Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ЯрославскийГосударственный Педагогический Университет имени К.Д.Ушинского
Курсоваяработа по дисциплине:
«Историясоциальной педагогики»
Потеме:
«Значениепедагогических идей С.Т.Шацкого для развития отечественной социальнойпедагогики»
Выполнила:
Студентка
заочного отделения
ФСУ ИПП ЯГПУ
Группа СП4-94А
Шифр СП-0256
Ерохина Екатерина Михайловна
Ярославль,2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Педагогический путьШацкого
Трудовая колония «бодраяжизнь»
Педагогические принципы инововведения Шацкого
Изучение влияния среды надетей в работах Шацкого
Значение творчестваШацкого для советской педагогики
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийсярусский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромныйпедагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Общественно-педагогическая деятельность С. Т. Шацкого,начавшаяся в 1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет восновном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.
Только после Великой Октябрьской социалистической революциипредставилась С. Т. Шацкому возможность широко развернуть с большим коллективомсотрудников работу по строительству новой трудовой политехнической школы, поорганизации педагогических исследований и подготовке педагогов.
Общественный интерес к педагогической деятельности С. Т. Шацкогобыл всегда велик. Еще при жизни Шацкого были опубликованы его труды, в которыхоформились итоги педагогических исканий: «Дети — работники будущего» (1908),«Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (1915) и «Годы исканий»(1924).
После смерти С. Т. Шацкого был издан сборник его избранныхпедагогических произведений (1958), а в 1962—1965 гг. ближайшие сотрудникиШацкого — В. Н. Шацкая, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин при содействии И. А.Каирова подготовили к изданию Педагогические сочинения С. Т. Шацкого в четырехтомах, куда вошли не только опубликованные труды, но и сохранившиесястенограммы его докладов и выступлений, рукописи неопубликованных статей.
В славной когорте классиков советской педагогики, первыхстроителей новой школы мы видим яркую фигуру С. Т. Шацкого, 130-летие со днярождения которого педагогическая общественность отметила в 2008 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ШАЦКОГО
Советская педагогика в своем развитии критически переработаланаследие передовой русской и зарубежной педагогической мысли и рациональное вней включила в свой арсенал педагогических средств.
Особую ценность для нас, естественно, представляет педагогическоенаследие выдающихся деятелей советской школы и марксистско-ленинскойпедагогики, к которым принадлежит С. Т. Шацкий.
Нужно бережно хранить прогрессивные исторические традиции. Но бережнохранить наследство «вовсе не означает еще ограничиваться наследством» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 542). Его нужно развивать. В. И. Ленинподчеркивал важность передачи опыта старших поколений молодежи. Сегодня,работая над претворением в жизньрешений XXV съезда партии о школе, нам следует обращаться: и кпредшествующему опыту. В книге «Возрождение» Л. И. Брежнев справедливоотмечает: «Оглядываясь назад, вспоминая сделанное, мы обычно черпаем из этогоопыта то, что годится сегодня и полезно на будущее» (Актуальные вопросыидеологической работы КПСС, ч. II, с. 509).
Это в полной мере может быть отнесено и к школе, и кпедагогической науке. В каждой стороне деятельности высоко динамичной советскойшколы мы видим аккумулированный опыт пройденного пути социалистического икоммунистического строительства в области народного образования. Применительнок анализу школьной жизни и педагогики, в том числе и деятельности выдающихся педагогов,важно последовательно осуществлять принцип историзма, т.е. рассматривать всякоеявление с точки зрения того, чем оно было, как развивалось и чем стало теперь.
Без малого тридцатилетний педагогический путь Шацкого начался накрутой волне революционного подъема 1905 г. с организации первых в Россииклубов для детей и подростков в рабочей окраине Москвы — Марьиной Роще. Весьсвой талант, свои знания он целиком посвятил благородному делу воспитаниямолодого поколения. Если обратиться к такому замечательному произведению С. Т.Шацкого, как «Годы исканий», книге глубоко искренней и правдивой, то выбортакого жизненного пути не представляется случайным. Уничтожающая критика старойшколы с ее схоластикой, бессмысленной зубрежкой, изощренной, системойнаказаний, постоянно враждующими лагерями — учителей и их воспитанников —красной нитью проходит через всю книгу. Классическая гимназия 80-х гг., вкоторой учился Шацкий, была для ее воспитанников холодным, мертвым домом.«… Когда я учился,— вспоминал С. Т. Шацкий, —то постоянно чувствовал, что так,как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера вырослаиз отрицательной оценки педагогики, примененной к себе» (наст, изд., т. 1, с.41—42).
В системе педагогических взглядов С. Т. Шацкого, как они сложилисьдо Октябрьской революции, ясно прослеживается их связь с демократическимиидеями общественной мысли России середины XIX в., материалистическимивзглядами таких выдающихся естествоиспытателей, как И. М. Сеченов, И. П.Павлов. Огромное влияние на становление Шацкого как педагога имели работы П. Ф.Лесгафта, которого он считал «истинным создателем русской научной педагогики».Непосредственные контакты с К. А. Тимирязевым в Московском университете, с В.Р. Вильямсом, А. Ф. Фортунатовым в сельскохозяйственном институте (нынеМосковская сельскохозяйственная академия им. К, А. Тимирязева) также сыграли немалуюроль в становлении мировоззрения Шацкого. Станислав Теофилович был человекомразносторонне эрудированным, и по мере того как он все глубже входил впедагогическое дело, рос и его интерес к педагогической литературе. Онкритически переосмысливал наследие классиков западноевропейской педагогики, егоживо интересовали взгляды и деятельность современных ему видных педагогов, опытпередовых учебно-воспитательных учреждений. Но он был далек от преклоненияперед зарубежными авторитетами и пришел к выводу, что передовая педагогическаямысль России значительно выше того, что он видел в Европе.
Путь С. Т. Шацкого к марксизму-ленинизму был нелегким. ДоОктябрьской революции он причислял себя к радикальному мелкобуржуазному кругуроссийской интеллигенции, старательно подчеркивая свою непричастность ккакой-либо политической партии. По убеждениям Шацкий был демократом,принципиальным противником самодержавия, его симпатии были на сторонереволюционных сил. Известно, что попытка Шацкого занять позицию «над схваткой»в политической борьбе, воздействовать на развитие общества путемкультурно-просветительной работы в среде детей и населения, как и следовалоожидать, не увенчалась успехом. Вскоре жизнь преподнесла ему предметный урок,показавший, что культурно-педагогическая деятельность вне жизни, вне политикиневозможна. Созданное С. Т. Шацким и А. У. Зеленко общество «Сетлемент» попроискам черносотенцев в 1908 г. было закрыто полицией. Возникшее позжеобщество «Детский труд и отдых» работало под постоянной угрозой полицейскоговмешательства. Мечта Шацкого «вернуть детям детство» не могла быть осуществленав условиях помещичье-капиталистической России. Она стала реальностью толькопосле победы Великого Октября.
ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ «БОДРАЯ ЖИЗНЬ»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданнойим в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолженаразработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторыхзакономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127),исследование взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным исоциальным развитием, изучение влияния физического труда на жизнь детскогоколлектива. Книга В. Н. и С. Т. Шацких «Бодрая жизнь» отражала этот новаторскийэксперимент и вместе с тем была своеобразным протестом против рутины исхоластики, господствовавших в официальной школе дореволюционной России.
В системе педагогических взглядов и педагогической деятельностиСТ. Шацкого видное место занимает вопрос об элементах, из которых, по егомлению, складывается общественная детская жизнь. Они были выделены С. Т. Шацкимна основе изучения жизни детей в условиях свободных форм работы с детьми:детского сада, клубов, летней трудовой колонии — еще в дореволюционный периодего педагогической деятельности. Практическая педагогическая работа С. Т.Шацкого и его сотрудников была всегда связана с изучением детей, направленнымна выявление детских запросов и потребностей, чтобы успешнее их удовлетворять.СТ. Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г.: «Итак, канву материальную,дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей ипосильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — Деловоесамоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство — искусство.Повторяет и приспособляет к жизни...— игра, дающая такой бодрый тон общейжизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума.Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этогоорганизма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и незаслоняющее основной цели организации детской жизни» (наст, изд., т. 2, с. 24).
Подготавливая в 1922 г. к третьему изданию книгу «Бодрая жизнь»,С. Т. Шацкий снова размышлял об элементах детской жизни и подмечал существеннуюзакономерность в их взаимосвязи. Он писал: «Наблюдения над жизнью детского коллективаприводят к такому выводу: между основными сторонами детской жизни физическимтрудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитей существуетопределенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и и конечномитоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детскойдеятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другойобласти» (там же, т. 1, с. 127).
Значение Великого Октября как коренного поворота в судьбах всегочеловечества Шацкий понял не сразу. Но растерянность продолжалась недолго. Весьего предшествующий педагогический путь — отрицание старой школы, поиски новыхформ воспитания, работа с детьми и подростками рабочей окраины Москвы,разработка проблем трудового воспитания и детского коллектива — неизбежноподводил его к органическому участию в строительстве новой школы. Вавтобиографической работе «Мой педагогический путь» Шацкий писал: «Тот способ,которым мы разрабатывали нашу педагогическую практику, изучение реальнойдействительности, изучение условий, в которых живут и воспитываются дети, самапостановка вопроса о создании опытного учреждения — это была такая идея,которая с неудержимой силой стала развиваться в первые годы революционногостроительства; наконец, основное — вопросы детского самоуправления, с которымимы уже в значительной степени свыклись и считали себя, вероятно, не безоснования, пионерами в этой области — делало для нас постановку новыхпедагогических проблем особенно близкой. Тоже, что мешало нам близко подойти креволюционному строительству,— наше культурничество, аполитичность, обычноеотношение интеллигента того времени к большевикам как к разрушителям — довольнобыстро исчезло, как только мне и моим товарищам удалось ближе подойти к темпланам и способам их выполнения, с которыми мы познакомились в новых условияхработы».
С. Т. Шацкий глубоко изучал произведения К. Маркса, Ф. Энгельса,В. И. Ленина. На базе теории научного коммунизма он пересмотрел весь свойпредшествующий опыт, и на этой основе извлек «глубочайшие основания дляразвития теории и практики педагогического дела новой исторической эпохи». Огромноевлияние на Шацкого имела непосредственная работа с Н. К. Крупской, ученикомкоторой он себя считал.
Став в процессе социалистического строительства убежденным марксистом-ленинцем,С. Т. Шацкий все свои силы, огромный педагогический опыт целиком отдал созданиюновой школы. В условиях социалистической действительности с наибольшей полнотойрасцвел его талант педагога-новатора. Он стал коммунистом, видным деятелем народногообразования. С 1929 г. и до конца жизни он был членом Коллегии Наркомпроса. В20— 30-е гг. имя Шацкого было широко известно и особенно популярно средиучителей. О его экспериментальной деятельности хорошо знали и прогрессивныепедагогические круги за рубежом. С. Т. Шацкий достойно представлял советскуюпедагогику на международных конгрессах. Особенно следует подчеркнуть выдающуюсяроль Шацкого в борьбе за советскую школу в конце 20-х гг., когда сторонники такназываемой теории отмирания школы пытались навязать партии и советскомуобществу свой «ультрареволюционные», а по сути ликвидаторские позиции поважнейшим направлениям культурного строительства. Выступая в 1928 г. в КоллегииНаркомпроса на дискуссии о спорных вопросах педагогики, Шацкий всемерноотстаивал дело укрепления школы, вооружения учителя научной методикой.
Чрезвычайно интересна и плодотворна, но пока мало освещена впедагогической печати деятельность Шацкого в период социалистическойреконструкции народного хозяйства, построения основ социализма, связанная сразработкой проблем дидактики, трудового воспитания, роли школы каквоспитательного центра в районе своей деятельности, принципов научногообобщения и распространения педагогического опыта.
Шацкий был исполнен глубокой веры в огромное будущее советскойпедагогики. Он писал: «Все более и более убеждаюсь я в том, что роль буржуазиии в воспитании сыграна, что она ничего не может дать принципиально ценного,нового, что она может еще заниматься техникой, организационной, методической, авскопать новые пласты педагогических мыслей и создать систему того воспитания,которое нужно новым социальным слоям, неизбежно приходящим на смену старым,—это работа выпадает на долю коммунистической педагогики. Класть в общую работусоциалистического строительства педагогические кирпичи — великое дело длясовременного педагога. Будем в нем участвовать до конца дней своих» (С. Т.Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах. т. 1, с. 40). И он счестью выполнил эту высокую миссию. Педагогический талант Шацкого многообразен.Трудно назвать область педагогической науки и практики, в которую он не внессвоего вклада. Это проблемы коммунистического воспитания, Становления иразвития детского коллектива, политехнического обучения и трудового воспитания,дидактики, социальной педагогики. Многое сделано Шацким в области подготовкиучителя, в изучении и обобщении передового педагогического опыта. Каждый, ктопоглубже вникнет в то, что писал С. Т. Шацкий, подходя исторически к егоработам, увидит, как актуальны и сегодня многие его педагогические открытия инаблюдения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НОВОВВЕДЕНИЯ ШАЦКОГО
Остановимся только на некоторых сторонах его творчества. Шацкийпервым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы— Марьиной Рощи. Конечно, «домик в Вадковском переулке» как внешкольноеучреждение общества «Детский труд и отдых» кардинальным образом отличается отсовременных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, еесодержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогическиепринципы, применявшиеся Шацким в работе этих внешкольных учреждений,рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно иинтересно организованного труда как средства воспитания.
Шацкий — родоначальник русской и советской дошкольной педагогики.Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработанаоригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду,существенно отличавшаяся от той, что была создана Фрёбелем и современницейШацкого—М. Монтессори. После Октября, когда дошкольное воспитание впервые вмире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие.Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях какгорода, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход кпостановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенкувсестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей,и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русскогодетского сада» (1921) он писал: «… воспитание есть организация детской жизни,объект воспитания — ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он естьорганизм растущий» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах,т. 1, с. 267).
Рассматривая содержание воспитательной работы в опытном детскомсаду, в той же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие элементы детской жизни:физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра ифизический труд (см.: там же).
В дополнение к ранее установленным С. Т. Шацким элементам детскойжизни добавляется физическое развитие, в других случаях Шацкий употребляеттермин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержаниевоспитания в детском саду.
Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитанияпо видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовыхдетских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современногодетского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведенияи соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитиеречи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особоезначение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей.«Игра,— писал Шацкий,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, туатмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна длячеловечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, естьсамое здоровое ядро разумной школы детства» (там же, т. 2, с. 15). В настоящеевремя проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, являетсяпредметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки.Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и надетей школьного возраста.
Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема глубокоинтересовала передовых представителей общественной мысли в России и за рубежом.Но эта идея оставалась светлой мечтой, невозможной для реализации в условияхэксплуататорского общества. Только марксизм-ленинизм поставил ее на реальнуюоснову. Уже в первых документах, определявших развитие новой школы,— второйПрограмме партии и Декларации о единой трудовой школе — эти направления былиясно выражены. Для нас программное требование партии о всестороннем развитииличности, закрепленное теперь в Конституции СССР, в педагогическом аспектеозначает воспитание высокообразованных, всесторонне развитых строителейкоммунистического общества, советских патриотов и интернационалистов, готовыхактивно участвовать в общественно полезном труде, беззаветно защищать социалистическуюРодину. Как важнейшая практическая задача она сформулирована и в декабрьском(1977 г.) Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе.
В деятельности С. Т. Шацкого вопросы всестороннего развитияребенка всегда занимали видное место. Пример тому — его экспериментальнаяработа, описанная в книге «Бодрая жизнь».
Но тогда, в условиях старой России, при всей огромной ценностипедагогических находок, эта работа носила по объективным причинам времениограниченный, можно сказать, тепличный характер. Только победа ВеликогоОктября, коммунистическая идеология открыли торный путь педагогическомутворчеству Шацкого по всестороннему развитию личности ребенка. Вся живаяпрактика Первой опытной станции Наркомпроса и прежде всего ее ядра — школы-колонии«Бодрая жизнь» говорит об этом. Сочетание интеллектуальной деятельности детей сфизическим их развитием, посильным и разнообразным трудом, разностороннимэстетическим воспитанием, охватывающим весь мир прекрасного — музыку,изобразительное искусство, драматизацию, вместе с активной общественной работойпозволили этому творческому коллективу добиться высоких результатов. Особойзаслугой Шацкого следует считать теоретическую и практическую разработку имсистемы эстетического воспитания как органической части коммунистическоговоспитания в целом. Главным же в работе по всестороннему развитию личностишкольника для Шацкого была ее идейная, коммунистическая направленность, теснаясвязь с жизнью, с перспективами строительства нового общества. «В нашей стране,—писал Шацкий,— вопросы воспитания являются неизмеримо более кровными, чем влюбой западной стране. На нас легла колоссальная историческая ответственностьперед бесчисленным миром всесветных трудящихся масс. От того, как мы поведемвоспитание нашей детворы, молодежи, зависит не именно будущее нашей экономики,но и самая прочность нашего революционного дела» (С. Т. Шацкий: Избранныепедагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 286). Конечно, наша школа сегодняработает в иных условиях. Неизмеримо большими стали материальные и социальныевозможности повышения эффективности педагогического труда. Школьное дело действительностало делом общенародным и общепартийным. Но, решая практические задачи всестороннегоразвития личности школьника, и в наши дни очень важно опираться на высокиеобразцы педагогического опыта прошлого, к которым, безусловно, относитсятворчество С. Т. Шацкого.
В системе коммунистического воспитания школьников особое местоотводится роли самодеятельного детского коллектива. В решениях партии иправительства о школе систематически подчеркивалась важность этой сторонысоветской педагогической системы. Вопросами педагогики детского коллектива С.Т. Шацкий занимался едва ли не с начала своей педагогической деятельности.Воззрения его на эту проблему эволюционировали. Широко они раскрыты в книге«Бодрая жизнь», но с большей полнотой и разносторонностью они были развитыШацким в строительства советской школы. Главным фактором, цементирующим детскийколлектив, по Шацкому, является разнообразный труд, и прежде всего трудпроизводительный, связанный с трудом взрослого населения. В условиях начавшейсяв конце 20-х — начале 30-х гг. социалистической реконструкции сельскогохозяйства он считал важным создание специальных участков в колхозах и совхозах,которые полностью обрабатывались бы школьниками под руководством педагогов, принадлежащей культуре труда. «Нам нужно говорить о такой организации детскойработы,— писал Шацкий,— которая является частью работы колхоза, такой частью,которая посильна, доступна детям, но она должна быть серьезной. Нам нужен такойдетский труд, который был бы полон смысла и подъема» (Архив АПН СССР, ф. 1, ед.хр. 295, л. 114).
Тогда еще не было подобных современным школьныхучебно-производственных бригад, появлялись только первые ростки общественнополезного труда детей в социалистическом сельском хозяйстве, но идеи о егопедагогически разумной организации непосредственно в производственных условияху Шацкого сформулированы вполне определенно. Особенно он подчеркивал необходимостьсмены различных видов труда, систематичность и посильность его и такуюорганизацию дела, чтобы труд, выполняемый детьми, был положительно эмоциональноокрашен, доставлял им истинную радость. Шацкий считал, что общественно полезныйтруд должен приобщать детей к делу социалистического строительства в целом,чтобы общественно полезные дела школьников данной местности в их сознании быличастичкой общего труда советского народа.
Для Шацкого детский коллектив в широком смысле — это организация,подготавливающая строителей коммунизма. Поэтому коммунистическая направленностьвсей деятельности коллектива должна находиться постоянно в центре вниманияпедагогов, которые тактично, при максимальном поощрении детскойсамодеятельности призваны умело направлять его работу. Жизнедеятельностьдетского коллектива — в его непрерывном движении, а забота о развитииколлектива, о движении вперед и вперед — закон его жизни.
Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистическихорганизаций, а также вопросам самоуправления воспитанников. «Работать вместе сдетьми,— писал С. Т. Шацкий,— это значит признавать громадное влияние на детейдетского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детскихорганизаций, участвующих в строительстве жизни. Ей тогда легче будет работать.Огромную поддержку в этом деле могут оказать школе наши пионеры и комсомол,сплачивающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи» (С. Т. Шацкий:Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 2, с. 147). В наши дни, когдаактивизируется деятельность органов ученического самоуправления какдейственного средства идейно-нравственного воспитания личности, оченьсвоевременно вспомнить о педагогическом опыте Шацкого. Придавая огромноезначение самоуправлению, Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количестводетей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно иответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели своижелания и намерения подчинять требованию коллектива. Роль общего собрания детей,мнение коллектива — большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника.Конечно, не один С. Т. Шацкий разрабатывал многообразные аспекты проблемыдетского коллектива и разумно организованного труда в его становлении иразвитии. В ходе строительства советской школы это была кардинальная задача дляпедагогов — теоретиков и практиков. Она в общем виде определялась партийными игосударственными документами. Вспомним, какой поистине колоссальный труд в ееразработку вложен Н. К. Крупской. Много принципиально нового внес в этусокровищницу советской педагогики в 30-е гг. А. С. Макаренко. В послевоенныегоды над проблемами детского коллектива работал В. А. Сухомлинский. И теперьэти вопросы — предмет особого внимания исследователей — педагогов, психологов,социологов. Хотелось бы подчеркнуть преемственность в разработке магистральныхвопросов советской педагогики. Она легко прослеживается, если рассматриватьэтот вопрос в историческом аспекте. Это ни в какой степени не умаляетиндивидуального и своеобразного вклада каждого из замечательных деятелейсоветской педагогической науки в разработку теории коллектива и ролиобщественно полезного, производительного труда в воспитании детей и юношества.Роднит их общность коммунистической идеологии и прочная опора в научных выводахни живой, многолетний опыт с конкретным детским и педагогическим коллективом. Вих творчестве естественно отражались поиски и находки других педагогов-современников.Непреоборимая сила социалистической педагогики как принципиально нового явленияобщественной жизни состоит в том, что она, развиваясь на основемарксизма-ленинизма, впитывает многообразный коллективный труд, накопленный вее историческом развитии. Она — продукт этого исторического пути.
Весьма значителен вклад С. Т. Шацкого в разработку вопросовсоветской дидактики. Он, будучи членом ГУСа с 1921 г., много и плодотворноработал под непосредственным руководством Н. К. Крупской над определениемсодержания образования в школе. Научно-педагогическая секция ГУСа тогда былацентром педагогической мысли страны. Это был путь исканий, на котором у Шацкогобыли значительные достижения, но были и увлечения вроде некритическогоотношении к методу проектов, некоторой недооценки роли систематических знаний вобучении школьников. После известных решений ЦК партии и правительства к школеШацкий решительно преодолел эти взгляды и в последние годы жизни плодотворнотрудился над вопросом повышения роли урока как основной фирмы учебной работы.
В системе дидактических взглядов С. Т. Шацкого также многоесозвучно современности, когда перед школой встала задача совершенствованиясодержания образования в свете решений XXV съезда партии, повышениякачества учебно-воспитательной работы, решительного поворота школы к улучшениютрудового воспитания. С. Т. Шацкий считал, что школу всегда должен интересоватьнакопленный детьми жизненный опыт. Он позволяет, по его мнению, правильноорганизовать и учебный процесс, связанный с приобретением ребенком новыхзнаний, и осознанный детьми физический труд, и занятия искусством. При этомочень важно, чтобы знания сопровождались выработкой умения работать. «Никто неможет отрицать важности того,— писал Шацкий,— чтобы ученики наши твердо зналитот минимум необходимых сведений, которыми должен быть вооружен каждыйсоветский гражданин; но если эти знания получаются лишь путем работы памяти иесли они не сопровождаются накоплением известных навыков умелой работы, то врядли эти знания представляют ценность… Таким образом, умение работать иполучение знаний — это две стороны одного и того же процесса» (Черепанов С. А.,С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958, с. 88).
Большое значение Шацкий придавал тому, чтобы дети яснопредставляли себе цель обучения, значение получаемых знаний для участия всоциалистическом строительстве, в окружающей жизни. Очень важно, по Шацкому,всемерно развивать у учащихся интерес к учению. Ребенок по натуре своейисследователь. Интерес к занятиям возрастает, прежде всего, если они посильныдля учащихся. Но в дальнейшем он может снизиться и даже погаснуть, если его неподдерживать. Шацкий вывел такую закономерность: ученики в процессе работытратят свои силы, но в том-то и сущность учения, что чем больше они тратят своисилы, тем больше их приобретают (см.: Пед. соч. В 4-х т., т. 1, с. 37). Длявысокой эффективности учебного процесса нужна научная организация трудашкольников. Прежде всего, следует исключить всякого рода неразумную тратувремени. Ученик всегда должен иметь возможность обращаться к учителю в случаезатруднения. Необходимо рациональное сочетание фронтальной, групповой ииндивидуальной работ. Монотонность в занятиях создает у школьников своеобразноесостояние гипноза, тормозит продуктивность работы и погружает учащихся ввынужденный педагогический сон. Драгоценное время затрачивается впустую. Вметоды работы надо вносить разнообразие и обязательно обращать внимание наэмоциональную сторону детской деятельности в процессе учения. Шацкий придавалогромное значение органическому сочетанию в педагогическом процессе культурыума с культурой чувств. Он писал: «Мы мало используем силу эмоциональноговоздействия живого слова — больше всего стремимся заставить слушателя мыслить,забывая при этом о его чувствах, переживаниях, психологических состояниях…Мы, разумеется, не против воспитания культуры ума, мы за сознательные знания,за активную мыслительную деятельность учащихся на уроках, но мы противодностороннего «интеллектуализма»,— надо, чтобы учитель не только возбуждал«дум высокое стремленье», но умел бы и «глаголом жечь сердца». Говоря другимисловами, ум и чувства учащихся должны быть в ладу, интеллектуальная иэмоциональная сферы должны помогать друг другу» (Народное образование, 1968, № 6).Смысл педагогического учета, по Шацкому, состоит в том, чтобы он помогалшкольникам трудиться, вырабатывал у них желание подвергнуться проверке,обнаружить и устранить затруднения, которые возникли в ходе учебных занятий. Иоценивать надо проделанную работу, а не личность ученика, проявлять при этоммаксимум внимания и доброжелательности к растущему человеку. Это тольконекоторые штрихи дидактической системы С. Т. Шацкого.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ НА ДЕТЕЙ В РАБОТАХ ШАЦКОГО
С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальнойпедагогики, и прежде всего педагогики социальной среды. И до Шацкого этапроблема вызывала пристальное внимание передовых мыслителей. В частности,большой интерес к ней проявляли К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Изучениемвлияния среды на детей С. Т. Шацкий и его сотрудники много занимались еще вдореволюционный период. Но естественно, тогда их возможности были крайнеограниченны, а воздействие на окружающую среду практически ничтожно. Лишь вусловиях социалистической действительности С. Т. Шацкому удалось поставить делоизучения социальной среды и ее влияния на формирование детей с широким размахоми действительно научным подходом. При этом принимались во внимание не толькосреда и ее влияние на детей, но и возможности воздействия на среду в целях ееулучшения. Такой эксперимент ставился впервые в мировой педагогическойпрактике. Именно на этом принципе строилась по существу вся педагогическаяработа в Первой опытной станции Наркомпроса, имевшей в своем составе и городе идеревне систему педагогических учреждений: от детских садов и школ до школвзрослых, клубов и педагогических учебных и научных учреждений, работавших втесном контакте с партийными, советскими, кооперативными и другимиобщественными организациями. На этой основе у Шацкого возникла и сформироваласьсистема взглядов на школу как центр воспитательной работы в районе своейдеятельности. Сделано было немало. Шацкому и его сотрудникам пришлось начинатьвнедрение элементов культуры в быт деревни 20-х гг., оздоровлять бытшкольников, включая элементарные правила гигиены. И вновь Шацкий обращается кпроблеме занятий с детьми по видам деятельности. Это приводит к необходимостисоздания им соответствующих программ. Одна из них — по охране здоровья, вкоторой предусматривалось выявление учителем опыта детей; их привычек и знанийв этой области; приготовление и принятие пищи; пользование свежим воздухом,отношение к холоду и теплу, уход за помещением и обстановкой, забота о чистотетела, условия сна, предупреждение болезней и т. д. И программе было намеченотакже, что должна делать школа, чтобы дать возможность детям получить новыйопыт, основанный на научных данных.
Таким образом, школа организует у себя рациональное питание,заботится о чистоте воздуха, вводит закаливание, налаживает уход [детей] засобой, следит за чистотой головы, носа, ушей, глаз, рук, применяет простые, норациональные средства кподдержанию чистоты помещения, привлекая детей к активному участию в этихделах. Учитель, наблюдая привычки детей и понимая источник их создания, неможет ограничиться только школой. Рядом постепенных, но обдуманных шагов онпревращает при содействии детей школу в культурный дом, влияющий на гигиенужизни ребенка в семье и в дальнейшем — и на самую семью. Это долго и трудно, нонеобходимо».