Министерство общего ипрофессионального образования
Свердловской области
Нижнетагильский педагогическийколледж
Специальность: «Преподавание вначальных классах»
Реферат
по теме:
Значение музыкального воспитания всемье
Нижний Тагил 2007 год
Оглавление
Введение
Глава 1.
§1.1 Музыкальное воспитание
§1.2 Влияние музыкального воспитанияна развитие личности ребенка
§1.3 Особенности развития восприятиямузыки у детей в период детства
Глава 2.
§2.1 Семья – социальный институтформирования личности
§2.2 Семейные отношения
§2.3 Значение музыкального воспитанияв семье
Заключение
Список литературы
Введение
Музыка – величайшийисточник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку напротяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность,стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в негодух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихойгрусти.
Характерной особенностьюмузыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мирслушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороныего личности. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений вдородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека.Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнкамыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественныхобразах.
Музыкальное воспитание иобучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физическиесилы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц,активизирует деятельность всего организма.
Музыка возбуждаетнепосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она являетсянезаменимым средством воспитания в семье.
Проблема музыкальноговоспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов оцелях, задачах и методах воспитания.
Задача литературы иискусства, обращенных к детям, прежде всего, заключается в том, чтобы «помочьпознанию ими мира». В книгах, рисунках и музыке для детей должна отражатьсяжизнь, которая их окружает, такою «какая она есть». [Н.К. Крупская]
Пробудить интерес илюбовь к искусству, а затем использовать его, как могучее средство воздействияи воспитания подрастающего поколения, — такая цель была осознана и поставлена вроссийской школьной и дошкольной методической литературе с самого начала еёпоявления.
Лишь на этой основемыслилось всё дальнейшее развитие детей – воспитание их эстетического отношенияк жизни, их вкуса, их творческих способностей.
Цель реферата – выявитьзначение музыкального воспитания в семье.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу поэтой теме.
2. Отобрать и обработать необходимыестатьи.
3. Рассмотреть типы семейных отношений.
4. Выделить четкие задачи музыкальноговоспитания в семье.
Актуальность данной темыв том, что музыкальное воспитание в семье является важным компонентом развитияличности ребенка.
Глава 1.
§1.1 Музыкальное воспитание
Каждый ребёнок рождаетсяс определенными задатками и склонностями. Неодинаковы также объективные исубъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно бытьвыявлено и взращено. Только тогда природные данные смогут обнаружить себя вспособностях, в тяготении к тому или иному делу в жизни. «Истинное воспитаниеначинается еще до рождения ребёнка. Начинается с воспитания его родителей».
Музыкальное воспитание иобучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физическиесилы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц,активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда оншагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкуюакцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляютсяголосовые связки.
Все это протекает на фонеэмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевногоподъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением.Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того,что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить своичувства.
Цель музыкальноговоспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развитьэмоциональные и музыкальные способности ребенка.
Задачи музыкальноговоспитания:
- формировать знания о музыке;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивостьи реагирование на музыку;
- развивать музыкально-исполнительскиенавыки, активизировать творческие способности.
- Пробуждать к самостоятельнымдействиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни,применять их в самостоятельной деятельности.
В наше время на детейвоздействует множество иных музыкальных впечатлений. Их приносят радио,телевизор; ребёнок слышит пение, игру на музыкальных инструментах дома и наулице.
Внутренняя «кладовая»ребёнка наполняется независимо от его воли и желания. А порой даже независимоот воли и желания окружающих, если не придают этому должного значения, невмешиваются своевременно в этот процесс.
В годы детствазакладывается основа, на которой позже будет возводиться здание художественныхпристрастий человека, его представлений и вкусов.
Займёт ли музыка место вжизни человека, и какой именно будет эта музыка – во многом зависит отвоспринятого в детском возрасте. Роль первых воспитателей в пробуждениидуховного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна ивелика.
В. Бехтерев: «… Недостаточно,чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть; необходимо, чтобы он легкоулавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок,умел наслаждаться природой. Равным образом и в органе слуха воспитание должноиметь целью не только правильное улавливание звуков, но еще понимание ихгармонии».
Говорить только омузыкальном искусстве музыки – значит живо, непосредственно, эмоционально, всейдушой откликаться на него. Ощущать, как глубоко музыкант или композиторпроникает в жизнь, выявляет в ней что-то очень важное, без осмысления чегоневозможно по-настоящему жить дальше. Понимать музыкальное искусство – значит сего помощью непременно что-то открывать.
К этому, как к конечнойцели, должно быть направлено музыкально – эстетическое воспитание детей.Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного обликачеловека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности,но и обществу в целом.
§1.2 Влияниемузыкального воспитания на развитие личности ребенка
Произведения искусстваоказывают большое влияние на развитие ребёнка с самого раннего возраста.Музыка, книги, телевидение постепенно начинают играть приоритетную роль в сфереинтересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимаетмузыка.
Искусство вообще обладаетспецифическими средствами воздействия на человека. Характерной особенностьюмузыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мирслушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороныего личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Болеетого, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый периодчрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятиелучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать,переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеетпознавательное значение. Благодаря ей речь детей обогащается словами и фразами,характеризующими настроение, чувства, образы. С её помощью осуществляетсянравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного истановление его духовности.
В годы формированияправильной речи и письма важно, чтобы ребёнок слышал мелодии, ритмы и интонациикоторые близки его родному языку. Наиболее подходящим материалом для этогосчитаются народные считалки, попевки и детские песни, а также авторские песни,созданные в народном духе. Наилучшими формами работы в этом возрасте являютсяпрослушивание песен и попевок, движение под эту музыку, детскиемузыкально-речевые импровизации и пение. Особое значение для развития ребёнкаимеют игры, создаваемые самими детьми на основе песен.
Активное пение илислушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие– это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Еслимузыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другимикомпонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже.
Музыка способна не толькобыть средством, вызывающим эмоции, но в случае необходимости становитсятормозящим средством, способным вывести ребенка из состояния азарта, всостояние тихой сосредоточенности.
Любая музыкальнаядеятельность требует концентрированного внимания. Сознательное воспитаниевнимание ребёнка через музыку происходит различными путями. Он охотнососредотачивает внимание на новой песенке. Внимание тренируется припрослушивании выразительного исполнения песен или инструментальныхпроизведений.
Музыкальное воспитаниевлияет на развитие личности ребенка. Оно направлено на овладение детьмимузыкальной культурой, подготовку к самостоятельной жизни, на формированиетворческих способностей, в том числе и музыкального восприятия.
1.3 Особенностиразвития восприятия музыки у детей в период детства
Развитие восприятиямузыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников ипроисходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобыразучить песню, ее надо сначала послушать. Исполняя песню, важно вслушиваться вчистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь подмузыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движениисвое отношение к произведению.
Важно формировать у детейнавыки умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальныхпроизведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а такжеинтерес и музыкальный вкус.
Основой воспитания ушкольников музыкального вкуса являются художественные произведения и активнаямузыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованноеслушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, черездвижение) способствуют развитию интересов и вкусов детей, формированию ихмузыкальных потребностей.
Музыкальное восприятие –сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживатьмузыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Музыка воздействуетблагодаря целому комплексу выразительных средств. Это тембр, темп, динамика,они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации сжизненными явлениями, с переживаниями человека.
Итак, восприятиемузыкальных образов происходит в результате своеобразной творческойдеятельности слушателя, так как включает его собственный опыт(музыкально-слуховой и жизненный).
П.Л. Яворский отмечал,что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как«членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детейтворческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов ихпостроения, средств выразительности.
Восприятие музыки, как ивосприятие вообще, имеет свои особенности развития в каждом возрасте. И вдомашнем музыкальном воспитании очень важен возрастной учет.
Ранний возраст.
К началу раннего детствау ребенка складывается предметное восприятие. В этом возрасте интенсивноразвивается зрительное и слуховое восприятие. Например, ребенок можетвоспринимать эмоциональное содержание музыки, различать ее настроение ихарактер.
Младший и среднийдошкольный возраст.
К началу дошкольноговозраста, ребенок имеет определенный запас представлений о внешних свойствахпредметов (форме, величине, цвете) и использует эти представления в действияхвосприятия.
Что касается восприятиямузыки: дети этого возраста в силу неустойчивости внимания лучше воспринимаютнебольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Появляетсязаинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные сжеланием узнать, о чем рассказывает музыка. Начинает проявляться музыкальнаяпамять.
Старший иподготовительный дошкольный возраст.
В этом возрастевосприятие развивается по трем основным направлениям: расширяются и углубляютсяпредставления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способыих пользования становятся более точными. Но главная отличительная чертавосприятия в этом возрасте – резкое увеличение его осмысленности.
В этом возрасте детиимеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться,улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интересыосознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимымипроизведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способныпочувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественногообраза. Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности свпечатлениями от восприятия музыки.
Младший школьный возраст.
Во-первых, мы видим яркиеиндивидуальные различия детей в восприятии, осмыслении, запоминании ивоспроизведении одного и того же материала. Во-вторых, по характеру запоминанияи воспроизведения материала можно в какой-то степени судить об интересе детей ктому или иному учебному предмету, области знания.
Младшие школьники срадостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы,выражающие их, детский мир, отличающийся конкретностью, яркостью образов,гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы.
Итак, восприятие – этопсихологический процесс, основы которого закладываются еще в младенческомвозрасте. Постепенно этот процесс развивается и углубляется, в каждом возрастепроявляются все новые и новые его особенности. Наряду с общим развитиемвосприятия от раннего возраста к младшему школьному возрасту изменяется иусложняется и восприятие музыки.
семья музыкаребенок личность
Глава 2
§2.1 Семья –социальный институт формирования личности
Семья, с позициисоциологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачномсоюзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимнойпомощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческогообщества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, досовременных форм семейных отношений.
Зарубежные социологирассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если онахарактеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством,родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используетсяпонятие «семейная группа».
Семья – сложная многофункциональнаясистема, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функции семьи – это способпроявления активности, жизнедеятельности её членов. К функциям следует отнести:экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую,репродуктивную, воспитательную. Социолог А. Г. Харчев считает репродуктивнуюфункцию семьи самой главной общественной функцией, в основе которой лежитинстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи несводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья являетсяответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребёнка,она выступает своеобразным регулятором рождаемости. Именно семья с еёпостоянным и естественным характером воздействия призвана формировать чертыхарактера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребёнка. Поэтому выделениевоспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Для каждого человекасемья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека отстрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализацияпотребностей человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие,сопереживание, поддержка – всё это позволяет человеку быть более стойким кусловиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономическойфункции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономическойподдержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
§2.2 Семейныеотношения
Понятийный аппаратдетско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительскиеустановки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типыродительского отношения; типы отношений «мать-ребёнок»; типы позитивного иложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; чертыпатогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные ролиребёнка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе.
Понятие родительскоеотношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь родителя иребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное,сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяетособенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характерприёмов воздействия на него.
Как правило, в структуреродительского контроля и участия выделяют четыре стиля воспитания детей.
· Авторитарный стиль сочетает высокийконтроль с низким уровнем душевной теплоты и участия. При авторитарном стилеустанавливаются правила, которым дети обязаны беспрекословно следовать.Авторитарные родители стараются привить детям трудолюбие, уважение ипослушание. Между родителями авторитарного типа и детьми почти не бываеткомпромиссов, потому что авторитарные родители не учитывают детскиепотребности, желания.
· Авторитетный стиль сочетаетдостаточную степень контроля с душевной теплотой и отзывчивостью к детям.Авторитетные родители объясняют правила и поощряют обсуждение своих решений сдетьми.
· Снисходительно-разрешающий стильобеспечивает душевную теплоту и должную заботу о детях, но при практическомотсутствии родительского контроля. Такие родители, как правило, одобряютповедение своих детей, и редко их наказывают.
· Безучастно-индифферентный стиль необеспечивает ни душевного тепла, ни контроля. Безучастно-индифферентныеродители удовлетворяют лишь основные физические и эмоциональные потребностисвоих детей. Они пытаются свести к минимуму количество времени, котороепроводят с детьми, и уклоняются от эмоционального участия.
Стиль родительскоговоспитания влияет на развитие детей:
1. Дети авторитарных родителей обычнополучают более низкие отметки в школе, имеют более низкую самооценку и менеевиртуозны в социальных отношениях.
2. Дети авторитетных родителей в целомполучают более высокие отметки в школе и являются ответственными, уверенными всебе и дружелюбными.
3. Дети снисходительно-разрешающихродителей хуже учатся в школе и часто являются импульсивными и фрустрируемыми.
4. Дети безучастно-индифферентныхродителей имеют низкую самооценку; они импульсивны, агрессивны и легкоподдаются переменам настроения (с преобладанием угрюмого).
При воспитании детейболее эффективен авторитетный стиль воспитания. Ведь для ребёнка очень важнадушевная теплота, забота, поддержка в сочетании с контролем.
Стили воспитания детей –это лишь самые общие характеристики типичного поведения родителей.
Исследователи, изучавшиеродителей, три разновидности поведения: прямое наставление, моделирование(демонстрацию образов) и обратную связь.
- Прямое наставление. Родители частоговорят детям, что нужно делать. М всё же роль строевого сержанта, когдародители приказывают детям: «Уберись в своей комнате», «Выключи телевизор!» — порой оказывается не очень эффективной. Гораздо более эффективный подход – этопрямое наставление, когда ребёнку говорят, что делать, когда и почему. Вместотого, чтобы просто крикнуть: «Поделись конфетами с братом!» — матери или отцунужно объяснить ребёнку, в каких случаях и почему важно делиться с братьями исестрами.
«В целом дети, которыеполучают такого рода родительский инструктаж, чаще обладают высокимисоциальными навыками, — неудивительно, что они лучше ладят со сверстниками.
Прямое наставление иобучение имеют особенно большое значение, когда они сочетаются смоделированием.
- Научение через наблюдение(«моделирование»). Дети многому учатся у родителей, просто наблюдая за ними.Демонстрация родителями образцов поведения («моделирование») и способностьмаленьких детей научаться через наблюдение, таким образом, неизбежно приводят кподражанию, поэтому поведение детей имеет сходство с наблюдаемым имиповедением. Научение через наблюдение может также вызывать противоподражание –узнавание того, что не следует делать. Если старшие сестра или брат ударятсвоего друга и родители накажут того, кто это сделал, младший ребёнок можетнаучиться не бить других.
Порой научение черезнаблюдение вызывает растормаживание – усиление всех поведенческих реакций,имеющих сходство с наблюдаемым поведением. Противоположный эффект, при которомуменьшается вероятность целого класса поведенческих реакций, называетсяторможением.
- Обратная связь.
Обратная связь бываетдвух видов:
Подкрепление – это любое действие, увеличивающеевероятность повторения реакции, за которой оно последовало. Родители могутиспользовать похвалу, чтобы подкрепить усердие ребёнка в приготовлении уроков,или дать вознаграждение за выполнение работы по дому.
Наказание – это любое действие, препятствующееповторению реакции, за которой оно последовало. Родители могут запрещать детямсмотреть телевизор, когда те получают плохие отметки в школе.
В тоже время у наказанияесть серьёзные недостатки. Один из них заключается в том, что наказание носитпреимущественно сдерживающий характер: те реакции, за которые ребёнканаказывают, прекращаются, но только на время, пока ребёнок не научится замещатьновым поведением то, за которое его наказали. Например, если дерущимся братьямзапретить смотреть телевизор, то их нежелательное поведение прекратится, однакодрака возникнет снова, если дети не научатся решать свои споры иначе.
Второй недостатокзаключается в том, что у наказания могут быть нежелательные побочные эффекты.Если ребёнку не давать смотреть телевизор, то он может рассердиться на сам фактнаказания и не обратить внимание на то, за что его наказали.
Таким образом, родителимогут влиять на детей путем прямых наставлений, моделирования поведения,которое они ценят (стараясь не показывать отрицательного примера), обеспеченияобратной связи и реализации стилей воспитания.
§2.3 Влияние семьи наразвитие музыкальной культуры ребенка
Семья – первая «среда»,окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем:укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Ещебольше – примером, поступками, действиями, увлечениями – отношением к окружающему.Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно вниманиедетей ко всему этому или пускают их «на самотёк».
Особая роль в воспитанииребёнка принадлежит музыке. Исполнение песен и участие в играх развивает такжепамять детей. Родитель может вызвать в памяти ребёнка песни, напевая без словмелодию одной из них. Прослушивание дома с ребёнком детских песен иинструментальной музыки развивает воображение детей. Слушая музыку, ребёноксоздает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии схарактером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает ихсвоей фантазией.
Первые песни, с которыми встречаетсяребенок в своей жизни – колыбельные. Колыбельная песня родилась изнеобходимости помочь маленькому ребенку при засыпании. Ведь детский организмзанят собственным выстраиванием и созиданием, и в первый год жизни этот процессидет особенно быстрыми темпами. Все её средства выразительности: темп,мелодика, ритмическая структура – направлены на то, чтобы выровнять пульс,дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить.Однако колыбельная песня – это не только укачивание, убаюкивание ребенка, но,прежде всего, общение с ним близкого, любящего человека через ласковые,успокаивающие интонации, создание для него комфортного состояния защищенностивблизи с любящими взрослыми. Можно сказать, что колыбельные – это звучащиеобразы любви и ласки, обращенные к малышу. Пение колыбельных песен в народнойтрадиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплениюу него чувственных впечатлений об окружающем его мире. Благодаря легкиминтонациям колыбельных песен, мир был наполнен лаской, теплом, уютом и любовью.
С этим искусством детисоприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни, а позднее пытаясьиздавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыке.
Музыка возбуждаетнепосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она являетсянезаменимым средством воспитания в семье.
Благотворность влияниясемьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнкаподтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают ссемьей М.И. Глинки, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович. Ониотмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви иуважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспиталипреданность ей.
В настоящее времяпроблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретаетособую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовойкоммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своеммногообразии буквально каждому.
Широкое распространениетелевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки наиндивидуальные формы. Это в определенной мере благотворно влияет на развитиеличности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличиваяизбирательность к произведениям искусства. Но, однако, не следует забывать и оботрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки,его интенсивность и качество, в отличии от общественного, в гораздо меньшейстепени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данныесоциологов о превалировании в музыкальной продукции произведенийразвлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнеепотребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительномуразвитию личности.
Во избежание формированияпотребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальныхпредпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включаться ввоспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям.Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требуетот них определенной педагогической подготовленности.
Реализовывая принципыразвивающего музыкального воспитания в условиях семьи, родители должны преждевсего основываться на том, что такое обучение будет полноценно реализовыватьсячерез общение ребенка не только со взрослыми, но и со сверстниками, черезвзаимодействие ребенка с музыкой, через погружение ребенка в музыкальнуюдеятельность.
Заключение
В ходе работы я решилавсе поставленные перед собой задачи:
1. Подобрала и изучила литературу по этойтеме.
2. Отобрала и обработала необходимыестатьи.
3. Рассмотрела типы семейных отношений.
4. Выделила четкие задачи музыкальноговоспитания в семье.
Музыкальное воспитание –важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимоне только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.
Музыкальное воспитание иобучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физическиесилы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизируетдеятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает подзвуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированнуюмузыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.
С помощью музыки осуществляетсянравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного истановление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна изважнейших музыкальных способностей.
Активное пение илислушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие– это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Еслимузыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другимикомпонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже.
Слушание музыки в семьеобладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыкепередается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе сним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходитбесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус,привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только«легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет егокругозор. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения,склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постояннообогащать музыкальные впечатления.
Список литературы
1. Баркан А.А. Практическая психологияили как научиться понимать своего ребёнка. – М.: «Просвещение», 2000.
2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудныеродители? – М.: «Эксмо», 1999.
3. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. средн. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 1999.
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детямо музыке. – М.: «Современный композитор», 1982.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика идомашнее воспитание. – М. «Академия», 1999.
6. Лебедев П.А. Семейное воспитание.Хрестоматия. – М.: «Академия», 2001.
7. Леви В. Л. Как воспитывать родителей,или новый нестандартный ребенок. М.: «Эксмо», 2002.
8. Матонис В.П. Музыкально-эстетическоевоспитание личности. – М.: «Академия», 1988.
9. Михайловская Н.М. Музыка и дети. –М.: «Современный композитор», 1977.
10. Музыка – Культура – Человек. Собраниенаучных трудов //под ред. Мугинштейна// Свердловск: «Урал», 1988.
11. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы идети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М.: «Просвещение»,2000.