Реферат по предмету "Педагогика"


Нравственное воспитание в семье

Содержание.
1.Введение   2
2.Основная часть   4
ГЛАВА1. Теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье  4
1)История проблемы   4
2)Сущность нравственного воспитания  5
ГЛАВА2. Проблемы нравственного воспитания в семье  10
ГЛАВА3. Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье  12
3.Заключение   15
1. Введение
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновалумы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделялив своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель,Екатерина Великая, Жан Жак  Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни одинизвестный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своимвниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано сжизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель НиколайНиколаевич Новиков в 1783 г. в трактате  «О воспитании и наставлении детей»писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами…Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает:«Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрымгражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящимиего либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает внем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, илисладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают егодушевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сиезависит от образования сердца в юношестве. Из сего следует вторая главная частьвоспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственнымвоспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образованиеразума»[1].Предметом нашего исследования в данной работе является процесс нравственноговоспитания детей в семье.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня оченьактуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собойнарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей.Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшаядетская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимаянаркомания. Следствием  (или причиной?) этого выступают бездуховность,переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и,следовательно, общества в целом.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Этитесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья –ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создалсемью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что оттого, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависитнравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания.То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всейпоследующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, чтов ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительностисвоего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не можетсравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и кпоступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так иотрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личностьребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей –матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так ине заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институтне может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько можетсделать семья.
В силу специфики своей работы, с проблемами семьи иобщества сталкивается социальный педагог. Первое знакомство – с ребёнком,второе – с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как это нипарадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильновоспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать,педагогу приходится учить родителей.  Их  необходимо вооружить психологическимии педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей всемье. Этому служат цели и задачи данной курсовой работы.
Цельработы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическоемастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственныхубеждений ребёнка;
 рассмотретьпроблемы нравственного воспитания детей в семье.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи.
1.Изучая научно-педагогическую литературу по даннойпроблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
2.Определить семейные условия, микроклимат и способы,необходимые для формирования нравственно  развитой личности в семье.
Были использованы следующие методы и приёмы.
1.Анализнаучной литературы.
2.Анализ бесед с родителями и детьми  (опытпедпрактик).
Объект исследования – взаимоотношения в семье.
2. Основная частьГЛАВА 1. Теоретические аспекты нравственноговоспитания ребёнка в семье1) История проблемы
Социальные, общественные, политические, нравственныетрудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Этопобуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периодарассматривать указанную проблему под тем углом зрения, который данныеособенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрениясовпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными. В.Титаренко в статье «Семейное воспитание, его специфичность и необходимость» отмечает:«Что же касается семьи, то её роль ставилась под сомнение целым рядомпредставителей общественной мысли в прошлом (Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш.Фурье…), да и сейчас ещё существует такое мнение»[2].Да, в нашей стране, во всяком случае, взгляды на семейное воспитание долгоевремя были неоднозначными. Профессор Ф. Фрадкин и доктор педагогических наук М.Плохова обращались к истории этого вопроса. Вот что они отмечали: «До революциишкольное воспитание рассматривалось как нечто дополнительное к основному –воспитанию в семье. Основы нравственности, утверждали Л. Н. Толстой и С. А.Рачинский, К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев, другие педагоги, закладывались всемейном воспитании, а основная задача школы – дать ученику образование.Воспитание эффективно, если есть преемственность между прошлым, настоящим ибудущим. Именно эту связь обеспечивает семья. Добрая воля и совесть человекапробуждаются в благоприятной семейной обстановке.
Принципиально по-иному решался вопрос после революции.Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным«консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н. И. Бухарин говорил,что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести«медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старогорежима».
В эти же годы определяется вторая стратегия по отношению ксемейному воспитанию. С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, А. В.Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье,использовать традиции семейного воспитания… Необходимо, утверждала эта группапедагогов, использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту исердечность семейных взаимоотношений…
Но, несмотря на существование этой точки зрения, набираласилу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка изсемьи и воспитать его в специально созданных учреждениях – школах-коммунах,детских городках и т. п.
В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Школы-интернатыдолжны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Онибыли призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления  кнакопительству в ущерб общественным интересам, корыстных расчётов и простоголегкомыслия. Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатахдо двух с половиной миллионов. Предполагалось добиться того, чтобы каждая семьяимела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детскихучреждениях.
В 60-х годах павлышский педагог В. А. Сухомлинскийвступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическимподходом к семейному воспитанию. Отец и мать – величайшие авторитеты дляребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок – одно  иззвеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, котораянеизбежно приводит к распаду нравственных начал.
Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении кобщечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился кпроцессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания,сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельностиродителей и учителей»[3].2) Сущность нравственного воспитания
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность,обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой,средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовныеи душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этихправил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также саманравственность.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – этопостепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума иформирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, чтоидёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральныеидеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правилаповедения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинскийсчитал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм,гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлятьсобой.
Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам.Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясьлишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чейсчёт?»)указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков;через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность –граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, онабесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениямидля другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правилакультурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей…Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будетнравственности – не будет ничего, никакого воспитания»[4].
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личностизаключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитанииосновную, долговременную и важнейшую роль.
Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья,лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привитьеё самые одухотворённые, эфирные частицы…»[5].
«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привитьребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности испособность к спокойной и достойной дисциплине»[6],– писал в 1962 году философ И. А. Ильин.
Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка,интересующая нас.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей всемье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качествдоброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие«добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества,издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развитылюбовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро,способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость,правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость,трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
 «Что же следует воспитывать в наших детях с самогораннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» — задаётсявопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.
«Моральное сознание человека, или нравственный мирличности, включает в себя три уровня:
1.мотивационно-побудительный;
2.эмоционально-чувственный;
3.рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющихсуть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивыпоступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание толькотогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей кразвитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии,то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именноздесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми иобществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит изнравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными(радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными(гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать однимсловом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие,сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Этичувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшимисоставными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится»[7].
Чешский педагог М. Климова – Фюгнерова отмечает:«Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимаетпервоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школаподготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость нетолько к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувстввключает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержкисо стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок долженвидеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие – одноиз прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности.
Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человеккого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Чувства – источник вдохновения, радости, задора винтересной работе.
Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например,может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет,менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность,искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнкаотчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман»[8].
«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральныезнания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве,долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы,нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственногомира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его добротыобеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являютсянравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные ичеловечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без нихневозможна высокая духовность, доброта.
«Настоящим человеком становится только тот, — писал В. А.Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания,которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно большепоступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности кморальному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».
Что же такое потребность вообще? Потребность – этостремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормальногосуществования.
Для возникновения нравственной потребности ребёнканеобходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного илииного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь ипоступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейногоокружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг кдругу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший иобязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и,наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет кпротивоположным результатам.
Все элементы нравственных потребностей максимальнонасыщены чувствами и эмоциями.
Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужнознать, из каких элементов они состоят.
Нравственные потребности начинаются
1.   с отзывчивости,которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положениеили состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким,сердечным. Отзывчивость  — это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание,сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у негосложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2.   Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственнаяустановка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, априносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с тоговремени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегдабудет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм илиэгоцентризм.
Обобщённо нравственную установку можно обозначитькак любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовьк Родине, к своему народу.
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитыватьпостоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силуискусства и живой мир природы.
3.  И последним, важным структурным элементом нравственных потребностейявляется способность к деятельной доброте и непримиримость ко всемпроявлениям зла.
Действенность добра успешно формируется у детей всемпримером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнегоне расходилось слово с делом.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты,как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведётк разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму»[9].
С. И  Варюхина также отмечает, что одно из центральныхпонятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способностьчеловека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок.Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах,принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнкачувства стыда.
Следующий этап формирования совести должен совпасть сразвитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг,ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, вслучае невыполнения каких-либо обязательств.
Осознание ребёнком сущности понятия «совесть»подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важнуюроль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызениясовести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознаниитого, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
   Первейшая задача родителей – воспитать в своих детяхглубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицейдуховного мира.
Таковы элементы нравственных потребностей. Знание ихпоможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благообществу.
Нравственные потребности человека теснейшим образомсвязаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивамичеловеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание,бескорыстие…
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшаязадача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешногорешения?
1)   Родители должны осознавать важность этой задачи.
2)   Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так каксовершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотелибы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализвоспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностейсобственной личности.
3)   Знать, как, какими методами формировать в детях нравственныепотребности.
ГЛАВА 2. Проблемы нравственного воспитания в семье
Социальному педагогу чаще всего приходится работать сподростками. Это очень сложный возраст. Целые клубки подростковых проблемприходится распутывать педагогам и психологам. Одна из важнейших особенностейподросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственныхпредставлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которымиподросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какойнравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность оносуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнкаособенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Обратимся креальным ситуациям. Исследователь С. Э. Карклина приводит такой пример. Матьвоспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активнонастраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человекотвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже нездоровайся!..» Далее С. Э. Карклина пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ейобъяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Оно посмотрела на меняповерх очков и чётко произнесла:
– Я сама знаю, что можно и что нет. Он негодяй, идочь должна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.
  Ни учителя, ни родительская общественность не моглиубедить Иннину мать, что она неправильно воспитывает дочь.
– Инна – это единственное, что у меня есть в жизни.Я всё отдала ей… Я работаю день и ночь…
И на самом деле было так. Инна занималась с учителеманглийского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей.Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: онивместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучшихдрузей, чем мать и дочь не найти.
Но это всё только казалось. Инна росла вздорной иэгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного поведениядевочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала вшколу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали измоей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» «Женщина залилась слезами. Былотрудно, но пришлось сказать ей всю правду:
– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы самиподрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет засчёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна неможет любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает»[10].
Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря напоходы в музеи и театры) воспитания.
У подростков часто не ладятся отношения не только сродителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец. Вот отрывок изписьма девушки:
«О себе: зовут Наташа, мне 16 лет. Учусь в 11 классе.Надеюсь закончить школу с 2-3 четвёрками и остальными пятёрками.
Недавно мои родители в «Комсомолке» прочли в письме15-летней девчонки: «Я разочарована в жизни». Они посмеялись над этим и сказаличто-то вроде: «Ну и молодёжь».
Мои родители совершенно не знают меня. Я сама не помню,когда потеряла связь с ними. У меня нет сейчас ни малейшего желания делиться сними своими переживаниями. Я болтаю о всякой чепухе, и они считают, что в нашейсемье всё благополучно. Я не пью, не курю, не гуляю ночами, не стану внаглуюхамить. Этого для всех достаточно. Для родителей ещё нужно, чтобы я многочитала и готовилась к поступлению в институт. И никого – ни одного человека! –не волнуют мои взаимоотношения со сверстниками. Взрослые во всех нас видят лишь«ребёнка среди взрослого мира»… Пока я могу сказать лишь, что в своей жизни яне вижу ни малейшего смысла…»[11]
Произошло отчуждение между родителями и ребёнком, котороеуходит своими корнями в детство этой девушки, скорее, в период её отрочества.Родители, конечно, любят дочь. Но, видимо, любовь эта стала незаметной,повседневной, исчезли доверие и искренность в отношениях между членами семьи.Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевную драму своей уже взрослойдочери.
Но не всегда родители бывают столь педагогически слепы.Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию,обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам.
Чем необходимо руководствоваться учителю? Прежде, чемначать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейныесоциально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение(воспитательный потенциал семьи). По определению социологов, воспитательныйпотенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовойобеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим вней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей идоверием детей к родителям, единством требований в семье.
В связи с этим педагогические огрехи родителей могут бытьвызваны следующими причинами:
1)   неполная семья ;
2)   конфликтная атмосфера в семье;
3)   наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитаниеребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное –дело школы»;
4)   при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
5)   излишняя порочная родительская любовь и т. п.
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизироватьположительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используянужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указатьметоды и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
ГЛАВА 3. Основные пути и условия формированиянравственности ребёнка в семье
 Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И.Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующиеметоды и условия формирования нравственных потребностей (нравственноговоспитания ребёнка в семье).
1)   Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способенуважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви исердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о другеоказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор дляпроявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственныхпотребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы оченьнуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятыхсвоими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родныхлюдей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность инеповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь«забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственнымпотребителем.
2)   Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни вкаких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман,всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и,подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзясообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе илипровести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потомзапутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детскойпроницательностью. И не следует говорить так:  «Это тебе рано знать», или «Этоты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнкалюбопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это;каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о чужихсекретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, идаётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»[12].
3)   Разъяснение. Воздействие словом.
В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должноприменяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным,иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, онодолжно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учитьвникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональноевоздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов,событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подросткилюбят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая ихнезрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказыватьсвои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственныепонятия.
Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,что необходимо знать, чт сказать и кк сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подросткуто, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манеройнашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то,ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседус жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора –всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без егореализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговорс ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждаяк активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, гдеблагородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут ввысоконравственном поступке», — писал В. А. Сухомлинский.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному.Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подросткаубеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возрастаВ. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями,обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие,чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь вего духовный мир.
4)   Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставятв упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которыевызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяютуверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том,что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю ипарализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолениитрудностей.
5)   Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказаниеимеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляетзадуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание недолжно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6)   Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральныхкачеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, датьсправедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусствопорицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобыребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу осебе.
7)   Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считаетзапрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детейразумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много,но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятсяудовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотейи тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа«садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». Сдетства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться кпонятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителейдействует очень вредно. «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но вздоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»[13].
8)   Необходимовоспитывать чувства. Это значит и словом и деломвызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуациюили используя естественную обстановку.
Суть эмоциональнойситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либособытием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает наних своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудитьих можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9)   Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая заработой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и самвключается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельныйисполнитель.
10)  Необходимоисключение так называемых прибавочных раздражителей из жизниребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака,алкоголя.
11)  Оградитьребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладениязнаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляетребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки  окружающих его людей.Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает своисобственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступкиокружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра,должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примеромбезнравственного поведения.
12)  Родителямнеобходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связиэтим:
а)остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они тои дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б)контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеская ложеродителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимойестественно и неподчеркнуто», — писал И. А. Ильин.
3. Заключение
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующиевыводы.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникамкультурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческойдуховности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины»[14].
Родители составляют первую общественную среду ребёнка.Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая,полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизньэтого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейноевоспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любвивозможно правильное формирование психического мира человека, возможновоспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие егопринципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинстваличности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путёмформирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственныхчувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что ихпедагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желанияразобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности;указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Литература
Варюхина С. И. Истоки доброты. –Минск, 1987.
Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. –1993. — №9.
Карклина С. Э. Проблемы семейноговоспитания. – М., 1983.
Климова-Фюгнерова М. Эмоциональноевоспитание в семье. – Минск, 1981.
Крутецкий В. А. Психология. – М.,1986.
Любицына М. И. В.А. Сухомлинский овоспитании детей. – Л., 1974.
Новиков Н. И. Из трактата «Овоспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.
Ожегов С. И. Словарь русскогоязыка. – М., 1989.
Розанов В. В. Сумерки просвещения.– М., 1990.
Соловейчик С. Л. Педагогика длявсех. – М., 1987.
Титаренко В. Нравственное воспитаниев семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитаниев семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. — №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.