Реферат по предмету "Педагогика"


Тьюторская форма обучения одарённых детей

--PAGE_BREAK--2. Раскрытие понятия «тьютор»


      Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

     В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

          Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.

Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.

Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.
Попробуем сравнить тьютора и учителя:




     

2.1. История тьюторства


В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление — мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.

Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке — латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.

Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.

 Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других – преподаватели.

Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой — продолжал оставаться школяром.

Магистр низшего факультета (в древние века это был факультет искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста. Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица. В ситуации интеллектуализации знания необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система. О тьюторстве, как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся.

Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

 В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.

Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

Основную идею тьюторской деятельности определяли, как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.

 В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): «Отмена тьюторства, — писали они в своей петиции, — будет подменять образование информацией, а религию — псевдоученостью»… Именно тьюторская система позволяла превратить знание из общеизвестного в личностное.

 Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:

·        собственно тьюторство – коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще).

·        руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;

·        моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.

 Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.

Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора — извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.

Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.

В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.

Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Тьюторская практика в школе.


Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии.

Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.

Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.

 Рекомендации по введению тьюторства в школе.

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе), т.е. одаренные дети. Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

2.3.  Функции тьютора в работе с обучающимися


У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи.

Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в отношении обучающихся.



Типовые задачи

Действия тьютора



Знакомство (вхождение в деятельность)

·                     Определение целей и задач совместной деятельности.

·                     Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

·                     Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·                     Разработка стратегии работы группы на презентацию.

·                     Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

·                     Определение собственной роли и позиции в группе.

·                     Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

·                     Определение учебного потенциала группы.

·                     Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

·                     Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

·                     Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

·                     Включение обучающихся в активную работу.

·                     Создание мотивации.

·                     Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

·                     Поддержка мотивации.

·                     Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

·                     Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·                     Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

·                     Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий,

·                     позволяющих активизировать обучающихся.

·                     Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

·                     Объяснение сложных вопросов, концепций,

·                     Системное представление концепций курса,

·                     Выделение главных идей в теме, курсе,

·                     Организация работы обучающихся с кейс-стади.

·                     Объяснение концепций курса.

·                     Демонстрация связи курса с реальной практикой

·                     обучающихся.

·                     Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

·                     видеть и формулировать проблему.

·                     Представление более полного и более широкого, чем

·                     в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

·                     Подготовка и чтение мини-лекций.

·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

·                     Работа с проблемами, предложенными группой.

·                     Оформление опыта обучающихся.

·                     Обзор материалов всего курса.

·                     Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

·                     идей, адекватных изучаемым материалам.

·                     Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной



·                     Организация групповой работы,

·                     Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

·                     Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

·                     Организация межгруппового взаимодействия.

·                     Выбор адекватных методов обучения.

·                     Организация дискуссии.

·                     Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

·                     Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·                     Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

·                     Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

·                     Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии



·                     Определение сильных и слабых сторон в деятельности

·                     обучающихся.

·                     Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

·                     диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·                     Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·                     Организация обратной связи.

·                     Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

·                     Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

·                     Проведение рефлексии собственной деятельности.

·                     Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

·                     Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

·                     Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

·                     Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

·                     Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

·                     Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.



Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

·                диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

·                осуществление целеполагания;

·                мотивация и вовлечение обучающихся;

·                управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

·                коррекция деятельности обучающихся;

·                контроль выполнения заданий;

·                рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Заключение.
Появляется всё больше и больше школ, в которых существует тьюторская форма обучения одарённых детей. На мой взгляд, плюсов такой формы обучения множество. Ведь одаренные дети нуждаются в особом подходе, и, осуществляя тьюторскую поддержку таким детям в пределах обычных школ, мы уберегаем их тем самым от психологических и социальных проблем, которые возникают в специальных школах, рассчитанных только на детей с супер способностями. Ведь жить они будут в мире с людьми разных интеллектуальных возможностей.
Список литературы:
1. Курсовая работа по теме: «Основы деятельности тьютора, как педагога в системе   образования»

2. Курсовая работа по теме: «Теоретические аспекты изучения детской одаренности»

3. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

        4. ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор
        5. www.thetutor.ru/history/article05.html
 Программа обучения интеллектуально одаренных детей должна:
Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;

Предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

Включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;

Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :