Контрольнаяработа по дошкольной педагогике на тему:
«Воспитательдошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию»
Санкт –Петербург
2009 год.
План работы
1. Рольвоспитателя в жизни ребенка и общества.
2. Мамаили детский сад.
3. Функциивоспитателя дошкольного учреждения.
4. Праваи обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.
5. Требованияк личности воспитателя.
6. ВоспитательXXI века. Каким ему быть?
Список литературы.
1. Роль воспитателя вжизни ребенка и общества
«Любитьдетей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великоегосударственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»
ГорькийМ
На мой взгляд,воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко некаждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своимталантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться,совершенствоваться.
Познакомившись с трудамимногих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно иисчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог –философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).
В книге «Теориясвободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основныеположения свободного воспитания детей дошкольного возраста.
По мнению К.Н. Вентцеля,ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы — и товоспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своейзадачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироватьсяравноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, иликомпенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устраненсовершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого,означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равныхначалах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение видеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства ввоспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется волевоспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садахвоспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, новоспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя этоположение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонномпроведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будетдостигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенокувидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бывоспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывноперевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателяна ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить егосвоей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, нонапротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие иподдержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным исправедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в видублаго ребенка.
К.Н. Вентцель считает,что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждениепредставлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе стем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребеноквсе более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесьнад задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работатьна более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенноммасштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения кдетскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместныебеседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращатьособое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнегои показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивымобсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский саддолжен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободныхигр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических,нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической егожизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, помнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в немнаходятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающихинтересов, и помещать его в определенные рамки какой – нибудь программы, какого- нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило быпроизводить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитательникогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мересвоих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долюдетского сада.
Самое главное место, помнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны бытьсвободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождениятворческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другимзанятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игрывели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказатьотносительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев самипредлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребеноксамостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детскихигр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем,отмечает ученый, игра – это поприще свободного обнаружения в избыткенакопленных сил жизни – могла бы являться одною из наилучших форм упражнениятворческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остаетсяпочти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно большенаправлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободноиграть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственноесамостоятельное творчество.
Между тем, деятельностьвоспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества всамой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования,придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробужденияи поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведенияребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшейпассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционныхметодах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать навопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию такимобразом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов,всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенкагораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добитьсяответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будетв наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию внем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самомудобиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому,чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себепоставленных целей.
Определяющим моментом вэтой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можнояснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений инавыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенкуследует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те,которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом,знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообщеи в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственноими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко ихзахватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественнонеобходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитииребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны сжизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которыеестественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должныуказывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постояннойпрактике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Такимобразом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности,он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественныхпроизведений.
Таким образом — черезнауку, философию, искусство, религию — интеграцию знаний, объединениеестественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы иКосмоса – происходит становление космического сознания ребенка.
Овладевая научнымизнаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все большеосознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством,природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботыоб окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развиватькосмическое чувство – чувство единения со всем человечеством как носителемкосмической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу,бережное отношении к ним.
2. Мама или детский сад
Вспомнимфразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённогодо пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина».
Обязательно ли вестиребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многиеродители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, невсегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможностьгармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуютсяродители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, ихбеспокоят непривычные условия обитания и питания, но самое сильное волнениевызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в новом коллективе. Правильноли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздноему все равно придется выбираться «из-под крылышка» близких, и именно от нихзависит, будет ли ребенок готов к этому шагу.
Давайте рассмотрим, в чемконкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовесдомашнему воспитанию.
Во-первых, детский садобеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы иотдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этогонемаловажного аспекта.
Во-вторых, общение вколлективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми – все этозалог наилучшей адаптации ребенка в школе. Групповые занятия дают возможностьпроследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать принеобходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этойзначимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть ивовремя устранить существующие проблемы. В-третьих, детский сад дает ребенкувозможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность,музыкальные занятия, иностранный язык.
Также на занятиях вдетском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений,животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация(умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умениенаходить сходство–различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных,раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Неменее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы),обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямойи обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащениесловаря, формирование грамматического строя речи, способность составлятьрассказы по картинкам).
В-четвертых, в садуребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий пословесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольноговнимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решиливоспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должнымобразом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.
Посещение детского садапоможет ребенку подготовиться к учебе в школе:
— следовать режиму,разделяющему работу и отдых,
— общаться в коллективе инаходить контакт с людьми,
— всестороннеразвиваться,
— овладеть навыкамисамостоятельной работы,
— укрепить здоровье ихарактер.
3. Функции воспитателядетского сада
Воспитатель дошкольныхучреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе,готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).
Профессия воспитателяпоявилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, чтоженщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилосьс восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений началаразвиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный периодсуществовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьяхпринято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была оченьпопулярна в нашей стране в XIX — начале XX в. Тогда гувернёрами становилисьюноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошеевоспитание и образование в различных институтах или университетах. Посленескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
Гувернёров приглашают кдетям старше трёх лет. Домашнее воспитание — нелёгкий труд. Задача гувернёра непросто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучатьсвоего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическоеобразование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а такжежелание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо иналичие медицинской книжки.
Домашними воспитателямичаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин- гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образованияи знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметьвредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умениевождения автотранспорта.
Постоянное общение сребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросоввоспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильнои насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумееторганизовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут лидети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными,настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольныхучреждениях, выполняет все режимы мероприятий — еда, сон, закаливание,прогулки, физические упражнения — входят в основную обязанность воспитателя.Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой,вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружитьи т. д.
Однако самое главное в работевоспитателя детского сада — это его ответственность за каждого малыша. Именноон следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, атакже переломанных рук и ног.
Воспитатель должен многознать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка восприниматьи понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель долженуметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен бытьинтересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладатькакими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошимпевцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественнуюлитературу.
Воспитатель не толькоорганизует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детеймежду собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей.Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан,жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкаяманера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производятхорошее впечатление.
Перед воспитателем стоитнелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучаетребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость идоброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такиеразные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущаютприобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя,- так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение игибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики ипсихологии.
Главный метод в обучении,развитии и воспитании детей — это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают имного играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, какнеприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты вней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или«спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когданесмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивногопоучить сочувствию, «сделав козлёнком».
Подметив в ребёнкеспособности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущихначинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь емуне обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
4. Права и обязанностивоспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документамиВ соответствии с закономРФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учрежденийимеют следующие права:
/>Статья 55. Права работниковобразовательных учреждений и меры их социальной поддержки />(вред. Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ)
/>/>1. Работникиобразовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательнымучреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
/>2. Дисциплинарное расследованиенарушений педагогическим работником образовательного учреждения нормпрофессионального поведения и (или) устава данного образовательного учрежденияможет быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной вписьменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическомуработнику.
/>3. Ход дисциплинарного расследованияи принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только ссогласия заинтересованного педагогического работника образовательногоучреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматьсяпедагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересовобучающихся, воспитанников.
/>4. При исполнении профессиональныхобязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора ииспользования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов,учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденнойобразовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе вимеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программыобщего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствиисо списком учебников и учебных пособий, определенным образовательнымучреждением./>
/>5. Для педагогических работниковобразовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительностьрабочего времени — не более 36 часов в неделю./>
/>В зависимости от должности и (или)специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетомособенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальнаяпродолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексомзаконов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
Педагогические работники образовательных учреждений впорядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуютсяправом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионноговозраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельскойместности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередноепредоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов,связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаютсязаконодательными актами субъектов Российской Федерации.
/>/>Педагогическиеработники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 летнепрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком доодного года, порядок и условия, предоставления которого определяютсяучредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
/>6. Учебная нагрузка педагогическогоработника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре(контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положениемоб образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
/>6.1. За работниками, привлекаемыми порешению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единогогосударственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работына период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии,установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудовогоправа актами.
/>Работникам, привлекаемым к проведениюединого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу поподготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядоквыплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределахсредств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единогогосударственного экзамена.
/>/>7.Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессиональногообразования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеетправо безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководствообразовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.
/>8. Педагогическим работникамфедеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящимработникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целяхсодействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическимиизданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей вфедеральных государственных образовательных учреждениях высшегопрофессионального образования и соответствующего дополнительногопрофессионального образования, в размере 100 рублей — в других федеральныхгосударственных образовательных учреждениях.
/>Педагогическим работникамгосударственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектовРоссийской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решениюоргана государственной власти субъекта Российской Федерации в размере,устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальныхобразовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления вразмере, устанавливаемом указанным органом.
/>Всоответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:
· участвовать вработе совета педагогов;
· избирать и бытьизбранным председателем совета педагогов ДОУ;
· выбирать,разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские),методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;
· защищать своюпрофессиональную честь и достоинство;
· требовать отадминистрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностныхобязанностей, повышения квалификации;
· повышать квалификацию;
· профессиональноемастерство;
· аттестовываться наоснове соискательства на соответствующую квалификационную категорию;
· участвовать внаучно-экспериментальной работе;
· распространять свойпедагогический опыт, получивший научное обоснование;
· получать социальныельготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации;дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местнымиорганами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.
В соответствии с «УставомДОУ в РФ» педагог обязан:
· выполнять УставДОУ;
· соблюдатьдолжностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;
· охранять жизнь издоровье детей;
· защищать ребенкаот всех форм физического и психического насилия;
· сотрудничать ссемьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональнымиумениями, постоянно их совершенствовать
5. Требования кличности воспитателя
К личности педагога предъявляетсяряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения,которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, ивторостепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает еголичностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Какглавные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности иобщения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным дляобучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительныхпсихологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, естьустойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен инародов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапасоциально-экономического развития, на котором находится общество, где живет иработает педагог.
Главным и постоянным требованием,предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогическойдеятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучаетдетей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект,высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владениеразнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого изперечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Все эти свойства, не являютсяврожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромнойработой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, аодаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своимиобязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии,наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.
Дополнительными, но относительностабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность,артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, номеньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств вотдельности воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, неочень общительного математика, знания и преподавательские способности которогонастолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людейкачества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. Инаоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудьобщительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичногочеловека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человеквряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.
Главные и второстепенныепедагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, всилу которой каждый хороший воспитателя представляет собой уникальную исвоеобразную личность.
Несколько более сложен для решениявопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые отнего требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данномрабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от техпреобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточногибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые целиобучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемыек личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установитьэти требования, необходимо сделать следующее:
1. Правильно оценить тенденцииполитического, социального и экономического развития общества.
2. Определить, какими качествами вэтом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывноразвивалось.
3. Установить, какими достоинствамидолжен располагать, и от каких недостатков должен быть избавлен современныйчеловек, оканчивающий среднюю школу.
4. Выяснить, каким должен статьсовременный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности,необходимой обществу.
Обсудим сформулированные вышеположения. Главная тенденция современного прогрессивного развития общества –это демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передачавласти на места.
Экономические преобразованиязатронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую ихчасть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. Вэтой связи значительно расширились возможности для установления прямыхполитических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что всвою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.
Усиление гласности позволилопубликовать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам,затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысилитребования к тем качествам, которым должны обладать представители новогоподрастающего поколения. Какие же это качества?
Прежде всего — это умение жить вусловиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться ивзаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Этопредполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать какдолжное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и навысококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой – это отказот диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения кней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа,согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретнойличности.
Передача или утрата власти однойстороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться ею другой стороны.Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способностируководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужныпрофессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.
Изменение системы экономическихотношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственнойсмекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем ещенедавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыминеобходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.
Гласность требует от человекаумения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать,говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств вближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и еслимы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашемобществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том,чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобывоспитать личность, а сейчас, нам как никогда нужны именно личности,соответствующие требованиям времени, сам педагог должен обладатьнезависимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многимидругими качествами, систематически развивать их у себя.
Для того чтобы успешно справлятьсясо своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальныеспособности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокиерезультаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, откоторых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитаниядетей.
О процессе формирования и развитияспособностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, чтоутверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: бытьхорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, чтосреди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые данычеловеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.
В среде педагогов немало таких, ктоявляется хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются ите, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с рольюучителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, чтосоответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфераприложения их педагогического мастерства может быть различной: илипреимущественно учительской, или главным образом воспитательской.
Среди специальных педагогическихспособностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнестини к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаковонеобходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик,ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал,что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов.Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через негоосуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя наличность ученика. Одним из важных качеств педагога является умениеорганизовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данноеумение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владениепрофессионально-педагогическим общением – это важнейшее требование к личностипедагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Какова структура коммуникативныхспособностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении сдетьми?
Прежде всего, заметим, чтокоммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении — этоспособности к общению, специфическим образом выступающие в сферепедагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Познание человека человекомвключает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается наоснове первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов инамерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миромчеловека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».
Познание человеком самого себяпредполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку» своегохарактера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается состороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
Умение правильно оценить ситуациюобщения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболееинформативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать иоценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Интересны в педагогическом плане,но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике такназываемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этимкоммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомымилюдьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать ужевозникши» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы бытьправильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобыдать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умениеизвлекать из общения, максимум пользы для себя.
Коммуникативные способностипедагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании даетсоциально-психологический тренинг.
Особой сферой проявленияспособности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений инаказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения инаказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений инаказаний зависит их стимулирующая роль.
В современном цивилизованномобществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, гдеего место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первуюочередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычноневосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы средиучителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуальнои морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Профессиональный педагог — этоединственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучениеи воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, занятысвоими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут многовремени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занималисьпедагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие.Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того,чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?
«…Бытьможет, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам всад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот иесть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»
Л.Ф.Евстратикова
Педагог он вечныйсозидатель.
Он жизни учит и любви ктруду.
Я педагог, наставник,воспитатель,
За что благодарю своюсудьбу.
Много нужно ласки изаботы
Всех услышать, каждогопонять.
Воспитатель – труднаяработа –
Постоянно маму заменять.
Вырастут ребята, детствоне забудут,
Впереди у жизни целыйвек.
И тот шалун с годамидобрым будет,
Главное, чтоб был он –ЧЕЛОВЕК!
Не важно, кем ониработать будут.
Для воспитателя – ведьдети навсегда!
Чем больше уважать ихбудут люди,
Тем выше планка моеготруда!
Уйдут одни, придут другиедети,
Получают здесь и ласку, иуют.
Меня оценят в 21 веке,
Труд воспитателя оценят –добрый труд!
Список литературы
Основная
1. ЗаконРФ «Об образовании», ст. 55-56;
2. Дошкольноеобразование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.
3. Дошкольнаяпедагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,
4. Часть2, глава 7.
5. С.А.Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М. – 2000, глава 1.
Дополнительная
1. Концепциядошкольного образования.
2. Дошкольнаяпедагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.
3. ГелашвилиИ.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободноговоспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.