--PAGE_BREAK--– достижение в процессе самоактуализации самотождественности и высокого уровня профессионального мастерства.
Таким образом, по нашему мнению, с психологической точки зрения, определяющими для вузовской системы профессиональной подготовки специалистов вопросами, являются организация самостоятельной работы личности студента над собой по составлению профессионального плана, по принятию задач, поставленных перед ним обществом, по формированию стиля будущей профессиональной деятельности.
2. Организация и результаты проведенного исследования
2.1 Методологический раздел
Предмет исследования – педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов.
Объект исследования:
– студенты 1 курса – 15 человек
– студенты 2 курса – 15 человек.
Целью исследования является необходимость характеристики роли мотивации в процессе выбора темы исследования.
Достижение данной предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
2. Проанализировать ход и основные результаты исследования.
Операционализация основных понятий
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний) и установок в поведении субъекта.
Гипотезы исследования:
1. На выбор темы социологического исследования для студентов социологического факультета на первом курсе наибольшее влияние играют внешние мотивы.
2. На выбор темы социологического исследования для студентов социологического факультета на втором курсе обучения наибольшее влияние играют внешние мотивы.
3. На выбор темы исследования ведущую роль оказывают мотивы профессиональной ориентации.
4. На выбор темы исследования ведущую роль оказывают материальные мотивы.
5. На выбор темы исследования ведущую роль оказывают мотивы интереса изучаемой проблемы.
2.2Основные методики исследования
Респондентам были предложены несколько методик.
1-ая методика «Шкала ранжирования мотивов» (см. приложение 1)
Респонденту предлагалось ознакомиться с 10‑ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе профессии.
Согласно авторам данной методики в шкалу включены как внутренние, так и внешние мотивы. [2]
Таблица 1. Шкала внешних и внутренних мотивов Мотив
классификация
Внешний\внутренний
Интересная и многообразная деятельность
Внутренний мотив
Возможность применения личных способностей
Внутренний мотив
Возможность работать творчески
Внутренний мотив
Самостоятельность в работе
Внутренний мотив
Возможность самовыражения
Внутренний мотив
Возможность оказывать влияния на деятельность других людей
Внешний мотив
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
Внешний мотив
Больший доход
Внешний мотив
Возможность общения
Внешний мотив
Возможность риска
Внешний мотив
Также респондентам была предложена методика 2 (см приложение 2).
Цель данной методик проверить результаты, полученные по шкале ранжирования мотивов.
Кроме того, отвечая на вопросы анкеты 2 респондент отвечал не только «за себя», но и моделировал возможный ответ других людей.
2.3 Результаты проведенного кабинетного исследования
В таблице 2 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов»
Таблица 2. Результаты по шкале ранжирования мотивов
Студенты 1 курса (вторичный ранг при ранжировании)
Студенты 2 курса (вторичный ранг при ранжировании)
Интересная и многообразная деятельность
4
9
Возможность применения личных способностей
1
8
Возможность работать творчески
2
7
Самостоятельность в работе
6
6
Возможность самовыражения
5
2
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
9
1
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
10
5
Больший доход
8
3
Возможность общения
3
4
Возможность риска
7
10
Таблица 3
Ранжирование внутренних мотивов студентами 1 и 2 курсов
Студенты 1 курса
Студенты 2 курса
(вторичный ранг при ранжировании)
(вторичный ранг при ранжировании)
Интересная и многообразная деятельность
4
9
Возможность применения личных способностей
1
8
Возможность работать творчески
2
7
Самостоятельность в работе
6
6
Возможность самовыражения
5
2
Таким образом, для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Таблица 4. Ранжирование внешних мотивов студентами 1 и 2 курсов
Студенты 1 курса
Студенты 2 курса
(вторичный ранг при ранжировании)
(вторичный ранг при ранжировании)
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
9
1
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
10
5
Больший доход
8
3
Возможность общения
3
4
Возможность риска
7
10
Таким образом, для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей.
Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем рейтинге у студентов 1 – ого курса)
Таблица 5. Ответы студентов 1 курса (в количественном отношении)
Совершенно не действует
Действует незначительно
Действует существенно
Действует очень существенно
Снижает
Повышает
Снижает
Повышает
Снижает
Повышает
1. Материальное стимулирование
2
1
4
2
2
2
2
2. Моральное стимулирование
1
1
1
2
2
1
7
З. Меры административного воздействия
1
2
2
1
1
2
6
4. Трудовой настрой коллектива
1
1
2
1
3
2
5
5. Экономические нововведения в компании
2
2
3
1
1
1
5
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
4
2
2
2
1
3
3
7. Боязнь потерять работу
2
1
2
2
1
1
6
8. Элементы состязательности
4
2
1
3
2
1
2
Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
· Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
· Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
· Меры административного воздействия – действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности совершенно не действуют на мотивацию при выборе профессии
Таблица 8. Ответы студентов 2 курса (в количественном отношении)
Совершенно не действует
Действует незначительно
Действует существенно
Действует очень существенно
Снижает
Повышает
Снижает
Повышает
Снижает
Повышает
1. Материальное стимулирование
2
1
1
1
1
2
7
2. Моральное стимулирование
2
3
2
1
1
2
4
З. Меры административного воздействия
2
2
2
2
2
5
0
4. Трудовой настрой коллектива
1
1
3
2
2
2
4
5. Экономические нововведения в компании
1
2
1
1
1
2
7
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
2
2
2
3
2
0
4
7. Боязнь потерять работу
5
1
1
2
1
3
2
8. Элементы состязательности
2
2
1
1
1
2
6
Таким образом, большинство студентов 2 курса считает, что
· Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии
· Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
· Меры административного воздействия – действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию.
· Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Как видно из приведенных выше таблиц (количественного анализа) у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения.
Возможно, предположить, что чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы.
Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами т. к. еще не достаточно ознакомлены со спецификой своей будущей работы и во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов.
Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2‑ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей
Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 – ого курса).
Согласно результатам, полученным по анкете 2.
Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что:
· Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
· Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
· Меры административного воздействия – действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
· Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию.
Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2:
· Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии.
· Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию.
· Меры административного воздействия – действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию.
· Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Список используемой литературы
1. Васильева Е.Г., Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие/ Е.Г. Васильева. – Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2000. – 64 с.
2. Мартынова Т.Н., Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования/ Т.Н. Мартынова // Социс. – 2004. – №3. – с. 27–31.
3. Ушамирская Г.Ф., Интернационализация социальных ролей учащейся и студенческой молодежи/ Г.Ф. Ушамирская. – Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2002. – 170 с.
4. Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов/ Е. Щепкина // Высшее образование в России. – 1997. – №2. – с. 68–78.
5. Ядов В.А., Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. – 3-е изд. испр. – М.: Омега – Л, 2007. – 567 с.
6. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. – 2007. – №4. – с. 30–32.
Приложение 1
Здравствуйте
Вам предлагается провести ранжирование распределение по местам мотивов, которыми Вы руководствовались выбирая профессию (от 1 до 10).
Спасибо
МОТИВ
МЕСТО В РЕЙТИНГЕ
Интересная и многообразная деятельность
Возможность применения личных способностей
Возможность работать творчески
Самостоятельность в работе
Возможность самовыражения
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
Больший доход
Возможность общения
Возможность риска
продолжение
--PAGE_BREAK--