Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
1.1 Особенности развития изобразительной деятельности удошкольников
1.2 Педагогические условияуспешного обучения изобразительному искусству
1.3 Импровизация в изодеятельности
1.4 Игра как форма коллективной работы на занятияхизодеятельностью
1.5 Значение игры в системе обучения
Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения
Заключение
Литература
/>/>Введение
Содержание педагогического процесса во многом определяетсясоциальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность вподготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новыхсоциально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения ивоспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выборадекватных методов и средств. На современном этапе развития общества достаточночетко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развитиятворческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи.
Творчество, как важнейший механизм приспособления, в болеешироком плане можно рассматривать не только как профессиональнуюхарактеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человекуадаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во всеболее расширяющемся информационном поле.
Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшаяхарактеристика творческой личности, — необходимое качество человека новойэпохи, человека XXI века[1].Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессиональногообразования во многом определяется уровнем сформированности основныхкомпонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности.
В число таких компонентов входят: способность к анализу,синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичностьмышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способностьвыявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способностьмногоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего,будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлятьрешения в образно-графической форме.
Цель исследования: изучение значения игры в системе обучениядошкольников изодеятельности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является игра дошкольников назанятиях рисования.
Гипотеза исследования: игра на занятиях рисования помогаетформировать творческую личность дошкольников, если содержание учебных заданийбудет соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочнуюдеятельность.
Задачи исследования:
1. Изучит условия успешного обучения дошкольниковизобразительному искусству
2. Исследовать сущность творческого мышления дошкольников,проанализировать его специфику на занятиях рисования.
3. Изучить содержание и методику формирования творческойличности у дошкольников в процессе игры на занятиях рисования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы
2. Наблюдение
Практическая значимость исследования состоит в разработкеметодики формирования творческой личности дошкольников в процессе игры назанятиях рисования. Полученные результаты могут быть использованы в разработкепрограмм по обучению для детского сада, а также для педагогических учебныхзаведений.
/>/>Глава 1. Теоретический анализ проблемы
/> 1.1 Особенности развития изобразительнойдеятельности у дошкольников
К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным иизобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими — делаютпростые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листебумаги, проявляют устойчивое желание — изобразить то, что видят в окружающейдействительности.
Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить исвое отношение к ним. Для этого они используют различные средства: определенныйподбор предметов для изображения; избирательность цвета; обыгрываниерезультатов своей деятельности; дополнение словами, рассказом об изображенномпредмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию илепке начинается с их знакомства с окружающими предметами и явлениями. Ребенкаучат наблюдать окружающее; целенаправленно рассматривать, обследовать предметы;знакомят с многообразием форм, созданных природой и руками человека, вследствиечего у него развивается образное видение мира. [2]
Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьмипятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов передзанятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данныхпредметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы набумагу, в глину.
Следующим этапом формирования изобразительной иконструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста являетсяознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений вразном материале, т.е. введение в мир условных и графических образов.
Показ различных способов изображения приобретает в среднейгруппе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечатьнекоторые признаки предмета — цвет, общую форму, различать его части и детали,и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительноговосприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтомуребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессекоторого у него формируются представления о графических и пластичных условныхобразах. Воспроизводя эти способы по памяти или повторяя по нескольку раз вследза показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у нихразвиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуетсязрительно-двигательная координация.
К четырем годам у детей усиливается интерес к результатамсвоей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, являетсяэффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своимиизображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критическиезамечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительныхрезультатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять своиошибки. Поэтому задача воспитателя — создавать такие ситуации, в которыхребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, врисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специальноподготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. [3]Если рисунок помнется или порвется, то ребенок наглядно убедится в небрежностивыполненной работы и постарается устранить недочеты.
Формированию у детей оценочного отношения к результатамрисования способствует организованное рассматривание всех детских работ сиспользованием игровых ситуаций, а также составление вначале воспитателем, азатем и самими детьми рассказов по рисункам. С этой целью воспитатель можетзаранее подготовить место, где будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок,ребенок сразу же относит его и вывешивает в указанном педагогом месте. При этомребенок может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особеннопонравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все дети, воспитательорганизует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успелрассмотреть рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарныйрассказ.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая,не ограничивались простым перечислением того, что нарисовано, или оценивалирисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложитьподумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованнымпредметом, куда и зачем его положили и почему нравится именно эта работа. Вэтом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические элементарные образы,проявляя свое отношение к изображаемому. [4]Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес кпредлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатовдеятельности
Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольноговозраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания напрактике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыкииндивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.
Однако дети 4-5 лет, как уже отмечалось в главе «Развитиедетей», еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам.В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все ещезачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данноеобстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты иситуации./>1.2 Педагогическиеусловия успешного обучения изобразительному искусству
Успех обучения зависит от правильного определения его целейи содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Поэтому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мыпридерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н.Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этихавторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный,репродуктивный и исследовательский. [5]
Обучение, как правило, начинается собъяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детяминформации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможныеформы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрацияразнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание,выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшегооперирования ею.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоениезнаний, а для формирования навыков и умений необходимо использоватьрепродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия.Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа,повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение изаучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др.Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместнаядеятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех жесредств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности,практическая работа[6].
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы необеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей испособностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольникамитворческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи онпредполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. Приэтом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию взависимости от подготовленности того или иного ребенка.
Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовыепроблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивнымив зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит втворческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочетсяподчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.
Следует обратить особое внимание на значимость проблемногообучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского,эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.
Другим методом, помогающим творческому развитию, являетсяэвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, еговопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказатькак сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическуюбеседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этогометода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.
В настоящее время широкое распространение получил методпроблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивостьрешения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикойизложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемногоизложения применяют и образ, и практический показ действия.
Методы исследовательский, эвристический и проблемногоизложения — методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессестимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений,помогает освоить способы научного познания. [7]Современное обучение обязательно должно включать рассмотренныеобщедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительногоискусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективностьметодов зависит от педагогических условий их применения.
Как показывает опыт практической работы, для успешнойорганизации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальнойсистемы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов ониопределяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственновлияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем еерассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:
развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
сочетание систематического контроля за изобразительнойдеятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;
воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческиеспособности;
последовательное усложнение изобразительной деятельности,обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
обучение языку изобразительного, народного,декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественнойвыразительности пластических искусств;
целенаправленное, систематизированное использованиеискусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работуего мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
использование на занятиях изобразительным искусствомтехнических средств обучения, особенно видео — и аудиоаппаратуры, и специальныхнаглядных пособий;
активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения,наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметовдекоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурныхдеталей;
введение в урок творческих, импровизационных и проблемныхзадач;
применение разнообразных художественных материалов и техникработы ими;
смена видов изобразительной деятельности в течение учебногогода (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
введение в структуру занятия игровых элементов ихудожественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
систематическое развитие педагогически целесообразныхвзаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство»,между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучениеискусству в школе. [8]
Важным условием развития художественного творчества дошкольниковна занятиях изобразительного искусства является использование педагогамитехнических средств обучения, особенно видео — и аудиоаппаратуры, и специальныхнаглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована ещев XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшегодидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов — И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркиваливеликий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. [9]
Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможнапри активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит «движение»мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного кконкретному.
На все этапы занятия, по возможности, следует вводитьтворческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требованийпри этом — предоставление детям возможно большей педагогически целесообразнойсамостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости,педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом,учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратитьвнимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужноизобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции.Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей визобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенокпостепенно подводится к их самостоятельному выбору./>/>1.3 Импровизация в изодеятельности
Включение в содержание занятий изобразительным искусствомпроблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного методаобучения создает очень хорошие условия для развития творчества. В соответствиис возможными подходами к проблемному обучению, изложенными в начале этой главы,рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решенияпроблемных задач, как постановка перед дошкольниками вопросов. Рассматриваяразнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач,развивающую у дошкольников видение новых функций уже знакомых объектов,например превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать неворсом кисти, а ее черенком. Другие проблемные задачи могут быть направлены наформирование у детей умения комбинировать ранее известные способы решенияпроблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например,в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек,животных, мобилей, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из«бросовых» материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.).К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные наформирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятияхизобразительным искусством поиск оригинального композиционного решения рисунка,выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т.п. всегдавыступает для детей проблемной задачей[10].
Еще одним важным условием развития художественноготворчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной,декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Детямдля выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель илигуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная или тонированная бумагаразличных размеров и др. В каждом конкретном случае выбор художественногоматериала обусловлен конкретной задачей.
На занятиях изобразительного искусства необходимо стремитьсяк тому, чтобы дети постепенно и в системе овладевали различными материалами,рекомендованными программой.
Дети, как правило, предпочитают цветной материалчерно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногдаопасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем приправильном педагогическом руководстве дети успешно осваивают разнообразныеграфические и живописные техники, начальные основы конструирования ихудожественной обработки различных материалов. Очень любят дети рисовать тушью- пером или кистью. [11]
Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности втечение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.),именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса кизобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время даетвозможность систематически работать над овладением художественными материаламии техниками. Сочетание на занятиях изобразительного искусства коллективных ииндивидуальных форм работы — важное условие развития творчества. Оно можетосуществляться по-разному, в зависимости от темы занятия и педагогических задач.
/>/>1.4 Игра как форма коллективной работы на занятиях изодеятельностью
Как показывает опыт, конкретных методик соединенияколлективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессеизобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может бытьмножество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя идетей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельнораспределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль,стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия,они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождаетсяколлективная инициатива и соревнование[12].
Вместе с тем при всем важном значении использованияколлективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогическоймеры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет длядетей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процессусвоения дошкольниками новых знаний и умений.
При характеристике коллективной деятельности нам хотелось быобратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненныеколлективно, могут быть использованы для оформления класса, школы. В этомслучае художественное творчество приобретает общественно полезнуюнаправленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный обликребенка. Различные попытки возможных объединений детей в группы вызваныстремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой воспитателя сколлективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.
Промежуточной формой воспитательного воздействия можносчитать дифференцированный подход — целенаправленное воспитательное воздействиена группы детей, объединенных по сходным признакам. При этом педагог пользуетсянабором средств, наиболее эффективных для каждой группы в определенныйвоспитательный момент, это позволяет активнее воздействовать и на каждого ребенка.По сути дела, индивидуальный и дифференцированный подходы в области обучения ивоспитания обуславливают друг друга. Широкое и последовательное осуществлениеиндивидуального подхода к воспитанникам в группе из 15-30 человек неизбежнопредполагает их мысленное разделение на подгруппы по общим и индивидуальным особенностям,например, один и тот же уровень нравственной или эстетической или какой-либодругой воспитанности. В свою очередь, дифференцированный подход обеспечиваетиндивидуальный подход к группе в 15-30-40 человек путем выделения подгрупп взависимости от общих, а в каких-то отношениях различных черт, качестввоспитанников. [13]
/> 1.5 Значение игры в системе обучения
Как показывает опыт работы, необходимым условиемэффективности развития художественного творчества детей является введение вструктуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов ихудожественно-дидактических игр и использование элементов соревнования. Значениеэтого условия предопределяется прежде всего самой сущностью игры. Оназаключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познаватьокружающую действительность. В качестве специфических игровых моментоввыступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженныйсамодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение ирадость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.
Как известно, игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольноговозраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и впоследующие возрастные периоды, потребность в игре — одна из важнейших и в дошкольном,и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самыеразнообразные потребности — общение, познание, движение, самоутверждение, играотвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. [14]
Существенное значение игры в воспитаниихудожественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусстваобусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительногоэмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создаетблагоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческихспособностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают вниманиедетей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместес тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера — изобразительнаядеятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженныйхудожественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда сигрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой. [15]
На занятиях изобразительного искусства мы использовали восновном кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры каксредство усвоения необходимых знаний, умений и навыков, а также дляосуществления преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольногои младшего дошкольного возраста.
Для осмысления роли игры в процессе изобразительноготворчества дошкольников, разработки конкретной методики ее применения мыиспользовали данные исследований игровых приемов в обучении изобразительнойдеятельности дошкольников (ЕА. Флерина, А.А. Волкова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева,Т.С. Комарова В.Н. Зинченко и др.), а также работы, посвященные этой проблемеприменительно к дошкольному возрасту (А.А. Баранов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Кузини др.). [16]
Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детеймышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логическиеоперации анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п. Вигровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительнаяпамять, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети такжезнакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формойпредметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируяэмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитиедетского изобразительного творчества[17].
Используя в работе художественно-творческие игры, следуетучитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательноеи игровое, занимательное.
Можно применять такие разнообразные игры как разрезныекартинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с цельюразвития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета иформы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способовпередачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Какизвестно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующихпризнаков: элемент ожидания и неожиданности — у детей вызывает особый интереспоявление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.; элементзагадки — стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элементдвижения — смешивать, выкладывать, переставлять — эти и другие движения сдидактическими и художественными материалами увлекают детей; элементсоревнования — способствует повышению творческой активности детей (игры «Ктопервый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.п.); элементпоиска и находки — детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее поформе, цвету, величине, определять свойства этих предметов[18].
В школе дети принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых,играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь изобразительнойдеятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотивдеятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развитияхудожественно — творческой активности. Использование игровых приемов обучения,обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствуетих эстетическому и нравственному воспитанию. Особенно способствует повышениюактивности детей взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности.
В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразныелото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляютзнания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.),которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликациии др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.
/>/>Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения
Тема уроков: «Иллюстрирование русской народнойсказки „Маша и медведь“
Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказке. Развиватьинтерес и любовь детей к творчеству ведущих художников детской книги.
Задачи: Обучать умению простейшими средствами передаватьосновные события сказки, смысловую связь между предметами и героями в рисунке,формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали взависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе.
Материал:
Для детей: лист бумаги, графитный карандаш, акварельные илигуашевые краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Лосинак русским народным сказкам; игрушечный мишка и кукла.
Методические рекомендации:
Содержание сказки изучается заранее, можно предварительнорассмотреть различные изображения людей и медведя в детских книжках.
До иллюстрирования сказки желательно, чтобы дети имеливозможность, вылепить фигурки девочки и медведя. Дети наблюдают за движениямичеловека, чтобы использовать их в рисунках.
На уроки иллюстрирования сказки „Маша и медведь“ вгости к ребятам могут прийти кукла и мишка. Они вместе с ребятами послушаютпедагога, посмотрят иллюстрации, а потом примут участие в творческой работедетей. Если в процессе рисования у детей возникнут трудности в передачепропорций, положений рук, ног или лап во время движения, можно обратиться спросьбой к мишке или кукле показать те или иные движения, разные положения телаи внимательно их рассмотреть. Наши гости могут сказать свое мнение во времяпросмотра и при оценке детских рисунков в конце занятия.
Урок 1.
1. Вводная беседа.5 мин.
2. Игра „Расскажи сказку“.5 мин.
3. Анализ иллюстраций художников.5 мин.
4. Словесное рисование.5 мин.
5. Подведение итогов.5 мин.
Урок начинается с вводной беседы, дети вспоминают главныхперсонажей сказки, место действия, а воспитатель демонстрирует иллюстрации Е. Рачеваи В. Лосина. В игре „Расскажи сказку“ дети расставляют иллюстрациипоследовательно, в соответствии с событиями, происходящими в сказке.
Затем можно сравнить изображения медведя и девочки у Ю. Васнецова,Е. Рачева, В. Лосина. Знакомство с разным образным решением одних и тех жеперсонажей поможет детям избежать подражания и по-своему изобразить главныхгероев сказки. В процессе анализа иллюстраций особое внимание обращают на выборхудожниками формата иллюстраций, вытянутого по горизонтали или вертикали,размер изображения в листе, который зависит от композиционного замысла, наобразную характеристику персонажей, на способы передачи сказочности,необычности происходящего.
Например, можно использовать иллюстрации Е. Рачева к сказкам»Маша и медведь", «Колобок» (встреча колобка и медведя), Ю.Васнецова к сказке К. Чуковского «Краденое солнце» (медведь) и др. Можнопроанализировать средства художественной выразительности иллюстрации Ю. Васнецовак сказке «Три медведя», на которой изображена девочка, заблудившаясяв лесу. В темном, мрачном, сказочном лесу потерялась девочка. Ю. Васнецоврасположил свою иллюстрацию вертикально для того, чтобы лучше передать высокиедеревья густого, черного леса, чтобы мы почувствовали, как страшно маленькойдевочке в этом дремучем лесу. И хотя деревья нарисованы во весь лист, а девочка- очень маленькой, мы сразу замечаем ее, понятно, что она — главная героиня. Этообъясняется тем, что художник нарядил ее в яркое светлое платье, которое хорошозаметно на фоне огромных темных елей. Девочка подходит к избушке, котораябольше нее по размеру.
Анализируя иллюстрации, педагог может задать детям такиепроблемные вопросы; по вашему мнению, какой лес нарисован на картине сказочныйили реальный. Почему главную героиню сказки, девочку, Ю. Васнецов нарисовалтакой маленькой? Почему художник расположил свою иллюстрацию вертикально? и т.п.Воспитатель может помочь детям найти правильный ответ.
Затем все иллюстрации художников складывают и дети вместе сучителем выбирают наиболее выразительные сюжеты для своих работ, обдумывают ихкомпозиции. Во время словесного рисования детей просят рассказать, какой листони возьмут, как его расположат, что будет. нарисовано, какого размера, чтобудет главным, что будет окружать персонажей, сколько места в рисунке будетотведено для изображения земли, неба, какого цвета будет фон иллюстрации и др. Можнопопросить ребят закрыть глаза и постараться представить свой рисунок. Обдумываниекомпозиции и словесное рисование помогают скорректировать замысел,конкретизировать его, избежать ошибок в изображении.
Поскольку детей часто затрудняет самостоятельный выборвыразительных сюжетов, и они, как правило, останавливаются только на одном — медведьнесет за плечами короб, в котором сидит Маша, необходимо подсказать детям рядсобытий, которые интересно проиллюстрировать:
Маша собирает грибы в лесу; она заблудилась; домик медведя,а к нему по лесной дорожке идет Маша; девочка в доме у медведя варит кашу; медведьвозвращается домой с дровами; Маша и медведь подходят к дому, девочка к домуближе и т.д.
Затем дети приступают к самостоятельной работе — выполняютрисунок иллюстрации.
Уже на первом уроке разрешается начать работу цветом,используя разнообразные художественные материалы. В конце занятия учительподводит итоги работы.
Урок 2.
1. Вводная беседа.2 мин.
2. Анализ цветового решения иллюстраций художников.8 мин.
3. Самостоятельная работа.25 мин.
4. Подведение итогов.10 мин.
Урок начинается с беседы о цветовом решении иллюстрации. Дляэтого занятия воспитатель подбирает другие иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачевак русским сказкам. При их анализе особое внимание детей педагог обращает нацветовое решение, средства художественной выразительности, которыми пользуетсяхудожник для передачи сказочности, необычности происходящего, дляхарактеристики главных героев и пейзажа.
При выполнении иллюстрации дети совершенствуют свои умения инавыки работы художественными материалами, вспоминают последовательностьзаполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, леса; отбольших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей.Учителю необходимо показать эти приемы работы красками на большом листе.
В конце занятия дети могут придумать названия к своимиллюстрациям или подобрать к ним соответствующие строчки из сказки. Следуеторганизовать обсуждение выставленных работ.
/>/>Заключение
В процессе обучения изобразительному искусству детиовладевают умением анализировать художественное произведение. Как правило,сначала рекомендуется разглядеть сюжет картины, то, что на ней изображено, ктоявляется героем, когда это было, а затем перейти к рассмотрению того, как этонаписано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладываеткраски, какой выбирает колорит, далее необходимо вернуться к общей образной иэмоциональной оценке полотна.
Теоретические основы обучения дошкольников рисунку, живописии композиции базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства,на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у детейизобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия,фантазии, творческой индивидуальности.
Обучение изобразительному искусству активизирует творческуюи познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительноевлияние на формирование их эстетической культуры в целом[19].
/>Литература
1. Божович Л.И. Очерки психологии детей. — М., 2006.
2. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальныхклассов). — Гомель, 2003.
3. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальнаяпедагогическая проблема. — Челябинск, 2006.
4. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду.- М., 2008.
5. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности иконструированию. — М., 2007.
6. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподаванияв начальной школе. — М., 2007.