Реферат по предмету "Педагогика"


Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа с углублённым изучением предметов искусств №73 «Лира»
Реферат
 
«Значение половоговоспитания подростков и его влияние на формирование личности»
 
 
 

г. Тюмень
2005

Содержание
 
Введение… 3
1. Половое воспитание подростков… 6
1.1 Воспитание детей иподростков, адекватно воспринимающих свои физические, физиологические ипсихологические особенности… 6
1.2 Сексуальноеобразование подростков… 8
1.3 Сексуальноеобразование в школах… 12
1.4 Социальное развитиеподростка, формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола… 15
1.5 Особенностисексуального поведения подростков… 17
2. Последствия неправильного полового воспитания… 19
2.1 Сексуальное насилие идомогательство… 19
2.2 Заболевания,передающиеся половым путем, и их профилактика… 24
2.3 Беременность вподростковом и юношеском возрасте… 28
2.4 Брак в подростковомвозрасте… 31
3. Исследовательская работа… 36
Заключение… 47
Список литературы… 49
 

Введение
В культурнойистории человечества немало места отводилось и отводится сейчас вопросувзаимоотношений между полами. Интимная жизнь человека определяется его личнымикачествами – внешностью, характером, темпераментом, возрастом, состояниемздоровья, зависит от общественной морали микрогруппы – семьи, товарищей поработе, соучеников, а так же испытывает влияние макросоциальных – факторовэкономического, политического, религиозного уклада государства. Интимная жизньво многом определяет понятие “счастье”, особенно в молодом возрасте.Сексуальное развитие человека продолжается всю жизнь. В процессе развития детипереходят от обобщенного осознания своей чувственности к конкретным сексуальнымпереживаниям. Подростки осознают свою сексуальность благодаря общению сокружающими. Существуют свидетельства того, что современные юноши и девушкиначинают половую жизнь во все более раннем возрасте.
Половоевоспитание – это важная часть нравственно-этического и эстетическоговоспитания. Основная его цель – формирование будущего семьянина, обладающеговысокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность,честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезность отношение к любви,умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение кженщине.
Половоевоспитание имеет ряд важных аспектов – морально-этических, нравственных игигиенических.
Нравственныйоблик людей, их человечность в огромной степени зависят от того, как происходитвоспитание в семье. Ведь в семье начинается воспитание будущих отца и матери.От того, как родители сумеют заложить в душу своего ребенка основынравственности, насколько настойчиво они с раннего детства будут прививать сынууважение к девочке, девушке, женщине, будет зависеть гармония в будущемсупружестве. Если воспитание, в том числе и половое, проводится с учетомвозраста, то оно дает положительные результаты.
Но уродителей каждый раз возникает вопрос: где приобрести знания, чтобы участвоватьв половом просвещении, как не допустить ошибки – ведь дети весьма восприимчивы,и любая неточность, заключающаяся в том, что им либо вовсе не сообщают, либонеправильно преподносятся те или иные сведения о сексуальной жизни, можетпринести вред.
Данныерусских исследователей показывают, что первую информацию о взаимоотношенияхмежду полами и физиологических особенностях полового созревания человекастаршие школьники только в единичных случаях получают от родителей,воспитателей и врачей. Разве можно считать нормальным, что в то время как детейв основном “просвещают” случайные знакомые, подчас с оттенком вульгарности идаже цинизма, педагоги, медики, родители сомневаются: стоит ли об “этом”говорить с подростками, кому и как проводить беседы по вопросам пола?
Когда женеобходимо начинать заниматься половым воспитанием? Научными знаниями повопросам полового воспитания необходимо вооружать даже воспитателей детскихсадов, где речь должна идти о воспитании правильного отношения между полами.
Учитывая, чтоменструации у современных девушек проживающих в средней полосе, наступают в 12-15лет, им в обязательном порядке нужно рассказать о том, что их ожидает, непозднее чем в 11 лет. У девочки необходимо поддерживать и поощрятьразвивающуюся стыдливость – эту драгоценную черту, являющуюся основнойморальной устойчивости женщины.
Девочкамнеобходимо рассказать и о том, что они уже после первой менструациибиологически способны к ранней беременности. Мальчики и девочки должны знать,что роды и аборты у несовершеннолетних приводят к тяжелым гинекологическимзаболеваниям.
Воспитываямальчиков-юношей, следует заботиться о профилактике ранней половой слабости,возникающей как следствие ранней половой жизни, о предупреждении венерическихзаболеваний, отрицательно сказывающихся на их половой системе.
Задачародителей – предупредить перерастание в привычку онанизм, курение, употреблениенаркотиков и алкоголя.
При написанииреферата я поставила для себя следующие задачи:
1) изучитьлитературу по данной теме;
2) определитьзначимость половое воспитание, как важную составляющую ЗОЖ;
3) провестиисследовательскую работу в виде опроса подростков с целью выявления их уровняполового воспитания.


1. Половое воспитание подростков
 
1.1 Воспитание детей и подростков, адекватно воспринимающих своифизические, физиологические и психологические особенности
Суть половоговоспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчини женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологическиеособенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего ипротивоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности всоответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. Вконечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.
Основные задачи полового воспитания –неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляются в различныхвидах общения и совместной деятельности. Поведение человека зависит отконкретной жизненной ситуации. И в этой связи следует изучать ипропагандировать гибкие психологические механизмы, управляющие поведениемчеловека, которые при непосредственных контактах с противоположным полом непричиняли бы излишних страданий, а были бы понятны и естественны.
Обратимся к работе В.В. Кагана, гдесформулированы основные направления полового воспитания:
1. Половое воспитание, помогающее формированиюпсихологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению сосверстниками противоположного пола.
2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизациюформирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.
3. Подготовка к сознательному и ответственномусупружеству.
4. Подготовка к сознательному и ответственномуродительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.
5. Формирование здорового образа жизни черезразъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства отвенерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.
6. Профилактика нарушений психосексуальногоразвития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.
7. Предупреждение растления и совращения детей иподростков.
Основные принципы полового воспитания приведены вработе Ю.М. Орлова:
1. Принцип целеустремленности (соотнесение целейполового воспитания с фазами психосексуального развития детей).
2. Самовоспитание (половое воспитание во многомзависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подросткунадо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).
3. Принцип «не навреди».
4. Принцип «не стыди».
5. Принцип опоры на положительное, в том числе наположительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых.Психологическая основа этого принципа — положительное эмоциональное подкрепление,которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.
6. Принцип индивидуального подхода.
7. Принцип невозбуждения полового влечения (воснове этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следуетначинать до полного физического созревания). В пользу этого тезисасвидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера.Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будетизрасходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие иукрепление организма в целом — скелета, мышц, мозга и связанных с ним функцийвысшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан стребованием сублимации.
8. Принцип единства обучения и воспитания.
9. Принцип системности, последовательности,комплексности.
Некоторые из перечисленных направлений половоговоспитания будут рассмотрены в моём реферате более подробно.
1.2 Сексуальноеобразование подростков
Периодизация возрастов отводит большой промежутоквремени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 летприходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года – становлениесексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в 1974 г. определилиподростковый возраст как период, в течение которого:
1)        протекаетполовое развитие от появления вторичных половых признаков до наступленияполовой зрелости;
2)        психологическиепроцессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых;
3)        происходитпереход от полной социально-экономической зависимости от взрослых котносительной независимости.
Во многих странах сексуальное образованиедополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образованиес дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян.Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создаеточень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек нестремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.
И.С. Кон в своей работе выделил два направлениясексуального образования:
1. Важно исходить из потребностей самого ребенка(подростка).
2. Избегать в сексуальном образовании уклона в«гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции,беременности, родах, болезнях — это удел врачей). Сексуальное просвещение — этоподраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можносказать, что сексуальное просвещение — это информирование по вопросам пола,отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации,задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения являетсясохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетаниис ответственностью за свое поведение.
В.В. Марков считает, что в процессе просвещения(образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков былисформулированы следующие представления:
В 7-11 лет:
• были осведомлены о начавшемся половом созреваниии ожидаемых изменениях в организме;
• о биологической стороне репродуктивной функции,имели представление о деторождении;
• знали об изменении в эмоциональной сфере(колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях сокружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи снаступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляютсятребования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастаетсамостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия отвзрослых и др.);
• знали, что дружба – это многогранное проявлениеотношений;
• понимали, как можно строить отношения внутрисемьи на принципах взаимного уважения и равенства.
Подростки 11-14 лет:
• умели обсуждать моральные ценности, знали ихизменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разныхлюдей;
• должны знать о существовании разнообразных формсексуальности;
• знать о биологических и сексуальных факторах,влияющих на сексуальность;
• знать о болезнях, передающихся половым путем,включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат кпоколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этихболезней;
• знать о сексуальном насилии, чтобы проводитьлинию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчаютдетям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности инасилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивыезнания об отношениях между полами);
• знать о безопасном сексе (поэтому опрезервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснятьошибочность распространенного представления о том, что прерванное половоесношение может предотвратить беременность и др.);
• должны уметь сказать «нет», если осознают, чтоне готовы начать сексуально активную жизнь;
• попытаться сформировать у подростков терпимостьк чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;
• должны осознавать ответственность за свой выбор(начинать — не начинать сексуально активную жизнь, использовать — неиспользовать контрацепцию и т. п.).
Подростки 14-16 лет должны знать:
• биологические аспекты репродукции;
• о сексуальных отношениях, о семейных парах, оразводе, разлуке, смерти;
• знать преимущества и недостатки методовпланирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средстваконтрацепции и как их использовать;
• знать о девиантном поведении, которое можетбыть направлено на них самих;
• уметь обсуждать спорные вопросы в паре;
• знать основы брачного законодательства;
• знать службы, где они могут получить помощь,консультации.
Конечно, эти задачи сексуального воспитания могути должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны бытьсбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений,а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать уподростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые людидолжны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование,всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражениязаболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментахсексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуальногоздоровья будущих поколений. Единственный выход – это дать грамотную информацию,уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представлениядолжен быть на том уровне, который воспринимает подросток.
Данные исследования “Кто должен заботиться орепродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении” приведены ниже втаблице №1.
Таблица№1. Кто заботиться о репродуктивном здоровье подростковДолжны заботиться Подростки Родители Сами школьники 60,8% 4,5% Родители 45,6% 80,3% Врачи-специалисты 43,0% 62,9% Центры планирования семьи для подростков 31,6% 40,2% Соответствующая школьная программа 24,7% 41,7% СМИ 21,5% 18,2% педагоги 10,4% 17,4%
Из этих данных опроса видно, что родители отводятсебе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки – себе, т.к. родителине чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации.
Исследования, проведённые ВЦИОМ в Москве иСанкт-Петербурге, показывают, что более 87% родителей никогда не говорили сосвоими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняютсяобращаться к родителям с подобными вопросами – 67% девочек и 77% мальчиков ниразу не общались с родителями на темы секса. Сейчас во многих странах возрастполучения первого полового акта становится всё моложе и моложе (см. диаграмму№1).
Диаграмма№1
/> 
В процентном отношении это выглядит так:12-летние – 15%, 13-летние – 17%, 14-летние – 19%, 15-летние – 23%, 16-летние –39%, 17-летние – 47%, 18-летние – 63%, 19-летние – 69%.
 
1.3 Сексуальное образование в школах
Сексуальное образование должно быть частьюшкольного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цельтакого образования – научить молодых людей быть ответственными за своесексуальное поведение.
Несмотря на то, что подростки указывают на своихсверстников и средства массовой информации как важные источники сексуальнойинформации, родители, их опыт остаются важным фактором для формированиярепродуктивного здоровья детей. Большинство родителей хотели бы быть педагогамидля своих детей, однако они чувствуют себя неподготовленными по различнымпричинам: недостаток информации, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем,что нередко заканчивается конфликтами. Тем не менее, информация относительночувства собственного достоинства, восприятия своего тела, ролей пола имежперсональных отношений могут и должны быть переданы через семейныеустановки. С другой стороны, поведение многих родителей, не желающих обсуждатьсо своими детьми вопросы сексуального поведения и его последствий, так же как имногие школьные образовательные программы здоровья, имеющие различное качество,привели к тому, что телевидение стало ведущим источником сексуальногообразования.
В этой связи должны быть подготовленыпрофессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «мифсовершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьмивполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) испециально подготовленные педагоги.
Подростки предлагают свой собственный списокжелаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этимхарактеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошоосведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный,открытый и обладающий чувством юмора.
Подростковый врач должен хорошо знать общиемедицинские проблемы подросткового возраста, детскую гинекологию, а такжеповеденческие и психологические проблемы, периоды физического роста ипознавательного развития, включая ЗППП. Большинство опрошенных учителейуказывают на необходимость своего собственного образования по этим вопросам инедостаточное обеспечение образовательными материалами. Врачи могут помогатьпреподавателям, улучшая их знания и разрабатывая учебные планы одновременноконтролируя соблюдение грамотности изложения материала. Следует отметить, чтопоследние тенденции в сексуальном образовании связаны с необходимостьюрассматривать репродуктивное здоровье подростков в тесном сотрудничестве ссемьей, школой и общественными организациями здравоохранения.
Не имеется никаких данных, свидетельствующих отом, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активностиподростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительносексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочкеначала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижениюриска опасного сексуального поведения. Сексуальные программы образования,сосредоточенные на воздержании, более проблематичны, потому что они основаны начувствах страха и позора. Такие программы неспособны научить подросткапринимать самостоятельные ответственные решения или обеспечить достаточнойинформацией по вопросам планирования семьи, могут, наоборот, увеличитьподростковую беременность.
Несмотря наимеющиеся положительные результаты проведенных программ сексуальногообразования, остается еще существенная доля подростков, которые продолжаютиметь незащищенные половые контакты, способствуя, тем самым, сохранению рискаВИЧ-инфекции, в том числе ЗППП и нежелательных беременностей.
Гудкович Л.Н.в своей работе «Половое влечение», разграничивает возраст и информацию изобласти сексологии, с которой необходимо знакомить детей педагогам. Переченьэтой информации приведён в таблице №2.
Таблица №2. Возрастполучения специальных знаний из области сексологииИнформационные блоки Возраст 10-11 12-13 14-15 16-17 Анатомо-физиологические признаки полового созревания + + + + Образ жизни, здоровье и половое развитие + + + + Онанизм - - + + Психосексуальные особенности полового развития мальчиков и девочек - - + + Добрачная половая жизнь: за и против - - + + Методы предохранения от беременности - - + + ЗППП - - + + Здоровое зачатие - - - + Сексуальная дисгармония - - - +
Из таблицы №2видно, что подростки моего возраста, а именно 16-17-летние должны иметьспециальные знания из области сексологии, т. е. должны быть сексуальнообразованны.
1.4 Социальное развитие подростка, формирование взаимоотношенийсо сверстниками противоположного пола
Длягармоничного развития личности важно и социальное развитие человека. Обратимсяк работе В.В. Белова «Подросток – сверстник», в центре внимания которойнаходится проблемы социального развития молодёжи.
Большинствомолодых людей вступают в социальные отношения со сверстниками противоположногопола. Основным фактором, определяющим уровень комфортности в ощущенияхподростка, принимающего участие в таких отношениях в период формирования личнойидентичности, является самоощущение. Кроме того, большое значение имеетразвитие навыка эмоциональной близости, поскольку потенциальные последствияэмоциональной близости столь же велики, что и последствия близости сексуальной.Подростки по-разному воспринимают цели идентичности и близости, и с этимсвязана вероятность вовлечения подростков в те или иные формы сексуальноповедения. Благодаря этим ранним отношениям подростки приобретают необходимыйопыт, учатся поддерживать отношения с партнером и начинают понимать, какиеобязательства связаны с близкими отношениями. Часто подростки получают болееполное представление о том, какие отношения сулят эмоциональные страдания инасколько велика ответственность одного партнера перед другим.
Романтическиеотношения в подростковом и юношеском возрасте являются важным шагом на путиразвития личности. В процессе формирования взаимоотношений, основанных начувствах, партнеры проходят стадию, которую психологи называют периодом диадическойзамкнутости. В этот период пара отдаляется от родителей, сверстников, другихзначимых участников отношений и замыкается на себе. На этом этапе сексуальнаяактивность подростков возрастает. Если подростки уединяются, их отношения могутс легкостью перерасти в сексуальный опыт, при условии, что оба подростка этогохотят. Постепенное обучение способам общения в новых условиях близости помогаеткаждому партнеру обрести чувство уверенности.
Важноезначение для определения рамок в отношениях подростка играет степеньсексуальной близости. Многие виды сексуальной активности могут восприниматьсякак элементы сексуальной игры. Однако интенсивные сексуальные контакты имеютогромное значение для большинства людей. С одной стороны, сексуальная близостьобъединяет людей, с другой – делает их более уязвимыми друг для друга. Этипереживания, а также эмоциональная реакция на физическую близость частоприводят к взаимной зависимости. Если подростки этого желают и к этомустремятся, то отношения сохраняются. Однако если подобная зависимостьоказывается для них неприятной неожиданностью, то могут развиться конфликты.Вне зависимости от результатов первого опыта близких сексуальных отношений,молодые люди начинают яснее представлять, какое место может занять секс в ихзрелых отношениях.
Недавно уподростков разного пола, испытывающих друг к другу сексуальный интерес,проявилась тенденция собираться вместе, на своего, рода групповые свидания. Вкомпании подростки чувствуют себя в относительной безопасности и раскрепощаютсядо такой степени, что не стесняются открыто проявлять сексуальные чувства. Врезультате этих групповых социальных взаимодействий могут возникать устойчивыепары, однако во время групповых свиданий подростки воздерживаются отнепосредственной сексуальной активности.
1.5 Особенности сексуального поведения подростков
В течение последнего столетия половая зрелость исексуальная активность отмечаются во все более раннем возрасте. Об этомсвидетельствуют многие труды выдающихся психологов, социологов, сексологов. Вработе П.С. Варшавского подробно рассмотрены особенности сексуального поведенияподростков. Обзор исследований, проведенных во многих странах мира ипосвященных изучению поведения юношей и девушек, показал, что пропорция молодежи,которая становится сексуально активной, увеличивалась в течение последних трехдесятилетий. Кроме того, средний возраст первого сексуального контакта снизилсяпри, этом примерно половина подростков из данной категории испытывает чувствовины и страха за последствия. Имеются данные о том, что ранний сексуальныйдебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие,возрастает риск приобретения ЗППП. Незрелые в половом отношении подростки и ихранняя сексуальная практика находят выражение в мастурбации (в возрасте 13 летприближается к 55% в обоих полах, а в 15-летнем возрасте составляет более 80%).
Развитие сексуальной активности с высокойстепенью риска для репродуктивного здоровья подростков имеет различную природу.Были изучены и подтверждены значимые факторы, такие как биология, стадииразвития и демографический фон, включая социально-экономическую группуфакторов, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовойинформации. Очевидно, что наиболее значимым для формирования сексуальногоповедения является роль сверстника. Низкий социально-экономический статусопределяет более высокий уровень подростковой беременности. Религиозность такжестановится все более важным положительным фактором. Подростки, которые соблюдаютрелигиозные правила, независимо от вероисповедания начинают сексуальное общениев более позднем возрасте, чем нерелигиозные сверстники. Гармоничноевзаимоотношение «мать-дочь» также оказывает положительное влияние нарепродуктивное здоровье подростков.
Подростковость — время сексуальногоэкспериментирования с различными формами сексуального поведения. Для подросткас нетрадиционной ориентацией столкновение между эротическими фантазиями иповедением, с одной стороны, и ожиданием гетеросексуальной культуры с другой,служит источником беспокойства, вины и боли. Подростки, которые испытываютнетрадиционные чувства, вынуждены терпеть насмешки со стороны сверстников ичасто бывают отвергнутыми ими. Поведение таких подростков нередко носитсаморазрушительный характер. Они в два-три раза чаще, чем их сверстники,предпринимают попытки самоубийств.
Сексуальное развитие имеет разные основы, которыевключают много вопросов, но я остановилась только на некоторых из них.

2. Последствия неправильного полового воспитания
 
2.1 Сексуальное насилие и домогательство
Изнасилованияи другие виды сексуальных преступлений происходят постоянно. Статистикасвидетельствует:
·    наиболеечасты изнасилования гетеросексуального характера;
·    в 90%случаев жертвы не пытались оказать сопротивление;
·    63%потерпевших приходится на женщин до 25 лет (40% из них являютсянесовершеннолетними), а каждая десятая женщина ранее была жертвой сексуальногонасилия, причем большинство из них в возрасте до 18 лет.
Посколькусексуальные преступления достаточно распространены, необходимо откровенноговорить об изнасиловании и других видах сексуальных преступлений. Сексуальноепреступление имеет место, когда человек силой, угрозой или обманом принуждаетсявопреки его желанию к какой-либо форме сексуальной активности.
Наиболеечасто встречается такой вид сексуального преступления, как изнасилование,ответственность за которое предусмотрена статьей 117 (а, б) УК России.
Изнасилование— это половое сношение, совершенное с применением физического насилия, угрозыили с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
Посколькучаще всего жертвами насилия становятся женщины, как правило, упоминаетсяместоимение «она» или «жертва». Тем не менее, следует помнить, что жертвамисексуального насилия могут стать и мужчины, а также дети.
Изнасилованиеможет произойти где угодно. Некоторые становятся жертвами насилия в собственныхдомах, другие — в парках, кафе и иных общественных местах. Изнасилованияпроисходят в любое время дня и ночи. Примерно в половине зарегистрированныхслучаев жертва была знакома с насильником. Жертвой насилия может стать каждый.Изнасилование не знает социальных, экономических и этнических границ. Хотякаждый может быть изнасилован, жертвами насилия, как показывает статистика,становятся главным образом подростки и молодежь.
Почему людисовершают сексуальное насилие? Причины разные. Но во многих случаях идут напреступление ради ощущения власти и контроля над беспомощной жертвой. Некоторыенасильники пытаются таким образом выразить свой агрессивный настрой. Эти людииспытывают сильную ярость, раздражение, которое они могут долгое время носить всебе без разрядки. Они выражают свои эмоции, нападая и унижая свои жертвы.
Мужчинынасилуют мужчин по тем же причинам, что и женщин, — ради ощущения безраздельнойвласти или для вымещения злости. Они не ищут сексуального удовлетворения. Вбольшинстве случаев изнасилования мужчин ни жертва, ни насильник не являютсягомосексуалистами.
Такоеповедение тесно связано с низким уровнем самоуважения, достоинства. Некоторыенасильники испытывают коммуникативные трудности: не умеют завязать и продолжитьзнакомство, что пытаются скрыть за грубостью, цинизмом. В сочетании снесформированностью самоконтроля за своим поведением на фоне алкогольного(иного) опьянения это нередко приводит к насилию.
Большинствонасильников — молодые люди. Среди осужденных за изнасилование преобладаютмолодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Многие взрослые насильники, находясь втюрьме, признавались, что свое первое преступление такого рода они совершили в14 лет. Насильники не безумны. Каждый, кто совершает такое преступление,отягощен серьезными психологическими или иного рода проблемами. Представлятьсебе насильников психически больными людьми, не несущими ответственности засвои поступки, было бы грубой ошибкой, как с юридической, так и с чистожитейской точки зрения. В обычной жизни насильники своим поведением неотличаются от других людей. Они могут быть женаты, успешно работать, иметь ивоспитывать детей. Многие насильники знакомы со своей жертвой!
Пожалуй,наиболее трудным для понимания является то обстоятельство, что мужчинысовершают насилие не ради сексуального удовлетворения. Однако психологи,психиатры, психоаналитики, работающие с осужденными за изнасилование,подтверждают этот факт. Насильники вовсе не настолько «помешаны на сексе», чтовнутренние побуждения заставляют их стремиться к половому контакту любой ценой.В реальности многие насильники говорят, что они насилуют не ради секса, ноиспользуют секс как средство унижения и оскорбления своих жертв.
Большинствонасильников выбирают свои жертвы случайным образом, не ориентируясь наопределенный тип. Скорее, они выбирают ситуацию совершения преступления,которая даст им возможность уйти безнаказанными. Разве такой насильник невменяемый? Очень трудно с этим согласиться.
Многие людипродолжают думать об изнасиловании как о преступлении, совершающемсянеизвестным, выскакивающим из кустов на темной аллее и угрожающим оружием. Посколькуизнасилование на свидании не соответствует этому стереотипу, многие какизнасилование его не воспринимают. А ведь и в этой ситуации мы имеем дело спринуждением к половому акту вопреки воле и желанию жертвы, т. е. сизнасилованием в чистом виде. А уж какие отношения связывали раньше насильникаи жертву — это имеет второстепенное значение для оценки происшедшего.
Ответственностьза изнасилование всегда и полностью лежит на том, кто применил физическую силу,угрозы или какой-либо вид психологического давления. Как и в других видахпреступлений, однозначно виноват нападающий, а не жертва (хотя некоторые людинередко обвиняют жертву).
Важнопомнить, что изнасилование — это, прежде всего использование насилия, котороени один человек не вправе применять в отношении другого человека. Изнасилование— слишком тяжкое наказание за необдуманный риск и легкомысленное поведение.Даже если жертва подвергла себя неоправданному риску, даже если она вела себянеподобающим образом, это не означает, что она хотела быть изнасилованной илизаслужила это.
Изнасилование– жестокое преступление, связанное с тяжелы ми психическими травмами. Проблемевосстановления жертв насилия посвящен ряд изученных мною книг. На мой взгляд,наиболее интересно осветил эту тему И.Р. Ямшор. Автор считает, что женщинапсихологически восстанавливается после изнасилования через 5-6 лет. Этатрагедия влияет на всю последующую жизнь в виде серьезных нарушений в оценкепсихологической картины мира. Пережитое, не счастье, имеет эмоциональныепоследствия: ни с того ни с сего накатывает чувство гнева, страх, ощущениепредательства и бессилия, потери доверия к людям. Человек может даже и неосознавать причину накопления у него этих негативных эмоций.
У многихжертв сексуального насилия развивается страх за свою личную безопасность. Онибоятся оставаться в одиночестве, выходить на улицу, быть в окружении незнакомыхлюдей. Они становятся нервозными, раздражительными, страдают от “живых”отчетливых воспоминаний о случившемся. Их внимание поглощено мыслями о насилии,это мешает сосредоточиться на других проблемах, в том числе на учебе, работе иобычных занятиях. Некоторые жертвы насильников начинают сторониться друзей,избегать встреч, отклонять приглашения в гости, на вечеринки. Обычнымистановятся ночные кошмары, бессонница, эмоциональная напряженность и сильнаяусталость.
Нередкожертвы сексуального насилия испытывают чувство вины, обвиняют себя впроисшедшем, чувствуют потерю доверия к самим себе, так как считают, что ихподвела собственная неспособность разбираться в людях.
Множествопострадавших, обремененных своими переживаниями, чувствуют себя изолированнымиот других людей, боятся рассказать о случившемся и обратиться за помощью. Всеэто нормальные, адекватные реакции на тяжелую психологическую травму. Почтикаждый пострадавший переживает эти чувства в той или иной степени. Некоторыеиспытывают их сразу после случившегося, другие реагируют с некоторой задержкой.Интенсивность реакции может колебаться, причем возможно их неоднократноевозвращение.
Тем не менее,большинство людей способно восстановить душевное равновесие и эмоциональноездоровье, если они получат поддержку от семьи, друзей и специалистов,работающих с такими случаями.
Дляподростковой психики изнасилование является чудовищной травмой: во-первых,страдает психика подростка; во-вторых, в этом возрасте формируется самоценностьличности, насилие губит на корню чувство женского и мужского достоинства,привлекательности; в-третьих, информация об изнасиловании девушки-подросткабыстро распространяется в подростковой среде, а бытующий миф “сама во всемвиновата” провоцирует чувство доступности девушки для юношей; в-четвертых, стыдвызывает ощущение невозможности поделиться своей бедой, что только усиливаеттравму. Можно ли свести к минимуму последствия этой трагедии? Вот некоторые примитивныемеры, способствующие этому.
·         Ребенок,подросток, взрослый должны знать службы, куда они могут обратиться за помощью вслучае необходимости (это могут быть телефон доверия, медицинские учреждения,специальные центры и т.п.).
·         Необходимообучать детей, подростков приемам самообороны.
·         Следуетформировать у ребенка уверенность в себе.
·         Надообучать поведению в экстремальных ситуациях (даже приставания у большинствалюдей вызывают шок, и бывает трудно сообразить, что делать, так какделикатность ситуации, страх, стыд выставить себя объектом сексуальныхдомогательств нередко парализуют волю).
·         Сексуальноепросвещение среди подростков должно стать обязательным и постоянным.
·         Своевременносообщать информацию о сексуальных преступлениях. Вот конкретные действия, есливы подверглись изнасилованию: добраться до безопасного места; позвонитькому-нибудь из взрослых, кому вы доверяете, чтобы он приехал к вам; позвонить вмилицию; сохранить возможность проведения экспертизы: не мыться, не менятьодежду; обратиться в пункт неотложной медицинской помощи; связаться сконсультативным центром поддержки жертв насилия.
Недвусмысленноеповедение может предотвратить насилие. Оно включает не только ясное выражениесвоих чувств, но и ясное понимание собеседника: прислушайтесь к своим чувствам,не соглашайтесь с тем, что вам предлагают, если вы не уверены в своих желаниях;дайте партнеру понять, что вы чувствуете и до каких пределов вы мыслитеразвитие ваших отношений, скажите это громко и отчетливо; следите за тем, чтобыто, что вы говорите, соответствовало тому, как вы это говорите. Если вы неподдержите слова тоном и жестами, которые этим словам полностью соответствуют,ваш партнер получит от вас противоречивое сообщение, которое он волен толковать,как ему захочется. Ваше “нет” должно звучать твердо и решительно, при этомследует смотреть в глаза партнеру; постарайтесь вникнуть в слова партнера, есливы подозреваете, что он не вполне искренен, т.е. говорит одно, думая другое,попросите его выражаться прямо.
2.2 Заболевания, передающиеся половым путем, и ихпрофилактика
Инфекционныезаболевания, передающиеся от человека к человеку преимущественно половым путем– ЗППП или БППП (болезни, передаваемые половым путем), встречаются часто,особенно в последние годы. В настоящее время насчитывается более 20возбудителей болезней, передающихся половым путем, в том числе бактерии,вирусы, простейшие, дрожжевые грибы, членистоногие. Вызываемые ими заболеванияхарактеризуются высокой заразительностью, сравнительно быстрым распространениемсреди определенных контингентов населения. Раньше эти болезни называлисьвенерическими заболеваниями, а по новой классификации Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ) – заболеваниями или болезнями, передаваемыми половымпутем.
ИППП – одна из главных проблем современногоздравоохранения. Сексуально активные подростки — группа более высокого рисказаражения инфекцией, чем любая другая возрастная группа. Возможные последствия,включая бесплодие, эктопическую беременность и рак половых органов, имеютнегативное значение для репродуктивного здоровья и особенно разрушительны длямолодых девочек. Повышенный риск приобретения ИППП подростками связан сразнообразием поведенческих, биологических и психосоциальных факторов, средикоторых сексуальная активность рассматривается как наиболее критический факторриска. Сексуальная активность у девушек и юношей начинается в ранний период,однако девушки имеют сексуальные отношения с более старшими партнерами, т.е. стеми, кто более сексуально активен, и, следовательно, имеют больший рискзаболевания ИППП. В настоящее время установлено, что половина всех новыхслучаев ВИЧ-инфицирования приходится на людей в возрасте моложе 24 лет.Поскольку средний инкубационный период ВИЧ-инфекции от момента приобретения доразвития СПИДа составляет 8-11 лет, уровень ВИЧ- инфицирования среди подростковв ближайшее время, вероятно, будет намного выше, чем рассчитывали раньше.
Статистика приводит следующие цифры: в Россииотмечается подъем заболеваемости БППП с 1990 г. В предыдущем десятилетии(1980-1990) показатель заболеваемости составлял 5% на 100 тыс. населения. В1994 г. число заболевших только сифилисом возросло с 8 тыс. (в 1980 г.) до 127тыс. Самый тревожный момент в этой статистике – рост заболеваемости средидетей. Если заболеваемость сифилисом среди взрослого населения за этот периодвозросла в 16 раз, то среди детского – почти в 21 раз. Из 761 случая детскогосифилиса, зарегистрированного в 1995 г., 502 ребенка в возрасте 11-14 летзаразились самостоятельно половым путем, а не от родителей – бытовым путем, какэто было в прошлые годы. Одну из причин такого невероятного ростазаболеваемости среди детей руководители Минздрава видят в отсутствии на должномуровне системы полового воспитания среди детей и подростков.
По данным ВОЗ, каждый десятый человек в мире,включая детей и стариков, болеет тем или иным ЗППП. В 1995 г. в Россиизарегистрировано 1,5 млн. больных ЗППП. При всех этих болезнях важностьпроблемы обусловлена не только чрезвычайно широким распространением заболеванийи опасностью их для здоровья заболевшего, его окружения, но и тяжелымипоследствиями в виде осложнений, которые могут быть причинами развивающегосябесплодия, патологии беременности и родов, а в результате – появлениенеполноценного потомства. Все эти патологические состояния влияют на здоровьенаселения в целом и на демографическое состояние общества в частности.
Динамика заболеваемости подростков ЗПППпредставлена в таблице №3 (исследование проведено ВОЗ).
Таблица№3. Динамика заболеваемости подростков ЗПППГод 1996 1997 1998 1999 2000 2001 Рост в% 57,8 60,9 67,0 66,8 71,0 70,0
Анализируя данные таблицы №3, можно сказать, чтотакие цифры, это результат пренебрежения системой детского здравоохранения,физического и полового воспитания и массового спорта.
Классификация заболеваний, передаваемых половымпутем.
По классификации, предложенной ВОЗ, кзаболеваниям, передающимся половым путем, относятся 22 болезни, которые делятсяна 3 группы.
1-я группа — классические венерические заболевания.Среди них наиболее часто встречающиеся – сифилис и гонорея.
2-я группа «а». При этих заболеваниях патологическийпроцесс редко выходит за пределы мочеполовой системы. К этой группе относятся:мочеполовой хламидиоз, трихомониаз, микоплазмоз, генитальный герпес, а такжелобковый педикулез и чесотка.
2-я группа «б». Хотя они и передаются преимущественнополовым путем, но при заболевании поражаются не половые, а другие органы исистемы организма. Это — ВИЧ-инфекция (СПИД), гепатит, лямблиоз, сепсисноворожденных.
Для профилактики возникновения ЗППП, должныпроводится следующие действия:
·         санитарно-гигиеническоепросвещение и нравственное воспитание молодежи;
·         повышениеуровня медицинских знаний у педагогов и родителей;
·         половоевоспитание детей;
·         борьбас вредными привычками (алкоголизм, наркомания);
·         использованиесредств предохранения — презервативов;
·         соблюдениеличной гигиены (индивидуальные кровати, полотенца, мочалки, нижнее белье,губная помада, сигареты, бритва, зубная щетка, посуда, клизмы, спринцовки);
·         закапываниеноворожденным в глаза, а девочкам и в половую щель альбуцида для профилактикигонореи.
Для раннего выявления заболевания обследовать:
а) режимные группы работников детских учреждений,пищевых объектов, спортивных и коммунальных, учреждений;
б) всех стационарных больных;
в) беременных и женщин, идущих на аборт;
г) доноров;
д) поступающих на работу и выезжающих всанатории;
·         широкоеиспользование пунктов личной профилактики венерических заболеваний;
·         диспансеризация(наблюдение) за переболевшими;
·         привлечениек судебной ответственности по статьям 115 и 115.1 УК РФ «За уклонение отлечения венерических заболеваний» и «За преднамеренное заражение венерическимиболезнями»;
·         стерилизациямедицинских инструментов.
2.3 Беременность в подростковом и юношескомвозрасте
Беременностьв подростковом и юношеском возрасте — это серьезная проблема национальногоздравоохранения. Данные исследования ВОЗ, показали, что в России рост числарождений среди юных женщин (15-19 лет) наблюдался уже с начала 70-х годов. Болееполная информация по численности рождений у молодых мам представлена в видедиаграмме №2.
/>Диаграмма №2
Изприведённой диаграммы №2 видно, что в 1972 году, когда тему полового воспитанияограничивали и запрещали, девушки, которые ещё не успели приобрести сексуальныйопыт, беременели реже, чем в 1990, когда влияние, в основном телевидения,усилилось. Молодёжь стала более информированной в плане секса и менеедисциплинированной и эта тенденция к росту численности юношеской беременностисохраняется. Однако, девушки, имеющие сексуальный опыт в 1972 году беременели чаще,т.к. было мало известно о различных методах контрацепции, но к 1990 году этотпроцент стал постепенно снижаться, т. к. появились многочисленные методыконтрацепции и информация о них.
Молодыеженщины, уже родившие одного ребенка, рискуют забеременеть повторно, так какони не имеют достаточного полового воспитания. Высок риск беременности и у техдевушек, чьи старшие сестры родили в подростковом возрасте. Степень рисказависит также от таких факторов, как уровень образования родителей, посколькуродители могли в свое время уйти из школы именно из-за беременности. В ходеисследования, проведённым социологом Н. Смелзер, были получены точные сведения,согласно которым существует 50-процентный риск того, что каждая вторая юнаямать повторно забеременеет через 2 года после рождения первого ребенка, дажепри условии, что она пользуется услугами соответствующих специалистов иприменяет контрацептивы. Однако в результате оценки эффективности программ,разработанных в целях предотвращения беременностей среди несовершеннолетних,выяснилось, что те программы, в которых обеспечивает доступ к информации оконтрацепции, в значительной степени могут сократить уровень беременностей.
Беременностьи рождение ребенка в юном возрасте влияют на социальное положение девушек. Юныематери реже оканчивают школу и получают высшее образование. В данном случае вдействие вступают сценарии, создающие множество проблем для всего общества,включая различные организации и систему здравоохранения. Уровень беременностейсреди 15-19-летних девушек вырос, начиная с 1970 года, поскольку большее числомолодых людей живет активной половой жизнью. Однако общие данные о случаяхбеременности не позволяют составить полное представление о реальном уровнебеременностей среди несовершеннолетних, поскольку далеко не все девушки имеютсексуальный опыт и осознают риск нежелательной беременности. Между тем уровеньбеременностей среди девушек, имеющих достаточный сексуальный опыт, снизился на19%, и это свидетельствует о том, что молодые люди стали чаще использоватьконтрацептивы.
Социально-гигиеническое исследование,представленное в работе Гурко Т.А., девочек Северо-западного региона и их семейпозволило установить, что от первой беременности рождается в среднем 41,8-52,9%девочек. До рождения первого ребенка 39,3-48,3% женщин делали аборты, причем 4,2-11,3%— по три и более.
Беременность без осложнений протекает лишь у53,63 процентов женщин. Токсикоз в первой половине беременности отмечается у24,5% женщин, во второй половине — у 8,5. Угрозу выкидыша имеют 4,6%беременных, у 2,2% отмечается анемия, а у 1,9% — другие осложнения.
Для рождения здорового ребёнка важно осознанноотноситься к своему здоровью, но статистика показывает другие цифры: в периодбеременности курят 3,1% женщин, средняя продолжительность курения — дошестнадцатой недели беременности. 5,3% курят в течение всей беременности. 3%будущих матерей регулярно употребляют алкоголь в среднем до семнадцатой неделибеременности. А ведь условия ее протекания существенно влияют на процесс родов.4,1% девочек рождаются в асфиксиит 2-3% — с родовой травмой, 3,1% — с другимиосложнениями. В среднем 7,6% — недоношенные дети.
Возраст матери к моменту рождения ребенка от 18до 25 лет — 56,6%, от 25 до 30-27,6%, от 30 до 40 — 12,9%, от 40 и старше –0,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что да последние годы все чащематерями становятся женщины, не достигшие восемнадцати лет (2%). В связи с этимособенно важна роль полового воспитания в процессе подготовки девочек кбудущему материнству.
Были опрошены 202 женщины, родившие детей ввозрасте до 18 лет, с целью выявления их полового воспитания. Анализ ответовпоказал, что половым воспитанием в основном занимались мать и старшие сестры(29,2%); 3,2% опрашиваемых черпали сведения по этим вопросам в литературе, итолько. 1,5% получали свои знания в школе. Остальные 66,1% должного половоговоспитания фактически не получили. Среди них 43,5% сообщили, что их половымвоспитанием никто не занимался, 11 процентов заявили, что занимались изучениеминтересующих вопросов самостоятельно, 8,4% — указали, что их воспитанием в этойобласти занимался муж или половой партнер, 3,2% сослались на подруг.Приведенные факты еще раз с достоверностью подтверждают, то, что ранняя половаяжизнь в большинстве случаев является следствием дефектов нравственноговоспитания.
Побудительные мотивы начала половой жизниследующие: любовь, любопытство, желание иметь ребенка, алкогольное опьянение ипрочие причины (стремление к независимости, физическое влечение). В различныхвозрастных группах такие мотивы во многом отличаются. Так, почти у половиныопрошенных первый половой акт свершился в собственном доме или у половогопартнера, однако 31,8% указали, что это произошло после праздника, дня рожденияи, как правило, под воздействием алкогольного опьянения в гостях.
По рассмотренной выше статистике можно сделатьвывод о том, что на сегодняшний день уровень полового воспитания являетсянедостаточным, так как у большого числа девушек не сформировано осознанноеотношение к беременности.
2.4 Брак в подростковом возрасте
Любовь —высокое благородное чувство, которое сопровождается сильнымипсихоэмоциональными реакциями.
Настоящаялюбовь — это гармония духовного и физического начала, идеального иматериального. Духовное, нравственное в любви облагораживает то, что идет отинстинкта, а инстинкт не позволяет любви быть чем-то бесплотным эфемерным.
Любовь —подлинно человеческое чувство. Она стала известна человеческому роду не смомента его зарождения, а гораздо позже. Ф. Энгельс в «Происхождениисемьи, частной собственности и Государства» трактует любовь какисторическое явление, появившееся лишь на определенной стадии развитияобщества, когда человек достиг определенной духовной зрелости, когда началавырабатываться человеческая личность.
К. Маркссчитал, что на основании отношения мужчины к женщине можно вообще судить “оступени общей культуры человека”. И если мужчина видит в женщине толькопредставительницу определенного пола и не умеет ценить в ней человеческое, тоон добровольно отказывается от самого лучшего, светлого в жизни.
Любовьвключает в себя и биологическое, и социальное, в ней иногда противоречивосвязываются между собой общие и индивидуальные черты личности.
Любовьнемыслима без сознания долга перед любимым человеком. И следует непротивопоставлять любовь долгу и долг любви, а видеть их взаимосвязь.
Вступление вбрак любящих молодых людей становится для них большим праздником. В нашейстране создано большое количество дворцов бракосочетания, где в торжественнойобстановке, в окружении друзей и родных скрепляется союз двух любящих другдруга. Брак — это союз по любви, осознанная необходимость двух молодых людейсовместно пройти жизнь, разделяя радости и горести, сообща воспитывая детей.
Духовное ифизическое сближение двух любящих молодых людей приносят им огромную радость.Они переживают ни с чем не сравнимое счастье. Близость для них дорога, так какона связана с большим чувством. Но это чувство будет непрочным, если любящие небудут испытывать ответственность за свои отношения друг к другу. Когда же насвет появится плод любви — новый человек, ответственность повышается вдвойне. Исупругам, желающим пронести по жизни наполненную до краев чашу своего счастья,не расплескав из нее ни капли, такая ответственность не в тягость.
Крепкаяпрочная семья — первичная социальная ячейка общества, важный фактор не только вжизни отдельных людей, но и всего государства.
Статистика приводиттакие цифры: в 2000 году в России вступили в брак 1075219 человек (7,3 на 1000населения), а развелись 665904 человека (4,5 на 1000 населения), т.е. каждыйвторой брак неудачен. Особенно неудачны и некрепки браки в подростковомвозрасте.
Присоциологическом опросе ВОЗ с помощью анонимных анкет более 15000 респондентов —молодых людей в крупных городах РФ, вступивших в брак, оказалось, что убольшинства опрошенных понятия об анатомии и физиологии интимных отношенийвесьма неправильны, извращены и насыщены информацией из различных бульварныхисточников и видеофильмов.
Мною было изучено много литературы о проблеме внебрачногоматеринства. На мой взгляд, наиболее удачно этот вопрос раскрыл Е.И. Иванов вработе «Внебрачное материнство в России».
В России все больше распространяютсянерегистрируемые браки. Такие браки (сожительства, свободные союзы) существоваливсегда, но в последние десятилетия они встречаются все чаще и во многихзападных странах становятся статистически значимой альтернативой официальнойсемье, основанной на зарегистрированном браке. По данным российскоймикропереписи 2002 г. без регистрации жили 6,5% мужчин и 6,7% женщин, считавшихсебя состоящими в браке. Распространенность незарегистрированных браков вРоссии выше, чем в Италии (1%), ФРГ (5%), Австрии (4%) и Венгрии (3%) (этиданные представлены в работе В.А. Борисова «Демографическая теория иэффективность демографической политики в области рождаемости»).
Данные российской микропереписи даютпредставление о некоторых структурных характеристиках «неофициальной»брачности. Они показывают, в частности, что среди женщин наиболее интенсивнонезарегистрированные брачные союзы формируются в самых молодых возрастах: от 16до 20 лет. К 26 годам доля таких союзов в общем числе браков значительноснижается, наименьшее значение имеет в возрастах 30—33 года, после чего снованачинает расти.
Опыт западныхстран говорит о том, что рост числа сожительств в очень большой степеникомпенсирует падение регистрируемой брачности, которое наблюдается почтиповсеместно, так что доля людей, не состоящих ни в каком браке, меняется неслишком сильно.
Очень большойрост числа внебрачных рождений стал характерной чертой последних десятилетий вомногих странах. Данные по России представлены в таблице №4.
Таблица №4. Долявнебрачных рождений среди всех рождений. Россия, 1945-2000 гг., %
Годы
Всё население
Городское население
Сельское население 1945 24,4 13,5 14,6 1955 16,9 1,7 14,5 1960 13,1 9,6 12,3 1965 13,0 9,3 13,7 1970 10,6 9,6 13,4 1975 10,7 11,3 13,6 1980 10,8 11,8 16,5 1985 12,0 15,5 17,3 1990 14,6 16,7 18,1 1991 16,0 18,1 18,4 1992 17,2 19,5 19,8 1993 18,2 21,0 21,3 1994 19,6 22,8 23,5 1995 21,1
Россия пока не относится к числу стран с самойвысокой долей внебрачных рождений, но уже обогнала в этом отношении многиеевропейские страны; доля внебрачных рождений у россиян и в городе и в селебыстро растет. Сейчас она приближается к уровню послевоенного 1945 г., когдавысокая доля таких рождений имела демографическое объяснение: ее причиныкоренились в огромной нехватке мужчин молодых и средних возрастов. Но сейчасдемографическое положение иное. Правда, определенная нехватка мужчин, вызваннаяих чрезвычайно высокой смертностью, существует в России и сейчас, Какой-товклад в рост числа внебрачных рождений может вносить сложнаясоциально-экономическая обстановка постсоветского времени. Но этот ростпроисходит не только в России и, видимо, указывает не на конъюнктурные, а наболее глубокие, но пока еще не очень хорошо понятые изменения в организациисамой семейной жизни людей. Не до конца ясны и последствия этих изменений, хотямногие проблемы, касающиеся самых разных сторон жизни — и уровня рождаемости, ивоспитания детей, и положения одиноких матерей, — более или менее очевидны. Всеэто заставляет внимательно присматриваться к новому социальному феномену.


3. Исследовательская работа
В ходе написания реферата, у меня сформировалосьчёткое представление о значимости полового воспитания подростков. Я поняла, чтоотсутствие этого воспитания или его недостаток является причиной многихпроблем: ЗППП, беременность в юношеском возрасте, неслаженные семейныеотношения, изнасилования, поэтому своей исследовательской работой я решилавыявить уровень полового воспитания моих сверстников. Мною были опрошены 50подростков в возрасте 15-17 лет, которые отвечали на несколько вопросованонимной анкеты, при составлении которой я использовала опросники Ю.Л.Романцевой. Ниже представлена эта анкета.
1. Наименование учебногозаведения
1. Школа;
2. Техникум;
3. СПТУ;
2. Сколько тебе лет?
_________________
3. Как бы тыохарактеризовал свои отношения с родителями?
Мать: Отец:
1.        дружеские;
2.        безразличные;
3.        сложные;
4.        затрудняюсьответить.
4. Каков, на твой взгляд,оптимальный возраст вступления в брак?
Для юноши: Для девушки:
1.        до 18лет;
2.        18-19;
3.        20-21;
4.        22-24;
5.        25 истарше;
6.        затрудняюсьответить.
5. Какой, по-твоему,оптимальный возраст для рождения первого ребёнка?
Для мужчины: Для женщины:
1.    18-19лет;
2.    20-21;
3.    22-23;
4.    24-25;
5.    26лет и старше;
6.    затрудняюсьответить.
Считаешьли ты достаточными имеющиеся у тебя знания о:
6.Строении и функциях мужской и женской половых систем?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
7. Контрацепции?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
8. Половой жизни?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
9. Безопасном сексе?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
10. Брачномзаконодательстве?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
11. Оболезнях, передаваемые половым путём?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
12. Откого бы ты предпочёл получить информацию по этим вопросам (не более двухответов)?
1. От врачей;
2. От педагогов;
3. От родителей;
4. От друзей;
5. Из специальнойлитературы, видеофильмов, телевидения и т.д.;
6. Другое____________________________________.
13. Где быты хотел получить информацию по этим вопросам?
1. Женская консультация;
2. Поликлиника;
3. Консультация «Брак исемья»;
4. Центр для подростков;
5. Телефон доверия;
6. Другое____________________________________.
14. Как тысчитаешь, в каком возрасте можно начинать половую жизнь?
Девушке ___ лет;
Юноше ___ лет.
15. Как тыдумаешь, можно ли самостоятельно выбирать противозачаточные средства?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
16. Как ты относишься к половой жизни до брака?
1. Положительно;
2. Отрицательно;
3. Затрудняюсь ответить.
17.Считаешь ли ты для себя приемлемой половую жизнь до брака?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
Результаты теста № 1События Девушки Юноши Брак 22 – 24 гг. 22 – 25… лет Ребенок 24 – 25 лет 24 – 26…лет Половая жизнь 16 – 18 лет 15 лет
Проанализировавответы, я пришла к выводу, что респонденты чётко устанавливают планку длязаключения брака и рождения первого ребёнка для девушки (брак – 22-24 года,ребёнок – 24-25 лет). Это означает, что у людей до сих пор бытует мнение о том,что девушка должна целесообразно вести свой образ жизни, и, когда она будетготова физически и морально на важные решения, тогда она может принимать их.
Иначе обстоятдела с молодыми людьми. Респонденты не дали чёткого ответа, когда молодойчеловек должен жениться и когда должен заводить ребёнка, но цифра (брак –22-24, 25 и более лет, ребёнок – 24-25, 26 и более лет) указывает, что бракимежду девушками и юношами заключаются примерно в одном возрасте. В русскихсемьях, как правило, муж старше жены, и цифра тяготеет к более старшемувозрасту мужчин при первом рождении ребёнка.
Подросткипредпочли бы получать информацию по этим вопросам от врачей. Это означает, чтов школах, при медосмотре, обычно проводят такие беседы врачи, и это закрепилосьв сознании подростков. Это объясняется ещё тем, что врачи наиболееинформированы по данным вопросам люди, чем все остальные.
Такжереспонденты отметили специальную литературу. Данный ответ объясняется тем, чтомногие подростки стесняются подойти с этими вопросами к родителям илиобратиться в какую-либо службу, а также потому, что сейчас выпускается оченьмного книг по сексуальному воспитанию и их легко можно приобрести не толькородителям, но и подросткам. Нужно отметить, что некоторые не знают от кого быони хотели получить эту информацию. Хотя такие ответы и редки, но они требуютбольшого внимания.
Информацию повопросам полового воспитания подростки хотели бы получать в женскойконсультации, но есть ответы, где респонденты не знают, куда обратиться с этимивопросами. Принимая во внимание эти ответы, можно сказать, что половоевоспитание в России не достаточно высоко и этот пробел необходимо срочноустранить.
Настораживаютответы, данные респондентами о начале половой жизни. Большинство ответило, чтоюношам можно начинать половую жизнь с 15 лет, несколько лет назад было 17-18лет. Подростки считают, что девушке можно начинать жить половой жизнью с 16 и с18 лет, и лишь один ответ дан за 19 и один за 20 лет.
Данные ответызаставляют задуматься о половом воспитании подростков. К сожалению, существуеттенденция к снижению возраста получения первого полового акта. Это ведёт квозрастанию числа заболеваний передающихся половым путём у подростков июношеской беременности.
Второй тест,предоставленный мной 50 подросткам в возрасте 16-17 лет, был направлен навыявление их сексуальной аутоиндентификации (зрелости). Ниже представлен этоттест.
1. Наличиепостоянного партнёра, по твоему мнению, должно принести тебе:
а)разнообразие (ю-16, д-6);
б) чувствозащищённости (ю-4, д-14);
в) признаниеокружающих (ю-5, д-5).
2. Тот, укого есть постоянный партнёр:
а) уравновешеннее,чем другие (ю-5, д-6);
б) скореенесчастен (ю-6, д-4);
в) испытываетцелый калейдоскоп различных чувств (ю-14, д-15).
3. Человектвоей мечты должен:
а) иметьтакие же интересы, что и ты (ю-9, д-13);
б) не иметь стобой ничего общего (ю-0, д-0);
в) преждевсего, хорошо выглядеть (ю-16, д-12).
4. Скольковремени тебе нужно общаться с твоим партнёром, прежде чем ваши отношения станутинтимными:
а) один вечер(ю-8, д-3);
б) пока я неполюблю его/её (ю-14, д-18);
в) пока неначну доверять ему/ей (ю-3, д-4).
5. Что,скорее всего, может послужить причиной разрыва:
а) ревность(ю-8, д-6);
б) скука (ю-5,д-6);
в) ссораиз-за пустяка (ю-0, д-0);
г) измена(ю-9, д-11);
д) привычка(ю-3, д-2);
е)несовместимость с его/её компанией (ю-0, д-0).
6.Насколько важен для любви возраст:
а) любви всевозрасты покорны (ю-24, д-21);
б) настоящаялюбовь возможна лишь после 18 лет (ю-0, д-2);
в) любовьвозможна лишь после нескольких разочарований (ю-1, д-2).
7.Вечеринка – это:
а) возможностьхорошенько пофлиртовать (ю-8, д-9);
б)возможность для измены (ю-1, д-0);
в)возможность для тебя и партнёра как следует развлечься (ю-13, д-11);
г) в любомслучае просто дурацкий праздник (ю-3, д-5).
8. Тыидёшь с двумя друзьями по улице. Где твоё место:
а) посередине(ю-7, д-8);
б) крайнимслева (ю-0, д-0);
в) крайнимсправа (ю-0, д-0);
г) неважногде (ю-18, д-17).
9. Легколи тебе говорить о вещах, связанных с сексом:
а) да (ю-20,д-18);
б) нет (ю-0,д-1);
в) только спартнёром (ю-5, д-6).
10. Твояреакция, если тебе не повезёт в любви:
а) тут женачну искать себе кого-нибудь другого (ю-16, д-11);
б) начнускорбеть по потерянному счастью (ю-2, д-4);
в) будуискать утешение в компании (ю-7, д-10).
11. Юноши:
а) стремятсяк сексу больше, чем девушки (ю-18, д-14);
б) не хотятдлительных отношений (ю-2, д-5);
в) так жечувствительны, как и девушки (ю-5, д-6).
12. Когдаты используешь выражение «Я люблю»?
а) никогда(ю-5, д-2);
б) часто и судовольствием (ю-10, д-12);
в) только вмомент интимности (ю-10, д-11).
13. Вкаких ты отношениях со своими родителями?
а) в хороших(ю-19, д-20);
б) по-разномубывает (ю-5, д-5);
в) плохих(ю-1, д-0).
14. Веришьли ты в любовь с первого взгляда?
а) да (ю-9,д-9);
б) нет (ю-1,д-0);
в) может быть(ю-15, д-16).
15. Трудноли тебе заплакать в присутствии твоего партнёра?
а) да (ю-22,д-2);
б) нет (ю-0,д-3);
в) взависимости от ситуации (ю-3, д-20).
16. Когдаты видишь себя в зеркале, то:
а) у тебяулучшается настроение (ю-10, д-19);
б) ты досмерти пугаешься (ю-9, д-6);
в) у тебяпоявляется желание корчить рожи (ю-6, д-0).
17. Еслиты с кем-то расстался:
а) онполностью перестаёт для тебя существовать (ю-1, д-0);
б) оностаётся твоим другом (ю-24, д-25);
в) онстановится твоим врагом на всю жизнь (ю-0, д-0).
18. Почасти секса твой партнёр должен быть:
а) опытнее,чем ты (ю-0, д-19);
б) так жеопытен, как и ты (ю-3, д-6);
в) иметьдовольно мало опыта (ю-22, д-0).
19. Какоеместо занимает для тебя в любви секс?
а) секс важен(ю-7, д-12);
б) это самоеглавное (ю-17, д-10);
в) секс имеетвторостепенное значение (ю-1, д-3).
20. Какойпредмет мог бы стать для тебя символом большой любви?
а) скала (ю-0,д-0);
б) река (ю-0,д-4);
в) солнце (ю-6,д-10);
г) цветок (ю-4,д-1);
д) широкаялента (ю-0, д-0);
е) золотаяцепочка (ю-15, д-10).
Вопрос
Юноши
Девушки
Вывод
1. Наличие постоянного партнёра, по твоему мнению, должно принести тебе:
а) разнообразие;
б) чувство защищённости;
в) признание окружающих.
16
4
5
6
14
5
Юноши думают, что наличие постоянного партнёра должно принести им разнообразие.
Девушки считают, что чувство защищённости.
2. Тот, у кого есть постоянный партнёр:
а) уравновешеннее, чем другие;
б) скорее несчастен;
в) испытывает целый калейдоскоп различных чувств.
5
5
14
6
4
15 Юноши и девушки уверены, что тот, у кого есть постоянный партнёр, испытывает целый калейдоскоп чувств.
3. Человек твоей мечты должен:
а) иметь такие же интересы, что и ты;
б) не иметь с тобой ничего общего;
в) прежде всего, хорошо выглядеть.
9
16
13
12
Юноши представляют человека своей мечты с хорошей внешностью.
Девушки считают, что такой человек должен иметь такие же интересы и привлекательную внешность.
4. Сколько времени тебе нужно общаться с твоим партнёром, прежде чем ваши отношения станут интимными:
а) один вечер;
б) пока я не полюблю его/её;
в) пока не начну доверять ему/ей.
8
14
3
3
18
4 Юноши и девушки думают, что для того что бы отношения стали интимными нужно полюбить человека.
5. Что, скорее всего, может послужить причиной разрыва:
а) ревность;
б) скука;
в) ссора из-за пустяка;
г) измена;
д) привычка;
е) несовместимость с его/её компанией.
8
5
9
3
6
6
11
2
Юноши считают, что причиной разрыва может послужить измена, а также ревность.
Девушки уверены, что этой причиной может быть измена.
6. Насколько важен для любви возраст:
а) любви все возрасты покорны;
б) настоящая любовь возможна лишь после 18 лет;
в) любовь возможна лишь после нескольких разочарований.
24
1
21
2
2 Юноши и девушки утверждают, что возраст для любви не важен.
7. Вечеринка – это:
а) возможность хорошенько пофлиртовать;
б) возможность для измены;
в) возможность для тебя и партнёра как следует развлечься;
г) в любом случае просто дурацкий праздник.
8
1
13
3
9
11
5 Большинство юношей и девушек считают, что вечеринка – это способ хорошо развлечься.
8. Ты идёшь с двумя друзьями по улице. Где твоё место:
а) посередине;
б) крайним слева;
в) крайним справа;
г) неважно где.
7
18
8
17 Как юношам, так и девушкам не важно место, где они будут стоять, когда они идут с двумя друзьями по улице.
9. Легко ли тебе говорить о вещах, связанных с сексом:
а) да;
б) нет;
в) только с партнёром.
20
5
18
1
6 Юношам и девушкам легко говорить о вещах связанных с сексом.
10. Твоя реакция, если тебе не повезёт в любви:
а) тут же начну искать себе кого-нибудь другого;
б) начну скорбеть по потерянному счастью;
в) буду искать утешение в компании.
16
2
7
11
4
10
Юноши сразу начнут искать замену потерянной любви.
Девушки тоже будут искать кого-нибудь другого или найдут утешение в компании.
11. Юноши:
а) стремятся к сексу больше, чем девушки;
б) не хотят длительных отношений;
в) так же чувствительны, как и девушки
18
2
5
14
5
6 Юноши и девушки думают, что юноши стремятся к сексу больше.
12. Когда ты используешь выражение «Я люблю»?
а) никогда;
б) часто и с удовольствием;
в) только в момент интимности.
5
10
10
2
12
11 Юноши и девушки используют выражение «Я люблю» часто и с удовольствием или в момент интимности.
13. В каких ты отношениях со своими родителями?
а) в хороших;
б) по-разному бывает;
в) плохих.
19
5
1
20
5 Юноши и девушки в хороших отношениях со своими родителями.
14. Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
а) да;
б) нет;
в) может быть.
9
1
15
9
16 Юноши и девушки не уверены, верят ли они в любовь с первого взгляда.
15. Трудно ли тебе заплакать в присутствии твоего партнёра?
а) да;
б) нет;
в) в зависимости от ситуации.
22
3
2
3
20
Юношам трудно заплакать в присутствии партнера.
Девушки могут заплакать в зависимости от ситуации.
16. Когда ты видишь себя в зеркале, то:
а) у тебя улучшается настроение;
б) ты до смерти пугаешься;
в) у тебя появляется желание корчить рожи
10
9
6
19
6 У юношей и девушек поднимается настроение, когда они видят своё отражение.
17. Если ты с кем-то расстался:
а) он полностью перестаёт для тебя существовать;
б) он остаётся твоим другом;
в) он становится твоим врагом на всю жизнь.
1
24
25 После разрыва человек остаётся другом как для юношей, так и для девушек.
18. По части секса твой партнёр должен быть:
а) опытнее, чем ты;
б) так же опытен, как и ты;
в) иметь довольно мало опыта.
3
22
19
6 Юноши думают, что их партнёр должен иметь мало опыта, а девушки наоборот считают, что их партнёр должен быть опытнее их.
19. Какое место занимает для тебя в любви секс?
а) секс важен;
б) это самое главное;
в) секс имеет второстепенное значение.
7
17
1
12
10
3 Секс у юношей занимает главенствующее место в отношениях, а девушки думают, что секс важен.
20. Какой предмет мог бы стать для тебя символом большой любви?
а) скала;
б) река;
в) солнце;
г) цветок;
д) широкая лента;
е) золотая цепочка.
6
4
15
4
10
1
10 Юноши и девушки представляют символом любови золотую цепочку.
Результатытеста были такими: все респонденты сексуально зрелые люди, что говорит о том,что они готовы к вступлению в половую жизнь и сейчас необходимо уберечь их отЗППП и беременности.
Такимобразом, можно сделать общий вывод. Сегодня молодёжь является достаточнопросвещенной в сфере сексуальных отношений и в вопросах создания и планированиясемьи. Я объясняю это тем, что все они относятся к одной социальной группе(школьники) и имеют, примерно, одинаковые жизненные интересы, приоритеты, живутв одной субкультуре. Не сомневаюсь, что если бы среди моих респондентов были учащиесяиз ПТУ, то результаты опроса могли быть иными. Однако я считаю, что сексуальноевоспитания человека не ограничивается возрастом и может продолжаться многиегоды.
 

Заключение
Итак, пубертатный период, то есть период половогосозревания, в среднем начинается в 12-13 лет, а заканчивается — в 20-25.Следовательно, половое воспитание нужно начинать до 12 лет.
Ознакомление подростка с процессами размножениядолжно происходить постепенно, начиная с размножения низших организмов,растений и животных, с тем, чтобы переход к рассмотрению анатомических ифизиологических особенностей человека произошел совершенно естественно. Прирассмотрении естественных процессов жизни нельзя допускать ни малейшеголицемерия и ханжества. Говоря о половых органах и их функциях без неуместногоздесь смущения и стыда. Необходимо научит подростков относиться с необходимойсерьезностью и уважением к половой жизни.
Ознакомление с вопросами гигиены в периодполового созревания должно происходить до появления самих признаков зрелости сцелью предотвращения вредного психического травмирования молодого человека. Нетнужды вести беседы на половые темы в виде каких-то специальных лекций иликурсов. Лучше всего, если все необходимые сведения и разъяснения будут даватьсяна фоне нравственного воспитания.
Нужно открыто и откровенно рассматривать вопросыо начале полового общения, об опасностях, связанных с легкомысленным отношениемк половым связям, влекущим за собой и раннюю беременность, и аборты, которыемогут стать причиной бесплодия, и венерические болезни.
Естественно, лучший метод воспитания детей —положительный пример поведения их родителей. В дружной семье, в которойродители не на словах, а на деле уважают моральные принципы социалистическогообщества, дети будут с должным вниманием относиться к советам, касающимсявзаимоотношений между юношами и девушками.
Работа по половому воспитанию особенно необходимасреди старшеклассников и студентов вузов, многие из которых считают себя вполнесформировавшимися и достигшими половой зрелости. Молодым людям хочется нестолько слушать нравоучения, сколько высказывать свое мнение, полемизировать. Ис этим нужно считаться. Откровенный диалог между отцом и сыном, матерью идочерью, когда каждый высказывает свое мнение, например, при обсужденииповедения того или иного литературного героя, постепенно направляемый старшим внужное русло (если, конечно, родители при этом будут играть роль старшихтоварищей), совместная попытка дать определение таким понятиям, как половая, психологическаяи социальная зрелость, может быть одним из методов полового воспитания.
Говорить о половом воспитании нужно даже с теми,у кого уже наступило половое созревание и даже с достигшими более старшеговозраста.
Половое воспитание, как любое другое, должнопродолжаться на протяжении всей жизни человека. Тогда можно будет избежатьмногих дисгармоний в половой жизни, которые встречаются не так уж редко.
Я изучила литературу по данной теме и убедилась втом, что половое воспитание необходимое звено в воспитательной работе сподростками. А итоги проведённой исследовательской работы убедили меня в том,что хотя мои сверстники и являются достаточно образованными в области половоговоспитания, просветительская работа в этом направлении должна вестись болееактивно.

Список литературы
 
1. Аккузина О.П. Установки подростков поотношению к началу половой жизни//«Вопросы психологии».- 2001. — №4. – М.:Наука
2. Белов В.В. Подросток – сверстник. – СПб.:Питер
3. Борисов В.А. Демографическая теория иэффективность демографической политики в области рождаемости. – М.: Мир
4. Варшавский П.С. Молодёжь. –Ростов-на-Дону: Феникс
5. Грушенко П.Р. Опыты сексуальных отношений,материнства и супружества несовершеннолетних женщин //«Социс».- 2002. -№11. –М.: Наука
6. Гудкович Л.Н. Половое влечение. – М.:Просвещение
7. Гурко Т.А. Девочка-мать. М.: Омега-Л
8. Иванов Е.И. Внебрачное материнство вРоссии. – М.: Республика
9. Каган В.В. Что мы знаем о половомвоспитании? – М.: Просвещение
10.     КонИ.С. Введение в сексологию. – СПб.: Питер
11.     КукушинВ.С. Теория и методика воспитательной работы. – М.: Мир
12.     МарковВ.В. Основы ЗОЖ. – М.: Наука
13.     МасоликоваН.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современныхусловиях // «Психологическая наука и образование». — 2000. — №4. – М.:Московский городской психолого-педагогический институт
14.     ОрловЮ.М. Половое воспитание, как звено становления личности. – М.: Просвещение
15.     РоманцеваЮ.Л. Психологические тесты. – М.: Мир
16.     СавельеваИ.Д. Формирование репродуктивного здоровья подростков//«ОБЖ».- 2002. — №3. –М.: Наука
17.     СмелзерН. Ранний ребёнок. – М.: Наука
18.     СоловцоваЕ.А. Представления подростков о половой жизни//«Народное образование». — 2001.- №5. – М.: Красная звезда
19.     СтепановВ.Г. Психология трудных подростков. – СПб.: Питер
20.     ХаптановаТ.Г. Формирование мотивационной сферы сексуальности подростков//«Педагогика».-2002. — №3. – М.: Педагогика
21.     ЧумаковБ.Н. Валеология. – М.: Наука
22.     ЭнгельсФ. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Мир
23.     ЯмшорИ.Р. Проявление жестокости в обществе. – М.: Просвещение


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.