Реферат по предмету "Педагогика"


Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
КарагандинскийГосударственный Университет им. Е.А. Букетова
Педагогическийфакультет
Кафедра Педагогики иМетодики начального обученияКурсовая работа
по Педагогике
Роль деятельности иобщения в воспитании младших школьников
Выполнила: студентка 3 курса
ПиМНО-22
Молдабекова А.Ж.
Научный руководитель:
Капинос Н.В.
 

Караганда — 2008
/>/>/>/>/>/>Введение
Значение и функции начальной школы в системе непрерывногообразования определяются преемственностью её с другими звеньями образования инепреходящей, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитииличности ребёнка. В этой связи основной функцией начальной ступени являетсяформирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативнойготовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Современные условия характеризуются гуманизациейвоспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучшихкачеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Процессгуманизации проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектныхотношений, т.е. школьник рассматривается не как объект для педагогическихвоздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей,индивидуальными особенностями и т.д.
Для субъективного рассмотрения данной темы курсовой работынеобходимо охарактеризовать возрастные особенности младшего школьника.
Поскольку в младшем школьномвозрасте большие изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности ребенка,то его воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями испособами различной деятельности, развивать коммуникативные способности,формировать познавательные интересы и способности. Огромная роль в развитии ивоспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Основнымисреди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра.
Например, игра является эффективным средством формированияличности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуетсяпотребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности вучебном и воспитательном процессе школьников. Она может успешно использоватьсяи как форма воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность, и каксредство воспитания различных сторон личности ребенка.
Поскольку вопроссовершенствование воспитания является актуальным всегда, то подход к воспитаниюмладших школьников, организация всего воспитательного процесса, должениспользовать все виды деятельности и общение детей.
Цель данной курсовой работы:выявить роль деятельности и общения в воспитании младших школьников.
В соответствии с целью былисформулированы задачи курсовой работы:
- Изучить научно-теоретические основы роли деятельности и общения ввоспитании;
- Провести анализ опытной воспитательной работы по формированиюнравственных качеств в процессе совместной деятельности младших школьников;
- Сделать выводы.
Курсовая работа опирается на исследования классиковпедагогики Команского Я.А., Ушинского К.Д., Сухомлинского В.А., ведущихпедагогов-психологов. Наиболее глубоко и содержательно младший школьный возрастпредставлен в работах Д Б Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников ипоследователей (Л И Айдарова, А. К Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов,В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.).
/>/>/>Глава I. Научно-теоретические основы роли деятельности иобщения в воспитании 1.1 Сущность и значение деятельности иобщения в воспитательном процессе
Развитиелюбого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующеепоколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает иобогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Всовременной педагогической литературе и практике понятие «воспитание»употребляется в широком и узком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя всюсумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее кактивному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В такомпонимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза,общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества,господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовойинформации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя такжеобразование и обучение.
Вузком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственногооблика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.
Воспитаниеявляется двусторонним действием; с одной стороны — деятельность педагога, сдругой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга,взаимовлияние, сотрудничество. Учитель — это лицо, которое осуществляетвоспитание (т.е. передает опыт поколений); кроме того, это может бытьдолжностное лицо, занимающееся воспитательной работой в учебно-образовательномучреждении.
/>/>Основой воспитательного процесса, главным источникомформирования общественно ценных качеств личности является деятельность иобщение. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятельностьвоспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекаетвоспитательный процесс,— такова его закономерность. (Бабанский)
Деятельностью, социальными действиями порождаются отношенияреальных личностей. С. Л. Рубинштейн, известный психолог, утверждал, чтоличность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественномуокружению, к другим людям. Становление личности он рассматривал черезстановление ее основных отношений. В системе многообразных социальныхотношений, в которые вступает личность, особое значение имеют воспитательныеотношения, возникающие и развивающиеся в совместной деятельности, подчиненнойцелям воспитания. (Рубинштейн)
Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанниковпредполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения,систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной иволевой сфер в соответствии с нравственными принципами воспитания. (бабанский)
Деятельность можно определить как специфический видактивности ребенка, направленный на познание и творческое преобразованиеокружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Предметом деятельности называется то, с чем онанепосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательнойдеятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемыйматериальный продукт. [16]
Если обобщить и выделить основные виды деятельности,свойственные всем школьникам, они будут соответствовать общим потребностям,которые можно обнаружить практически у всех без исключения детей. Это — общение, учение, игра и труд.
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессеиндивидуального развития ребенка, за ним следуют игра, учение и труд. Все этивиды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активномучастии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение — это многоплановый процесс развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [24,с.211]. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь, люди обращаются кязыку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключаетсяв организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласоватьдействия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждениесобеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия другдруга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленнойна обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целиустановления взаимопонимания, добрых личных отношений, оказания взаимопомощи иучебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может бытьнепосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. Принепосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знаюти видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией,не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. Приопосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляютобмен информацией или через других людей, или через средства записи ивоспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс ит.п.).
Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому,происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений ивзаимодействий. «Психологическая природа человека представляет собойсовокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциямиличности и формами ее структуры» — писал Л. С. Выготский. [7]
С поступлением ребенка вшколу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причемдовольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимоена общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающимилюдьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, внего входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловоеобщение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем,проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитетучителя является для них очень высоким.
Учение выступает как вид деятельности, целью которогоявляется приобретение школьником знаний, умений и навыков. В основном, учениеорганизованно и осуществляется в специальных образовательных программах. Но ономожет быть и неорганизованным и происходить попутно, в других видахдеятельности как их побочный, дополнительный результат. Особенности учебнойдеятельности состоят в том, что она прямо служит средством личностного развитияшкольника.
Учебная деятельность — это деятельность, непосредственнонаправленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебнаядеятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее ещенет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметьтрудиться, он должен уметь учиться Чрезвычайно важной проблемой является умениеучиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задачаначальной школы — прежде всего, ребенка надо научить учиться.
Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Кажется,что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний,дифференцированный на отдельные науки. Но какие предметы подвергаются изменениюсо стороны самого ребенка. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что,усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметомизменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект,осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает каксамоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, котораяповорачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, „чемя был“ и „чем я стал“. Процесс собственного изменения выделяетсядля самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимсясубъектом каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия насебя — собственный предмет учебной деятельности.
Игра — это такой вид деятельности, результатом которого нестановится производство какого-либо материального или идеального продукта (заисключением деловых и конструкторских игр детей). Игры часто имеют характерразвлечения, преследуют цель получения отдыха.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности». [31]
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые,предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности,когда игрой занят один ребенок, групповые — включают несколько индивидов.Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность ребенка каких-либопредметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию,воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение ребенка,ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игрыс правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.Отношения, складывающиеся между детьми в игре, как правило, носят искусственныйхарактер в том смысле этого слова, что они не принимаются всерьез и не являютсяоснованиями для выводов о ребенке. Игровое поведение и игровые отношения не таквлияют на реальные взаимоотношения младших школьников, как учебная деятельностьи труд.
Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни детей. Ониимеют по преимуществу развивающее значение. Некоторые формы игровойдеятельности приобретают характер учебно-тренировочных занятий, спортивныхувлечений.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитиютворческих способностей, направлены на воспитание ребенка в целом.
Особое место в системе деятельности школьника занимаеттрудовая деятельность. Именно благодаря труду человек построил современноеобщество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовалусловия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего,практически неограниченного развития.
Участие детей в формах трудовой деятельностиоказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Одна из основныхтрудностей освоения знаний в школе — формализм. Ребенок как будто бы усваиваетзнания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами.Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивается сжизненной задачей, то прибегает обычно к житейским представлениям. Этопроисходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знанийна практике.
Цель трудовой деятельности школьников в формированииобщетрудовых умений интеллектуального характера, умений выполнить задачу нетолько индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительноймотивации труда школьников, их творческих способностей и других качествличности.
Далее необходимо выявить значение каждого вида деятельностии общения школьника для построения полноценного воспитательного процесса.Проведем анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения отношениявыдающихся ученых к организации воспитательного процесса и включению в негоразнообразной деятельности детей.
Прежде всего, воспитание школьников осуществляется впроцессе их учебной деятельности. Колоссальные потенциальные возможности длявоспитательного процесса имеет как грамотно построенный учебный материал(дидактический и программный), так и сама личность учителя.
В учебном материале должно содержаться большое количествоморально-этических суждений, нравственных коллизий, он должен глубокозатрагивать эмоциональную сферу школьников, стимулировать развитиенравственно-этических чувств. На уроках преподаватель напрямую выводит учениковна осмысление отношений к человеку и обществу, раскрывает прекрасное в природе,общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у детейположительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасногочеловека.
Воспитательное значение игрыво многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания импсихологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, отправильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкойорганизации и проведения всевозможных игр.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значенииигры для познания мира, для полноценного воспитания детей. «…Самодеятельнаяподражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеетгромадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». [15,с.556]
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходятзначительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, болеевысокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможностиигры, которую психологи и педагогики считают ведущей деятельностью ребенка.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимоиспользовать и направлять в целях решения определенных воспитательных задач.Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостныйпедагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учительвоздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание,на волю и на поведение в целом. [7]
В школьныегоды круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанностистановятся более постоянными. Общение как деятельность выходит на качественновысокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников,что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними.
Если в детском коллективе утвердились отношениядоброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждомуребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнеестановятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести,коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие,состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболееполное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу дляразвития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношенийлюдей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования гуманныхчеловеческих отношений [20, с.56].
Только в процессе общения со сверстниками, в коллективе складываетсясреда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а,следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицироватьсебя с другим человеком.
Какова же главнаясила, объединяющая детей в коллектив? Какова та сила, которая ведет к духовнообогащающему единению людей? Что же создает подлинную гармонию личного иобщественного? На важнейшие вопросы современной практики и теории воспитания В.А. Сухомлинский отвечает так: «Эта сила — забота человека о человеке. Ответственностьчеловека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом».[31] И этот тезис В. А. Сухомлинскийразвертывает в своих трудах всесторонним образом, определяя единство развитогообщения и гармонического становления личности школьника.
Другим важным направлением воспитательного процессашкольников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются ихнасущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении исамоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаютсяособенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальныхотношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мереразвиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие личностные качества, как мужество,ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитатьтолько в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимыжизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности,принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают в трудовойдеятельности.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебномпроцессе, в трудовой деятельности как бы испытываются. Проверяется ихцелесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются сбольшей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Божович Л.И. также подчеркивала большое значениетруда для формирования всесторонне развитой личности младшего школьника.«Задача школы заключается не только в том, чтобы дать определенное количествознаний. Нужно также воспитать ребенка. Школа пытается сформировать личностныекачества в ходе учебной деятельности. Учебная деятельность сама по себе неможет полностью обеспечить формирование этих качеств, она не имеет для этогоблагоприятных условий. В труде общественный результат деятельности выступает вреальной предметной, вещественной форме. В труде более ощутимо выступает необходимостьсовместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Именнопоэтому труд имеет особо важное значение для воспитания школьника». [4]
Какое значение имеет сотрудничество и взаимодействие детей входе развития воспитательного процесса? Можно сделать вывод о том, что вдеятельности каждого отдельного младшего школьника коллектив и общение играютнезаменимую роль, положительную. Данный вывод согласуется с мнением Пиаже,который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлялих отношениям „ребенок — взрослый“. В группе сверстников, отношенияравноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими быдемократичными они не были) — иерархические и несимметричные. Пиаже утверждал,что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрениядругого, развиваются только при общении детей между собой и организациисовместной игровой, учебной и трудовой деятельности. [25]
Такимобразом, для развития индивида как полноценно развитой нравственной личностиобщение и коллективная учебная, игровая и трудовая деятельности представляютсянезаменимыми.
Остановимся более подробно на особенностях использованияразличной деятельности и общения в воспитании младших школьников.
1.2 Особенностииспользования деятельности и общения в воспитании младших школьников
Младший школьный возраст –это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение вначальных классах. (Психологический словарь).
Младший школьный возраст — это особый период в жизниребенка. Особенности младшего школьного возраста как начального звена школьногодетства нельзя считать окончательными и неизменными. Можно говорить лишь онаиболее характерных чертах этого возраста.
Основные психологические новообразования младшего школьноговозраста составляют произвольность и осознанность всех психических процессов,кроме интеллекта, и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, котороепроисходит благодаря усвоению системы научных понятий. [10, с.15]
Вэтом возрасте все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства:нравственные, интеллектуальные, эстетические.
/>Когда6-7-летний ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этапего жизни. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, новнутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основнымивидами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование,конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.
Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в младшемшкольном возрасте доминирующее значение имеет игра. В младшем школьном возрастевозникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре.В ней выделяется отдельная учебная задача. Неправильно думать, что игра вшкольном возрасте полностью теряет свое значение, она сохраняется, нопроисходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности. Припереходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игрыс достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные игры). Вшкольном возрасте меняется соотношение между этими двумя деятельностями: играначинает подчиняться учебной деятельности.
Что же происходит, когда ребенок приходит в школу?Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, какподчеркивал Д. Б. Эльконин. [17, с.91] Как характеризовать учебную деятельностьмладшего школьника? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Ноэто недостаточная характеристика. В игре ребенок тоже усваивает знания(дидактические игры, например). В младшем школьном возрасте усвоение — косвенный продукт какой-то другой деятельности.
Мерилом сформированных качеств личности выступают неслова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд,учение — важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и дляупражнения в поступках и действиях.И формирование личности в процесседеятельности школьников обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею состороны педагога. При этом условии руководство деятельностью младших школьниковстановится методом воспитания. Поэтому необходимо рассмотреть содержаниедеятельности учителя в организации воспитания и основы воспитательной работы.
/>/>/>Глава II. Анализ опытной воспитательной работы поформированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младшихшкольников/> 2.1 Методика работы воспитателя поформированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективнойдеятельности
Как уже было выявлено,общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение длявоспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельностизависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущейв процессе формирования нравственного развития детей. Дружеские взаимоотношенияво всех видах деятельности младших школьников дополняют и расширяют возможностиформирования нравственных качеств.
Нравственное воспитание младших школьников осуществляетсякак через совместные мероприятия, общие дела, так и через рефлексивнуюдеятельность детей, через размышления, диалоги, дискуссии и т. д. Всясистема занятия, их содержание, методы проведения направлены на развитиесамосознания учащихся. Именно эта направленность определяет атмосферу, стиль итон жизни детского коллектива. Таким образом, происходит не только личностноенравственное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование детскогоколлектива как значимой социально-психологической группы.
Эксперимент поформированию нравственных качеств в процессе совместной деятельности младшихшкольников проводился в 1 В классе СШ №35 им. Ю.Н.Павлова г.Караганды, всоставе 27 учащихся.
Рассмотрим систему работы по организации воспитаниянравственности у младших школьников в процессе совместной деятельности. Даннаясистема является реальным воплощением следующих смыслообразующих идей:
— наиболее продуктивные и достойные человека способывзаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимныеуступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
— дружным коллектив может стать, если дети заняты общей,увлекательной для них деятельностью, если в коллективе доброжелательнаяатмосфера, если каждый стремится понять себя и другого и в то же время умеетпринимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
— достойное решение — это самостоятельный ответственныйвыбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из ее индивидуальныхинтересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
— умение быть самостоятельным — это целостноепроявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражаетсяпрошлое, проецируется будущее младшего школьника.
На этих занятиях никто никого не учит, но каждый, учится.Учится, размышляя. Размышляя о жизни, о своем собственном нравственном опыте иповедении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах. О своейвзаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними.
Каждое занятие, как правило, начинается с разминки. Еецель — создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержатьих взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы-чувство».
Так как дети нуждаются в оценивании взрослыми ихдеятельности, то оно происходит в виде словесного, интонационного,мимического выражения воспитателем своего заинтересованного, уважительногоотношения к сказанному, изображенному, сочиненному детьми.
Повторение и объяснение нового материала по формированиюнравственных качеств выступают чаще всего как беседа, дискуссияи т. п.
Занятия по воспитанию у ребенка умений жить вместе и бытьсамостоятельным иногда протекают достаточно шумно. И это запланированный,необходимый и неизбежный рабочий шум, поскольку надо дать возможность каждомувысказаться, отстоять свою точку зрения, а слушать сверстников младшие школьники,как правило, еще не умеют. Вначале на занятиях преобладают развернутые,эмоциональные монологи детей. Затем все чаще участники общей работы включаютсяв диалог (воспитателя с ребенком, детей между собой и т. д.). Дляэтого детям надо многое уметь: слышать друг друга, доносить свое сообщение досверстников, адекватно реагировать на сообщение другого и пр. Наконец,возникает групповая дискуссия, которая является почти обязательным элементомкаждого занятия.
Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию младшихшкольников, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение,корректировать свою позицию, приходить к общему решению, непросто. Главныесредства учителя в этом отношении — вопросы и интонации.
Педагог задает вопросы, главным образом обращенные квнутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. Он вызывает детей наразмышления, демонстрирует свою заинтересованность во мнении всех безисключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеетпреобладающая интонация ведущего. Он может использовать широкий веер интонаций:
- вопросительную;
- шутливую;
- восторга («Какой молодец! Как интересно!»);
- удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше непонимали?!»);
- сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это невсегда так. Надо подумать…»);
- сочувствия («Я понимаю, что это трудно…»);
- уверенности («Мы обязательно справимся с этим»).
В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь всилу возрастных особенностей им очень важно рассказать учителю о себе, обратитьна себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный ответ, вызватьнеодобрение или получить плохую отметку. В результате каждый стараетсявысказаться, а те, на кого не хватило времени на занятии, очень обижаются, такчто приходится продолжать обсуждение проблемы не на одном, а иногда и не надвух занятиях.
Основным условием успеха организации групповойдискуссии является неукоснительное соблюдение самим взрослым ряда правилсовместного обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется,если ведущий категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками,выражает пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы.
Участвуя в дискуссии детей, важно не стремиться к тому,чтобы она обязательно привела к возникновению единого мнения среди младшихшкольников, к окончательному ответу на обсуждаемый вопрос. Открытость,незавершенность проблемы чрезвычайно полезна для детей, склонных в этомвозрасте к поверхностному, упрощенному восприятию окружающего мира и егопротиворечий.
Несмотря на насыщенность воспитательных занятий общением,достаточно часто на них царит тишина. Ребенок размышляет о непростых вопросахсвоего и человеческого бытия, о человеке среди людей; вспоминает конкретные,актуальные для него ситуации из собственной жизни или из книг, фильмов,рассказов других людей; выполняет творческие работы. Разумеется, такая тишинаприходит в класс не сразу и не по приказу. Она возникает лишь в особойатмосфере, создание которой — забота учителя. Речь идет об атмосфереискренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения любогомнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В такойатмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах,уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо. И вто же время ему легче научиться прислушиваться к чужим мнениям, уважать точкузрения каждого сверстника, окружающих его взрослых и т. д.В такой атмосфере и взрослому легче уйти от стереотипов поведения имышления.
Такая демократичная атмосфера не возникает в детской средесама собой. Ее создание и поддержание полностью зависит от мастерствапедагога — от того, насколько он готов к импровизации на занятиях;насколько важно для него развитие ребенка. Очевидно, что не каждый учительготов к такой работе. Создание такой атмосферы в детском сообществе — делонелегкое, хотя бы потому, что отношение к ребенку как к человеку, а не«кибернетическому устройству» по усвоению и воспроизводству информациинетрадиционно для наших школ. Иногда противятся этому и родители. Но еслиу ребенка не будет опыта жизни в атмосфере уважения, ненасилия и терпимости,ему трудно будет стать самостоятельным и продуктивным человеком.
Важнейшими условиями поддержания такой атмосферы в детскойсреде являются: деликатность взрослых, признание за детьми не только права насобственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятыми, но и права наличную тайну, на неприкосновенность своего внутреннего мира. Вот почемупедагогу важно преодолевать излишнюю категоричность (детей, свою, других взрослых),стараться ходить от позиции держателя истины в последней инстанции, не бытьгиперактивным на занятиях.
Созданию такой атмосферы помогают некоторые особенностисамих воспитывающих занятий. Например, вопросы, которые на них обсуждаются, неимеют единственно верных ответов. Детям не предъявляются образцы дляобязательного воспроизведения. Занятия насыщены изобразительной деятельностьюи пр. Взаимную доброжелательность, терпимость, поисковую и рефлексивнуюактивность поддерживают и литературные тексты, обсуждаемые на занятиях, иразминки, и творческие задания, и игры.
Для того, чтобы цели воспитывающих занятий были достигнуты,важно работать не только с сознанием, но и с эмоциями младших школьников.Существует целый ряд технологических приемов сотрудничества с детьми наэмоциональном уровне. Известна сила воздействия на органы чувств экспрессивнойсловесной информации, музыки, динамичных по сюжету рисунков, ярких цветовыхпятен, движения, в том числе и ритмически оформленного, и пр. В связис этим большой интерес представляет технология использования цветописи.Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что убольшинства людей определенное настроение связывается на подсознательном уровнес определенным же цветом. Регулярная фиксация младшим школьником своегонастроения с помощью цвета (цветописи) наглядно показывает учителю, какоенастроение преобладает в классе, есть ли дети, чье настроение не совпадает собщим, кто из детей требует к себе особого внимания, насколько дети дружелюбны,внимательны, терпимы друг к другу, эффективна ли работа с коллективом.
В то же время регулярное фиксирование своего настроенияважно и для ребенка. Оно может стать для него стимулом более осознанногоотношения к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Вот потому едва ли не спервого занятия младшим школьникам предлагается в конце каждого дня,проведенного в школе, отражать свое настроение. Для этого можно на стене классавывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеиваюткружочки разного цвета. При этом им сообщается, что, например, желтый кружочекобозначает «мне интересно», зеленый — «мне неинтересно», красный —«мне хорошо», синий — «мне плохо».
Возможен и другой вариант отражения школьниками своегонастроения. В классе вывешивается изображение двух лиц: веселого ихмурого. Перед уходом каждый ребенок приклеивает рядом с одним из этих лицкружочек любого цвета. В этом случае младший школьник свободен в своихцветовых ассоциациях, но его настроение все равно оказывается зафиксированным.
Воспитательное значение цветописи состоит не в том, чтобыунифицировать эмоциональное состояние каждого младшего школьника. Ежедневнофиксируя свое эмоциональное состояние, видя внимание учителя к этому процессу,каждый ребенок убеждается в том, что и он сам, и его сверстники значимы другдля друга, равноправны в коллективе. Кроме того, дети привыкают осознавать своичувства, интересоваться настроением друг друга, соотносить свое поведение снастроением окружающих, учатся понимать внутренний мир людей,т. е. становятся более зрелыми.
Систематически осуществляемая детьми цветопись усиливаетпроцессы образования дружного коллектива, развивает в них стремление бытьсамостоятельными и поддерживает оптимизм, чувство эмоционального благополучия.Учитель ежедневно анализирует ее, делает выводы и сообщает о них детям так,чтобы их интерес к отражению своего настроения не пропадал и чтобы они былиправдивы при этом.
Развитие у детей умения сотрудничать и в то же время бытьсамостоятельными происходит благодаря не только специфическому содержанию иособой организации специальных занятий, но и созданию особого контекста всейжизни группы. Этот контекст создается демократизмом отношений между взрослыми идетьми, организацией разнообразной, интересной для тех и других совместнойдеятельности, постоянным педагогическим анализом происходящих в группепроцессов. Очевидно, что воспитание у детей умения жить вместе и бытьсамостоятельными осуществляется и продолжается и вне специальных занятий: наобычных занятиях, праздниках, во время экскурсий и прогулок. Таким образом,успех этой работы зависит не только от того, кто ведет специальные занятия,хотя от него в первую очередь./> 2.2 Выявлениеуровня нравственной воспитанности младших школьников
Цель исследованиязаключается в определении уровня нравственной воспитанности до проведенияэксперимента воспитания нравственных качеств у детей в процессе становлениядетского коллектива и в процессе коллективной деятельности. Исследованиепроводилось двумя экспериментами. После проведения экспериментов на основерезультатов сделаны выводы.
Нравственное воспитание процесс противоречивый идлительный. Для того чтобы узнать достиг ли цели воспитательный процесс, нужносопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Подрезультатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью иликоллективом уровень сформированности каких-либо качеств. Выявить степеньсоответствия его запроектированному помогает диагностика. Данныедиагностического изучения сопоставляются с начальными характеристиками, разницамежду начальным и конечным результатами определяет эффективность процессавоспитания. Критерии нравственной воспитанности – это показатели уровнясформированности различных качеств.
Работа по выявлению результативности нравственноговоспитания младших школьников проводилась в сш. №35 1 «В» классе г.Караганды, всоставе 27 учеников. Для выявления результативности при формированиинравственных качеств были использованы следующие критерии сформированностинравственных качеств:
I. Уровень сформированности нравственных навыков в поведении воспитанника впроцессе коллективной деятельности.
II. Уровень доброжелательности, выражающийся в выставлении самооценки иоценок нравственным качествам товарищей.
В анализе уровня сформированности нравственныхнавыков в поведении воспитанника в процессе коллективной деятельности тестомслужит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника вопределенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих оналичии или отсутствии определенных качеств.
Важнейшую роль в нравственном воспитании младшихшкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. Вусловиях правильного воспитания у детей развивается умение руководствоваться всвоем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основнравственной направленности личности. Растущая самостоятельность и осознанностьповедения приводят к развитию способности руководствоваться в поступкахусвоенными нравственными нормами.
Для выявления уровня сформированности нравственныхкачеств в процессе становления детского коллектива были определены следующиепоказатели:
1. Потребность в приветливости, вежливости в общении со сверстниками
2. Умение быть внимательным к другому ребенку, замечать его настроение,помогать или не мешать в выполнении деятельности.
3. Осознанное отношение к своим поступкам и поступкам сверстников
Данные для определенияуровня сформированности учитель собирает в ходе различной совместнойдеятельности детей, отмечая для себя их позитивные и негативные поступки,например, при проведении тестового занятия «Помоги другому». В попытке охватитьболее широкий спектр проявления нравственного опыта были учтены оценочныесуждения детей, ответы, высказывания, особенности реального поведения.
Далее данные анализируются и обрабатываются. Врезультате учитель каждому ребенку проставляет соответствующий ему показательсформированности нравственных качеств.
Данные показатели определились по уровням:
а) Высокий – ставился за сформированностьпотребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности сдругими детьми, умение быть внимательным к другим детям, анализировать своипоступки и поступки сверстников.
б) Средний – ставился за сформированностьпотребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности сдругими детьми, но допускались небольшие недочеты в умении быть внимательным кдругим детям; не всегда осознанное отношение к своим поступкам.
в) Низкий – ставился за то, что ребенок не всегдасоблюдает приветливость и вежливость в совместной деятельности с другимидетьми, не умеет быть внимательным к другим детям, действует только поаналогии, не умеет самостоятельно анализировать свои поступки, делает этотолько под руководством учителя.
Данное исследование проводится в два этапа: до ипосле проведения работы по формированию нравственных качеств детей в совместнойдеятельности.
При анализе уровня доброжелательности, выражающемсяв выставлении самооценки и оценок нравственным качествам товарищей проводитсяследующий эксперимент.
Подготовка эксперимента. Приготовить по однойфотографии каждого ребенка класса, 3 игрушечных домика.
Проведение исследования. Эксперимент проводитсяиндивидуально с детьми младшего школьного возраста. Ребенок оцениваетнравственное качество сверстников и себя. Оцениваются качества, непосредственновоспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность,физическая сила.
Перед испытуемымраскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и егособственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в однустопку, например, фотографии «самых добрых» (говорят, что они «делятсягостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносятиз дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другуюстопку — фотографии детей «не очень добрых» («не любят делиться гостинцами, недают поиграть своими игрушками» и т.д.). Фотографии детей, которые «толькоиногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственнуюфотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости отсамооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладываетфотографии 3 раза.
Каждая стопкафотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того какэкспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются настоле.
Обработка данных.Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделеннымкачествам заносят в таблицу (образец в таблице 1). Детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженныете или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых оннаделял отрицательными качествами, — -1.
коллективныйобщение воспитательный школьный
Таблица 1 – Образец сравнительнойоценки нравственных качеств у себя и сверстников
Фамилия,
имя ребенка Оценка сверстников Самооценка
Сумма положительных иотрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, являетсяличностной характеристикой его самого: в ней выражается степень егодоброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициентдоброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одногоребенка.
Поскольку количестводетей, участвующих в эксперименте – 27, то уровень доброжелательностивычисляется, исходя из следующих значений коэффициента:
— 18 и болееположительных баллов – В (высокий уровень доброжелательности);
— 10 и болееположительных баллов – С (средний уровень доброжелательности);
— менее 10 – Н(низкий уровень доброжелательности).
В процессе выявления уровня сформированностинравственных навыков в поведении дети показали следующие результаты:
— количество учащихся с высоким уровнемсформированности нравственных навыков увеличилось на 8 человека и составляет48%
— количество учащихся со средним уровнемсформированности нравственных навыков уменьшилось на 5 человек и составляет44,5%
— количество учащихся с низким уровнемсформированности нравственных навыков уменьшилось на 3 человека и составляет7,5%.
В процессе выявления уровня доброжелательности детипоказали следующий результат (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты проведения эксперимента поформированию нравственных качеств№ уровня Было: (1 срез) Стало: (2 срез) Чел. % Чел. %
В
С
Н
11
13
3
40,7
48,2
11,1
16
11
59,3
40,7
— количество учащихся с высоким уровнемдоброжелательности увеличилось на 5 человек и составляет 59,3%
— количество учащихся со средним уровнемдоброжелательности уменьшилось на 2 человека и составляет 40,7%
— количество учащихся с низким уровнемсформированности доброжелательности уменьшилось на 3 человека и составляет 0 %.
В результате проведения работы по формированиюнравственных качеств в процессе коллективной деятельности у детейподготовительной группы повысился уровень нравственной воспитанности.Проведенная работа оказалась эффективной, т.к. воспитание нравственных качествактивизирует процесс становления детского коллектива, формируетдоброжелательные и дружные отношения в нем, что благотворно отражается навоспитательном процессе в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогомбыли выбраны оптимальные формы и методы работы, направленные на формированиенравственных качеств детей в процессе становления детского коллектива. Припланировании и проведении эксперимента были учтены возрастные особенностимладших школьников.
Заключение
Младший школьный возраст является наиболееответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастногопериода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развитияребенка.
Основные достижения этого возраста обусловленыведущим характером учебной деятельности, но также имеют большое значение идругие виды деятельности младшего школьника. Каждая из форм организациивоспитательного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельностидетей.
Учебная деятельность ребенка является совсем инойдеятельностью, чем игра, она предъявляет к нему настоящие, серьезныетребования. Ребенок учится реально изменять самого себя, а не символически.Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средствомпсихологического развития школьника.
В отличии от учебной деятельности игра являетсясредством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогическийпроцесс.
Также важно включать в воспитательный процесс трудовуюдеятельность. Учебная деятельность сама по себе не может полностью обеспечитьформирование нравственных качеств, она не имеет для этого благоприятныхусловий. В труде общественный результат деятельности выступает в реальнойпредметной, вещественной форме.
Использование различныхкоммуникативных методов (общения) в организации воспитательной работы позволяетпостроить продуктивные отношения детей друг с другом, сформировать коллектив,познать состояние “вместе”, резонанс ощущений самочувствия души, рождениядружбы, товарищества, братства. Такая воспитательная работа предполагаетиспользование в учебной и внеклассной работе форм общения в диадах, триадах,групповых, классных форм и т.д.; помощь учителя в поиске друга, реализациисимпатий младших школьников.
Традиционно воспитание младших школьников осуществляетсялишь через освоение ими содержания учебных предметов и организацию их учебнойдеятельности. Педагог, организующий воспитание детей с помощью игровых методов,методов, использующих трудовую деятельность, а также через развитие общениямладших школьников, получает дополнительную возможность воздействовать напознавательную и волевую сферы ребенка, позитивно влиять на успешность еговоспитания.
Таким образом, в работе по формированию нравственныхкачеств в процессе совместной деятельности и общения младших школьников былисделаны следующие выводы:
— У младших школьников в процессе совместнойдеятельности любого вида, будь то игра, учение или труд, активно сплочениеколлектива.
- Взаимоотношения у детей довольно устойчивые.
- Удачным методом нравственного воспитания является совместнаядеятельность.
- У детей возраста семи лет уже можно сформировать вполне осмысленные нравственныепредставления в процессе совместной деятельности.
Сплочение коллектива не будет хорошим, если непроводить в нем какую-то работу по формированию нравственных основ дружескихвзаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”.Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в классе. Да ипотом в дальнейшей учебной деятельности дети будут уметь дружить, находитьконтакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти нравственныекачества ценятся в людях.
/>/>/>Список используемой литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов –М.: Просвещение, 1983г.
2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск,1990.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальныхклассах.- М.: Просвещение, 1980.
4. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.:Просвещение.- 1983
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986г.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
8. Гаврилова Г.П. О воспитаниинравственности чувств- М.: 1984г.
9. Государственные стандарты начального образования Республики Казахстан. –Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им.Ы. Алтынсарина, 1998 г., 223 стр.
10. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник каксубъект учебной деятельности// «Вопросы психологии», 1992. № 3—4. С. 14—19.
11. Дробицкий О.Г. Проблемынравственности — М.: 1997г.
12. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольноевоспитание.- 1986, №1
13. Коменский Я. А. Великая дидактика. — Избр. пед. соч. М., Учпедгиз,1955г.
14. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие длястудентов дневной и заочной формы обучения специальности «Педагогика и методиканачального обучения». – Караганда: Издательство КарГУ, 2004. – 211 с.
15. Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3.1959. с. 556-557
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
17. Лецких Л.А. Развивающий конон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина //Начальная школа – 1997г. №3, стр.91
18. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособиедля студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1988
19. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для студентовпедагогических высших учебних заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. Гос.Пед. ун-т. Екатеринбург, 1994г.
20. Макаренко А.С. Цель – воспитание – Соч. М.: 1958 т.5, стр.353
21. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002г.
22. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. пособие /Автор – составитель В.П. Шульгина. (Серия «Школа радости»). Изд-е 2-е. – Ростовн/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 320 с.
23. Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическоеагентство, 1996.
24. Петровский А.В. Общая психология, М.: Просвещение, 1976г..
25. Пиаже, Ж. Избранные психологическиетруды. М., 1969.
26. Подласый И.П. Педагогика — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000г.
27. Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., — Нов, 1999г.
28. Рувинский Л.И. Психолого – педагогическая проблема нравственноговоспитания — М., «Педагогика» 1981г.
29. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М.,«Просвещение», 1978. – 351 с.
30. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании.- М.: Педагогика.- 1978
31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.
32. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.:Педагогика, 1988 г.
33. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников каксубъектов учебной деятельности// «Вопросы психологии», 1999, N 6
34. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.М.,1996.
/>Приложение 1
Таблица сформированностинравственных навыков в поведении младших школьников в процессе совместнойдеятельности 1 В класс СШ №35 г.Караганды № Фамилия, Имя ученика 1 2 3 средний балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Бийгериева Жанета
Бакай Руслан
Бекешев Тимур
Богданова Анна
Блум Татьяна
Буранбаева Сабина
Вылобкова Ксения
Высоцкий Кирилл
Галенда Наталья
Гева Максим
Григорьев Александр
Гриневецкая Кристина
Давиденко Геннадий
Данилюк Григорий
Курочкина Виктория
Лир Анастасия
Маковский Константин
Николаева Виолетта
Пятков Александр
Савкина Екатерина
Смагулов Руслан
Ступак Виктория
Тайжанова Асель
Теуту Анна
Шишканова Наталья
Шенгоф Вадим
Ярмак Афанасий
В
В
С
В
С
С
В
В
В
С
С
В
С
С
С
С
С
В
В
С
С
В
В
В
В
С
С
С
В
С
С
С
С
В
С
С
С
С
С
С
Н
С
С
Н
С
С
С
Н
С
В
В
С
Н
Н
С
С
Н
В
С
В
С
Н
С
В
С
С
Н
Н
Н
Н
Н
С
Н
С
Н
С
С
С
С
Н
Н
С
В
С
В
С
С
В
С
С
С
С
С
С
Н
С
С
Н
С
С
С
Н
С
В
В
С
Н
Н
1. Потребность соблюдатьправила и нормы культурного поведения в повседневной жизни.
2. Умение самостоятельнопревращать знания и чувства в повседневную норму поведения.
3. Осознанное,аналитическое отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.
/>/>Приложение 2
 
Таблица сформированностинравственных навыков в поведении младших школьников в процессе совместнойдеятельности 1 В класс СШ №35 г.Караганды № Фамилия, Имя ученика 1 2 3 Сред. балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Бийгериева Жанета
Бакай Руслан
Бекешев Тимур
Богданова Анна
Блум Татьяна
Буранбаева Сабина
Вылобкова Ксения
Высоцкий Кирилл
Галенда Наталья
Гева Максим
Григорьев Александр
Гриневецкая Кристина
Давиденко Геннадий
Данилюк Григорий
Курочкина Виктория
Лир Анастасия
Маковский Константин
Николаева Виолетта
Пятков Александр
Савкина Екатерина
Смагулов Руслан
Ступак Виктория
Тайжанова Асель
Теуту Анна
Шишканова Наталья
Шенгоф Вадим
Ярмак Афанасий
В
В
С
В
С
С
В
В
В
С
С
В
С
С
С
С
С
В
В
С
С
В
В
В
В
С
С
С
В
С
С
С
С
В
С
С
С
С
С
С
Н
С
С
Н
С
С
С
Н
С
В
В
С
Н
Н
С
С
Н
В
С
В
С
Н
С
В
С
С
Н
Н
Н
Н
Н
С
Н
С
Н
С
С
С
С
Н
Н
С
В
С
В
С
С
В
С
С
С
С
С
С
Н
С
С
Н
С
С
С
Н
С
В
В
С
Н
Н
1. Потребность соблюдатьправила и нормы культурного поведения в повседневной жизни.
2. Умение самостоятельнопревращать знания и чувства в повседневную норму поведения.
3. Осознанное,аналитическое отношение к своим поступкам и поступкам сверстников.№ уровня Было: (1 срез) Стало: (2 срез) чел. % чел. %
В
С
Н
5
17
5
18.5
63
18.5
13
12
2
48
44.5
7.5
/>/>Приложение 3
Таблица сформированностидоброжелательности учащихся 1 В класса СШ №35 г.Караганды№ Фамилия, Имя ребенка 1 срез 2 срез
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Бийгериева Жанета
Бакай Руслан
Бекешев Тимур
Богданова Анна
Блум Татьяна
Буранбаева Сабина
Вылобкова Ксения
Высоцкий Кирилл
Галенда Наталья
Гева Максим
Григорьев Александр
Гриневецкая Кристина
Давиденко Геннадий
Данилюк Григорий
Курочкина Виктория
Лир Анастасия
Маковский Константин
Николаева Виолетта
Пятков Александр
Савкина Екатерина
Смагулов Руслан
Ступак Виктория
Тайжанова Асель
Теуту Анна
Шишканова Наталья
Шенгоф Вадим
Ярмак Афанасий
В
С
С
В
С
В
В
С
В
С
Н
В
С
В
С
С
В
В
С
С
Н
В
С
В
С
С
Н
В
В
С
В
С
В
В
В
В
С
С
В
С
В
С
В
В
В
С
В
С
В
С
В
С
В
С № уровня Было: (1 срез) Стало: (2 срез) Чел. % Чел. %
В
С
Н
11
13
3
40,7
48,2
11,1
16
11
59,3
40,7
/>/>Приложение 4
Игра «Цветик-семицветик», проведенная на внеклассном занятиис учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды
Цель: способствует умению делать выбор, сотрудничатьс окружающими.
Оборудование: цветок, красные и желтые фишки.
Ход игры.
Каждый играющий, сорвав лепесток, может задуматьодно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когдалепесток облетит «весь свет». Дети по очереди с лепестками кружатся, произносяизвестные всем слова:
«Лети, лети, лепесток…»
Если желание ребенка связано с удовлетворением личныхпотребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественноезначение – красную.
Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровеньнравственного развития группы. Можно обсудить с детьми, какие желанияпонравились и почему.
2 вариант. Один лепесток срывают двое детей. Держась заруки, они совершают «полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
/>/>Приложение 5
 
Тестовое занятие «помоги другому», проведенное на урокерисования с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды
Подготовка исследования. Приготовить для каждого испытуемого по чистомулисту бумаги и по 2 листа с незавершенными рисунками, карандаши.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми исостоит из 2 серий.
Перваясерия. Реальный выбор. Ребенку предлагают закрасить картинку, сделав выбор:
I ситуация —самостоятельно закрасить картинку;
II ситуация —помочь ребенку, у которого не получается рисунок;
III ситуация — закрасить незакрашенный рисунок ребенка, укоторого все хорошо получается.
Дети,нуждающиеся в помощи, и тот, кто справляется с рисунком, в комнате отсутствуют.Взрослый объясняет, что они «вышли за карандашами». Если испытуемый решаетпомочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.
Втораясерия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора (см. первую серию)с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребенка. У одного из них работа(постройка из снега) идет успешно, а у другого — нет. Ребенок делает выбородной из трех ситуаций.
Обработка данных. Результаты оформляют в таблицу 2, приведенную ниже.
Таблица 2I серия II серия Всего детей Ситуация I II III I II III
Поскольку оказаниепомощи другому человеку в данной ситуации не ущемляет никаких интересовребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия. Делают выводы отом, оказывает ли ребенок помощь под влиянием сочувствия или простопредпочитает совместную деятельность индивидуальной.
/>/>Приложение 6
Сюжетные незаконченные рассказы, используемые на внеклассныхзанятиях с учащимися 1 В класса СШ №35 г.Караганды
Воспитатель: «Я буду теберассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояларядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала:«Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олюпомочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу.Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Ятоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя?Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала краснымкарандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказалаЛюба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил… Чтоответил Саша? Почему?
Помните,что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.