Реферат по предмету "Педагогика"


Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе вокальных упражнений в условиях центра детского творчества

Министерствообразования и науки РФ
ГОУВПО«Уральский государственный педагогический университет»
Институтмузыкального и художественного образования
Кафедрамузыкального образования
Курсовая работа по теме:
ВОКАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ВУСЛОВИЯХ (ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА)
Екатеринбург,2010г.

Содержание
Введение
1. Теретические ипсихолого-педагогические аспекты вокального развитиямладших школьников
1.1Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние научебную деятельность
1.2 Основныевокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшегошкольного возраста
2. Практическаяработа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста спомощью вокальных упражнений
2.1Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьноговозраста в условиях центра детского творчества
2.2 Вокальныеупражнения как средство развития вокальных навыков
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Актуальностькурсовой работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируютсятворческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но вреальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, вчастности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотяименно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А.Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которыхнеобходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новоекачество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемывозможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самогодоступного вида музыкальной деятельности.
Впроцессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальныхспособностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживанияребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированиемличности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиесяпевческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы иобщительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувствав пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Однако,несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальнойдеятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требуетопределенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, впроцессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частьюявляются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на нихотрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция,звукообразование, резонирование).
Объект:процессобучения пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детскоготворчества.
Предмет:вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков у младшихшкольников.
Цель:теоретическиобосновать особенности вокального развития детей младшего школьного возраста вусловиях Центра Детского Творчества и подобрать комплекс вокальных упражнений,учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
1. Рассмотретьфизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Изучитьосновные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьноговозраста.
3. Датьхарактеристику вокального развития младших школьников в условиях Центра ДетскогоТворчества.
4. Раскрытьособенности процесса обучения сольному пению.
5. Подобратьнаиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей младшегошкольного возраста по средствам упражнений.
Гипотеза:успешноевокальное развитие у младших школьников возможно, если:
— будутучтены возрастные физиологические и психологические особенности детей;
— будутподобраны методы и приемы развития вокальных навыков;
— взависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобранысоответствующие вокальные упражнения.
Методическойосновой исследования являются: основы возрастной педагогики(Белкин А.С.), основные положения теории и методики развития детского голоса(Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гонтаренко Н.Б., Исаева И.О., ПекерскаяЕ.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).
Методыисследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализпсихолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, атак же анализ и обобщение педагогического опыта.
Разработанныеметоды и приемы имеют практическую значимость и могут быть использованыдля дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций,адаптирование программ по предмету «Сольное пение» для центров детскоготворчества, студий эстетического воспитания, дворцов культуры, детскихмузыкальных школ и пр.
Опытнаяработа осуществлялась на базе Центра Детского Творчества города Серова в течение2009-2010 учебного года. Апробация была осуществлена путем выступленияна педагогических чтениях и на заседании вокальной секции, защитойпедагогического проекта в городе Серове.

/>1.Теоретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младшихшкольников/> 1.1 Физиологические и психологические особенности младшихшкольников и их влияние на учебную деятельность
Младшимшкольным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет,что соответствует годам обучения в начальных классах. Это возраст относительноспокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса,выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно ипропорционально.
Костнаясистема младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенениепозвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костнойсистеме ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшемшкольном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точныедвижения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходитфункциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическаяфункция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения иторможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнемупреобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степенивозбудимы.
Основнойдеятельностью детей, их первой и важнейшей обязанностью становится учение –приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематическихсведений об окружающем мире, природе и обществе. На первых порах учащиесяначальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье,иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большуюроль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителейи родителей.
Вначалеу ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности безосознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своегоучебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретениюзнаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования умладшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных сподлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формированиеинтереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано спереживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Аподкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркиваеткаждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшиешкольники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалитих.
Большоевоспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, чтоучитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемымавторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения ивоспитания в младших классах.
Учебнаядеятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитиепсихических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений ивосприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия,своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живымлюбопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрываетперед ним всё новые и новые стороны.
Наиболеехарактерная черта восприятия данного возраста – его малая дифференцированность,где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходныхобъектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьноговозраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровнепсихического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринятьпредмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём,произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенностьучащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
Впроцессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на болеевысокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемойдеятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится болееанализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторыевозрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная изних – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулированиявнимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкоймотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и приналичии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться нанеинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), томладший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь приналичии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужитьпохвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше вмладшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое,неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, безвсяких усилий с их стороны.
Возрастныеособенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влияниемобучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смысловогозапоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью ирегулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладаниемдеятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развитанаглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстреезапоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица,предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьникисклонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемогоматериала.
Основнаятенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – этосовершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранеевоспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой,рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё болееправильного и полного отражения действительности. Творческое воображение каксоздание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатленийпрошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, такжеразвивается.
Подвлиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороныявлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенныесвойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первыеобобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарныеумозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироватьсяэлементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в началемладшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном настадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственномвосприятии предметов.
Младшийшкольный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для негохарактерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целуюсистему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, котороепредъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всёэто решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системыотношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям,формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. Вмладшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироватьсяобщественная направленность личности.
Характермладших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего ониимпульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственныхимпульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайнымповодам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастнойслабости волевой регуляции поведения.
Возрастнойособенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё необладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодолениятрудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру всвои силы и возможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Ребёнокпривык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём невидел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнкапротив тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, противнеобходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшиешкольники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том,что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что детинаблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенноеотношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства,контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны ввыражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональнойнеустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременными бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё большеразвивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательныепроявления.
Такимобразом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапомшкольного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущимхарактером учебной деятельности и являются во многом определяющими дляпоследующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотетьучиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этоговозраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, накотором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъектапознаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшегошкольного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализациивозможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка./> 1.2 Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детеймладшего школьного возраста
Младшийшкольный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в планеего становления как личности. У ребенка активно развивается мышление,воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальномуразвитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство,чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности кисполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической,игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются исовершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Наначальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10 лет уребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат — тонкие связки, малоподвижноенёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, характеризуетсялёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Этомуво многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческимвозрастным особенностям детей.
Подбираякоторый необходимо учитывать в первую очередь диапазон ребёнка, т.е. тот объёмзвуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучитголос. В подготовительной группе, как можно назвать 1 год обучения, примерная зона– ре-си. В пределах этой зоны и строится весь репертуар. Здесь детям наиболееудобно, у них легко, естественно и ненапряжённо звучит голос.
Вгруппе, которую можно назвать подготовительной, ребёнок получает элементарныепевческие навыки – правильное положение корпуса при пении, дыхание,артикуляция, звукообразование, резонирование.
Отправильного положения корпуса зависит работа дыхательного и звукообразующегоаппарата. Певческое положение должно быть свободным, корпус и шея выпрямлены,ноги стоят на полу, подбородок не поднят.
Всеорганы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовойаппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточнымиполостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трохея, бронхи, легкие,грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Приобучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются квыполнению певческих задач, изменяют свою функцию.
Органом,где происходит зарождение голоса, является гортань. Она имеет сложное строениеи выполняет тройную функцию: дыхательную, защитную, голосовую. Работа гортанине подчинена сознанию и скрыта от наших глаз. У младших школьников при пениичасто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. Причины — неумелоепользование дыханием и отсутствии налаженной координации. Для устранениякоторых нужно добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка упражнения,естественного зевка и правильного дыхания.
Крометого, в гортани находятся голосовые складки (связки), имеющие прямое отношениек возникновению звука. При обычном дыхании связки пассивны и образуют щельтреугольной формы, так называемую голосовую. При фонировании они смыкаются ищель закрывается, затрудняя свободный выдох. Сжатый воздух давит на сомкнутыесвязки, создавая подскладочное давление. В момент этого взаимодействиярождается звук.
Этотначальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой,или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантамивзаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степеньюнапряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:
1.Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различаюткрайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильнымжестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкогозахлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вреднадля голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.
2.Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началомвыдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такогоплотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щелисовпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака можетбыть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок.В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она можетприближаться к твердой атаке.
3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от началавыдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пениепри такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыканиеголосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечкавоздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняяразновидность мягкой атаки.
Точноразграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаютсятолько на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит оттонкости и натренированности нашего слуха. Различным видам атак можно научить.Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибоспособ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так,твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливаетобразование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытияголосовой щели не происходит, создает условия для образования головного исмешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальныймомент голосообразования, определяет все последующее звучание.
Произвольноменяя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работыголосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательноговоздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воленепосредственно.
Дляправильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосовогоаппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во времяпения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечениюзвука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно иможет подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к, г,х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Созвукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобынаучить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшейгруппы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например,в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове«петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку»(конец музыкальной фразы).
Протяжностьв пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, чтохарактерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитиюпротяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, атакже разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дыханиев пении имеет исключительное значение — от него зависит сила, красота ипродолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным иестественным. Не все дети понимают как нужно дышать. Педагогу необходимопоследовательно и терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким иэнергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления.Выдох при этом – равномерный, постепенный и продолжительный. Дыханиевоспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужновключать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами,разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами.Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различногодвижения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всегоподходят русские народные песни.
Такимобразом, получается, что сила и продолжительность голосового звука напрямуюзависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха. Следовательно,научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять иконтролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания делаяего отрывистым или связным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот.
Пение– единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальноевоплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста.Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивогопевческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтическоготекста.
Артикуляция- это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие вего состав — артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная насоздание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией [13].
Картикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык,челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость — это оченьважный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которогозависит качество звука.
Припевческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется вомного раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пениипроизносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается отречевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полостьформирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и еёроль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при сменегласных.
Великиеучителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительностьинтонируемого звука. «Согласные максимально укорачиваются, произносятсяпредельно четко и ясно». В этом кроется один из секретов кантилены.
Интенсивностьи согласованность работы артикуляционных органов определяет качествопроизношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость вработе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Ротпоющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Эстетичноеоткрывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной«установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешаетоткрывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань,что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причинойперенапряжения языка, а он — главный артикулятор гласных. Положение языка — изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняячелюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все жене должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживатьсямышцами щек и углами губ, самими губа-ми, активно произносящими согласные.
Губыпринимают участие в окончательном образовании гласных и являются основнымиформирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческогозвука. Улыбка способствует осветлению тембра. «Губы должны лежать назубах», — так говорил М.Гарсиа [5].
Мягкоенебо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положениесущественно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, формуротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью иносоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должнобыть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлениина подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенновлиять на весь голосовой аппарат.
Свобода,естественность, гармоничность — при сохранении внимательной сосредоточенностина цели, идее — вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то оченьхорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать«технического вокала». А теперь несколько высказываний различныхпедагогов относительно артикуляции и дикции.
Ввокальной педагогике широко применяются термины «грудной и головнойрезонаторы». Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всемпротяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резонированием».
Отощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистрыголоса — головной и грудной. Действительно, при пении возникают достаточно яркоощутимые вибрации как в области лицевой части головы — головное резонирование,иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки. Голос при хорошемголовном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном — насыщен,«мясист». В некоторых случаях эти ощущения бывают очень сильны. Так, принекоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильныевибрации в области лицевой части головы, что у них возникает головокружение.Когда голос хорошо резонирует, голосообразование совершается особенно легко.Эти ощущения и вызывающие их физические явления играют значительную роль впевческом голосообразовании.
Грудноеи головное резонирование — важные ощущения певца, позволяющие ему, верно,судить о качестве тембра своего голоса и о характере работы голосовых связок.Головное и грудное резонирование — не причина головного и грудного характераголоса, а следствие того или иного типа работы голосовой щели. Головнойрезонатор не имеет выхода наружу и потому ничего к звуку непосредственнодобавить не может. Резонаторные ощущения в сильной степени рефлекторностимулируют работу гортани, поэтому при резонировании пение облегчается.Практически надо стремиться к такому звучанию, когда и головной и груднойрезонаторы отзвучивают одновременно. Это соответствует смешанной работеголосовой щели и дает возможность избежать регистровых переходов.
Петьнадо не напрягаясь, с максимальной естественностью – только при соблюденииэтого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных.Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос можетутратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазонепомогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Крик наноситнесомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппаратаребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у негомузыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает ипростуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как бережноотноситься к своему голосу.

/>2.Практическая работа по развитию певческого голоса детей младшего школьноговозраста с помощью вокальных упражнений
 2.1 Характеристика процессаобучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центрадетского творчества
Муниципальноеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Центр ДетскогоТворчества является структурным подразделением общей образовательной системы г.Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности,эстетического воспитания, профориентации школьников.
СейчасЦентр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около500 детей от 4 до 18 лет, стабильный педагогический коллектив. Высшееобразование имеет 23 педагога, 5 педагогов с Высшей квалификационнойкатегорией. Коллектив Центра детского творчества стремится к органичномусочетанию видов организации досуга с различными формами образовательнойдеятельности. За эти годы выпущено 300 выпускников, которыми были выданысвидетельства об окончании, 25 выпускников избрали профессию музыканта, из них7 педагогов сейчас работают в Центре детского творчества.
Всвоей деятельности Центр детского творчества удовлетворяет образовательныепотребности граждан в области музыкального образования ихудожественно-эстетического воспитания, учитывая особенности инационально-культурные традиции региона.
Несмотряна то, что он расположен в центре города, в нем обучаются дети из всех районовг. Серова и даже Серовского района. Центр детского творчества сотрудничает собразовательными и культурными учреждениями: Центром эстетического воспитания,Детской музыкальной школой, центром досуга, театром, Дворцом культурыметаллургов, Дворцом культуры железнодорожников, со средними образовательнымишколами №27, 1, 7, 14, 20, 22, Школой раннего развития, дошкольнымиобразовательными учреждениями. В плане интеграции дополнительного и общегообразования ежегодно создаются профильные группы музыкально-эстетическойнаправленности при школах города и детских садах.
Центрдетского творчества располагается на первом этаже трехэтажного здания,построенного в 1987 году, имеет 11 учебных кабинетов, библиотеку, студиюзвукозаписи, студию видеозаписи, детский буфет. Все учебные кабинеты оснащенысовременным оборудованием.
Центрявляется многопрофильным учреждением дополнительного образования, осуществляетобразовательный процесс и организует развитие творческой деятельностивоспитанников в различных областях культуры. Специфика работы заключается втом, что образовательная и творческая деятельность воспитанников организуетсяпо разнообразным программам в различных областях искусства: музыкального,изобразительного, хореографического, эстрадного, театрального.
Дляуспешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, ноколлектив Центра выделяет следующие из них:
1.благоприятная эмоциональная атмосфера;
2.творческие занятия должны доставлять радость;
3.нужен интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение;
4.уважение результатов работы маленького творца.
Приорганизации образовательного процесса важна:
•свобода выбора – принцип предполагает, что дети выбирают направление всоответствии со своими интересами, способностями, склонностями;
•деятельность – ребенок живет реальной жизнью, которая ему интересна, отвечаетего потребностям, в которой используется различная деятельность: игра, труд,творчество, поиск, проведение досуга;
•научность – знания, полученные на занятии научны;
•сотворчество – объединение детей и взрослых в единое сообщество в целяхразвития личности ребенка и педагога, единство образовательного ивоспитательного процесса;
•самостоятельность – выбор ребенком маршрута своего развития, самостоятельностьдействий, принятия решения и ответственности за этот выбор;
•сотрудничество – учащийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно –педагогам, учащимся, родителям. Он не должен бояться признать, что чего-то незнает, это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметьего выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместныерешения, доверять друг другу, отвечать за работу в группе, помогать другим.
Образовательныйпроцесс Центра построен на принципах единства обучения и воспитания.Организация учебно-воспитательного процесса характеризуется следующимиособенностями:
— учащиеся проходят обучение в Центре детского творчества в свободное от основнойучебы время;
— каждый ребенок может выбирать образовательные направленности, отвечающие егоинтересам и склонностям;
— ребенок может выбирать объем и темп освоения образовательной программы;
— ребенок может сочетать различные образовательные направленности;
— разнообразие предлагаемых педагогических программ
— расширение границ коллективного и личностного самоопределения;
— организация коллективной деятельности, осуществление коллективных проектов
Занятияв ЦЭВ проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Основнойформой занятия «Сольное пение» является урок, который длится 40 минут.
Цельобучениясольному пению – через активную музыкально-творческуюдеятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению иисполнительские вокальные навыки.
Достижению данной цели способствуетрешение следующих задач:
Образовательные:
— овладение вокально-певческиминавыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
— знание основ певческой гигиены исамоконтроля голосового аппарата.
Развивающие:
— развитие музыкальной памяти, внимания,воображения, мышления
— развитие голосового аппарата;
— развитие артистических качеств.
Воспитательные:
— воспитание эстетического вкуса,исполнительской и слушательской культуры.
Задачииндивидуального певческого развития учащихся будут решаться в процессе:
— практических работ (упражнений, вокализов)
— репетиционных работ и работ над концертными номерами;
— развитие чувства ритма и координации движений
— участие в фестивалях, конкурсах, концертах.
Преобладающимиметодами обучения являются индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющийсохранить и развить его собственные голосовые особенности (тембр, манеразвукоизвлечения, подачи музыкального материала).
Часто дети не умеют воспроизвестислышимый звук, у них нет координации между слухом и голосом. Послеопределённого времени занятий – у кого раньше, у кого позднее, такаякоординация появляется. Но очень часто на чистоту интонации влияетзастенчивость ребёнка, или отсутствие внимания. При этом учитываютсяиндивидуальные особенности ребёнка. К каждому из них необходимо найти подход иподобрать те слова, которые дойдут до его понимания.
В работе над формированием вокальных навыковдетей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений,способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувствотяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембровогослуха, дыхания.
Учитывая, что дети младшего школьноговозраста ещё любят игровые моменты, следует подбирать упражнения таким образом,чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, моглозаинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительныеособенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различныхпевческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессеработы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения ктонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют ихэмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato,staccato, non legato.
Так, как Баба Яга является любимымперсонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать смладшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик БабыЯги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу”.У каждого ученика складывается свой образ сказочного персонажа.
У одних детей она получается злая, удругих – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.
Эмоциональное исполнение песни – залогтого, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, безэмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальныеспособности детей. Например, при исполнении игры “Иностранец”, дети при пенииизображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поютдети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детейдолжны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лицевидна грусть. Упражнение “Через стекло” имеет цель спеть так, чтобы черезстекло, по губам были понятны не только слова, но и характер песни. Развитиюэмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию,чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи”:Напаркете в восемь пар мухи танцевали, увидали паука, в обморок упали!
В ходе задания дети учатся умениюудерживать интонацию на одном звуке. Кроме того, петь выразительно, передаваяхарактер песни.
Для развития чувства ритма младшихшкольников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитиеэтого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру“Повтори ритм”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальноминструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют.
Занятия пением должны приносить нетолько радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактическийхарактер, создавать возможность для самовыражения.
Так постепенно дети, обучающиеся вцентре, приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это оченьважно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новыезнания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.
Итогомпроцесса обучения являются полугодовые зачеты, открытые уроки, участие детей вконцертах центра и города, участие в конкурсах. На каждого ребенка заведенакарта индивидуального развития голоса, ведутся индивидуальные планы работы.
/>2.2 Вокальныеупражнения как средство развития вокальных навыков
Начальным этапом пения являетсяраспевание.Оно имеет две функции:
1) Разогреваниеи настройка голосового аппарата певцов к работе.
2) Развитиевокально-технических навыков, достижения качественного и красивого звучания впроизведениях.
Подготовка кработе — создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата вработу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонацияна одном звуке).
Наиболеераспространенными недостатками в пении являются: неумение формировать звук,зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткоеи шумное дыхание.
Распевание способствуетобразованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, артикуляция,резонирование).
Чтобысказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, которыйпроходя постепенно, струей через горло, как смычок по струнам, заставит наш«голосовой инструмент» звучать. Конечно, это очень упрощенная схема,но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное. Поющий должен так братьдыхание, чтобы «раскрывалась» грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи былиспокойными, спина прямой./>
Вотпример простых дыхательных упражнений, которые развивают и укрепляютдыхательный аппарат:
1.Положитеруки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните.Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напоромвходящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличныйобъем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опалиребра.
2.Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назадидет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. Атеперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, ана выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этомпочувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мынаправляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должнопомочь. Представьте себе, что твердое небо очень «высокое», куполом,как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) иназывается поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, ане толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясьна произношение звуков, слов.
3.Задувание воображаемой свечи.
Положителадони рук на ребра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Обратитевнимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легкихвыходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по меревыдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятыйвоздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых еезвуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессев пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь,внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобыпроверить правильность своих ощущений.
Упражненияна артикуляцию:
Дляактивизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад,вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком»,«трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его изугла в угол рта.
2. Почувствуйте кончик языка, онактивный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейтекончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да.Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
3. Чтобы освободить язык и гортаньвыполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затемполностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха созвуком «ФУ» (щеки «опадают»).
4. А чтобы укрепить мышцы гортани, энергичнопроизнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
5. Чтобы активизировать мышцы губ,надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые(собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
6. Это упражнение для освобождениянижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны,почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока непочувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но неприоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звукбесформенным, артикуляцию переукрупненной.
На развитие дикции направлены следующиеприемы: Чтение скороговорок. Читать их надо сначала медленно, постепенноубыстряя, по мере успешного совершенствования. При этом важно следить заритмичностью произношения. Не забывать про темп:
а) На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
б) Шит колпак не по колпаковски,
Надо его переколпаковать.
в) Ты сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
Нараспевание в начале урока отводится 10-15 минут, причём лучше петь стоя./> Формирование качественного певческогозвука, как правило, вырабатывается на упражнениях. Ровность голоса, ровностьгласных, развитие диапазон – все это, прежде всего результат работы на специальноподобранных системах упражнений.
Упражнениядля младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении,они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмическипростыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагиватькрайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следуетподыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.
Упражнение для распевания должны бытьхорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть икратковременном) педагог должен давать различные упражнения на звуковедение,дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потомукак дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждымзанятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно бытьтесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песеннымматериалом./> Иногда упражнениямогут носить эпизодический характер, чаще это фрагменты изучаемого песенногоматериала (обычно берутся, трудные места).
В начале следует давать привычныеупражнения, хорошо впетые. Умеренная сила голоса и работа на центральных звукахдиапазона способствует стабильному правильному выполнению этих упражнений.
Работунадо начинать буквально с одной ноты, с наиболее ярких звучащих тонов –примарных. Ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальныхинтервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные должны иметь однувокальную форму. Согласные должны быть легкими и четкими в произношении и непрерывать поток гласных. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса — основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатностьзвука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания иатаки звука.
Физиологиговорят, что атака звука — это способ и быстрота, при которой дыхательная щельпереходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыканияголосовых связок [6]. Атака оказывает большое влияние на голос в момент егозарождения. Для овладения верной атакой педагог М.Л. Петренко рекомендуетиспользовать упражнения на staccato (итал. стаккато — отрывисто).
Начинающимпомогут такие упражнения:
1.Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а, а, а, а или у, у, у, у.Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этотзвук иголочкой.
2.Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да илиду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «ароматцветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше).Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции.Горло широкое, низкое. 3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку»на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.
Умениеплавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыханииназывается кантиленой [6]. Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизанына нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет пострунам, рождая мелодию. Для начальной работы над legato и кантиленой надобрать простые упражнения и произведения, напевные, в спокойном темпе. Вот что оровности и легатности звука говорил М. Гарсиа: «При переходе от одногослога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков иослабления, как будто все построение составляет только один ровный ипродолжительный звук… Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр,а также одинаковую силу и качество звука» [8]. Создавая наилучшие условиядля хорошего звучания, певец как бы «растит» свой голос, а невыгоняет его силой. Никогда не надо форсировать звук". Результат хорошейвокальной «школы» — это когда мышечный автоматизм в пении проходитчерез слуховой «контроль» поющего [13]. Надо с самых первыхупражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но иуметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться — тогдаголос зазвучит, заблестит.
Несколькопервоначальных вокальных упражнений:
1.Поем слог: «ва», «ма» или «да». В удобнойтесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не«выжимать» дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливатьподачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно,иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческоедыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессывокальной координации. 2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затемpiano. Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подачедыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков — legato. Контролироватьправильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободнойгортанью.
3.На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, наодном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательностьгласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобствоартикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на«а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной;исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализовсольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющегонаправлено в другое русло, что отражается на качестве звука.
Следующиеэтапы работы с голосом:
Дляработы над подвижностью и беглостью голоса на начальном этапе используютсяочень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе иограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань. Основной принцип в этойработе: точность интонации, отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно,ритмично. Сначала — гаммы в диапазоне октавы; если страдает четкость, тодобавляются слоги да-да-да… или ла-ла, та-та. Петь mezzo forte, неперегружать дыхание, не спешить с увеличением темпа. Приступать к работе надбеглостью можно только при условии освобожденной гортани. Недостаточно чистаяинтонация у певца может быть либо при отсутствии координации слуха и голоса,либо при плохо развитом слухе, либо при отсутствии вокальных навыков.
Каждыйтрудный, не удающийся вокально интервал или отрезок произведения нужно«вынуть» из музыки и спеть на удобные гласные legato, martellato, а,может быть, транспонировать вниз, вверх (на 1/2 тона, на 1 тон). Петь этот фрагментследует как вокальное упражнение.
«Ставитькрасиво» отдельные ноты — это еще не пение. Пение — непрерывное илогическое движение голоса, определяемое смыслом музыкального произведения [13]
Такимобразом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обученияпению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокальныхупражнений. И не забывать о физиологических возможностях детей младшегошкольного возраста.
Заключение
В результатепроделанной работы можно сделать следующий вывод:
1. Рассмотрениепсихологических и физиологических особенностей детей младшего школьноговозраста показало, что у детей еще не до конца сформирован голосовой аппарат –тонкие связки, малоподвижное небо, слабое, поверхностное дыхание. Организмнаходится в процессе роста, активно развивается мышление, воображение, память,речь. Ведущей деятельностью является учение – приобретение новых знаний,умений, навыков.
2. Основными вокальными навыками, формирующимися в пениидетей младшего школьного возраста, являются дыхание, артикуляция,звукообразование и резонирование. Начальным этапом пения является распевание.Пение вокальных упражнений способствует развитию вокальных навыков.Физиологические возможности и вокальные способности у детей разные, поэтомувокальные упражнения следует подбирать индивидуально для каждого ребенка.
3. Дана характеристика вокального развития младшихшкольников в условиях Центра Детского Творчества. Значение занятий искусством,музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизничеловека сферы:
Здоровье. В процессе пения происходит естественнаяреабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, чтонаучно доказано и обосновано.
Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процессформирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается иукрепляется память.
Самоактуализация. Формируются метапотребности (отдаленныецели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность идуховную свободу.
Занятия вокалом очень важны в эстетическом развитииличности ребенка. Основной формой занятия является урок, который длится 40минут. Занятия проходят 1 — 2 раза в неделю. В конце каждого полугодия детисдают зачеты, участвуют в открытых уроках. На каждого ребенка заведена картаиндивидуального развития голоса, заполняются индивидуальные планы. Ведетсяработа с родителями: собрания, индивидуальные беседы, пошив костюмов и др. Детиактивно принимают участие в конкурсах и фестивалях не только центра, но и вгородских, областных и российских конкурсах. В Центре Детского Творчества естьдва концертных зала, звуковая аппаратура ( радио микрофоны, колонки и др.),библиотека, костюмерная.
4. Подобраны наиболее оптимальные методыи приемы развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста посредствам упражнений, исходя из вокальных способностей каждого ребенка./>Таким образом, обучение детейпению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания иразвития.
Даннаякурсовая работа затрагивает лишь один аспект проблемы вокального воспитания. Мынамереваемся продолжить исследования вокального развития детей, в связи с чемпредполагается расширение предмета исследования в будущем.
Библиографическийсписок
1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей [Текст] / В.А.Багадуров. – М.: Музыка, 1953. —
2. БелкинА.С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / А.С. Белкин // — М.: Академия, 2000. — 192 с.
3. БелоброваЕ.Ю. Описание стандартных упражнений для развития вокальной техники[Электронный ресурс]: Е.Ю. Белоброва. — Tulamusic 2005 — 2007 – Режим доступа: www.rockvocal.com
4. ВарламовА.Е. Полная школа пения. [Текст]: учеб. пособие, 3-е изд. // СПб.: Лань, 2008.– 120 с.
5. ГонтаренкоН.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] метод. пособие / Н.Б.Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
6. ДмитриевЛ.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. –368 с.
7. ЕмельяновВ.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В.В. Емельянов. — 5-е изд.,стер. – СПб.: Лань, 2007. – 192 с.
8. ИсаеваИ.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей [Текст]/И.О. Исаева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 319 с.
9. МалининаЕ.М. Вокальное воспитание детей [Текст] / Е.М. Малинина. — Л.: Музыка, 1967. — 88с.
10.  МорозовВ.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] /В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Искусство и наука, 2002.– 496с.
11.  НемовР.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
12.  ОбуховаЛ.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Российскоепедагогическое агентство. 1996. — 374 с.
13.  ПекерскаяЕ.М. Вокальный букварь [Электронный ресурс]: электронный учебник. / Е.М.Пекерская. – М.: 1996. – Режим доступа:thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html
14. Плужников,К. И. Механика пения. [Текст] / К. И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88с.
15. СтуловаГ.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П. Стулова.- М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 270 с.
16. СухомлинскийВ.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Школьная пресса, 2003 — 192с.
17. ТепловБ.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избр. труды / Б.М. Теплов. — М.:Педагогика, 1985. Т. 1. — 330 с.
18. ХалабузарьП.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз.училищ /П.В. Халабузарь. — М.: Музыка, 1990. – 173 с.
19. Энциклопедияюного музыканта [Текст]. — Санкт-Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.