не только для младших дошкольников. Это обусловлено тем, что современное обучение детей всех возрастов предполагает единую схему: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении, формированию при этом обобщенных умений и навыков, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящий. Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого начала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности.
Итак, изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в младшем дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
— во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
— во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
— в-третьих, развивать творческий потенциал дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте изобразительная деятельность является не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Это обусловлено психофизическими особенностями данного возраста. Рисуя, ребёнок развивает зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, зрительно-моторную координацию, свободное владение кистью руки. Развиваются изобразительные навыки: передача формы предмета, его строения, цвета и другие качеств, создание узора с учетом украшаемой формы, а также технические навыки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Так как в дошкольный период игра является ведущим видом деятельности, то формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисунке проходит успешно, если педагог проводит занятия по изобразительной деятельности, используя игры и игровые упражнения. Основополагающими принципами отбора игр и игровых упражнений для формирования изобразительных навыков в рисунке у младших дошкольников являются общедидактические принципы. Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности зависит от типа и вида занятия; содержания изображения; вида изобразительной деятельности; индивидуальных особенностей детей.
--PAGE_BREAK--
Глава II. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы
В данной главе мы определим задачи опытно-экспериментальной работы и подробно опишем методику констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
По утверждению педагогов и психологов, у дошкольников ярко выражен интерес к игре. Однако использование игр и игровых упражнений в изобразительной деятельности в детском саду не всегда дает хороший обучающий эффект. Это происходит, если:
1. Придумывая игровой прием на занятии по изобразительной деятельности,
педагог ориентируется только на интерес детей к игре, но не учитывает
опыт детей.
2. Игровой прием носит характер развлекательного момента, абсолютно
бесполезного для выполнения конкретных задач, поставленных на занятии.
3. Игровой прием перегружен атрибутикой и игровыми действиями.
4. Педагог недостаточно эмоционален и артистичен.
Такие ошибки приводят к потере у дошкольников интереса к занятиям по изобразительной деятельности, а воспитатели склонны считать игровые приемы на занятиях ненужными и бесполезными.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, позволил нам предположить, что формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисунке будет успешно, если:
— педагог проводит занятия по изобразительной деятельности, используя игры и игровые упражнения;
— при подборе игр и игровых упражнений учтены психо-физиологические особенности изобразительной деятельности у младших дошкольников;
— при их подборе учтены дидактические принципы обучения;
— их использование соответствуют педагогическим нормам и требованиям.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить уровень развития изобразительных навыков в рисунке у детей
младшей группы ДОУ.
2. Определить особенности работы педагога ДОУ по формированию
изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста с
использованием игр и игровых упражнений
3. Создать специальные педагогические условия для формирования
изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста с
использованием игр и игровых упражнений.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Программа проведения опытно-экспериментальной работы предусматривает три главных этапа:
I этап — констатирующий эксперимент;
II этап — формирующий эксперимент;
III этап — контрольный эксперимент.
Методика констатирующего эксперимента.
Для выявления уровня сформированности изобразительных навыков в рисунке у детей младшей группы ДОУ нам необходимо провести наблюдение за изобразительной деятельностью младших дошкольников. Для этого выбраны занятия по изобразительной деятельности (рисованию) «Листья желтые летят» (Приложение 1), «Снег идет» (Приложение 2).
В процессе наблюдения мы будем оценивать сформированность изобразительных навыков по следующим параметрам:
1. Передача формы:
а) форма передана точно;
б) есть незначительные искажения;
в) искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предмета:
а) части расположены верно;
б) есть незначительные искажения;
в) части предмета расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета в изображении:
а) пропорции предмета соблюдаются;
б) есть незначительные искажения;
в) пропорции предмета переданы неверно.
4. Композиция:
а) соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
б) есть незначительные искажения;
в) пропорциональность разных предметов передана неверно.
5. Цвет:
а) реальный цвет предметов;
б) есть отступления от реальной окраски;
в) цвет предметов передан неверно;
6. Уровень самостоятельности:
а) выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
б) требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается
редко;
в) необходима поддержка, стимулирование деятельности со стороны взрослого,
сам с вопросами ко взрослому не обращается.
Обработка результатов обследования производится путем оценки изобразительных умений детей по 3-х балльной системе (3- высокий уровень, 2-средний уровень, 1- низкий уровень). По всем критериям, в которых по три показателя: первый (по месту за критерием) — 3 балла, второй — 2 балла, третий — 1 балл. Например, критерий «передача формы»:
а) форма передана точно — 3 балла;
б) есть незначительные искажения — 2 балла;
в) искажения значительные, форма не удалась— 1 балл.
На основании обследования уровень формирования изобразительных навыков отражается в таблице, по результатам заполнения которой можно сделать выводы о сформированности изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
№№
п/п
Имя
Передача формы
Строение предмета
Передача пропорций
Композиция
Цвет
Уровень самостоятельности
Общий уровень
Высокому уровню соответствуют дети, в рисунках которых форма передана точно; если изображение сложное, то части расположены верно, пропорции предмета соблюдаются, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, передан реальный цвет предметов; ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; может рисовать по самостоятельному замыслу. Среднему уровню соответствуют дети, в рисунках которых есть незначительные искажения формы, строения и пропорций изображаемого предмета есть отступления от реальной окраски предметов; ребенку требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому он обращается редко. Низкому уровню соответствуют дети, в рисунках которых наблюдаются значительные искажения формы предмета, части предмета расположены неверно, пропорции предмета и цвет передан неверно; такому ребенку необходима поддержка, стимулирование деятельности со стороны взрослого, сам он с вопросами ко взрослому не обращается.
Чтобы определить особенности работы педагога ДОУ по использованию игр и игровых упражнений при формировании изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста, необходимо провести беседу с воспитателями и педагогами младшей группы ДОУ. Для беседы предлагаются следующие вопросы:
— Какие методы и приемы вы используете при организации изобразительной деятельности детей младшей группы?
— Считаете ли вы необходимым использование игр и игровых упражнений при формировании изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста?
— Как часто вы используете игровые приемы при организации изобразительной деятельности детей младшей группы?
— Какие игровые приемы вы используете при формировании изобразительных навыков в рисунке у детей младшей группы?
— Как вы подбираете игры и игровые упражнения для конкретного занятия по
изобразительной деятельности?
— В какие этапы занятия по изобразительной деятельности вы включаете игровые
приемы?
— Используете ли вы игровые приемы при организации изобразительной
деятельности детей в младшей группе ДОУ вне занятий?
— Учитываете ли вы индивидуальные особенности ребенка при выборе игр и
игровых упражнений для формирования изобразительных навыков?
Для формирования изобразительных навыков очень важна самостоятельная изобразительная деятельность ребенка: в детском саду и дома. В младшем дошкольном возрасте особенно эффективно она проходит под руководством и при непосредственном участии родителей. Работа с семьей — один из путей косвенного влияния на формирование изобразительных навыков у младших дошкольников. Это хороший способ развития у ребенка уверенности в своих силах, смелости, творческих способностей. Поэтому предлагается анкета для родителей:
— Как часто Ваш ребенок рисует дома?
-Побуждаете ли Вы его к занятиям изобразительной деятельностью?
— Руководите ли Вы изобразительной деятельностью ребенка?
— Занимаетесь ли Вы изобразительной деятельностью совместно с ним? Как часто?
— В какой форме проходят Ваши совместные занятия?
— Используете ли Вы игровые приемы?
— Какие игровые приемы вы используете?
-Какими источниками Вы пользуетесь, выбирая игровые приемы для формирования изобразительных навыков у своего ребенка (специальная литература, рекомендации воспитателя ДОУ, собственный опыт, другие)?
Методика формирующего эксперимента.
Для проведения формирующего эксперимента мы выбрали занятия по рисованию: «Птички клюют ягодки рябины» (Приложение 3), «В зимнем лесу» (Приложение 4).
На первом этапе формирующего эксперимента необходимо вызвать у детей интерес к результату изобразительной деятельности. Для этого мы используем такие методы, как создание игровой ситуации с элементами игры-драматизации для возникновения сюжетно-игрового замысла, мобилизация личного опыта детей, совместное рассматривание всех выполненных на занятии рисунков.
На втором этапе формирующего эксперимента — стимулировать и поощрять повторное изображение на одном занятии, дополнение рисунка деталями, близкими по содержанию, развитие сюжетно-игрового замысла. Для этого мы организуем деятельность детей; побуждаем к сопровождению процесса изображения рассказом; даем эмоциональную оценку с учетом индивидуальных особенностей детей (словесный метод, мимика, жест), обращая внимание на хорошо переданные в рисунках форму, цвет, на изображения, которые не учили создавать.
Методика контрольного эксперимента.
Для проведения контрольного эксперимента мы выбрали занятия по рисованию: «В лесу родилась елочка» (Приложение 5), «Маленькая елочка в гости к нам пришла» (Приложение 6).
Контрольный эксперимент заключается в проведении наблюдений за изобразительной деятельностью и оценке уровня сформированности изобразительных навыков рисунке у детей младшей группы. Сравниваются данные, полученные в констатирующем и контрольном эксперименте. Для этого контрольный эксперимент осуществляется по методике констатирующего эксперимента с занесением результатов в таблицу.
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
В данной главе мы представим результаты констатирующего этапа исследования и дадим анализ уровня сформированности изобразительных навыков в рисунке у детей младшей группы ДОУ, проанализируем деятельность педагога по формированию изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста с использованием игр и игровых упражнений.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы является МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 101» МО г. Уссурийск и Уссурийский район. Исследование проводилось во второй младшей группе. Воспитатель Иванищенко Н.В. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 3-х лет. Большинство из них (6 человек) начали посещать детский сад, когда им исполнилось 3 года. Следовательно, для них систематическое обучение изобразительной деятельности началось впервые. С учетом этого педагог повторяет (не полностью) программу предыдущей группы, параллельно решая те задачи, которые определены для второй младшей группы. На каждом занятии по изобразительной деятельности у детей воспитывают интерес к рисованию, учат слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем. Для наблюдаемой нами группы характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что свидетельствует о подвижности воображения и общей активности детей. Все дети любят рисовать, их интересует сам процесс рисования. Чтобы привлечь внимание к качеству рисунков воспитатель рассматривает их вместе с детьми. Замысел у детей еще очень прост, примитивен и неустойчив. Это скорее определение темы будущего рисунка. Процесс изображения сопровождается рассказом, который дополняет то, чего ребенок еще не может передать в рисунке. У некоторых детей (Илья П., Алена Т.) словесная характеристика преобладает над собственно изобразительной деятельностью и даже полностью заменяет ее при отсутствии контроля со стороны воспитателя.
--PAGE_BREAK--
К высокому уровню относятся 2 ребенка (20%); к среднему уровню — 6 детей, что составляет 60%; к низкому уровню 2 ребенка (20%).
Таким образом, констатирующий эксперимент выявил, что уровень развития изобразительных навыков данной группы средний.
Результаты контрольных наблюдений показывают, что высокий уровень сформированности изобразительных навыков в рисунке у 3 человек (30%), средний уровень – 5 человек (50%), низкий уровень – 2 человека (20 %). Увеличилось количество детей, отнесенных нами к высокому уровню развития изобразительных навыков за счет того, что 1 ребенок перешел из среднего уровня в высокий.
Таблица 5 покажет разницу в развитии изобразительных навыков в рисунке у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента.
Таблица 5.
Сравнительный анализ уровней развития изобразительных навыков в рисунке у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования.
Уровни
развития изобразительных навыков
Группа
Контрольная
Экспериментальная
Абсолютное число
%
Абсолютное число
%
Высокий
III
3
30%
4
40%
Средний
II
5
50%
5
50%
Низкий
I
2
20%
1
10%
Результаты сравнительного анализа наглядно подтверждают, выдвинутую нами гипотезу, что формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста в рисунке происходит более успешно, если педагог проводит занятия по изобразительной деятельности, систематически используя игры и игровые упражнения.
--PAGE_BREAK--