Роль чтения в воспитании личности
Труднопереоценить роль семьи в умственном развитии ребенка, в расширении егокругозора, формировании любознательности, познавательных потребностей иинтересов, в развитии пытливости ума, в возбуждении, а затем в укреплениистремления овладевать знаниями, учиться.
Каждыйчеловек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанностьперед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но,разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.
Чтение недолжно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшаяценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе,разумеется, не следуя ей жестко; отходя от нее там, где появляютсядополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях отпервоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающуюпоявившиеся новые интересы.
Чтение, длятого чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес кчтению вообще по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе.Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
«Скоростноечтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторыхвидах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оноведет к заболеванию внимания.
Литературадает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человекаинтеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание —понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и кдругим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делаетмудрыми. Но все это дается только тогда, когда ребенок читает, вникая во всемелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.
Вот что пишетЛихачев Дмитрий Сергеевич в своих письмах: «Бескорыстному» чтениюнаучил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителячасто вынуждены были отсутствовать на уроках — то они рыли окопы подЛенинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. ЛеонидВладимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когдадругой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и,вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже,как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе снами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. Так мы прослушалимногие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки»,несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину оДобрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина имногое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. Адома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторыепонравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка,исторические романы — все, что нравилось им, и что постепенно начиналонравиться и нам..."
«Незаинтересованное»,но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяеткругозор человека.
Почемутелевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляетвас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вамничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть ичто смотреть. Мы переходим к другой цивилизации, где источников знаний много.Книга – только один из них, хотя очень важный. Она дает возможность домыслить,дофантазировать, развивает креативность.
Постарайтесьприобщить детей к чтению, научите их выбирать книгу вкусу, и тогда они поймут,что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чеммногие передачи. Есть такие семьи, которые отказались от телевизоров, в пользукниг, а новости просматривают в Интернете.
Классическоепроизведение — то, которое выдержало испытание временем. Но классика не можетответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современнуюлитературу. Что нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитиеморальных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении исоциализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову,способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, чтотакое плохо.
Мне кажется,важно вовсе не то, чтобы ребенок читал много, важно, чтобы в нем выработаласьпривычка осмысливать прочитанное. Само по себе количество информации не создаетмозговые мускулы, скорее уж мозговой жир. А мозговые мускулы — это способностьфантазировать, домысливать, преображать, воображая. Литература будит в человекеспособность стать автором сценария, режиссером и исполнителем ролей того «внутреннегофильма», который каждый может снять для себя.
Подлинноечтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием человекувидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Здесь и начинаетсяудивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое. Наши дети, если датьим свободу и подтолкнуть воображение, способны удивить нас своими оригинальнымикартинами. Не верите? Попробуйте. И вы сами и ваши дети убедятся, что видетьневидимое — это чудо органически присуще чтению, и слова Экзюпери: «Главногоглазами не увидишь» — имеют к чтению прямое отношение.
Речь идет омысленном перемещении читающего человека из мира внешнего в мир внутренний. Чтоеще, кроме чтения художественной литературы, помогает одному человеку оказаться«внутри» другого: проследить ход его мыслей, его чувств, его радостейи печалей, вникнуть во все тонкости и изгибы его души, его мироощущение. Всето, что в реальном мире осуществить невозможно, да и наука здесь бессильна, — войти в субъективный «мир иной», отличный от твоего, и пребывать внем, как у себя дома — становится возможным при чтении через процесссопереживания и «подстановки».
Осознаниеспособности литературы открывать «психологическую дверь» в человека,важнее для всех читателей, особенно значимо для старшеклассников. Опрос ихпоказал, что им, оканчивающим школу, очень не хватает психологических знаний,умения понимать себя и других. Вот почему, открыв хоть раз внутренний мирдругого человека, вдумавшись в него, читателю вновь и вновь захочется этопереселение повторить.
Важноподчеркнуть, что «великое переселение» — это двустороннее движение.Читатель переселяется в мир персонажей, мир персонажей — в него. И начинаетжить в нем самостоятельной жизнью. И здесь мы сталкиваемся с новым волшебством чтения- «оживлением литературных персонажей». Если в сказке героев оживляютс помощью живой воды, то при чтении это происходит при помощи воображения. «Героивеликих литературных произведений казались мне более реальными, чем окружающиелюди», — писал русский философ Н. Бердяев, вспоминая свое детское чтение.
Вместе спереселением во внутренний мир героев книг, вместе с «оживлением»тех, кого никогда не было, рождается еще одно чудо чтения — возможность втечение одной жизни пережить множество иных. Эта возможность даруется каждомучитателю, способному к перевоплощению.
Всегоудивительного, что несет в себе чтение, в одном докладе не раскрыть. И все-такитрудно удержаться, чтобы еще об одном замечательном свойстве не упомянуть.Свойство это мы назвали «Самоузнавание». На него указывал великийнемецкий писатель Г. Гессе:
Каждыйкнижный том
Это толькопуть к тому
Что в тебесамом.
Это свойствоможет поразить читателя. Писатель не только извлекает из нашего сознания былое,но и помогает испытать то, что раньше не было изведано. Как говорил поэт Л.Мартынов:
Вспоминаемнеожиданно,
Непредвиденно,негаданно,
То, что былои не видано,
Да и непредугадано.
Тем самымчитатель не только осознает самого себя, открывает в себе новые возможности, нои поднимается над самим собой. Осознавая себя как личность, читающий не толькоузнает себя в ком-то из героев, но он и отделяет себя от них, приходит кпониманию, что, при всей похожести, он — другой. И это понимание себя в миреединственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою уникальность,- важнейшее открытие.
Однакоглавный импульс к чтению лежит внутри самого человека, в тех реальныхпроблемах, которые его волнуют сегодня, а ключ решения их находится в книге.