Реферат по предмету "Педагогика"


Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и вопросы антропологической собственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Московский энергетический институт (технический университет)»
в г. Волжском
Кафедра социально-гуманитарных наук

Управление самостоятельной работой студентов-дипломников
и вопросы антропологической собственности
Учебно-методическое пособие для студентов технических вузов и
слушателей центров подготовки и переподготовки кадров
И.А. Чередниченко
ВОЛЖСКИЙ 2009

Рецензент:
Горячев А.П. — канд. филос. наук, заведующий кафедрой философиии политологии Волгоградского педагогического университета, г. Волгоград.
Бельских И.Е. — канд. эконом. наук, доцент кафедры СГН ВФ МЭИ(ТУ)
Чередниченко И.А.
Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и проблемыантропологической собственности — Учебно-методическое пособие для студентов техническихвузов и слушателей центров подготовки и переподготовки кадров. — Волжский: ФилиалГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском, 2009. — 58с.
Сформулированный в пособии подход к пониманию антропологическойсобственности акцентирует внимание на том, что в учебно-исследовательской деятельностистудент формирует себя сам, учась, развивается, и, развиваясь, лучше учится, приобретаяспособность ориентироваться в научных и профессиональных проблемах. Пособие ориентируетавторов дипломных проектов в целесообразности использования разнообразных методовучебно-исследовательской активности, нацеленных на формирование и реализацию профессиональногомышления экономического склада, умения творчески применять экономические знанияв инженерной деятельности. В прикладном разделе пособия содержится учебный материалпо задачам, логической последовательности организации, структуре и информационнойбазе, основным проблемам оформления результатов самостоятельных исследований экономическойэффективности инженерных решений, предлагаемых в дипломных проектах. Пособие содержитхарактеристику организационно-экономической составляющей исследования, описаниеальтернативных принципов организации технико-экономического анализа проекта и оценкиэффективности предложения с расчетом экономических показателей функционированиянововведения. Основывается на современных научных знаниях, имеющихся руководящихметодических материалах и отражает опыт подготовки специалистов на кафедре СГН иЦПП ВФ МЭИ (ТУ). Пособие может быть полезно для студентов очной и очно-заочной формыобучения технических вузов, обучающихся по неэкономическим направлениям и специальностям,слушателей центров подготовки и переподготовки кадров, преподавателей экономическихдисциплин.
Печатается по решению Учебно-методического совета филиала ГОУВПО«МЭИ (ТУ)» в г. Волжском.

Содержание
I. Самостоятельная работа студентов-дипломников  вопросыантропологической собственности
II. Управлениесамостоятельной работой студентов в ходе подготовки и оформления экономическойчасти дипломного проекта (Методические советы дипломникам)
II.1 Как подготовиться к разработке экономической части дипломного проекта?
II.2 Какие требования предъявляютсяк экономической части дипломного проекта?
II.3 Как собирать фактический итеоретический материал для экономической части дипломного проекта и как егокомпоновать
II.4 Какова технологиятекстуального оформления работы на основе собранного материала?
III. К вопросу экономического обоснования эффективности нженерных решений, предлагаемыхв дипломных проектах
VI. Расчетная часть
1. Расчет годового экономического эффекта
2. Расчет инвестиций для осуществления проекта
3. Расчёт себестоимости продукции
4. Расчет показателей экономической эффективности проекта
Заключение
Приложения
I. Самостоятельная работа студентов-дипломников — вопросы антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность.На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда,собственности, власти, информации, знаний и образования. Образование сегодня становитсясверхдейственным фактором глубоких социальных и экономических перемен. Проблемаценности управления самостоятельной работой студентов приобретает дополнительнуюактуализацию именно в кризисные эпохи, когда обесценивались традиционные культурныеценности, подвергались дискриминации социальные устои общества, в том числе и научногосообщества. В результате невнимания к образовательным и воспитательным действамв итоге можно получить лишь хаос, негатив и деструкцию всей общественной жизни.Внимание к кадрам воспринимается как условие направленного формирования народнойэлиты, представители которой являются не только высокими профессионалами и обладателямиобширных специальных знаний, но и живыми носителями ясно осознаваемых ценностейи идеалов антропологической собственности.
Собственность как предмет действительности и объект научной рефлексиизанимает важное место в жизни человека и общества. Ее анализ включает целый кругвопросов: содержание собственности, экономический и юридический механизмы ее реализации,формы собственности в историческом и логическом аспектах, спецификация прав собственности.Отношения собственности охватывают все общество, а не только его материальную сферу,т.к. «собственность по природе своей есть начало духовное, а не материальное».[Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии// Русская философия собственности. СПб., 1993. С.304.] Собственность может рассматриватьсякак личностная и как общественная категория в динамическом и асинхроническом аспектах.С точки зрения управления самостоятельной работой студентов-дипломников собственностьинтересна, прежде всего, как онтология очеловечивания предметности и опредмечиваниячеловечности, которая в вещи видит человека, а не вещь в человеке. В. Соловьев писал:«Собственность есть идеальное продолжение личности в вещах, или ее перенесениена вещи». [Соловьев B. C. Оправдание добра // Соловьев B. C. Сочинения. В 2т.М., 1988. Т.1. С.432]. В современной науке предлагается множество подходов к типологииотношений собственности. Мы вводим в наше исследование деление собственности наантропологическую и социальную. В рамках данной концепции основные качества личностирассматриваются в соотношении биологических и социальных факторов в развитии человека.«Человек по своей сути — существо общественное, поэтому и смысл его жизни можетбыть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности».[Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. — М.: ЮНИТИ, 1998. С.8.] Мы полагаем,что понимание сути деления собственности на антропологическую и социальную поможетрационально-практическим способом соединить человека с миром, синтезировать экономические,социальные и природные ориентации субъектов быстроменяющегося мира.
Под социальной собственностью следует понимать многоуровневыеобщественные отношения между социальными субъектами по поводу присвоения — отчужденияфакторов производства жизненных благ и самих произведенных благ как условий воспроизводства.Социальная собственность вещает о бытии, она онтологична, как сказал бы Хайдеггер.В ней овеществленные эмоции соприсутствия человеку, посредничество ему в его овладениимиром, в деле обживания бытия. Социальная собственность может стать памятником,но она не может быть памятью; памятью является только антропологическая собственностьв непрерывности ее наследования и приращения нового, ненаследственного.
дипломная студент экономическое обоснование
Под антропологической собственностью мы понимаем творческую собственностьприсвоения — возвращения как следствие бетта- и гамма- труда, не отторгаемую отличности реабилитацию ее присутствия в мире, как «я — поступок», вошедшийв бытие многих людей, «собирающий» человека и мир в целостное единствоосмысленного существования. Антропологическая собственность возникает не стихийно.Она являются результатом целенаправленной, творческой, интеллектуальной и духовнойдеятельности. Антропологическая собственность, будучи раз созданной, обретает своюжизнь, передается из поколения в поколение, обогащается новым содержанием, наращивается.Однако она обретают подлинную значимость только тогда, когда доводится до широкогокруга людей. Субъект антропологической собственности есть начало безусловное, ноне самодовлеющее? Общество, которое противопоставляется отдельной личности, ведьэто другие субъекты антропологической собственности, которые могут быть не средствами,а только целями для данной личности. Собственность субъекта неизбежно становитсядостоянием сообщества, тем самым, повышая его разумные деяния, формирует истинноебогатство сообщества, улучшает его в направлении самоорганизации. Потенциал накопленияантропологической собственности зависит также от способности человека к научномупознанию и сознанию своих действий. В.И. Вернадский еще в начале 20-го столетиясчитал появление у человека способности к научному познанию закономерным, связаннымс космическими явлениями, которые управляют эволюцией человека. Будущее человечестваво многом зависит от того, насколько широкие слои населения поймут и осознают значимостьнаучного мышления как неотъемлемого атрибута антропологической собственности.
Мы связываем управление самостоятельной работой студентов-дипломниковс антропологической собственностью, т.к. она представляет собой детерминанту развитиянаучного понимания окружающего мира и самого свободного человека, его возможностейреализовать себя как личность. При этом преодоление отчуждения личности от знаний,норм и ценностей, мыслится нами как слияние горизонтов индивидуального и культурно-историческогожизненных миров в контексте понимания антропологической собственности. На становлениеотношений антропологической собственности оказывает влияние содержание и характеробучения, основные черты и традиции преподавания научных дисциплин, атмосфера иправила студенческой жизни, общение с преподавателями и т.д. Потенциал антропологическойсобственности характеризует способность общества и личности обеспечить максимальнуювеличину самоорганизации в пространственно-временном контексте с целью сохранениясвоего соответствия требованиям самоорганизации ноосферы. Именно антропологическаясобственность характеризует способность знаний, полученных в вузе, самовозрастатьв течение жизненного цикла личности, на протяжении которого совершается ее самоорганизация,а, следовательно, растет ее участие в обменных виртуальных процессах и преобразованиях.Антропологическая собственность, по сути, объединяет интересы личности, сообществаи окружающей его среды. Ни один человек не обладает полным наполнением совокупностифункционалов антропологической собственности. Поэтому будущность личности — тольков сообществе с другими микросистемами — субъектами антропологической собственности,которые сообща могут обеспечить самоорганизацию мелких и крупных структур.
Нынешние студенты технических вузов должны быть способны к производствуи умножению не только социальной, но и антропологической собственности. К этомуих готовит, в том числе, и дисциплины социально-экономического цикла. Социально-экономическиезнания, полученные в вузе и самостоятельно осмысленные, трансформируются в социальнуюсобственность, если становятся только инструментом карьерного и личностного роста,профессиональной монополией будущего специалиста. Но как детерминанта антропологическойсобственности экономическое образование в техническом вузе должно обладать инновационнойинвариантностью преодоления внеличностного подхода. Ценность экономического образованиядля будущих инженеров, очевидно, возвысится, если экономическая составляющая учебныхисследований будет ориентирована на проблемное, самостоятельное, творческое изучениепринципов, технологий, «ноу-хау», механизмов экономических феноменов,экономического поведения и получения нового экономического знания. Для этого в вузедолжна быть развита система учебно-исследовательской работы со студентами, как потенциальныминосителями антропологической собственности, способствующая становлению в творческоммышлении студента таких черт, как нетривиальность, семантическая, адаптивная и спонтаннаягибкость, способностей к саморазвитию в свободных формах деятельности. Экономическивысокообразованные люди как носители антропологической собственности являются вначале третьего тысячелетия не просто носителями лучших блоков теоретико-экономическойинформации, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становитсянеконкурентоспособным.
В ходе управления самостоятельной работой студентов-дипломниковнаучные руководители и консультанты должны научиться понимать учащегося и правильновзаимодействовать с ним, чтобы знание теоретических (книжных) положений не являлосьцелью обучения будущего специалиста в вузе, а лишь средством ее достижения. Истиннаяцель — умение разбираться в быстроменяющихся жизненных и профессиональных реалиях.В ходе учебно-исследовательской деятельности студенты-дипломники должны активизироватьсвое мышление, усовершенствовать способности понимания теории и ее анализа с помощьюжизненных фактов. Правда, анализ экономической эффективности нововведений, предлагаемыхавторами дипломных проектов должен строится в области практического приложения научныхзнаний и фактического материала, который не находится «под рукой». Егонадо сначала умело добыть, обращаясь на действующие предприятия и в информационно-исследовательскиецентры, работая с прайс-листами и отчетами, активно привлекая возможности Интернета.Для этого у студента должна соответствующая мотивация к глубокому изучению экономическихпроблем реализации инженерных предложений. Прежде всего, он должен решить:«Для чего мне это нужно?» Если «для диплома», «для престижа»и т.п., то понятно, что нужной мотивации для серьезных исследований экономическойцелесообразности нововведений нет, и ее еще предстоит сформировать. Как должен решатьэту задачу преподаватель? Необходимо дать студенту понять, где, когда и для чего«ему лично» пригодится в жизни знание организационно-экономического итехнико-экономического анализа предлагаемого проекта и навыки оценки эффективностипредложения с расчетом экономических показателей функционирования нововведения.В зависимости от того, какую цель студент — дипломник ставит перед собой, во имяудовлетворения какой из своих потребностей он ставит эту цель, какие средства длядостижения поставленной цели он использует, такой результат и получит. Если рассматриватьв более широком плане роль мотива в учебной деятельности, то за ним скрывается отношениеличности к предмету деятельности, к самой деятельности и ее результатам, а главное- к ее социальному смыслу? Для чего нужна эта познавательная активность обществуи «мне лично» как субъекту антропологической собственности. Надо предупредитьстудентов, что для достижения профессионального успеха, необходимо постоянно мысленнопроецировать знания экономической теории на жизненные явления и решение реальныхтехнических проблем, стремясь объяснить их на основе теоретических знаний не толькоинженерного дела, но и экономики.
В рамках концепции антропологической собственности мы абстрагируемсяот «деловой мотивации» (термин предложен П.Я. Гальпериным) — от узко утилитарной(«Дай диплом — устроюсь на высокодоходную работу) и кончая вполне деловымипрофессиональными устремлениями (»Мне, как будущему предпринимателю, нужнызнания по экономике"). В системе «деловой мотивации» студента интересуетне что-нибудь, непосредственно вытекающее из обучения (ни знания, ни получение свободынаучной ориентировки в каких-либо проблемах, ни приобретение профессионализма),а привлекает та выгода, которую обещает учеба, то благо, что за эту учебу«ему причитается», т.е. перспектива преумножение социальной собственности.Ориентация на социальную собственность заставит студента соблюдать учебную дисциплину,выполнять план работы над дипломом, бороться за высокую оценку на защите, но небуде мотивировать его к творчеству, к углубленному овладению научным знанием и профессиональнымсовершенством. Не представляет для нас интерес в рамках концепции антропологическойсобственности и состязательная мотивация, суть которой в стремлении студента бытьпервым или, по крайней мере, не хуже других. Т.к. этот тип мотивации, хотя и активизируетстудента, но внутренне не связан с содержанием познавательной деятельности, с глубинойзнаний и с умением их творчески применять, т.е. внешним по отношению к содержаниюобучения, не отвечающим критериям антропологической собственности по сути. Толькоподлинно познавательная мотивация, внутренне связанная с процессом собственно обучения,учебной деятельности, способна двигать исследовательскую активность студентов неза зарплату или иные материальные или социально-психологические бонусы, а из интересак познанию, из «научного любопытства», из-за жажды самовыражения в творчестве.Таким образом, именно познавательная мотивация является атрибутом антропологическойсобственности. Чем глубже и основательнее студент начинает разбираться в научныхистинах, тем больше он проникается стремлением больше знать, лучше понять и получаетвсе большее удовлетворение от познания, от учебной деятельности, от ее результатов.Таким образом, изначально необходимо чтобы сформировался реально действующий познавательныймотив учебно-исследовательской активности дипломника — познавательный интерес, основанныйна осознании личностного овладения научными экономическими знаниями.
Но для достижения этой цели надо учитывать особенности самостоятельнойучебно-исследовательской активности студентов-дипломников. При подготовке дипломногопроекта все зависит от правильной организации студентом своей самостоятельной учебно-исследовательскойработы. Для того чтобы самостоятельная работа не превращалась в хаотическую псевдоактивность,не приобретала характер очередной временной компании научный руководитель и консультантыдолжны помочь ему превратить работу над дипломом в действенную систему. Написаниекачественного дипломного проекта требует целостного подхода, а не искусственногоделения на решение задач, как бы самостоятельных по содержанию и времени выполнения.Такое искусственное дробление диплома, достижение каких-то частных и порой довольноформальных целей не позволяет провести системное исследование, в котором все структурныеэлементы органически связаны друг с другом и в отрыве друг от друга по-настоящемупоняты быть не могут. Искусственная отдельность экономической составляющей от техническойпревращает дипломный проект в формальность, которая не послужит научным регуляторомпрофессионального поведения личности будущего специалиста. Поэтому важны не отчетыдипломника по отдельным фрагментам проекта, а целеориентированное, комплексное,целостное, шаг за шагом проведенное исследование, воплощающее решение всех частныхзадач дипломного проекта.
II. Управление самостоятельнойработой студентов в ходе подготовки и оформления экономической части дипломногопроекта (Методические советы дипломникам)II.1 Как подготовиться кразработке экономической части дипломного проекта?
Дипломное проектирование является существенным этапом в овладениистудентами научными знаниями и навыками исследовательской работы с использованиемприобретенных знаний. Дипломное проектирование является заключительным этапом обученияи имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний,углубленное изучение одной из отраслей техники, развитие расчетно-графических навыкови овладение навыками самостоятельного решения инженерных задач. Дипломный проектпозволяет проверить умение студента применять полученные знания при решении инженерныхи производственных задач, дает возможность проявить свои творческие способности.Тематика дипломных проектов весьма разнообразна и отражает широкий спектр актуальныхпроблем развития энергетики. В представленном разделе пособия содержатся необходимыематериалы по организации и оформлению экономической части дипломных проектов, которыеосновываются на имеющихся руководящих методических материалах и отражает опыт подготовкиспециалистов на кафедре СГН и ЦПП ВФ МЭИ (ТУ).
В дипломном проекте наличие экономического обоснования эффективностипредлагаемого решения является обязательным. Работа над экономической частью дипломногопроекта должна выполняться студентом самостоятельно под руководством научного руководителяи при участии консультантов. Как показывает опыт, высокая оценка при защите дипломногопроекта, гарантируется тем студентам, которые выбрали направление научного интересазадолго до последнего курса. Сперва, на условиях полной добровольности начали разрабатыватьее в кружках научного студенческого сообщества, получая первый опыт научно-исследовательскойпрактики, помощь единомышленников, консультации научного руководителя. Затем продолжалиисследование темы, работая над рефератами и курсовыми как основой будущей дипломногопроекта, углубляя и расширяя ее содержание до уровня дипломной работы.
Экономическая часть дипломного проекта пишется с использованиематериалов исследования сравнительной эффективности нововведения и заменяемого аналога,на основе изучения экономической теории. Целью экономической части дипломного проектаявляется показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениямдействительности на примере решения какой-то локальной проблемы в рамках избраннойтемы. Написание экономической части дипломного проекта является продолжением учебы,т.к. здесь студент овладевает новыми знаниями, умениями и навыками — путем исследованияпознает новое в изучаемой профессии, овладевает начальными умениями и навыками научно-исследовательскойработы, что является одной из целей обучения в техническом университете.II.2 Какие требования предъявляютсяк экономической части дипломного проекта?
Во-первых, студент должен продемонстрировать не только знаниеэкономической теории, изученной по книгам и лекциям, а умение творчески использоватьэти знания для исследования реальных инженерных проблем, с которыми может столкнутьсяв своей профессиональной деятельности. Т.е. проявить исследовательский подход кизучению и объяснению экономической эффективности предлагаемых нововведений, представляющихпроблему, трудно разрешимую привычными средствами.
Во-вторых, студент обязан проявить достаточную самостоятельностьв раскрытии темы (исключаются переписывания и компиляции из готовых работ различныхавторов). Если студент и берет в качестве источника научные труды, отчеты и т.п.,то он перерабатывает их содержание применительно к теме своей работы. Он может взятькакое-то теоретическое положение или исследовательскую методику, использовать всвоей работе с обязательной ссылкой на источник.
В-третьих, в экономической части дипломного проекта должна соблюдатьсястрогая логика исследования: выбор проблемы и ее формулировка в качестве темы исследованияданного раздела; описание сути проблемы (в чем она состоит, какие конкретные трудностив ее решении встречают практики); анализ проблемы с точки зрения экономической науки;выводы из анализа экономической эффективности нововведений, объяснение причин возникновенияи существования возможных экономических потерь и рекомендации автора о том, какможно было бы попытаться повысить экономическую и социально-экономическую эффективностьпредлагаемого в дипломном проекте решения.II.3 Как собирать фактическийи теоретический материал для экономической части дипломного проекта и как его компоновать
Логически обусловленная последовательность выполнения экономическойчасти дипломных проектов включает в себя:
осмысление полученного задания и формирование замысла работы;
составление подробного (по содержанию) и логически стройногоплана работы вместе с научным руководителем и консультантом;
поиск и отбор материалов (теоретического и фактического) к выбраннойтеме и по каждому пункту составленного плана;
вторичный анализ и корректировка составленного плана;
группировку и систематизацию материалов;
проведение расчетов и написание текста;
обработку текста.
Базой исследования служит информация из литературных источников,годовых отчетов конкретных фирм (за период не менее трех лет), нормативных актови т.д. Студент работает с информационными источниками индивидуально, что значительноповышает уровень самостоятельности учебно-исследовательской работы.
Психологически оправданнее и легче начинать писать экономическуючасть дипломного проекта с любого пункта своего плана, где вопрос кажется наиболеепроясненным для автора, так что он готов по нему высказаться достаточно определенно.В процессе написания этого первого фрагмента работы будет происходить дальнейшеепроникновение в существо проблемы и будет становиться все яснее содержание и логикавсего раздела.
Целеполагающую часть раздела лучше написать в последнюю очередь.Дело в том, что содержание первых строк всегда дается труднее, так как автор тутже раскрывает свой замысел, как бы обещать изложить нечто оригинальное, в чем онеще сам не вполне успел разобраться, а разберется лишь в процессе проникновенияв проблему в ходе написания экономической части дипломного проекта. Здесь будеточень уместна мысль К. Маркса: «Исследование должно детально освоиться с материалом,проанализировать различные формы его развития, проследить внутреннюю связь. Лишьпосле того… может быть надлежащим образом изображено действительное движение».[Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.21.]
В организационно-экономической части проекта проводится технико-экономическийанализ проекта и оценивается эффективность предложения с расчетом экономическихпоказателей функционирования нововведения. Задание по этой части проекта формируетсяи выдается консультантом по экономической части проекта. Технико-экономическое обоснованиепроекта не должно превышать 5-10 страниц, а расчет экономической эффективности- 10 страниц.
Вероятностный характер результатов предлагаемого решения усложняетоценку экономической эффективности и ведет к поэтапному их определению с нарастающейстепенью точности. Расчет экономической эффективности включает в себя логическиобоснованные и взаимосвязанные этапы:
определение источников экономической эффективности;
определение капитальных затрат;
определение чистого годового экономического эффекта;
расчет годовой экономической эффективности;
расчет срока окупаемости.
Изложение материала и результатов исследования экономическойэффективности предлагаемых студентом нововведений должно быть логичным, четким,структурированным и аргументированным. В заключительной части данного этапа исследованиядолжны содержаться резюмирующие выводы. Они вытекают из разработок автора и отражаютполученные результаты исследования. Изложение выводов и предложений должно бытьчетким, конкретным, в виде отдельных пунктов. Как правило, вначале автор излагаетвыводы, а затем предложения, которые необходимо заканчивать их экономическим обоснованием.Выводы и предложения в сжатой форме показывают решение поставленных в экономическойчасти дипломного проекта задач, выявленные недостатки и разработки автора по ихустранению. В выводах и предложениях не должно быть общих фраз, не связанных с исследованиеми не соответствующих содержанию экономической части дипломного проекта.
Примеры исследования экономической эффективности предлагаемоготехнического или технологического нововведения представлены в приложениях №1, №2,№3.
II.4 Какова технология текстуальногооформления работы на основе собранного материала?
Оформление экономической части проекта осуществляется в рамкахотдельного подраздела и составляется в соответствии с СТП-205-002-81 и ЕСПД. Разделрекомендуется начинать с новой страницы, с обязательным присвоением порядковых номеров,обозначенных арабскими цифрами с точками. При наличии подразделов и пунктов нумерациябудет состоять из трех чисел, разделенных точками. Например, 1.3.10 означает: разделпервый, подраздел третий, пункт десятый. Наименование раздела, подразделов и пунктовдолжно быть кратким и соответствовать содержанию. Переносы слов в заголовках недопускаются. Точку в конце заголовка не ставят.
Текст раздела выполняется от руки на одной стороне листа белойбумаги формата А4. Текст пишется черными, синими или фиолетовыми чернилами (илишариковой ручкой) разборчиво, с высотой букв и цифр не менее 3,5 мм. Допускается использование текстовых редакторов ПЭВМ.
Объем экономической части дипломного проекта должен быть таким,чтобы теоретическое содержание и весь фактический материал и расчеты, подвергаемыеанализу, вошли в содержание раздела с нужной достаточностью, чтобы читающему былопонятно и убедительно для него все сказанное. Научная доказательность работы достигаетсяза счет последовательного, аргументированного научного анализа материала и логическогоего подведения под теоретический вывод, соответствующий известному положению экономическойнауки. Объем раздела должен позволять вместить все нужное (теоретические предпосылки,фактический материал, расчеты, их анализ и четкий логический вывод, с последующимипрактическими рекомендациями) и не включать ничего лишнего. Девиз: «Лаконичнои содержательно!»
В экономической части проекта должны применятся научно-техническиетермины и экономические категории, обозначения и определения, установленные соответствующимистандартами или общепринятые в научной экономической литературе. При использованииспецифической терминологии необходимо привести список и дефиниции примененных экономическихкатегорий, который помещают перед списком литературы.
В экономической части дипломного проекта допускаются общепринятыесокращения, допускаемые в основных надписях, технических требованиях и таблицах,на чертежах и в спецификациях по ГОСТ 2.316-68, ГОСТ 7.12-77, ГОСТ 7.11-76.
Представляем список некоторых общепринятых сокращений слов исловосочетаний. Слово Сокращение академик акад. бухгалтерский бух. бюджетный бюдж. газета газ. глава гл. годы гг. гражданин гр. господин г-н доцент доц. журнал журн. железная дорога ж. д. здание зд. издательство изд-во и так далее и т. д институт ин-т. копейка к. книга кн. количество кол-во месяц м-ц миллион млн миллиард млрд например напр. область обл. производственный произ. производство пр-во профессор проф. по порядку п/п раздел разд. район р-н рисунок рис. река р. рубль руб. сборник сб. смотри см. сравни ср. страница с. схема схем. то есть т.е. том т. хозяйственный хоз. хозяйство хоз-во человеко-час чел. — ч. экономический экон.
Если студент использует особую систему сокращения слов, то долженбыть приведен перечень принятых сокращений, который помещают перед перечнем терминов.
В тексте раздела не допускается:
употреблять математические знаки без цифр, например, такие как, а также, %,
применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП и т.д.) безрегистрационного номера.
В тексте данного раздела проекта числа с размерностью следуетписать цифрами, а без размерности — словами, например: «Емкость внешней памятине менее 20 Мбайт», «Информацию набирать два раза».
Буквенные обозначения математических и других величин в текстедолжны соответствовать Государственным стандартам (СТ СЭВ 1052-78, ГОСТ 2.105-79,с.5).
Ссылки на литературные источники (монографии, брошюры, статьипо теме, учебники и учебные пособия, откуда студент позаимствовал те или иные теоретическиеположения или методы исследования) приводятся в тексте в квадратных скобках, например,[1; 325].
Формулы в расчетах записываются сначала в устных буквенных обозначениях,затем подставляются численные значения всех величин и дается окончательный результатвычислений.
Все индексы и показатели степени следует писать так, чтобы оничетко отличались размерами от буквенных обозначений, к которым относятся (в двараза меньше строчных букв). Надстрочные индексы и показатели необходимо располагатьвыше строки, а подстрочные индексы — ниже строки.
Все формулы экономического раздела проекта, на которые в текстепояснительной записки имеются ссылки, должны быть пронумерованы.
При написании экономической части диплома студент обязан иллюстрироватьданные расчетов разнообразными рисунками, таблицами, графиками, диаграммами и т.п.Эскизы, схемы, графики, иллюстрирующие текст раздела, выполняются согласно требованиямЕСКД полностью карандашом или полностью чернилами или тушью, называются рисунками,нумеруются арабскими цифрами, например, второй рисунок первого раздела: «Рис.1.2».Допускается сквозная нумерация по документу. Рисунки должны поясняться в текстеили подрисуночными надписями, располагаемыми рядом с номерами. Рисунки следует располагатьпо ходу текста сразу после ссылки на них. При оформлении экономического разделадипломной работы в качестве иллюстраций чаще всего используют графики и диаграммы(столбчатые и круговые). Все иллюстрации обозначают словом «рис.», нумеруютпоследовательно арабскими цифрами в пределах раздела и указывают под рисунком. Допускаетсяпоследовательная сквозная нумерация. Все графики размещаются в координатной сетке,толщина линий которой выдерживается равной половине толщины линий осей координат.На концах координатных осей стрелок не ставят.
Предлагаем примерный вариант оформления иллюстраций.
/>
Рис.2.1 Основные коэффициенты рентабельности за 2005 г.
Цифровые данные по возможности сводятся в таблицы. При наличиинескольких таблиц они нумеруются. При ссылках слово «таблица» принятосокращать, например, «табл.1.3». Таблицы, размещаемые по тексту, нумеруютпоследовательно в пределах каждого раздела (2.1 или 2.2) и разделяют точками. Словотаблица и ее номер пишут в правой стороне таблицы, выше заголовка, при этом знакN не ставится. Допускается и сквозная последовательная нумерация таблиц. Заголовкитаблиц должны соответствовать их содержанию, быть краткими. Заголовки граф таблицыначинают с прописной (заглавной) буквы, подзаголовки — со строчной буквы. В концезаголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят. Размещают таблицу после первойссылки на нее, а если место на странице не позволяет этого сделать, то на следующейстранице. Перенос таблицы на другую сторону не допускается. Однако, если размертаблицы превышает стандартный лист, то ее переносят на другую страницу. При этомзаголовки граф повторяют или нумеруют, а над таблицей ставят «Продолжение таблицы2.1.». Графа «единица измерения» в таблицу не включается, она помещаетсяпо строке таблицы через запятую. Наиболее удобной является таблица, содержащая 4-5граф и 5-8 — строк. Нумерацию граф и строк целесообразно давать, если таблица переноситсяна другую страницу или на них дается ссылка, при этом графа «Номер по порядку»не выделяется. Цифры в графах размещаются так, чтобы разделы были расположены одинза другим и имели одинаковое количество десятичных знаков.
Предлагаем примерный вариант оформления таблицы.
Таблица 1.1.
Нормативы отчислений на содержание управлений государственногоэнергетического надзора в некоторых субъектах РФ на 2005 год№ п/п Наименование управлений госэнергонадзора Нормативы отчислений на содержаний управлений на 2005 г. (тыс. руб.) Центргосэнергонадзор 1 Мособлгосэнергонадзор  19100,0 2 Тулагосэнергонадзор  13440,0 Севвостокгосэнергонадзор 3 Магадангосэнергонадзор  3721,7 4 Хабаровскгосэнергонадзор  10190,3 Востокгосэнергонадзор 5 Алтайгосэнергонадзор  17839,0
В случае необходимости возможно использование разнообразных приложенийк тексту в виде базовых методик расчетов, инструктивных писем, нормативных актови т.д.
Предлагаем примерный вариант оформления приложения к дипломнойработе.

Таблица 1.2
К методике расчета размера платы за услуги по передаче тепловойэнергии в системах централизованного теплоснабжения.  Объем полезного отпуска тепловой энергии по соответствующей организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии Базовый период
Заявленный
на период регулирования План Факт 1. Всего (Qk), в т. ч.: 1.1
полезный отпуск потребителям 1-й зоны (QЗ1) 1.2
полезный отпуск потребителям 2-й зоны (QЗ2) 1.3
полезный отпуск потребителям 3-й зоны (QЗ3) 2. Из общей величины полезного отпуска тепловой энергии (п.1) отпущено потребителем получающим тепловую энергию от иных источников с получением услуг по передаче тепловой энергии
Обязательной частью дипломной работы является список использованнойлитературы. При оформлении списка литературы следует иметь в виду, что в первуюочередь помещают официальные документы и материалы в хронологическом порядке. Затем- книги одного — трех авторов, учебники, учебные и методические пособия и указания,статьи из журналов и газет и другую литературу по алфавиту. Вся литература нумеруетсяпоследовательно арабскими цифрами.
Предлагаем образцы оформления списка использованной литературы.
Список использованной литературы:
1. Об уровнях тарифов на электрическую энергию потребляемую населением:постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2000 г. № 418 // Экономика и финансы электроэнергетики. — 2000. — № 7, с.67-70.
2. Об утверждении Методики расчета минимальных уровней тарифовна электрическую энергию потребляемую населением субъектов Российской Федерации:постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 21 июля2000г. № 36/4 // Экономика и финансы электроэнергетики. — 2000. — №11, с.168-171.
3. Аблеева Р.И., Репникова Г.Н., Грибина Е.Н. Регион в переходномпериоде: пути решения социально-экономических задач. — М., 1999. — 548с.
4. Киреева Э.А. Рациональное использование электроэнергии в системахпромышленного электроснабжения. — М., 2000. — 117с.
5. Прузнер С.Л., Златопольский А.Н., Журавлев В.Г. Организация,планирование и управление энергетическим предприятием. М.: Высш. шк., 1981. — 432с.
6. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативныхи диссертационных работ: методическое пособие / Сост. И.Н. Кузнецов. — Мн.: Харвест,1999. — 176с.
7. Арунянц Г.Г., Хузмиев И.К. Автоматизация процессов регулированиядеятельности субъектов естественных монополий в сфере энергетики // Экономика ифинансы электроэнергетики, 2000. — №11, с.176-184.
8. Улучшение экологических характеристик тепловых электростанцийпутем их технического перевооружения // Энергетика за рубежом. 2000. Выпуск 1, с.32-34.
9. Хузмиев И.К. К вопросу о регулировании рынка энергоносителей// Вестник ФЭК России, 1999. — № 6, с.79-84.
На защите дипломного проекта студент должен кратко изложить содержаниев том числе и экономического обоснования эффективности предлагаемого решения, датьисчерпывающие ответы на соответствующие тематике исследования вопросы и замечаниячленов комиссии. При оценке содержания экономической части дипломной работы учитываетсяее актуальность, научное содержание, степень проявленной студентом-автором творческойсамостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемогоматериала, общий и специальный уровень грамотности, степень и полнота раскрытиясущества проблемы и т.д.
III. К вопросу экономическогообоснования эффективности нженерных решений, предлагаемых в дипломных проектах
Унифицированной схемы в организации исследования экономическойэффективности предлагаемого нововведения не существует. Студент имеет право выбиратьподходы, соответствующие специфике цели и задач его дипломного проекта. Мы предлагаемнесколько альтернативных вариантов.
Экономическая целесообразность предложения доказывается путембалансирования показателей приращения эффекта Э, получаемого за счет инновации,и затрат Q. Математически эту задачу формулируют в виде МАХ Э при Q = CONST.
или в виде обратной задачи:
МIN Q при Э = СONST.
При оценке эффективности предлагаемого решения используют обобщающиеи частные показатели. К основным обобщающим показателям экономической эффективностиотносятся:
годовой экономический эффект;
расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат;
срок окупаемости.
Расчет перечисленных обобщающих показателей предполагает предварительноевычисление частных показателей, таких как:
годовая экономия /годовой прирост прибыли/;
единовременные затраты на разработку и внедрение предложения;
среднегодовая трудоемкость функционирования;
надежность технических средств;
увеличение затрат вследствие ненадежности;
и др.
В самом общем виде годовой экономический эффект от разработкии внедрения предложения /Э/ определяется как разность между годовой экономией /или годовым приростом прибыли / и нормативной прибылью:
Э = П — К * Ен,
где П — годовая экономия /годовой прирост прибыли/, тыс. руб.;
К — единовременные затраты, тыс. руб.;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Произведение К*Ен в данном случае следует рассматривать как нормативнуюприбыль, которая должна быть получена от внедрения предложения.
Значение Ен принимается равным 0,15 для всех отраслей народногохозяйства. Ен представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений,ниже которых они нецелесообразны. Полученное в данном случае значение показателяЭ служит для сопоставления экономических результатов предложения с результативностьюкапитальных вложений в другие направления совершенствования производства и управления.
Для анализа новых проектов, связанных с необходимостью полученияприбыли, часто используют нормы рентабельности Ен, соответствующие разнымвидам капитальных вложений. Расчетная рентабельность (бухгалтерская норма рентабельности)капитальных вложений оцениваются соотношением
/>/>
Величину нормы рентабельности Ен можно также принятьравной фактической рентабельности капиталовложений лучших проектов аналогичногонаправления, реальной процентной ставке на рынке капиталов или банковскому проценту.Реальная процентная ставка — это номинальная процентная ставка, выраженная в текущихценах, но скорректированная в соответствии с уровень инфляции.
Разрабатываемое изделие в эксплуатации экономически эффективно,если соблюдается неравенство />.
В пределах соблюдения данного неравенства можно изменять уровеньцены нового изделия в зависимости от целей, которые преследуются автором дипломногопроекта.
Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальныхзатрат /Ер/ представляет собой отношение годовой экономии / годового прироста прибыли/к капитальным затратам на разработку и внедрение предложения:
Ер =П/К.
При экономической оценке нового изделия рассчитывается такжесрок окупаемости дополнительных капиталовложений и рентабельность инвестиций (внашем случае — капитальных вложений).
Срок окупаемости /Т/ представляет собой отношение капитальныхзатрат на разработку и внедрение предложения к годовой экономии /к годовому прироступрибыли/:
Т = К/П
Срок окупаемости рассчитывается также и как величина обратнаярасчетной рентабельности (бухгалтерской нормы рентабельности):
/>
Методы расчета годового экономического эффекта изделий зависятот того, различается ли в сравниваемых вариантах годовая производительность изделий.При равенстве их годовых производительностей (QН=QА) расчетгодового экономического эффекта ведется на базе абсолютных величин капитальных вложенийК и эксплуатационных издержек (расходов) И:
/>
В тех случаях, когда годовая производительность новых изделий(например, приборов) в сопоставляемых вариантах неодинакова, следует сопоставитьне абсолютные, а удельные величины капитальных вложений:
 
/>,
где k — удельные капитальные вложения в новом (kн)и прежнем (ka) варианте;
К — абсолютная величина капитальных вложений в новом (Kн)и прежнем (Ka) вариантах;
Q — годовая производительность изделия (Qн — нового;Qа — аналога).
Таким образом, если годовая производительность нового вариантаизделия выше, чем у изделия аналоге />, то годовой экономический эффектЭг рассчитывается на базе удельных затрат k, u:
/>/>
где К — абсолютная величина капитальных вложений;
И — абсолютная величина эксплуатационных расходов;
k — удельные капитальные вложения;
u — удельные эксплуатационные расходы;
Ен — норма рентабельности.
Годовой экономический эффект от производства и использованияновых средств труда долговременного пользования (машины, оборудование, приборы ит.д.) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность,издержки эксплуатации и т.д.) определяется следующим образом:
/>,
где индексы а и н обозначают данные для аналога и нового средстватруда соответственно;
З — приведенные затраты единицы средства труда;
С — себестоимость средства труда;
В — производительность или интегральный показатель качества средствтруда;
Р — доля отчислений на полное восстановление средств труда, равная
/>
(Ен — коэффициент дисконтирования,
Тс — срок службы средств труда;
А — годовой объем производства средств труда).
Если в процессе эксплуатации новой разработки (нового изделия)происходит увеличение прибыли и снижение себестоимости выпускаемой продукции илиработы (в организации применяющей новую разработку), годовой экономический эффектможет быть рассчитан по формуле
/>/>
где Па — годовая прибыль при эксплуатации имевшегосяна предприятии изделия-аналога (станка, прибора и т.п.);
Q — объем производства продукции (работ);
Qн — при эксплуатации новой разработки изделия;
Qа — при эксплуатации разработки изделия, имевшейся на предприятии);
Зн, За — себестоимость выпускаемой продукциисоответственно при эксплуатации нового изделия и изделия-аналога;
К — дополнительные капиталовложения на новую разработку изделия;
Ен — норма рентабельности.
Определяя годовой экономический эффект, необходимо обеспечитьсопоставимость сравниваемых вариантов нового изделия и изделия-аналога по такимпоказателям, как:
объем продукции (работы), производимой с помощью этих изделий;
их качественные параметры;
фактор времени;
социальные факторы производства и использования продукции.
Изделие-аналог и вновь разрабатываемое изделие должны иметь качественнуюсопоставимость. В зависимости от назначения и условий их эксплуатации качественнымипоказателями сопоставимости могут быть, например, безотказность, долговечность,ремонтопригодность, потребляемая мощность, масса, габариты, точность, быстродействие,степень автоматизации и т.д.
Если изделие-аналог не обеспечивает выполнения какой-либо функции,которая имеется в новом изделии, то следует предусмотреть по нему добавочные средства,необходимые для доведения этого показателя до уровня нового изделия.
/>/>Годовойэкономический эффект при производстве (освоении) новых изделий равен:
/>
где Пч — прибыль от реализации новых изделий послевыплаты налогов и процентов за кредиты;
Ен — норма рентабельности;
К — капитальные вложения.
В случае, когда новое изделие осваивается взамен изделия-аналога,
/>
где /> - соответственно экономическийэффект при производстве нового изделия и изделия-аналога. Если капитальные вложениясвязаны с вводом основных фондов, при расчете годового экономического эффекта могутучитываться амортизационные отчисления (Аг), тогда
/>.
В этом случае годовая рентабельность капитальных вложений Rкна освоение новых изделий оценивается соотношением
/>.
Критерием принятия решения по освоению в производстве новых изделийявляется соотношение
/>
где /> - соответственно срок окупаемостиинвестиций: расчетный и нормативный />.
Показатель экономического эффекта от производства новых изделийдолжен быть величиной положительной, что означает превышение рентабельности инвестиций(капиталовложений) /> над нормативом Ен.
При расчете />в случае приведения доходов изатрат к одному моменту времени (t0) нужно решить следующую задачу. Найтизначение />, при котором интегральный экономическийэффект за расчетный период (срок экономической жизни инвестиций) Эи былбы равен нулю:
/>/>
где /> - прибыль от реализации новыхизделий t-го года;
/> - капиталовложения t-го года;
T — число лет жизненного цикла инвестиций;
J — коэффициент дисконтирования.
При выполнении вероятностных экономическихрасчетов необходимо учитывать, что капиталовложения, как правило, осуществляютсяв />/>годы, предшествующиеначалу производства новых изделий изготовителем и предшествующие началу эксплуатацииэтих систем. Поэтому все показатели доходов и затрат считаются приведенными к одномумоменту времени — первому году расчетного периода (началу изготовления или эксплуатацииновых изделий). При необходимости такое приведение делают, деля показатели данногогода на коэффициент дисконтирования Jq:
/>
где t — число лет между годом t, к которому относится данныйпоказатель, и годом «0» — первым годом расчетного периода.
При экономических расчетах показателей после расчетного годаих приводят к расчетному нулевому году путем умножения на коэффициент дисконтирования.
/>Для определения общего уровня увеличениязатрат необходимо определить частные индексы изменения цен на отдельные составляющиеи учесть долю этих затрат в общих расходах. Сводный индекс изменения себестоимостиI можно определить по формуле
/>
где n-число отдельных составляющих,
/> - удельный вес материальных,трудовых расходов и (или) расходов на реализацию продукции и других затрат;
/> - индекс изменения цен на материалы,потребительских цен, средней зарплаты и т.п.
При определении изменения себестоимости целесообразно учитыватьтолько основные статьи затрат, то есть те расходы, которые непосредственно связаныс обеспечением выпуска продукции.
/>VI.Расчетная часть/>1. Расчет годового экономическогоэффекта
Основой экономического обоснования является расчет годового экономическогоэффекта в результате внедрения технического решения.
Годовой экономический эффект:
Эг = ( (Сед1 + Ен·Кед1) — (Сед2 + Ен·Кед2)) · Nг2 (1)
где, Сед1 — себестоимость продукции по базовому варианту;
Сед2 — себестоимость продукции по проектируемому варианту;
Кед1 — капитальные затраты по базовому варианту;
Кед2 — капитальные затраты по проектному варианту;
Nг2 — объемы производства по проектномуварианту.
Определим вышеперечисленные величины, необходимые для расчетагодовой экономической эффективности.2. Расчет инвестиций для осуществления проекта
Затраты на новое оборудование по проекту (Ки) приведены в таблице1.

Таблица 1
/>
Сумма инвестиций по проекту рассчитывается по формуле:
К2 = Кп + Ки + Км + Кэ (2)
где, Кп — затраты на поисковые и проектно-конструкторские работыдля создания новых технических решений, которые составляют 8-10% от Ки или Кп =Ки (0,08-0,1), руб.; Ки — капитальные затраты на изготовление нового оборудования,покупку необходимых комплектующих изделий, приборов для осуществления техническихрешений по проекту. Расчёт Ки выполнен табличным методом (таблица 1);
Км — затраты на монтаж нового оборудования, составляющие 2-3%от Ки или Км = Ки (0,02-0,03), руб.; Кэ — затраты на эксплуатацию и содержание новогооборудования, составляющие
4-5% от Ки или Кэ = Ки (0,04-0,05), руб:
К2 = Ки (1,0+0,1+0,03+0,05) (3)
К2 = 1115749 (руб)
3. Расчёт себестоимости продукции
Себестоимость продукции действующего производства и по проектурассчитывается по формуле:
С = М + Э + Фот + Нот + А + Нр (4)
где, М — затраты на основные и вспомогательные материалы; Э- затраты на энергоносители; Фот — фонд оплаты труда рабочих основного производства;Нот — начисления на фонд оплаты труда рабочих (отчисления в социальные фонды); А- амортизация основных фондов; Нр — сумма общецеховых, общезаводских и внепроизводственныхрасходов. При расчёте себестоимости продукции необходимо определить наименованиеи объём (размер, вес) продукции, принимаемые за «единицу продукции» иеё размерность в натуральном выражении. С1 и N1 рассчитываются(принимаются) по данным действующего производства. С2 и N2рассчитываются с учётом изменений, обусловленных новыми техническими решениями попроекту.
Расчёт затрат на материалы. Необходимое количество основных ивспомогательных материалов на единицу продукции базового (М1) и проектируемого(М2) производства и затраты на их приобретение и переработку рассчитывается по формуле:
М = Nмi·Цмi·Ктрi — Nоi·Цоi (5)
где, Nмi — количество(масса) материала i-го наименования; i=1…n; n — количество наименований материалов,расходуемых на производство единицы продукции; Цмi — ценаединицы материала i — го наименования; Ктрi составляет 3-5 % цены материала; Noi — количество (масса) возвратных отходов материалов при обработкеили переработке исходных материалов; Цоi — цена единицыматериала возвратных отходов (Noi составляет10-30% от Nмi; Цоi составляет 20-25% от Цмi). Результаты расчётов затрат на материалы сведены в таблицу2.
Таблица 2
/>
В связи с тем, что состав и цены на используемые материалы впроектируемом варианте не изменяются, то затраты на материалы по этому вариантубудут соответствовать затратам базового варианта.
Расчёт затрат на энергоресурсы. Затраты на энергоносители побазовому и проектируемому вариантам рассчитываются по формуле:
Э = Nэi·Цэi (6)
где, Nэi — количество(объём) потребляемого для производства продукции энергоносителя i-го наименования; i=1…n, n — количество энергоносителей, используемыхдля производства продукции; Цэi — цена единицы i-го энергоносителя (по действующим ценам).
Результаты расчёта затрат на энергоносители сведены в таблице3

Таблица 3
/>
Расчёт фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда основных и вспомогательныхрабочих базового и проектируемого производства рассчитывается по формуле:
Фот = Чi· (Фоснi + Фдопi) (7)
где, Чi — численность рабочих I-й профессии; I=1…n;n — количество рабочих профессий; Фосн — основной заработокрабочих:
Фоснi = Фтарi·Кпрi (8)
где, Фтарi — тарифный фонд заработнойплаты одного рабочего I — ой профессии; Кпрi — премиальный коэффициент рабочего I- й профессии за различные показатели; Кпрi составляет 20-40% (к тарифному фонду — Фтарi)или Кпрi= 1,2-1,4:
Фтарi = Старi·Fрвi (9)
где, Старi — тарифная часовая ставкарабочего I — й профессии, руб.; Fрвi — годовой действительный фонд рабочего времени одного рабочегоI — й профессии при 8 часовом рабочем дне; в прерывном производствеFрвi = 1848ч; в непрерывном производстве Fрвi = 1936 ч, дополнительный фонд оплаты труда рабочих каждой I-й профессии (Фдопi) может составлять4-10% от Фоснi или Кдопi = 1,04-1,10.
Результаты расчёта фондов оплаты труда рабочих сведены в таблице4.
Таблица 4
/>
Фонд оплаты труда и отчисления в социальные фонды (Фот, Нот)для АУП, ИТР, служащих, учеников, МОП, охраны, рабочих по содержанию зданий и территорийпредприятия учитывается в статье «накладные расходы» (Нр).
Переход на АСУ ТП по проектируемому варианту позволяет сократитьчисленность персонала КИПиА. Для наблюдения за ходом технологического процесса теперьдостаточно 2-х человек в день (вместо 6-х). При этом повышается оперативность иинформативность рабочего места оператора.
3.4 Расчёт отчислений в социальные фонды. Сумма отчислений всоциальные фонды (Нот) в структуре себестоимости продукции по базовому вариантуи по проекту рассчитывается по величине единого социального налога от суммы фондаоплаты труда основных рабочих (Фотi) по формуле:
Нот = Фотi·Песнi / 100% (10)
где, Песнi — процент единого социальногоналога отчислений в социальные фонды, который устанавливается вместе с Нпдоi дифференцированно для каждого отдельногоработника в зависимости от его годового индивидуального дохода (Фотi). При Фотi до100000руб.: в пенсионный фонд РФ (ПФ) — 28%; в Фонд социального страхования РФ (ФСС)- 4%; в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): федеральный — 0,2% ив территориальный, местный — 3,4%; итого: Несн=35,6%; Нпдо=0. При Фотi от 100001 до 300000 руб.: Неснi =20% от суммы Фотi свыше 100000 руб.
Просчитав все пункты получаем: Нот = 36,5% (Фот)
базовый вариант — Нот = 863107,56·0,365 = 315034,26 (руб)
проектный вариант — Нот = 364639,4·0,365 = 133093,38 (руб)
Расчёт амортизации основных фондов. Годовая сумма амортизацииосновных фондов рассчитывается по формуле
Аг = (Фоснi·Наi)/ 100% (11)
Амортизация основных фондов приведена в таблице 5.
Таблица 5
/>
При внедрении новых технических решений Аг для действующего производстваи по проекту рассчитывается по формуле:
Аг = (Фоснi·Наi)к1/100% + К1 (2) ·Нак1 (2) / 100% (12)
где, Фоснi — балансовая стоимость I-го вида основных фондов, руб;
S (Фоснi·Hai) к1 — общая сумма амортизации основныхфондов для базового и проектного вариантов без амортизации заменяемого оборудования(К1); I=1…n; n- количество видов основных фондов, принятых для расчёта; Наi- норматив амортизации I-го вида основных фондов, % Нак1- норматив амортизации заменяемого оборудования по проекту (К2), %.
Результаты расчёта амортизационных отчислений по базовому и проектномувариантам сведены в таблице 5.
Для амортизации в себестоимости единицы продукции по базовомуварианту (Аед1) и по проекту (Аед2) рассчитывается по формулам:
Аед1 = Аг / N1 Аед2 = Аг2/N2 (13)
Аед1 = 11.6 (%) Аед2= 15.6 (%)
Расчёт накладных расходов. В накладные (косвенные) расходы (Нр)в себестоимости продукции включаются цеховые, заводские и внепроизводственные затратыпредприятия, связанные с производством и реализацией продукции, которые могут рассчитыватьсяметодом калькулирования по направлению и месту их образования (фонд оплаты трудаИТР, служащих, МОП и др., содержание и эксплуатации зданий и территории предприятия,реклама, внешняя деятельность и др.) либо в процентах от суммы фонда оплаты трударабочих основного производства и начислений в социальные фонды (Фот + Нот).
Общие накладные расходы в процентном отношении к фонду заработнойплаты рабочих с начислениями в социальные фонды по базовому и проектному вариантамрассчитываются по формуле:
Нр = (Фот + Нот) ·Пнр / 100% (14)
где, Пнр = 35% — процент накладных расходов (принимается по даннымпредприятия).
Для базового варианта: Нр = (863107,56 + 315034,26) ·35/100%= 412349,64 (руб)
Для проектного варианта: Нр = (364639,4 + 133093,38) ·35/100%= 174206,48 (руб)
Себестоимость и цена продукции. Результаты расчётов капитальныхзатрат, себестоимости и цены продукции по действующему и проектируемому вариантампроизводства продукции представлены в виде таблице 6.
Себестоимость и цена продукции приведены в таблице 6.
Таблица 6
/>
4. Расчет показателей экономической эффективности проекта
Годовой экономический эффект. Предполагаемый годовой экономическийэффект по проекту рассчитывается по формуле:
Эг = ( (Сед1 + Ен·Кед1) — (Сед2 + Ен·Кед2)) ·Nг2 (15)
Эг = 1554467,62 (руб)
Рентабельность инвестиций. В зависимости от вида и места полученияэффектов, целей и уровня экономического анализа экономического анализа рассчитываетсярентабельность (Рк2) инвестиций (К2) по годовому экономическому эффекту (Эг), попредполагаемой дополнительной прибыли предприятия (Пдп) от использования К2 илирентабельность (Рпр) вновь создаваемого производства (предприятия):
Рк2 = (Эг / К2) ·100,%; Рк2 = (Пдп / К2) ·100,% (16)
Рк2 = 139,32 (%) Рк2 = 89,3 (%)
где, Плп — дополнительная прибыль предприятия от предполагаемоговнедрения новых технологических решений. При неизменных ценах продукции действующегопроизводства и по проекту Пдп определяется по формуле:
Пдп = С1 — С2 (17)
Пдп = 996195,58 (руб)
При увеличении цены продукции, объёмов её производства (в связис улучшением качества продукции, повышения производительности труда или при расширениипроизводства), общий объём прибыли увеличиться, что даст повышение рентабельностипредприятия и снижении сроков окупаемости капитальных затрат на осуществление новыхтехнических решений по проекту:
Рпр = (Ппр / Фосн + Фобн) ·100 (18)
Рпр = 30,4 (%)
где, Ппр — предполагаемый годовой объём прибыли нового предприятия(участника, цеха) по проекту; Ппр может составлять 20-40% от себестоимости продукциипо проекту, т.е. Ппр= (1,2-1,4) С2; Фосн = 9200000 (руб), Фобн = 2100000 (руб)- соответственно стоимость основных фондов и оборотных нормируемых средств предприятияпо проекту.
Срок окупаемости инвестиций. Нормативный:
Токн = 1/Ен (19)
Токн = 1/0,2 = 5 (лет)
Предполагаемый по проекту: в зависимости от вида рентабельностипредполагаемый срок окупаемости (Токн) инвестиций (К2) рассчитывается по Эг, Пдпили Ппр:
Токп = К2/Эг, лет; Токп = К2/Пдк, лет; Токп = К2/Ппр, лет (20)
Токп = 0,7 (года) Токп = 1,12 (года) Токп = 0,4 (года)
Заключение
В результате полученных технико-экономических показателей, затратына внедрение проекта составят 1200000 руб — экономический эффект составит в год1554467,62 руб. Срок окупаемости капиталовложений будет 1,12 года, а так как онне превышает нормативного срока окупаемости капиталовложений равного 5 годам, томожно сделать вывод об экономической целесообразности внедрения данного проекта.
Приложения
Приложение №1
Пример расчета экономической эффективности заменыэлектромагнитных ПРА (дросселей) на АПП2Н18/220.
Цель замены:
Уменьшение подведенной мощности;
Уменьшение затрат по оплате электроэнергии;
Уменьшение эксплуатационных затрат;
Устранение акустического шума;
Устранение мигания лампы при включении.
Исходные данные для расчета:
Модернизации подлежит освещение в 68 шкафах.
В них установлено светильников 1 х 40Вт — 228 шт., 1 х 20Вт- 22 шт.
Количество ламп: ЛБ 40 — 228 шт., ЛБ 20 — 44 шт.
Стоимость 1 лампы — 11,60 руб.
Требуемое количество АПП2Н18/220 — 250 шт.
Стоимость АПП2н18/220 — 270,48 руб.
Тариф за 1кВт/час электроэнергии 0,74 руб.
Годовое число часов эксплуатации при 12 часах работы — 4380часов.
КПД электромагнитного ПРА — 50%, Коэффициент мощностиэлектромагнитного ПРА-0,82 cos/>(для компенсир.) КПДАПП2Н18/220 — 90%.
Коэффициент мощности АПП 2Н18/220 — 0,68cos/>
Расчет: 1. Полная мощность, потребляемая одним светильником:   До замены: После замены:   КПД эл/магн. ПРА — 60% КПД АПП2Н18/220 — 95%   Коэфф. мощности эл/магн. ПРА — 0,70 cos  Коэфф. мощн. АПП2Н18/220 — 0,98 cos    ЛПО 2х40 2х40: 0,6=133,30 Вт. ЛПО 2х40 2х40: 0,95=84,20 Вт.   ЛПО 4х20 4х20: 0,6=133,30 Вт. ЛПО 4х20 4х20: 0,95=84,20 Вт. 2. Полная мощность, потребляемая установленными светильниками:   До замены: После замены:   ЛПО 2х40 192х133,30=25,60 кВт. ЛПО 2х40 192х84, 20=16,20 кВт.   ЛПО 4х20 195х133,30=26,00 кВт. ЛПО 4х20 195х 84, 20=16,40 кВт. 3. Суммарная потребляемая мощность всеми установленными светильниками:   До замены: После замены:   ЛПО 2х40 и ЛПО 4х20 25,60+26= 51,60 кВт ЛПО 2х40 и ЛПО 4х20 16,2+16,4= 32,70 кВт 4. Количество электроэнергии, потребляемое светильниками за 1 год при 14 часовом рабочем дне:   До замены: После замены:   ЛПО 2х40 и ЛПО 4х20 51,6 х 5110= 263 676 кВт/час ЛПО 2х40 и ЛПО 4х20 32,7 х 5110= 167 097 кВт/час 5. Стоимость электроэнергии за 1 год эксплуатации светильников при тарифе 0,74 руб. за кВт   До замены: После замены:   ЛПО 2х40 и ЛПО 4х20 263 676х0,74= 195 120,24 руб. ЛПО 2х40 и ЛПО 4х20 167 097х0,74= 123 651,78 руб. 6. Срок службы ламп:   До замены: После замены:   С эл/магн. ПРА — 6 000 часов из ТУ на ЛБ-20 40 С АПП2Н18/220 — 6 000х1,5= 9 000 часов 7. Количество ламп заменяемых в течение года:   До замены: После замены:   С эл/магн. ПРА: 5 110: 6 000х (384+780) = 991 шт. С АПП2Н18/220: 5 110: 9 000х (384+780) = 661 шт. 8. Стоимость заменяемых ламп при стоимости одной лампы типа ЛБ — 20-40 — 11,60 руб.:   До замены: После замены:   С эл/магн. ПРА: 991х11,60= 11 495,60 руб. С АПП2Н18/220: 661х11,60= 7 667,60 руб. 9.
Стоимость работ по замене ламп в течение года, с учетом оплаты труда электромонтажника 4000 руб. в месяц (налоги 39%, 21 рабочий день, 8 часов) и времени на замену одной лампы 0,25 часа (15 мин.):
(4000 х 1,39): 21: 8х0,25 = 8,28 руб.   До замены: После замены:   С эл/магн. ПРА: 991х8,28= 8 205,48 руб. С АПП2Н18/220: 661х8,28= 5 473,08 руб. 10. Стоимость утилизации сгоревших ламп До замены: После замены:   С эл/магн. ПРА: 991х4, 20= 4 162,20 руб. С АПП2Н18/220: 661х4, 20= 2 776,20 руб. 11. Годовые эксплуатационные расходы (п.5+п.8+п.9+п.10):   До замены: После замены:   С эл/магн. ПРА: 195120,24+11495,60+8205,48+4162,20 = 218 983,52 руб. С АПП2Н18/220: 123651,78+7667,60+5473,08+2776,20 = 139 568,66 руб. 12.
Стоимость АПП2Н18/220, необходимых для модернизации:
250х270,48=67 620 руб. 13. Срок окупаемости:   67 620: (218983,52-139568,66) = 0,85 года  10 мес.
Выводы:
При замене в существующих светильниках электромагнитных ПРАна электронные пускорегулирующие аппараты типа АПП 2Н20/220 получаем следующиерезультаты в расчете на год:
Уменьшение активной подведенной мощности: 51,6-32,7=18,9 кВт
Уменьшение затрат по оплате электроэнергии:
195 120,24 — 123 651,78 = 71 468,46 руб.
Уменьшение реактивной мощности: 22,2 кВт
Уменьшение эксплуатационных затрат:
(11495,60+8205,48+4162, 20) — (7667,60+5473,08+2776, 20) =7946,40 руб.
Срок окупаемости:
250х270,48=67 620 руб.
67 620: (218983,52-139568,66) = 0,85 года — 10 мес.
Высвобождающаяся мощность может быть использована дляэлектрообеспечения новых технологических линий и оборудования.
Уменьшение потребляемой мощности как активной, так иреактивной, разгрузит трансформаторную подстанцию, подводящие кабели,внутреннюю электропроводку, что приведет к увеличению их ресурса, улучшениюпожаробезопасности.

Приложение №2
Пример расчета технико-экономической эффективности
строительства автономной теплоэлектростанции.
Содержание.
1. Исходные данные для расчета
1.1Параметры АТЭС
1.2Характеристики оборудования
1.3 Тарифы на газ, энергию и материалы
1.4 Ставки налогов
2. Технико-экономический расчет АТЭС
2.1 Расчет суммы лизинговых платежей
2.2 Расчет себестоимости энергии АТЭС
2.3 Расчет годовой экономии при лизинге
2.4 Расчет срока окупаемости капитальных вложений прилизинге
1. Исходные данные.
1.1 Параметры АТЭС.
Для строительства автономной теплоэлектростанции (АТЭС)предлагается следующий набор основного оборудования:
5 газопоршневых генератора с утилизацией тепла;
2 водогрейных котла
Приобретение осуществляется по схеме лизинга с предоплатой вразмере 15% от стоимости кап. затрат, остальная часть выплачивается в течение 5лет, с ежемесячной выплатой лизинговых платежей при 11% годовых.
При этом АТЭС будет иметь следующие параметры:
Таблица № 1№ Название параметра Значение Ед. измерения 1 Электрическая мощность 6400 кВт 2 Тепловая мощность (горячее водоснабжение и отопление)
21000
(17,9)
кВт
(Гкал)
Примечание:
Данный анализ эффективности носит сравнительный характер иоснован на сравнении предлагаемого варианта системы энергоснабжения сэквивалентным потреблением электрической и тепловой энергии от централизованнойсистемы. В данном расчете коэффициент использования мощности оборудованияпринят равным 0,8 по электрической энергии, 1 по тепловой энергии.
Время годовой наработки оборудования в данном расчетепринято равным:
для ГПА — 8400 час.;
для водогрейных котлов — 4300 час.
Валютный курс для данного расчета принят равным 36 руб. /EUR.
Таможенные пошлины (ТП) приняты в размере 6%.
1.2 Характеристики оборудования.
Таблица № 2.
Газопоршневой электрогенератор с утилизацией тепла. № Название параметра Значение параметра 1 Электрическое напряжение 10,5 кВ 2 Частота 50 Гц 3 Электрическая мощность 1280 кВт 4 Тепловая мощность 1460 кВт 5 Потребление газа  340 м3/час 6 Потребление моторного масла 0.4 г/кВт ч 7 Средний период замены моторного масла 3000 час 8 Количество заливаемого масла в один агрегат 198 кг 9 Общий ресурс газомоторного агрегата 192 000 час 10 Среднегодовая стоимость техобслуживания и ремонта 57628 EUR/год
Примечание: Расчеты выполнены для природного газа (теплотасгорания 9.5 кВтч/м3).
Таблица № 3.
Водогрейный котел. № Название параметра Значение параметра 1 Тепловая мощность 7000 кВт (6,0 Гкал) 2 Потребление газа  818,7 м3/час 3 Рабочее давление 6 бар
Примечание: Расчеты выполнены для природного газа (теплотасгорания 9.5 кВтч/м3).
1.3 Тарифы на газ, энергию и материалы.
Таблица № 4
В расчете приняты следующие цены на энергоносители иматериалы (без НДС). № Наименование Значение 1 Газ природный 760 руб. /тыс. м3 2 Электрическая энергия 0,98 руб. /кВт ч 3 Тепло 497,13 руб. /Гкал = 0,425 руб. /кВт ч 4 Масло моторное (минеральное, марки ESSO) 80 руб. /кг
1.4 Ставки налогов.
Ставка налога на прибыль (СНП) = 24%
Налог на имущество (СНИ) = 2%
2. Технико-экономический расчет АТЭС
2.1 Расчет суммы лизинговых платежей.
Исходные данные:
Стоимость оборудования с учетом ТП, проектных и строительно-монтажныхработ, строительства здания АТЭС (без НДС)
Всего капитальные затраты = 163 127 469 руб. (EUR 4 531 319)
Предоплата (нулевой лизинговый платеж) = 15% (от суммыкапитальных затрат).
Ставка НДС = 20%.
Ставка процента по лизингу = 11%/год.
Срок лизинга = 5 лет.
Периодичность лизинговых платежей — ежемесячно.
Сумма лизинговых платежей (с учетом НДС) за 5 лет составитСУМ л. п. = 241 510 218 руб. (EUR 6 708 617)
Сумма лизинговых платежей (без НДС) = 201 258 515 руб. (EUR 5 590 514)
2.2 Расчет себестоимости энергии АТЭС.
Расчётная среднегодовая выработка электрической энергии АТЭС-
П эл. = 43 008 000 кВт ч/год. Расчётная среднегодоваявыработка тепловой энергии АТЭС — П тепл. = 121 520 000 кВт ч/год
Таблица № 5.
Годовой расход газа и моторного масла. № Энергоносители количество 1 Газ природный, м3/год * 18 464 820 м3/год 2 Масло моторное минеральное., кг/год 24 276 кг/год
Примечание: расчет выполнен для режима работы на природномгазе с теплотой сгорания 9,5 кВтч/нм3. Затраты АТЭС на производство энергии вгод:
Обслуживание, ремонт и материалы — Gобсл = 9 946751 руб. /год.
использование газа природного — Gгаза = 14 033263 руб. /год
использование масла моторного — Gмасло = 1 942080 руб. /год
годовая сумма лизинговых платежей — Gл.п. год (из расчета всего жизненного цикла оборудования) = 8 805 060 руб./год
Себестоимость энергии на АТЭС:
Сэл = GАТЭС / (Пэл. + Птепл)
GАТЭС — Годовые затраты при автономномэнергоснабжении, руб.
GАТЭС = Gобсл + Gгаза + Gмасло+ Gл. п. год = 34 727 154 руб. /год
Пэл. — расчётная среднегодовая выработка электроэнергии,
Птепл. — расчетная среднегодовая выработка тепловой энергии,
Gобсл — затраты на обслуживание, ремонт изапчасти
Gгаза — издержки при покупке природного газа,
Gмасло — издержки при расчёте за потреблённоемоторное масло, руб.
Gл. п. год — затраты навыплаты по лизингу.
Себестоимость автономного производства энергии:
С = 34 727 154/ (43 008 000 + 121 520 000) = 0,211 руб. /кВтч (без НДС).
2.3 Расчет годовой экономии при лизинге.
Годовые затраты при централизованном вариантеэнергоснабжения (Gпэо) за электрическую, тепловую энергию (по соответствующимтарифам):
Gпэо = 43 008 000 кВт ч/год х 0,98 руб. /кВт ч +121 520 000 кВт ч/год х 0.425 руб. /кВт ч = 93 781 376 руб. /год
Годовая экономия при автономном энергоснабжении (чистаяприбыль):
E = (Gпэо — (Gобсл + Gгаза+ Gмасло)) х (1 — СНП/100) + СУМл. п. год * СНП/100 =60 058 946 руб./год, где
СУМлп год * СНП/100 — экономия по уплате налога на прибыльза счет снижения налогооблагаемой прибыли при включении лизинговых платежей всебестоимость реализованной продукции
СУМлп год = СУМлп / 5 лет = 40 251 703 руб.
— сумма лизинговых платежей в год.
СНП — ставка налога на прибыль (24%).
2.4 Определение срока окупаемости капитальных вложений прилизинге.
Срок окупаемости определяется при достижении накопленнойэкономией суммы выплаченных лизинговых платежей на момент окупаемости.
Ток = 16 месяцев = 1,3 года.
Выводы:
При строительстве автономной теплоэлектростанции (АТЭС набазе 5-ти газопоршневых когенераторов, 2-х водогрейных котлов), еслиприобретение оборудования осуществляется по схеме лизинга, получаем следующиерезультаты. Себестоимость энергии на АТЭС:
Сэл = GАТЭС / (Пэл. + Птепл).
GАТЭС = Gобсл + Gгаза + Gмасло+ Gл. п. год = 34 727 154 руб. /год
С = 34 727 154/ (43 008 000 + 121 520 000) = 0,211 руб. /кВтч (без НДС).
Годовая экономия при автономном энергоснабжении (чистаяприбыль):
E = (Gпэо — (Gобсл + Gгаза+ Gмасло)) х (1 — СНП/100) + СУМл. п. год * СНП/100 = 60 058 946руб. /год
Срок окупаемости капитальных вложений: Ток = 16 месяцев =1,3 года.
Таким образом, строительство АТЭС на базе 5-ти газопоршневыхкогенераторов, 2-х водогрейных котлов по схеме лизинга экономическицелесообразнее, чем потребление электрической и тепловой энергии отцентрализованной системы.

Приложение №3
ПРИМЕР ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПО ПРОЕКТУАВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЕНИЯ АКРОЛЕИНА
I. ВВЕДЕНИЕ
Волжский завод «Оргсинтез» выпускает широкийассортимент продукции, которая используется не только в промышленности, но и вбыту и сельском хозяйстве.
Одним из основных продуктов, выпускаемых заводом, являетсяметеонин: кормовой и фармацевтический.
Метеонин кормовой используется в качестве эффективнойдобавки в комбикорма сельскохозяйственных животных и птиц, как составная частьрациона.
Метеонин фармацевтический применяется для лечениязаболеваний печени, снижает содержание холестерина в крови.
В производстве метеонина используется большое количествотоксичных продуктов, одним из них является акролеин, процесс выделениякоторого, рассматривается в данном дипломном проекте.
Для исключения выбросов токсичных веществ в атмосферу иуменьшения количества обслуживающего персонала в цехах, каждый процесс данногопроизводства должен быть автоматизирован.
Автоматизация приводит к улучшению основных показателейэффективности производства: увеличению количества, улучшению качества иснижению себестоимости выпускаемой продукции, повышению производительноститруда. Внедрение автоматических устройств обеспечивает высокое качество продукции,сокращение брака и отходов, уменьшение затрат сырья и энергии, уменьшениечисленности основных рабочих, снижение капитальных затрат на строительствозданий, удлинение сроков межремонтного пробега оборудования.
Внедрение специальных автоматических устройств способствуетбезаварийной работе оборудования, исключает случаи травматизма, предупреждаетзагрязнение атмосферного воздуха и водоемов промышленными отходами.
Повышение требований к автоматизации технологическихпроцессов, создание прогрессивной микропроцессорной элементной базы обусловилопоявление устройств логико-программного управления (программируемыхконтроллеров), входящих наряду с микропроцессорными регуляторами в нижнийуровень распределенной автоматизированной системы управления технологическимпроцессом.
Если первые устройства программного управления создавалисьдля автоматизации сложных объектов и имели число входов-выходов до двух тысячсорока восьми и более, то в последнее время появились программируемые контроллерыс числом входов-выходов до тридцати двух и ста двадцати восьми, отличающиесяповышенной надежностью и ремонтопригодностью.
Технико-экономическое обоснование технического проектастроится на соотношении затрат действующего и проектируемого производствапродукции, затрат на разработку, изготовление и осуществление техническогорешения по проекту и годового экономического эффекта, получаемого от внедрениятехнического решения.
Разработанная принципиально новая схема и системаавтоматического контроля и управления процессом выделения акролеина на основеновейших средств автоматики с применением микропроцессорной техники, позволяетполучить эффекты по следующим направлениям:
сократить расходы на эксплуатацию оборудования;
сократить расходы на энергоресурсы;
повысить производительность труда;
повысить качество продукции;
сократить численность основных рабочих, обслуживающих даннуюсистему КИП и А.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.