1. Используя статьи Конституции РФ, дайте развернутую характеристику формы государства РФ. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и с населением,
какими методами она осуществляется и др. 1) Форма правления является одной из важнейших частей формы государства – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании (1, стр.182-184). Форма государственного правления дает возможность уяснить: • как создаются высшие органы государства, и какого их строение; • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:  монархические (абсолютные, конституционные);  республиканские (президентские, парламентские, смешанные). Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует
Россию как государство с республиканской формой правления. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Признаки республики: • Источником власти признается народ; • Коллегиальный принцип принятия решений; • Все высшие органы государственной власти избираются населением
или формируются парламентом; • Органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия; • Принцип разделения властей (3, стр.298). Данные признаки находят подтверждение в тексте Конституции РФ. Например, в статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а также о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно
и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (принцип выборности). Статья 10 КРФ провозглашает принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную, что также является признаком республики. Современные республики подразделяются на парламентские и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство
несет ответственность (1, стр.186). Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. В статье 83 КРФ говорится о том, что Президент РФ назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Таким образом, Президент формирует Правительство. Правительство РФ несет двойную ответственность: перед парламентом и перед Президентом. Например, в ст. 114 КРФ говорится о том, что Правительство разрабатывает и представляет Государственной
Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Российская Федерация – это государство со смешанной республиканской формой правления. 2) Второй составляющей формы государства является форма государственного устройства, под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными
частями. При всем многообразии форм государственного устройства основными среди них являются унитарная, федеративная и конфедерация (1, стр.187). Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российское государство как федеративное. Федерация – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) является государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом (1, стр.188).
Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. Существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру и т.д. (3, стр.302-303). Статья 5 Конституции РФ говорит о том, что Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты федерации имеют свой устав и законодательство, что подтверждает наличие относительной самостоятельности субъектов Российской Федерации. В статье 11 КРФ говорится о том, какие органы осуществляют государственную власть в
Российской Федерации, а какие в субъектах Российской Федерации, а также о том, как производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Итак, вышеизложенные признаки такой формы государственного устройства как федерация полностью отражаются в статьях КРФ. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что
Россия – это федеративное государство. 3) Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом (1, стр.190). Статья 1 Конституции РФ гласит: Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Таким образом, КРФ провозглашает в Российской Федерации демократический политический режим. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Признаки демократического политического режима: • Признание народа источником власти и носителем суверенитета; • Формально-юридическое равноправие граждан и их равные возможности участия в политической жизни страны;
• Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность со стороны государства; • Принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю; • Право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства; • Политический плюрализм; • Система разделения властей; • Гласность действий государственных органов и должностных лиц; •
Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; • Развитая система органов местного самоуправления (3, стр.310-311). Эти признаки отражаются в статьях Конституции РФ: Так, согласно статье 3, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Статья 17 КРФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Эти права, согласно статье 18 КРФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В статье 19 КРФ говорится о равенстве всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности
и т.д. Также, согласно статье 10 КРФ в Российской Федерации существует система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, о чем говорится в статье 12 КРФ. Ч. 3 ст.13 КРФ говорит о том, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, что и говорит о существовании политического
плюрализма в стране. Таким образом, проанализировав статьи КРФ и возвращаясь к статье 1, можно однозначно сказать, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». 2. Найдите в нормативных актах а) норму с простой санкцией; б) коллизионную норму; в) норму, которая изложена в нескольких статьях; г) норму, при изложении которой использован бланкетный способ.
Обоснуйте свой выбор. а) Как известно, норма права имеет свою структуру, включающую три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Элементы правовой нормы имеют свою классификацию, например, санкция может быть простой и сложной (4, стр.163). Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан. Например, п.1 ч.1 ст. 11.18 КоАП РФ: «Безбилетный проезд: в пригородном поезде – влечет наложение административного штрафа
в размере одного минимального размера оплаты труда». б) Коллизионные нормы рассчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю. Коллизионная норма предписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае. Среди коллизионных норм выделяют темпоральные (временные), разрешающие коллизии между нормами разного
времени действия. Пространственные коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами, действующими в разных пространствах (4, стр.159). Так, ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ говорит о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, а не, к примеру, по месту рассмотрения спора. Третьим видом коллизионных норм являются иерархические
коллизионные нормы, они разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип: закон высшего порядка отменяет действие закона низшего порядка (4, стр.159). Например, ч. 3 ст. 1 УПК РФ гласит: «…Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора».
Таким образом, можно судить о том, что международные договоры занимают в иерархии источников права более высокую ступень, чем УПК РФ и, поэтому могут отменять действия данного нормативного акта. в) Существуют три варианта соотношения нормы права и статьи закона: • Норма права и статья закона совпадают; • Включение нескольких норм в одну статью; • Расположение нормы в нескольких статьях (1, стр.294).
В качестве примера нормы, изложенной в нескольких статьях можно привести норму, содержащуюся в п.1 ст.475 ГК РФ, согласно которой покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, «если недостатки товара не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения своих расходов на устранения недостатков товара».
Гипотезу здесь составляют четыре условия: 1) заключен договор купли-продажи; 2) в договоре не оговорены недостатки товара; 3) товар передан покупателю; 4) товар оказался ненадлежащего качества. Диспозиция выражена в трех вариантах взаимных прав и обязанностей сторон. Санкция же изложена в ст. 393 ГК РФ: «должник» обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
При этом «убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ». Из приведенного примера видно, что три структурных элемента правовой нормы могут быть изложены в разных статьях одного закона. г) Есть несколько способов формулирования нормы права в статьях нормативно-правовых актов, которые подразделяются на: • Простые; • Отсылочные; • Бланкетные. В бланкетной норме первая часть формулируется в виде отсылки не к конкретной
статье конкретного нормативного акта, а к целому роду или виду каких-то правил. Такая норма называется бланкетной, потому что выступает как бы чистым бланком, который заполняется конкретной ситуацией, конкретными правилами специального характера (4, стр.163). Примером нормы, при изложении которой используется бланкетный способ может служить статья 264 УК РФ: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством,
правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового». В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые
нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины. Список литературы 1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф.
В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд изм.и доп. – М.:Издательство НОРМА, 2000. – 616с. 2. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 62с. 3. Обществознание / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – 7-е изд стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507,[5] с. 4. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права.
Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 345с. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 января 2008 года). – М.: ГроссМедиа, 2008. – 496 с. 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2008 года). – Новосибирск: сиб.унив.изд-во, 2008. – 239 с. 7. Уголовный кодекс
Российской Федерации. Текст и справочные материалы с изменениями и дополнениями на 1 октября 2007 года. – М.:Эксмо, 2007. – 256 с. 8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 15 ноября 2006 года). – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. – 352 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |