ВВЕДЕНИЕ
Внеурочные занятия поматематике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическомуобразованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников имаксимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывногообучения и самообразования особо важное значение имеют развитиесамостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыковсамообучения по математике. В психолого-педагогической литературе самостоятельностьобычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой безвмешательства со стороны. Самостоятельность личности не выступает какизолированное качество личности, она тесно связана с независимостью,инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем,уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как чертыличности школьника является познавательная самостоятельность, котораятрактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вестицеленаправленную познавательно-поисковую деятельность.
Самостоятельнаяпознавательная деятельность учеников может носить как характер простоговоспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении кучащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результатекоторой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающееиндивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника.Философское определение творческой деятельности как деятельности, результатомкоторой является открытие нового оригинального продукта, имеющего общественнуюценность, по отношению к учащемуся неприемлемо. Хотя бывают случаи, когдадеятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий иносит творческий характер, а ее результатом становится продукт, имеющийобщественную ценность: оригинальное доказательство известной теоремы,доказательство новой теоремы, составление новой программы дляэлектронно-вычислительных машин и т. п., как правило, в учебной деятельноститворчество проявляется в субъективном плане, как открытие нового для себя,нового в своем умственном развитии, имеющего лишь субъективную новизну, но неимеющего общественной ценности.
Творческий (продуктивный) ивоспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связанымежду собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальнымэтапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий пообразцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамкахвоспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В своюочередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий пообразцу.
В дидактике установлено, чторазвитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обученияматематике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности,воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческойсамостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровнисамостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящейсамостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательныхвзаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебнойработы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующийуровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания иразвития самостоятельности личности в обучении заключается в управлениипроцессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.
1. СИСТЕМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
По характеру учебной самостоятельной деятельностиучащихся на внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыреуровня самостоятельности.
Первый уровень— простейшая воспроизводящая самостоятельность.Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученикапри выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний,когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи,упражнения на его применение.
Ученик, вышедший на первыйуровень самостоятельности, но не достигший еще второго уровня, при решениизадачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т. п.,если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом ондаже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всегоотказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще нерешались.
Первый уровеньсамостоятельности прослеживается в учебно-познавательной деятельности многихучеников, приступивших к внеурочным занятиям. Затем одни учащиеся быстровыходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время.Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокийуровень самостоятельности, чем первый.
Так как первый уровеньразвития самостоятельности прослеживается у многих учеников в начале занятий,то задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники,посещающие внеурочные занятия, уже достигли более высоких уровней, а вобеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровнисамостоятельности.
Второй уровеньсамостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью.Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихсяправил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное ииспользовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данномуровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительныеоперации, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученикперебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает ихи выбирает более действенное.
Третий уровеньсамостоятельности— частично-поисковая самостоятельность.Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся унего правил и предписаний для решения задач определенного раздела математикиформировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкогокласса задач, в том числе и из других разделов математики; в уменииосуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, нарешение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлениинайти «собственное правило», прием, способ деятельности; в поисках несколькихспособов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; вварьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т.п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
Ученик на этом уровнеобладает относительно большим набором приемов умственной деятельности— умеет проводить сравнение, анализ, синтез,абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контрольрезультатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать иорганизовать свою учебную деятельность.
На внеурочных занятиях вX, а особенно вXI классе самостоятельность некоторых учащихся носит творческийхарактер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы илизадачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; впостановке гипотез и их проверке; в проведении собственных исследований и т.п. Поэтому целесообразно выделить высший, четвертый уровень самостоятельности— творческую самостоятельность.
В соответствии с выделеннымиуровнями осуществляются четыре этапа учебной работы. Каждый этап связан спредыдущим и с последующим и должен обеспечивать переход школьника с одногоуровня самостоятельности на следующий.
Первый этап ставит цельювыход учащегося на первый уровень самостоятельности. На этом этапе учительзнакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, сообщаяматематические сведения, разъясняет, как можно было бы получить ихсамостоятельно. С этой целью он использует лекционную форму работы или рассказ,а затем организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучениидоступного материала учебного пособия и решении задач, предварительноразработанных учителем в качестве примеров. Эта деятельность учителя и учащихсяна занятиях соответствует аналогичной деятельности на уроках математики идовольно хорошо освещена в методической литературе.
На данном этапе учительорганизует элементарную работу учащихся по математическому самообучению:просмотр математических телевизионных передач во внеурочное время; самостоятельноерешение конкурсных задач из сборников, содержащих подробные решения илиуказания для контроля, причем с обязательным условием использования прирешении некоторых из них знаний, полученных на внеурочных занятиях.
На втором этапе учебнойработы преподаватель привлекает учащихся к обсуждению различных способоврешения познавательной задачи и отбору наиболее рационального из них; поощряетсамостоятельную деятельность учеников в сравнении способов. Учитель знакомитучащихся с общими и частными указаниями, содействующими самостоятельному выборупутей решения познавательной задачи с помощью уже изученных приемов, способови методов решения аналогичных задач. На этом этапе педагог широко пользуетсяметодом эвристической беседы, организует самостоятельное изучение учащимисянового материала по учебным пособиям, раскрывающим материалконкретно-индуктивным способом и содержащим большое число примеров различнойтрудности.
На втором этапе продолжаетсяработа по организации математического самообучения учащихся и руководству им.Ученики решают задачи из сборников конкурсных задач, готовятся к школьнымматематическим олимпиадам (обычно условия подготовительных задач помещаются наспециальных стендах), читают доступную научно-популярную литературу, например,из серии «Популярные лекции по математике». Руководство самообучением учащихсяна этом этапе носит фронтально-индивидуальный характер: учитель даетрекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно длявсех; помощь преподавателя в организации математического самообучения учащихсяносит индивидуальный характер.
Третий этап наиболееответственный, так как именно на этом этапе должен произойти выход всехучащихся на основной уровень самостоятельности. Здесь большое вниманиеуделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительнойучебной, научно-популярной и научной математической литературы, сопровождаемогорешением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов поматематике; творческому обсуждению докладов и сообщений на семинарах, организуемыхна факультативе (постановка и обсуждение гипотез, задач-проблем, математическихметодов, возможных обобщений или приложений изученной теории и т. п.); участиюв школьном конкурсе по решению задач, в школьной, районной или городскойолимпиаде по математике, в заочных олимпиадах и конкурсах; самообучениюучащихся с учетом индивидуальных интересов и потребностей.
Например, в качестверефератов могут быть предложены классические задачи древности: о квадратурекруга, об удвоении куба, о трисекции угла. Примером приложения изученной теорииможет служить использование метода координат к решению геометрических задач.Как задача-проблема ставится вопрос о вычислении работы переменной силы и т. п.
На этом этапе учительорганизует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученномушкольниками материалу;
систематизирует знанияучащихся; учит приемам обобщения и абстрагирования; проводит разбор найденныхучениками решений; показывает, как надо работать над задачей (все ли случаирассмотрены, нет ли особых случаев, нельзя ли обобщить найденный способ, чтобыможно было применять его к целому классу задач, и т. п.); учит выдвигать гипотезы,искать пути предварительного обоснования или опровержения их индуктивнымпутем, а затем находить дедуктивные доказательства; с помощью проблемныхвопросов создает дискуссионную обстановку, направляет ход дискуссии и подводититоги и т. д. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися:оказание ненавязчивой помощи некоторым ученикам в поисках путей решениязадачи, в подготовке к математическим олимпиадам, в подборе литературы длярефератов и их письменном оформлении, в организации и осуществленииматематического самообучения.
Рассмотрим примеры. (Смотриприложение 1)
На четвертом этапе основнойформой является индивидуальная работа с учащимися, дифференцируемая с учетомпознавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентациикаждого. Самостоятельная работа школьника на этом этапе работы носитпоисково-исследовательский характер и требует творческих усилий. Учащиесясамостоятельно в течение сравнительно длительного срока решают задачи,сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем. Помощьпреподавателя заключается в проведении индивидуальных консультаций, врекомендации соответствующей литературы, в организации обсуждения найденногоучеником доказательства и т. п.
На этом этапе проводятсяконкурсы по решению задач, самостоятельная подготовка победителей школьнойматематической олимпиады к районной (областной, республиканской) олимпиаде (подруководством учителя); продолжается работа по самообучению.
Наиболее глубоко и полносистема учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активностишкольников реализуется при изучении факультативных курсов по математике.
2. ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ
Метод обучения математикечерез задачи базируется на следующих дидактических положениях:
1)Наилучший способ обученияучащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающийодновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимисяставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практическиезадачи, решение которых дает им новые знания.
2)Обучение нанемногочисленных, но хорошо подобранных задачах, решаемых школьниками восновном самостоятельно, способствует вовлечению их в творческуюисследовательскую работу, последовательно проводя через этапы научного поиска,развивает логическое мышление.
3)С помощью задач,последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже сдовольно сложными математическими теориями.
4)Усвоение материала курсачерез последовательное решение учебных задач происходит в едином процессеприобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствуетразвитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Можно выделить следующиевиды обучения через задачи на внеурочных занятиях.
Теоретический материализучаемого математического курса раскрывается конкретно-индуктивным путем.Учащиеся, решая самостоятельно подготовительные задачи, анализируя, сравниваяи обобщая результаты решений, делают индуктивные выводы. Способы решения конкретныхзадач таковы, что их можно применить при решении обобщенной задачи (теоремы),тем самым ученики готовятся к дедуктивным доказательствам, которые они вдальнейшем могут осуществить самостоятельно при выполнении нестандартныхупражнений на применение теории и решение задач повышенной трудности.
Весь материал курсараскрывается через задачи в основном дедуктивным путем. Теоремы курса имеют видзадач. Полученные знания находят применение при решении творческих исследовательскихзадач.
Материал курса раскрываетсячерез задачи комбинированным путем, т. е. как конкретно-индуктивным, так идедуктивным. В курсе содержатся подготовительные, основные и вспомогательныезадачи. Для индивидуальных заданий предусмотрены задачи повышенной трудности итворческие, исследовательские задачи.
Рассмотрим более подробнокаждый из этих видов обучения.
Подготовительные задачи чащевсего располагаются в серии с нарастающей трудностью. Схематически ее можноизобразить так: А1—А2—А3—...—Ап,где Аk(k=1, 2, 3, ....n)— подготовительная задача, решение которой способствуетсамостоятельному решению учеником задачи Ak+1.
Каждая подготовительная задача должна быть небольшойпо объему информации, доступной для самостоятельного решения учащимися.Особенно важно это для первых задач серии, так как успех в решении одной задачистимулирует самостоятельную деятельность школьника при решении следующей.Задачи подбираются средней трудности, чтобы быть доступными всем ученикам. Есливзять слишком легкие задачи, то у сильных учащихся пропадает интерес к ихрешению. Слишком же трудные задачи исключают самостоятельность решения для всехучащихся. При возникновении затруднений учителем должна быть оказанаиндивидуальная помощь.
В ходе решения задачобязательно их письменное оформление, чтобы можно было, охватив решения всехзадач серии, проследить пути к решению основной задачи-проблемы, сделатьнеобходимые обобщения. Если первые задачи серии окажутся для какого-то ученикаслишком легкими, он может по своему усмотрению начать письменное оформлениерешений с задачи Ak, т. е. с промежуточной задачи. Тогда для негоподготовительная серия задач будет иметь вид Ak—Ak+1—...—An.
Решения задач обсуждаются коллективно, анализируютсяразличные способы решения, проводится обобщение полученных результатов,формулируется учебная проблема и намечается способ ее решения. Всяческипоощряется самостоятельность суждений, отстаивание учащимися собственногомнения. (Смотри приложение 2)
Идея использованиявспомогательных задач возникла на основе наблюдений психологов о том, что прирешении сложной задачи учащиеся обычно ищут, под какой из уже известных типовзадач можно было бы ее подвести. При этом они, анализируя условие задачи,осуществляя поисковые пробы, пытались воспользоваться такими данными, которыеспособствовали бы переносу уже имеющегося в их опыте (полученном при решенииранее встречающихся задач) общего или частного метода, способа или приемарешения задач. То есть способы решения одной задачи оказывают существенноевлияние на самостоятельные поиски решения другой.
Вспомогательные задачи являются своеобразнымиуказаниями к самостоятельной деятельности ученика при решении основнойзадачи. Они отличаются от указаний и готовых решений, имеющихся в большинствепособий по математике для самостоятельной подготовки к конкурсным экзаменам,тем, что не содержат рецептов, не навязывают способ решения автора, не даютготового решения. Указание (подсказка) во вспомогательной задаче заключается вее решении: нужно сначала самостоятельно решить вспомогательную задачу, а затемобнаружить содержащуюся в ней подсказку. Обычно для ученика одной вспомогательнойзадачи оказывается недостаточно. Тогда дается вторая вспомогательная задача ит. п. Образуется серия вспомогательных задач.
Схематично основная задача А вместе с сериейвспомогательных задач A1, A2, ..., Anизображается так: А: A1 —A2 — … —An.
Самостоятельная деятельность учениканачинается с решения задачи А. Если он за определенное время не сможет решитьее, то приступает к решению первой вспомогательной задачи А1: А—А1. В случае решения задачи А1ученик снова возвращается к задаче А: А1—А. Если задача А снова не решается, то он обращается к задаче А2.Решив задачу A2, возвращается к задаче A и т. д. Возможен случай,когда школьник не сможет решить вспомогательную задачу А1. Тогда онприступает к решению задачи А2. Если и A2 не решается, топереходит к задаче A3и так до An. От задачи Anученик последовательно возвращается к задаче
А: An —An-1— … —A1—A.Возможна идругая последовательность решения задач, что можно изобразить схемами:
A—A1 — A—A2 —A—A3—A или
A—A1 — A—A2 —A1 — A—A3 —A2 —A1—A ит. д.
Составление вспомогательных задачнаталкивается на серьезные трудности. Для решения задачи Л можетсоответствовать и другая серия вспомогательных задач, отличная от указанной,например В1, В2,...,BkТрудность заключается вотборе лучшей (оптимальной) серии для конкретного ученика. Далее, серия может быть и нелинейна. Это получается тогда, когда для решения задачиA нужно знать способы решения сразу двух (или нескольких) задач. Схематическоеизображение этой ситуации таково:
A:
Трудность заключается в том,что одна и та же серия вспомогательных задач для разных учащихся имеетразличную эффективность: для одних серия слишком длинна (содержит многозадач), для других коротка, одни и те же задачи для одних слишком легки, длядругих трудны и т. п. Кроме того, вспомогательные задачи навязывают ученикуопределенный путь решения. Но и при подсказке учителя также навязываетсяученику способ решения, намеченный учителем.
Опыт применениявспомогательных задач на кружковых и факультативных занятиях по математикепоказывает, что школьники, научившись самостоятельно решать задачи с помощьювспомогательных задач, предложенных учителем, замечают, что среди задач A1—A2 — … —Anимеются и такие, которые либо уже были решены ими ранее, либо решаютсяспособами (приемами), известными им. Это наталкивает учащихся на мысль, что прирешении новой задачи следует самостоятельно отыскивать среди уже решенных ранеезадач родственные данной и использовать их в качестве вспомогательных. Таквоспитывается умение при самостоятельном решении задач возвращаться к своемуопыту и применять его при продвижении вперед. Последнее является важным звеномумения решать задачи, умения самостоятельно приобретать новые знания.
Курсы, построенные назадачах, не содержат деления материала на теоретическую и практическую части.Сами задачи— это и есть изучаемый курс.Поэтому и содержание задач, и способы решения их направлены как на вооружениеучащихся теоретическими знаниями, так и на выработку умений и закреплениенавыков. Рассматриваемые определения обычно включаются в содержание задач.Возможна формулировка определений и отдельно от задач. Теоремы имеют тоже видзадач. Если теорема большая или сложная, то она разбивается на последовательностьтаких задач, что решение предыдущей облегчает решение последующей, асовокупность этих решений дает доказательство теоремы.
Любая тема курса состоит изсерии задач, которые должны быть полностью решены каждым учеником, так кактолько в этом случае достигается полное усвоение определенной математическойтеории. Однако в индивидуальные задания могут быть включены задачиподготовительные, вспомогательные или задачи для самоконтроля, которые необязательны для всех учеников.
Перед изучением темыорганизуется пропедевтическая работа, ставящая своей целью подготовить учениковк самостоятельному активному изучению материала. В частности, здесь выявляютсяи ликвидируются пробелы в знаниях и формируются необходимые предварительныепредставления. Затем учитель в форме лекции или беседы вводит учеников в тему,намечает круг вопросов, подлежащих изучению, формулирует сам или подводитучащихся к самостоятельной формулировке первой проблемной задачи курса.
Основным этапом занятийявляется самостоятельное решение школьниками задач. Учащимся в процессесамостоятельной работы разрешается пользоваться справочниками и конспектами,поскольку необходимо умственное развитие, умение самостоятельно решитьвозникающие задачи. Индивидуальная помощь учителя носит характер не подсказки,а направления на верный путь решения, для чего используются вспомогательныезадачи. Расположение задач в серии по принципу нарастающей трудности стимулируетразвитие самостоятельности учеников. Обучение с использованием сериивспомогательных задач строится по принципу от сложного к простому, от трудногок более легкому, что способствует формированию элементов творчества,стимулирует поиски учащимися способов решения, побуждает их мыслить. Послерешения всех задач серии проводится коллективное обсуждение результатов.Полученный материал обобщается для последующего применения полученных знанийпри решении нового класса задач, делаются теоретические выводы. Всяческипоощряется самостоятельность учеников в суждениях, в отстаивании собственногомнения.
Как показал опыт, обучениечерез задачи на внеурочных занятиях обеспечивает развитие самостоятельности итворческой активности учащихся, способствует приобретению прочных и осознанныхзнаний, развивает умение сравнивать, обобщать, делать творческие выводы изрешенных задач, поддерживает интерес к математике.
3. АКТИВИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Внеклассная работа поматематике в ее традиционном толковании проводится в школе учителем вовнеурочное время с учащимися, проявляющими к математике интерес. Эта работапланируется учителем и по мере необходимости корректируется. Государственныхпрограмм по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. На внеклассные мероприятияи занятия ученики приходят по желанию, без всякой предварительной записи. Еслиу ученика пропадет интерес к внеклассной работе, он прекращает свое участие вней. Активизация внеклассной работы по математике призвана не тольковозбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желаниезаниматься ею дополнительно как под руководством учителя во внеурочное время,так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности поприобретению новых знаний, т. е. путем самообучения.
Одной из форм внеурочнойработы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействиемна участников и зрителей. (Смотри приложение 3)
4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
В дидактике установлено, чтосамостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний пособственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь приналичии серьезного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами,переходящего в познавательную потребность приобретать сверхпрограммные знания всоответствии с индивидуальными интересами и потребностями.
С помощью анкет, в ходеличных бесед можно установить, почему тот или иной ученик посещает занятиякружка или факультатива. В младшем возрасте, как правило, это интерес кматематике как любимому учебному предмету, в среднем и старшем— это либо интерес к математике как науке,либо профессионально-ориентационный, связанный с предполагаемой послешкольнойдеятельностью. Например, в одной из школ с помощью анкет учитель установил, чтосреди семиклассников, регулярно занимающихся в математических кружках ифакультативах, около70% считают занятияпо математике более любимыми в школе, чем по другим предметам, примерно20% заявили о своем серьезном увлеченииматематикой как наукой и намерении посвятить математике свою трудовуюпослешкольную деятельность, а около10%назвали другие причины, в том числе следование за товарищем, увлеченнымматематикой. Через два года анкетирование среди этих же учеников показало, чтолишь6% изъявляют желание глубоко изучатьматематику,83% связывают дополнительныезанятия математикой с необходимостью хорошо подготовиться к конкурсномуэкзамену по математике на вступительных экзаменах в вуз, а11 % указывают другие причины. Для учителяполученные данные нужны для эффективного применения индивидуального подхода кшкольникам во внеурочной работе, корректировки своей работы, направленной наразвитие интереса учащихся в ходе внеурочных занятий. В противном случаепервоначальный интерес к математике, не получая подкрепления и развития,гаснет и ученики прекращают посещать внеурочные мероприятия. Более того, ониперестают самостоятельно заниматься математикой дома, фактически прекращаютсамообучение.
Интерес к математикеформируется с помощью не только математических игр и занимательных задач,рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п., хотя и они необходимы,но и логической занимательностью самого математического материала: проблемнымизложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решенияпроблемной ситуации, решением задач или доказательством теорем различнымиметодами и другими разработанными в методике математики приемами формированияпознавательного интереса к математике. (Смотри приложение 4).
Разбор предложенных способовпроходил на расширенном заседании математического кружка с привлечениемучащихся из группы факультатива и приглашением желающих и вызвал неподдельныйинтерес у присутствующих. Необходимые вычисления проводились с помощьюмикрокалькулятора.
Самообучение школьниканевозможно без его умения и желания работать с математической книгой.
Подбору математическойлитературы для самообучения учителю приходится уделять большое внимание.Установлено, что учащиеся по-разному работают над книгой: одни стараютсяпобыстрее пройти теоретический материал и приступить к решению задач, другиебольше внимания уделяют, наоборот, теоретическим вопросам. Первым не нравятсямногословные учебники и пособия, они предпочитают краткие дедуктивныедоказательства; вторые предпочитают книги с подробными выкладками,пояснениями, индуктивными выводами, примерами и т. п.
Так, в одной из школ нафакультативных занятиях в старших классах изучение программирования на ЭВМосуществлялось с помощью программированных пособий. На факультативе их применениеоправдывалось тем, что ученикам предлагалось усваивать материал виндивидуальном темпе, затруднения преодолевались с помощью индивидуальныхконсультаций, а подведение итогов проводилось на заключительной конференции покнигам.
Наблюдения показали, чтоодни ученики старались быстрее овладеть теорией. Если оказывалось, чтовыбранный ими ответ неверен, то, не пытаясь разобраться в причинах ошибки, ониискали другой ответ, пока не находили верный, позволявший им читать очереднуюзапрограммированную порцию учебной информации. В процессе изучения материалапособия многие из этих учащихся составляли свой шифр— последовательность страниц для чтения с правильными ответами, азатем вторично прочитывали эти страницы в указанной шифром последовательности,т. е. читали как обычную книгу, а не как программированное пособие,составленное по разветвленной программе. Другим, наоборот, нравилось разбиратьвсе замечания автора. Даже убедившись, что выбранный ими ответ верен, оничитали указания и к другим, неверным ответам, чтобы рассмотреть приводимыепримеры и уяснить причины возможных неправильных ответов.
При переходе в дальнейшем кизучению обычной литературы по программированию на ЭВМ первые испытываличувство удовлетворения от того, что их не перебивают то и дело вопросами, накоторые нужно давать ответ, а в случае неверного выбора еще и перечитыватьназидания автора. вторые же не всегда удовлетворялись краткостью авторского изложенияматериала, постоянно обращались к учителю с вопросами, чувствуя необходимостьв его комментариях.
С учетом избирательногоотношения учеников к математическим книгам можно рекомендовать длясамообучения не одно учебное пособие, а несколько, чтобы ученики сами выбиралито, которое им больше подходит по их индивидуальным склонностям и способностям.Правда, учителю в этом случае труднее контролировать их самостоятельную работунад книгой и проводить консультации. Зато самообучение школьников будет болееэффективным.
Большое значение длястимулирования самообучения имеет организация обзоров изученной учащимисяматематической литературы, ее обсуждение на читательских конференциях или вустных журналах. Обычно делается это так. Объявляется тема для обзора ирекомендуется литература. Список литературы помещается на стенде. Там жеуказывается расписание консультаций. Дается время для подготовки, назначаетсяместо и время проведения.
Обзор литературы делаютдва-три ученика, они же отвечают на вопросы. Впрочем, отвечать могут иприсутствующие ученики и учитель, а также дополнять или поправлять докладчиков.При этом возникают споры, выдвигаются гипотезы, находятся новые решения и т. д.(Смотри приложение 5).
Для самостоятельногообучения очень важно воспитать у учащихся потребность в самостоятельном поискезнаний и их приложении. Поэтому одной из задач является приобщение учеников крешению задач по своей инициативе, сверх школьной программы. Одним из средствявляется математическая олимпиада.