Реферат по предмету "Педагогика"


Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и вопросы антропологической собственнос

--PAGE_BREAK--II. Управление самостоятельной работой студентов в ходе подготовки и оформления экономической части дипломного проекта (Методические советы дипломникам)II.1 Как подготовиться к разработке экономической части дипломного проекта?
Дипломное проектирование является существенным этапом в овладении студентами научными знаниями и навыками исследовательской работы с использованием приобретенных знаний. Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение одной из отраслей техники, развитие расчетно-графических навыков и овладение навыками самостоятельного решения инженерных задач. Дипломный проект позволяет проверить умение студента применять полученные знания при решении инженерных и производственных задач, дает возможность проявить свои творческие способности. Тематика дипломных проектов весьма разнообразна и отражает широкий спектр актуальных проблем развития энергетики. В представленном разделе пособия содержатся необходимые материалы по организации и оформлению экономической части дипломных проектов, которые основываются на имеющихся руководящих методических материалах и отражает опыт подготовки специалистов на кафедре СГН и ЦПП ВФ МЭИ (ТУ).

В дипломном проекте наличие экономического обоснования эффективности предлагаемого решения является обязательным. Работа над экономической частью дипломного проекта должна выполняться студентом самостоятельно под руководством научного руководителя и при участии консультантов. Как показывает опыт, высокая оценка при защите дипломного проекта, гарантируется тем студентам, которые выбрали направление научного интереса задолго до последнего курса. Сперва, на условиях полной добровольности начали разрабатывать ее в кружках научного студенческого сообщества, получая первый опыт научно-исследовательской практики, помощь единомышленников, консультации научного руководителя. Затем продолжали исследование темы, работая над рефератами и курсовыми как основой будущей дипломного проекта, углубляя и расширяя ее содержание до уровня дипломной работы.

Экономическая часть дипломного проекта пишется с использование материалов исследования сравнительной эффективности нововведения и заменяемого аналога, на основе изучения экономической теории. Целью экономической части дипломного проекта является показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения какой-то локальной проблемы в рамках избранной темы. Написание экономической части дипломного проекта является продолжением учебы, т.к. здесь студент овладевает новыми знаниями, умениями и навыками — путем исследования познает новое в изучаемой профессии, овладевает начальными умениями и навыками научно-исследовательской работы, что является одной из целей обучения в техническом университете.


II.2 Какие требования предъявляются к экономической части дипломного проекта?


Во-первых, студент должен продемонстрировать не только знание экономической теории, изученной по книгам и лекциям, а умение творчески использовать эти знания для исследования реальных инженерных проблем, с которыми может столкнуться в своей профессиональной деятельности. Т.е. проявить исследовательский подход к изучению и объяснению экономической эффективности предлагаемых нововведений, представляющих проблему, трудно разрешимую привычными средствами.

Во-вторых, студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания и компиляции из готовых работ различных авторов). Если студент и берет в качестве источника научные труды, отчеты и т.п., то он перерабатывает их содержание применительно к теме своей работы. Он может взять какое-то теоретическое положение или исследовательскую методику, использовать в своей работе с обязательной ссылкой на источник.

В-третьих, в экономической части дипломного проекта должна соблюдаться строгая логика исследования: выбор проблемы и ее формулировка в качестве темы исследования данного раздела; описание сути проблемы (в чем она состоит, какие конкретные трудности в ее решении встречают практики); анализ проблемы с точки зрения экономической науки; выводы из анализа экономической эффективности нововведений, объяснение причин возникновения и существования возможных экономических потерь и рекомендации автора о том, как можно было бы попытаться повысить экономическую и социально-экономическую эффективность предлагаемого в дипломном проекте решения.


II.3 Как собирать фактический и теоретический материал для экономической части дипломного проекта и как его компоновать


Логически обусловленная последовательность выполнения экономической части дипломных проектов включает в себя:

осмысление полученного задания и формирование замысла работы;

составление подробного (по содержанию) и логически стройного плана работы вместе с научным руководителем и консультантом;

поиск и отбор материалов (теоретического и фактического) к выбранной теме и по каждому пункту составленного плана;

вторичный анализ и корректировка составленного плана;

группировку и систематизацию материалов;

проведение расчетов и написание текста;

обработку текста.

Базой исследования служит информация из литературных источников, годовых отчетов конкретных фирм (за период не менее трех лет), нормативных актов и т.д. Студент работает с информационными источниками индивидуально, что значительно повышает уровень самостоятельности учебно-исследовательской работы.

Психологически оправданнее и легче начинать писать экономическую часть дипломного проекта с любого пункта своего плана, где вопрос кажется наиболее проясненным для автора, так что он готов по нему высказаться достаточно определенно. В процессе написания этого первого фрагмента работы будет происходить дальнейшее проникновение в существо проблемы и будет становиться все яснее содержание и логика всего раздела.

Целеполагающую часть раздела лучше написать в последнюю очередь. Дело в том, что содержание первых строк всегда дается труднее, так как автор тут же раскрывает свой замысел, как бы обещать изложить нечто оригинальное, в чем он еще сам не вполне успел разобраться, а разберется лишь в процессе проникновения в проблему в ходе написания экономической части дипломного проекта. Здесь будет очень уместна мысль К. Маркса: «Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить внутреннюю связь. Лишь после того… может быть надлежащим образом изображено действительное движение». [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.21.]

В организационно-экономической части проекта проводится технико-экономический анализ проекта и оценивается эффективность предложения с расчетом экономических показателей функционирования нововведения. Задание по этой части проекта формируется и выдается консультантом по экономической части проекта. Технико-экономическое обоснование проекта не должно превышать 5-10 страниц, а расчет экономической эффективности — 10 страниц.

Вероятностный характер результатов предлагаемого решения усложняет оценку экономической эффективности и ведет к поэтапному их определению с нарастающей степенью точности. Расчет экономической эффективности включает в себя логически обоснованные и взаимосвязанные этапы:

определение источников экономической эффективности;

определение капитальных затрат;

определение чистого годового экономического эффекта;

расчет годовой экономической эффективности;

расчет срока окупаемости.

Изложение материала и результатов исследования экономической эффективности предлагаемых студентом нововведений должно быть логичным, четким, структурированным и аргументированным. В заключительной части данного этапа исследования должны содержаться резюмирующие выводы. Они вытекают из разработок автора и отражают полученные результаты исследования. Изложение выводов и предложений должно быть четким, конкретным, в виде отдельных пунктов. Как правило, вначале автор излагает выводы, а затем предложения, которые необходимо заканчивать их экономическим обоснованием. Выводы и предложения в сжатой форме показывают решение поставленных в экономической части дипломного проекта задач, выявленные недостатки и разработки автора по их устранению. В выводах и предложениях не должно быть общих фраз, не связанных с исследованием и не соответствующих содержанию экономической части дипломного проекта.

Примеры исследования экономической эффективности предлагаемого технического или технологического нововведения представлены в приложениях №1, №2, №3.

    продолжение
--PAGE_BREAK--II.4 Какова технология текстуального оформления работы на основе собранного материала?


Оформление экономической части проекта осуществляется в рамках отдельного подраздела и составляется в соответствии с СТП-205-002-81 и ЕСПД. Раздел рекомендуется начинать с новой страницы, с обязательным присвоением порядковых номеров, обозначенных арабскими цифрами с точками. При наличии подразделов и пунктов нумерация будет состоять из трех чисел, разделенных точками. Например, 1.3.10 означает: раздел первый, подраздел третий, пункт десятый. Наименование раздела, подразделов и пунктов должно быть кратким и соответствовать содержанию. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят.

Текст раздела выполняется от руки на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст пишется черными, синими или фиолетовыми чернилами (или шариковой ручкой) разборчиво, с высотой букв и цифр не менее 3,5 мм. Допускается использование текстовых редакторов ПЭВМ.

Объем экономической части дипломного проекта должен быть таким, чтобы теоретическое содержание и весь фактический материал и расчеты, подвергаемые анализу, вошли в содержание раздела с нужной достаточностью, чтобы читающему было понятно и убедительно для него все сказанное. Научная доказательность работы достигается за счет последовательного, аргументированного научного анализа материала и логического его подведения под теоретический вывод, соответствующий известному положению экономической науки. Объем раздела должен позволять вместить все нужное (теоретические предпосылки, фактический материал, расчеты, их анализ и четкий логический вывод, с последующими практическими рекомендациями) и не включать ничего лишнего. Девиз: «Лаконично и содержательно!»

В экономической части проекта должны применятся научно-технические термины и экономические категории, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами или общепринятые в научной экономической литературе. При использовании специфической терминологии необходимо привести список и дефиниции примененных экономических категорий, который помещают перед списком литературы.

В экономической части дипломного проекта допускаются общепринятые сокращения, допускаемые в основных надписях, технических требованиях и таблицах, на чертежах и в спецификациях по ГОСТ 2.316-68, ГОСТ 7.12-77, ГОСТ 7.11-76.

Представляем список некоторых общепринятых сокращений слов и словосочетаний.





Если студент использует особую систему сокращения слов, то должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают перед перечнем терминов.

В тексте раздела не допускается:

употреблять математические знаки без цифр, например, такие как , а также, %,

применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП и т.д.) без регистрационного номера.

В тексте данного раздела проекта числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности — словами, например: «Емкость внешней памяти не менее 20 Мбайт», «Информацию набирать два раза».

Буквенные обозначения математических и других величин в тексте должны соответствовать Государственным стандартам (СТ СЭВ 1052-78, ГОСТ 2.105-79, с.5).

Ссылки на литературные источники (монографии, брошюры, статьи по теме, учебники и учебные пособия, откуда студент позаимствовал те или иные теоретические положения или методы исследования) приводятся в тексте в квадратных скобках, например, [1; 325].

Формулы в расчетах записываются сначала в устных буквенных обозначениях, затем подставляются численные значения всех величин и дается окончательный результат вычислений.

Все индексы и показатели степени следует писать так, чтобы они четко отличались размерами от буквенных обозначений, к которым относятся (в два раза меньше строчных букв). Надстрочные индексы и показатели необходимо располагать выше строки, а подстрочные индексы — ниже строки.

Все формулы экономического раздела проекта, на которые в тексте пояснительной записки имеются ссылки, должны быть пронумерованы.

При написании экономической части диплома студент обязан иллюстрировать данные расчетов разнообразными рисунками, таблицами, графиками, диаграммами и т.п. Эскизы, схемы, графики, иллюстрирующие текст раздела, выполняются согласно требованиям ЕСКД полностью карандашом или полностью чернилами или тушью, называются рисунками, нумеруются арабскими цифрами, например, второй рисунок первого раздела: «Рис.1.2». Допускается сквозная нумерация по документу. Рисунки должны поясняться в тексте или подрисуночными надписями, располагаемыми рядом с номерами. Рисунки следует располагать по ходу текста сразу после ссылки на них. При оформлении экономического раздела дипломной работы в качестве иллюстраций чаще всего используют графики и диаграммы (столбчатые и круговые). Все иллюстрации обозначают словом «рис.», нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела и указывают под рисунком. Допускается последовательная сквозная нумерация. Все графики размещаются в координатной сетке, толщина линий которой выдерживается равной половине толщины линий осей координат. На концах координатных осей стрелок не ставят.

Предлагаем примерный вариант оформления иллюстраций.


Рис.2.1 Основные коэффициенты рентабельности за 2005 г.
Цифровые данные по возможности сводятся в таблицы. При наличии нескольких таблиц они нумеруются. При ссылках слово «таблица» принято сокращать, например, «табл.1.3». Таблицы, размещаемые по тексту, нумеруют последовательно в пределах каждого раздела (2.1 или 2.2) и разделяют точками. Слово таблица и ее номер пишут в правой стороне таблицы, выше заголовка, при этом знак N не ставится. Допускается и сквозная последовательная нумерация таблиц. Заголовки таблиц должны соответствовать их содержанию, быть краткими. Заголовки граф таблицы начинают с прописной (заглавной) буквы, подзаголовки — со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят. Размещают таблицу после первой ссылки на нее, а если место на странице не позволяет этого сделать, то на следующей странице. Перенос таблицы на другую сторону не допускается. Однако, если размер таблицы превышает стандартный лист, то ее переносят на другую страницу. При этом заголовки граф повторяют или нумеруют, а над таблицей ставят «Продолжение таблицы 2.1.». Графа «единица измерения» в таблицу не включается, она помещается по строке таблицы через запятую. Наиболее удобной является таблица, содержащая 4-5 граф и 5-8 — строк. Нумерацию граф и строк целесообразно давать, если таблица переносится на другую страницу или на них дается ссылка, при этом графа «Номер по порядку» не выделяется. Цифры в графах размещаются так, чтобы разделы были расположены один за другим и имели одинаковое количество десятичных знаков.

Предлагаем примерный вариант оформления таблицы.
Таблица 1.1.

Нормативы отчислений на содержание управлений государственного энергетического надзора в некоторых субъектах РФ на 2005 год



В случае необходимости возможно использование разнообразных приложений к тексту в виде базовых методик расчетов, инструктивных писем, нормативных актов и т.д.

Предлагаем примерный вариант оформления приложения к дипломной работе.




Таблица 1.2

К методике расчета размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения.



Обязательной частью дипломной работы является список использованной литературы. При оформлении списка литературы следует иметь в виду, что в первую очередь помещают официальные документы и материалы в хронологическом порядке. Затем — книги одного — трех авторов, учебники, учебные и методические пособия и указания, статьи из журналов и газет и другую литературу по алфавиту. Вся литература нумеруется последовательно арабскими цифрами.

Предлагаем образцы оформления списка использованной литературы.

Список использованной литературы:

1. Об уровнях тарифов на электрическую энергию потребляемую населением: постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2000 г. № 418 // Экономика и финансы электроэнергетики. — 2000. — № 7, с.67-70.

2. Об утверждении Методики расчета минимальных уровней тарифов на электрическую энергию потребляемую населением субъектов Российской Федерации: постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 21 июля 2000г. № 36/4 // Экономика и финансы электроэнергетики. — 2000. — №11, с.168-171.

3. Аблеева Р.И., Репникова Г.Н., Грибина Е.Н. Регион в переходном периоде: пути решения социально-экономических задач. — М., 1999. — 548с.

4. Киреева Э.А. Рациональное использование электроэнергии в системах промышленного электроснабжения. — М., 2000. — 117с.

5. Прузнер С.Л., Златопольский А.Н., Журавлев В.Г. Организация, планирование и управление энергетическим предприятием. М.: Высш. шк., 1981. — 432 с.

6. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие / Сост. И.Н. Кузнецов. — Мн.: Харвест, 1999. — 176с.

7. Арунянц Г.Г., Хузмиев И.К. Автоматизация процессов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере энергетики // Экономика и финансы электроэнергетики, 2000. — №11, с.176-184.

8. Улучшение экологических характеристик тепловых электростанций путем их технического перевооружения // Энергетика за рубежом. 2000. Выпуск 1, с.32-34.

9. Хузмиев И.К. К вопросу о регулировании рынка энергоносителей // Вестник ФЭК России, 1999. — № 6, с.79-84.

На защите дипломного проекта студент должен кратко изложить содержание в том числе и экономического обоснования эффективности предлагаемого решения, дать исчерпывающие ответы на соответствующие тематике исследования вопросы и замечания членов комиссии. При оценке содержания экономической части дипломной работы учитывается ее актуальность, научное содержание, степень проявленной студентом-автором творческой самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, общий и специальный уровень грамотности, степень и полнота раскрытия существа проблемы и т.д.

    продолжение
--PAGE_BREAK--III. К вопросу экономического обоснования эффективности нженерных решений, предлагаемых в дипломных проектах


Унифицированной схемы в организации исследования экономической эффективности предлагаемого нововведения не существует. Студент имеет право выбирать подходы, соответствующие специфике цели и задач его дипломного проекта. Мы предлагаем несколько альтернативных вариантов.

Экономическая целесообразность предложения доказывается путем балансирования показателей приращения эффекта Э, получаемого за счет инновации, и затрат Q. Математически эту задачу формулируют в виде МАХ Э при Q = CONST.

или в виде обратной задачи:
МIN Q при Э = СONST.
При оценке эффективности предлагаемого решения используют обобщающие и частные показатели. К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся:

годовой экономический эффект;

расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат;

срок окупаемости.

Расчет перечисленных обобщающих показателей предполагает предварительное вычисление частных показателей, таких как:

годовая экономия /годовой прирост прибыли/;

единовременные затраты на разработку и внедрение предложения;

среднегодовая трудоемкость функционирования;

надежность технических средств;

увеличение затрат вследствие ненадежности;

и др.

В самом общем виде годовой экономический эффект от разработки и внедрения предложения /Э/ определяется как разность между годовой экономией / или годовым приростом прибыли / и нормативной прибылью:
Э = П — К * Ен,
где П — годовая экономия /годовой прирост прибыли/, тыс. руб.;

К — единовременные затраты, тыс. руб.;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Произведение К*Ен в данном случае следует рассматривать как нормативную прибыль, которая должна быть получена от внедрения предложения.

Значение Ен принимается равным 0,15 для всех отраслей народного хозяйства. Ен представляет собой минимальную норму эффективности капитальных вложений, ниже которых они нецелесообразны. Полученное в данном случае значение показателя Э служит для сопоставления экономических результатов предложения с результативностью капитальных вложений в другие направления совершенствования производства и управления.

Для анализа новых проектов, связанных с необходимостью получения прибыли, часто используют нормы рентабельности Ен, соответствующие разным видам капитальных вложений. Расчетная рентабельность (бухгалтерская норма рентабельности) капитальных вложений оцениваются соотношением

Величину нормы рентабельности Ен можно также принять равной фактической рентабельности капиталовложений лучших проектов аналогичного направления, реальной процентной ставке на рынке капиталов или банковскому проценту. Реальная процентная ставка — это номинальная процентная ставка, выраженная в текущих ценах, но скорректированная в соответствии с уровень инфляции.

Разрабатываемое изделие в эксплуатации экономически эффективно, если соблюдается неравенство .

В пределах соблюдения данного неравенства можно изменять уровень цены нового изделия в зависимости от целей, которые преследуются автором дипломного проекта.

Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат /Ер/ представляет собой отношение годовой экономии / годового прироста прибыли/ к капитальным затратам на разработку и внедрение предложения:
Ер =П/К.
При экономической оценке нового изделия рассчитывается также срок окупаемости дополнительных капиталовложений и рентабельность инвестиций (в нашем случае — капитальных вложений).

Срок окупаемости /Т/ представляет собой отношение капитальных затрат на разработку и внедрение предложения к годовой экономии /к годовому приросту прибыли/:
Т = К/П
Срок окупаемости рассчитывается также и как величина обратная расчетной рентабельности (бухгалтерской нормы рентабельности):

Методы расчета годового экономического эффекта изделий зависят от того, различается ли в сравниваемых вариантах годовая производительность изделий. При равенстве их годовых производительностей (QН=QА) расчет годового экономического эффекта ведется на базе абсолютных величин капитальных вложений К и эксплуатационных издержек (расходов) И:

В тех случаях, когда годовая производительность новых изделий (например, приборов) в сопоставляемых вариантах неодинакова, следует сопоставить не абсолютные, а удельные величины капитальных вложений:



,
где k — удельные капитальные вложения в новом (kн) и прежнем (ka) варианте;

К — абсолютная величина капитальных вложений в новом (Kн) и прежнем (Ka) вариантах;

Q — годовая производительность изделия (Qн — нового; Qа — аналога).

Таким образом, если годовая производительность нового варианта изделия выше, чем у изделия аналоге , то годовой экономический эффект Эг рассчитывается на базе удельных затрат k, u:

где К — абсолютная величина капитальных вложений;

И — абсолютная величина эксплуатационных расходов;

k — удельные капитальные вложения;

u — удельные эксплуатационные расходы;

Ен — норма рентабельности.

Годовой экономический эффект от производства и использования новых средств труда долговременного пользования (машины, оборудование, приборы и т.д.) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки эксплуатации и т.д.) определяется следующим образом:
,
где индексы а и н обозначают данные для аналога и нового средства труда соответственно;

З — приведенные затраты единицы средства труда;

С — себестоимость средства труда;

В — производительность или интегральный показатель качества средств труда;

Р — доля отчислений на полное восстановление средств труда, равная

(Ен — коэффициент дисконтирования,

Тс — срок службы средств труда;

А — годовой объем производства средств труда).

Если в процессе эксплуатации новой разработки (нового изделия) происходит увеличение прибыли и снижение себестоимости выпускаемой продукции или работы (в организации применяющей новую разработку), годовой экономический эффект может быть рассчитан по формуле

где Па — годовая прибыль при эксплуатации имевшегося на предприятии изделия-аналога (станка, прибора и т.п.);

Q — объем производства продукции (работ);

Qн — при эксплуатации новой разработки изделия;

Qа — при эксплуатации разработки изделия, имевшейся на предприятии);

Зн, За — себестоимость выпускаемой продукции соответственно при эксплуатации нового изделия и изделия-аналога;

К — дополнительные капиталовложения на новую разработку изделия;

Ен — норма рентабельности.

Определяя годовой экономический эффект, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых вариантов нового изделия и изделия-аналога по таким показателям, как:

объем продукции (работы), производимой с помощью этих изделий;

их качественные параметры;

фактор времени;

социальные факторы производства и использования продукции.

Изделие-аналог и вновь разрабатываемое изделие должны иметь качественную сопоставимость. В зависимости от назначения и условий их эксплуатации качественными показателями сопоставимости могут быть, например, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, потребляемая мощность, масса, габариты, точность, быстродействие, степень автоматизации и т.д.

Если изделие-аналог не обеспечивает выполнения какой-либо функции, которая имеется в новом изделии, то следует предусмотреть по нему добавочные средства, необходимые для доведения этого показателя до уровня нового изделия.

Годовой экономический эффект при производстве (освоении) новых изделий равен:

где Пч — прибыль от реализации новых изделий после выплаты налогов и процентов за кредиты;

Ен — норма рентабельности;

К — капитальные вложения.

В случае, когда новое изделие осваивается взамен изделия-аналога,

где   — соответственно экономический эффект при производстве нового изделия и изделия-аналога. Если капитальные вложения связаны с вводом основных фондов, при расчете годового экономического эффекта могут учитываться амортизационные отчисления (Аг), тогда
.
В этом случае годовая рентабельность капитальных вложений Rк на освоение новых изделий оценивается соотношением
.
Критерием принятия решения по освоению в производстве новых изделий является соотношение

где   — соответственно срок окупаемости инвестиций: расчетный и нормативный .

Показатель экономического эффекта от производства новых изделий должен быть величиной положительной, что означает превышение рентабельности инвестиций (капиталовложений)  над нормативом Ен.

При расчете в случае приведения доходов и затрат к одному моменту времени (t0) нужно решить следующую задачу. Найти значение , при котором интегральный экономический эффект за расчетный период (срок экономической жизни инвестиций) Эи был бы равен нулю:

где   — прибыль от реализации новых изделий t-го года;

  — капиталовложения t-го года;

T — число лет жизненного цикла инвестиций;

J — коэффициент дисконтирования.

При выполнении вероятностных экономических расчетов необходимо учитывать, что капиталовложения, как правило, осуществляются в годы, предшествующие началу производства новых изделий изготовителем и предшествующие началу эксплуатации этих систем. Поэтому все показатели доходов и затрат считаются приведенными к одному моменту времени — первому году расчетного периода (началу изготовления или эксплуатации новых изделий). При необходимости такое приведение делают, деля показатели данного года на коэффициент дисконтирования Jq:

где t — число лет между годом t, к которому относится данный показатель, и годом «0» — первым годом расчетного периода.

При экономических расчетах показателей после расчетного года их приводят к расчетному нулевому году путем умножения на коэффициент дисконтирования.

Для определения общего уровня увеличения затрат необходимо определить частные индексы изменения цен на отдельные составляющие и учесть долю этих затрат в общих расходах. Сводный индекс изменения себестоимости I можно определить по формуле

где n-число отдельных составляющих,

  — удельный вес материальных, трудовых расходов и (или) расходов на реализацию продукции и других затрат;

  — индекс изменения цен на материалы, потребительских цен, средней зарплаты и т.п.

При определении изменения себестоимости целесообразно учитывать только основные статьи затрат, то есть те расходы, которые непосредственно связаны с обеспечением выпуска продукции.

    продолжение
--PAGE_BREAK--VI. Расчетная часть1. Расчет годового экономического эффекта


Основой экономического обоснования является расчет годового экономического эффекта в результате внедрения технического решения.

Годовой экономический эффект:
Эг = ( (Сед1 + Ен·Кед1) — (Сед2 + Ен·Кед2)) · Nг2 (1)
где, Сед1 — себестоимость продукции по базовому варианту;

Сед2 — себестоимость продукции по проектируемому варианту;

Кед1 — капитальные затраты по базовому варианту;

Кед2 — капитальные затраты по проектному варианту;

Nг2 — объемы производства по проектному варианту.

Определим вышеперечисленные величины, необходимые для расчета годовой экономической эффективности.


2. Расчет инвестиций для осуществления проекта


Затраты на новое оборудование по проекту (Ки) приведены в таблице 1.


Таблица 1


Сумма инвестиций по проекту рассчитывается по формуле:
К2 = Кп + Ки + Км + Кэ (2)
где, Кп — затраты на поисковые и проектно-конструкторские работы для создания новых технических решений, которые составляют 8-10% от Ки или Кп = Ки (0,08-0,1), руб.; Ки — капитальные затраты на изготовление нового оборудования, покупку необходимых комплектующих изделий, приборов для осуществления технических решений по проекту. Расчёт Ки выполнен табличным методом (таблица 1);

Км — затраты на монтаж нового оборудования, составляющие 2-3% от Ки или Км = Ки (0,02-0,03), руб.; Кэ — затраты на эксплуатацию и содержание нового оборудования, составляющие
4-5% от Ки или Кэ = Ки (0,04-0,05), руб:

К2 = Ки (1,0+0,1+0,03+0,05) (3)

К2 = 1115749 (руб)

3. Расчёт себестоимости продукции


Себестоимость продукции действующего производства и по проекту рассчитывается по формуле:

С = М + Э + Фот + Нот + А + Нр (4)
где, М — затраты на основные и вспомогательные материалы; Э — затраты на энергоносители; Фот — фонд оплаты труда рабочих основного производства; Нот — начисления на фонд оплаты труда рабочих (отчисления в социальные фонды); А — амортизация основных фондов; Нр — сумма общецеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов. При расчёте себестоимости продукции необходимо определить наименование и объём (размер, вес) продукции, принимаемые за «единицу продукции» и её размерность в натуральном выражении. С1 и N1 рассчитываются (принимаются) по данным действующего производства. С2 и N2 рассчитываются с учётом изменений, обусловленных новыми техническими решениями по проекту.

Расчёт затрат на материалы. Необходимое количество основных и вспомогательных материалов на единицу продукции базового (М1) и проектируемого (М2) производства и затраты на их приобретение и переработку рассчитывается по формуле:
М = Nмi·Цмi·Ктрi — Nоi·Цоi (5)
где, Nмi — количество (масса) материала i-го наименования; i=1…n; n — количество наименований материалов, расходуемых на производство единицы продукции; Цмi — цена единицы материала i — го наименования; Ктрiсоставляет 3-5 % цены материала; Noi — количество (масса) возвратных отходов материалов при обработке или переработке исходных материалов; Цоi — цена единицы материала возвратных отходов (Noiсоставляет 10-30% от Nмi; Цоiсоставляет 20-25% от Цмi). Результаты расчётов затрат на материалы сведены в таблицу 2.
Таблица 2


В связи с тем, что состав и цены на используемые материалы в проектируемом варианте не изменяются, то затраты на материалы по этому варианту будут соответствовать затратам базового варианта.

Расчёт затрат на энергоресурсы. Затраты на энергоносители по базовому и проектируемому вариантам рассчитываются по формуле:
Э = Nэi·Цэi (6)
где, Nэi — количество (объём) потребляемого для производства продукции энергоносителя i-го наименования; i=1…n, n — количество энергоносителей, используемых для производства продукции; Цэi — цена единицы i-го энергоносителя (по действующим ценам).

Результаты расчёта затрат на энергоносители сведены в таблице 3


Таблица 3


Расчёт фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда основных и вспомогательных рабочих базового и проектируемого производства рассчитывается по формуле:
Фот = Чi· (Фоснi+ Фдопi) (7)
где, Чi — численность рабочих I-й профессии; I=1…n; n — количество рабочих профессий; Фосн — основной заработок рабочих:
Фоснi= Фтарi·Кпрi (8)
где, Фтарi — тарифный фонд заработной платы одного рабочего I — ой профессии; Кпрi — премиальный коэффициент рабочего I — й профессии за различные показатели; Кпрiсоставляет 20-40% (к тарифному фонду — Фтарi) или Кпрi= 1,2-1,4:
Фтарi= Старi·Fрвi (9)
где, Старi — тарифная часовая ставка рабочего I — й профессии, руб.; Fрвi — годовой действительный фонд рабочего времени одного рабочего I — й профессии при 8 часовом рабочем дне; в прерывном производстве Fрвi= 1848 ч; в непрерывном производстве Fрвi= 1936 ч, дополнительный фонд оплаты труда рабочих каждой I-й профессии (Фдопi) может составлять 4-10% от Фоснiили Кдопi= 1,04-1,10.

Результаты расчёта фондов оплаты труда рабочих сведены в таблице 4.
Таблица 4


Фонд оплаты труда и отчисления в социальные фонды (Фот, Нот) для АУП, ИТР, служащих, учеников, МОП, охраны, рабочих по содержанию зданий и территорий предприятия учитывается в статье «накладные расходы» (Нр).

Переход на АСУ ТП по проектируемому варианту позволяет сократить численность персонала КИПиА. Для наблюдения за ходом технологического процесса теперь достаточно 2-х человек в день (вместо 6-х). При этом повышается оперативность и информативность рабочего места оператора.

3.4 Расчёт отчислений в социальные фонды. Сумма отчислений в социальные фонды (Нот) в структуре себестоимости продукции по базовому варианту и по проекту рассчитывается по величине единого социального налога от суммы фонда оплаты труда основных рабочих (Фотi) по формуле:
Нот = Фотi·Песнi/ 100% (10)
где, Песнi — процент единого социального налога отчислений в социальные фонды, который устанавливается вместе с Нпдоiдифференцированно для каждого отдельного работника в зависимости от его годового индивидуального дохода (Фотi). При Фотiдо100000 руб.: в пенсионный фонд РФ (ПФ) — 28%; в Фонд социального страхования РФ (ФСС) — 4%; в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС): федеральный — 0,2% и в территориальный, местный — 3,4%; итого: Несн=35,6%; Нпдо=0. При Фотiот 100001 до 300000 руб.: Неснi=20% от суммы Фотiсвыше 100000 руб.

Просчитав все пункты получаем: Нот = 36,5% (Фот)
базовый вариант — Нот = 863107,56·0,365 = 315034,26 (руб)

проектный вариант — Нот = 364639,4·0,365 = 133093,38 (руб)
Расчёт амортизации основных фондов. Годовая сумма амортизации основных фондов рассчитывается по формуле
Аг = (Фоснi·Наi) / 100% (11)
Амортизация основных фондов приведена в таблице 5.
Таблица 5


При внедрении новых технических решений Аг для действующего производства и по проекту рассчитывается по формуле:
Аг = (Фоснi·Наi) к1/100% + К1 (2) ·Нак1 (2) / 100% (12)
где, Фоснi — балансовая стоимость I-го вида основных фондов, руб;

S (Фоснi·Hai) к1 — общая сумма амортизации основных фондов для базового и проектного вариантов без амортизации заменяемого оборудования (К1); I=1…n; n — количество видов основных фондов, принятых для расчёта; Наi — норматив амортизации I-го вида основных фондов, % Нак1 — норматив амортизации заменяемого оборудования по проекту (К2), %.

Результаты расчёта амортизационных отчислений по базовому и проектному вариантам сведены в таблице 5.

Для амортизации в себестоимости единицы продукции по базовому варианту (Аед1) и по проекту (Аед2) рассчитывается по формулам:
Аед1 = Аг/ N1 Аед2 = Аг2/N2 (13)

Аед1 = 11.6 (%) Аед2 =15.6 (%)
Расчёт накладных расходов. В накладные (косвенные) расходы (Нр) в себестоимости продукции включаются цеховые, заводские и внепроизводственные затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, которые могут рассчитываться методом калькулирования по направлению и месту их образования (фонд оплаты труда ИТР, служащих, МОП и др., содержание и эксплуатации зданий и территории предприятия, реклама, внешняя деятельность и др.) либо в процентах от суммы фонда оплаты труда рабочих основного производства и начислений в социальные фонды (Фот + Нот).

Общие накладные расходы в процентном отношении к фонду заработной платы рабочих с начислениями в социальные фонды по базовому и проектному вариантам рассчитываются по формуле:
Нр = (Фот + Нот) ·Пнр / 100% (14)
где, Пнр = 35% — процент накладных расходов (принимается по данным предприятия).

Для базового варианта: Нр = (863107,56 + 315034,26) ·35/100% = 412349,64 (руб)

Для проектного варианта: Нр = (364639,4 + 133093,38) ·35/100% = 174206,48 (руб)

Себестоимость и цена продукции. Результаты расчётов капитальных затрат, себестоимости и цены продукции по действующему и проектируемому вариантам производства продукции представлены в виде таблице 6.

Себестоимость и цена продукции приведены в таблице 6.
Таблица 6





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.