Реферат по предмету "Право"


Судебные расходы в арбитражном процессе

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Судебные расходы в арбитражном процессе» Содержание Введение 3 Глава 1 Понятие и распределение судебных расходов в арбитражном процессе 1.1 Основные понятия и виды судебных арбитражных расходов 1.2 Распределение судебных расходов 7 Глава 2 Виды судебных расходов в арбитражном процессе 1. Государственная пошлина 1. Понятие государственной пошлины 11 2.1.2.

Плательщики государственной пошлины 3. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины 4. Размер государственной пошлины. Цена иска 5. Возврат и зачет государственной пошлины 6. Льготы по уплате государственной пошлины 7. Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение размера государственной пошлины 2.2 Судебные издержки 24 Глава 3 Анализ судебной практики применительно главы 9

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Судебные расходы) 1. Государственная пошлина (дело N А60-13773/05-С1) 2. Государственная пошлина (дело N А60-29749) 28 Заключение 31 Список использованной литературы 32 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Введение В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность,

аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами. Во-первых, при организации деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлении данной деятельности государство несет значительные расходы, которые складываются из затрат на содержание

судебной системы, материально-техническое обеспечение судов. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются лица, оказывающие содействие в осуществлении правосудия, — свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются процессуальные действия, требующие дополнительных материальных затрат, например, при осмотре доказательств на месте. Полностью возложить на государство, а более точно на налогоплательщиков расходы, связанные

с функционированием судебной системы, неоправданно. Законом обязанность частично возместить расходы на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются и разрешаются споры в судах. Причем, следует подчеркнуть, что к числу данных лиц относятся субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый судом.

Это стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования. Во-вторых, уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, то есть либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению дела в суде. Тем самым существование института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную

функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд, побуждением обязанное лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам свой спор в соответствии с действующим законодательством без привлечения к его разрешению суда. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Судебные расходы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу судебных расходов; 2. Изучить споры и пути их решения по проблеме судебных расходов; 3. Обозначить тенденции развития тематики «Судебные расходы».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены задачи исследования. Глава первая раскрывает общие вопросы выбранной темы: основные понятия и виды судебных расходов, а также их распределение. Во второй главе подробно рассмотрено содержание основных видов судебных расходов – государственной пошлины и судебных издержек.

Третья глава представляет собой обобщение практики применения главы 9 «Судебные расходы» Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам исследования были сделаны выводы. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы, а так же учебная литература. Глава 1 Понятие и распределение судебных расходов в арбитражном процессе 1.1

Основные понятия и виды судебных арбитражных расходов Судебные расходы - это процессуальный правовой институт общей части арбитражного процессуального права, следовательно, относится ко всем видам арбитражного процесса и ко всем его стадиям. Любое лицо, обращающееся в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и интересов, сталкивается с необходимостью уплаты государственной пошлины или подачи ходатайства об ее отсрочке и так далее.

Каждый привлекаемый или вовлекаемый в судебное разбирательство, независимо от его процессуального положения, также охватывается институтом судебных расходов. Арбитражный суд проверяет уплату государственной пошлины при приеме искового заявления, разрешает вопрос о предоставлении рассрочки, отсрочки уплаты государственной пошлины, о распределении судебных расходов и так далее. Иными словами, каждый субъект арбитражно-процессуальных правоотношений в той или иной степени реализует

нормы о судебных расходах. Судебные расходы — это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда. Существуют два вида судебных расходов: государственная пошлина, судебные издержки (ст. 101 АПК РФ) [1]. Под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на

всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого

производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела. Плательщики государственной пошлины - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, а также за выдачу документов указанными судами. Судебные издержки являются суммами, подлежащими выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр на месте, услуги переводчика. Размер государственной пошлины определяется Федеральным законом и зависит от характера и цены иска.

Размер судебных издержек прямо не зависит от характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат. Основное отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах от цены иска или минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или

местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (ст. 103 ГПК)[2]. 1.2 Распределение судебных расходов Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от исхода дела. Если лицо, участвующее в деле, добилось вынесения решения в свою

пользу, суд присуждает такому лицу все понесенные по делу судебные расходы, которые подлежат взысканию со стороны, проигравшей дело. При частичном удовлетворении исковых требований судебные расходы, участвующие в деле лица несут пропорционально. При частичном удовлетворении исковых требований суды иногда допускают ошибки в расчетах следующего характера. Так, например, исковое заявление было подано на сумму 10 руб соответственно уплачена государственная пошлина - 16500 руб.

Иск был удовлетворен на сумму 50 руб. Согласно действующему законодательству расходы по государственной пошлине стороны несут пропорционально, истцу ответчик возмещает половину расходов по государственной пошлине: 16500 : 2 = 8250 руб. Ошибка некоторых судей заключаются в том, что они при распределении судебных расходов исходят из иной ставки государственной пошлины. Так, в нашем примере государственная пошлина с 50 руб. равна 13500 руб соответственно, ответчик возвращает

истцу разницу между уплаченной государственной пошлиной при подаче искового заявления (16500 руб.) и пересчитанной государственной пошлиной с удовлетворенного требования (13500 руб.). Такой подход противоречит как ст. 110 АПК РФ, так и принципу компенсационности, заложенному в распределение судебных расходов, поскольку здесь нет пропорциональности, ответчик компенсирует истцу значительно меньше, чем половину расходов по государственной пошлине.

К счастью, такие ошибки встречаются редко, но хуже всего, что они иногда имеют место в практике апелляционных инстанций, которые, допуская грубые ошибки в расчете государственной пошлины, отменяют законные решения суда первой инстанции. В свою очередь, как известно, стороны редко будут обжаловать решение в кассацию из-за небольшой суммы. Вопрос распределения судебных расходов разрешается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в отдельном определении в порядке ст.

112 АПК РФ. Возмещение расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, вызывает на практике много вопросов. Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по данному вопросу в Определении от 21 декабря 2004 г. N 454-О: «Оспариваемая заявителем часть 2 статьи 110 АПК Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение

соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая

конституционные права и свободы заявителя. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110

АПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов». При применении ч. 2 ст. 110 АПК РФ необходимо учитывать и обязательные разъяснения, данные

Высшим Арбитражным Судом РФ. В соответствии с п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности:  - нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами;  - стоимость экономных транспортных

услуг;  - время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист;  - сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов;  - имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг;  - продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Иными словами, действует общее правило распределения обязанности по доказыванию (ст. 65 АПК РФ). В соответствии с п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по вопросу о возможности взыскания расходов на оплату услуг представителя с ответчика, освобожденного от уплаты судебных расходов, дано следующее

разъяснение: из системного толкования ст. 110 АПК РФ следует, что судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины. Часть 4 ст. 110 АПК РФ в соответствии с принципом диспозитивности предусматривает право лиц, участвующих в деле, распределить судебные расходы по достигнутому между ними соглашению.

Глава 2 Виды судебных расходов в арбитражном процессе 2.1. Государственная пошлина 2.1.1. Понятие государственной пошлины Упоминание о судебных расходах впервые встречается в «Русской правде», тогда пошлина взималась с обеих сторон. В более поздних правовых источниках также сохранилось обложение пошлиной обеих сторон спора (например, по Судебнику 1550 г.). В период судебной реформы 1864 г. был введен штраф в размере 5% от

суммы иска с лица, не в пользу которого вынесено решение. Подобные меры имели важное значение в плане предупреждения необоснованного заявления иска и стимулирования сторон к окончанию спора миром. Институт государственной пошлины всегда имел и имеет экономическое и правовое значение. Государственная пошлина поступает в федеральный бюджет и частично покрывает те расходы, которые ежегодно затрачиваются на финансирование судебной системы.

Необходимость уплаты государственной пошлины призвана предотвращать необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб. Например, в Голландии подача апелляционной жалобы сопровождается уплатой государственной пошлины в большем размере, чем при подаче искового заявления. Такой законодательный подход позволяет сразу предотвратить необоснованное апелляционное обжалование

и заставить стороны добросовестно действовать в суде первой инстанции, не приберегая доказательства до стадии пересмотра судебного акта. В дореволюционной России по законодательству 1864 г. если суд не удовлетворил апелляционную жалобу, то на эту сторону налагался штраф в размере 20% от суммы первоначального иска. Для сравнения: первой инстанции такой штраф составлял 5% от суммы иска.

Размеры государственной пошлины устанавливаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступности правосудия, но в то же время были ощутимыми. Государственная пошлина является разновидностью сбора. Нормы о порядке уплаты государственной пошлины, о размерах (ставках), о плательщиках государственной пошлины, об основаниях предоставления отсрочки и рассрочки ее уплаты и т.д. устанавливаются законодательством о налогах и сборах (гл. 25.3 НК РФ). Ряд вопросов уплаты государственной пошлины разъяснен в информационном

письме Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», иных информационных письмах высшей судебной инстанции системы арбитражных судов. Несмотря на то, что Высший Арбитражный Суд РФ уделил значительное внимание вопросам судебных расходов в информационных письмах, на практике имеется немало спорных вопросов. Ответы на некоторые из таких вопросов отражены в рекомендациях

научно-консультативных советов, судебных актах и обобщениях судебно-арбитражной практики федеральных арбитражных судов и арбитражных судов первой и апелляционной инстанций. Понятие государственной пошлины содержится в ст. 333.16 НК РФ. В соответствии с нормативной дефиницией государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления,

иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями

Российской Федерации. Законодательное понятие государственной пошлины едино для всех случаев ее уплаты при рассмотрении дел, совершении иных действий в судах, нотариате, иных юрисдикционных органах. 2.1.2. Плательщики государственной пошлины В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они самостоятельно обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в арбитражных

судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ. Иными словами, НК РФ определяет два возможных случая признания лица плательщиком государственной пошлины: 1. При обращении в соответствующий орган за совершением юридически значимого действия. Применительно к арбитражным судам это истцы, заявители, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования

относительно предмета спора, податели апелляционной и кассационной жалобы, а также иные лица, участвующие в деле, при обращении к суду за совершением юридически значимого действия; 2. При вынесении решения не в пользу ответчика при освобождении истца от уплаты государственной пошлины. В силу пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу.

В связи с этим исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно. При предъявлении несколькими истцами совместно искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности,

иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами совместно в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования. Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора,

требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования. В соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно от своего имени уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена. 2.1.3. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины Порядок и сроки уплаты государственной пошлины регулируются ст. 333.18 НК РФ. При уплате государственной пошлины, а также при распределении судебных расходов при вынесении решения нельзя забывать о действии норм права во времени: оплата государственной пошлины должна осуществляться

по тому закону, который действует в момент совершения процессуального действия. Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик уплачивает государственную пошлину по ставкам того закона, который действует в данный момент. Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 НК

РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным

(не освобожденными) от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении (образец платежного поручения – Приложение 1). В платежном поручении должна быть отметка: в поле «Списано со счета плательщика» - дата

списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» - штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной

Министерством финансов РФ (образец квитанции об уплате государственной пошлины – Приложение 2). Исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению только при наличии упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде. 2.1.4. Размер государственной пошлины. Цена иска Размер государственной пошлины установлен ст.

333.21 НК РФ. Некоторые правила и особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды регулируются ст. 333.22 НК РФ. Государственная пошлина взимается: 1. С исковых заявлений: - с первоначальных исков; - со встречных исков; - с повторно поданных исков, которые ранее были оставлены без рассмотрения. Если в процесс вступил правопреемник, он платит государственную пошлину, которая не была ранее уплачена ввиду наличия льготы или отсрочки уплаты государственной пошлины.

Если произведено выделение одного или нескольких исков из соединенных требований в отдельное производство, государственная пошлина не пересчитывается. 2. С иных заявлений: - с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами); - с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение; - с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора; - с заявлений об обеспечении иска; - с заявлений о выдаче исполнительного

листа на решение третейского суда; - с заявлений об отмене решения третейского суда; - с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитражного суда. 3. С апелляционных и кассационных жалоб. 4. С заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа. Законодатель определил три вида государственной пошлины: простая, пропорциональная

и смешанная. Простая государственная пошлина устанавливается в фиксированном размере, например, при подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина составляет 2000 руб при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение 1000 руб. и т.д. Простая государственная пошлина используется там, где требование не подлежит оценке, то есть невозможно определить цену иска. Пропорциональная государственная пошлина установлена для исков имущественного

характера и определяется в зависимости от цены иска. Например, при цене иска до 50000 руб. государственная пошлина составляет 4% от цены иска, но не менее 500 руб. Чаще всего законодатель использует смешанную государственную пошлину, вводя фиксированную ставку, к которой добавляется пропорциональная. Если исковое требование подано на сумму от 500001 до 10 руб государственная пошлина слагается из 11500 руб. и 1% суммы, превышающей 50 руб.

Размер государственной пошлины по искам имущественного характера зависит от цены иска. В свою очередь, цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возникает спор, либо совокупность взыскиваемых или оспариваемых истцом денежных средств.

Верное определение цены иска имеет значение для правильного исчисления размера подлежащей уплате государственной пошлины. Поэтому цена иска в соответствии со ст. 125 АПК РФ должна быть обязательно указана истцом в исковом заявлении. Если иск не подлежит оценке, цена иска не указывается. Согласно ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных

между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. В таких случаях цена иска определяется суммой всех требований. К примеру, подан иск о расторжении договора и взыскании убытков на сумму 60 руб. Требование о расторжении договора (неимущественный характер требования) облагается государственной пошлиной в размере 2000 руб а государственная пошлина за требование о взыскании убытков рассчитывается:

11500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 50 руб. (в нашем случае 1% со 10 руб.). В итоге истец должен оплатить государственную пошлину в размере: 2000 + (11500 + 1000) = 14500 руб. Если же истец в исковое заявление включил ходатайство об обеспечении иска, такое требование также облагается государственной пошлиной. Но не облагаются государственной пошлиной требования об отмене или изменении мер обеспечения иска.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец наделен распорядительным правом уменьшать или увеличивать размер исковых требований. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ (десятидневный срок). По некоторым исковым заявлениям цена иска не определяется, и АПК РФ установлено специальное правило об уплате государственной пошлины: исковые заявления о признании

права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, оплачиваются государственной пошлиной в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера. Право арбитражного суда определить цену иска необходимо для предотвращения злоупотребления процессуальными правами путем намеренного искажения стоимости спорного имущества либо ошибочного определения цены иска. При определении размера государственной пошлины по требованиям неискового характера следует помнить,

что НК РФ исходит из видов производств в арбитражном процессе: для исковых требований установлены одни ставки, для требований по делам публично-правового характера - другие. К сожалению, некоторые судьи не видят данного принципа, в результате допускаются грубые ошибки. Например, заявлен иск об оспаривании решения общего собрания акционеров. Это дело подлежит рассмотрению по правилам искового производства, что уже давно не вызывает каких бы

то ни было сомнений. В соответствии с этим государственная пошлина должна быть определена на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, то есть в размере 2000 руб. Неверным является применение пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, которая установлена исключительно для дел административно-правового характера. 29 января 2010 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу

Российской федерации, повышающие отдельные государственные пошлины в несколько раз. В таблице 1 представлены примеры увеличения государственной пошлины в арбитражных процессах. Таблица 1. Изменения размера государственной пошлины, введенные в 2010 году. 2.1.5. Возврат и зачет государственной пошлины Возврат и зачет государственной пошлины регулируются ст. 333.40 НК РФ. В соответствии с данной статьей государственная пошлина может быть возвращена из соответствующего

бюджета, в который была уплачена, полностью или частично. Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, заявление о ее возврате может быть подано как представителем, так и представляемым. Основания возврата государственной пошлины перечислены в указанной статье НК РФ: 1. Уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено

НК РФ. ВАС РФ дал разъяснение, согласно которому в указанном случае следует иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. ч. 2, 5 ст. 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда. 2. Возвращение заявления судом. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается

в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины. 3. Прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения. Следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что истец отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения арбитражным

судом определения о принятии искового заявления к производству. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком

требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству. 4. Отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в суд. В соответствии с п. 6 ст. 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение

аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали.

В этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится. Плательщик государственной пошлины должен обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. 2.1.6. Льготы по уплате государственной пошлины Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст.

333.37 НК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины имеют определенные субъекты, которым по разным причинам требуется правовая защита. К таким субъектам относятся, например, истцы - инвалиды I и II группы. Кроме этого, льготы существует для тех органов, которые в силу установленной законом компетенции обращаются в суд в защиту государственных и (или) общественных интересов: государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, а также прокуроры.

Некоторые субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины при определенных условиях. Например, общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы - инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если цена иска не превышает 10 руб.

Если цена иска превышает 10 руб указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 10 руб. Статья 333.35 НК РФ дает перечень субъектов, на которые распространяются льготы по освобождению от уплаты государственной пошлины. В отличие от положений ст. 333.37 НК, которая адресована исключительно арбитражным судам, ст.

333.35 НК РФ носит универсальный характер, т.е. применяется различными органами, включая все суды. 2.1.7. Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение размера государственной пошлины Отсрочка уплаты государственной пошлины означает перенос даты ее уплаты на иную, более позднюю дату (например, до рассмотрения дела судом кассационной инстанции). Рассрочка уплаты государственной пошлины предполагает предоставление возможности уплатить сумму государственной

пошлины в течение определенного периода времени определенными частями. Имущественное положение плательщика, не позволяющее своевременно и в полном объеме уплатить государственную пошлину, подлежит доказыванию заявителем. К документам, устанавливающим имущественное положение, относятся: 1) подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств

юридического лица - заинтересованной стороны); 2) подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах. Не требуется представления документов, подтверждающих обращение

истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины. При доказанности объективных оснований для уменьшения размера государственной пошлины, предоставления отсрочки или рассрочки арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке

уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера. Заявление об отсрочки или рассрочке оплаты государственной пошлины представлено в Приложение 3. 2.2 Судебные издержки Судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде это денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую

помощь (представителей), другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. К суммам, подлежащим выплате экспертам, свидетелям и переводчикам, относятся расходы на проезд, найм жилого помещения, суточные. Указанные расходы возмещаются при наличии совокупности условий: • - наличие явки названных лиц в арбитражный суд; • - подтверждение того, что расходы реально понесены; • - только после выполнения свидетелями,

экспертами, переводчиками соответствующих обязанностей. Проезд к месту явки в суд и обратно оплачивается на основании проездных документов, но не свыше: по железной дороге - стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне, самолетом - стоимости билета туристического класса. Помимо расходов при предоставлении соответствующих документов, возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи

проездных билетов, затраты на пользование в поездах постельным бельем, расходы по проезду автомобильным транспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта. Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных за дни вызова в суд, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производится применительно к порядку, установленному законодательством

о возмещении командировочных расходов. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Переводчик также получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. Размер вознаграждения переводчику определяется судом по соглашению с переводчиком.

Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно - экспертных учреждений. Если экспертиза проводится экспертом негосударственной организации, такая работа также должна быть оплачена. Конкретный размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом. Нарушение названных норм может привести к отмене судебного акта

и признанию заключения эксперта недопустимым доказательством. Так, по одному делу о взыскании задолженности по договору подряда в связи с необходимостью получения данных об объемах фактически выполненных работ по договору подряда судом назначалась экспертиза, расходы на проведение которой судом распределены между сторонами в соотношении: 61 900 руб на истца, 38 100 руб на ответчика. Решением суда первой инстанции и постановлением суда

апелляционной инстанции во взыскании задолженности отказано, с истца взыскана непогашенная сумма затрат на экспертизу в размере 18 177 руб. 46 коп. Суд кассационной инстанции отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. Согласно ст. 106, 109 АПК РФ услуги экспертов оплачиваются им после выполнения соответствующего задания, а сумма вознаграждения относится к судебным издержкам, распределение которых между сторонами осуществляется по правилам, установленным

ст. 110 АПК РФ. При определении сумм возмещения затрат на экспертизу суд без необходимой проверки принял за основу представленный ответчиком расчет, по которому общая сумма выплат экспертам указана в размере 100 000 руб. Однако вопреки п. 2 ст. 107 АПК РФ суд в данном случае не определял размер вознаграждения по согласованию со сторонами и экспертами, а из имеющихся в деле документов, направленных суду производившим экспертизу учреждением - Московской лабораторией судебной экспертизы, следует, что затраты учреждения составили 21 000

руб. Указанная сумма двумя платежными поручениями до проведения экспертизы была перечислена ответчиком на депозитный счет суда в соответствии с определением суда первой инстанции. Дополнительное вознаграждение на сумму 79 000 руб. ответчик перечислил экспертной организации со ссылкой на счет, который в деле отсутствует. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный

арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях. Это специальный депозитный счет арбитражного суда, предназначенный для временного хранения денежных средств. Денежные средства, внесенные лицами, участвующими в деле, выплачиваются с депозитного счета только свидетелям и экспертам и только после выполнения ими своих обязанностей.

Если денежные средства, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, не будут внесены сторонами, арбитражный суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы и вызове свидетелей, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств. Особо важно соблюдение указанного правила при назначении экспертизы. Это связано с тем, что судья, поспешив в назначении экспертизы до внесения денежных средств на депозитный

счет суда, обычно одновременно выносит определение о приостановлении производства по делу до получения заключения эксперта. В итоге в суде появляются приостановленные дела, которые будут возбуждены после получения заключения эксперта, но экспертиза не может быть проведена. Арбитражный суд, несмотря на состязательность арбитражного судопроизводства, сохраняет активность в процессе и имеет право назначить проведение экспертизы по собственной инициативе (ст.

82 АПК РФ), а в определенных случаях - и вызвать свидетеля без ходатайства лица, участвующего в деле (ч. 2 ст. 88 АПК РФ). В таких случаях выплата денежных сумм экспертам, свидетелям осуществляется за счет средств федерального бюджета (ч. 3 ст. 109 АПК РФ). Глава 3 Анализ судебной практики применительно главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Судебные расходы) 3.1.

Государственная пошлина (дело N А60-13773/05-С1) Учреждение обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью с иском о взыскании убытков. В качестве доказательства уплаты госпошлины истец приложил платежное поручение без отметки банка, что послужило основанием для оставления искового заявления без движения. Определением суда первой инстанции исковое заявление было возвращено истцу в связи с неустранением

обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. Постановлением суда апелляционной инстанции определение о возвращении искового заявления оставлено без изменений. При этом апелляционная инстанция указала, что платежное поручение, представленное истцом в подтверждение уплаты госпошлины по иску, не является надлежащим доказательством. Анализируя данное дело, можно подтвердить обоснованность принятого судом решение, поскольку согласно

п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. 3.2. Государственная пошлина (дело N А60-29749) Индивидуальный предприниматель Т. обратился в арбитражный суд с иском к предпринимателю Г. о взыскании задолженности по договору поставки.

При этом истцом заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины. Истцом в обоснование ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины представлена справка налогового органа о наличии расчетных счетов в двух коммерческих банках. Согласно справкам из данных банков, денежные средства на расчетных счетах индивидуального предпринимателя Т. отсутствуют. Определением суда исковое заявление возвращено заявителю на основании ст.

129 АПК РФ в связи с отклонением ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины. Данное судебное дело можно прокомментировать следующим образом. В соответствии с ч. 4 ст. 102 АПК РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора).

Согласно ст. 102 АПК РФ порядок представления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Статьей 333.41 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ. При этом заявителем суду должны быть представлены документы, свидетельствующие о том,

что имущественное положение не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления. Такими документами являются: а) подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов с указанием банков, в которых эти счета открыты; б) подтвержденные банками данные об отсутствии на счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета по исполнительным листам и платежным документам.

Так сведения об общей сумме задолженности владельца счетов по исполнительным листам и платежным документам представлены не были. Само по себе отсутствие денежных средств на расчетных счетах истца на дату подачи искового заявления, если не имеется сведений о задолженности по исполнительным листам и платежным документам, не может служить доказательством тяжелого имущественного положения истца и невозможности уплатить государственную пошлину при любом последующем поступлении денежных средств на расчетный счет.

Таким образом, истцом не представлено достаточных доказательств, позволяющих установить невозможность уплаты им государственной пошлины, в связи с чем основания для удовлетворения ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины отсутствуют. Заключение В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Так судебные расходы — это затраты, связанные с рассмотрением

и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда. Существуют два вида судебных расходов: государственная пошлина, судебные издержки (ст. 101 АПК РФ). Государственная пошлина по всем спорам, разрешаемым арбитражными судами, уплачивается или взыскивается в федеральный бюджет

Российской Федерации. Суммы судебных издержек вносятся на депозитный счет арбитражного суда с последующей их выплатой свидетелям, экспертам или переводчикам. Таким образом, по общему правилу, расходы по государственной пошлине относятся на виновную сторону или распределяются между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Арбитражный суд может отнести судебные расходы на одну из сторон, злоупотребившую своими

процессуальными правами. На сегодняшний день наблюдается тенденция к возрастанию судебных расходов, что связано с совокупным увеличением расходов на судопроизводство. Список использованной литературы 1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – СПС «ГАРАНТ» 2. Гражданский процессуальный кодекс Российский Федерации – СПС «ГАРАНТ» 3. Налоговый кодекс

Российской Федерации – СПС «ГАРАНТ» 4. Постановление Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине». 5. Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

6. Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе». 7. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 апреля 1997 г. N 554/97 8. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 10734/03 9. . Постановление Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г.

N 9486/05. 10. Постановление Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2006 г. N 12088/05. 11. Бабелюк С.Н. О государственной пошлине, уплачиваемой при подаче в арбитражный суд заявления об обеспечении иска // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 4. 12. Бакулин А.Ф. Уплата государственной пошлины при предъявлении иска в арбитражный суд // Закон. 2007. N 6. 13. Бакулин А Петухова А. Отсрочка уплаты госпошлины //

ЭЖ-Юрист. 2007. N 14. 14. Гонзус И. На кого падут судебные расходы? // ЭЖ-Юрист. 2003. N 21. 15. Гукасян Р.Е. Глава 9. Судебные расходы // Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. М 2004. 16. Лежнева О.Ю. Государственная пошлина: платить или не платить //

Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2006. N 5. 17. Лушников В. Проблемы взымания сборов // ЭЖ-Юрист. 2003. N 37. 18. Рожкова М.А. Проблемы возмещения расходов на оплату услуг представителей и иных судебных убытков // Убытки и практика их возмещения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М 2006. 19. Филатов М.В. Возмещение расходов на оплату услуг представителя //

Арбитражная практика. 2005. N 1. 20. Хамизова Е.М. Виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве: Учеб. пособие // Под ред. О.В. Исаенковой. Саратов, 2007.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.