Реферат по предмету "Педагогика"


Физическая культура и развитие личности дошкольника

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»
Многие прогрессивные деятели науки(И.М.Сеченов, И.Л. Павлов,П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физичес­кое ипсихическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтомусоответствующая организация двига­тельной деятельности может стать факторомформирова­ния личности в целом.
«Воздействуя на телесное комплексомспецифических средств и методов, физическая культура также оказывает вли­яние ина интеллектуальную, эмоциональную, духовную сфе­ры личности в силу единства ивзаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в чело­веке»(Н.Н. Визитей).
Даже самые простые движения дают пищу детскойфанта­зии, развивают творчество. Творчество — высший компо­нент вструктуре личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский,Н.Н. Поддьякови др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активнос­тиребенка, которую ученые рассматривают как универсаль­ную способность,обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности.Это — основ­ной способ существования и развития личности. Ребенок про­являет внем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрытьвнутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов,способностей.
Наиболее распространенным толкованием творчестваяв­ляется понимание его как деятельности, направленной на создание новых посодержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитиесамой лич­ности.
Детское творчество — первоначальная ступень вразви­тии творческой деятельности. Ценность его не столько в ре­зультате, впродукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети,- писал Л.С. Выготский, — важно то, что они создают, творят,упражняются в творчес­ком воображении и его воплощении».
Относительно ребенка Л.С. Выготскийназывает творчес­кой любую деятельность, результатом которой является непростое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявлениедетского воображения, которое на­ходится в прямой зависимости от богатства иразнообразия прежнего опыта ребенка.
Такая деятельность детей во многом зависит отих инте­ресов, склонностей, способностей, характера, темперамен­та. Их развитиеи взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности.Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно суще­ственнысамостоятельность и инициативность. Именно са­мостоятельные действия,отмеченные личностным своеоб­разием, чаще всего относят к действиям творчества(Н.А. Ветлугина).
В процессе творчества формируется новаяпсихология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление,оценочная деятельность по отношению к явле­ниям окружающего мира, саморегуляцияповедения, высо­кая адаптированность к изменениям внешнего мира, спо­собностьсамостоятельно разрешать внутренние конфлик­ты между желаниями и возможностямиих удовлетворения.
Творчество дошкольника многообразно в своемпрояв­лении. Двигательное творчество раскрывает ребенку мотор­ныехарактеристики собственного тела, формирует быстро­ту и легкость ориентировки вбесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как кпредмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступатьдвигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредствомдвижения тела они учатся выражать свои эмоции и состоя­ния, искать какие-токомпозиции, создавать новые сюжет­ные линии, формы движений.
Характерной особенностью двигательноготворчества дошкольника является его импровизационность. Подража­ние — это«модель-толчок» для творческих проявлений ре­бенка. Именно так дети воплощаютобразы в движении, ис­пользуя элементы танца, имитационные, гимнастическиедвижения, выступают в качестве персонажей игры, подчер­кивая их характерныечерты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществлятьсяи в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направлен­ной наполучение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерамитакой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творчес­кимсодержанием:
o    разрешение двигательных парадоксов (дети находят способвыполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например:придумывают, как пройти по при­поднятой веревочке и т.п.);
o    придумывание новых способов применения физкультур­ныхпособий (например: «рисование» мячом невидимого кон­тура цветка, раскачиваниена мячике, как на качелях и т.п.);
o    придумывание названий выполняемым движениям;
o    угадывание выразительных походок;
o    повторение действий, изображенных на картинке, а затем их«оживление»;
o    загадки, ответы на которые передаются посредством движенийи поз;
o    игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесныхживотных и т.п.);
o    подвижные игры, направленные на развитие твор­ческойактивности.
Диапазон двигательных проявлений ребенкадостаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных обра­зов вситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчестводошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству вцелом, и характеризуется следующими параметрами:
 когнитивными (познавательными) —способность дифференцировать целое на части, интегрировать из ча­стей целое(выделять формы взаимоотношений между ком­понентами движений, определятьсвойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представле­нияо мире движений);
 проектно-конструктивными — способность созда­вать,преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходувыполнения двигательного дей­ствия;
 художественно-выразительными —умение выра­жать через движения тела свои эмоции, состояния, раз­мышления,вызывать двигательные образы;
 эстетическими — способность достигать эмоцио­нальногоподъема и эстетического наслаждения, свободно­го, артистического выполнения двигательногодействия.
Эти параметры необходимо учитывать приразработке раз­вивающих технологий физического воспитания дошкольни­ков.
Выявлены условия, необходимые для болееуспешного формирования творческой активности ребенка (Н.А. Ветлугина,Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):
*обогащение жизненного опыта детей;
*возбуждение интереса к процессу творческой деятель­ности;
*наличие средств и способов достижения поставленной цели(обучение языку движений);
*накопление опыта в разнообразных видах двигатель­нойдеятельности и способах творческого самовыражения;
*взаимосвязь формирования сознания и чувств;
*благоприятное физическое и психическое состояние.
Необходимо учитывать их вработе с детьми.
Важная характеристика личности — ее направленность, системаведущих мотивов поведения. Мотив — побуж­дение к деятельности,связанное с удовлетворением потреб­ности. Потребности человека отражаюттребования внутрен­ней среды организма или внешних условий жизни и побуж­даютего к активности.
Мотивационно-потребностный подход кформированию личности рассматривает физическое воспитание как про­цесс созданияу детей таких потребностей, которые поддер­живают и укрепляют здоровье,оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Осно­вупотребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологическиерефлексы: игровой, имитаци­онный и рефлекс свободы, которые тесным образомсвяза­ны с двигательной активностью.
Двигательная активность детей создаетпредпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формируету них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этойзадачи способству­ет система физкультурно-оздоровительной работы, направ­леннаяна:
·          укрепление здоровья детей;
·          формирование систем и функций организма, обеспе­чивающихгармоничность физического развития;
·          овладение детьми азбукой движений;
·          формирование системы элементарных знаний о здо­ровом образежизни;
·          развитие двигательных способностей.
Составляющие системно-оздоровительной работы вдет­ском саду разнообразны. Приобщение детей к природе — главный источникфизического и духовного развития.
ФИЗКУЛЬТУРНО-оздоровительная работа,предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, орга­низованныевоспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурнуюминутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурноезанятие, домашние задания по физической культуре, актив­ный отдых: спортивныедосуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельностьдетей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, меж­дузанятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности).Самостоятельные движения детей со­ставляют 2/3 их общей двигательнойактивности.
Основное содержание физического воспитания вдош­кольных учреждениях базируется на разных вариантах ходь­бы, бега, прыжков,лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба налыжах, ката­ние на роликовых коньках, езда на велосипеде); спортивных играх(футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающихупражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.
Определенную часть двигательного режимасоставляют физические упражнения, специально подобранные для фор­мированиясистем и функций организма, коррекционной работы с детьми. Нередко возникаетнеобходимость в при­менении заданий на исправление осанки (деятельность, впроцессе которой работают мышцы-разгибатели спины, живота, плечевого пояса,формируется функция равновесия); на развитие координационных способностей(появление по­очередных соотношений в работе рук и перекрестных в ра­боте рук иног); на совершенствование двигательных уме­ний и навыков (выполнение знакомыхдвижений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необыч­ныхусловиях). Хорошее тренирующее действие оказывают пешие переходыувеличивающейся продолжительности, спортивное ориентирование.
Разнообразная двигательная деятельность снимаетутом­ление, накопившееся в организме, активизирует память, мыш­ление, развиваетдвижения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.
Очень важно приучить детей к самостоятельнымзаняти­ям физическими упражнениями, закрепить у них положи­тельное отношение ктакому виду деятельности.
Продумывая содержание работы со своимивоспитанни­ками, позаботимся о природной среде для развития детей, приобщенииих к физической культуре — как на участке дет­ского сада, так и за егопределами: в лесу, в парке, на тропе здоровья (специально оборудованной полосегорок, каме­нистых и песчаных тропинок), на маршрутах для туризма. Необходимоучить детей с благодарностью принимать дары природы, обращаться к ней запомощью, помогать ей.
Активность дошкольника во многом обусловленаего за­интересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательныефизические упражнения и игры, вызы­вающие у детей желание заниматься пособственному по­буждению. При отборе двигательного содержания нужнопредусмотреть достаточное разнообразие движений, поддер­живая этим интерес кподвижной деятельности. Полезно вносить дополнения, изменения к знакомомудвижению. Это потребует от ребенка новых физических усилий и сохранит интерес купражнению. Во многом поддерживает заинтере­сованность детей постоянноенарастание трудностей: вы­полнение упражнения из разных исходных положений, спредметами или без них, большее количество раз и т.д. Это совершенствуетдвигательные умения, развивает сообрази­тельность, волю, характер. Играет рольи оценка правильно­сти выполнения упражнений детьми. Завышенная оценка безучета реальных возможностей ребенка не вызывает желания совершенствоваться. Коценке надо привлекать самих де­тей, предложив им указать, что удается ввыполнении упраж­нения, а что не совсем хорошо получается.
Г.П. Лесковарекомендует особое внимание в оценке вы­полнения движений обратить насвоевременность начала и окончания упражнения, правильность техники движения всоответствии с возрастными возможностями детей. Этот показатель особенно важен,так как создание первоначаль­ных двигательных умений является залогом овладениятех­никой упражнений в школе, становления спортивного мас­терства.
Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобыпедагоги­ческая оценка выполняла не только «ориентирующую функ­цию, но истимулирующую» (Б.Г.Ананьев), вызывала желание к дальнейшей двигательнойактивности, ее совершенство­ванию. Этому способствует оценка ребенка с учетом«зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а также сравнение сегодняшнихуспехов в области двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативнаяоценка проявлен­ных физических способностей не должна переноситься на общуюоценку личности («ты плохой»). Важно, чтобы оценка двигательной активностиребенка, его двигательных способ­ностей давалась с позиции любви, уважения,веры в его воз­можности. Немаловажную роль в формировании у детей потребности вздоровом образе жизни играет пример взрос­лых (родителей, воспитателя).Здоровый образ жизни близ­ких ребенку людей становится образцом для подражания.
Физическая культура — благодатная сфера нетолько для формирования потребности в здоровом образе жизни. При­общение к нейспособствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранениеположительных взаи­моотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверж­дение,самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижныеигры с двойным прави­лом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.),где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя оса­лить» преодолеваетсяактивно, практически моральным мо­тивом — помочь «заколдованному» товарищу,освободить его.
На основе стремления к самоутверждению у детейв игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучшедругих). Это стремление нетрудно заметить в группе «Фантазеры» у старшихдошкольников, что связано с ов­ладением ими играми с правилами, спортивнымииграми, включающими в себя элемент соревнования.
Соревновательный мотив и мотив самоутвержденияяв­ляются проявлением потребности дошкольника в призна­нии его не только состороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности впризнании) негатив­но сказывается на психическом развитии ребенка, ведет кнеуверенности, рождает «комплекс неполноценности», зас­тенчивость, а порой иагрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление.Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путемиспользования разных видов деятельности ребенка, в осо­бенностиспортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучитьвоспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку дляудовлет­ворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребенка такой«тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого — игра вшахматы, для третьего — плавание… Важно знать, как помочь не уверенному всебе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражне­ние поможет емусамоутвердиться.
Формирование мотивационной сферы ребенка тесносвязано с развитием его самосознания и самооценки.
Самооценка — компонент самосознания, проявляющий­ся воценке своих физических и психических возможнос­тей, качеств, своего положениясреди других людей. Она вы­ступает условием и средством становления такихитоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я — концепция».
«Центральное, ядерное образование личности», —так не без основания все чаще говорят психологи о самооценке (Е.В.Кучерова,АВ.Захарова, В.С.Мухина, В.М.Слуцкий и др.).
Самооценка в значительной степени определяетактив­ность личности, отношение к себе и другим.
Характеризуя самосознание и самооценку детейдошколь­ного возраста, Л.С. Выготский писал — «Ребенокдошкольного возраста любит себя, но самолюбия как общественного от­ношения ксамому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценкикак таковой, но обобще­ния отношений к окружающим и понимания своей ценнос­ти уребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложныхпсихологических новообразова­ний»… Однако нельзя считать, что до кризиса 7лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Это осознание но­ситнедифференцированный характер и отличается общи­ми чертами: «Я — самыйсильный», «Я — самый ловкий» и т.п. Изучение самооценки на рубеже старшего дошкольноговоз­раста показывает, что именно в этот период происходит ка­чественный скачокв изменении отношения ребенка к само­му себе. Возникает оценка на почве желанияполучить одоб­рение взрослого и таким образом сохранить эмоциональ­ноеблагополучие (Л.И. Божович). Основными факторамиформирования самооценки признаются: собственная актив­ность личности, оценкаокружающих людей, умение правиль­но оценивать действия других. Складываетсясамооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционированиясвоего тела, оценок социального окру­жения, культурных норм, стереотипов,эталонов физическо­го и двигательного развития.
Сенсорная организация двигательной активности иее ка­чественная самооценка ребенком (ощущения, чувства, обра­зы) являютсяведущим фактором в его физическом образо­вании. Формирование самооценкисубъективного «Я» в процес­се двигательной деятельности предполагает:привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его при­роды;привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственныйхудожественный образ — образ «кра­сивого тела»; визуализация ребенком красивогодвигатель­ного поведения окружающих взрослых (Л.Е.Симошина).
Желание детей овладеть движениями в структурекраси­вого образа можно реализовать в ритмической гимнастике, спортивном танце.Удачное сочетание комплексов физичес­ких упражнений с элементами акробатики,художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказыва­ет влияниена моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом«красивого тела».
Формированию пластического образа могутспособство­вать также сюжетные физкультурные занятия, пространствен­ныетренинги, двигательные задачи. Эстетическая оценка ре­бенком восприятиядвижения формируется здесь на основе умения подражать движениям педагога,импровизировать.
Анализу собственных действий и поступков можетспо­собствовать двигательная деятельность, связанная с четкой установкой нарезультат (спортивные игры, спортивные уп­ражнения, игры-эстафеты). В ней имеютместо групповые формы оценки детей, способствующие осознанию спосо­бовдействий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников,самооценка детей, выражающаяся в осоз­нании своей деятельности, ее сильных ислабых сторон.
В структуре самооценки выделяют в качествеосновных когнитивный (познавательный) и аффективный (эмоцио­нальный)компоненты. В основе когнитивного компонента лежат операции по сравнению себя сдругими, сопоставле­ние собственных качеств с выработанными эталонами. Эмо­циональныйже компонент самооценки выражает отноше­ние человека к себе, уровень егоудовлетворенности собой (заметим — он превалирует у детей дошкольноговозраста). При достаточном развитии обоих компонентов самооценка выполняетважную функцию регулятора поведения, деятель­ности. Далеко не всегда самооценкаребенка адекватна. Она может быть и неадекватной — завышенной либо занижен­ной.Правильность детской самооценки в значительной сте­пени зависит от специфики,значимости для ребенка той де­ятельности, свои достижения в которой оноценивает, на­глядности их результатов, знания собственных возможнос­тей,степени сформированности критериев, навыков оце­нивания.
Вот почему самооценка ребенка в одном видедеятельно­сти может отличаться от его самооценки в другом. В оценке, например,своих достижений в метании ребенок может себя оценить правильно, а в овладенииумениями кататься на коньках — переоценить...
К концу дошкольного возраста самооценка ребенкаста­новится все более осознанной, детализированной, аргумен­тированной,объективной. Многое при этом зависит от взрос­лых — педагогов, родителей,которые не только вооружают детей значимыми грамотными критериями оценки, но ивклю­чают воспитанников в деятельность, развивающую их спо­собности. Этопозитивно сказывается на положении ребен­ка в группе сверстников, егопредставлении о себе. А.И. Силвестру с детьми,недооценивающими свои возможности в области движений, организовал специальныеиндивидуаль­ные, совместные занятия по обучению прыжкам в длину. Свер­стник-напарникуступал испытуемому в умении прыгать. Это укрепляло у «пессимиста» веру в себя,в свою способность превосходить других детей. С каждой парой проводилось по 16занятий в течение двух месяцев. Взрослый при этом зани­мал доброжелательнуюпозицию по отношению к детям — хвалил, ободрял, эмоционально поддерживал их.
После преобразующих занятий исчезли случаинедооцен­ки детьми своих достижений, а 16% испытуемых дали завы­шенную оценку,чего не наблюдалось до специального обу­чения. Кроме того, полученные висследовании результаты дали основание А.И. Силвеструсделать вывод, что успех ре­бенка в отдельной конкретной деятельности способенвне­сти определенные коррективы в общее представление его о себе. У бывшихпессимистов исчезла скованность, стала про­являться большая активность,оптимизм, вера в свои воз­можности.
Проявление взрослыми заинтересованностизначимыми для ребенка видами деятельности, соучастие в них, сотруд­ничество —еще один важный путь к формированию у ре­бенка общей позитивной самооценки и «Я- концепции». Осо­бую значимость в этом отношении имеют совместные (дети,педагоги, родители) туристические походы, спортландии («Папа, мама, я —спортивная семья», семейные турниры по шашкам, шахматам...). Оказать помощь впреодолении стра­ха (спуститься с горки, прыгнуть в воду, пройти через тем­ныйкоридор, перейти ручей по бревну и т.п.) — все это значимо для формированияпозитивной самооценки. Важ­ную роль в развитии самосознания, самооценки дошколь­никаимеет педагогическое взаимодействие. Что в нем будет преобладать — мягкие илижесткие воздействия, улыбка или безразличие, недоброжелательный взгляд, иронияили юмор, упрек или выражение огорчения при неудаче воспитанника, запреты,ограничения или стимулирование самостоятельно­сти, поиска — все это формирует личностьдошкольника. Общениепедагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулироватьего творчес­кий потенциал, дарить радость.
В процессе приобщения детей к физическойкультуре ак­тивно формируется их эмоционально-волевая сфера. Дви­гательнаяактивность способствует развитию познаватель­ных, нравственных, эстетическихчувств ребенка. Она фор­мирует такие положительные качества, как сочувствие,стрем­ление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувству справедливости,честности, порядочности. Это ярко прояв­ляется в играх и игровых упражнениях,выполнение кото­рых ставит ребенка перед необходимостью вступить в кон­такт сосверстником, оказать помощь в выполнении двига­тельного задания, найтиоптимальные варианты в согласо­вании действий. Воспитатель старается показатьзависимость общего результата от выполнения каждым ребенком опре­деленныхдействий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помогай товарищу,если он не может выпол­нить правило игры, используй вежливые формы предложе­нияуслуг, замечаний).
Наличие игрового момента способствуетподдержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей дви­гательнойзадачи, без чего невозможно достичь умения ви­деть другого, взаимодействовать сним.
Отношения взаимной ответственности обеспечиваютре­бенку возможность самоутверждения и самовыражения, раз­вивают уверенность,инициативность, формируют чувство товарищества.
Многие ученые утверждают, что проблема воли ипроиз­вольного поведения является центральной для психологии личности. СогласноА.Н.Леонтьеву, соподчинение мотивов деятельности, формирующееся в дошкольномвозрасте, явля­ется психологическим механизмом произвольного поведе­ния и,одновременно, тем «узелком», который связывает смыс­ловые линии деятельностичеловека, характеризующие его как личность.
Основными факторами, задающими развитиепроизволь­ного поведения дошкольника, являются: способность ребен­ка привноситьсмысл в деятельность, в свои действия и по­ведение в целом; инициативностьличности, активность, ис­ходящая от самого ребенка как от субъектадеятельности; осознание своей деятельности и себя как субъекта деятель­ности(Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, ГГ. Кравцови др.). Разви­тие произвольных действий — необходимое условие фор­мированияволевых проявлений. Психологи спорта (Е.И.Ильин, А.Д.Пуни, П.А. Рудики др.) определили волевые качества, необходимые для преодоления препятствий,воз­никающих в процессе двигательной деятельности. Это — це­леустремленность,настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность,самостоятельность, выдержка, са­мообладание.
В условиях двигательной деятельностидейственным фак­тором воспитания волевых качеств могут служить условия,побуждающие к преодолению трудностей.
Выполнение любых видов движений, включенных впро­грамму по физической культуре в детском саду — гимнасти­ческих,общеразвивающих, основных, подвижных и спортив­ных игр, — может затрудняться ихсложностью или длитель­ностью, интенсивностью и протяженностью.
Усложнение упражнений осуществляется следующимпу­тем:
*постепенным повышением числа повторений однооб­разныхациклических физических упражнений (подскоков, приседаний, прыжков и т.п.);
*постепенным увеличением продолжительности цик­лическихупражнений (бега, ходьбы и др.);
*изменением степени интенсивности выполнения раз­ныхупражнений, чаще в сторону увеличения (приседать определенное количество раз вмедленном темпе, чуть быс­трее, быстро);
*изменением обстановки и условий проведения упраж­нений(индивидуальное выполнение или совместно с кем-то, без отягощающих пособий илис ними).
Основным методом воспитания волевых качествявляет­ся метод упражнений. Многократное повторение двигатель­ных действийосуществляется при этом в двух режимах ра­боты — непрерывном и интервальном.Для повышения ак­тивного и сознательного отношения к проявлению волевых качествнаиболее эффективными являются приемы, направ­ленные на достижение умственной иморальной основы во­левых действий. Е.А. Сагайдачная обнаружила, что дошколь­никиспособны воспринимать общую и конкретную цели за­нятий физическимиупражнениями, если расширить их пред­ставления и знания о пользе этих занятий,о разных пара­метрах движений. Большое значение в обеспечении успеш­ной работыимеет применение таких методов и приемов сти­мулирования волевых усилий, какконтроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация резуль­татоввыполнения упражнений и др. Повышению заинтере­сованности детей к выполнениюупражнений способствует доброжелательная атмосфера сотрудничества, уважения идоверия друг к другу.
Личностное развитие дошкольника сопряжено собрете­нием им произвольности поведения, возможности самооп­ределения всобственном поведении. Важно использовать процесс приобщения детей к физическойкультуре для раз­вития этих качеств.
Успешность в овладении физической культурой вомно­гом определяется индивидуальными особенностями детей, прежде всего — ихспособностями.
Под способностями понимают индивидуально-психоло­гическиеособенности человека, которые являются условия­ми успешного выполнениядеятельности. Способности про­являются в деятельности и существуют только вдвижении и развитии. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые ужевыработаны у человека, но являются возможно­стью для прочного овладения ими. Ихнельзя свести к одно­му какому-либо свойству (координация движений, гибкость,ловкость), они всегда — синтез свойств человеческой лич­ности.
Общий закон формирования способностей состоит втом, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,для которых необходимы.
Двигательные способности — это способность дви­гаться,овладевать двигательными навыками определенной сложности. Главным факторомразвития таких способнос­тей является естественная активность, генетическипредоп­ределенная в этом потребность. Наряду с этим может иметь место и процесснаправленного развития двигательных спо­собностей под влиянием условий среды, вкоторых прохо­дит развитие человека.
Выделяют следующие проявления двигательныхспособ­ностей: управление максимальной силой, произвольное рас­слабление мышц,растяжимость мышц, управление скорос­тью мышечного сокращения, пространственнаяточность движения, ориентировка в окружающем пространстве, уп­равление временемдвижений, равновесие, координация дви­жений, физическая работоспособность,статическая и дина­мическая выносливость, быстрота и правильность решенияситуационно возникающих двигательных задач (В.С. Фарфель).
Удачное сочетание отдельных проявленийдвигательных способностей определяет успех спортсмена (лыжника, фех­товальщика,пловца, футболиста и др.).
Исследователи считают, что развитиедвигательных спо­собностей определяется интегральным воздействием мно­гихсистем организма человека. Наиболее информативны­ми из них являются свойстванервной системы, индивиду­альные морфофункциональные показатели, индивидуаль­ныефизиологические и психологические особенности орга­низма (БА.Белик, А.П. Крестовников, В.С. Фарфельи др.).
Качественно-своеобразное сочетаниеспособностей, от которого зависит возможность достижения успеха в деятель­ности,носит название «одаренность». Одним из ее проявле­ний выступают точностьи соразмерность движений, точ­ность и соразмерность усилий, а также быстроеовладевание техникой выполнения сложных элементов движений, до­статочно прочноеих закрепление и воспроизведение. Фи­зиологический механизм двигательнойодаренности опира­ется на тонкое развитие двигательного анализатора, на вы­сокуюспособность коры головного мозга к анализу и синтезу.

ДЫДАКТЫЧНЫЯГУЛЬНІ ПА ФІ3ІЧНЫМ ВЫХАВАННІ ДЛЯ ДЗЯЦЕЙ СТАРЭЙШАГАДАШКОЛЬНАГА УЗРОСТУ
Асноунае прызначэнне дыдактычных гульняу — умацаванпеадукацыйнай натраванасцгу навучант дзяцей рухамг.Самрух застаецца абавязковымкомпонентам гульняу, але выступав ужо не тольт як канкрэтнае рухалънае дзеянне,дзе трэби атрымаць вызначаныя колькасныя iякасныяпаказчыш, але iу якасцг пазнавалънага аб'екта.
Проз гулът дзецг знаёмяцца з разнастайнасцю рухау, ixпрызначэннем:вучацца дыферэщыравацъ pyxinaeidaxі спосабахвыканання; суадносщь, парауноувацъ выконваемыя pyxiз рухальнымгэталонами; практыкуюцца у прымянент рухау у незвычайных абставшах.
3 дапамогай дыдактычных гульняу аргатзуецца дадатковаеуспрыманне, распознаваниерухау не толькг па знешшмдзеянт, але iпа атсант словамг. Такгмчынам дзещ вучаццарабщь абагульненнг, групаваць pyxiпа вызначаныхуласцгвасцях.
Дыдактычныя гулът можно выкарыстоуваць на запяткахпа фгзкультуры, а таксамау паусядзённым жыццг у чассамастойнай рухальнай дзейнасцг дзяцей пящ — сямггадоу.Працягласцъгульняу складае 7 — 10 хвшт.Гулът патрабуюць папярэдняй падрыхтоукг нафизкультурных запятках гу час самастойнай дзейнасцгдзяцей.

ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬНІНА 3AMAUABAHHEВІДАУ IСПОСАБАУ РУХАУ
1. «Хто больш ведае рухау»
Дыдактычная задача: удакладнщь назвы вщау i спосабау хадзь-бы, бегу, скачкоу, лажання, кщання.
Гульнявыя дзеяннм назваць iпаказаць pyxi.
Правшы: дакладна мазваць iправтьна паказаць pyxi; нельга паутараць pyxi, названыя іншымі дзецьмі.
Матэрыялы:
1.  Пяцькартачак, на кожнай адлюстраваны чалавек, яківыконвае адзін засноуных рухау (хадзьбу, бег, скачкі,лажанне, кщанне).
2.  Фізкультурныядапаможнікі: мячы,абручы, пмнастычная лаука, плоскасная дарожка.
3.  Стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне (выкарыстоуваецца тады, калі гульняправодзщца паблізу яго).
Метадычныя указаны. Дзеці дзеляцца на дзвекаманды. Адзін з ігракоу першай каманды перата-соувае картачю, другі (з іншайка­манды) выцягвае адну з картачак. Гульня пачынаецца з руху, які адлюстраванына картачцы. Так, калі на ей адлюстравана хадзьба, дзеці успамінаюць усе яе відыi спосабы. Першая каманда дамауляецца, які звщау або спосабау руху будзе выконваць, а потым паказвае яго (па магчымасці сінхронна),дру­гая ж каманда называв віды руху. Затым выконвае які-небудзь з відау абоспосабау зададзенага руху другая каманда, а першая яго называе.
Гульня працягваецца да тае пары, пакуль дзеціне успомняць усе вщы iспосабы руху, адлюстраваныя на картачцы. Каманда, якая не змагла своечасовапака­заць патрэбны рух або назваць яго, атрымлівае штрафное ачко. Пераможцайз'яуляецца тая ка­манда, у якой менш штрафных ачкоу. Вынік можна падлічыць непа штрафных ачках, а па колькасці выкананых рухау.
Пры жаданні дзеці могуць пра-цягваць гульню,выцягнуушы дру­гую картачку.
Заувага. Каб выклікаць у дзя­цей гульнявы азарт, можнавыкарыстаць спецыяльныя фішкі.Напрыклад, за кожны наказаны рух каманда атрымлівае чырвоную фішку, за правільнуюназву — сінюю. У канцы гульні у камандах падлічваеццаколькасць фішак. Па выніках вызначаецца каманда-пераможца.
Папярэдняя работа. На занятках па фізкультуры i у час самастойнай дзейнасці выкарыстоуваюць:
*гульнявыя заданні тыпу: «Успомнім, дзеці, як можнапа-роз-наму хадзіць па пмнастычнай лау-цы або па звычайнай маснічыне?» Такія жзаданні выкарыстоуваюц-ца i для іншыхасноуных рухау;
*дыдактычная гульня «Калі вы...». Выхавальнік ставіць умову,а дзеці выконваюць яе патрэбным рухам. Напрыклад: «Калі вы щзяце па глыбоюмснезе...» (па гразі, лужынах, уздоуж высока нацягнутай вяроукі i т.д.).
Упачатку некалью разоу гульню праводзщь сам выхавальнік,а по­тым дзецям ствараюцца умовы для самастойнай гульні.
2. «Перадай мяч»
Дыдактычная задача: развіваць умение прымяняцьвядомыя рухі у канкрэтных абставінах; дак­ладна называць спосаб руху.
Гульнявое дзеянне: перадача мяча адзін аднаму здапамогай розных рухау (бегу, скачкоу, кщання).
Правшы: выкарыстоувацьроз-ныя pyxi. Адным i тым жа рухам карыстацца нельга. Пачынаць перадачу мячатрэба толькі па сігнале выхавальніка або каго-небудзь з дзяцей. Pyxi выконваць правтьна, папярэдне ixназваушы.
Матэрыял: мяч (любога памеру) на кожную пару 1гракоу.
Метадычныя указамиі. У гульні прымаюць удзел дзвекаманды (па тры — пяць чалавек), яюя выстройваюцца адна насупраць другой наадлегласці 2 — 2,5 м. Мячы знаходзяцца у руках дзяцей адной з каманд. Па сігналевыхавальыка дзеці перадаюць мяч з дапамогай любога руху 1граку іншай каманды,які стащь насупраць (кщаюць мяч, удараючы аб падлогу, падбягаюць i аддаюць, пракочваюць i г.д.). Розныя спосабы юдання — ад грудзей, знізу, з-за галавы i г. д. трэба лічыць рознымі рухамі. Каманда, якая паутарылавыкары-станы рух, атрымлівае штрафное ачко. Перамагае каманда, якая атрымаламеншую колькасць ачкоу (гл. гульню 1).
Магчыма ацэнка выыкау гульні па фішках.
Заувага. Калі дзеці няправтьна называюць абовыконваюць рух, выхавальнік спыняе гульню iпрапаноувае каму-небудзь з дзяцей правшьна паказаць патрэбны рух i паутарыць яго назву.
3. «Спаборнщтва»
Дыдактычная задача: развіваць у дзяцей умениетрансфармаваць вядомыя pyxi упатрэбным накірунку для рашэння пастауленай задачы.
Гульнявое дзеянне: успомнщь
знаёмыя pyxi i выканаць ix на адным прыстасаванні.
Правшы: выканаць як мага больш розных рухау, дакладнаназываючы парадкавы нумар кожнага новага руху. Калі усе pyxi будуць выкананы, гучна назваць агульную колькасць выкананыхрухау (напрыклад: «Пяцьі», «Семі» iт.д.). Калі рух выконваецца другі раз, то дзіця, якое яго выконвае, спыняедзеянне, называв колькасць выкананых рухау iуступав месца іншаму іграку. Той не павінен выкарыстоуваць pyxi, якія ужо выканау першы iгpок.
Матэрыял: драуляны цурбан дыяметрам 15— 20 см, вышынёй15—20 см.
Прыкладныя pyxi: агульна-развіваючыяпрактыкаванні з выка-рыстаннем цурбана, скрыню без дна, крэсла, пмнастычнайлаукі i г.д.
Метадычныя указамиі. У ад­ной гульні, калі irpaкoyдвое-трое, рэкамендуецца выкарыстоуваць не больш 3 — 4прадметау i 1—2 предметы, калі у гульніудзельычаюць не больш трох дзяцей.
Выхаванцы, якія гуляюць, па сваім жаданы могуцьмяняць раз-мяшчэнне прадметау як на вертыкальнай, так i нагарызантальнай плоскасці.
«Раз-два, пачынаецца гульняі» — гэтыя словы,яюя дружна гаво-раць дзеці, з'яуляюцца агналам да пачатку гульні. Адзін згуляючых пачынае выконваць рухі на лю­бым прадмеце, перад пачаткам кожнага рухуназываючы яго па­радкавы нумар, напрыклад: «Пер-шы рух — саскокванне» i г.д. У канцы называв агульную колькасць выкананых рухау i уступав месца другому іграку, які выконвае рухі на тым жапрадмеце. Калі ніхто з гуляючых ужо не можа выканаць но­вага руху, падводзщцавынік. Затым гульня можа працягвацца з іншымі предметамі.
Агульны вынік падводзіцца па колькасцівыкананых рухау на ycix дапаможніках.
4. «Турысты»
Дыдактычная задача: развіваць у дзяцей уменніпрымяняць розныя рухі дзеля дасягнення мэты.
Гульнявое дзеянне: прайсці паспяхова «турысцкі»маршрут.
Правшы: кожны турыст або тру­па праходзіць маршрут сваімспо-сабам, тэта значыць з дапамогай рухау, не выкарыстаных іншымі ігракамі.Дзейнічаць у гульні трэ­ба узгоднена, дружна iабавязкова дапамагаць тым, каму цяжка даецца выкананне рухау.
Матэрыял: любое стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне,да якога дадаткова можна прыставщь гімнастычныялесвіцы, дошкі, кубы, цурбаны i г.д.Вяроука даужынёю 3 — 4 м (на трупу з трох-чатырох чалавек) з петлямі длянадзявання на плячо (адлегласць паміж імі павінна быць 1 м). Для кожнайтурысцкай трупы мож­на падрыхтаваць спецыяльныя знакі, якія потым прышптьваюццана грудзі.
Метадычныя указамиі. Спачаткувыбіраецца месца для гульні iустанауліваецца дадатковае фізкультурнае абсталяванне. Так, напрыклад, можнавыкарыстаць: гімнастычную лауку, трычатыры
/>
кубы на адлегласці 20 см адзін ад аднаго,пмнастычную лесвіцу i за-мацаваную на ей нахіленуюдошку або лесвщу.
Дзеці дзеляцца на дзве або тры трупы i «распрацоуваюць» марш­рут — тэта значыць рашаюць, з да­памогайякіх рухау яны будуць пераадольваць устаноуленыя перашкоды. Затым, пры дапамозежара-б'ёукі або лічылю, рашаецца пытанне аб парадку праходжання марш­рутныхтруп.
За праходжаннем маршруту вядзецца назіранне, бонеабходна змяніць намечаныя pyxi, каліяны былі ужо выкарыстаны.
Перамагае каманда, якая дзейнічала найбольшузгоднена. У яка сці суддзі выступав выхавальнікабо хто-небудзь з дзяцей.
У гульні можна выкарыстаць самыя розныя віды i спосабы рухау. Напрыклад, па лауцы можна ісці на насках,пятках, звычайным крокам; можна прапаузці на карачках або на жываце i т.д.; кубы пераадольваць пераступаннем або пераскокваннем;пмнастычную лесвщу мож­на пералезці праз верх, у сярэдзіне між рэйкамі, атаксама збоку.
Варыянт гульні: кожная з дзвюх-трох падгруп распрацоуваедля сябе маршрут, які пачынаец­ца адначасова. Перамагае тая ка­манда, якаяпершая закончыць пра-ходжанне маршруту.

5. «Што лішняе»
Дыдактычная задача: дыферэнцыроука відау i спосабау рухау.
Правшы: быць уважлівым, дак­ладна называць pyxi, якія выконва-юцца, не рабіць лішніх рухау.
Матэрыял: гульня можа праводзщца без дапаможнікау, атакса­ма з выкарыстаннем дробных прадметау, такіх, як абручы, мячы, скакалю i г.д.
Гульнявое дзеянне: паутараць
pyxi, выкананыя выхавальнікам або кім-небудзь здзяцей.
/>
Метадычныя указамиі. Дзеці стаяць у крузе.Выхавалымк паказвае 2—4 спосабы аднаго вщу руху i адзін— другога (лішні рух). Напрыклад, хадзьба на насках, пятках, прыстауным крокам i бег. Дзеці выконваюць pyxi у тойжа паслядоунасці, што iвыхавальжк. Той, хто дапусціу памылку, павшеняе растлумачыць. Калі тлумачэннеправтьнае, то ігрок, які дапусціу памылку, не караецца штра­фам; калі жтлумачэнне нездавальняючае, то ён павінен выканаць штрафное задание, якоепрапаноувае хто-небудзь з дзяцей.
6. «Падбяры сябра»
Дыдактычная задача: дыферэнцырока вщау i спосабау ру­хау.
Гульнявое дзеянне: пошук аднародных рухау.
Правшы: выконваць трлькі аднародныя pyxi. Вядучы, які не здолеу справщца з задачам, працягвае вадзіцьда тае пары, пакуль не выканае правшьна задание.
Матэрыял: гульня можа праводзщца з дробным фізкультурным інвентаром(абручамі, ска­калкамі, мячамі, палкамі) i безяго.
Метадычныя указаний. Колькасць дзяцей, якіягуляюць, павінна быць не менш дзесяці чалавек. Пяцёра з ix водзяць, а кожны з астатніх выконвае розныя спо­сабыаднаго віду руху: хадзьбы, скачкоу, бегу, лажання, юдання.
Кожны з вядучых «адказвае» толькі за адзін з відаурухау: ён назірае за выкананнем рухау дзя­цей i выбірае«сваіх». Калі усе дзеці згрупуюцца па віду выканання ру­хау, вядучыя тлумачаць,чаму яны выбралі менавіта гэтых дзяцей. Потым гульня узнауляецца з іншымівядучымі. У гульні можа атрымацца так, што усе або большая колькаЬць дзяцейвыконваюць спосабы адна­го руху iхто-небудзь з вядучых не зможа убачыць «свой» рух; але каш-тоунасць гульні з-загэтага ніяк не губляецца.
Магчымыя умовы гульні:
1.      Уносяцца аднолькавыя прадметы для ycix дзяцей (напрыклад, абручы), але рухі дзеціпавтны вы­конваць розныя: адзін выконвае з абручом розныя віды хадзьбы, другі — скачкоу, трэці — бегу i г.д.
2.      Вядучыя не толькі выбіраюць дзяцей, якіявыконваюць аднародныя pyxi, але i казваюць, хто з ix сяброу правільна выконвау pyxi, a хто дапускау памылю.
7. «Што робяць з предметам»
Дыдактычная задача: замацаваць умение выконвацьрозныя pyxi з рознымі дапаможнікам1.
Гульнявое дзеянне: выкананне розных рухау, пошукварыянтау ру­хау.
Правшы: не паутараць pyxi,выконваемыя іншымі, «шукаць» свае.
Матэрыял: выкарыстоуваюцца любыя фізкультурныя дапаможнікі.
Метадычныя указанні. У роз­ных частках пляцоую абопакоя рас-стауляюцца фізкультурныя дапаможнію.Выхавальнік гаворыць дзецям: «Пайшлі, хлопчыкі I дзяучыню, гуляць. Бачыце на пляцоуцы скакалкі? Тады давайцевы­конваць з імі pyxi.Кожны з вас няхай пастараецца прыдумаць свой рух, i так,каб ён адрознівауся ад рухау тшых дзяцей».
Выхаванцы пачынаюць гуляць. Калі дзщя не можапрыдумаць «свайго» руху, то выхавальык дапамагае яму. Калі большасць дзя­цейпачне выконваць розныя pyxi,выхавальнік заахвочвае ix,потым прапаноувае ім трошюадпачыць i іси) далей.Такім жа чынам выконваюцца pyxi яшчэз двума-трыма відамі дапаможнікау.
Заувага. У гэтай гульні можна выкарыстацьтаксама i сюжэтны расказ, падабраушы даяго адпаведныя дапаможнікі. Калі дзеці добра засвояць гульню, ролю вядучагаможа выканаць хто-небудзь з ix.
8. «Не памылюяі»
Дыдактычная задача: дыферэнцыроука відау i спосабау рухау iзамацаванне іх назвау.
Гульнявое дзеянне: паутарэнне рухау, якіяпаказвае выхавальнік або вядучы.
Правшы: дакладна iправшьна выконваць pyxi.
Метадычныя указанні. Дзеці становяцца у круг.Выхавальык (або хто-небудзь з дзяцей) знаходзщца у цэнтры круга. Выхавальніктлумачыць, што усе дзеці павінны дакладна паутараць усе тыя pyxi, яюя будзе выконваць ён, акрамя «забароненых». Затым тлу­мачыць,які рух лічыцца забароненым (напрыклад, бег з высоюм падыманнем каленяу). Дзеці,якія выканал) разам з выхавальнікам забаронены рух, выбываюць з гульні абокараюцца штрафным рухам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.