Реферат по предмету "Педагогика"


Тьюторская форма обучения одарённых детей

--PAGE_BREAK--2. Раскрытие понятия «тьютор»


      Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

     В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

          Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.

Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.

Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.
Попробуем сравнить тьютора и учителя:




     

2.1. История тьюторства


В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление — мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.

Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке — латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.

Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.

 Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других – преподаватели.

Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой — продолжал оставаться школяром.

Магистр низшего факультета (в древние века это был факультет искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста. Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица. В ситуации интеллектуализации знания необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система. О тьюторстве, как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся.

Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

 В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.

Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

Основную идею тьюторской деятельности определяли, как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.

 В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): «Отмена тьюторства, — писали они в своей петиции, — будет подменять образование информацией, а религию — псевдоученостью»… Именно тьюторская система позволяла превратить знание из общеизвестного в личностное.

 Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:

·        собственно тьюторство – коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще).

·        руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;

·        моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.

 Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.

Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора — извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.

Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.

В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.

Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Тьюторская практика в школе.


Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии.

Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.

Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.

 Рекомендации по введению тьюторства в школе.

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе), т.е. одаренные дети. Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

2.3.  Функции тьютора в работе с обучающимися


У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи.

Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в отношении обучающихся.



Типовые задачи

Действия тьютора



Знакомство (вхождение в деятельность)

·                     Определение целей и задач совместной деятельности.

·                     Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

·                     Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·                     Разработка стратегии работы группы на презентацию.

·                     Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

·                     Определение собственной роли и позиции в группе.

·                     Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

·                     Определение учебного потенциала группы.

·                     Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

·                     Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

·                     Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

·                     Включение обучающихся в активную работу.

·                     Создание мотивации.

·                     Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

·                     Поддержка мотивации.

·                     Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

·                     Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·                     Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

·                     Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий,

·                     позволяющих активизировать обучающихся.

·                     Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

·                     Объяснение сложных вопросов, концепций,

·                     Системное представление концепций курса,

·                     Выделение главных идей в теме, курсе,

·                     Организация работы обучающихся с кейс-стади.

·                     Объяснение концепций курса.

·                     Демонстрация связи курса с реальной практикой

·                     обучающихся.

·                     Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

·                     видеть и формулировать проблему.

·                     Представление более полного и более широкого, чем

·                     в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

·                     Подготовка и чтение мини-лекций.

·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

·                     Работа с проблемами, предложенными группой.

·                     Оформление опыта обучающихся.

·                     Обзор материалов всего курса.

·                     Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

·                     идей, адекватных изучаемым материалам.

·                     Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной



·                     Организация групповой работы,

·                     Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

·                     Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

·                     Организация межгруппового взаимодействия.

·                     Выбор адекватных методов обучения.

·                     Организация дискуссии.

·                     Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

·                     Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·                     Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

·                     Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

·                     Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

·                     Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии



·                     Определение сильных и слабых сторон в деятельности

·                     обучающихся.

·                     Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

·                     диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·                     Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·                     Организация обратной связи.

·                     Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

·                     Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

·                     Проведение рефлексии собственной деятельности.

·                     Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

·                     Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

·                     Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

·                     Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

·                     Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

·                     Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.



Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

·                диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

·                осуществление целеполагания;

·                мотивация и вовлечение обучающихся;

·                управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

·                коррекция деятельности обучающихся;

·                контроль выполнения заданий;

·                рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Заключение.
Появляется всё больше и больше школ, в которых существует тьюторская форма обучения одарённых детей. На мой взгляд, плюсов такой формы обучения множество. Ведь одаренные дети нуждаются в особом подходе, и, осуществляя тьюторскую поддержку таким детям в пределах обычных школ, мы уберегаем их тем самым от психологических и социальных проблем, которые возникают в специальных школах, рассчитанных только на детей с супер способностями. Ведь жить они будут в мире с людьми разных интеллектуальных возможностей.
Список литературы:
1. Курсовая работа по теме: «Основы деятельности тьютора, как педагога в системе   образования»

2. Курсовая работа по теме: «Теоретические аспекты изучения детской одаренности»

3. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

        4. ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор
        5. www.thetutor.ru/history/article05.html
 Программа обучения интеллектуально одаренных детей должна:
Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;

Предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

Включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;

Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государство понятие, признаки, функции
Реферат ГОСУДАРСТВО 134
Реферат Коммерческая работа на современном рынке на примере магазина ЦУМ
Реферат Господарські зобов язання
Реферат Государство как субьект гражданского права
Реферат Господарське право України, Саніахметова
Реферат Государственные экспертные учреждения России
Реферат «Мой Банк» (ооо)
Реферат Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда
Реферат Государственное регулирование предпринимательской деятельности 5
Реферат Государственные внебюджетные фонды 5
Реферат Государстсвенные гарантии на государственной гражданской службе
Реферат Joke Essay Research Paper Well that sucks
Реферат Государственная система России в 90-е годы ХХ века
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины птицеводство для направления подготовки 111100 Зоотехния