--PAGE_BREAK--2. Раскрытие понятия «тьютор»
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.
Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.
Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.
Попробуем сравнить тьютора и учителя:
2.1. История тьюторства
В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление — мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.
Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке — латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.
Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.
Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других – преподаватели.
Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой — продолжал оставаться школяром.
Магистр низшего факультета (в древние века это был факультет искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста. Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица. В ситуации интеллектуализации знания необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система. О тьюторстве, как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся.
Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.
В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.
Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.
Основную идею тьюторской деятельности определяли, как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.
В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): «Отмена тьюторства, — писали они в своей петиции, — будет подменять образование информацией, а религию — псевдоученостью»… Именно тьюторская система позволяла превратить знание из общеизвестного в личностное.
Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:
· собственно тьюторство – коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще).
· руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;
· моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.
Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора — извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.
Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.
Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Тьюторская практика в школе.
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии.
Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.
Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.
Рекомендации по введению тьюторства в школе.
1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе), т.е. одаренные дети. Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.
2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
2.3. Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи.
Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся.
Типовые задачи
Действия тьютора
Знакомство (вхождение в деятельность)
· Определение целей и задач совместной деятельности.
· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Разработка стратегии работы группы на презентацию.
· Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.
· Определение собственной роли и позиции в группе.
· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
· Определение учебного потенциала группы.
· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
Размораживание (проблематизация)
· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
· Включение обучающихся в активную работу.
· Создание мотивации.
· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
· Поддержка мотивации.
· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий,
· позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
Организация изучения концепций курса
· Объяснение сложных вопросов, концепций,
· Системное представление концепций курса,
· Выделение главных идей в теме, курсе,
· Организация работы обучающихся с кейс-стади.
· Объяснение концепций курса.
· Демонстрация связи курса с реальной практикой
· обучающихся.
· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,
· видеть и формулировать проблему.
· Представление более полного и более широкого, чем
· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
· Подготовка и чтение мини-лекций.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
· Оформление опыта обучающихся.
· Обзор материалов всего курса.
· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся
· идей, адекватных изучаемым материалам.
· Оценка адекватности применения концепций.
Организация групповой и индивидуальной
· Организация групповой работы,
· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,
· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
· Организация межгруппового взаимодействия.
· Выбор адекватных методов обучения.
· Организация дискуссии.
· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
Организация обратной связи и рефлексии
· Определение сильных и слабых сторон в деятельности
· обучающихся.
· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;
· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Организация обратной связи.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
· Проведение рефлексии собственной деятельности.
· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
· осуществление целеполагания;
· мотивация и вовлечение обучающихся;
· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
· коррекция деятельности обучающихся;
· контроль выполнения заданий;
· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Заключение.
Появляется всё больше и больше школ, в которых существует тьюторская форма обучения одарённых детей. На мой взгляд, плюсов такой формы обучения множество. Ведь одаренные дети нуждаются в особом подходе, и, осуществляя тьюторскую поддержку таким детям в пределах обычных школ, мы уберегаем их тем самым от психологических и социальных проблем, которые возникают в специальных школах, рассчитанных только на детей с супер способностями. Ведь жить они будут в мире с людьми разных интеллектуальных возможностей.
Список литературы:
1. Курсовая работа по теме: «Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования»
2. Курсовая работа по теме: «Теоретические аспекты изучения детской одаренности»
3. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
4. ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор
5. www.thetutor.ru/history/article05.html
Программа обучения интеллектуально одаренных детей должна:
Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;
Предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
Включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;
Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
продолжение
--PAGE_BREAK--