Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Воспитание здоровогомолодого поколения как приоритетная задача государства
1.2 Проблемы здоровогообраза жизни подростков
1.3 Характеристикаподросткового возраста
1.4 Школа как территорияздоровья
1.5 Современные формы иметоды работы
2. Практическая часть
2.1 Программа по формированиюоснов здоровья и здорового образа жизни
2.2 Сценарий мероприятияпо актуальным проблемам подросткового возраста «Дороги, которые мывыбираем»
Заключение
Список литературы
Введение
Здоровье – наивысшееблаго и бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, этовеличайшая социальная ценность. С одной стороны, здоровье – одно из основных условийвыполнения человеком его биологических и социальных функций, деятельности в материальнойи духовной сферах, творческой самореализации, с другой стороны, без сознательного,деятельного стремления индивида к укреплению своего здоровья невозможно реализоватьсвой потенциал. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечиваетему долгую и активную жизнь. Таким образом, поведение человека напрямую зависитот здоровья, а здоровье — от поведения, которое является проявлением определенногообраза жизни.
По данным ВОЗименно образ жизни (на 50%) является основным фактором, влияющим на формированиездоровья. Понятие “образ жизни” охватывает всевозможные аспекты жизнедеятельностичеловека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей,мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д. Проблема здоровья– это, прежде всего, проблема формирования здорового образа жизни. Формированиездорового образа жизни, на сегодняшний день, является актуальной аксиологическойзадачей. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки.Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ — необходимые условия здоровья. Пословам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоилкаждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться здоровью!
Подростки – это та категория детей, которая в силу определенныхобстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиямсо стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптациинесовершеннолетних.
Отсюдапонятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детейправильное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самаявеличайшая ценность, дарова Сложная обстановка со здоровьем населения России обязываетвводить валеологическое образование и воспитание в образовательные учреждения страны.Сущность педагогического компонента как раз и состоит в том, чтобы обучать здоровьюс самого раннего возраста, Формирование потребностно-мотивационной сферы личностидля построения личной стратегии здравотворчества, обучение научному пониманию сущностиЗОЖ.
В ходе нашегоисследования мы будем руководствоваться следующими понятиями:
Глоссарий
Воспитание – процессцеленаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательнойсистемы.
Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию исаморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок иметодов, характеризующих человека как члена общества.
Методы воспитания– совокупность способов и приёмов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационнойсферы и сознания учащихся.
Методы воспитания– это пути ( способы) достижения заданной цели воспитания. Способы воздействия насознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданныхкачеств.
Приём воспитания– часть общего метода, отдельное действие ( воздействие), конкретное улучшение.
Мотивация – совокупностьустойчивых методов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности.
Социализация –усвоение человеком ценностей, норм; установок, образцов поведения, присущих в данноевремя данному обществу.
Подросток – ребёнокв возрасте от 12-15 лет. Это промежуточный, переходный между детством и взрослостьювозраст, совмещающий характеристики того и другого возраста, определяя маргинальностьличности в этот период.
ЗОЖ – это образжизни, основанный на принципах нравственности, рационально в то же время, защищающийот неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старостисохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровье – этосостояние полного психического и физического благополучия, а не только отсутствиеболезней
Форма воспитания– это различные способы организации воспитательного процесса.
Форма воспитания– это внешнее выражение процесса воспитания.
Форма воспитания– это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединеныи сочетаются цель, задачи, принципы и закономерности.
Содержание воспитания– это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычекповедения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целямии задачами.
1.Теоретическая часть
1.1Воспитание здорового молодого поколения как приоритетная задача государства
Охраназдоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не толькопотому, что определяет качество жизни (и, в частности, обучения) ребенка, но и всилу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детскоми подростковом возрасте.
Эффективностьвоспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важныйфактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Рядфилософов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов(Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев,Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова,В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья,формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленныетруды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Интересновысказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате«Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описаниесчастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желатьнемногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсироватьчтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является деломего собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состояниипродвигаться вперед по этому пути».
Пословам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главныйпредмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье,о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашегосчастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием» «Оно не допускаетнас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем» «Однимсловом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья считается качеством почтенным»(21, с.241)
Французскийфилософ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физическоговоспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том,чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно,более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» (1., с.29) «Совершенствофизического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственномустройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы,и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства»(1., с.43)
Такимобразом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образомдолжен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержатьего. От этого зависит человеческое счастье.
Великийрусский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножениироссийского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населениядля хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическуюпрограмму. Он пишет: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножениемнарода, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства” (21,с.301-302) В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостоянияпутем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего впадаетвеликое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочныхесть учреждений…” Ломоносов предлагает: “требуется по всем городам довольное числодокторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентовв иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора”(21, с.312).
Большоезначение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодогочеловека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здоровогопоколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратилсяк проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, насоздание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет,не надежно и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность.
М.В.Ломоносовобратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогикив их совокупности. Именно такой подход, по его мнению позволял получать объективныеданные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножениироссийского народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносовапервым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.(21, с.13)
УченыеС.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной валеологии.
С.С.Боткинвидел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функциювоспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточностьэтой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.
В.М.Бехтеревмного сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения,улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связалперспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранениюи укреплению детского здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплекснуюпрограмму решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических,социальных и психологических мероприятий. (21, с.30) Проблемы физического и психическогоздоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольнойкомпании. Он один из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”.
Проблемаздоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинскийутверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиеническихнорм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, преждевсего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этойгармонии является радость творчества”.
Следует отметить, что до настоящего времени такое сложное, интегральноепонятие, как «здоровье», не имеет единого общепринятого определения.
В отечественной литературе это понятие чаще всего трактуется как естественноесостояние организма, которое характеризуется равновесием его с окружающей средойи отсутствием каких-либо болезненных изменений. В таком понимании подчеркнута взаимосвязьсо средой, адаптация к ней. Адаптацией принято называть совокупность физиологическихреакций, обеспечивающих приспособление организма к изменению окружающей среды.
Определение понятия «здоровье», сформулированное в Уставе Всемирнойорганизации здравоохранения, таково: «Со стояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней».При этом под физическим здоровьем понимают совершенство саморегуляции функций организма,оптимальное протекание физиологических процессов и максимальную адаптацию к различнымфакторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессови функций, а также отрицание и преодоление болезни. Социальное здоровье отражаетмеру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальнойвостребованности.
Здоровьечеловека зависит от условий труда, обучения и быта, привычек и поведения людей,качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохраненияи многих других факторов.
Помнению С.В.Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, чтоабсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это определение изначальноисключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты,даже в стадии компенсации”. (21, с.7)
В1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье — свойство человека выполнятьсвои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, приусловии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическими нравственным» (3., с.5)
Г.Л.Билич,Л.В.Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считаютнеобходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье – это состояниеполного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливатьсяк постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессусохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» (4., с.3)
ВБольшой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека,когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуюткакие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняетформы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столькосреда, сколько сам организм. (5., с.6)
АкадемикН.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, котороеможно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественныхпределов их функций» (5., с.7). В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическоесостояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функцийоптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительностижизни» (21, с.25).
Правакадемик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатацииотсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяетчеловеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственныечеловеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытыватьдушевное, физическое и социальное благополучие».
И.И.Брехман,основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способностьчеловека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких измененийколичественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальнойи структурной информации.
Такимобразом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качествоприспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействиячеловека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействиявнешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Внастоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическоездоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которогосоставляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовымипотребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Этипотребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых,обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическоездоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которогосоставляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационныереакции.
3. Психическоездоровье – состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общегодушевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояниеобусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностямиих удовлетворения.
4. Нравственноездоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферыжизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивовповедения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека,так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признакамиздоровья являются:
· специфическая(иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
· показателироста и развития;
· функциональноесостояние и резервные возможности организма;
· наличиеи уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
· уровеньморально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласнозаключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровьялишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % — от наследственныхфакторов, на 20 % — от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самогочеловека, от того образа жизни, который он ведет.
Образжизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономическойформации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающегопоколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а такжеразличные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержаниеспособствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здоровогообраза жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающееоптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
Поопределению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда какздоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболеванияобеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствуетформированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитаниягармонически развитой личности»
Говоряоб образе жизни, исследователь С.В.Попов утверждал, что следует помнить о том, чтохотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, вто же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностейего психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, вчастности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стильжизни.
Уровеньжизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворенияматериальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимаютстепень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальнаякатегория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека,то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиологияличности (социально-психологическая категория).
Здоровьечеловека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степениносит персонифицированный характер и определяется историческими и национальнымитрадициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Поведениечеловека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковомуровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуетсясвоим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разноеи зависит в первую очередь от воспитания.
Наиболееполно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровыйобраз жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяетвсе, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовыхфункций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельностиличности в направлении формирования сохранения и укрепления как индивидуального,так и общественного здоровья.
Б.Н.Чумаковохарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная,в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитыватьсято, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости отобстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формированиездорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укрепленииздоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованиемгигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятныхсторон, связанных с жизненными ситуациями» (21, с.23)
Такимобразом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневнойжизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможностиорганизма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональныхфункций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохраненияи укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюдапонятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детейактивное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самаявеличайшая ценность, дарованная человеку природой.1.2 Проблемы здорового образа жизни подростков
Чтобы быть здоровым,нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать,что принципы ЗОЖ — необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова,проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца20-начала 21 века приходится учиться …здоровью!
Формирование культурыЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населениячерез изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиеническихзнаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятныхсторон, связанных с жизненными ситуациями (Б. Н. Чумаков, 1997).
При этом необходимоучесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств,а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Здоровым бытьникого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал «Смешны требования людей курящих,пьющих, объедающихся, не работающих превращающих ночь в день, о том, чтобы докторсделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».
Н. М. Амосов (1979)считает, что главное препятствие распространению ЗОЖ — это психика людей, котораясопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Он говорит:«Режим ограничений и нагрузок — так я называю образ жизни, обеспечивающий здоровье.Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упорядочитьобраз нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная)не справятся со все более возрастающими нагрузками».
Доктор Р. Г. Оганов(1989) выделяет 4 группы условий негативного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.
· Перваягруппа характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системойего жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характероминформированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности,состоянием здоровья).
· Втораягруппа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политическийи экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенностибыта, уровень общественного сознания и благосостояния).
· Третьягруппа условий определяется особенностями местного окружения — социального, этнического,демографического, экологического, географического и т.д. Сюда же можно отнести правила,стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, ккоторым принадлежит человек (прежде всего семья).
· Четвертаягруппа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самойагитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит нетолько от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания.
Как утверждаетглавный санитарный врач России Геннадий Онищенко (2000), существующая реклама наркогенныхсредств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей,в то время как призывы вести ЗОЖ оказываются малоэффективными.
Исследования Институтавозрастной физиологии показывают, что 60% младших школьников оценивает рекламу пронаркогенногосодержания- пива, алкоголя и табака — как «положительную». Реклама Минздрава и общественныхорганизаций против пива, алкоголя и наркотиков вызывает положительную оценку лишьтрети школьников. Обычно антинаркогенная реклама изобилует большим количеством деталей,содержит элементы устрашения, а это болезненно сказывается на психике детей, утверждаютмедики.
С. Рыбак (2001)отмечает, что при проведении исследования учащимся 3-4 классов предъявлялись какизображения табачной и алкогольной продукции в прессе и наружной рекламе, так иобразцы наглядной агитации за ЗОЖ.
Основная частьопрошенных (80%) — говорит, что наружная и печатная реклама пронаркогенного содержаниясоответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили,что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно»,«неприятно». Причем такая реклама не отбивает у детей желания попробовать запретныйплод.
Какие же мотивациилежат в основе формирования стиля здоровой жизни?
И. И. Соковня-Семенова(2000) выделяет следующие виды мотивации
1. САМОСОХРАНЕНИЕ.Когда человек знает что, то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действиене совершает.
Формулировка мотивации«Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2. ПОДЧИНЕНИЕЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительноговремени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятныхфакторов внешней среды.
Формулировка мотивации«Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членомобщества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучиедругих».
3. ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯОТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Формулировка мотивации«Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать эточувство».
4. ВОЗМОЖНОСТЬДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Формулировка мотивации«Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
5. ДОСТИЖЕНИЕМАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ КОМФОРТНОСТИ.
Формулировка мотивации«Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».
Академик Е. Чазовутверждает «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему такважно формировать навыки ЗОЖ с детства».
Доктор Р. Г. Оганов(1989) предлагает взять детей в союзники как потенциальных пропагандистов ЗОЖ. Во-первых,потому что движение — естественная биологическая потребность детского организма.Во-вторых, потому что не менее важной потребностью для них является общение, котороев современном мире зачастую ограничивается телевизором. Но А. Бойко (1988) пишет«Телевизор придумали взрослые. Но дети — мыслящие существа, дети, как и много летназад, требуют общения, о чем сказал мудрый французский писатель Сент-Экзюпери «Единственнаяроскошь, которую мы можем себе позволить, — это роскошь человеческого общения.»В-третьих, потому что стиль жизни ребенка формируется под влиянием окружающих еговзрослых. «Ребенок настолько реален, — писал П. Лесгафт, — что все у него слагаетсяпод влиянием поступков, которые видит, повторяя то, что на деле он кругом себя замечает,он из этого вырабатывает свои привычки, под влиянием этого слагается его тип».
Правильная организациявыше указанных условий несет в себе огромную возможность для формирования культурыЗОЖ у детей.
Дети в возрастедо одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все времяпугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым,а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, чтоот его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники,и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить воблаго. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получениеудовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно,и это доставляет мне удовольствие», — подобного рода рассуждения ускоряют обучениеи приносят пользу для психического и соматического здоровья (И. И. Соковня-Семенова,2000)
Как уже отмечалось,возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархияпотребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, чтоони не существуют, изолировано друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимостиот роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней.Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, ина состояние и развитие здоровья ученика. Но для этого должны быть созданы оптимальныеусловия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательногопроцесса, особенно позитивных настроений у учащихся. А. А. Ярулов (1998) считает,что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворениюодной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностномсопровождении развития его личности, в том числе и в ходе учебной и воспитательнойдеятельности.
Данная потребностьхарактеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязанийна внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение,поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.
Таким образом,формирование культуры ЗОЖ — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивидаразличных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Изменение, а тои вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основекоторых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепеннодобиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными (В.Г. Запорожченко, 1990).
1.3Характеристика подросткового возраста
Возраст от 11– 12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школевторой ступени (5 – 9 –й классы ), характеризуется общим подъёмом жизнидеятельностии глубокой перестройки всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовалапсихологией полуребёнка –полувзрослого: в своём развитии он уже ,, ушёл,, от детей, но ещё не ,, пристал,, к взрослым. Период трудный как для самого подростка, таки для окружающих его людей.
В этом возрастепроисходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост телав длину ( у мальчиков за год прирост на 6 – 10 см, у девочек – до 6 -8 см). Особенноинтенсивно растут мальчики 15 лет ( за два года прибавляют в росте 20 – 25 см) идевочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругостьи твёрдость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстаёт от роста сердца, что приводит к нарушению ритмаего деятельности и учащению сердцебиения. Лёгочный аппарат развивается недостаточнобыстро, хотя жизненная сила (ёмкость) лёгких возрастает до 3400 куб. см. Дыханиеподростка учащённое. Неравномерность физического развития детей среднего школьноговозраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движенияих порывисты, плохо координированы.
Характерная особенностьподросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинаетсяс 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьёзныеизменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызываетновые переживания.
В подростковомвозрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объёмумало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшаетсяконтроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждениявсё ещё преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характернаповышенная возбудимость.
Восприятие подросткаболее целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника.Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи,поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемомуобъекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характернаяособенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная чертавнимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность:интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долгососредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость, интереск необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростковнет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковомвозрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становитсясистематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактномумышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактнымв пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подростокне опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст – наиболее благоприятныйдля развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделятьглавное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
Развитие мышленияпроисходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденцияк правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становитсяобразной и выразительной.
В подростковомвозрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение,нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьникруководствуется в своём поведении, ещё не приобрели устойчивости, их легко разрушаютмнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежитрешающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Особое значениев нравственном и социальном поведении подростков играю чувства. Они становятся преднамереннымии сильными ( у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляютбурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологисчитают подростковый возраст периодом тяжёлого кризиса. Это объясняет упрямство,эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют дажевозрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относится к духовному миру подростков,проявляемым ими чувствам.
Исследования внутреннегомира подростков показывают, что одна из самых серьёзных проблем среднего школьноговозраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением – с другой. Намерения обычно благие, а поступкидалеко не всегда благовидные.
Исследования внутреннегомира подростков показывают, что одна из самых серьёзных проблем среднего школьноговозраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением – с другой. Намерения обычно благие, апоступки далеко не всегда благовидные.
Нравственные идеалыи моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов ипоэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречаютсянемало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склоннывыбирать своими сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут дляних стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы,которых ,, даже милиция боится,, Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходятту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость– подлостью, уважение к себе – насилием над другими. У нынешних девочек подростковтакже немало ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительныхморальных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подросткине осуждают проституцию, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
К концу подростковогопериода перед школьниками реально встаёт проблема выбора профессии. Большинствоподростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственноподходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм,безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков,не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материальногопроизводства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
Перестройка воспитательнойработы со школьниками среднего возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних задач.Нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка,уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальнойжизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков отучителей, школы и общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понятьаргументацию, убедиться в её обоснованности, согласиться с разумными доводами.
По современнымпредставлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказот вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотическихвеществ);
- оптимальныйдвигательный режим;
- рациональноепитание;
- закаливание;
- личнаягигиена;
- положительныеэмоции.
1.4Школа – территория здоровья
Большиевозможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. В содержании учебного процесса предусмотреноряд дисциплин: валеология, ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внекласснойработы используются различные формы и методы по формированию ЗОЖ школьников. Срединих можно назвать такие, как классные часы, спортивные соревнования, беседы, конкурсы,агитбригады, деловые игры, экскурсии и др.
Основнойформой работы является организация классных часов, которые дают возможность рассмотретьсамые разнообразные вопросы, связанные с формированием ЗОЖ. Это и вопросы борьбыс табакокурением, соблюдением режима дня, правильным питанием и др. Преимуществоклассных часов заключается в возможности рассмотрения самых разнообразных вопросовЗОЖ, в несложности реализации, а также определённой камерности обсуждаемых вопросов.
Впедагогической практике также широко используются викторины, конкурсы, лекции ибеседы, а так же различные внеучебные и внеклассные мероприятия.:
Важнымнаправлением работы педагога по формированию здорового образа жизни является семейнаяпрофилактика, которая проводится в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов,родительских собраний. Такая работа даёт возможность не только просветить родителейв вопросе ЗОЖ, но и скорректировать воспитание детей в семьях.
Другимаспектом деятельности школы является организация свободного времени подростков,поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребленияподростков алкоголем, приобретении других порочных привычек. Для оказания помощиподросткам в организации досуга необходима своеобразная яркая реклама деятельностикружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбратьзанятие по душе. Педагогу важно знать интересы, склонности и увлечения детей, чтобыпомочь организовать содержательный досуг.
Всилу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективныегрупповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особеннос девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиямспортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовыватьпоходы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
Большую частьдетей, которых мы относим к группе риска, трудно сориентировать на здоровый образжизни через лекции и диспуты. Нужно это сделать через спорт. Культ физической силывсегда привлекал “трудных” подростков. Важно направить эту естественную тягу в нужноерусло – русло формирования ЗОЖ.
Занятия в тренажерномзале, развитие физических качеств, станут инструментом формирования таких качествличности, как организованность, дисциплинированность, воля, трудолюбие и др. Главное– появится потребность в заботе о своем теле, возможность приложения физическойсилы в социально приемлемом направлении.
Напримере занятий борьбой. Учитывая то, что на занятия борьбой приходят дети и подросткитак называемой «группы риска», значимость привлечения этих детей к регулярным занятиямспортом, возрастает не только потому, что они крепнут физически, но самое главное,что дети отвлекаются от «улицы» со всеми ее «прелестями». Именно занятия борьбойпомогают юношам определиться в жизни, приобрести правильные жизненные ориентиры,реализовать свои способности для пользы личной и общества. Занятия борьбой, этоне только тяжкий труд тренировок, но и познание мира с лучшей его стороной, общениес интересными людьми, особенно когда юные борцы участвуют в соревнованиях.
1.5 Современныеформы и методы работы педагога по формированию ЗОЖ .
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова,- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направленына воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих егосохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивациюна ведение здорового образа жизни.
Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:
• условияобучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватностьметодик обучения и воспитания);
• рациональнаяорганизация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальнымиособенностями гигиеническими требованиями);
• соответствиеучебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый,достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровье сберегающей образовательной технологией(Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения,укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностногои физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Вэту систему входит:
1.Использование данных мониторинга состояния здоровьяучащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессереализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимисяданными.
2. Учет особенностейвозрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующейособенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся даннойвозрастной группы.
3. Созданиеблагоприятного эмоционально-психологического климатав процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровье сберегающейдеятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,работоспособности (Петров О.В.)
Широкоеприменение в школах получили так называемыеУроки здоровья.
Главнаяих цель — формирование культуры здоровья. Во многих школах они представляют собойцелостную систему, охватывающую все возрастные группы школьников. Могут осуществлятьсякак в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.
Интереснымпредставляется опыт работы по реализации уроков здоровья одной из школ Всеволожскогорайона Ленинградской области. В 1-4 классах занятия проводятся в группах по 12-15человек (класс делится пополам), в рамках учебного расписания по всем темам программы,которые представлены в каждом классе соизмеримо возрасту обучающегося. В 5-9 классахизучение ведется модульно по отдельные темы, а также интегрировано с предметамиобразовательной области «Естествознание» в 5 –11 классах, через проектную деятельностьв 1-11 классах. Учителями школы разработан интегрированный курс «Здоровье» для 5– 11 классах, интеграция с предметами: география, химия, биология, ОБЖ, что отраженов учебном плане школы. Общие принципы и подходы курса используются в других дисциплинах:русский язык, литература, английский язык, математика, чтение, информационные технологии,труд и другие. Направления интеграции содержания программ по здоровье сбережению:
· вертикальнаяили связь между знаниями в одном предмете (анатомия, биология, химия, ОБЖ), от простогок сложному,
· горизонтальнаяинтеграция – связь между разными предметами (сама программа «Педагогика » с перечисленнымипредметами, а также вопросы сохранения в предметах биологии и ОБЖ, химии и биологии,географии и ОБЖ) через взаимную поддержку, многосторонность представлений, интегрированияумений, комплексного решения проблемных задач.
Уроки здоровьяспособствуют активному вовлечению учащихся в решение проблемы формирования ЗОЖ,помогают им убедиться в необходимости сохранения собственного здоровья, сформироватьсоответствующую мотивацию, развивать умение анализировать собственное отношение,привычки, поведение, стимулировать критическое мышление и ответственное принятиерешений, при этом использовать весь широкий спектр учебных приемов. Педагог помогаетучащимся овладеть следующими навыками: позитивного общения, принятия решения, решенияпроблем, межличностных контактов, умения постоять за себя, сопротивлению негативномугрупповому давлению сверстников, управления стрессом и состоянием тревоги, совладенияс эмоциями. При реализации программы учитель ориентируется не на передачу собственныхзнаний, а на формирование соответствующей системы представлений школьников о здоровьеи здоровом образе жизни. Предпочтение отдается выработке стратегии здоровье сберегающегоповедения. Формируется у школьников система представлений о здоровье и здоровомобразе жизни. Формирование культуры ЗОЖ — проблема комплексная. Речь не может идтилишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимоповышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принциповЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностьюребенка. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересови компетенции педагогов (В. В. Колбанов, 1999). Особенность этого управления — наличиеинерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект,результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянныйконтроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.
А. А. Дмитриев(1990) указывает на то, что одной из приоритетных задач школы является концентрацияусилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касаетсяусловий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятийфизической культурой и спортом и пр.
ЗОЖ в философскойлитературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида,которая берется в единстве с условиями жизни». В связи с этим определением можнодостаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы,потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будутявляться их учебная деятельность, общение со сверстниками, родителями, учителями,выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность, питание и сон. Вэтих весьма общих категориях образа жизни школьника, заложены огромные возможностиформирования ЗОЖ.
Педагогическаястратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убежденийучащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначалеустойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активностьв созидании своего здоровья.
В. В. Колбанов(1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенокдолжен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления.Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальноми возможном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматическихнарушений. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенкуизвестный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей,пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровьяродителей, педагогов, знаменитых деятелей спорта, науки, искусства. Таких моделей,к сожалению, очень часто ребенок из «группы риска» не может найти ни в семье, нив средствах массовой информации. Именно поэтому школа должна стать для такого ребенка«школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки,необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья. Внедрение ЗОЖ в повседневнуюдеятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.
Здоровье человека(состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит отобраза жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины(8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детейявляется формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым,если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизическогопространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасныхформах.
На основании изучениятрудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н. Чумакова, Н. М. Амосова можновыделить основные компоненты ЗОЖ:
1. Рациональноепитание.
2. Оптимальнаядля организма двигательная активность.
3. Соблюдениережима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).
4. Предупреждениевредных привычек и формирование полезных привычек.
5. Повышение психоэмоциональнойустойчивости.
6. «Содержательнаяжизнь» (смысл жизни).
Одной из составляющих здорового образа жизниявляется отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напиткови наркотических веществ. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможнов том случае, когда известны причины этого явления.
Формирование культурыЗОЖ — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых длянего форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационнойсреды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формированиеего мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопаснои с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведутк тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастаютв потребность.
2.Практическая часть
2.1Программа по формированию основ здоровья и здорового образа жизни
Рассматривая здоровьечеловека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении,данном ВОЗ, в котором «здоровье — это состояние полного физического, духовногои социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов» (1968).Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья,которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному.Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальнойадаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения,либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровьечеловека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этимцелостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели,в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия(см. рисунок).
/>
Рис. 1. Взаимосвязькомпонентов индивидуального здоровья
В нашем пониманиидуховный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строитсяв соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственнойориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонентхарактеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем,наличием резервных возможностей организма.
Психический компонентопределяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляциидеятельности эмоционально — волевой сферой.
Социальный компонентхарактеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылокдля всесторонней и долговременной активности в социуме.
Данное выделениекомпонентов здоровья, в некоторой степени условно принятое нами, позволяет, с однойстороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционированияцелостного организма, с другой — более полно охарактеризовать различные стороныжизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастныхособенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следуетотметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияниякомпонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний,наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человекадолжен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.
В связи с вышеизложеннымнами предпринята попытка разработки Программы по формированию здорового образа жизниподростков.
1. Объяснительнаязаписка.
Процесс обученияи формирования ЗОЖ в общеобразовательной школе осуществляется по трем взаимосвязаннымнаправлениям:
1. формированиевалеологической грамотности;
2. внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;
3.организацияоздоровительной работы в учебное и внеучебное время.
Нашу программапредлагает широкий спектр реализации, как на базе детски досуговых центрах, подростковыхклубах, а так же во время внеурочных и внеклассных мероприятий в общеобразовательнойшколе. Выполнять программу предполагается через систему внеклассной воспитательнойработы валеологической направленности, что является отличительной особенностью даннойпрограммы.
. Назначение программы:
— обеспечиваетединое образовательное пространство в образовательном учреждении;
— является основойобъективной оценки уровня валеологического образования обучающихся;
— служит ориентиромв разработке и реализации системы внеклассной воспитательной работы валеологическойнаправленности;
— служит ориентиромв разработке и реализации программ формирования валеологической грамотности педагогов,родителей.
Принципы построенияпрограммы
1. Принципактуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ: решениеактуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.
2. Принципсистемностии комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений,обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического,психического, духовного, социального компонентов, а также освоение системы средстви методов по его сохранению и укреплению.
4. Принципинтегративности построения программы обусловлено спецификой валеологии как интегративнойобласти знаний вышеназванных наук.
Формированиевалеологической грамотности.
«Основыздоровья и ЗОЖ»
I.Знать определение здоровья;факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своемздоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности; определение ЗОЖ;как составить режим дня; значение самоконтроля; о самооценке и взаимооценке; приемысаморегуляции.
Уметь составлятьиндивидуальный режим дня и соблюдать его; использовать приемы самоконтроля; оцениватьсебя в сравнении с другими; владеть приемами саморегуляции.
Знать взаимосвязькомпонентов здоровья; компоненты ЗОЖ; принципы ЗОЖ; об ответственности человеказа свое здоровье; о здоровье как необходимом условии высокой работоспособности влюбом виде деятельности; возрастные особенности физического и психического развитияи их влияние на здоровье человека; определение иммунитета, способы повышения иммунитета;о самонаблюдении, самооценке, взаимооценке, самоанализе как способах познания себяи других; о взаимосвязи самооценки и здоровья; методы самовоспитания.
Уметь использоватьотдельные компоненты ЗОЖ в соответствии с индивидуальными особенностями; использоватьспособы повышения иммунитета; осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности.
Знать комплексфакторов, влияющих на здоровье; о значении здоровья для успешной профессиональнойдеятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейногоблагополучия; об ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих;о рефлексии как способе познания себя; как составить программу самовоспитания врамках ЗОЖ
Уметь составлятьиндивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его; пропагандировать ЗОЖ.
«Физическоездоровье»
1.1Формированиефизической активности
Знать о значениифизических упражнений для здоровья человека; о значении физических качеств (гибкость,выносливость, ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развитияфизических качеств; иметь представление о том, что такое физическое состояние; простейшиеспособы самоконтроля физического состояния; простейшие средства профилактики умственногои физического утомления.
Уметь выполнятьфизические упражнения для развития физических качеств; осуществлять простейшие приемысамоконтроля физического состояния; выполнять комплекс утренней гимнастики.
Знать определениефизического здоровья; что такое физическая подготовленность и физическое развитие,уровни и факторы, влияющие на них; о значении физических качеств (силы, выносливости)для здоровья человека; упражнения для развития силы, выносливости; что такое «работоспособность»,«утомляемость»; средства повышения работоспособности; о значении физкультурыи спорта для здоровья человека.
Уметь осуществлятьсамоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомленияпо объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособностив режиме дня; выполнять физические упражнения для развития физических качеств (силы,выносливости); подбирать вид спорта для самостоятельных занятий.
Знать о значениирезервных возможностей организма (сердечнососудистой и дыхательной систем) для развитияздоровья человека.
Уметь оцениватьуровень резервных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем; подбиратьсредства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимостиот индивидуальных особенностей.
1.2«Закаливание»
Знать о значениизакаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и правила ихвыполнения.
Уметь выполнятьпростейшие закаливающие процедуры.
Знать виды и принципызакаливания; признаки переохлаждения и перегревания; методы оценки степени закаленности.
Уметь регулироватьхолодовую нагрузку в процессе закаливания; выполнять различные виды закаливанияи применять их в режиме дня; осуществлять самоконтроль и степень закаленности; составлятьиндивидуальный план закаливания.
Знать о значениибани для здоровья человека; правила выполнения контрастных закаливающих процедур.
Уметь разрабатыватьи реализовывать индивидуальную программу закаливания в процессе организации ЗОЖ.
1.3«Питание»
Знать о питательныхвеществах; о пользе основных пищевых продуктов, о «полезных» и «вредных»продуктах; значение режима питания; правила приема пищи.
Уметь различать«полезные» и «вредные» продукты.
Знать значениеосновных пищевых продуктов для здоровья человека; о влиянии технологии приготовленияпищи на здоровье человека.
Уметь соблюдатьправила приготовления пищи, обеспечивающие сохранность полезных веществ; использоватьспособы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность витаминов.
1.4«Физическоездоровье и окружающая среда»
Знать о влиянииокружающей среды на здоровье человека; о влиянии объектов природы на здоровье человека;об ответственности человека за здоровье природы.
Уметь в доступнойформе пропагандировать знания о природе, об ответственности за здоровье природы.
Знать о сферахЗемли и их значении для жизни и здоровья человека; об особенностях адаптации человекак различным климатическим условиям; о влиянии климатических условий Сибири на здоровьечеловека; об использовании естественных ландшафтов для оздоровления человека; обантропогенном воздействии на природу и его значении для здоровья человека; о способахсохранения здоровья и жизни в экстремальных условиях; о биологической функции химическихэлементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы, об их влиянии наорганизм человека; о биологическом действии некоторых физических явлений; о способахзащиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека.
Уметь составлятьвалеологический прогноз в связи c различными нарушениями природного равновесия материкови океанов; определять благоприятные для здоровья регионы материков и океанов; грамотноиспользовать вещества, не подвергая опасности свое здоровье и здоровье окружающих.
Знать о биологическойфункции химических элементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы,об их влиянии на организм человека; о биологическом действии некоторых физическихявлений; о способах защиты от негативного воздействия некоторых физических явленийна здоровье человека.
Уметь грамотноиспользовать различные вещества, не подвергая опасности свое здоровье и здоровьеокружающих.
1.5«Профилактиказаболеваний»
Знать о некоторыхзаболеваниях (о причинах возникновения и способах профилактики): простудные заболевания,заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), нарушениезрения, заболевание зубов; о влиянии вредных привычек на здоровье человека.
Уметь использоватьсредства профилактики некоторых заболеваний.
Знать о причинахнаиболее распространенных заболеваний органов и систем; симптомы некоторых заболеваний;меры профилактики наиболее распространенных заболеваний органов и систем; о негативныхпоследствиях вредных привычек.
Уметь использоватьмеры профилактики наиболее распространенных заболеваний органов и систем; объяснятьнегативные последствия вредных привычек.
Знать о наследственнойпредрасположенности к заболеваниям.
Уметь убеждатьокружающих в необходимости отказа от вредных привычек.
В связи с вышесказаннымв нашей программе для изучения предлагаются следующие разделы:
— «Здоровыйобраз жизни как целостная деятельность»;
— «Человек,среда и здоровье»;
— «Движениеи здоровье»;
— «Дыханиеи здоровье»;
— «Основыпсихического здоровья»;
— «Поведение,привычки и здоровье»;
— «Основыздорового питания»;
— «Закаливание»;
— «Профилактиказаболеваний»;
— «Основыполового и семейного воспитания».
2.3 Сценариймероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста «Дороги, которыемы выбираем»
В конкурсепринимают участие ученики 9 — 11-го класса. Соревнуются 2 команды по 12 человек.
Члены команды:капитан; пресс-центр – 2 чел.; выездная бригада – 3чел.; члены команды – 6 чел.
Задание командам:придуматьназвание, девиз.
Домашнее задание: размышление на актуальнуютему: “Как снизить распространение курения, употребления алкоголя, наркотиков вподростковой среде”.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит фонограмма.
Ведущий. Время как река, которая течетв одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время неповорачивается вспять и не стоит на месте. Прожив, миг мы не можем вернуться назади прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами миллионыдорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь. Сегодняшняяпознавательно-развлекательная игра пройдет под девизом “Дороги, которые мы выбираем…”
На сцену подмузыку приглашаются команды. Ведущий представляет участников и членов жюри.
Ведущий. Прежде, чем приступить косновной части программы, мы должны познакомится с нашими командами.
Команды представляютсвое название, девиз. Затем Ведущий выдаёт задание в конвертах для выездного конкурса,а пресс-центру дается задание – составить коллаж.
Ведущий. Приступая к основной игре,командам необходимо немного размяться, мы с вами посмотрим, в какой команде сильнейкомандный дух, кто более сплочен, кто настроен на победу.
Разминка.
· На счетведущего участники выбрасывают пальцы не сговариваясь. Побеждает та команда у которойбыло больше совпадений (равное количество пальцев). Количество очков– количествосовпадений.
· Построениепо дням рождения.
Жюри подводититоги.
Проблема общения
Ведущий. На этой встрече мы с вамипостараемся осветить те основные проблемы, которые волнуют современного подростка.Давайте с вами обратимся к словарю. Кто же такой подросток? (Вопрос команде изалу.) Подросток– отрок, ребенок 10-15 лет. Много проблем волнуетсовременного молодого человека. И одна из наиболее значимых, которая порой не даетнам покоя — это, как ни странно, общение. Оказывается, не всегда просто вступитьв контакт, понять, что с вами хотят общаться. И первыйконкурс – “Зеркало души”.Он покажет, умеют ли представители команды показать своему собеседнику, чтоони готовы общаться.
Задание: один из игроков отворачивается,ведущий выбирает из команды 2-х участников, которые глазами должны показать, чтоони хотят с человеком общаться. Представители, той команды, которые сделают этоболее убедительно, получают 5 баллов.
Жюри подводититоги.
Ведущий. Еще одна составляющая общения– это умение слушать и слышать, конкурс “Гвалт” покажет, насколько у представителейкоманд развито это умение. Команде выдаются слова, сложение которых образует известнуюфразу, задача другой команды угадать фразу. На счет ведущего каждый игрок произноситсвое слово.
· Берегиплатье снову, а честь смолоду.
· Не имейсто рублей, а имей сто друзей.
· Без трудане вытащишь и рыбку из пруда.
· Что посеешь,то и пожнешь.
Жюри подводититоги.
Проблема смыслажизни
Ведущий.
Как мир меняется!И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, – На самом деле то, что именуютмной, Не я один. Нас много. Я – живой.
Каждый из насстремится найти себя, понять кто он, найти смысл жизни. И я уверена, что большинствоиз вас задавало себе вопрос: кто я? Следующее испытание для наших команд – это конкурс“Солнце радости”
Задание: участникам команды выдаютполосы ватмана, которые обозначают лучи солнца. На каждом луче необходимо написатьто, чему радуются подростки в жизни.
Пока командыработают, звучит музыка, Ведущий объявляет игру с залом. После выступления команди подведения итогов, приглашаются участники выездного конкурса.
Проблема одиночества
Ведущий объявляетзадание, которое давалось представителям команд в конвертах.
“Новичок” вклассе
Один мальчик переехална новую квартиру и стал ходить в другую школу. Ему очень понравились одноклассники.Это были веселые, интересные и дружные ребята. Сразу было видно, что они знают другдруга и сплотились с первого класса. Конечно же, мальчику хотелось сблизиться сновыми одноклассниками, стать для них своим. Но не тут-то было. Как это часто бывает,новичка встретили прохладно и не спешили налаживать с ним отношения. Более того,многие ребята, видимо решили проверить его на стойкость. Они строили ему мелкиекаверзы: задевали, ставили подножки, посмеивались над его внешним видом и манерами,прятали школьную сумку. Мальчик пытался не реагировать на провокации, но это непомогало. Однажды он подрался с одним из обидчиков, но за того вступились все егодрузья и дали мальчику довольно болезненный отпор. Хорошо еще, что вошедший учительвовремя прервал потасовку. Мальчик чуть не плакал от обиды и решил, что в школубольше не пойдет. Но вечером, успокоившись, он решил, что это не выход, да и гдегарантия, что в другой школе не повторится тоже самое. Тем более, что ребята в классеему нравились. Он решил, что сам должен найти способ. И.
Представителямкоманд необходимо было продолжить предложение. После выступления членов команд жюриподводит итоги.
Проблема влияниясреды, комфортности
Ведущий. Часто у нас возникает такиеситуации, когда мы просто обязаны ответить отказом на предложение, которое вас простоне устраивает (попробовать наркотики, алкоголь, сигарету, пойти куда-нибудь). Всетвое существо бьет тревогу, ты хочешь сказать НЕТ, я этого не хочу, но… ты боишьсяпрослыть не таким как все, получить прозвище “маменькин сынок”, “ботаник” и т.д.Давайте попросим команды предложить нам как можно больше способов отказа, способовсказать НЕТ.
Конкурс “Умейсказать НЕТ”
Задание:представьте, что вам предложилипопробовать алкогольные напитки. Члены команд по очереди должны называть возможныеварианты отказа.
Жюри подводититоги.
Игра с залом:назовите пословицы, поговоркио вреде алкоголя, о здоровом образе жизни.
Проблема зависимости
Конкурс “Развейтемифы”
Задание: опровергнуть мифы:
· В умеренныхдозах наркотики расслабляют и приносят пользу.
· Существуют“легкие” наркотики (марихуана, экстази), которые не вызывают привыкания и практическине влияют на здоровье.
· Можнопопробовать один, два раза наркотики, что бы узнать, что это такое и больше не употреблять.
· В жизнинужно попробовать все, в том числе и наркотики.
· Алкоголь,наркотики позволяют легко общаться с окружающими.
· Если хочешьбыть современным, модным, выделяться из толпы – употребляй наркотики, алкоголь,кури сигареты.
Конкурс капитанов.
Задание: размышление на актуальнуютему: “Как снизить распространение курения, употребления алкоголя, наркотиков вподростковой среде”.
После подведенияитогов конкурса капитанов, пресс-центр представляет результаты своей работы.
Ведущий. Притча (заключение).
В одной далекойстране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к немуза советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавнобыл еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все ужезнает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца– поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках– живое или неживое?” Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавилбы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответилбы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрецснова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос,старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…
Подводятсяокончательные итоги. Победители и участники награждаются призами и грамотами.
Заключение
Здоровье – наивысшееблаго и бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, этовеличайшая социальная ценность. С одной стороны, здоровье – одно из основных условийвыполнения человеком его биологических и социальных функций, деятельности в материальнойи духовной сферах, творческой самореализации, с другой стороны, без сознательного,деятельного стремления индивида к укреплению своего здоровья невозможно реализоватьсвой потенциал. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечиваетему долгую и активную жизнь. Таким образом, поведение человека напрямую зависитот здоровья, а здоровье — от поведения, которое является проявлением определенногообраза жизни. По данным ВОЗ именно образ жизни (на 50%) является основным фактором,влияющим на формирование здоровья. Понятие “образ жизни” охватывает всевозможныеаспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальныхи духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людейи т.д. Проблема здоровья – это прежде всего, проблема формирования здорового образажизни. Здоровый образ жизни рассматривают как основу профилактики заболеваний, какдеятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья человека, как определеннуюжизненную позицию, как основное условие прогресса человечества в целом. Формированиездорового образа жизни, на сегодняшний день, является актуальной аксиологическойзадачей. “Образ жизни – устойчивая, долговременная система отношений человека сприродной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях,намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленныхна удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законами традициям общества” [, с. 150]. “Здоровый образ жизни – это максимальное количествобиологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватныхпотребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование,сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активногодолголетия” [, с. 115]. “Формирование здорового образа жизни- это побуждение к включениюв повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезныхдля здоровья…”[, с. 217]. Переход от обычного образа жизни к здоровому образу жизниявляется очень важным в сохранении экологии жизненного пространства индивида. Установкана здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенногопедагогического воздействия. Сложная обстановка со здоровьем населения России обязываетвводить валеологическое образование и воспитание в образовательные учреждения страны.Сущность педагогического компонента как раз и состоит в том, чтобы обучать здоровьюс самого раннего возраста, формировать индивидуальный способ ЗОЖ путем целенаправленногооздоровления собственного образа жизни, овладевать культурой здоровья (другими словами,создавать нужный образ окружающего мира, модель и действие). Формирование потребностно-мотивационнойсферы личности для построения личной стратегии здравотворчества, обучение научномупониманию сущности ЗОЖ, воспитание креативного валеогенного мышления и поведениявходит в задачи педагогической валеологии. Именно валео-педагогическая стратегияформирования здорового образа жизни способствует выработке индивидуального поведения,основанного на устойчивой мотивации здорового образа жизни. Педагогическая валеологияпризвана формировать валеоготовность индивида к созданию своего ЗОЖ и ЗОЖ близкихему людей, побуждать к моделированию и контролю поведенческой активности на разныхуровнях собственной жизнедеятельности. Кроме того, формируя ЗОЖ, валеопедагогика,прежде всего, формирует личность с новыми ценностными установками. Личность же,проходя различные этапы становления, зрелости, набирая знания и опыт, будет способнасамостоятельно по мере необходимости вносить изменения в свой ЗОЖ, так как сам ЗОЖне является чем-то постоянным. Нельзя не отметить, что здоровый образ жизни – этокатегория, отражающая качество, уклад и стиль жизни, определяющая степень социальнойи духовной свободы индивида, качество взаимодействия между условиями жизни и моделямиповедения, выраженное в творческой самореализации. А формирование здорового образажизни на пороге нового тысячелетия как для отдельного индивида, так и для социумав целом, в настоящее время, является насущной потребностью.
/>Список литературы
здоровье здоровый образподросток
1.Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программадля общеобразовательных школ. — Новосибирск: НГПУ, 1996. — 19 с.
2.Абаскалова Н.П. Теория ипрактика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»:Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. — 48 с.
3.Бальсевич В.К., ЛубышеваЛ.И. Физическаякультура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.
4.Валеологические аспектыобразования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.
5.Валеология: Программа дляучащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск,1999. — 70 с.
6.Виноградов П.А., МоченовВ.П. Новый этапв развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи//Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.
7.Зайцев Г.К., Колбанов В.В.Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994. — 78 с.
8.Колбанов В.В. Валеология:Основные понятия, термины и определения. Изд.2.- СПб.: Деан, 2000.-256с.
9.Лубышева Л.И. Концепция формирования физическойкультуры человека. — М: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
10.О проекте федеральногозакона Российской Федерации «Государственный образовательный стандарт основногообщего образования» //Вестник образования, 1997, № 4, с. 24-46.
11.Павлова И.В. Совершенствование валеологическогообразования студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. Омск, 1999. — 20с.
12.Ротенберг Р. Расти здоровым:Детская энциклопедия здоровья. — М: ФиС, 1991.
13.Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторингдетей и подростков //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 10-12.
14.Столяров В.И., БыховскаяИ.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационныйподход) //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 5, с. 11-15.
15.Татарникова Л.Г. с соавт. Валеология — основа безопасностижизни ребенка. — СПб: Петрос, 1997. — 240 с.
16.Трещева О.Л. Валеология: факультативныйкурс для 1-го класса: Учебное пособие. Омск, 1997. — 31 с.
17.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснованияиндивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар.конгресса валеологов. — СПб, 1999, с. 176-177.
18.Трещева О.Л. Системная организация валеологическогообразования школьников //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.
19.Трещева О.Л., АсташинаН.П., Семина А.Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебн.-метод. пос.Омск, 1999. — 100 с.
20.Шаулин В.Н. с соавт. Федеральный компонент государственногообразовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования //Физкультура в школе, 1997, № 1, с. 2-6.
21.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья.- Новосибирск: Наука, 1989. — 336 с.