Реферат по предмету "Педагогика"


Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур

--PAGE_BREAK--Состояние молодежного и детского общественного движения в РФ
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на начало 2004 года зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.

По состоянию на 1 января 2004 года, в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, который ведется в соответствии с  Федеральным законом “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”,  включены 58 организаций: из них: 14 детские, 44 молодежные; 28 общероссийских, 28 межрегиональных, 2 международных

Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и  молодежи. Деятельность большинства организаций  направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

Обществом  признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

Анализ уставных документов 127 объединений свидетельствует об их заметно усилившихся социальных функциях. Организации берут на себя “защиту прав и интересов своих членов”, “заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив”, “обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности”. Каждая десятая организация важнейшей целью считает формирование национального самосознания своих членов. Многие молодежные и детские организации предлагают использовать возможности организаций как институт социализации своих членов. 

Современные общественные объединения не велики по своей численности. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек. К наиболее крупным молодежным общественным объединениям можно отнести следующие:

Общероссийская общественная организация “Российский  Союз Молодежи” (РСМ). Создана 1 июня 1990 года. Объединяет около 220 тысяч индивидуальных членов от 14 до 30 лет;  70 территориальных организаций в 70 субъектах Российской Федерации). 

Общероссийская  общественная организация Детские и молодежные социальные инициативы “ДИМСИ”. Создана в 1995 году.  Действует 40 структурных подразделений в 36 субъектах Российской Федерации с численный составом в 10,7 тысяч человек.

Общероссийская общественная организация “Союз эмжековцев России” (Союз МЖК России) образована в 1993 году. Общее число молодых граждан, которым были предоставлены социальные услуги организацией, составляет более  6000 человек.

Общероссийская общественная организация “Молодежный союз юристов Российской Федерации” (“МСЮ РФ”). Создана в 1995 году. Общее число молодых граждан, которым были предоставлены социальные услуги организацией, составляет более  5000 человек.
Общероссийская общественная организация “Национальная молодежная лига” создана в 1995 году.  Деятельность “Национальной молодежной лиги” охватывает 75 регионов Российской Федерации.
Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи “Идущие вместе”. Создана в 2001 году. Объединяет более 57 тысяч членов. Действует в 57 субъектах Российской Федерации.

Наиболее крупными детскими общественными объединениями являются:

Международный союз детских общественных объединений “Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций” (СПО-ФДО), созданный в 1990 году, являющийся правопреемником Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Общее число детей, которым проектами (программами) организации предусмотрено предоставление социальных услуг,  более 300 тысяч.

Активизируется возродившееся на рубеже 90-х годов скаутское движение, представленное общероссийской общественной организацией “Национальная организация скаутского движения России” (НОСД), созданной в 1993 году, общероссийской общественной организацией  “Организация Российских Юных Разведчиков” (ОРЮР), основанной в 1998 году, межрегиональной общественной детской и молодежной организацией “Русский Союз Скаутов” (дата создания 1999 год) и детской межрегиональной общественной организацией “Ассоциация девочек скаутов” (АДС), созданной в 1999 году. Численность перечисленных скаутских организацией составлял 9 тысяч человек из 58 субъектов  Российской Федерации.

 Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, “Ассоциация работников молодежной сферы”,  “Пионерское содружество”, “Интеллект будущего”, организация детей-инвалидов “Аленький цветочек”, “Образование. Занятость. Молодежь.”, “Военно-спортивный технический клуб “Атлант”.

Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.

Объединяющим началом для детского и молодежного движения России  стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодежных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.

В 2001 году создана общероссийская ассоциация общественных объединений “Союз молодежных организаций Российской Федерации” (“СОЮЗМОЛ”).

Консолидирующими структурами в студенческом профсоюзном движении стали общероссийская общественная организация “Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений” (РАПОС), созданная в 1991 году и Студенческий координационный Совет ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов». Такие объединения созданы в Республике Адыгея, Архангельской области, Астраханской, Республике Башкортостан, Владимирской, Кировской, Калининградской, Костромской, Калужской областях, Краснодарском крае, Липецкой, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе.

Таким образом, этап формирования молодежного и детского общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе невозможен: эта идея не популярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям.

Характерным признаком современного развития молодежного и детского общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной  из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 являются организациями, предусматривающими фиксированное членство, 27  представляют из себя ассоциации объединений,  движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство.

Данные о численности членов организаций нередко преувеличиваются. По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены от 2-4 % молодых людей.  Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности.

В середине 90–х годов началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующих с соблюдением принципов выборности и легитимности.

На начальном этапе двигателем движения была  спонтанная инициатива снизу, которая далеко не всегда находила поддержку власти и широких молодежных кругов.

Сегодня уже в более чем трети субъектов Российской Федерации на региональном уровне существуют молодежные парламентские структуры: Республики Хакасия, Татарстан, Коми, Калмыкия, Марий-Эл, Саха (Якутия), Бурятия, Мордовия, Башкортостан, Чувашская Республика, Новосибирская, Рязанская, Калининградская, Ивановская, Свердловская, Тюменская, Волгоградская, Архангельская, Ростовская, Самарская, Оренбургская, Омская, Челябинская, Архангельская, Кемеровская, Владимирская, Амурская, Саратовская, Кировская, Курганская, Иркутская, Калужская, Ярославская, Смоленская, Белгородская, Пермская, Мурманская, Воронежская, области, Красноярский, Приморский, Алтайский, Краснодарский, Хабаровский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ямало-Ненецкий автономный округ.

В ряде российских регионов консультативно-совещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики.

Молодежный парламентаризм активно развивается и на международном уровне.

Так, в Финляндии молодежный парламент практически в каждом муниципальном образовании (коммуне) действует молодежный парламентский институт, относящийся к местным советам.

Существует Молодежный Парламент земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), Молодежный Парламент Литвы, Молодежный Студенческий Парламент Республики Польша. Молодежные парламенты действуют в Узбекистане, Эстонии, Украине. Известен своей деятельностью Кишиневский молодежный парламент, Детский и молодежный парламент Грузии, Молодежный парламент Кыргызской Республики.

Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения  стало создание молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это – отражение позиции государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма.

Сегодня молодежное парламентское движение  представлено различными формами: молодежное правительство; молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения; молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти, имеющие разные статусы: научно – консультативного,  совещательно — консультативного,  совещательно – исполнительного органа.



Разнообразие форм молодежного парламентского движения демонстрирует, что в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании создаваемый представительный молодежный орган получает тот статус, который восполняет ту или иную нишу в общественной составляющей молодежной политики региона, в наибольшей степени отражает специфику молодежного населения по национальному, демографическому, половому признакам, по занятости в различных сферах производства, по месту проживания и т.д.

Важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества, как наиболее активной части молодёжи, является студенческое самоуправление. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования.


 

В практике студенческого самоуправления в качестве органа студенческого самоуправления в образовательном учреждении выступают:

1. Руководящий орган профсоюзной организации студентов

2. Руководящий орган общественной студенческой организации

3.Орган общественной самодеятельности (студенческий совет) образовательного учреждения.

В тоже время, следует констатировать, что на сегодняшний день не более 10 % молодежи охвачены деятельностью общественных институтов; что в практике развития общественных форм молодежной политики существует ряд проблем. К ним, в частности, относится фрагментарность деятельности общественных формирований молодежи, отсутствие общего стратегического начала, анализ имеющихся и потенциальных проблем и стратегическое планирование по их решению, что ведет к формированию в качестве требующих решений конъюнктурных и сиюминутных проблем. Отсутствует попытка осмысления основополагающих принципов деятельности различных общественных формирований, специфической роли разных форм в реализации молодежной политики, формировании гражданского общества, что, в свою очередь ведет к  соперничеству внутри общественного сектора по поводу поддержки со стороны государственных органов.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Основные направления и приоритетные меры по государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений
 Финансовая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений(ст.10). Финансирование проектов (программ) молодежных, детских и студенческих общественных объединений осуществляется на конкурсной основе в рамках реализации основных направлений федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».

Основным направлением финансовой поддержки является поддержка общественных объединений,  получивших статус опорных центров по реализации программ по разным направлениям деятельности. Статус опорного центра по состоянию на 2004 год имеют:

-     Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана»;

-     Ассоциация детских и молодежных общественных объединений Рязанской области «Молодежный Совет»;

-     Национальный совет молодежных и детских объединений России;

-     Областная общественная организация «Институт парламентаризма»

-     Молодежная Парламентская Ассамблея Калининградской области».

Общественным объединениям, входящим в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, оказывается помощь в частичном финансировании мероприятий, которые проводились совместно с органом исполнительной власти и носили общероссийский либо межрегиональный характер (Всероссийский Добровольческий Форум, Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии», международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество», Всероссийский форум обучающихся в учреждениях начального профессионального образования «Арт-Профи Форум», Всероссийская акция «Мы – граждане России» и др.).

В целом, ежегодно, около ста общественным объединениям общероссийского, межрегионального и регионального уровней оказывается финансовая поддержка в рамках ФЦП «Молодежь России 2001-2005 годы)».
Региональные, местные общественные объединения получают финансовую поддержку из средств областных и муниципальных бюджетов. Эта поддержка выражается в предоставлении субсидий общественным объединениям, а также в частичном финансировании программ и проектов на конкурсной основе. Информационная и научно-методическая поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений (ст.6). Информирование общественных объединений о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики на федеральном уровне осуществляется через непосредственную переписку с общественными объединениями, входящими в Федеральный реестр, через размещение информации на сайте и в банке данных по основным направлениям государственной молодежной политики Российской Федерации в журнале «Вестник молодежной политики»; на региональном уровне — через органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации.
Приоритетными является  формирование банка данных по содержательной стороне деятельности общественных объединений, прежде всего тех, которые входят в Федеральный реестр детских и молодежных общественных объединений, и оценка интеграции общественных объединений, как на федеральном, так и на межрегиональном уровне по различным направлениям, уровням и подходам.

Общероссийские общественные организации “Молодежное Единство”, “Лига юных журналистов”, агентство “Юнпресс” создали мультивидеопортал “Юнпресс”, наполнение которого возможно не только текстовой информацией, но и видеоматериалами.

Научно-методическая поддержка общественных объединенийвыражается в следующих формах:

консультирование по вопросам создания и регистрации общественных объединений; программирование деятельности, разработки программ и проектов общественных организаций, включения общественных объединений в Федеральный реестр, пользующихся государственной поддержкой.

подготовка рекомендаций по разработке и принятию региональных концепций взаимодействия государственной власти с общественными объединениями, региональных законов, программ государственной поддержки общественных объединений, других нормативных правовых актов;

разработка рекомендаций о проведении конкурсов профессионального мастерства для лидеров (руководителей) молодежных общественных объединений в субъектах Российской Федерации;

подготовка, издание и распространение методических сборников, справочников, иных материалов, в том числе из опыта деятельности общественных объединений.

Кадровая поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений (ст. 6).

Ежегодно в рамках курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью проходит более 10 семинаров для представителей общественных объединений.

Учебные программы для общественных объединений состоят из нескольких взаимосвязанных модулей: образовательного, игрового, практического, технологического. В качестве инструмента используются: лекции, тренинги, мастер-классы, творческие лаборатории, конференции, обмен опытом, брифинги и другие формы.

Самым рейтинговым занятием учебных программ являются деловые игры, в ходе которых определяются проблемы молодежной политике, общественных объединений в регионах, пути их решения, участия общественных объединений в их преодолении.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Обеспечение общественной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений  На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и молодежные, детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям государственной молодежной политики, развивают практику заключения договоров, соглашений о сотрудничествеВ течение 2001-2003 г.г. реализовывались соглашения о сотрудничестве со следующими общественными объединениями:
-                Ассоциацией общественных объединений “Национальный Совет молодежных и детских объединений России”;

-                общероссийской общественной организацией  — Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России “Интеграция”;

-                общероссийской общественной организацией “Российский Союз Молодежи”;

-                общероссийской общественной организацией “Детские и молодежные социальные инициативы” (ДИМСИ);

-                общероссийской общественной организацией “Национальная молодежная лига”;

-                общероссийской общественной организацией “Молодежное Единство”;

-         общероссийской общественной организацией «Российская Ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений»;

-         студенческим координационным Советом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;

-         Всероссийской общественной добровольной молодежной организацией «Всероссийский студенческий корпус спасателей»;

-         Всероссийским  детско-юношеским общественным движением “Школа безопасности”;

-         общероссийской общественной детской организацией «Лига юных журналистов»;

-         межрегиональной общественной организацией «Центр поддержки инициатив»

С 2001 года действует Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Этот совет является консультативно-совещательным органом, созданным в целях выработки предложений по вопросам, касающимся деятельности молодежных и детских общественных объединений, взаимодействию общественных объединений с органами государственной власти. 

В целях повышения статуса лидеров общественных объединений Минобрнауки России в 2003 году был учрежден Всероссийский конкурс лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер 21».

Со стороны органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации осуществляется всесторонняя поддержка общественных формирований молодежи, хотя степень взаимодействия органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, детских и молодежных общественных объединений, консультативно-совещательных структур разная. Сегодня мы можем выделить пять вариантов взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными  формированиями.
Первый – отсутствие взаимодействия. Это характерно для регионов, где практически нет детских и молодежных общественных объединений, иных молодежных общественных структур (Коми-Пермяцкий АО и Усть-Ордынский Бурятский АО).

Второй вариант взаимодействия – «потенциальный». Проблема сотрудничества власти и общественных формирований осознана, в стадии разработки находится вопрос о взаимодействии этих институтов. Такая ситуация сложилась в силу известных причин в Чеченской Республике.

Третий вариант взаимодействия предполагает поддержку органами по делам молодежи отдельных программ и мероприятий общественных формирований молодежи. Этот вариант сотрудничества представлен в большинстве территорий России.

Суть четвертого варианта заключается в поддержке всех программ, акций, мероприятий, инициатив общественных формирований молодежи. К такому подходу пришли органы по делам молодежи следующих субъектов Российской Федерации: Амурской, Владимирской, Липецкой, Магаданской, Нижегородской, Рязанской, Новосибирской, Калининградской, Орловской, Псковской, Челябинской, Читинской областей, Республики Калмыкия, Республики Мордовия, Республики Тыва, Ставропольского края.

Наконец, пятый тип взаимодействияосуществляется в рамках принятых в субъектах Российской Федерации концепций, программ поддержки общественных объединений, иных общественных институтов молодежной политики или системный уровень взаимодействия (Ленинградская, Костромская области, Республика Удмуртия, ряд других).

Действия государственных органов должны быть направлены на развитие пятого типа взаимодействия. Этому призваны способствовать следующие меры:

Совершенствование нормативной правовой базы деятельности общественных объединений и оказания им государственной поддержки. В связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации»  22.08. 2004 № 122-ФЗ необходимо конкретизировать основные направления и механизмы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений:

положение о порядке формирования Федерального реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

положение о порядке оказания государственной поддержки проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений;

положение о порядке оказания финансовой поддержки мероприятий по поддержке молодежных и детских общественных объединений.

Разработка Концепции развития общественных формирований молодежи, участвующих в реализации молодежной политики.

Разработка проекта ФЗ «О государственно-общественных и общественно-государственных объединениях»

Разработка рекомендаций о развитии законодательной базы поддержки общественных формирований молодежи, участвующих в реализации молодежной политики.

Активизация деятельности  субъектов Российской Федерации по разработке программ, концепций, направленных на развитие общественных формирований молодежи, созданию ресурсных центров поддержки НКО.

Создание Координационного совета по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями При Минобрнауке России.

Продолжение практики заключения Соглашений о сотрудничестве Министерства образования и науки Российской Федерации с общественными объединениями.

координация участия общественных объединений в реализации ФЦП «Молодежь России», других целевых, государственных программах.

Развитие системы опорных площадок по распространению опыта работы общественных объединений;

Координация проведения конкурса проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений.

Координация проведения мероприятий, направленных на поддержку молодежных и детских общественных объединений.

Внесение поправок в Налоговый Кодекс Российской Федерации, обеспечивающих налоговые льготы для учреждений (организаций), оказывающих финансовую поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений.

Разработка механизма предоставления государственного имущества в пользование молодежным и детским общественным объединениям
«»»»»»»»»»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие российского общества в условиях радикальных реформ последней декады XX — начала XXI вв. резко повысило социальный риск существования целых групп и слоев населения, привело к ломке устоявшихся ценностей и нравственных ориентиров поведения отдельного человека. Условия риска в жизнедеятельности каждой личности по-своему обострили и сделали особенно актуальной социально-педагогическую проблематику деятельности детских общественных организаций на новом этапе их существования. Социально-антропологические ис-iv следования и практика убеждают в том, что эффективным пространством для

развития социальной жизнеспособности подрастающего человека является детское общественное объединение, как составная часть детского движения.

Детским объединениям на разных этапах их функционирования в российском социуме XX в. посвятили свои труды многие исследователи (Г.А. Абросимов, Л.В. Алиева, Н.Ф. Басов, Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, A.A. Деркач, И.П. Иванов, Г.М. Иващенко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов, М.Е. Кульпединова, В.В. Лебединский, А.Г. Лутошкин, М.Р. Мирошкина, A.B. Мудрик, И.А. Новикова, A.M. Панова, К.Д. Радина, Е.В. Титова, Т.В. Трухачева, З.А. Ходоровская, Б.Е. Ширвиндт и др.). В настоящее время детское общественное движение переживает период своего нового становления и укрепления с позиций развития личности как субъекта социальных процессов и творческой самореализации в социуме (A.B. Волохов, Э.В. Па-ничева и др.).

Не случайно поэтому в современной практике системного функционирования общественных организаций намечается интерес общества к детскому движению с позиций развития в его рамках персональных способностей личности как к физическому, экономическому, так и к социальному выживанию в новых условиях.

Между тем, системный кризис российского общества периода радикальных реформ не только ухудшил социально-экономическое положение низко- и среднестатусных групп населения, но и привел к экзистенциальному кризису персональных жизненных ценностей значительную часть молодого поколения в данных статусных группах. В частности, молодежь не всегда обоснованно и весьма критически переоценивает прежние культурные, образовательные, нравственные, социально-гражданские идеалы и смыслы жизни. Зачастую она идет по пути прагматизации своего социального и профессионального выбора, становится зависимой от алкоголя, наркотиков и жертвой новых условий социализации и т.д. Все это делает весьма злободневным педагогическое осмысление прежнего опыта детских (общественных и самодеятельных) организаций в России и за рубежом, вызывает острую социальную необходимость проанализировать в них с гуманистических позиций процессы целостного становления и успешного развития личности во всем богатстве проявления ее социокультурных отношений, — как к миру, с миром и самой собой, так и в основных сферах деятельности, общения и активного познания окружающего мира и своего места в нем.

Таким образом, обнаруживается общая проблема специального педагогического исследования. Её суть состоит в историко-педагогическом осмыслении гуманистического опыта деятельности детских общественных ор- ганизаций в России и за рубежом, который обеспечивал бы успешное становление жизнеспособной личности ребенка в современном ему социуме. Разрешение данной проблемы составляет общую цель исследования, тема которого «Деятельность детской общественной организации как средство жизнеобеспечения личности».

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и эмпирически проверить социально-технологический комплекс средств развития жизнеспособности личности ребенка в условиях деятельности и творческого сотрудничества с детьми педагогического коллектива «Малой Академии 555» на сборах региональной общественной организации «Молодое поколение России за безопасность движения».

4

Объект исследовании — система социально ориентирующей деятельности детских общественных организаций.

Предмет исследования — цели, содержание, педагогические средства, методы и условия реализации социально ориентирующей деятельности, обеспечивающей успешное развитие жизнеспособности личности ребенка.

Рабочая гипотеза исследования. Процесс становления жизнеспособности личности в детской общественной организации оказывается наиболее успешным, если:

— во-первых, воспитательная деятельность данной организации строится в целостной системе аксиологического, социально и культурно ориентирующего образования детей, включающего персональное развитие жизнерадостности и способности к самосохранению через самодисциплину и напряжение индивидуальных творческих сил;

— во-вторых, детская общественная организация представляет обогащенную социально-образовательную среду для творческого субъект-субъектного сотрудничества детей и взрослых, где специально проектируются и реализуются целевые здоровьесберегающие программы, которые технологически корректно и индивидуально дифференцированно обеспечивают успешное развитие эмоционально-волевой, коммуникативной и гражданско-правовой культуры ребенка в единстве ее социально-познавательных и продуктивно-преобразовательных проявлений.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1. Провести сравнительный историко-педагогический анализ деятельности детских общественных организаций XX века с целью выделения комплекса социально-педагогических средств, обеспечивающих процесс становления жизнеспособности личности в социуме.

2. Обосновать, спроектировать и реализовать целевую комплексную программу социально ориентирующей деятельности регионального отделения детской общественной организации.

3. Выделить и экспериментально проверить критерии и показатели проявления персональной жизнеспособности личности ребенка.

4. Разработать рекомендации по успешному осуществлению региональной деятельности детской общественной организации «Молодое поколение России за безопасность движения».

Методологической и теоретической основой исследования являются:

— философские идеи системного развития и самореализации личности в социокультурной деятельности (В. Г. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, О.Г. Дробницкий, Э.Ш. Камалдинова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.А. Тугаринов);

— идеи единства м целостности осуществления социальных и педагогических процессов в условиях деятельности общественных объединений и организаций (Д.Л. Агранат, Е.П. Белозерцев, A.A. Бодалев, A.B. Волохов, В.А. Караковский, A.A. Козлов, A.B. Мудрик, Ы.Л. Седова, В.А. Смирнов, И.И. Фришман и др.);

— психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу развития социально активной, самоактуализирующейся личности как субъекта творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, В.А. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, А. Маслоу, СТ. Шацкий, С.А. Шмаков и др.) и как субъекта системы ценностных отношений в социуме (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.);

— идеи о самоопределении субъекта в условиях смены ценностей и развития жизнеспособности своего «Я» (Н. Асташова, В. Брецинка, В.Ю. Лешер, Э. Эриксон и др.);

— нормативные идеи гуманистической социальной педагогики об активно-субъектном взаимодействии личности с социальной и образовательной средой (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, И.А. Колесникова, Н.Ф. Маслова, A.B. Мудрик, В.Д. Семенов, A.C. Ткаченко и др.);
— идеи поэтапного социокультурного становления личностной и профессиональной готовности в условиях социально-технологической организации проектно-творческой деятельности в образовательной среде (Е.В. Бондарев-ская, И.А. Зимняя, II.В. Матяш, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.Д. Шадри-ков и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

— теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ и синтез философской, социально-исторической и психолого-педагогической литературы по проблеме, многофакторное педагогическое моделирование воспитательно-образовательной деятельности детских объединений разного типа и вида в современных условиях развития российского общества;

— практические: изучение архивных и нормативных документов по проблеме; обобщение опыта работы общественных детских организаций в России XX века; ретроспективный анализ собственного 17 летнего опыта педагогической деятельности; контект-анализ текстовых результатов творчества ДОО; включенное наблюдение за деятельностью региональной детской организации; анкетирование и интервьюирование; проектирование и опытно-экспериментальная реализация комплексной программы социально ориентирующей деятельности по развитию жизнеспособности у детей разных возрастных групп в региональной ДОО «Молодое поколение России за безопасность движения»;

— статистический анализ тестовых заданий с целью проверки результативности реализации целевой здоровьссберегающей программы, развивающей жизнеспособность личности; монографическое изучение детей в течение всех лет пребывания в ДОО.

База и этапы исследования.

Организационную базу исследования составляет областной лагерный сбор «Малая академия ЮИД 555» региональной ДОО «Молодое поколение России за безопасность движения».

Исследование проводилось с 1985 по 2002 гг.

Первый этап (1985-1995 гг.) — педагогический анализ проблемы дет-у ских общественных организаций с точки зрения идей обновления образова-

тельной системы; изучение передового опыта детских профильных объединений в стране и на региональном уровне; осмысление личного педагогического опыта в работе ДОС) «Молодое поколение России за безопасность движения» и профильных отрядов ЮИД в г. Воронеже и Черноземье; изучение литературы по проблеме саморазвития и становления личности в социальных системах; определение целей, направлений, задач, объекта, предмета исследования, выдвижение рабочей гипотезы об условиях развивающего влияния детской организации на ребенка.

Второй этап (1995-2001 гг.) — уточнение концептуальных положений, разработка педагогической модели социально-воспитательной деятельности региональной ДОО; организация и проведение опытной работы по проверке гипотезы, апробация целевой программы личностно развивающей деятельности в условиях организации лагерных сборов «Малая Академия 555» на основе комплекса игровых здоровьссберегающих технологий развития персональной жизнеспособности; корректировка разработанной модели ДОО, ее комплексной личностно развивающей программы; разработка рекомендаций для социально ориентирующей и развивающей деятельности детских объединений в региональной организации «Молодое поколение России за безопасность движения».

Третий этап (2001-2002 гг.) — апробация авторских технологий при реализации комплексной программы социально ориентирующей деятельности регионального отделения ДОО «Молодое поколение России за безопасность движения», технологически обеспечивающей интегральное развитие персональной жизнеспособности детей и подростков в условиях лагерных сборов; проведение тестовых заданий с целью выявления результатов становления жизнеспособности личности; обобщение и оформление результатов диссертационного исследования.

8

Степень новизны и теоретическая значимость.

Проведен сравнительный историко-педагогический анализ работы детских общественных организаций в России XX века и выделен комплекс факторов, социально-педагогических условий и средств, обеспечивающих процесс становления жизнеспособности личности в социуме в системе социально развивающей деятельности детской общественной организации.

Теоретически обоснован и эмпирически проверен социально-технологический комплекс средств развития персональной жизнеспособности ребенка в условиях деятельности и творческого сотрудничества педагогического коллектива «Малой Академии 555» на лагерных сборах региональной общественной организации «Молодое поколение России за безопасность движения».

Спроектирована и реализована на практике педагогическая модель успешного функционирования региональной детской организации «Молодое поколение России за безопасность движения» в условиях комплексного применения целевой воспитательно-образовательной программы, которая социально ориентирует детей и технологически обеспечивает интегральное становление персональной жизнеспособности личности в динамичном и экстремальном социуме.

Обоснована совокупность социально-педагогических условий успешной организации субъектно-ориентированного воспитания личности в системе целенаправленного и творческого включения ребенка в осознанное и активное решение социально значимых задач саморазвития персональной жизнеспособности на основе системного применения комплексной здоровье-сберегающей программы.

Объективность и достоверность исследования.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, сочетанием качественного и количественного анализа данных, применением комплекса взаимодополняющих методик диагностического констатирующего и формирующего характера, адекватных природе изучаемых явлений, и учетом особенностей в характере функционирования детских самодеятельных общественных организаций.

Практическая значимость.

Теоретически выделены и эмпирически подтверждены критерии и показатели персонального проявления интегральной жизнеспособности личности ребенка и на этой базе разработаны педагогические и методические рекомендации по успешному осуществлению процесса её развития в системе воспитательно-образовательной деятельности в региональной детской общественной организации «Молодое поколение России за безопасность движения».

Разработана система целей, функциональных задач, содержания лично-стноразвивающей деятельности, способов событийно-сценарной организации совместно-продуктивной деятельности детей в условиях обогащенной соци-ально-образователыюй среды развития персональной жизнеспособности ребенка на всех этапах участия в социально ориентирующей деятельности ДОО «Молодое поколение России за безопасность движения».

Обозначены содержательно-методические аспекты поэтапной и событийно-сценарной организации социально ориентированного процесса развития персональной жизнеспособности ребенка в условиях лагерных сборов региональной ДОО отражены в комплексной здоровьесберегающей программе для детей разных возрастных групп (объем 3 п.л.), которая реализована в рамках лагерного сбора во Всероссийском детском центре «Орленок» (2002 г.) и других отделениях системы переподготовки руководителей ДОО, занятых проблемой жизнеобеспечения молодого поколения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы автора, как исследователя, руководителя и организатора отрядов юных инспекторов движения (ЮИТ) и ДОО «Молодое поколение России за безопасность движения». Промежуточные итоговые результаты исследования обсуждались на российских, региональных, межвузовских конференциях, семинарах, совещаниях, на практических конференциях руководителей детских объединений и филиалах данной организации, на лагерных сборах «Академии 555».

10

На защиту выносятся следующие положения.

Сравнительный историко-педагогический анализ позволяет утверждать, что детские общественные организации в российской культуре XX века содержательно и структурно реализовали в своей системе важнейшие целевые установки гражданского воспитания личности подрастающего человека, как «сверху», так и «снизу».

В новых социокультурных условиях накоплен опыт, анализ которого позволяет целостно представить деятельность детской общественной организации в современных условиях.

Жизнеспособность личности в воспитательной деятельности ДОО объективно обусловлена, с одной стороны, наличием у педагогического коллектива общего замысла и целей в персонально дифференцированном социокультурном развитии детей с учетом их индивидуальных способностей к жизнерадостному самоутверждению в совместной деятельности. С другой стороны, жизнеспособность личности обусловлена системным созданием информационно насыщенной социально-образовательной среды, которая технологически обеспечивает ребенку инструментальное овладение персональной культурой гражданско-правового поведения в современном экстремальном социуме. Это как раз и оказывается возможным в условиях совместной деятельности общего лагерного сбора посредством общего круга активно проживаемых событий, в которые включен ребенок в «Малой Академии 555». При этом развитие персональных инструментальных умений и способностей к адекватной социальной и профессиональной самореализации в системе становления жизнеспособности как интегрального качества современного человека достигается при условии последовательного применения здоровьесберегающих технологий.

Такая деятельность осуществляется на базе целевого педагогического проектирования комплексной социально-образовательной программы, которая в своей системе обеспечивает успешную самореализацию детей за счет поэтапного планирования, творческой организации, координации и диалоговой

11

оценки степени жизнеспособности ребенка в разнообразных видах деятельности с позиций социальной и творческой направленности ее выполнения.

Процесс успешного развития жизнеспособности личности в условиях реализации целевой социально-образовательной программы деятельности включает в себя ряд этапов:

Поиск и нахождение ребенком своего «Я» — творческого приложения персональных (индивидуальных) способностей, что происходит в разновозрастных коллективах в условиях совместно организованного по особым сценариям сотрудничества и сотворчества педагогов и детей, в продуктивной познавательной массовой деятельности.

Творение жизнеспособности собственной личности в русле развития её жизнерадостности, критического доверия к окружающему социуму и расширения «поля сознания» происходит посредством создания воспитательно-образовательных условий, которые включают в себя комплекс познавательно-развивающих и практико-инструментальных программ («Учимся жить» в сложном и переменчивом мире, «Учись выживать в экстремальной среде», «Освоение азбуки права», тренинг общения и др.). Это позволяет ребенку осмысленно овладевать умениями грамотного поведения в изменчивом мире, самостоятельно контролировать и оценивать свои поступки при активном участии в работе кафедр «Малой Академии 555».

Накопление персонального опыта гражданско-правового поведения с позиций принятых норм и правил культуры идет посредством интенсивного творческого «погружения» детей в педагогически выверенный «ритм общих событий» и в деятельность творческих мастерских по выбору ребенка. Этим обеспечивается во время лагерных сборов «Малой Академии 555» становление персональных способностей и умений личности адекватно действовать в социуме по законам и нормам культурности.

Комплекс здоровьесберегающих технологий включает в себя: — социальные технологии творческой самореализации личности в условиях персонально свободного выбора индивидуальных программ продуктивной деятельности в творческих мастерских;

12

— игровые социально ориентирующие технологии осуществления активно заинтересованного познания детьми норм и правил гражданско-правового поведения человека в условиях выбора кафедральных занятий при совместно-продуктивной и познавательной деятельности, в лагерных «экспедициях выживания» и др.;

— социально-психологические технологии — для инструментально мягкого тестирования роста коммуникативных, организаторских, рефлексивно-оценочных и продуктивно-творческих умений и способностей ребенка в совместной деятельности, общении, познании и игре («цветопись», «экзамен по ступеням», «выбор» и др.).

Процесс становления жизнеспособности как интегральной социально-психологической характеристики личности в условиях деятельности ДОО объективно фиксируется по следующим критериям.

— позитивная мотивационная готовность к продуктивно-творческой самореализации своего индивидуального «Я» в культурном потенциале социума;

— степень развитости эмоционально-волевой культуры личности в адекватно критическом познании норм гражданско-правового поведения в социуме;

— наличие инструментальных умений и социально-проектных способностей личности сознательно планировать и реализовывать свою индивидуаль-

I ную программу социального и профессионального самоутверждения в со-

временном мире.

В итоге педагогического применения такого системно-технологического комплекса социально-воспитательной деятельности ДОО как раз и складывается персональное «Я» жизнеспособной личности в единстве ее позитивной мотивации действий и поведения, направленных как на проявление психологической готовности к самосохранению собственного творческого «Я» через самодисциплину и напряжение индивидуальных сил, так и на выработку собственных умений и способов сознательного и творческого овладения культурой преобразования себя и сохранения окружающего мира на основе социально-гражданской и нравственной ответственности.

13

В процессе проведения специализированной смены «Мир наших прав» была апробирована методика организации педагогических здоровьесбере- тающих технологий на базе детского лагеря «Комсомольский» Всероссийского Детского Центра «Орленок» в деятельности. Результатом внедрения явилось проведение здоровьесберегающих технологий, обучающих семинаров с педагогами по теме: «Методика работы с подростками в условиях временного детского коллектива», работающих по данному направлению.

Разработанный материал и рекомендации используются в работе детских объединений в городах и областях (Курск, Тамбов, Липецк, Белгород, Тверь, Тула, Воронеж, Владивосток, Оренбург, Свердловск и т.д.), на страницах периодической печати центральной и региональной прессы, первой детской ежемесячной газеты «Пора в дорогу».

Практико-ориентированный характер диссертации наложил свой отпечаток: в диссертации и ее приложениях приведено довольно много материалов из практики деятельности по игровым и здоровьесберегающим технологиям (планы, программы, методические рекомендации).

— Основное содержание работы

Основной замысел, цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая включает: введение, две главы, заключение, список литературы из 169 источников и 3 блока приложений на 71 листе. Работа изложена на 158 листах.

14

ГЛАВА I.

Деятельность детских общественных организаций

в системе социального воспитания и развития жизнеспособной личности как педагогическая проблема

1.1. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития

Молодежь — ото один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

За период с 1990 по 2001 год общественное молодежное движение в Российской Федерации претерпело серьезные изменения. В течение 1990-х годов наблюдается активный рост детских и молодежных формальных организаций. Они не стали массовыми, но их разнообразие и география более активная поддержка со.стороны государства создали предпосылки для их дальнейшего роста.

Основной чертой эволюции общественного движения в начале 90-х годов была его демонополизация, а во второй половине 90-х годов — стабилиза-ция. Активизировался процесс прекращения деятельности слабых, неустойчивых организаций и поступательного развития сильных организаций. Итогом развития общественного сектора стало оформление в целом стабильной системы функционирования общественных организаций.

1 Пик формирования поных общероссийских молодежных и детских общественных объединений приходится на 1991 и 1992 годы (за эти годы появилось 66 новых объединений), рост числа общероссийских организаций в последующие годы был незначительным. По состоянию на 1 ноября 2001 г. в Федеральном реестре состояли 52 общественные органи-* зации: 20 детских и 32 молодежных, 25 — общероссийских 24 — межрегиональных, 3 — меж-

дународных. По данным Минюста России, на начало 2002 года в Российской Федерации зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. (1 11, с. 231).

15

Молодежное движение в России — реально существующий факт. За 10 лет общественные организации не только конституировались, но и на деле доказали свою роль в реализации государственной молодежной политики.

В данном параграфе основное внимание будет уделено анализу и основных тенденций, которые ложились в молодежной политике XX века и отношение общества к молодежи переходного периода.

Проблема молодежи в нынешнем российском обществе имеет три взаимосвязанных аспекта: Что общество должно дать молодежи (накопление и развитие ресурса)? Что может и должна дать молодежь сегодня обществу (каково состояние ресурса)? Как мобилизовать и использовать молодежь для целей новой России? В таблице 1 выделены основные факторы влияния на молодежь переходного периода развития общества.

Анализ содержательного аспекта проблем молодежи переходного периода, обозначенный в таблице 1, показал, что проблемы молодежи порождены «противоречием между «Я» и «обществом»: несоответствием между тем, какими себя считают юноши и девушки, и тем, какими, по их мнению, хочет видеть их общество. Молодые люди испытывают амбивалентные чувства не только по отношению к социальному порядку, но также и по отношению к самим себе. Они могут осознавать, насколько глубоко влияние, оказываемое на них культурой, и испытывать от этого дискомфорт. Юноши и девушки часто ощущают, что общество накладывает на них слишком много ограничений, и пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли. Они могут пытаться переопределить и преобразить себя с помощью самопознания, употребления наркотиков, медитации или психоанализа.

В целом, исследователи проблем молодежи понимают, что контекст развития общества оказывает столь лее важное влияние на исход юности, как и индивидуальные различия (92).

Таблица 1

Основные факторы, влияющие на молодежь переходного периода развития общества

Возрастная сегрегация

Экономическая зависимость

Нестабильность и мире

Общество масс медиа

В нашем общей ве молодежь сталкивается с явлением, которое называется (U)ipacnnioii сегрегацией.

. Старшие подростки склонны держаться в отдалении как от детей младшего возраста, лак и от взрослых — частично по собственному выбору, а частично по не зависящим от них обстоятельствам. Отделение от детей младшего возраста лишает их возможное in руководить и обучать тех, кто знает меньше, чем они сами. Их отрыв от мира взрослых означает, что у них редко появляется возможность выступать в роли «подмастерья» — учиться профессиям, работая рядом с опытными людьми на ответственных должностях. Вместо этого молодые люди ежедневно в течение многих часов оторваны от основных видов деятельности, обычаев и обязанностей общества. Конечно, возрастная сегрегация не является всеобщей:

юноши и девушки взамо-действуют с младшими детьми, приглядывая за малышами, заботясь о младших братьях и сестрах или работая вожатыми I? детских лагерях. Они также помогают родителям по дому, а иногда работают после шко-" лы, вступая таким образом в мир профессиональной деятельности и коммерции

В нашем обществе передовой технологии, где сложную работу выполняют взросл 1.1С, молодежь; члителыюе время находятся в зависимом положении. В большинстве случаев юношам и девушкам доступна лишь такая работа, которая не является пи интересной по содержанию, пи хорошо оплачиваемой. Такая ситуация приводит к удлинению периода зависимости детей от родителей, отдаляет то время, когда юноши и девушки смогут полностью реализовать свои способности, и увеличивает их фрустрацию и нетерпение. С точки зрения некоторых ученых, юность является периодом ограничения нрав и возможностей и

строго предписанных ролей (Farber, 1970).

Другие ученые, такие как Эриксон, придерживаются более позитивных взглядов на юность, считая ее временем, когда молодому человеку разрешается исследовать различные роли и экспериментировать с ними до того, как он займет определенную социальную и профессиональную нишу

В любую историческую эпоху ведутся войны, существуют религиозные движения, происходят экономические подъемы и спады, и наше время не является исключением. Хотя текущий период может быть менее взрывоопасен, чем предыдущие, людей по-прежнему тревожат кризисы, как в США, так и па Среднем Востоке, в Азии. Восточной Европе и Африке. Сейчас, как и прежде, юное поколение особенно уязвимо и испытывает сильное влияние таких кризисов. В целом, положение в мире влияет на старших подростков гораздо сильнее, чем па детей младшею возраста. В конце концов, именно юноши и молодые взрослые в основном участвуют в войнах, мятежах и движениях за социальные реформы. И именно они со свойственным им идеализмом поддерживают радикальные политические и религиозные движения, теряют работу во время экономических спадов и получают ее во время экономических подъемов. Современная молодежь сталкивается не только с местными и региональными, но также и с отдаленными кризисами, о которых, с помощью средств массовой информации, она узнает прямо у себя дома______

В большинстве теорий развития человека подчеркивается, что отзывчивая и оказывающая эмоциональную поддержку внешняя среда способствует

научению. Люди любого возраста учатся успешнее всего тогда, когда они могут оказывать воздействие на окружающую их среду, ощущают последствия своих действий и способны вызывать изменения. Но события, показанные на экране телевизора, в радиопередачах или на киноэкране, изменить невозможно. Некоторые критики утверждают, что подростки с их быстро развивающимися физическими и когнитивными способностями особенно часто выступают в роли пассивных потребителей средств массовой информации. Не исключено, что из-за этого они научаются воспринимать трагедию или жестокость как нечто вполне обычное или развивают в себе стремление к грубой и 'натуралистической стимуляции. Возможно, тто они моделируют свое поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране. Мы все еще очень мало знаем о сложных последствиях взросления в обществе масс медиа

17


Детские общественные организации: инвариант и вариативность
Автор: Куприянов Б.
Издание: Нар. образование.– 2007.– №7.– С. 207–214
Сущность детских общественных организаций
Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях: возрастной, социально-педагогической, общественной, организованной.
Возрастные особенности общественных организаций подростков связаны с принадлежностью к одному поколению и возрасту.Они определяются атрибутами повседневности, общими ориентациями, настроениями и ожиданиями. Различие между миром взрослых и миром детей определяется разницей в степени социальной зрелости, отличием в уровне полноправного участия в системе социальных отношений. Пространство проявления особенности детского мира – культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых – господствующая, а детская (подростковая) является субкультурой. В правовом плане – взрослые – дееспособны, а дети – не дееспособны, поэтом детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемые в правовом плане группы населения. В социальном смысле взрослый человек ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, а для ребенка прежде всего важен процесс, эмоциональное состояние.
Социально-педагогическая составляющая в детско-подростковых общественных организациях существенно ограничена в правовом аспекте. Правовой статус вожатого может быть не выше, чем у подростков – участников сообщества. Характерной чертой детских общественных организаций является их автономность по отношению к государственной системе образования.
В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и метод работы, являются примером некоммерческих организаций. Они потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной власти и бизнеса. В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» – поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Спонсорами могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры.
В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации. Существенным является наличие корпоративных ценностей и символики, которые регламентируют поведение участников группы.
Характерные черты детских общественных организаций
В качестве первой характерной черты детских общественных организаций следует рассматривать добровольность вхождения в них учащихся. Она связана с потребностью в общении, в новом социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, стремление принести пользу обществу. Детская общественная организация предлагает ему писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых.
Вторая характерная черта – назначение детских общественных организаций, которое можно рассматривать как цель, которую ставят перед собой дети и как воспитательные задачи, которые решает взрослое сообщество. Эти задачи – составляющие духовно-ценностной ориентации на: самоорганизацию добровольной совместной деятельности, преобразование окружающей действительности, самосовершенствование, осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей.
Третья характерная черта – опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового взаимодействия, корпоративную культуру.
Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях. С одной стороны субъектом выступает вся организация, с другой – существенную роль играет взрослый, участник детской общественной организации. Процесс организации деятельности в сообществе становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг, что означает: консультирование подростков, использование технологии развития способностей, отказ взрослого от экспертной позиции, создание условий для принятия подростком решений.
Вариативность форм детских общественных организаций
Формы детских организаций (объединений), встречающихся наиболее часто:

«общество любителей» (группа собравшихся для реализации сходных интересов);

«отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой);

«добровольцы (группа, ориентированная на служение обществу);

«коммуна» (объединение для решения актуальных задач по месту жительства, работы или учебы).
Ключевым словом для понимания ядра деятельности «общества любителей»
является хобби, увлечение. Общественная организация становится условием для успешных занятий своим любимым делом. Деловые отношения в обществе носят либеральный характер, отличаются высокой степенью свободы и независимости.
Вторая распространенная форма детских общественных организаций «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающим помощь нуждающимся. Главная задача таких объединений – глубоко внутренняя, личностная. За счет сплоченности и чувства ответственности ее членов она достигает весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. Главное в этой группе – ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров.
Данную форму отражает общественная детская организация «Лига юных журналистов». Представители Лиги участвуют в фестивалях и конкурсах кино-теле-видопрограмм, конкурсах детского и юношеского радо, прессы, информационных форумах. Примером также такой формы объединений может служить Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» (ДИМСИ). В основе идеологии организации – добровольческое служение молодежи в гражданском обществе.
К третьей форме организации можно отнести деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Межрегиональной детско-юношеской организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей». В таких объединениях для значительного числа подростков приход в отряд – это испытание себя, самоутверждение и самореализация. Ведущим способом бытия отряда является инициация – специфическая форма продвижения в социальном статусе. Участники объединения включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, марш-бросок.
Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести их также к третьей форме.
Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации «коммуна», характерен способ совместного решения актуальных проблем в обустройстве окружающей жизни. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммуны – социальное проектирование. В организации преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые выполняют роль консультантов или руководителей отдельных проектов.
В чистом виде формы детских общественных организаций встречаются редко, но в каждой из них можно обнаружить доминанты, характерные для той или иной формы, объединения
7897789 «Детские общественные объединения — возможность социального становления юных москвичей». Журнал «Московская школа», №6, 2003
Успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве, конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.
Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации. В этой ситуации велики роль и значимость детских общественных организаций и объединений, как основы детского движения. Именно в таких объединениях подростки проходят «уроки жизни», получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.