Оглавление
§ 1. Формирование эстетической культуры личности
1.1 Понятие эстетической культуры, его цели и задачи
1.2 Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели изадачи
1.3 Труд как средство эстетического воспитания
§ 2. Технология изготовления декоративных цветов из ткани
2.1 Основные текстильные материалы
2.2 Обработка горячими инструментами
§ 3. Инструменты и приспособления, применяемые дляизготовления цветов
3.1 Нагреваемые металлические инструменты
3.2 Прикладные материалы
3.3 Символика цвета
Список литературы
§1. Формирование эстетической культуры личности
1.1 Понятие эстетическойкультуры, его цели и задачи
Эстетическая культура –важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развитияв человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремленийи деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. (1, с.224).
Эстетика – этофилософская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностяхпознания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностяхискусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека…термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение,чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введенонемецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликованв 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Носама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетическихзнаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человекаразвилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этомусвидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения кокружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментальноукрашенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данныесвидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита(35-10 тыс. лет назад).
С уровнем эстетическогоразвития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту итворить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всехсферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личностивозрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческойактивности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныненаша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетическойкультуры личности, создания для этого благоприятных условий. (1, с.225).Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний,убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетическойкультуре присущи следующие функции:
-информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;
-ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетическихоценок, взглядов и вкусов;
- деятельно-волевая,реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческуюнаправленность эстетической культуры;
-коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативнойсаморегуляции поведения и деятельности личности. (1, с. 226).
«Чувство изящного, — писал В.Г. Белинский, — есть услвоие человеческого достоинства… Без него, безэтого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл»,необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто неполюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе– сказку, годную для занятия от скуки, — тот не человек… Эстетическое чувствоесть основа доброты, основа нравственности». (5, с.363).
1.2 Сущностьэстетического воспитания, его содержание, цели и задачи
Как и любая деятельность– эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую иконечную цели.
Ближайшая цель эстетическоговоспитания состоит в формировании правильного эстетического отношения к тем илииным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий,суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека,будь то ребенок или взрослый.
Правильное эстетическоеотношение к явлениям действительности означает: любовь и интерес к природе,искусству, развитие способности как в области эстетического восприятия исуждения, так и овладении умениями отдельных видов искусства (пение, рисование,чтение, танец и т.д.).
Конечная цель эстетическоговоспитания заключается в воспитании, обучении и подготовке всестороннеразвитого и всесторонне подготовленного человека.
Определяют следующиезадачи эстетического воспитания:
Во-первых, формирование эстетическойкультуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания, котороевыступает как важная составная часть воспитания. В ней подразумевается передачаподрастающему поколению всего накопленного человеком опытачувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни.
Разносторонность ибогатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, омире художественных ценностей — основа формирования широких интересов,потребностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способахжизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность.
Во-вторых, задача эстетическоговоспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развитиеспособностей эстетического воспитания таких социально-психологических качествличности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать иоценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это –задача развития эмоционально-чувственной сферы жизни человека, котораяобеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешниммиром. В-третьих задача эстетического воспитания связана с формированием укаждого воспитуемого эстетически творческих способностей. Главное состоит втом, чтобы воспитывать, развивать такие качества, потребности и способностиличности, которые превращают индивида в активного создателя, творца эстетическихценностей, которые позволяют ему не только наслаждаться красотой мир, но ипреобразовывать его по законам красоты.
Эстетическое воспитаниеосуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше онапопадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем большеоснований надеяться на его результативность.
Таким образом, задачашколы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их вбольшой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающейдействительности, развития мышления и нравственного совершенства.
1.3 Труд как средствоэстетического воспитания
Труд – одна изопределяющих характеристик человеческого существования в мире. Человек –субъект труда, но с другой стороны, история человека есть история егостановления трудом.
Эстетическое отношениечеловека к действительности обязано своим происхождением его трудовойдеятельности. Осознание и переживание труда, как игры физических и духовныхсил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляютфундамент эстетического воспитания и развития личности. (4, с.117).
В сфере трудового воспитанияоткрываются поистине безграничные возможности формирования широкого спектра эстетическихспособностей личности.
Эстетический аспект трудасвязан с проявлением и развитием творческого потенциала личности, ссубъективным переживанием творчества как особого духовного состояния в единствеего интеллектуальных, этических и эстетических сторон, с бескорыстнымнаслаждением результатами трудовой деятельности. Современное производство с егоакцентом на интеллектуализацию и гуманизацию трудового процесса востребует взначительно большей степени работников с высоко развитой эстетической культурой,обладающих способностью к чувственно-эстетическому восприятию трудовыхопераций, соображением и интуицией, повышенным чувством гармоничностидисгармоничности. Именно эти способности работников выступают сегодня какважнейшие факторы результативности и успешности трудовой деятельности. (1, с.226).
Возможности эстетическогоформирования личности в труде уникальны:
- в труде человеквыступает в сложной совокупности социально-психологических характеристик, ипотому эстетическое воспитании труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием,с формированием культуры общения, с переживанием целесообразности как красоты икрасоты как целесообразности;
- эстетическоепереживание труда способствует преодолению досадной исторически обусловленной иисторически переходящей разорванности красоты и утилитарности;
- в труде человек нетолько созерцает, но и сам творит красоту, причем в сфере осуществления емуприсущи способности и умения: здесь каждый может найти возможности дляреализации собственных творческих способностей.
В процессе труда человекпереосмысливает и преобразует не только объект, но и самого себя. Чувствопрекрасного возникло в процессе трудовой деятельности человека. В труде человекполучает наслаждение от результата творческих, физических и умственных усилийот совершенства форм и содержания предметов своей деятельности, отпреобразования им самим окружающего мира. В результатах труда человек как бысоздает самого себя в созданном им же мире, а это уже эстетическое отношение,ибо суть его – гармонизация человека и среды, запечатление и переживание мира всебе и себя в мире. И напротив, отсутствие в труде положительных эстетическихэмоций свидетельствует о его безразличности, отчужденности. Так, развитие человеческоготруда и эстетическое становление личности – процесс взаимосвязанный.
Эстетическое воспитаниена уроках технологии в школе – это воспитание у учащихся эстетическогоотношения к труду к его условиям, общественной направленности, результатам организациитруда, к качеству трудовых действий и операций. Под эстетическим отношениемследует понимать такое отношение, которое предполагает:
- оценку наблюдаемыхтрудовых явлений с точки зрения того, что прекрасно, а что безобразно.Прекрасным в труде в самом общем виде считают все, что действует на чувство иразум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость, и радость перед ихспособностью к творчеству.
- переживаниеудовольствия или неудовольствия от наблюдаемого. Имеется в виду удовольствие,получаемое от удовлетворения духовных потребностей, в данном случае потребностив красоте. Задача учителя – помочь ребенку удовлетворять их в общении сокружающей жизнью и научить находить удовлетворение в собственной трудовойдеятельности.
- участие в творчествепо законам красоты – наиболее активная форма эстетического отношения к труду.Творить по законам красоты значит творить согласно своим представления окрасоте труда.
В системе эстетического воспитаниябольшую роль должны сыграть как подготовка к выполнению трудового задания, таки сам процесс изготовления изделия. Она не может быть совместимой с невернымиубеждениями о том, что эстетическое воспитание детей осуществляется назаключительном этапе изготовления предмета, при его отделке.
Выбор объекта труда изнакомство с ним постановка и планирование труда, анализ чертежа и разметка,обработка материала и отделка изделия – все этапы работы должны эстетическивоспитывать учащихся. В этой системе исключительная роль отводится четкойорганизации коллективного труда, борьбе за красоту трудовых действий учащихся,за высокую культуру условия работы.
Занятия по технологии вшколе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Маловооружить детей конкретными умениями и навыками по обработке материалов надопробудить у них внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира,вооружить четкими эстетическими идеалами, вызвать стремление к активномуучастию в творчестве по законам красоты.
Подготовка к выполнениютрудового процесса предполагает заранее продуманный план занятий по развитию эстетическихпредставлений, чувств, вкусов, идеалов. По общему мнению, она должна включатьследующие этапы:
1. Выбор объектатруда (подбор изделий для изготовлении на уроках технологии).
2. Предварительноезнакомство с ним.
3. Постановка целитруда.
4. Эстетическийанализ модели образца. (4, с.119).
Эти этапы следуетрассматривать как своеобразные ступени в освоении красоты объекта труда истремиться к максимальному использованию их в эстетическом воздействии на учащихся.
I этап. Эстетическое воспитание науроках технологии должно начинаться с выбора объекта труда. Это первый этапподготовки детей к выполнению творческого задания, первый шаг эстетическоговоздействия на них. Эффект при этом будет зависеть от того насколько активнопривлекается ребенок к участию в выборе объекта труда, какие требованияпредъявляются к намеченному для изготовления изделию. Активное участие в выбореобъекта труда не только усиливает интерес учащихся к намеченным дляизготовления предметов, но и становится актом общения детей с красотойпредметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и вчастности, к намеченному для изготовления предмету. При этом можно использоватьцветные фотографии, репродукции картин и рисунков или изготовленный самимучителем образец, чертеж будущего изделия. Наглядность усиливает интересучащихся, становится актом общения детей с красотой окружающего мира,пробуждает у них эстетическое отношение к действительности.
Объекты труда имеютразличные возможности эстетического воздействия в зависимости от своеговнешнего вида. Наличие возможностей зависит и от характера трудового процесса,который они предполагают. Все зависит от того, как учитель организуетвыполнение изделия. Осуществляя выбор изделий для изготовления на урокахтехнологии, учитель прежде всего должен предъявить к нему следующие требования:объекты труда должны обладать широкими возможностями эстетического воздействияна учащихся, они должны быть разнообразны. (4, с.120).
Мало привлечь учащихся квыбору объекта труда, надо помочь им подобрать такой предмет для изготовления,который смог бы служить источником эстетического воздействия на всехпоследующих этапах трудового процесса, возбуждал бы активность и желаниепроверить творческие способности, воспитывал вкус.
II этап. В практике учителейопределенное место занимает предварительные наблюдения детьми объекта труда.Такие наблюдения в основном направлены на выявление особенностей строенияпредмета. Находясь в окружении многообразного предметного мира, дети постоянносталкиваются с красивыми предметами, которые непроизвольно задерживают ихвнимание.
Таким образом, ониприобретают первоначальный опыт эстетического анализа предметного мира. Поэтомунеобходимо посредством этих наблюдений формировать эстетическое отношение кпредметному миру, индивидуальный вкус. Например, рассказав девочкам о цветочнойаранжировке можно предложить их в качестве домашнего задания составитьцветочную композицию из определенных цветов. Сделать эскиз композиции и описатьее по используемым приемам составления цветочных композиций. А через несколькоуроков им предстоит составлять композицию из имеющихся цветов. При этом у нихуже будут определенные представления по этому заданию, так как композициизаранее обдуманы, составлены и исправлены допущенные ошибки.
III этап. Цель труда по своемусодержанию весьма многогранна: она включает учебную и воспитательную эстетическуюи общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены наформирование личности детей; предметная и эстетическая, общественная – связаныс объектом труда. Во время постановки эстетической цели иногда полезноразвернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов их труда (конкурс,соревнования). (4, с.121).
Постановка цели труда можети должна быть использована как фактор эстетического воздействия на учащихся. Характерпостановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чемярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников.Занятия, направленные на выработку примитивных трудовых умений и навыков, непобуждают у учащихся ни сознания творца, созидателя, ни чувства удовлетворенияот принесенной своим трудом пользы, ни наслаждения от красоты законченногоизделия.
IV этап. На уроках технологии впроцессе труда выделяется эстетический анализ изделия образца, то естьрассмотрение его что он является предметом эстетического отношения.
Задача эстетическогоанализа – дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме.Значение этого этапа сводится к следующему:
1. Учащийся учитсячеткому выражению своего эстетического суждения о предмете, стремясь глубжеосмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему.
2. Он активноупражняет свой эстетический вкус.
3. Постоянно сравниваясвою оценку с оценкой других, обогащает свои представления о красоте предметов.(4, С.121).
Кроме того, значение эстетическогоанализа изделия образца несомненно и в другом плане, в плане достижениявысокого качества результатов труда: вооружая учащихся более точным иосмысленным представлением о красоте объекта труда, он делает цель работы болееощутимой и доступной, он укрепляет возникшее стремление к высокому результатутруда.
Таким образом, выборобъекта труда, предварительные наблюдения, постановка цели, эстетический анализмодели могут и должны осуществляться под знаком широкого осознания с красотойокружающего мира, могут и должны быть значительным фактором эстетическоговоздействия на учащихся.
Большое значение в эстетическомвоспитании учащихся имеют условия, в которых они трудятся. Значительную частьвремени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, вчастности на уроках технологии, оказывает серьезное влияние на их развитие.
Условия труда неразрывносвязаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей, ониоказывают положительное или отрицательное влияние. Успехи в работе детей вомногом зависят от правильно организованных условий труда. Кроме того, сама посебе рабочая среда – это источник эстетического воздействия на ребенка,активный воспитатель. Эстетика костюма, интерьера, станков, инструментов, имеетбольшое значение. (4, с.121).
Первое необходимоеусловие для создания условий труда это просторный светлый класс. В такомпомещении дети с удовольствием занимаются. При хорошей освещенности рабочегоместа меньше утомляются, заметно повышается активность учащихся, значительны ихуспехи. Заботясь о хорошем освещении классных комнат, не стоит забывать оцвете. Немало света в помещении добавляют краски, которыми окрашены стены,мебель. Самый светоносный цвет – белый (отражает 80% падающего света). Каждыйцвет оказывает определенное, весьма сильное и неодинаковое психологическое иэмоциональное воздействие на человека, одни цвета благоприятны, другие нет.
В результате наблюдений иисследований установлено, что глаз лучше всего воспринимает желто-зеленуючастоту солнечного спектра, зеленый цвет является для него наиболее нормальным:он понижает внутриглазное давление, обостряет слух, способствует нормальномукровенаполнению сосудов, обеспечивая наиболее легкие условия для работы глаза.
Дать рациональноецветовое решение учебного помещения (мастерской, кабинета) – значит обеспечитьодно из важнейших условий труда, один из существенных факторов эстетическоговоздействия на ребенка.
Другая не менее важнаясторона – эстетика рабочего места, которая предполагает высокое качествоинструментов, оборудования, материалов, культуру их содержания и использования.
Инструменты должныотвечать требованиям с точки зрения эстетического воспитания. Прежде всего, онидолжны доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешнимвидом, должны быть удобными в пользовании. Когда работа идет легко, органыосязания на руках и группу мышц, занятые выполнением тех или иных действий,сигнализируют, что все в порядке – перегрузок и утомлений нет. Это создаетфизиологическую основу для возникновения эстетического чувства, так как в егопоявлении немалую роль играют и двигательные ощущения.
Немаловажную роль в эстетическомвоспитании играет пи рабочая одежда учащихся на уроках труда. Рабочая одежда недолжна сковывать движений, не пачкать основную одежду и непосредственноотражаться на характере рабочих движений и их качестве, а, следовательно, накрасоте самого процесса труда и его результативности. Воспитывая эстетическоечувство учащихся к труду, важно добиваться, чтобы труд стал потребностью,превратился бы в труд по «душе».
Можно выделить следующиеформы и виды работ по эстетическому воспитанию:
· Рассказы, беседа,демонстрации моделей, образцов изделий и т.д.
· Выставки лучшихработ учащихся.
· Кружковые ифакультативные занятия.
· Посещениетеатров, кинотеатров, выставок, музеев, оранжерей, ботанических садов.
· Соревнования иолимпиады, конкурсы по предмету технология.
· Праздники,мероприятия.
Разнообразна и тематикабесед и других мероприятий:
· Что такоецветочная аранжировка?
· История созданияцветочных композиций, букетов.
· Цветочный этикет.
· Цветы винтерьере.
· Эстетика цветов.
Таким образом, отметим,что огромное возможности эстетического воздействия заложены на урокахтехнологии. Именно здесь дети с фантазией и желанием творят, смогут проявитьвсе свои способности, развивая общие и профессиональные интересы.
§2. Технология изготовления декоративных цветов из ткани
2.1 Основные текстильныематериалы
Для изготовленияотделочных цветов наиболее подходят ткани из натурального шелка (туаль,крепдешин, шифон, полотно, атлас, креп-сатин), а также бархат и панбархат.Пригоден для цветов вискозный и ацетатный шелк (полотняного и атласногопереплетения). Из хлопчатобумажных тканей можно рекомендовать тонкий батист.Возможно изготовление цветов из синтетических тканей и трикотажа (лавсан,нитрон, нейлон). Но работа с такими материалами требует большого опыта ивнимания: инструменты для каждого вида синтетического материала следуетнагревать до строго определенной температуры, так как при перегреве онплавится, а при недогреве не поддается обработке. Иногда делаются цветы из «золотой»или «серебряной» парчи с гладкой фактурой. Для изготовления цветов обычноиспользуются обрезки материалов, оставшиеся от шитья легкого платья, а такжестарую, уже ненужную одежду, которую следует распороть, тщательно выстирать иподутюжить. Однако для светлых цветов следует использовать только новыйматериал, иначе они будут выглядеть старыми, пожелтевшими, и работа пропадетзря.
Но многие изперечисленных тканей в настоящее время не продаются в магазинах. А взамен импредлагается огромнейший ассортимент новых тканей, обладающих новым перечнемсвойств. Как же разобраться и не ошибиться в выборе ткани для изготовления тогоили иного цветка?
Для того чтобы осветитьна этот вопрос проведем ряд исследований над отдельно взятыми тканями.
Ткань подкладочная. Навид ткань легкая и нежная, полотняного переплетения. После обработки желатиномткань быстро сохнет, становится прозрачной, как калька. Детали вырезаютсялегко, даже в 2-3 сложения ткани. Но попытка придать деталям цветовую окраскуили просто затемнить основания лепестков, как у роз, не удается. Краска нерастекается по ткани, а ложится пятнами. И при высыхании покрытые краскойдетали становятся неестественными и портят общий вид цветка. При гофрированиидеталям из подкладочной ткани трудно придать форму шара, образуются складки изаломы. А после гофрирования детали довольно плохо сохраняют форму. Учитываяперечисленные недостатки и достоинства подкладочной ткани можно сказать, что изнее наилучшим образом будут выглядеть пышные и нежные цвета. Такие как, хризантема,пион, астра, которым не требуется дополнительная окраска лепестков и не такважна идеальная форма каждой детали цветка.
Креп-сатин. На ощупь ткань плотная, тяжелая,саржевого переплетения. Лицевая сторона креп-сатина похожа на атлас, что придаетткани особое благородство. После обработки желатином ткань становится оченьплотной, как картон, сильно теряет благородный блеск. Придать деталям изкреп-сатина цветовую окраску также не удается. Краска не растекается по ткани,образует четко выраженные пятна, стекая по диагонали саржевого переплетения.Гофрировке ткань поддается великолепно. Деталям из креп-сатина можно придатьлюбую форму, в том числе и шаровидную. После гофрирования детали очень хорошосохраняют приданную им горячими инструментами форму. Зная все эти качества иучитывая то, что лицевая и изнаночная сторона креп-сатина различны из негоможно изготовлять одинарные цветы, не требующие окрашивания. Это ромашки,колокольчики, маки и т.д.
Шелк. Шелка бывают разные: искусственные инатуральные, на ощупь плотные и прозрачные, легкие и тяжелые. После обработкижелатином шелк немного тускнеет и становится более жестким, чем был. Приокрашивании деталям из шелка можно придать любые цвета и и их оттенки. Краскалегко расплывается на структуре ткани, образуя естественные разводы,воссоздавая творения природы. В процессе гофрирования деталям из шелка можнопридать самые разнообразные формы: трубочки, шаровидную, канавки различныхизгибов на лепестках. После гофрирования детали относительно средне сохраняютформу; лучше, чем из шелка можно порекомендовать изготовление всех цветов,требующих дополнительной окраски лепестков и листьев.
Таким образом, при изготовлениицветов из ткани залогом успеха является правильный выбор ткани дляопределенного типа цветка, а именно: красота цветовых сочетаний лепестковцветка, его форма, естественность. Учитывая свойства рассмотренных тканей,можно порекомендовать следующее: изготовлять розы всех видов только из шелковыхтканей, а именно из крепдешина; хризантемы и пионы из подкладочной, так они нетребуют дополнительного подкрашивания; а из креп-сатина хорошо будут выглядетьромашки, колокольчики и фиалки, им важно сохранить красивую форму.
2.2Обработка горячими инструментами
Обработку горячимиинструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют однимсловом – гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующийбольшого внимания операцией в изготовлении цветов. Освоение ее даетсяпостепенно, по мере накопления опыта. Прежде всего, чтобы не сжечь и неиспортить деталь, необходимо проверить нагрев инструмента. Лепестки передгофрировкой следует слегка увлажнить, что существенно облегчает работу иулучшает качество гофрировки. Для увлажнения лепестки кладут между двумявлажными полотенцами на несколько минут. Причем, чем толще ткань, тем дольшеони должны увлажнится, но держать продолжительное время в полотенцах лепесткине следует, так как мокрый желатин прилипает к инструментам. Каждый лепестокобрабатывают, пока он не высохнет, в противном случае он может деформироваться.
Бульки. Увлажненный лепесток кладут на мягкуюрезиновую или поропластовую подушку и надавливают на него сверху нагретойбулькой, одновременно вращая ее вокруг оси ручки в ту и другую сторону. Налепестке при этом получается углубление в виде части шарообразной поверхности.Чем сильнее нажимать на ручку бульки, тем оно будет глубже. Если же при этомпродвигать бульку вдоль (или поперек) лепестка, можно получить углублениеовальной формы. Булькой часто пользуются для создания волнистых краев лепестка.Для этого по краю лепестка делают мелкие углубления поочередно с лицевойстороны и с изнанки. После проведения по краю лепестка небольшой булькой, онотогнется.
Ножи. (одинарные идвойные). Обычнодетали цветов обрабатывают ножами на жесткой резиновой подушке. Лезвие ножа пригофрировке должно быть перпендикулярно к плоскости подушки. Для получениягофрированной поверхности наносят вначале канавки на лицевой стороне листа,затем лист переворачивают вверх и делают канавки в промежутках между лицевымиканавками.
Крючки. Для отгибания края лепестка егокладут на полужесткую подушку и проводят крючком по краю. Чем сильнее нажим накрючок, тем сильнее закручивается край. Для плавной гофрировки края продавливаютканавки, располагая их на лепестке радиально (перпендикулярно к касательнойкрая лепестка) через равные расстояния.
Длина канавок зависит отобщей формы лепестка. Нажим на крючок делают сильнее и ослабляют его к центрулепестка. Затем, перевернув лепесток изнанкой вверх, выполняют такие же канавкив промежутках между лицевыми канавками. Размеры волн гофрировки зависят отдиаметра проволоки крючка. Крючком выполняют продолговатые выпуклые и вогнутыеповерхности на лепестках.
Утюжки. Ими работают так же, так икрючками, но в узких местах лепестков и листьев, где длинным крючком работатьнеудобно. Утюжками работают на полужесткой подушке.
Конусы. Конусами работают на полутвердойподушке. Применяют, например, при формировании цветов типа колокольчик остриеконуса направляют к нижнему концу цветка. При этом боковая поверхность конусакругообразно выглаживает раструб венчика.
Шпатель. Этот инструмент заменяет крючок изтонкой проволоки и служит для гофрировки поверхности и краев лепестков илистьев. С помощью шпателя можно быстро и красиво загофрировать листья, наносяим мелкие канавки с изнанки через небольшие промежутки, т.е. как бы штрихуяповерхность листа.
Пинцет. Занимая нагретым пинцетом крайлепестка, можно отогнуть его. Для этого лепесток вытаскивают из зажатогопинцета пальцами левой руки за нижний край его конец и одновременноповорачивают пинцет от себя. Таким же образом можно выполнить и продольныеканавки на лепестках.
§3. Инструменты и приспособления, применяемые для изготовления цветов
3.1 Нагреваемыеметаллические инструменты
Нагреваемые металлическиеинструменты предназначены для придания деталям цветов определенной формы. Такиеинструменты можно приобрести в наборах, которые продаются в магазинах, но можнои изготовить и самим. Инструменты могут быть электрифицированными илинагреваться механическим путем, то есть на нагревательных приборах: керогазе,электрической плитке или газовой плитке. Материал для изготовления инструментов– сталь, латунь и медь. Рабочая поверхность нагревательных инструментов должнабыть гладкой, полированной. Для удобства работы и предохранения рук от ожоговкаждый ручкой инструмент должен иметь деревянную ручку, которую можноприобрести в хозяйственном магазине.
Ножи. Ножи по конструкции в зависимостиот числа лезвий могут быть двойными, тройными и однородными. Лезвия не должныбыть слишком острыми, чтобы при проведении по ткани они оставляли на ней узкуюканавку и не повреждали нитей и не разрезали ткань. Желательно иметь двадвойных ножа с разными расстояниями между лезвиями 1,2 и 2,5 мм. Такие ножи можно изготовить из проволоки диаметром 6-8 мм, расплющив и изогнув один из ее концов с последующей обработкой напильником и полировкой лезвия.
Бульки. Бульки – это шары различногодиаметра, крепящиеся на ножке, которая в свою очередь, заканчивается деревяннойручкой. Разная величина шаров обусловлена их использованием для изготовленияразличной величины лепестков. Желательно иметь для работы бульки следующихдиаметров, мм: 3, 4, 6, 8, 10, 12, 15, 18, 21, 25, 30, 40, 55. Для изготовлениябулек используются стельные шарики (от старых подшипников), которыепривариваются к стержням, можно также выточить шарики вместе со стержнями,материал которых сталь Ст.3.
Крючки. Крючки служат для завивки краевлепестков, гофрировки лепестков хризантем, выполнения мягкой формы канавок ит.д. Крючки изготавливаются из проволоки, диаметром 2-4 мм. Материал – сталь Ст.3. Одни из них могут быть в виде изогнутого стержня, другие – в видезамкнутой петли, третьи – в виде кольца, приваренного к стержню.
После приобретенияперечисленных инструментов можно приступать к изготовлению цветов. Однакоинструменты, указанные ниже, намного облегчают и ускорят работу.
Конусы. Для придания конусной формыиспользуются конусы, которые также крепятся к стержню. Материал конуса –качественная сталь Ст. 20 х 4. (28, с.127). Работу с конусами выполняют наполутвердой подушке. Обычно при помощи конусов формируются цветы типаколокольчик. Для этого острие направляют к нижней части цветка, а боковаяповерхность кругообразно выглаживает раструб венчика.
Утюжок. Для изготовления самых узких местлучше пользоваться утюжками вместо крючков. Утюжки можно смастерить как изпроволоки, так и из гвоздей. Для этого необходимо накалить их на огне докрасна,а затем расплющить молотком, обработать напильником и отполировать, материал –сталь Ст.3.
Шпатель. Шпателем можно пользоваться вместотонкого крючка. Работа со шпателем происходит быстро, получаются мелкие канавкичерез небольшие промежутки. Этот удобный инструмент можно сделать из обычногомедицинского шпателя, служащего для осмотра горла. Закруглив надфилемпрямоугольные и отполировав их, можно использовать оба конца для гофрировкилистьев и лепестков. Для того, чтобы насадить на этот инструмент деревяннуюручку, следует разрезать шпатель поперек пополам и приварить к каждому из нихстержень с канавкой размером 1,5 х 1,5 мм. Материал шпателя – качественная сталь 20 х 4.
Станочек-фильера. С его помощью делают мягкиетрубочки — стебли для цветов. Рабочая часть фильеры представляет собой пластикус просверленными в ней отверстиями диаметром 1,2; 1,5; 2; 2,5 и 3 мм. Отверстия эти для удобства работы должны быть резенкованы. Сварные швы зачищают. После того какпластику нагреют, станочек прикрепляют к краю стола с помощью струбцины, болткоторый имеет свободный ход 2,5 мм. Материал – сталь Ст.3.
Пинцет. Пинцетом завивают края лепестков,выполняют на них вмятины и канавки. Пинцет нагревают и зажимает лепесток,который вытягивается другой рукой. При этом пинцет нужно выворачивать на себя.Изготавливают пинцет так: рифленую поверхность на внутренней стороне пластинокмедицинского шпателя и острие сглаживают напильником и шлифуют.
Пресс-форма(штамповочная форма).В условиях мастерских по изготовлению цветов для придания определенной формылистьям и лепесткам часто применяют пресс-формы (штампы). Причем для каждоголиста и лепестка конкретной конфигурации нужна своя пресс-форма. По своемувнешнему виду она напоминает форму для приготовления орешков из теста. Онасостоит из верхней и нижней частей (массивных металлических тарелок), с однойстороны соединенных шарниром, а с другой – имеющих ручки – стержни. На нижнейтарелочке имеется углубление, наружный контур которого соответствует деталицветка, а днище гравируется или отливается как отпечаток выпуклой поверхностилиста или лепестка. Поверхность верхней части формы соответствует поверхностиформы. При наложении тарелочки плотно входят друг в друга. Тарелочкипресс-формы нагревают до нужной температуры. В углублении нижней частивкладывают выкроенную деталь цветка (слегка увлажненную), затем верхнюю частьформы с помощью ручки опускают на нижнюю и прижимают к ней. В результате надетали остаются отпечатки всех выпуклостей и прожилок, которые иногда таксложно выполнить другими инструментами. Пресс-формы могут быть и другихконструкций. Материал – серый чугун Сч.15-32. (28, с.125)
Щипцы. Щипцами завивают лепесткигеоргинов. Детали щипцов вытачивают на токарном станке в виде двух отдельныхколец. Поверхность колец полируются и затем распиливаются на пять равныхчастей. В качестве рычажной основы щипцов берут обычные канцелярские ножницы,концы которых отпиливают. К этим концам приваривают распиленные детали так,чтобы они плотно прилегали друг к другу, когда щипцы закрыты.
Штамп-лапки. Формирование лепестков мелких цветовзначительно облегчается при использовании штамп-лапок. Штамп-лапка заменяетверхнюю часть пресс-формы, а нижнюю часть заменяет жесткая резиновая подушка.Для формирования лепестка каждой конкретной формы необходима своя штамп-лапка. Штамп-лапкиможно выполнить из проволоки диаметром 5 мм, расклепав один из ее концов с последующей обработкой надфилем и полировкой. Материал – сталь Ст.3.
Ножницы. Необходимо иметь две пары ножниц:одни небольшие и острые для вырезания деталей цветков, другие побольше дляразрезания на куски проволоки. Ножницы следует научиться затачивать самим. Дляэтой цели нужно купить плоский алмазный надфиль.
Пинцеты. Употребляются для захвата мелкихдеталей цветов при их подкраске и сборке. Необходимо иметь пинцеты разныхразмеров (2-3 штуки).
Шило. Шило используют для прокалываниялепестков и листочков. Оно обычно бывает круглого и треугольного сечения.
Вырубки. Инструменты сокращают времяизготовления одинаковых деталей. Материал выстилается в несколько слоев, затемкладут на жесткую основу. Сверху материала устанавливают вырубку, по которойударяют молотком. В корпусе должно делать отверстие таким образом, чтобывырезанные детали свободно выходили из него. Режущая часть вырубки должна иметьформу листа или лепестка и быть изготовлена из легированной стали, которуюследует хорошо заточить. С помощью вырубок вырезают венчики незабудок, фиалок,ландышей и других мелких деталей. Материал – сталь Ст.3.
Пендель. Применяется как шило, нопроделывает большие отверстия. Материал – сталь Ст.3.
Прикладныематериалы
Проволока. Для стебельков цветов лучше всегоподходит мягкая медная проволока. Толщина ее для крупных цветков должна бытьпримерно 1 мм, для мелких – меньше. Можно использовать проволоку от старыхтрансформаторных катушек, бывших в употреблении электрошнуров и многожильныхкабелей.
Бумага. Для обивки проволочных стеблейнеобходима цветная бумага. Она должна быть тонкой, но прочной (креповая,папиросная т.п.).
Прочие материалы. К ним относятся:
• Манная крупа, которую иногдаприменяют для изготовления тычинок и сердцевинок цветов. В случае необходимостиманку красят в нужный цвет концентрированным раствором анилинового красителя вспирте или же цветной тушью;
• Пшено, с помощью которого насердцевинке выполняют крупно-зернистую фактуру поверхности, например, ромашки;
• Поролон для выполнения срединокподушечек ромашек и др., аналогичных цветов;
• Пуговицы плоские и выпуклые разныхразмеров для изготовления сердцевинок цветов;
• Лак бесцветный для ногтей, импокрывают отдельные детали цветов для придания блеска и прочности;
• Зубной порошок служит в качественаполнителя в составе пата, из которого выполняют тычинки, мелкие бутоны и т.д.
Клей. Клей, применяемый для изготовленияцветов, не должен обесцвечивать краски и оставлять заметный след послевысыхания; он должен быстро высыхать и обеспечивать достаточную прочность.
Клей можно приготовитьсамим. В настоящее время в продаже имеется большое количество различныхсинтетических клеев. Это поливинилацетатные клеи ПВА и ПВА-М. Они высыхают за20 мин. И превращаются в прозрачную пленку.
Нитки. Для изготовления тычинокприменяются обычные катушечные нитки от № 10 до № 50. В необходимых случаяхнитки подкрашивают анилиновыми красителями. Стебельки отделочных цветов можнообвивать тонкими шелковыми нитками нужного цвета.
Краски. Анилиновые красители. Наиболееподходят для окраски тканей анилиновые красители, которые подразделяются:
• На красители для шерсти инатурального шелка;
• На красители хлопчатобумажных ивискозных тканей.
Химические красители. Некоторые из химических реактивовмогут служить в качестве красителей для тканей.
Химические реактивы можноразводить как в воде, так и в спирте, кроме фуксина кислого, который разводят вслабом растворе уксусной кислоты. Кислая среда при крашении создается придобавлении к нейтральному водному раствору уксусной кислоты, а щелочная –добавлением пищевой соли (двууглекислого натрия).
Лекарственныекрасители. Такиелекарственные препараты, как акрихином и риванолом могут окрасить ткани взеленовато-желтый цвет, а плазмоцидом – в салатный.
Химические чернила. Чернила можно приготовить путемрастворения в теплой воде грифелей химических карандашей с последующейфильтрацией растворов, которыми также можно окрашивать ткани.
Цветная жидкая тушь. Ее применяют для подкраскилепестков и тычинок цветов. Тушь разных цветов можно смешивать, получаяразличные оттенки. Для получения малонасыщенного тона тушь разбавляют спиртомили водой.
Гуашь.
Бронзовая илиалюминиевая краска.Ею обычно окрашивают тычинки и сердцевинки цветов. При этом бронзовую илиалюминиевую пудру разводят лаком ли клеем ПВА.
Растительные красители(природные). Такиекрасители очень доступны: некоторые произрастают на полях и в рощахнепосредственно рядом с нашими домами, другие же можно купить в аптеках.Природные красители содержатся в коре, древесине и в корнях, цветках, ветках илистьях. Большинство красителей обладают высокой устойчивостью к различнымвоздействиям. Красители из молодых растений более интенсивные и дают сочныетона.
Подушки. Формирование лепестков и листьевгорячими металлическими инструментами выполняют на резиновых подушках(пластинах). Рекомендуется иметь: две твердые резиновые пластины.
Кисти. Для подкрашивания деталей цветковнеобходимо иметь несколько легких кистей (лучше колонковых или беличьих)средних размеров, например, № 4, 6, 8, 10 и 12. Кисти должны быть постриженытак, чтобы при смачивании образовывался узкий кончик. Кроме того, следует приобрестипару плоских из кистей шириной 8 и 12 мм из мягкой щетины.
Посуда. Потребуется такая посуда:
- бутылки объемом 50-100мл с плотными пробками для хранения разведенных красителей;
- банки для подкраскилепестков (5-6 шт.) методом погружения;
- стаканы для нарезаннойпроволоки;
- две эмалированныемиски для крашения текстильных материалов.
Деревянная рамка. На такое приспособление натягиваютматериал для накрахмаливания и высушивания. Рамку нетрудно сделать изстроганных деревянных реек. В них просверливают отверстия под скрепляющие болтыМ 5 х 20 с гайкой. Рейки готовой рамки следует обшить светлой мягкой тканью(фланелью, полотном), к которой приметывают материал для накрахмаливания. Можетбыть и другой способ закрепления материала в рамке. Рейки тканью не обшиваются,а забиваются в них гвозди диаметром 2 мм через каждые 50 мм. Таким образом, чтобы их острия выступали на 25 мм. На эти гвозди натягивают ткань, прокалываяее по периметру.
Коробки. Для хранения заготовок иполуфабрикатов необходимы картонные коробки разных размеров. Мелкие же детали(например, тычинки) хорошо хранить в прозрачных пластмассовых коробочках.
Стекло. На стекле удобно подкрашиватьлепестки цветов. Примерные его размеры 600 х 500 мм, толщина 4 мм. Острые грани стекла следует обработать надфилем и обклеить полоской ткани.Нижнюю поверхность стекла лучше оклеить белой бумагой, на фоне которой легчеразличаются цвета.
Символикацвета
Желтый – солнце, свет, радость, а такжеизмена, зависть; теплый, бодрящий, веселый, привлекательный. Символизируетжизнь, радость, уважение к старости.
Оранжевый – теплота, вызов, сильное зрительноевоздействие; веселый, жизнерадостный, пламенный. Символизирует мощь, власть,роскошь, солнце радость, своенравие, тщеславие.
Красный – красота, власть, огонь, свобода,кровь, победа, страсть, праздник; возбуждающий, энергичный, согревающий, самыйактивный. Символизирует жизнь, торжество.
Фиолетовый – достоинство, роскошь, в странахВостока – траур, смерть. Фиолетовый – соединяет эмоциональное воздействиекрасного и синего цветов, является одновременно и притягивающим, иотталкивающим, полным жизни, но и вызывающим тоску, грусть. Символизируетдружбу, доверие, величие.
Зеленый — жизнь, плодородие, мудрость, мир,надежда и напротив тоска; соединяющий, спокойный. Символизирует покой,плодородие, мудрую осторожность.
Белый – чистота, целомудрие, невинность.Это цвет Христа, Божественного цвета. Белый – нейтральный, все увеличивает,подчеркивает, в букете создает живость, веселье.
Голубой – верность, ясность; холодный,пассивный. Символизирует нежность, легкую грусть, верность, даль.
Синий – спокойный, серьезный, печальный,тоскливый, сентиментальный. Символизирует тоску доверие, печаль, бесконечность,верность.
Списоклитературы
1. Эстетика. Под.ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 240 с.
2. Харламов И.Д.Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – Кн.2.: Процессвоспитания. – 256 с.: ил.
3. Тагирова З.М.Трудовое обучение и воспитание в школах республики. Уфа: Башк. кн. изд-во,1989. 184 с.: ил.
4. Педагогика. Под.ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. 479 с.
5. Щиряков Н.Н.Эстетическое воспитание учащихся. Минск.1970.
6. Баранов С.П. идр. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.
7. Подласый И.П.Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1. Общие основы.Процесс обучения. – 576 с.: ил.
8. Блинов И.И.Искусственные цветы. Практическое пособие. СПб.: Эгос, Триада, 1996. 96 с., ил.
9. Малахова Е.Изготовление искусственных цветов. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс,2000. 320 с.
10. Демешко Е. Растенияв интерьере. Мн.: Харвест, 1997. 496 с.
11. Основыцветоводства с элементами фитодизайна / под. ред. Б.М. Миркина. Изд-еСибайского ин-та Башгосуниверситета. Уфа, 2000. – 117 с.
12. Козенкина Е.А.Цветы из ткани. – М.: Легпроимздат, 1990.
13. Лузанова Л. Длятех, кто вяжет. Природные красители // Наука и жизнь. 1981. № 3.
14. Маракаев О.А.Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цветах / художник В.Х. Янаев. –Ярославль: Академия развития, 1999. – 224 с.., ил.
15. Мазаник И. Букетиз ирисов лиловых…// Крестьянка. 1996. № 3.
16. Раева М.Л.,Липовецкий В.М. Растения в быту. Донецк, 1977.
17. Евстрагова Л.М.Декоративные цветы из ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.:Эксмо, 2005. – 176 с., илл. (серия «Академия мастерства»)
18. Федотова М.В. Цветы из ткани.2001.