Содержание
Введение
1. Лицензирование и аккредитацияобразовательного учреждения
2. Аттестация образовательногоучреждения
3. Аттестация педагогического работника
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Растущий спрос наобразовательные услуги благоприятствует развитию организаций, способных ихоказать, однако проблема обеспечения распределения потребности вобразовательных услугах приобретает не только количественный показатель — необходимо обеспечить качество соответствующих услуг. Это требует созданиясистемы обеспечения качества образовательной деятельности. На нормативномуровне, например, Т.В. Жукова, указывает на трехуровневую систему правовогорегулирования качества. Однако «система качества» представляет ещеслабый государственный «механизм», что не раз отмечалось центральнымиорганами управления образованием.
Современноезаконодательство к элементам государственной системы качества образованияотносит лицензирование, государственную аккредитацию и контроль качества.Лицензирование — достаточно сложный институт административного процессуальногоправа. Высшее учебное заведение проходит лицензирование своей образовательнойдеятельности в обязательном порядке. Образовательная деятельность,осуществляемая высшим учебным заведением без наличия соответствующей лицензии,является незаконной, и подлежит прекращению.
Выбранная мною тема«Правовое положение образовательных учреждений», является,несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
1. Лицензирование иаккредитация образовательного учреждения
Порядок ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯобразовательной деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от18.10.2000 г. N 796 «Об утверждении Положения о лицензированииобразовательной деятельности». В нем устанавливается порядоклицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общегообразования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки,профессионального образования, в том числе, военного профессиональногообразования, осуществляемого образовательными учреждениями, научнымиорганизациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениямиорганизаций.
В лицензии указываются:
наименованиелицензирующего органа, выдавшего лицензию;
регистрационный номерлицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
наименование и местонахождения лицензиата;
идентификационный номерналогоплательщика;
срок действия лицензии.
Лицензия наосуществление образовательной деятельности имеет приложение, в которомуказываются:
переченьобразовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которымпредоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень(ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
квалификация, котораябудет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательнымучреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
контрольные нормативы ипредельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно кнормативам очной формы обучения.
Лицензия выдается неменее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана наменьший срок. Лицензирование образовательной деятельности осуществляетсяМинистерством образования Российской Федерации, государственными органамиуправления образованием субъектов РФ и соответствующими органами местногосамоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы,установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают смомента выдачи ему лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение,вправе ознакомится с его лицензией.
Для образовательныхучреждений, независимо от их типа, ведомственной принадлежности иорганизационно-правовой формы, Минобразованием России установлен единый срокпредставления документов на лицензирование образовательной деятельности с 1сентября по 28 февраля каждого учебного года.
Итак, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса,предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиямв части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраныздоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений,оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса,образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
В области образованияведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственнойвласти и органов управления образованием подлежат:
установление порядкалицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательныхучреждений;
лицензированиеобразовательных учреждений по программам высшего профессионального ипослевузовского профессионального образования и выдача лицензии на правоведения образовательной деятельности по указанным программам.
Аккредитация,аккредитование (от лат. accredere- оказывать доверие) — 1) в международном праве процесс наделения лицаполномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическоепредставительство (или в международной организации), и принятия этихполномочий. Включает акт вручения соответствующему органу или официальному лицупринимающего государства (международной организации) документа, удостоверяющегоналичие таких полномочий; 2) в национальном праве процедура признания(подтверждения) государственными органами особых полномочий различного родасубъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинскихучреждений, коммерческих банков и т.д.). Напр., А. образовательного, учреждения- это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типаи вида).
2. Аттестацияобразовательного учреждения
Целью и содержаниемАТТЕСТАЦИИ является установление соответствия содержания, уровня и качестваподготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственныхобразовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательногоучреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чемполовины его выпускников в течение трех последовательных лет (ст. 33, п. 20Закона «Об образовании»).
Первая аттестация вновьсозданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению послепервого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получениялицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чемполовины его выпускников.
Первая аттестация вновьсоздаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего исреднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступенямобразования — начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Образовательноеучреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатаматтестации.
Аттестация проводитсяодин раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
Задачами аттестацииявляются:
установление степенисоответствия фактического содержания и качества подготовки выпускниковтребованиям ГОС;
получение объективнойинформации о состоянии образовательного процесса в учебном заведении;
выявление положительныхи отрицательных тенденций в образовательном процессе образовательногоучреждения;
установление причинвозникновения и путей решения выявленных в ходе аттестации проблем.
По итогам аттестацииобразовательное учреждение получает заключение по аттестации, на основаниикоторого проводится государственная аккредитация.
Этапы аттестации:
проведениесамообследования содержания и качества подготовки выпускников образовательнымучреждением;
проведение внешнейаттестационной экспертизы;
подготовка иутверждение аттестационного заключения.
Для проведенияаттестации создается экспертная комиссия, состав которой устанавливаетсясоответствующим органом управления образованием. В зависимости от спецификивуза, качества проведенного самообследования, разнородности группспециальностей и направлений, представленных вузом на аттестацию, в комиссиюможет входить от 7 до 20 экспертов.
Руководители учебных заведенийдолжны обеспечить представление полного объема достоверных данных одеятельности учебного заведения и принять необходимые организационные меры дляработы комиссии, проводящей аттестационную экспертизу. Затраты на проведениеаттестации оплачиваются образовательным учреждением.
В Российской Федерацииаттестация всех учреждений высшего профессионального образования, независимо отих организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляетсяФедеральной службой по надзору в сфере образования и науки. С 1 января 2000 г.аттестация высших учебных заведений проводится в рамках комплексной оценкидеятельности вуза, основанной на объединении процедур повторноголицензирования, аттестации и государственной аккредитации.
Научно-методическое обеспечение(сопровождение) аттестации педагогических работников и образовательныхучреждений.
Роль методическогосопровождения при аттестации ОУ.
Заключается в грамотномоформлении документации, представляющей результаты работы ОУ и регламентирующейего деятельность.
Особая роль отводитсяпрограмме развития учреждения, как документу, определяющему перспективу ОУ.
3. Аттестацияпедагогического работника
Аттестация педагога — один из способов личностного роста. Она несет в себе огромную мобилизующуюфункцию. В ходе подготовки и проведении мероприятий в рамках аттестациипроисходит:
1. обобщение опыта
2. повышениеметодической грамотности
Направления аттестации
Анализ результатов
Выявление уровнякомпетентности
Методическоесопровождение важно на всех ступенях аттестационного процесса. Не смотря напринцип добровольности прохождения аттестации педагогическими и руководящимиработниками образовательных учреждений, администраторам необходимо отслеживатьи контролировать данный процесс. Аттестация работников- зеркалоадминистративной работы, так как при этом четко выявляется уровень методическойграмотности кадров и их потенциальные возможности.
Стадии аттестационногопроцесса
1. Адекватнаясамооценка деятельности и личного потенциала.
При самооценкепедагогом своей деятельности важно помочь ему правильно и адекватнопроанализировать имеющиеся результаты и увидеть возможные перспективы. Именно вданном случае необходима поддержка и помощь со стороны заместителейруководителей по научно- методической работе.
2. Написаниезаявления.
В заявлении важнограмотно обосновать, почему педагог претендует на ту или иную квалификационнуюкатегорию. Здесь выявляется уровень владения педагогической терминологией.
3. Составлениесамоанализа.
Самоанализ деятельностине есть статистический отчет о проделанной работе, как констатация определенныхфактов. Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и егорезультативности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах,наметить перспективы.
4. Подготовка (пополнение)портфолио (папки аттестуемого).
При оформлении бумаг,составляющих портфолио, должны быть соблюдены определенные нормы, как- топравильно указано образовательное учреждение, в планах и методическихразработках прописаны цели и задачи и т.п.
5. Проведениемероприятий в рамках аттестации
Требования кмероприятиям:
Целеполагание
Логичность планирования
Грамотность самоанализа
Выше упомянутым вещамнеобходимо учить. Следовательно, одной из задач заместителей по НМР являетсяцеленаправленная пропаганда методических знаний в области планирования исамоанализа деятельности.
Формы прохожденияаттестации:
Творческий отчет;
Защита реферата;
Защита проектов,элективных курсов, методических разработок;
Представлениерезультатов собственной педагогической деятельности;
Собеседование.
При выборе формыследует помнить, что важно как можно полнее представить и раскрытьрезультативность и специфику деятельности конкретного педагога, показатьсистему его работы. Любые теоретические выкладки должны подкрепляться практическимипримерами и выводами. Тематика рефератов, разработок проектов должна отвечатьстилю и системе работы педагога, а так же быть в унисон с годовыми задачамиобразовательного учреждения.
Кроме того, полноценноепредставление результатов деятельности отдельного педагога есть не что иное,как результат совместной работы с администрацией. Из частной картиныскладывается общий портрет педагогического коллектива.
Заключение
лицензированиеаккредитация аттестация педагог
Итак, лицензирование — это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса,предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиямв части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраныздоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений,оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса,образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Аккредитация,аккредитование (от лат. accredere- оказывать доверие) — 1) в международном праве процесс наделения лицаполномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическоепредставительство (или в международной организации), и принятия этихполномочий. Включает акт вручения соответствующему органу или официальному лицупринимающего государства (международной организации) документа, удостоверяющегоналичие таких полномочий; 2) в национальном праве процедура признания(подтверждения) государственными органами особых полномочий различного родасубъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинскихучреждений, коммерческих банков и т.д.). Напр., А. образовательного, учреждения- это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типаи вида).
Целью и содержанием аттестацииявляется установление соответствия содержания, уровня и качества подготовкивыпускников образовательного учреждения требованиям государственныхобразовательных стандартов (ГОС).
Список используемойлитературы
1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторингкачества образования в школе. М., 1998.
2. Стандарты и мониторинг в образовании// Научно-методический журнал. 1998. №3.
3. Педагогика:Учебное пособие для пед. учебных заведений Под. ред. П.И. Пидкасистого – 3-еиздание. 1998 г.