Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение творчества А. Чехова в 7 классе. Рассказы "Хамелеон" и "Злоумышленник"

План-конспектурокалитературы в 7А классе
Учитель:Баженова Анна Александровна
Датапроведения: 19.03.2010 г.
Темаурока: Творчество А. Чехова.Рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник»
Видурока: Урок анализа текста.
Цельурока: познавательная – углубление понятий о юморе,сатире, псевдониме, о жанре рассказа; обнаружить способы и средства создания комическогов ранних рассказах А.П.Чехова закрепление материала по биографии и творчеству писателя;
практическая– проведение анализа сюжетно-композиционных особенностей рассказов «Хамелеон» и«Злоумышленник»; формирование умений и навыков пользования словарём, совершенствованиенавыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений;
общепредметная– на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел сказатьавтор своими рассказами; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, видетьглавное.
Оборудование:
—  Учебник-хрестоматияпо литературе для 7 класса. В 2 ч. Ч.2./авт.-сост. В.Я. Коровина;
—  ПортретА.П. Чехова, иллюстрации к рассказам, материал, презентуемый с помощью проектора.
Литератураи источники:
—  КоровинаВ.Я.Литература. 7 класс. Методические советы;
—  Фонохрестоматияпо литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 7 класс.
—  ЗолотарёваИ.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс;
—  АгееваИ.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках;
—  Журнал«Литература в школе» №1,2000 г., статья Э.Ф.Володина «Злоумышленник» А.П. Чехова.О двух системах миропонимания»
—  http://school-collection.edu.ru/
—  http://www.uchportal.ru/
—  http://www.a4format.ru/
—  http://tv.wep.ru
Планурока.
I. Организующее начало. (1 мин)
II. Повторение изученного. (10 мин)
1. Объявление темы и цели урока.
2. Проверка знаний по биографии и творчеству писателя,по жанру рассказа.
III. Анализ рассказа «Злоумышленник». (10мин)
IV. Анализ рассказа «Хамелеон». (18 мин)
V. Просмотр видеофрагмента (3 мин)
VI. Заключение. (3 мин)
1. Подведение итога урока.
2. Задавание на дом.
 
Ход урока
 
1. Организующееначало. (1 мин)
Литературные загадки.
С буквой «Я» — это шторм,изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» — то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.(Стихия — стихи)
На церкви ПЕРВАЯ блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть ВТОРАЯ,
Народ её весь выбирает.
А ТРЕТЬЮ в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте.(Глава.)
Её поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают.(Ода.)
2. Повторение изученного
 
— Тема нашего сегодняшнегоурока: Творчество А.П. Чехова. Рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник».
Цель урока – познакомитьсяс этими произведениями, проанализировать и разобраться в них.
Эпиграфк нашему уроку я записала на доске, а вы запишите его себе в тетрадь:
Яхотел только честно и откровенно сказать людям:
посмотритена себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте.
А.П.Чехов
— Итак, ребята, что вы знаете о Чехове? Кто он такой? В каком веке жил?
(Прошлоуже 150 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а егопроизведения по прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляютзадуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многихдругих стран, его книги издаются почти на всех языках мира.
АнтонПавлович Чехов родился в17 января 1860 г. в Таганроге в семье мелкого торговца.У Антоши, как звали его в семье, было 4 брата и сестра. Жизнь семьи была трудной.Поэтому 16-ти летний Антон зарабатывал себе на жизнь частными уроками и даже помогалродителям, которые в это время жили в Москве. Уже в эти годы проявился его писательскийталант. После окончания гимназии Чехов переехал в Москву и поступил на медицинскийфакультет Московского университета. Он готовился быть врачом и продолжал писать.Он подписывался псевдонимом Антоша Чехонте.)
— Что такое псевдоним? С какой целью их используют писатели?
СООБЩЕНИЕПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА на тему «Псевдонимы А.П. Чехова»
Всвоих рассказах он высмеивал всё дурное, всё, что мешало жить честно и справедливо:наглость сильных и заискивание слабых, грубость, трусость и равнодушие.)
— Что такое рассказ и почему Чехова называют мастером рассказа?
(Рассказ– это небольшое по объёму прозаическое произведение, обычно посвящённое отдельномусобытию в жизни героя).
Заглянитев словарь литературоведческих терминов в конце учебника и найдите там толкованиеэтого понятия.
(Мастеромрассказа Чехова называют потому, что нужно обладать особенным мастерством художника,чтобы уметь на нескольких страницах так кратко и просто, таксмело и правдиворассказать о русской жизни, о людях своего времени.)
3.Анализ рассказа «Злоумышленник»
— На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ «Злоумышленник». Как вы считаете, почемуон так называется?
(Рассказтак называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил«гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам».)
— А на самом деле для чего Денис отвинтил гайку?
(Чтобысделать из неё грузило.)
— Почему следователь не понял Дениса Григорьева?
(Потомучто эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям.Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разныхязыках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даётобъяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут бытьвосприняты следствием как подтверждение преступления.)
— Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя?
(с.13:Послушай, братец… — с.14: Дураку закон не писан…
с.14:Не догляди сторож… — с.14: …тьфу! гайка!
с.16:Мне идтить?.. – с.17: Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…)
— Кому из героев можно посочувствовать?
(КонечноДенису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, аон не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднеекрушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понестинаказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступленияи обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказатьследователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, чтодопрос касался его поведения, что вся бессмысленная тарабарщина следователя имелацель упрятать Дениса в тюрьму.)
— Итак, ребята, о чём же этот рассказ?
(Этотрассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга. Двойственностьи противоположность речи и мыслей следователя и Дениса рождается не желанием автора,а реальными социальными отношениями в России во второй половине XIXвека,разным уровнем знаний и опыта жизни.)
— Каким способом, с помощью какого средства выражения автор это передаёт в рассказе?
(Спомощью сатиры)
— А что такое сатира?
(Сатира– беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления– с.283)
 
4.Анализ рассказа «Хамелеон»
чехов писатель урок
— А вот в рассказе «Хамелеон» государственный чиновник изображён Чеховым другим человеком,в ином свете.
— Ребята, все дома прочитали этот рассказ? (если не все, то нужнопопросить кого-нибудь сделать краткий пересказ, после прослушивания аудиофрагмента)
ПРОСЛУШИВАНИЕАУДИОФРАГМЕНТА
— Как вы думаете, почему рассказ назван «Хамелеон»? Что такое хамелеон?
(Хамелеон– 1. Порода ящериц, быстро меняющих окраску при перемене цвета в окружающей среде.2. переносн. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своимнения, взгляды, симпатии
Потомучто здесь показано хамелеонство (быстрая смена в поведении, мнении человека, приспособляемостьк обстоятельствам) Очумелова.)
— А как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?
(Оннабрасывается то на Хрюкина, то на собаку, так как не знает, кто из них имеет преимуществов данный момент)
— Каков мотив действий Очумелова? Почему он поступает именно так? Как ему следовалодействовать?
(Очумеловвообще не должен выяснять, чья собака, а должен узнать, кто виноват)
— На что направлены действия и мысли Очумелова во время всех его изменений?
(Онинаправлены только на одно: обезопасить и выгородить себя, сущность «дела» его неинтересует)
— Почему Очумелов приказывает то снять с него шинель, то надеть её обратно?
(Приодном упоминании имени генерала Очумелов волнуется, и его бросает то в жар, то вхолод. Он на глазах сбивается, тушуется. Здесь Чехов заставляет своего героя высказыватьхолопство даже не перед генералом, а перед дрожащей собачонкой (которая возможнои не принадлежит генералу) и толпой случайных зевак)
— С помощью какого средства выражения автор описывает эту ситуацию?
(Спомощью юмора)
— А что такое юмор?
(Юмор– изображение героев в смешном виде. – с.285)
— А вызывает у вас сочувствие Хрюкин? Почему нет?
(Потомучто всё это для него зрелище, игра. Он хочет почувствовать себя героем дня.)
— Удивляется ли толпа происходящему?
(УЧехова нигде не отмечено удивление толпы, по-видимому, они не в первый раз видяттакое разбирательство и уже равнодушны к нему. А вот сам автор очень удивлён и пытаетсячерез смех показать эту нелепую ситуацию.)
— Можно ли здесь найти, указать положительного героя?
(По-видимому,единственный положительный герой – сам автор. Из текста видно, с какой иронией онописывает происходящее: «…подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленныйпалец. На полупьяном лице … палец имеет вид знамения победы» и как сочувствует бедномущенку: «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». В этих нескольких фразахЧехов сумел показать нам отрицательных и положительных героев. Писатель продумывалкаждое слово, чтобы читатели поняли ход его мыслей, поняли, что этим он хотел сказать.)
— Что указывает на авторскую оценку происходящего?
(Вназвании рассказа, в художественных деталях и «говорящих» фамилиях персонажей)
— Ребята, а как вы думаете, изменилось ли что-нибудь с 1884 года? Это год написания«Хамелеона»
(Нет,потому что и сейчас есть такие важные, толстые, самодовольные чиновники, как Очумелов,которые пекутся только о себе и своей судьбе и заискивают (Заискивать – угождать,льстить, добиваясь чьего-л. расположения, покровительства. З. перед начальством.З. перед сильными мира сего.) перед начальством или чиновничеством).
— Ну а теперь, чтобы отдохнуть, предлагаю вам посмотреть фрагмент из выпуска киножурнала«Ералаш», на тему, близкую к теме нашего сегодняшнего урока.


 
Заключение
 
1.Подведение итога урока.
— Итак, ребята, судя по двум рассказам, которые мы сегодня проанализировали, можноли сказать, что жизнь людей, показанных Чеховым, спокойная, счастливая, безгрешная,чистая? (Нет)
— Значит, мы можем согласиться с высказыванием Чехова и Горького, что автор хотелпоказать людям их жизнь? (Да)
— Но Чехов надеялся и верил в людей, он своими рассказами пытался изменить людей инадеялся, что, увидев окружающее, они изменятся сами.
2.Задавание на дом. Выставление оценок за работу на уроке.
— Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с двумя рассказами А.П. Чехова, но незавершили изучение творчества этого писателя.
Домашнимзаданием для вас будет найти и прочитать к уроку внеклассного чтения рассказы «Тоска»и «Размазня».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.