Министерство образованияи науки Республики Казахстан
КарагандинскийГосударственный Университет им. Е.А. Букетова
Педагогическийфакультет
Кафедра теории иметодики дошкольной и психолого-педагогической подготовки
/>/>Дипломнаяработа по педагогике
Тема: «Воспитательнаяработа в инновационных школах»
Терёшкина Наталья Александровна
Студентка группы ср ПиП-33
Научный руководитель:
Карманова Ж.А.
зав. кафедрой,
к.пс.н., доцент
/>Караганда – 2006
/>/>/>/>/>/>/>Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы организации воспитательнойсистемы в инновационных школах. 6
1.1 Сущность и значение инновационных школ в системеобразования. 6
1.2 Цель, задачи и направления воспитательного процесса винновационной школе 11
1.3 Особенности функционирования воспитательной системыгимназии. 15
Глава 2 Исследование воспитательной системы гимназии №9. 31
2.1 Характеристика воспитательной системы гимназии. 31
2.2 Структура модифицированных программ воспитания иразвития учащихся СОГ №9 35
Глава 3 Анализ результативности воспитательнойдеятельности института классных воспитателей за 2004-2005 уч.год. 50
3.1 Выявление рейтинга воспитателей ИКВ… 50
3.2 Выявление уровня воспитанности учеников. 57
Заключение. 61
Список использованной литературы… 63
Введение
Сложившаяся социально-экономическая и политическаяситуация в современном Казахстане детерминирует необходимость измененияприоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не толькотрадиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первуюочередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптацииребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, пониманиевоспитательных и образовательных задач.
Главное в инновационном преобразовании школы – созданиетакой социокультурной, предметно-образовательной среды, где бы в комплексерешались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения,взаимоуважения, сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что впедагогической науке Казахстана на сегодня не в достаточной степени исследованыпроблемы моделирования воспитательных систем организаций образования, выявленияих особенностей, управления воспитательной работой в школах нового типа.
Именно школы нового типа как воспитательные системыдолжны стать экспериментальной площадкой для разработки передовых технологийвоспитания и развития, внедрение которых в практику позволит преодолеть узкий«предметоцентризм и мероприятийный подход», повысить уровень общего развития ивоспитанности учащихся.
Как показывает анализ практического опыта и научныхдостижений в исследуемой области, существует противоречие между необходимостьюнаучно-обоснованного управления воспитательной системой и не разработанностьюего научно-педагогических условий. Поэтому теоретическое осмысление новыхподходов к формированию воспитательной работы в инновационных школах и поискнаиболее эффективных условий организации управления этой работы составилипроблему нашего исследования и явились основанием для выбора его темы в ееследующей формулировке: «Воспитательная работа в инновационных школах».
Объект исследования: инновационная школа – гимназия №9.
Предмет исследования: воспитательная работа винновационных школах.
Гипотеза исследования: формирование творческой активностипедагогического коллектива в процессе развития личности учащегося будетпроисходит успешно, если будет использован эффективный метод усовершенствованиявоспитательного процесса, как на самом уроке, так и во внеурочное время.
Методологической основой исследования являются: системный,личностный, деятельностный, личностно-ориентированный, синергетический,амбивалентный, культурологический и инновационный подходы.
Цель дипломной работы – исследование воспитательнойработы в инновационных школах.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы организациивоспитательной системы в инновационных школах.
2. Исследовать воспитательную систему гимназии №9.
3. Проанализировать результативность воспитательнойдеятельности института классных воспитателей на 2004-2005 учебный год.
Теоретическую основу исследования составили: системнаяконцепция нововведений, концепция инновационно-дидактической деятельности,традиции классического гимназического образования.
Источники исследования: официальные документы (законы,правила, положения, концепции, проекты и др.), труды классиков по педагогике итеории менеджмента, теории управления системой образования, материалыисследований по разработке и апробации моделей гимназического образования,научные труды по этнопедагогике, личностно-ориентированному обучению, гуманициии гуманитаризации образования, издания периодической печати по актуальнымпроблемам педагогики и управления, учебные планы, учебные программы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогическойнаучной литературы по исследуемой проблеме; исследование текущей документации,опыта работы и инновационной педагогической деятельности; системный исравнительный анализ; классификация, систематизация и интерпретация полученныхданных; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработкиданных; методы моделирования и описания развивающихся систем.
Глава 1 Теоретические основыорганизации воспитательной системы в инновационных школах
1.1 Сущность и значение инновационных школ в системеобразования
Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. Впереводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введениеновизны.
Понятие «нововведение» (инновация) определяется и какновшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Само понятие«инновация» – впервые появилось в XIX веке и означало введение некоторыхэлементов одной культуры в другую. В начале XX века сформировалась новая областьзнания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерностинововведений. Наука о нововведениях – инноватика – возникла, как отражениеобострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новыхуслуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политикафирмы», «инновационный процесс». В 60 – 70-е годы на Западе получают большойразмах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другимиорганизациями. [17, 89]
В работе А.И.Пригожина дается такое определение –«нововведение или инновация – это целенаправленное изменение, которое вносит вопределенную социальную единицу – организацию, общество, группу – новые,относительно стабильные элементы».[26, 85]
Термин «педагогическая инновация» и соответствующеенаправление научных исследований появились в Западной Европе и США еще всередине 60-х годов XX века. Под «педагогической инновацией»понимается изменение, направленное на повышение уровня и качества знанийобучаемых, расширение спектра целей, достигаемых в учебно-воспитательномпроцессе, сохранение и укрепление физического, психического и нравственногоздоровья всех участников образовательного процесса. [22,19]
Развитие педагогической инновации в нашей стране связанос массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия междуимеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов еёреализовать.
Концептуальные изменения казахстанской системыобразования начались (в бывшем СССР) в середине 80-х годов с мощногообщественно-педагогического движения. Рядовые учителя, отдельные директора школпытались на своем уровне — в классе или школе — строить новые гуманные идемократические отношения с детьми. Такие педагоги объединялись в ассоциации,клубы, творческие союзы. Их деятельность и активность расшатывали жесткуюадминистративную конструкцию советского образования и делало реальныммногообразие типов учебно-воспитательских подходов.[19, 16]
Возрос массовый характер применения нового. В связи сэтим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий«новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.
Таким образом, казахстанский путь к демократизацииобразовательного процесса пролегал через построение новых гуманных отношенийучителя и ученика, через поиск индивидуальных методов обучения и воспитания,соответствующего интересам ребенка.
Поэтому одним из важнейших инструментов решения задачипревращения лозунгов в реальность стали инновационные школы (ИШ). Они возниклиестественно из обычных школ, в которых появились интеллектуальные лидеры итворческие группы педагогов. Такие школы разрабатывали оригинальные программысобственного развития. В этих программах лидеры планировали реализацию каксобственных идей, так и педагогических идей ученых. [17, 58]
Именно благодаря таким частным инициативам в Казахстанепоявились первые гимназии, школы Штайнера, Монтессори, школы, воплощающиеподходы Л.С.Выготского. Естественно, что вокруг них концентрировались наиболееживые и творческие учителя, специалисты. Объективно инновационные школырассматриваются как очаги обновления, демонстрирующие всем остальным, как многоможно добиться, если пользоваться новыми условиями. Они также демонстрируют напрактике возможности реализации новых подходов к методике обучения ивоспитания.
В условиях стратегической ориентации государства наинновационный путь развития, подтверждением чего, в числе многих факторов,является утверждение Концепции развития Образования РК, особую актуальностьприобретает Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» от03.07.2002г. № 333». [47,82]
Осмысление данного закона в контексте Концепции развитияобразования РК позволяет установить закономерность: постоянный мониторингэффективности педагогической деятельности, высокоэтичная конкуренция учителейимеют смысл тогда, когда в учреждениях образования доминирует инновационнаядеятельность. Последняя, согласно Закону, определяется как «деятельность,направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукциив различные области производства и сферы управления обществом, результатыкоторой используются для экономического роста «конкурентоспособности». [37,33]
В настоящее время выделяется 5 основных направленийработы инновационных школ:
а) организация углубленной подготовки учащихся поотдельным предметам (гимназии и школы, имеющие классы с углубленным изучениемпредмета);
б) системная работа школы над единой темой, которойподчинена работа педагогического, административного, ученического иродительского коллективов;
в) профильная работа школы, ориентированная напредпрофессиональную подготовку учащихся к определенной области (лицеи);
г) сочетание общеобразовательной подготовки со среднимспециальным образованием (техникумы, ПТУ и школы со специальными «техническими»классами);
д) школы, сочетающие общеобразовательную подготовку спрофессиональной подготовкой первой ступени на уровне первых курсовсоответствующего ВУЗа (колледжи). [35, 93]
Каждое направление имеет свои особенности, требующиевнесения соответствующих изменений в их воспитательную и образовательнуюдеятельность.
Инновации в общеобразовательных учебных заведенияхприобретают важное значение в условиях развития национальной системы общегосреднего образования
Инновационные школы характеризуются системнымэкспериментированием, апробацией и применением инноваций в общеобразовательномпроцессе. [31, 32]
Под образовательными инновациями мы понимаем новизну,которая существенным образом изменяет результаты образовательного процесса,создавая при этом усовершенствованные или новые:
— образовательные, дидактические, воспитательные системы;
— содержание образования;
— образовательные педагогические технологии;
— методы, формы, средства развития личности, организацииобучения и воспитания;
— технологии управления учебным заведением, системойобразования. [17, 25]
Образовательные инновации делятся на:психолого-педагогические; научно-производственные; социально-экономические.
К психолого-педагогическим инновациям относятсянововведения в учебный, воспитательный и управленческий процессы; кнаучно-производственным – компьютерные и мультимедийные технологии; ксоциально-экономическим – юридические, правовые и экономическиенововведения.[17, 30]
Рассматривая психолого-педагогические инновации какновообразованные или усовершенствованные технологии, которые существеннымобразом изменяют объемы, структуру и качество педагогического процесса, мывыделяем технологии: интеграционно-естественного образования В.Р.Ильченко,развивающего обучения Эльконина-Давыдова (О.К.Дусавицкий),личностно-ориентированного обучения (О.Я.Савченко, С.И.Годмазин), коллективногообучения (Л.Кочина, Н.Бибик), модульно-развивающего обучения (А.Фурман),личностно-ориентированного воспитания (И.Д.Бех), адаптивного управления(Г.В.Ельникова) и.т.п.[17, 36]
Эти и прочие образовательные инновации, как правило,представлены своими технологиями. Под инновационной образовательной технологиеймы понимаем совокупность форм, методов и средств в обучении, воспитании иуправлении, объединенных единой целью.
К воспитательным инновационным технологиям относятсяхудожественные средства и приемы влияния педагога на сознание ученика с цельюформирования у него личностных ценностей в контексте с общечеловеческими. Этотакие технологии, как:
— ранняя социализации учащегося;
— национальная направленность воспитательного процесса;
— духовное развитие учеников и т.п.[23, 24]
1.2 Цель, задачи и направления воспитательного процесса винновационной школе
Развитие любого человека происходит в процессевоспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опытпоследующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процессцеленаправленного формирования личности. В современной педагогическойлитературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком иузком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя всю суммувоздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активномуучастию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитаниеохватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественныхорганизаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих внем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации.Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование иобучение.[8, 91]
В узком смысле воспитание означает формированиемировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическоеразвитие.
Воспитание является двусторонним действием; с однойстороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (ихвоздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместнопривести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут бытьполноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается ивоспитывается не только студент, но и преподаватель». Кроме того, определенныекоммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самимиобучающимися.[4, 55]
Воспитательная система школы охватывает весьпедагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (нетолько досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияниесоциальной, природной, предметно- эстетической среды, непрестанно расширяющеесявоспитательное пространство. [5, 59]
Компоненты воспитательной системы школы:
Цели — совокупность идей, для реализации которых онасоздается.
Деятельность, обеспечивающая её реализацию
Субъект деятельности, её организующий и в нейучаствующий.
Отношения, рождающиеся в деятельности и общении,интересующие субъектов в некую общность;
Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов вцелостную систему и развитие этой системы.
Цель школьной воспитательной системы — созданиеблагоприятных условий в школе, способствующих социальной адаптации учащихся.
Специфика образовательных учреждений разного типа иреализация разных направлений воспитательной работы требует конструированияразнохарактерных систем ее организации. [18, 374]
Отличаясь по содержанию и направленности, воспитательнаяработа инновационных школ должна подчиняться модернизированной системепринципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиямразнообразия, целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, длярешения которых они выбираются.
Основными задачами воспитательной работы в инновационномобразовательном учреждении являются:
устранение воспитательных затруднений;
организация инновационной деятельности по внедрению впрактику достижений науки и практики;
выработка новых подходов к осуществлению воспитания;
поиск оптимальных направлений и способов взаимодействиявсех членов воспитательского звена.
создание специфических систем воспитательной работы;
выработка стратегий воздействия на учащихся;
устранение собственных недостатков;
экспериментально-исследовательская работа и др.[30, 15]
Основные принципы конструирования воспитательной системыв инновационных школах отражаются в следующем:
нацеленность на конечный результат;
системный, целостный подход к выбору тематики работы всехподразделений воспитательной системы;
единство формы и содержания воспитательной работы;
базирование воспитательной работы на результатахвсестороннего изучения деятельности педагогического коллектива и учащихся;
разнообразие форм и методов; исследовательскаянаправленность; связь с научными и образовательными учреждениями; непрерывностьи управляемость воспитательной работы;
гибкость и оперативность в координации ее направлений;
связь с жизнью;
гибкое реагирование на поступающую информацию;
творческий, активный характер;
оптимальное сочетание индивидуального и групповогоподходов в воспитании школьников;
преемственность воспитательской работы;
взаимосвязь субъектов воспитательной системы;
согласованность и последовательность в осуществленииинновационных преобразований;
рациональность распределения времени на учебную,воспитательную и методическую работу и т.д.[30, 19]
Реализация этих принципов требует пересмотра формвоспитательной работы инновационной школы.
Совокупным результатом успешно проведенной воспитательнойработы должны являться прогрессивные изменения в качестве работы учителей,которые поведут к качественным и количественным приращениям в качествахличности школьников.
Положительные сдвиги в преподавании и воспитаниивыразятся в расширении разнообразия и качества использования педагогическойтехники, изменении направленности урока на достижение более широких целейобучения, связанных с воспитанием и развитием учащихся, успешным применениемновых технологий и их сочетаний в учебно-воспитательном процессе.
Основными направлениями развития воспитания винновационной школе являются:
1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности:Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Ониохватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуютоснову воспитания.
2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознанияактивного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением,способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
3. Эстетизация образовательного учреждения, егоокружения, всей жизни — это суть гумманизации воспитания. Создание условий, вкоторых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественнойдеятельности- рисование, музыка, прикладное творчество и др.
4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферыжизни учащихся.
5. Развитие игровых видов деятельности, открывающихбольшие возможности для самопознания детей.
6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства идемократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьногосамоуправления, различных клубов по интересам.
7. Приобщение детей к культуре предков, возрождениенародных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.
8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых. Только врезультате достижения духовной общности воспитателя и воспитаникаосуществляется воспитание – передача новым поколениям ценностей, накопленныхчеловечеством.
9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывныйинновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
10. Создание условий для повышения квалификации учителя ивоспитателя, его профессионального роста, так как ведущая роль в воспитан6иипринадлежит педагогу – образованному, гуманисту – интеллигенту, настоящемупрофессионалу.[35, 93]
Результатом воспитательной деятельности инновационнойшколы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитиючеловеческой культуры, способного на основе усвоения современной культурыпродолжить эстафету поколений.[46, 45]
1.3 Особенности функционированиявоспитательной системы гимназии
Воспитательная система – это целостный социальныйорганизм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентоввоспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающийтакими интегративными характеристиками, как «образ жизни»,социально-психологический климат. Она охватывает весь педагогический процесс,интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельностьи общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.[46, 47]
Воспитательная система гимназии – сложноепсихолого-социопедагогическое образование, саморегулируемое и управляемое. Этооткрытая, постоянно развивающаяся система. Воспитательная система гимназииимеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системнымисвязями и рассматривается как система воспитательной работы со своими целями,методами, подходами, принципами, а также как программа совершенствованиявоспитания.
Воспитательная система определяет содержание, методики итехнологии воспитательной работы.
/>
Рис.1 Система воспитательной работы гимназии
Воспитательная система гимназии может быть представленакак единство следующих структурных компонентов:
Целенаправленность в воспитательной работе.
Основные методы педагогического воздействия.
Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда.
Трудовое воспитание.
Воспитательные комплексы.
Воспитание на уроке.
Система методов воспитания.
Единство педагогического коллектива.
Система работы классного руководителя (воспитателя).[31,38]
Рассмотрим последовательно все компоненты воспитательнойсистемы гимназии.
1. Целеполагание и целенаправленность в воспитании.
Целеполагание в воспитательной системе – этоосознанность, осмысленность, ясность в планировании, организации, действиях.
Целеполагание – это:
Мотив, побуждающий к активной деятельности.
Понимание, для чего, зачем, во имя чего.
Рациональность, практичность, прагматизм.
Уход от стихийности, формализма.
Научный подход.
К целям предъявляются определенные требования:
конкретность, детальность, определенность,
реальность и прогнозируемость результатов,
понимание и принятие целей всеми субъектами.
Целеопределенность должна быть всеохватывающей, начинаяот целей и задач гимназии, кончая воспитательными целями отдельных внеклассныхмероприятий.
Структура воспитательных целей и задач:
«Модель личности» — основная перспективная цельвоспитания.
Воспитательные задачи гимназии на год.
Воспитательные цели и задачи класса.
Воспитательные цели и задачи воспитательных комплексов(детских объединений, кружков, секций, библиотеки, внеклассных мероприятий,уроков и т.д.).
Перспективы каждого отдельного ученика, которые можно разделитьна дальние и ближайшие (дальние – это окончание гимназии, профессиональныйвыбор, поступление в ВУЗ; ближайшие – это успеваемость, физическое развитие,участие в общегимназической жизни, самовоспитание).
Воспитательный процесс выстраивается как логическоевосхождение от возраста к возрасту, где каждый новый шаг – ступенька вверх вдуховном и физическом становлении. Поэтому воспитательные цели можнорасположить в определенной последовательности, как бы проецируяпоследовательное, в соответствии с возрастным развитием, разворачиваниеосмысления жизни как таковой.
Таблица 1 – Последовательность реализации воспитательныхзадач в гимназииВозраст учащихся Основные возрастные особенности Воспитательные задачи 1 2 3 Младшеклассник (1–3 класс) Ортодоксальность неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. Подражательность, как природная склонность, способствует принятию социально заданного. Через обращение к социальным нормам и организацию жизнедеятельности в соответствии с этими нормами направить внимание ребенка на значение и личный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваиваемых социальных норм, указать жизненно важные последствия внедрения их в жизнь человека. Младший подросток (5–6 класс) Острое осознание своего «Я». Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценить этот «объект – субъект» в его связях с окружающим миром. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» – лейтмотив поведения младшего подростка. Формирование образа Человека как феномена мира. Через организацию соответствующей возрасту деятельности и в ее процессе «взращивание» способности быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях. Старший подросток (7-8 класс) Старшим подросткам «трудно», они сами для себя «трудные», потому что они уже не дети, но еще не взрослые. Входя в общность, старшие подростки еще не справились с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности. Через анализ социальных проблем, организацию самостоятельного осмысления подростком себя «среди других», осмысление общества как феномена современной культуры во всех его проявлениях, «взращивание» взрослости. Старшеклассник (9-10 класс) Устремленность к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Желание изменить и переустроить мир, смелость в суждениях и безоглядность критики.
Активизация духовной жизни старшеклассника для создания идеального представления: Что есть жизнь, которая достойна моего «Я»? Что есть жизнь, которую ведет «успешный» человек?
Становление «образа жизни». Выпускник (11 класс) Выпускник — личность, способная осознать себя носителем воли, сознания, отношения. Впервые выпускник осознает жизнь как продукт его усилий. Центральным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь» и мое «Я» как субъект этой жизни.
Формирование жизненной позиции, т.е. отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю жизни.
Содействие осознанию свободного профессионального выбора, приобщение с помощью конкретно организованной предметной деятельности к реальным шагам по конструированию содержания собственной жизни.
2. Основные методы педагогического воздействия
1.Единство педагогических требований.
Единые требования к учащимся должны быть тщательнопродуманы, детализированы, должны охватывать все стороны жизни и деятельностиучащихся в гимназии. Для учащихся эти требования сформулированы в «Правилах дляучащихся».
2. Мотивация учащихся на самовоспитание.
Самоутверждение для человека составляет одну из жизненноважных необходимых потребностей. Поэтому организация воспитательной работыдолжна быть нацелена на то, чтобы пробудить и вызвать потребность у учащегосяизменить себя.
Это достигается:
Через помощь ребенку в рациональном и эмоциональномсамоосознании;
Через пробуждение у ребенка неудовлетворенности собой, нобез утраты уверенности в себе (с помощью педагогических требований, требованийгимназической среды, организацию духа состязательности, соревновательности);
Через образцы самовоспитания, саморазвития;
Через освоение ребенком методов самовоспитания (в т.ч. спомощью специальной литературы).
3. Педагогическая индивидуальная поддержка.
Педагогическая поддержка – это деятельность педагога пооказанию плановой и оперативной помощи детям в решении их индивидуальныхпроблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешнымпродвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самопределением.
Педагогическая поддержка = проблема + защита +самостоятельность.
Педагогическая поддержка включает:
помощь учащимся в обретении уверенности в собственныхсилах;
подкрепление положительных качеств ребенка;
удержание от того, что мешает развитию ребенка;
поддержка стремления к самостоятельности, к самодвижению;
помощь учащимся в преодолении препятствий, трудностей.
Успешность педагогической поддержки возможна:
— при согласии ребенка на помощь и поддержку;
если приоритет в решении собственных проблем принадлежитсамому ребенку;
при сотрудничестве, взаимодействии;
при соблюдении принципа конфиденциальности;
при доброжелательности и отсутствии назидательности;
при защите прав и интересов ребенка.
3. Гимназическая социально-формирующая воспитывающаясреда
Ядром гимназической воспитательной системы и главным еесубъектом является разновозрастный общегимназический коллектив, гдепервостепенное значение уделяется созданию гимназической общности, т.к. самымиестественными и действенными механизмами воспитания являются эффект заражения иэффект подражания.[18, 374]
Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда –это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются иподдерживаются всеми учащимися, такая среда воспитывает значительно эффективнееи результативнее, чем любые другие методы.[5, 85]
Характеристика гимназической среды (идеальный вариант)
Культурное пространство:
гимназия – храм знаний в сознании детей;
в гимназии царит культ книги;
ее отличает многообразие культурной жизни;
здоровье и спорт рассматриваются как важнейшие ценности;
общение отличает культура взаимоотношений;
царит интеллектуальный дух, интерес к высокой культуре;
сформированы традиции и ритуалы гимназии.
Материально-эстетическая среда:
эстетичность, современность;
уют, удобство, комфортабельность;
условия жизни соответствуют санитарно-гигиеническимнормам и требованиям безопасности жизнедеятельности.
Социально-психологические отношения:
семейственность, простота отношений, искренность,доверительность, психологическая комфортность;
гуманность, уважение прав и достоинства всех членовгимназического коллектива;
защищенность;
мироощущение оптимизма, жизнерадостности, здоровойсостязательности и конкурентности.
Гимназия как единый коллектив:
хорошо организованный, самоуправляющийся черездеятельность демократичных органов самоуправления;
каждый учащийся живет интересами гимназии, болеет ипереживает за ее дела, успехи и неудачи;
все имеют возможность участвовать в управлении гимназиейи защищать ее честь;
обязательность общегимназических мероприятий для всехучащихся и всего трудового коллектива.
Взаимоотношения гимназического и классного коллективов
Наличие в гимназии воспитательной системы создает особуюситуацию развития каждого класса. Класс является компонентом воспитательнойсистемы гимназии. Это значит, что цели, задачи, реализуемые в классе, егодеятельность, характер отношений, требования к классной среде должны гармоничносочетаться с педагогическими характеристиками всей гимназической системы. Общиецели гимназии конкретизируются в целях класса. Система выстраивается такимобразом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общегимназическогоколлектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности,содержание и формы которых выбираются классным коллективом.
Роль старшеклассника
Старшеклассники определяют лицо гимназии, именно онисоставляют предмет гордости. Старшеклассники являются носителями культуры,ценностей, традиций воспитательной системы, они являются носителями какположительного, так и отрицательного нравственного опыта гимназическогосообщества, объектами подражания для учащихся младших и средних классов.
С учетом воспитывающего воздействия старшеклассников,задача педколлектива обратить внимание на этот фактор и максимально эффективноиспользовать положительный потенциал старшеклассников:
Главным «субъект-объектом» педагогического воздействиядолжен стать старшеклассник.
Использовать организаторский потенциал старшеклассников ворганах ученического самоуправления.
Осуществить идею разновозрастного общения старших имладших учащихся.
Старшеклассник должен стать связующим звеном двух миров –детского и взрослого.
Взаимоотношения« учитель – ученик».
Взаимоотношения «учитель – ученик» как двух субъектоввоспитания и обучения, выстраиваются в соответствии с принципамиличностно-ориентированной педагогики.
Основные требования для учителя сформулированы в формепамятки для учителя:
Требования позитивные, прямые и конструктивные – основапостроения целесообразных отношений учителя с учащимися.
Класс – это не только объект воздействия, но и субъектвзаимодействия.
Следует всемерно соблюдать такт, не допускатьантипедагогических воздействий на ученика.
Не следует строить отношения в общении «сверху вниз».
Общайтесь с ребенком, как со взрослым, от которого ждутвзаимного доверия, уважения и понимания.
Наблюдайте за учеником, умейте «видеть» его.
Постарайтесь найти свой естественный стиль отношений сучащимися.
Уметь подать себя, создать свой имидж.
Главное дело педагога – общение с детьми. Умейтерадоваться. Унылых дети не любят.
Будьте оптимистами! Педагогика — наука оптимистическая.
Не конфликтуйте с детьми. В ссоре двоих больше виноватумнейший.
«Учитель – будь человеком!» (П.П. Блонский).
Организация ученического самоуправления
Самоуправление в гимназии – не столько специальнаядеятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений вразличных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.
Цели организации ученического самоуправления:
а) воспитательно-развивающие:
развивать организаторские способности учащихся, учить ихуправлять и подчиняться;
воспитывать самостоятельность, ответственность,предприимчивость;
учить умению отстаивать свои права и права коллектива;
развивать умение делать выбор.
б) прагматические:
освободить учителя от части организаторских, контрольныхфункций;
использовать интеллектуальный и физический потенциалучащихся в решении практических задач жизни гимназии.
Функции ученического самоуправления: организациядежурства по гимназии и в классах, организация досуга, разрешение конфликтныхситуаций и т.д.
Ученическому самоуправлению можно придать характерделовой игры с выполнением функций взрослых людей (ежегодное проведения дняученического самоуправления).
Самоуправление предполагает предоставление свободысоздания на добровольной основе ученических организаций, ассоциаций, клубов.
Педагогический коллектив активно участвует в формированииорганов ученического самоуправления.
Традиции и ритуалы гимназии.
Большое значение в гимназии придается поиску, созданию исохранению традиций и ритуалов: праздничных, спортивных, связанных с началом иокончанием учебного года и т.д.
Традиции гимназии должны быть естественными, простыми, ненавязанными детям, а понятны учащимся и приняты ими, значимы по смыслу ивоспитательному эффекту.
4. Трудовое воспитание
Трудовое воспитание выстраивается в гимназии с учетомизменившихся социально-экономических условий и потребностей. Труд сам по себе,как физические и интеллектуальные усилия не воспитывает, а воспитывает трудосмысленный, хорошо организованный, имеющий материальное и моральноестимулирование.
Цели и задачи трудового воспитания:
Воспитывать уважительное отношение к своему труду и трудудругих людей.
Формировать психологическую установку и пониманиенеобходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главногоспособа самореализации человека.
Вооружить учащихся основными трудовыми умениями инавыками.
Формировать убеждение в том, что труд по самобослуживанию– это проявление принципа справедливости.
Содержание и организация трудовой деятельности учащихся:
Наиважнейшее значение в трудовой деятельности учащихсядолжно иметь видение цели, смысла труда, понимание, для чего это нужно.Учащиеся должны обязательно принимать участие в решении вопросов поиспользованию результатов труда.
Все виды трудовой деятельности учащихся должны бытьхорошо спланированы и организованы технологически, а также включать элементытворчества.
В организации трудовой деятельности обязательно должнаприсутствовать состязательность.
Трудовая деятельность и трудовое воспитание должнысочетаться с профориентационной работой, главными задачами которой являются:
предоставление максимума информации о профессиях,специальностях, необходимых в Уральском экономическом регионе;
информирование учащихся о порядке и условиях поступленияв учебные заведения;
помощь учащимся в выборе профессии на уровнесоциально-психологических консультаций, социометрии (опросы, анкетирование ит.д.).
организация экономического образования.
5. Воспитательные комплексы
Воспитательные комплексы – это культурное пространствогимназии за рамками учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворитьсвои индивидуальные интересы, потребности в творчестве, фантазии.Воспитательными комплексами являются: театральная студия, студия бальноготанца, керамическая мастерская, предметные кружки, коллективные творческиемероприятия, гимназические праздники, предметные недели и т.д.
Свою воспитательную роль они выполняют черезудовлетворение любознательности ребенка, через импульс, дающий развитие егоиндивидуальных способностей.
Основные требования, предъявляемые к воспитательнымкомплексам:
наличие конкретных, определенных целей воспитательнойработы;
высокая организационно-исполнительская культура вдеятельности, в содержании, в общении, в регулировании и контроле.
6. Воспитание на уроке
Воспитание в процессе обучения включает в себя следующиекомпоненты:
Формирование у учащихся основ мировоззрения иестественно-научной картины мира.
Развитие познавательной активности учащихся, а через нееформирование отношения учащихся к жизненно важным сферам:
к сфере рационального взаимодействия человека с природой(ноосфере);
к сфере общественных отношений (нравственных, правовых,экономических, производственных и т.д. – социосфере),
к психологической сфере (сфере разума, рациональногорегулирования поведения, сфере подсознательных, интуитивных механизмовмышления, сфере спонтанного проявления заложенных природой сил, дарований,способностей).
Формирование гуманистического отношения к окружающемумиру, формирование нравственных основ личности.
Формирование нравственного чувства, нравственногосознания, нравственного мышления в процессе обучения через изучение,сопереживание, осознание и осмысление произведений литературы и искусства,исторических событий, общественных явлений, взаимосвязей основ наук. Черезизучение основ этики.
Использование воспитательных, этических моментов,включенных в содержание учебных предметов.
Главный воспитательный компонент в процессе обучения –это сам учитель как пример отношений к своим обязанностям, как образецвнутренней и внешней культуры, как пример выдержки, такта и соблюдения нормморали.
7. Система методов воспитания
Система воспитания включает в себя методы,сгруппированные нами в виде таблицы. Это методы педагогического воздействия(убеждение, требование, педагогическая поддержка и др.), методы организациивоспитательного процесса, методы убеждения и методы практического обучения(воспитания).
В рядах расписана логическая последовательностьиспользования педагогических методов.
В нижнем ряду обозначены методы самоорганизацииколлектива, которые начинают работать при сформированности школьного социума.