Реферат по предмету "Педагогика"


Значение дидактических игр

Значение дидактических игр
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предметуявляется использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр изанимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоциональногонастроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общуюработоспособность, дает возможность один и тот же материал повторитьразнообразными способами.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры вучебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементызанимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того,чтобы процесс познания был более продуктивным.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, черезкоторое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений ипонятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности… Безигры умственных сил, без творческого воображения невозможно представитьполноценное обучение… Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии,творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком класснойдверью.
Известный педагог С.Т. Шацкий называл игру жизненной лабораториейдетства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, онповышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такогооживления». Говоря об активизации процесса обучения, С.Т. Шацкийрекомендовал не давать готовые знания, а развивать склонность детей ксамостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитииребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает,но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, –говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Онаимеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливоусматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога иучащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования,непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Коваленко).
Теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которыедоказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователямиэкспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детейинтереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебныезадачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивностьдеятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова,А.Е. Ставровский и др.).
Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжетапривлекают внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющиеим критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания всистему.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебныхнавыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплениюпройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны,они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. Впроцессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно,сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкогоиспользования игры в процессе обучения.
Вместе с тем есть исследования (Т.К. Жикалкина, В.Г. Коваленко,Н.М. Конышева, О.О. Седова, О.Д. Сапронова), показывающие, что вряде случаев имеет место подмена серьезного учебного труда пустойзанимательностью. При этом игра идет около процесса обучения, не входя в негопо существу. Такая практика подвергается справедливой критике. «Не умеяпостроить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников,некоторые учителя облекают в игровую форму обычные тренировочные упражнения…Игровые моменты ничего не изменяют, а только отнимают время на некоторыенадуманные «ритуалы»» (Н.М. Конышева).
Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассныхзанятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучениии психологического механизма ее воздействия на познавательную активностьучащихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, быласформулирована еще К.Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенказанимательным – вот задача обучения». Речь идет не просто о занимательности, аоб органическом сочетании ее с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра неотвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы,делая ее более привлекательной, интересной.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другоетребует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал(преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровойситуации или вид игры (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Другимисловами, «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого наребенка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом,дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследуетвзрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы этидве цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала» (А.А. Катаева,Е.А. Стребелева).
В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическаянаправленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру ненадо путать с забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющейудовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на видпреобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебнойработы.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формызанятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках спомощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,стимулирования учащихся к деятельности. Реализация игровых приемов и ситуацийпри урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическаяцель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельностьподчиняется правилам игры; учебный материал выступает как средство игры; вучебную деятельность вводятся элементы соревнования, которые переводятдидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического заданиясвязывается с игровым результатом.
Как отмечают многие ученые (Т.К. Жикалкина и др.), игры в своемразвитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия кумственной задаче.
Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементыролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – тольконекоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся насюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. Всюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием,правилом. «Обучение в такой игре – это латентное обучение. Внимание ребенка обращенона выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. Постижениеучебной задачи является сопутствующим игре» (Н.М. Конышева). Такимобразом, задачи в игре решаются легче, ребенок даже не всегда осознает, что ончто-то решил.
Возникает вопрос о прочности, надежности полученных знаний, свободе ихот конкретных условий игры, возможности переноса в новые жизненные ситуации.Опыты, проведенные М.А. Джапаридзе, показывают, что такой навык вотдельной игре не вырабатывается, часто вне игровой ситуации ученик не можетсправиться с задачей, которую только что успешно решил в процессе игры. Вкачестве возможного преодоления данного затруднения предлагается применять неотдельные игры, а системы однотипных игр, в которых формируется прочная, осознаннаяинтеллектуальная установка.
Вариант, когда игра скрывает в себе задачу, не является единственным. Виграх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре замысел, правило,действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую системуформирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет ипсихологический механизм учебного действия. Значительного эффекта учитель можетдостичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что учениквоспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но приэтом все-таки играет.
Такой опыт был проделан Л.С. Славиной. Она предлагала учащимся состойкой неуспеваемостью обычные учебные упражнения, с которыми дети до тех порне справлялись, но при этом облекала их в игровую форму. Игра заключалась вследующем: за каждое правильное решение ученик получал определенное количествоцветных картинок, которые для испытуемых представляли интерес; в случаеошибочного решения картинки надо было возвращать. В результате, например,ученица, которая отличалась отсутствием интереса к учебным занятиям, стойкойнеуспеваемостью, в игровой ситуации продемонстрировала не только способность кинтеллектуальным операциям, но и ярко выраженную умственную активность. Вданном случае решение задач выступало как необходимое правило игры, принимаякоторое ученик должен был основное внимание направить именно на решение задач.Игровая цель, органично сочетаясь с учебной, являлась средством повышенияумственной активности учащихся.
 
Дидактические игры на уроках окружающего мира
Хотелось бы представить в помощь учителям начальных классовдидактические игры, которые можно использовать во время урока или припроведении развивающих часов с детьми первого класса
Почему именно игра? На это есть ряд причин.
Первая заключается в том, что многие дети, придя в школу, испытываюттрудности Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни,справляться с новой ролью ученика. У некоторых детей проявляется недостаточнаясоциальная подготовленность.
Вторая причина. Приходят дети с различным уровнем подготовки к школе,нередко отсутствует мотивационная готовность ребенка к учению. И тут нампоможет игра, которая является для вновь пришедшего первоклассника естественнымсостоянием. Итак, использование в обучении различных видов дидактических игримеет ряд преимуществ.
Разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуютзакреплению полученных знаний. Дидактическая игра содержит дидактическую задачу.Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме. Целенаправленноепроведение дидактических игр играет положительную роль при обучениипервоклассника.
Для первоклассника дидактическая игра, как на уроке, так и вне егоделает познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями.Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощьюразвлекательных моментов можно поддерживать интерес к урокам, желание узнатьновое.
Использование дидактических игр, как на уроках, так и вне являетсянаиболее результативным для создания психолого-педагогических условий развитияпознавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач,подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходитпроцесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая играспособствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этомошибиться ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а какпоиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможностьформировать новые знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра привключении ее в урочную деятельность или в развивающие часы способствуетуспешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обученияспособствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желаниеэкспериментировать и заниматься учебной деятельностью.
Сейчас очень много литературы где есть большое разнообразиедидактических игр по математике и русскому языку, а такой предмет какокружающий мир остается почти без внимания.
Я привожу лишь некоторые дидактические игры, которые использую науроках по окружающему миру в первом классе и надеюсь, что они будут полезныучителям начальной школы.
Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассноевремя, можно разделить на три основные группы:
1. игры с предметами;
2. настольные (настольно-печатные) игры;
3. словесные (вербальные) игры.
Игры с предметамипредполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы,природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезныхископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес,парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире,развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь ибережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебныймешочек», «Овощи – фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Чтосначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет,вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определениипредмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение,классификацию, установление последовательности.
Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой иколлективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования.Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностейучащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторенияизученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в концеучебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает,во внеурочное время.
Приведем примеры некоторых настольных игр:
«Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (илинарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок.Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающийтермин оставшимся словам.
«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найтикартинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству,отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист?», «Гдечей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найдиродственников».
«Почта». Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачнойпленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку,сложить их в конверт и подписать «адрес» (например, «Злаковые культуры»).
«Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены наквадраты (4–6), в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующимималенькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильныхучеников вместо слов на больших картах написаны загадки.
Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развитиянасекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослогонасекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованыразличные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их внужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективнойработе вводится элемент соревнования – кто быстрее сложит.
«Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок,орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно дляэтих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.
«Собери картинку». Составление разрезных картинок развиваетаналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлятьцелое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.
«Где ошибся художник?» Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок инеточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинноеживотное», «Тяни-Толкай», «Чудо-растение».
 
Некоторые виды дидактических игр
 
«По порядку».
Задачи:
Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели. Развиватьпознавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученныезнания, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование:
Карточки с надписями дней недели. Детям раздаются карточки с надписямидней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут днинедели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
«12 месяцев»
Задачи:
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и ихпоследовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать вколлективе.
Оборудование:
Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можновоспользоваться иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваютсяна две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбиратькартинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крылодоски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.
Задачи:
Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов.Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам иприродным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать,сравнивать, высказывать свои мысли.
Оборудование:
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признакиопределенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить вкакую страну(континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. Послетого как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти кдоске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
«Что напутал художник» Исправь ошибки.
Задачи:
Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умениесоотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей,умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы,анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
Нужно исправить картинки.
«Объедини виды транспорта»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учитьклассифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать вработе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей.Учить делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать8–10 карточек).
Задание можно дать поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки сразными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужныйим вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другаявыбирает водный, третья – железнодорожный, а четвертая – воздушный. Побеждаетта команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
«Живая – неживая»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе.Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделятьпризнаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6–10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям даетсязадание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа быликартинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы.Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам,т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам.Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)
Задачи:
Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательнуюдеятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интереск природе.
Оборудование:
У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных,которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партахкарточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3–4 гриба. Детидолжны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. Накартинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисованподберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса»– лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте –поганки.
«Радуга – дуга»
Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена вцвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски,так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, есликто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чегодети разукрашивают радугу.
Соотнеси загадку с отгадкой.
На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображенияотгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой припомощи карандаша.
«Жучки и паучки» (дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)
«Вершки и корешки».
Задачи:
Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать,сравнивать Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображеныназемная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другомстолбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками.Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.
«Где растёт?»
Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.
Игровые действия:Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается,читает стихотворение о природе.
Деревья, кустарники, травы
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев,кустарников и трав.
Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этимпризнакам.
Игровые действия: учитель показывает берёзу, ель, дуб. Детиотвечают, что это деревья. Жасмин сирень – показывает учитель, ученикиотвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху,ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию,чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которыхговорилось.
Домашние и дикие животные
Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельныхпредставителей обеих групп.
Игровые действия:Учитель показываетизображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Дляусложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна,спереди вилы, сзади метла». (Корова).
Назови детёнышей
Дидактическая задача:знать названиядетёнышейдомашних и диких животных.
Игровые действия:Учитель показываеткарточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова,медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка,индюшка, олень.
Съедобное и несъедобное.
Дидактическая задача: учить распознавать повнешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия:Учитель показываетгрибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобныегрибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Времена года
Дидактическая задача: Формированиепредставлений овлиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
Оборудование:набора больших картинок с изображением времёнгода и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которымипользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровойинвентарь).
Игровые действия:Класс делится на 4команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должныразложить предметные картинки на соответствующие изображения времён года.Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.
К словесным играм можно отнести такие, как «Небылицы», «Где ошибсяписатель?» и т.п. Например:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ,
Это правда или нет?
Некоторые словесные дидактические игры сопровождаются передачейэстафетной палочки (фигурки животного).
Этот прием регулирует темп игры и часто используется при проведении игр«Кто больше?», «Назови животных (насекомых, птиц, рыб, зверей, цветы)»,начинающихся или имеющих в названии заданный звук. Выигрывает тот, кто назвалбольше слов.
Дидактические игры, предлагаемые нашему вниманию, не одинаковы постепени сложности. Они должны применяться с учетом индивидуальных итипологических особенностей отдельных учащихся. При коллективной работе выборигр зависит от подготовленности класса.
Многие игры могут быть с успехом использованы не только в учебной, но иво внеклассной работе: во время проведения вечеров, викторин, конкурсов,природоведческих недель, для выпуска стенгазет, оформления краеведческогоуголка и т.д.
Использование предложенного материала на уроках естествознания и вовнеклассное время значительно облегчает работу учителя по формированию интересак изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательномуусвоению знаний учащимися. В методических рекомендациях дан «ключ» ксамостоятельной разработке учителем аналогичных игр, к их творческойинтерпретации. Надеемся, что умелое использование дидактических игр естествоведческогохарактера поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие ивоспитательные задачи.
Итак, загадка является важным средством стимуляции мыслительнойдеятельности, развивающим речь, корригирующим произвольное внимание, вызывающимположительные эмоции.
Шарады – видсловесных игр, в которых несколько букв, слогов или частей слов выделено иописано самостоятельно, по этим описаниям учащиеся должны отгадать все слово.Например:
Первое – крик птицы. Второе – согласная буква. Целое – рыба.
(Карп)
Первый слог – восклицание,
Второй – достоин порицания.
А в целом он на севере далеком обитает,
И жителей тех мест
Он греет и питает.
(Олень)
Крах – мой корень,
Мал – конец.
Как зовут меня, малец?
(Крахмал)
Метаграммы – загадки,в которых из загаданного слова путем замены букв образуется новое слово.Например:
С «Ч» я над водой летаю. С «Г» навинченной бываю. (Чайка – гайка)
С «Ё» колючий, С «У» ползучий.
(Ёж – уж)
С «С» я – рыба, С «Ф» я – птица.
(Сазан – фазан)
Анаграммы – слова,получающиеся при обратном прочтении других слов (кот – ток) или приперестановке слогов, букв (сосна – насос). Например:
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила.)

Список литературы
1. В.М. Найдыш«Концепции современного естествознания», учебное пособие
2. Горелов«Концепции современного естествознания»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.