СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Совершенствование двигательных качеств удошкольников
1.2 Особенности развития внимания дошкольников
1.3 Значение подвижных игр в воспитаниидошкольников
Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Констатирующий этап: исследование быстроты,ловкости
2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр
2.3 Контрольный этап: итоги работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования данной курсовой заключается в том, что в детском возрастеформируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создаетсяфундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементовкоторой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Если учесть,что двигательная активность детей является одновременно и условием, истимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер,то становится очевидной необходимость разработки и проведения подвижных игр длядетей дошкольного возраста.
Цель курсовойработы: развивать физические качества и внимание детей 5-6 лет посредствомподвижных игр.
Задачикурсовой работы:
1. Изучитьтеорию и практику исследования развития физических качеств и внимания детейстаршей группы.
2. Выявитьактуальный уровень развития физических качеств и внимания у детей во времяпроведения подвижных игр
3. Постепенноразвивать ловкость, быстроту и внимание у дошкольников.
Гипотеза:подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств у дошкольников.
Методыисследования:
1. Анализнаучно-методической работы.
2.Наблюдение.
3.Эксперимент.
Объектомданного исследования является процесс развития быстроты и ловкости у детей 5-6лет.
Предметисследования – подвижные игры, как средство развития быстроты и ловкости детей5-6 лет.
Теоретическаязначимость исследования — обобщение, анализ и систематизация материалов попроблеме развития детей дошкольного возраста, в частности организация подвижныхигр в дошкольных учреждениях.
Практическаязначимость исследования – данная разработка может быть использованавоспитателями и инструкторами по физкультуре в детских садах.
Экспериментальнаябаза исследования – дети дошкольного возраста 5-6 лет старших групп детскогосада № 35 «Соловушка» города Набережные Челны.
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Совершенствованиедвигательных качеств у дошкольников
Организмребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывногосовершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим,гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения)должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармоническиразвитого ребенка.
Подфизическими качествами и способностями мы понимаем такие качества испособности, которые характеризуют его физическое состояние, это — прежде всегосостояние его морфофункционального развития: конституция его организма ифизиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующихконституцию организма, относятся, в частности, такие показатели еготелосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразныхфизиологических функций человеческого организма особо следует отметитьдвигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнятьопределенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств[8].
Нервнаясистема детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основечего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимоиспользовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков,а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще малосопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникаетжелудочно-кишечные, простудные и другие заболевания [4].
Теорияфизического воспитания учитывает психофизиологические особенности детейдошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающиеинтересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного илогического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи сразвитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка иподготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [5].
В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детейдошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве врезультате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье,общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества,необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связанос интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитаниемнравственно-волевых черт личности.
На протяжениидошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, очем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. Удошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков онавозрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общейвыносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с темученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годамне совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются ввозрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовыхпоказателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работыпо развитию физических качеств дошкольников [3].
На развитиефизических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методыфизического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являютсяупражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Детиосваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог долженпредусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными.Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, сусложнениями или наоборот, со снижением требований.
Для развитияловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиямпроведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положениестоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной кнаправлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости илитемпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькимиучастниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагаютусилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях,ходьба на носках и др.
Упражнениядля развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением,которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вессобственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеетколичество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмернобольшое может привести к утомлению.
Необходимотакже учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количествораз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдаватьгоризонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружаютсердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в моментвыполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередоватьс упражнениями на расслабления.
Для развитиявыносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба,бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участиебольшое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения ирасслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.
В раннем идошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физическихкачеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационныхспособностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия,точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новыхдвижений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленениидвижений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенокхочет сразу видеть результат своего действия. [9]
Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детямрадость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.
В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательныхкачеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы,гигиенические и социально-бытовые факторы.
1.2 Особенности развитиявнимания дошкольников
В каждыймомент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, о чём-то думает или скем-то говорит, что-то делает.
Сознаниечеловека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью всё, чтона него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес,соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человекатребует выделения объекта и сосредоточенности на нем, то есть внимание – этонаправленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.Объектом внимания может быть все что угодно – предметы, явления, отношения,свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственныймир.
Вниманиеявляется особой формой психической активности человека, она входит какнеобходимый компонент во все виды психических процессов: восприятия – когда мывслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-нибудьзрительный или звуковой образ, запах; мышления, памяти; воображения – когда мыстараемся что-то представить себе.
Многие учёныепо-разному определяли сущность и происхождение внимания. Так, Н.Н. Ланге вработе «Теория волевого внимания», опубликованной в 1893 г. приводит обзор теорий внимания от Августина до конца 19 в. Она распределяет эти теории на 8групп. [5, С.5]
Средиотечественных психологов, П.Я.Гальперин [5] выдвинул оригинальную трактовкувнимания.
Изучениевнимания в нашей стране проводилось в основном с целью тестирования его свойству лиц различных категорий, в том числе у детей 5-6 лет. К таким авторам, работыкоторых имеют фундаментальное значение, относятся Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Добрынин и Д.Н. Узнадзе. Они исследовали внимание с разныхобщепсихологических позиций. [7, С.125]
Внимание –направленность и сосредоточенность сознания, на каком-либо реальном илиидеальном объекте, предполагающее повышение уровня двигательной активностиребенка.
Вниманиеребёнка дошкольного возраста формируется в основном благодаря игре, котораясчитается ведущим и преобладающим видом деятельности периода дошкольногодетства.
Физическиеупражнения способствуют развитию внутренней саморегуляции – возможностиуправлять своим вниманием: сосредоточивать внимание, переключать внимание,направлять внимание на расслабление и мобилизацию.
1.3 Значение подвижныхигр в воспитании дошкольников
Особуюзначимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровыедвигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения,которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом,отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстроосуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательноесодержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровыедействия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключаетпривычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределахтворческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применениюзнакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество,организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
Подвижныеигры детей дошкольного возраста являются обязательным элементом свободного инаучно организованного воспитания детей. Игры — важный процесс коллективногообщения детей, социальной их адаптации. Помимо физической тренировки, онидисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересамколлектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководитьдействиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждатьутомление. Спортивные развлечения для детей дошкольного возраста описаны В. Г.Гришиным, А. Ф. Осиповым.
Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫИ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Констатирующий этап: исследованиефизических качеств (быстрота и ловкость)
У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательныекачества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу,выносливость). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующимидвигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваютсядлина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, неуставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точностьпопадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдениенаправления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера.Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже оболее сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или инойстепени основные двигательные качества.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно бытьуделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но неследует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новыедвижения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапноменяющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучиваниес детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы,улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, болеесложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений визменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывнопереключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, безвсякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь сдействиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений,проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техникидвижения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее идр.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря,оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполненииупражнений с одним предметом (обруч или шнур).
Методика исследования ловкости (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)
Обегание предметов. На дистанции 10 метров расставляются 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между ними составляет 1 метр. До первого и после последнего – 1,5 метра. По команде «Марш» ребёнок бежит «змейкой» между предметами от линии старта до линиифиниша. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируетсялучший результат.
Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшеевремя. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкостьобразования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создаютблагоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается вупражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью),на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа(медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когдадети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать отводящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки,метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метаниисовершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразноиспользовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическуюподготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Методика исследования быстроты (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)
Бег – 30 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 40 метров. До линии старта и после линии финиша должно быть 5–6 метров (для предупреждения сниженияскорости). В конце дорожки ставится яркий ориентир. Даётся две попытки синтервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется лучший результат прохождениядистанции от старта до финиша. Бег с высокого старта.
На данномэтапе участвовали обе группы. С детьми была проведена методика исследованияловкости, быстроты.
Порезультатам исследования, полученные данные мы представили в виде графиков.
Первый график(Приложение 3) представляет собой сравнительный результат контрольной иэкспериментальной групп по исследованию физического качества – быстроты.
Видно, чтодети контрольной группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеютвысокий результат (7,0),
Анжелика,Тоня, Лера имеют низкий результат (8,0),
Маша, Аделя,Оксана, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа – средний (7,5 – 7,8).
Результат впроцентах:
3 человека –10% – высокий показатель быстроты,
3 человека –10% – низкий показатель,
9 детей – 80%- средний.
Вэкспериментальной группе следующие показатели:
Майя, Влада,Света – низкий показатель (8,0),
Аня, Катя,Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Женя, Айрат, Максим, Саша, Алёша –средний показатель быстроты (7,5 – 7,8).
Результат впроцентах:
3 человека –10% – низкий показатель,
12 детей –90% — средний.
Второй график(Приложение 4) представляет собой сравнительный результат контрольной иэкспериментальной групп по исследованию физического качества – ловкости.
Мы видимследующие показатели контрольной группы:
Оксана, Миша,Серёжа, Виталик имеют высокий результат (6,0),
Ренат, Аделя,Ира, Анжелика, Тоня, Дима, Никита – средний (6,5),
Лера, Маша,Рената, Игорь – низкий (7,0).
Результат впроцентах (контрольной группы):
4 человека –25% – высокий показатель ловкости,
7 человек –60% – средний,
4 человека –25% – низкий показатель.
Вэкспериментальной группе следующие показатели:
Влада, Артур,Саша, Айрат, Алёша – низкий показатель (7,0),
Аня, Катя,Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Света, Женя, Максим,– средний показательловкости (6,5).
Результат впроцентах:
5 человек –30% – низкий показатель ловкости,
10 детей –70% – средний.
Так какпоказатели быстроты, ловкости детей группы № 9 выше, чем у детей группы № 12,мы решили продолжить работу с группой № 12.
2.2 Формирующийэтап: организация подвижных игр
На данномэтапе мы подобрали серию подвижных игр, физкультурных упражнений для развитиябыстроты, ловкости у детей старшей группы. Игры проводились с детьми в течениедвух месяцев, в различных режимных процессах (прогулки, игры и занятия).
Для развитияловкости, быстроты использовали такие игры, как: «Ловись, рыбка!», «Цыплята»,«Два медведя», «Лиса, где ты?», «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами»,«Тропинка», «Воздушная тревога!», «Народный мяч», «Тяни – толкай».
Игры с детьмипроводились ежедневно. До обеда, на улице играли в: «Ловись, рыбка!»,«Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!»и т.п.
После сна в помещениигруппы проводились такие игры, как: «Запрещённое движение», «Корзина сфруктами», «Тропинка», «Молния», «На одном дыхании», «Школа мяча», «Удерживерёвочку» и т.д.
Незнакомые,новые для детей игры вначале всегда вызывали интерес, но при повторении игр удетей стали появляться предпочтения к той или иной игре. В последствии дети ужесамостоятельно, без нашего вмешательства, организуют малые группы играющих. Нов нашей группе такие дети, как Света, Влада, Максим – не могли самостоятельноиграть в интересующие их игры, так как не являлись лидерами, не могли настоятьна своём желании поиграть именно в эту игру. Поэтому нам приходилось помогатьим в организации игр. Такие игры, как: «Лиса, где ты?», «Народный мяч»,«Воздушная тревога!», «Лабиринты» особенно нравились Саше, Артуру, Никите, Ане.А игры «Будь внимателен», «Клад» имели большую заинтересованность у Кати,Кристины, Майи, Алёши.
2.3 Контрольныйэтап: итоги работы
Послепроведения серии подвижных игр и упражнений с детьми группы № 12, мы решилипроверить, насколько изменились показатели быстроты, ловкости. С этой цельюснова провели методики.
Третий график(Приложение 5) – это сравнительный результат контрольной и экспериментальнойгрупп по исследованию физического качества – быстроты.
Видно, чтодети контрольной группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеютвысокий результат (7,0),
Лера — низкийрезультат (8,0),
Маша, Аделя,Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа, Анжелика, Тоня – средний (7,5 –7,8).
Результат впроцентах:
3 человека –10% – высокий показатель быстроты,
1человек – 5%– низкий показатель,
11 детей — 85% — средний.
Вэкспериментальной группе следующие показатели:
Женя, Максим,Алёша– высокий показатель (7,0),
Аня, Катя,Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Майя, Влада, Света, Айрат, Саша–средний показатель быстроты (7,5 – 7,8).
Результат впроцентах:
3 человека –10% – высокий показатель,
12 детей –90% — средний.
Четвертыйграфик (Приложение 6) – это сравнительный результат контрольной иэкспериментальной групп по исследованию физического качества – ловкости.
Видно, чтодети контрольной группы имеют следующие показатели:
Виталик,Серёжа, Оксана, имеют высокий результат (6,0),
Рената, Игорь- низкий результат (7,0),
Маша, Аделя,Рената, Ирина, Лера, Дима, Миша, Никита и Анжелика, Тоня – средний (6,5).
Результат впроцентах:
3 человека –10% – высокий показатель ловкости,
2 человека –5% – низкий показатель,
10 детей — 85% — средний.
Вэкспериментальной группе следующие показатели:
Женя, Катя,Света, Максим – высокий показатель (6,0),
Аня, АлёшаНина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Айрат, Саша – средний показательловкости (6,5),
Влада, Артур– низкий показатель.
Результат впроцентах:
4 человека –20% – высокий показатель,
9 детей – 75%- средний,
2 человека –5% — низкий показатель ловкости.
Наши рисункинаглядно демонстрируют, что Лера (контрольная группа, быстрота), Рената, Игорь(контрольная группа, ловкость) понизили результаты, а Женя, Максим, Алёша(экспериментальная группа, быстрота), Женя, Катя, Света, Максим(экспериментальная группа, ловкость) повысили результаты.
Исходя изполученных результатов, мы делаем вывод: после проведения серии подвижных игр,физкультурных упражнений, ловкость и быстрота детей экспериментальной группыповысились.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результатепроведенного исследования, подтвердилась гипотеза, что подвижные игрыспособствуют улучшению психофизических качеств у дошкольников.
Народнаямудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Выраститьребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как этосделать, какими средствами и путями?
Анкетированиеродителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы малознают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений,закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей отфизических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди), дажеот здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно.Такая родительская любовь рискует принести только один вред. Доказано, чтоподвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние нанормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а еслиэти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм.Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как исвоевременное интеллектуальное развитие ребёнка — например, развитие речи.
Поэтомусчитается, что в детском саду необходимо систематическое, разностороннеепедагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практическиезнания, обмен опытом воспитания детей-дошкольников.
Продуманныйпедагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационныхформ, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.
Быть вдвижении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результатецеленаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общаявыносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые длявсестороннего гармонического развития личности.
Припроведении подвижных игр, развлечений дети получают возможность проявлятьбольшую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Физкультурныеэстафеты и игры состязательного характера помогают детям закрепить основныедвижения и повысить двигательную активность.
Методыиспользованные при работе над курсовой работой: анализ научно-методическойработы, наблюдение, эксперимент.
Существеннымитрудностями при работе над работой были: обобщение, анализ и систематизациясобранного материала по данной проблеме.
ВЫВОДЫ
1. Приподготовке к работе над курсовой работой был изучен ряд основных методическихматериалов (методик) по развитию физических качеств детей старшей группы. Несмотряна то, что физическое воспитание занимает одно из центральных мест ввоспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в современных программахданный раздел содержит лишь перечень двигательных навыков, которые следуетпрививать детям. Поэтому необходимо составлять конспекты занятий, которые былибы ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее иречевое развитие, формирование психики, интеллекта, таких анализаторных систем,как зрительные, слуховые.
2. Во 2 главеданной работы были озвучены методы исследования физических качеств. Мы напрактике выявили актуальный уровень развития быстроты и ловкости. Все методывоспитания в детском дошкольном учреждении направлены на достижениевсестороннего гармонического развития ребёнка, обеспечение формированиясамостоятельности, инициативы, активности и других положительных качествличности. Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и вдошкольных учреждениях. В руках педагога игры представляют собой важноесредство всестороннего развития и воспитания ребёнка.
3. Мы пришлик выводу о необходимости постепенного, систематического развития ловкости ибыстроты. Для этого нужно составлять такие условия для проведения подвижных игр,которые были бы построены по следующей принципиальной схеме, а именно: череззнакомство с правилами игры, ребёнок начинает приобретать опыт, который емунеобходим для выработки саморегуляции. Благодаря этому подходу, возможно,укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывать у них устойчивые навыки восновных видах движений и в выполнении физических упражнений. Участвуя вподвижных играх и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровомуобразу жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детскомсаду: Книга воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение,1991.
2. Беляков Е.А. 365 развивающих игр/ Е.А.Беляков. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999
3. Васильева М.А. Программа воспитания и обученияв детском саду/М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Издательскийдом «Воспитание дошкольника», 2004
4. Володченко В. Выходи играть во двор/ В.Володченко, В. Юмашев. – М.,1984
5. Гальперин П.Я. Экспериментальное формированиевнимания/ П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: Издательство Московского университета,1974
6. ДавыдовА. Играем, растём и умнеем/ А. Давыдов. – М., 1997
7. ДормашевЮ.Б. Психология внимания/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.– М: Тривола, 1995
8. ЖичкинаА. Значимость игры в развитии человека/Дошкольное воспитание/ А. Жичкина. –2002. – № 4. – С. 26 – 27
9. Лагутин А.Б. Помоги ребёнку стать сильным иловким/ А.Б. Лагутин, А.П. Матвеев. – М.,1994
10. Мухина В.С. Детская психология. Учебник длястудентов пед. институтов/В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1985
11. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн.1/Р.С. Немов– М.: Владос, 2001
12. Рогов Е.Н. Общая психология: Курс лекций дляпервой ступени педагогического образования /Сост. Е.Н. Рогов. – М.: Владос,1995
13. Никитин Б.П. Развивающие игры/Б.П. Никитин. –5-е изд. дополн. М.: Знание, 1994
14. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей навоздухе/ Т.И. Осокина. М.: Просвещение, 1983
15. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровыеупражнения для детей 5 – 7 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2001
16. Щербакова А.И. Практикум по общ. психологии/Под ред. А.И. Щербакова – М.: Просвещение, 1990
17. РомашинГ.Н. Подвижные игры: Методическое пособие/ Г.Н. Ромашин. – Краснодар: КГАФК,1999
18. Утробина К.К. Занимательная физкультура вдетском саду для детей 5 – 7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлеченийв спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре/К.К.Утробина. – М.: издательство Гном и Д, 2003
19. Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от0 до 7 лет/Е.И. Янкелевич. – М., 1999