КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
НА ТЕМУ «НАПИСАНИЕНАУЧНОЙ РАБОТЫ»
Выполнил:
Студент:Конкин Р.В.
Факультет:ДПО. группа БТПП-346.
Проверил:Круглов В.П.
ТВЕРЬ 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение
1.Композиция научной работы
2.Рубрикация научной работы
3.Язык и стиль научной работы
4.Редактирование и вылёживание научной работы
6.Заключение
Списоклитературы
Введение
Преждечем станешь писать, научись…мыслить!
Авыражения за мыслью придут сами собой.
К.Гораций(65-8гг.до н.э.) римский поэт
Наука – это основнаяформа человеческого познания, включающая в себя не только совокупность знаний.Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частьютой реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежиториентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагаетдостаточно определённые представления о то, что такое наука, как она устроена икак она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а на чтонедоступно.
Предпосылки длявозникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне,Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были востребованы и переработаныв стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители,специально занимающиеся наукой. С точки зрения великих учёных наука рассматриваласькак система знаний, особая форма общественного сознания.
В Древней Греции многоуделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именноздесь появлялись всё новые и новые научные достижения. Однако, им, был неведомтот реальный, практический опыт массированного и даже драматическоговоздействия научно-технических достижений на повседневное существованиечеловека, который приходится осмысливать сегодня.
Современная наука имеетдве основные функции – познавательную и практическую. Люди занимаются наукойкак для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач.Наука позволяет удовлетворять потребность человечества в познании существенныхсвязей о мире.
Поэтому наука – элементчеловеческого достоинства, отсюда и её чары, посредством которых она проникаетв тайны мироздания.
1. Композиция научнойработы
Жесткого стандарта повыбору композиции научной работы быть не может. Автор волен сам избирать любойстрой и прядок организации научных материалов, чтобы получить внешнеерасположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считаетлучшим и наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.
В последнее времясложилась традиция формирования структуры научного произведения, основными элементамикоторой стали следующие:
v — титульный лист;
v — оглавление;
v — введение;
v -.главыосновной части;
v — заключение;
v — список используемой литературы
v — приложения;
v — вспомогательные указания.
1. Титульный лист.
1.1. Титульный листявляется первой страницей научной работы и заполняется строго по правилам:
1.2. В верхнем полеуказывается полное наименование учебного заведения. Верхнее поле с текстомотделяется от остальной части титульного листа сплошной чертой.
1.3. Далее указываетсяфамилия, имя, отчество исследователя ( в именительном падеже).
1.4. В среднем поледаётся заглавие научной работы, но без слова тема и в кавычки не заключается.
1.5. Заглавие должнобыть по возможности кратким и соответствовать основному содержанию, недопускается в заглавии неопределённых формулировок.
1.6. Ниже и ближе кправому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы научногоруководителя, а также учёное звание и учёная степень.
1.7. В нижнем полеуказывается место выполнения работы и год её написания (без слова «год»).
2. В оглавленииприводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков) и указываются страницы, скоторых они начинаются. Заголовки определения точно должны повторять заголовкив тексте.
3. Введение — этоважная часть к научной работе, она обосновывает;
3.1 Актуальностьвыбранной темы, цель и содержание поставленных задач. Актуальность-этообязательное требование к любой научной работе (1-2 страницы).
3.2. Объект и предметисследования (указываются избранные методы исследования).
3.3. Объясняетсятеоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
3.4.Обязательнымэлементом введения является формулировка объекта и предмет исследования, каккатегории научного процесса.
3.5. Указываются методыисследования, которые служили инструментом в добывании фактического материаладля достижения поставленной цели.
3.6. Приводятсяхарактеристики источников по данной теме литературы. Список используемойлитературы используется для того чтобы было видно степень разработки выбраннойтемы, составляется краткий обзор литературы, который может привести к выводу,что данная тема ещё не раскрыта (или раскрыта лишь частично). Обзор литературыпоказывает знакомство исследователя со специальной литературой и его умениесистематизировать источники давая им оценку.
3.7. В конце введенияраскрывается структура научной работы.
4. Основная частьнаучной работы подобно раскрывает методику и технику исследования, а так жеобобщенные результаты. В главах должно быть показано умение сжато, логично иаргументировано излагать материал.
5. Заключительная часть,как и всякое заключение носит форму синтеза накопленной части научнойинформации, т.е. последовательное, логическое стройное изложение полученныхитогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами.
Заключительная частьпредполагает наличие итоговой оценки с указанием в чём заключается её главныйсмысл, какие получены результаты в связи проведением исследования дополняяхарактеристику теоретического уровня, а также показывает уровень профессиональнойзрелости и научной квалификации её автора.
6. В библиографическомсписке используемой литературы автор делает ссылку на заимствованные факторы,цитирует работы других авторов, указывает в подстрочной ссылке откуда взяты приведённыематериалы.
7. Приложения бываюточень разнообразны, например могут быть копии подлинных документов, выдержки изматериалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения инструкций иправил, ранее неопубликованные тексты, таблицы, карты. Каждое приложение должноначинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложения»и иметь заголовок. Каждое приложение нумеруется арабскими цифрами. Научнуюработу желательно оформлять вспомогательными указателями, которые помещаютсяпосле приложения или на их месте. Наиболее распространёнными являютсяалфавитно-предметный указатель.
2. Рубрикация научнойработы
Рубрикация научнойработы представляет собой деление текста на составные части, графическоеотделение части от другой, а также использование заголовков, нумерации,отражает логику научного исследования и в связи с этим предполагает чёткоеподразделение рукописи на отдельные логические части.
Рубрикой является абзацт.е. отступ вправо в начале первой строки каждой части текста.
Абзац рассматривают каккомпозиционный приём, используемый для объединения ряда предложений, имеющихобщий предмет изложения. Абзацы делятся для того, чтобы смысл текста выступалболее зримо, а их изложение носило более завершённый характер. Поэтомуправильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает еёчтение и осмысление. Число самостоятельных предложений в абзаце различно иколеблется от одного до пяти – шести.
В первом предложенииследует лучше всего обозначить тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовкомк остальным предложениям абзацной части. При этом первое предложение должнодаваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предыдущим текстом.
Абзац следуетвыдерживать в систематичной последовательности в изложении факторов, соблюдаявнутреннюю логику их подачи, которая определяется характером текста.
В повествовательныхтекстах – излагающих последовательность событий порядок определяетсяхронологической последовательностью факторов.
В описательных текстах,когда предмет или явление раскрывается путём перечисления его признаков исвойств, вначале дают характеристику фактора, взятого в целом и затемхарактеристику отдельных его частей.
Правила деления текстана абзацы заключается в том, чтобы причислить все виды делимого понятия т.е.глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарномусмысловому содержанию относящихся к ней параграфов.
На протяжении всегоделения признак деления должен оставаться одним. Члены деления должны исключатьдруг друга. Процесс деления нужно приводить к ближайшим видам.
Заголовки разделов глави работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Нерекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или невносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок словаявляющимися терминами узкоспециального профиля, а также сокращённые слова,аббревиатуры и формулы.
Любой заголовок внаучном тексте должен возможно кратким – не содержать лишних слов. Но ичрезмерная краткость нежелательна. Особенно нежелательны заголовки, состоящиеиз одного слова.
Рубрикация научнойработы часто сочетается с нумерацией – числовым, а также буквенным обозначениемпоследовательности расположения его составных частей.
Возможные системынумерации:
— использование знаковразных типов, римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихсяс абзацными отступами;
— использование толькоарабских цифр, расположенных в определённых сочетаниях.
При использованиизнаков различных типов система цифрового и буквенного обозначения строится понисходящей:
v А…Б…В…Г…Д…
v I…II…III…IV…V…
v 1…2…3…4…5…
v 1)…2)…3)…4)…5)…
v а)…б)…в)…г)…д)…
Порядковые номерачастей принято указывать :
v словами(часть первая);
v разделов– прописными буквами русского алфавита (раздел А);
v глав– римскими цифрами (глава I).
В настоящие время внаучных текстах внедряется чисто цифровая система нумерации, которая позволяетне употреблять слова «часть», «раздел», «глава» ит.д… Номера самых крупных частей научного произведения делятся:
v перваястепень деления — состоит из одной цифры,
v втораяступень деления – из двух цифр,
v третьяступень деления – из трёх цифр.
В арсенале авторовнаучных работ применяются несколько приёмов изложения научных материалов:
а) строгопоследовательный,
б) целостный (споследующей обработкой каждой главы);
в) выборочный (главыпишутся отдельно и в любой последовательности).
Строго последовательноеизложение материала работы требует много времени, и для обработки одногораздела иногда необходимо перепробовать несколько вариантов, пока не найденлучший из них.
При целостном приёмезатрачивается почти вдвое меньше времени на обработку белой рукописи, так каксначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем дорабатывается в частяхи деталях, внося в них исправления и дополнения.
Выборочное изложениеприменяется по мере готовности фактических данных материала в любом удобном длявас порядке.
Работа над белойрукописью, используется когда макет черновой рукописи готов, все нужныематериалы собраны, сделаны необходимые обобщения. Проверяются таблицы,оцениваются выводы, формулы. Здесь, как говорится целесообразно посмотреть насвоё произведение «чужими глазами», строго, критически и безкаких-либо послаблений.
3. Язык и стиль научнойработы
Написание научнойработы является, прежде всего квалифицированной работой, в связи с этим языку истилю следует уделять самое серьёзное и требовательное внимание. Именноязыковой стиль и грамотность лучше всего позволяют судить и об общей культурееё автора.
Уже выработалисьопределенные традиции в общении учёных между собой как в устной, так иписьменной речи. При этом существует свод «писанных правил» научногоизложения.
Наиболее характернойособенностью языка научной работы является формально – логический способизложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений,целью которых является доказательство истины, выявленной в результатеисследования фактов действительности.
Для научного текстахарактерна смысловая законченность, целостность и связанность.
Важнейшим средствомвыражения логических связей является:
а) специальныефункционально – синтаксические средства связи, указывающие напоследовательность развития мысли (вначале, прежде всего зачем, во-первых,во-вторых, значит, итак далее).
б) противоречивыеотношения («однако», " между тем", «в то время как»," тем не мене").
в) причинно-следственныеотношения(«следовательно», «поэтому», «благодаря этому»,«сообразно с этим», «вследствие этого», " кроме того",«к тому же»).
г) переход от одноймысли к другой («прежде чем перейти к…», «обратимся к…», «остановимсяна…», «рассмотрев», «перейдём к...», «необходимоостановиться на …», «необходимо рассмотреть…»).
д) итог-вывод («итак»,«таким образом», «значит», «в заключении отметим»," всё высказанное позволяет сделать вывод…", «подводя итог»,«следует сказать...»).
Но не всегда такие иподобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными«дорожными» знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора.
Слова «действительно»или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текстпредназначен служить доказательством.
Слова «с другойстороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя квосприятию противопоставления.
Слова «ибо»готовят читателя к восприятию объяснению.
Слова «приступим крассмотрению» могут заменить заглавные рублики, что способствует улучшениюрубрикации текста. Они разъясняют внутреннюю последовательность изложения, ипотому полезны.
В научном текстевключаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научныхэкспериментов сведения и факты.
Специальные терминыуглубляют формирование определений и понятий. Следовательно, надо с большимвниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя употреблять вместопринятых в данной науке терминов слова и выражения, распространённые вопределённой среде.
Профессионализмы(жаргон) – это условные в высшей степени дифференцированные наименования реалий,используемые в среде узких специалистов и понятные только им.В основе такогожаргона лежит бытовое представление о научном понятии.
Научная проза выражаетлогические связи между частями высказывания или устойчивое сочетания,резюмирует сказанное, облекает форму определения, понятия и сложные термины.
Приступим крассмотрению грамматических особенностей научной прозы, которая влияет наязыково-стилистическое оформление текста научной работы. С точки зренияморфологии, в ней есть большое количество существительных с абстрактнымзначением, а также отглагольных существительных («исследование», «рассмотрение»,«изучение» и т.д.). Поэтому в тексте при необходимости использование качественныхприлагательных, предпочтение отдаётся аналитическим формам сравнительной ипревосходительной степени. Для образования превосходной степени чаще всегоиспользуются слова «наиболее», «наименее». Нельзяупотреблять сравнительные степени прилагательных суффиксами –айш-, -ейш-, заисключением некоторых терминологических выражений, например «мельчайшиечастицы вещества». Прилагательное «следующие» заменяет «такие»и везде подчёркивает последовательность перечисления.Основное место в научномтексте занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени,так как они не выражают отношение описываемого действия. Широко используютсявозвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостьюподчеркнуть объект действия, предмет исследования ( например: «В даннойстатье рассматриваются…», «Намечено выделить дополнительные кредиты…»).
Наиболее часто внаучном тексте распространены указательные местоимения «этот», «тот»,«такой», что позволяет конкретизировать предмет и выразить логическиесвязи между частями высказывания (например: " Эти данные служатдостаточным основанием для вывода…").
Не используютсяместоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» всилу неопределённости их значения в тексте.
В текстах со сложнойаргументацией с характерными сложными предложениями и чёткими синтаксическимисвязями используются составные подчинённые союзы «так как», «вместотого чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствиетого что», «после того как», «в то время как» и др.Особенно употребительны производные предлоги: «в течение», «всоответствии с…», «в результате», «в отличие от…», «нарядус…», «в связи с…» и т.п.
Безличные,неопределённо – личные предложения в тексте научных работ используются приописании фактов, явлений и процессов.
Номинативныепредложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях крисункам, диаграммам, иллюстраций.
Наличие в научнойработе вводных слов и словосочетаний, («конечно», «разумеется»,«действительно»,) указывает на степень достоверности сообщения,предполагаемые слова («видимо», «надо полагать»), ивозможные («возможно», «вероятно»).
В науке довольно чёткоопределены стандарты изложения материала. Описание экспертов делается обычно спомощью кратких причастий. Например: «Было выделено 15 структур...».
Стиль научной работы –это безличный монолог.Поэтому изложения обычно ведётся от третьего лица, таккак внимание сосредоточено на содержании и логической последовательностисообщения, а не на субъекте. Авторское «я» как бы отступает на второйплан.
Часто точность научноготекста нарушается в результате использования терминов – синонимов таких как: «разряжения»-«вакуум»,«водяная турбина»-«гидротурбина» или «томаты»-«помидоры».
Употреблениеиностранных слов требует особой осторожности, так как появляются неуклюжиеслова, как «шлюзовать» (от «шлюз»), «штабелировать»(от «штабель»), «кабелизировать» или «каблировать»(от «кабель»).
Неприемлемо иобразование от двух русских слов, слова нового на иностранный манер например:вместо русского понятного всем слова «штабелеукладчик» на «штабилёр»и даже «штабилятор». Ещё хуже, когда такие новые слова являются несовсем благозвучными, например, использование вместо понятного слова «сортировочнаямашина» — «сортиратор».
Точность научноготекста обусловлена не только целенаправленным выбором слов и выражений, неменее важен выбор грамматических конструкций, предполагающий точное следованиенормам связи слов во фразе.
Очень часто авторынаучных работ пишут «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, какпродолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевидно»,когда не могут изложить доводы.
Главное при языково — стилистическом оформлении текста научных работ в том, чтобы его содержание поформуле своего изложения было доступно тому кругу читателей, на которых такихработы рассчитаны.
4. Редактирование и «вылёживание»научной работы
После того как научнаяработа написана необходимо отложить её на некоторое время, чтобы работа «вылежаться».Автор должен забыть свой труд, отойти от него, заняться другими работами.
Период «вылёживания»научной работы во многом зависит от размера работы, её характера и от самогоавтора.
После «вылёживания»научной работы приступают к её редактированию, ко второму процессу — критико-аналитическому.Ч. Дарвин не любим спешить с печатаньем своих законченных работ, например: «Книга»Насекомоядные растения" была опубликована в 1875 г., через 16 летпосле её написания, так как считал что автор после долгого промежутка времени,может критиковать своё сочинение почти так же хорошо, как если бы этот труд былдругого человека.
Редактирование – этовычеркивания и сокращения научной работы.
При редактированиивычеркивается всё, что мешает пониманию темы, что затемняет изложение. Поэтомуздесь необходима неторопливая работа, внимательное обдумывание каждогопредложения, отдельного слова.
Умение вычеркиватьочень высоко ценил А. П.Чехов. он советовал писателям — «Короче, как можнокороче надо говорить».
Рецензирование научнойработы, является важным средством устранения ошибок, до её напечатания. При рецензированииработы необходимо исходить из той задачи, какую преследовал автор, темы.Рецензия должна содержать не общие утверждения, а конкретные указания, как ичто исправить
При написании научнойработы следует придерживаться золотого правила: писать больше, а печататьменьше.
Заключение
На сегодня нетоднозначного определения науки. Кроме множества определений науки, есть имножество восприятий её. Многие люди понимали науку по – своему, считая, чтоименно их восприятие является единственным и верным определением.
Возрастающая роль наукив общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новыечерты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этойсвязи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношенияс другими формами познавательной деятельности.
При современныхусловиях бурного развития научно – технического прогрессе, интенсивногоувеличения объёма научной информации, быстро сменяемости и обновления знанийособое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов,которые должны уметь проводить анализ методических и теоретических аспектовнаучного исследования.
В новых социально –экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию.В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической ипрактической подготовки является выполнение специалистами различных научныхработ, дающие следующие результаты:
Способствует углублениюи закреплению имеющихся знаний;
Развивает практическоеумение в проведении научных исследованиях, анализе полученных результатов ивыработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
Совершенствуетметодические навыки в самостоятельной работе с источниками информации исоответствующими программно – техническими средствами;
Способствуетпрофессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей ипомогает овладевать методологией исследований.
Список литературы
1. ШклярМ.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», – М., 2008.
2. УваровА.А Руководство подготовкой дипломных и курсовых работ по экономическимспециальностям: Методические рекомендации. – М.,2001
3. ЭхоЮ. Письменные работы в вузах: Практическое руководство для всех, кто пишетдипломные, курсовые, контрольные, доклады, диссертации. – М.,2001.