ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»
Многие прогрессивные деятели науки(И.М.Сеченов, И.Л. Павлов,П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физическое ипсихическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтомусоответствующая организация двигательной деятельности может стать факторомформирования личности в целом.
«Воздействуя на телесное комплексомспецифических средств и методов, физическая культура также оказывает влияние ина интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства ивзаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке»(Н.Н. Визитей).
Даже самые простые движения дают пищу детскойфантазии, развивают творчество. Творчество — высший компонент вструктуре личности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Э.В. Ильенков, А.В. Петровский,Н.Н. Поддьякови др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активностиребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность,обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности.Это — основной способ существования и развития личности. Ребенок проявляет внем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрытьвнутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов,способностей.
Наиболее распространенным толкованием творчестваявляется понимание его как деятельности, направленной на создание новых посодержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитиесамой личности.
Детское творчество — первоначальная ступень вразвитии творческой деятельности. Ценность его не столько в результате, впродукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети,- писал Л.С. Выготский, — важно то, что они создают, творят,упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Относительно ребенка Л.С. Выготскийназывает творческой любую деятельность, результатом которой является непростое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявлениедетского воображения, которое находится в прямой зависимости от богатства иразнообразия прежнего опыта ребенка.
Такая деятельность детей во многом зависит отих интересов, склонностей, способностей, характера, темперамента. Их развитиеи взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности.Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно существеннысамостоятельность и инициативность. Именно самостоятельные действия,отмеченные личностным своеобразием, чаще всего относят к действиям творчества(Н.А. Ветлугина).
В процессе творчества формируется новаяпсихология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление,оценочная деятельность по отношению к явлениям окружающего мира, саморегуляцияповедения, высокая адаптированность к изменениям внешнего мира, способностьсамостоятельно разрешать внутренние конфликты между желаниями и возможностямиих удовлетворения.
Творчество дошкольника многообразно в своемпроявлении. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторныехарактеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки вбесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как кпредмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступатьдвигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредствомдвижения тела они учатся выражать свои эмоции и состояния, искать какие-токомпозиции, создавать новые сюжетные линии, формы движений.
Характерной особенностью двигательноготворчества дошкольника является его импровизационность. Подражание — это«модель-толчок» для творческих проявлений ребенка. Именно так дети воплощаютобразы в движении, используя элементы танца, имитационные, гимнастическиедвижения, выступают в качестве персонажей игры, подчеркивая их характерныечерты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществлятьсяи в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной наполучение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерамитакой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творческимсодержанием:
o разрешение двигательных парадоксов (дети находят способвыполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например:придумывают, как пройти по приподнятой веревочке и т.п.);
o придумывание новых способов применения физкультурныхпособий (например: «рисование» мячом невидимого контура цветка, раскачиваниена мячике, как на качелях и т.п.);
o придумывание названий выполняемым движениям;
o угадывание выразительных походок;
o повторение действий, изображенных на картинке, а затем их«оживление»;
o загадки, ответы на которые передаются посредством движенийи поз;
o игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесныхживотных и т.п.);
o подвижные игры, направленные на развитие творческойактивности.
Диапазон двигательных проявлений ребенкадостаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных образов вситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчестводошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству вцелом, и характеризуется следующими параметрами:
когнитивными (познавательными) —способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое(выделять формы взаимоотношений между компонентами движений, определятьсвойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представленияо мире движений);
проектно-конструктивными — способность создавать,преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходувыполнения двигательного действия;
художественно-выразительными —умение выражать через движения тела свои эмоции, состояния, размышления,вызывать двигательные образы;
эстетическими — способность достигать эмоциональногоподъема и эстетического наслаждения, свободного, артистического выполнения двигательногодействия.
Эти параметры необходимо учитывать приразработке развивающих технологий физического воспитания дошкольников.
Выявлены условия, необходимые для болееуспешного формирования творческой активности ребенка (Н.А. Ветлугина,Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):
*обогащение жизненного опыта детей;
*возбуждение интереса к процессу творческой деятельности;
*наличие средств и способов достижения поставленной цели(обучение языку движений);
*накопление опыта в разнообразных видах двигательнойдеятельности и способах творческого самовыражения;
*взаимосвязь формирования сознания и чувств;
*благоприятное физическое и психическое состояние.
Необходимо учитывать их вработе с детьми.
Важная характеристика личности — ее направленность, системаведущих мотивов поведения. Мотив — побуждение к деятельности,связанное с удовлетворением потребности. Потребности человека отражаюттребования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждаютего к активности.
Мотивационно-потребностный подход кформированию личности рассматривает физическое воспитание как процесс созданияу детей таких потребностей, которые поддерживают и укрепляют здоровье,оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Основупотребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологическиерефлексы: игровой, имитационный и рефлекс свободы, которые тесным образомсвязаны с двигательной активностью.
Двигательная активность детей создаетпредпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формируету них потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном учреждении решению этойзадачи способствует система физкультурно-оздоровительной работы, направленнаяна:
· укрепление здоровья детей;
· формирование систем и функций организма, обеспечивающихгармоничность физического развития;
· овладение детьми азбукой движений;
· формирование системы элементарных знаний о здоровом образежизни;
· развитие двигательных способностей.
Составляющие системно-оздоровительной работы вдетском саду разнообразны. Приобщение детей к природе — главный источникфизического и духовного развития.
ФИЗКУЛЬТУРНО-оздоровительная работа,предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, организованныевоспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурнуюминутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурноезанятие, домашние задания по физической культуре, активный отдых: спортивныедосуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельностьдетей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, междузанятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности).Самостоятельные движения детей составляют 2/3 их общей двигательнойактивности.
Основное содержание физического воспитания вдошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков,лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба налыжах, катание на роликовых коньках, езда на велосипеде); спортивных играх(футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающихупражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх.
Определенную часть двигательного режимасоставляют физические упражнения, специально подобранные для формированиясистем и функций организма, коррекционной работы с детьми. Нередко возникаетнеобходимость в применении заданий на исправление осанки (деятельность, впроцессе которой работают мышцы-разгибатели спины, живота, плечевого пояса,формируется функция равновесия); на развитие координационных способностей(появление поочередных соотношений в работе рук и перекрестных в работе рук иног); на совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомыхдвижений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычныхусловиях). Хорошее тренирующее действие оказывают пешие переходыувеличивающейся продолжительности, спортивное ориентирование.
Разнообразная двигательная деятельность снимаетутомление, накопившееся в организме, активизирует память, мышление, развиваетдвижения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.
Очень важно приучить детей к самостоятельнымзанятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение ктакому виду деятельности.
Продумывая содержание работы со своимивоспитанниками, позаботимся о природной среде для развития детей, приобщенииих к физической культуре — как на участке детского сада, так и за егопределами: в лесу, в парке, на тропе здоровья (специально оборудованной полосегорок, каменистых и песчаных тропинок), на маршрутах для туризма. Необходимоучить детей с благодарностью принимать дары природы, обращаться к ней запомощью, помогать ей.
Активность дошкольника во многом обусловленаего заинтересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательныефизические упражнения и игры, вызывающие у детей желание заниматься пособственному побуждению. При отборе двигательного содержания нужнопредусмотреть достаточное разнообразие движений, поддерживая этим интерес кподвижной деятельности. Полезно вносить дополнения, изменения к знакомомудвижению. Это потребует от ребенка новых физических усилий и сохранит интерес купражнению. Во многом поддерживает заинтересованность детей постоянноенарастание трудностей: выполнение упражнения из разных исходных положений, спредметами или без них, большее количество раз и т.д. Это совершенствуетдвигательные умения, развивает сообразительность, волю, характер. Играет рольи оценка правильности выполнения упражнений детьми. Завышенная оценка безучета реальных возможностей ребенка не вызывает желания совершенствоваться. Коценке надо привлекать самих детей, предложив им указать, что удается ввыполнении упражнения, а что не совсем хорошо получается.
Г.П. Лесковарекомендует особое внимание в оценке выполнения движений обратить насвоевременность начала и окончания упражнения, правильность техники движения всоответствии с возрастными возможностями детей. Этот показатель особенно важен,так как создание первоначальных двигательных умений является залогом овладениятехникой упражнений в школе, становления спортивного мастерства.
Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобыпедагогическая оценка выполняла не только «ориентирующую функцию, но истимулирующую» (Б.Г.Ананьев), вызывала желание к дальнейшей двигательнойактивности, ее совершенствованию. Этому способствует оценка ребенка с учетом«зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а также сравнение сегодняшнихуспехов в области двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативнаяоценка проявленных физических способностей не должна переноситься на общуюоценку личности («ты плохой»). Важно, чтобы оценка двигательной активностиребенка, его двигательных способностей давалась с позиции любви, уважения,веры в его возможности. Немаловажную роль в формировании у детей потребности вздоровом образе жизни играет пример взрослых (родителей, воспитателя).Здоровый образ жизни близких ребенку людей становится образцом для подражания.
Физическая культура — благодатная сфера нетолько для формирования потребности в здоровом образе жизни. Приобщение к нейспособствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранениеположительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверждение,самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижныеигры с двойным правилом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.),где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя осалить» преодолеваетсяактивно, практически моральным мотивом — помочь «заколдованному» товарищу,освободить его.
На основе стремления к самоутверждению у детейв игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучшедругих). Это стремление нетрудно заметить в группе «Фантазеры» у старшихдошкольников, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивнымииграми, включающими в себя элемент соревнования.
Соревновательный мотив и мотив самоутвержденияявляются проявлением потребности дошкольника в признании его не только состороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности впризнании) негативно сказывается на психическом развитии ребенка, ведет кнеуверенности, рождает «комплекс неполноценности», застенчивость, а порой иагрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление.Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путемиспользования разных видов деятельности ребенка, в особенностиспортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучитьвоспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку дляудовлетворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребенка такой«тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого — игра вшахматы, для третьего — плавание… Важно знать, как помочь не уверенному всебе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражнение поможет емусамоутвердиться.
Формирование мотивационной сферы ребенка тесносвязано с развитием его самосознания и самооценки.
Самооценка — компонент самосознания, проявляющийся воценке своих физических и психических возможностей, качеств, своего положениясреди других людей. Она выступает условием и средством становления такихитоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я — концепция».
«Центральное, ядерное образование личности», —так не без основания все чаще говорят психологи о самооценке (Е.В.Кучерова,АВ.Захарова, В.С.Мухина, В.М.Слуцкий и др.).
Самооценка в значительной степени определяетактивность личности, отношение к себе и другим.
Характеризуя самосознание и самооценку детейдошкольного возраста, Л.С. Выготский писал — «Ребенокдошкольного возраста любит себя, но самолюбия как общественного отношения ксамому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценкикак таковой, но обобщения отношений к окружающим и понимания своей ценности уребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложныхпсихологических новообразований»… Однако нельзя считать, что до кризиса 7лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Это осознание носитнедифференцированный характер и отличается общими чертами: «Я — самыйсильный», «Я — самый ловкий» и т.п. Изучение самооценки на рубеже старшего дошкольноговозраста показывает, что именно в этот период происходит качественный скачокв изменении отношения ребенка к самому себе. Возникает оценка на почве желанияполучить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональноеблагополучие (Л.И. Божович). Основными факторамиформирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценкаокружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Складываетсясамооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционированиясвоего тела, оценок социального окружения, культурных норм, стереотипов,эталонов физического и двигательного развития.
Сенсорная организация двигательной активности иее качественная самооценка ребенком (ощущения, чувства, образы) являютсяведущим фактором в его физическом образовании. Формирование самооценкисубъективного «Я» в процессе двигательной деятельности предполагает:привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его природы;привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственныйхудожественный образ — образ «красивого тела»; визуализация ребенком красивогодвигательного поведения окружающих взрослых (Л.Е.Симошина).
Желание детей овладеть движениями в структурекрасивого образа можно реализовать в ритмической гимнастике, спортивном танце.Удачное сочетание комплексов физических упражнений с элементами акробатики,художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказывает влияниена моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом«красивого тела».
Формированию пластического образа могутспособствовать также сюжетные физкультурные занятия, пространственныетренинги, двигательные задачи. Эстетическая оценка ребенком восприятиядвижения формируется здесь на основе умения подражать движениям педагога,импровизировать.
Анализу собственных действий и поступков можетспособствовать двигательная деятельность, связанная с четкой установкой нарезультат (спортивные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). В ней имеютместо групповые формы оценки детей, способствующие осознанию способовдействий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников,самооценка детей, выражающаяся в осознании своей деятельности, ее сильных ислабых сторон.
В структуре самооценки выделяют в качествеосновных когнитивный (познавательный) и аффективный (эмоциональный)компоненты. В основе когнитивного компонента лежат операции по сравнению себя сдругими, сопоставление собственных качеств с выработанными эталонами. Эмоциональныйже компонент самооценки выражает отношение человека к себе, уровень егоудовлетворенности собой (заметим — он превалирует у детей дошкольноговозраста). При достаточном развитии обоих компонентов самооценка выполняетважную функцию регулятора поведения, деятельности. Далеко не всегда самооценкаребенка адекватна. Она может быть и неадекватной — завышенной либо заниженной.Правильность детской самооценки в значительной степени зависит от специфики,значимости для ребенка той деятельности, свои достижения в которой оноценивает, наглядности их результатов, знания собственных возможностей,степени сформированности критериев, навыков оценивания.
Вот почему самооценка ребенка в одном видедеятельности может отличаться от его самооценки в другом. В оценке, например,своих достижений в метании ребенок может себя оценить правильно, а в овладенииумениями кататься на коньках — переоценить...
К концу дошкольного возраста самооценка ребенкастановится все более осознанной, детализированной, аргументированной,объективной. Многое при этом зависит от взрослых — педагогов, родителей,которые не только вооружают детей значимыми грамотными критериями оценки, но ивключают воспитанников в деятельность, развивающую их способности. Этопозитивно сказывается на положении ребенка в группе сверстников, егопредставлении о себе. А.И. Силвестру с детьми,недооценивающими свои возможности в области движений, организовал специальныеиндивидуальные, совместные занятия по обучению прыжкам в длину. Сверстник-напарникуступал испытуемому в умении прыгать. Это укрепляло у «пессимиста» веру в себя,в свою способность превосходить других детей. С каждой парой проводилось по 16занятий в течение двух месяцев. Взрослый при этом занимал доброжелательнуюпозицию по отношению к детям — хвалил, ободрял, эмоционально поддерживал их.
После преобразующих занятий исчезли случаинедооценки детьми своих достижений, а 16% испытуемых дали завышенную оценку,чего не наблюдалось до специального обучения. Кроме того, полученные висследовании результаты дали основание А.И. Силвеструсделать вывод, что успех ребенка в отдельной конкретной деятельности способенвнести определенные коррективы в общее представление его о себе. У бывшихпессимистов исчезла скованность, стала проявляться большая активность,оптимизм, вера в свои возможности.
Проявление взрослыми заинтересованностизначимыми для ребенка видами деятельности, соучастие в них, сотрудничество —еще один важный путь к формированию у ребенка общей позитивной самооценки и «Я- концепции». Особую значимость в этом отношении имеют совместные (дети,педагоги, родители) туристические походы, спортландии («Папа, мама, я —спортивная семья», семейные турниры по шашкам, шахматам...). Оказать помощь впреодолении страха (спуститься с горки, прыгнуть в воду, пройти через темныйкоридор, перейти ручей по бревну и т.п.) — все это значимо для формированияпозитивной самооценки. Важную роль в развитии самосознания, самооценки дошкольникаимеет педагогическое взаимодействие. Что в нем будет преобладать — мягкие илижесткие воздействия, улыбка или безразличие, недоброжелательный взгляд, иронияили юмор, упрек или выражение огорчения при неудаче воспитанника, запреты,ограничения или стимулирование самостоятельности, поиска — все это формирует личностьдошкольника. Общениепедагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулироватьего творческий потенциал, дарить радость.
В процессе приобщения детей к физическойкультуре активно формируется их эмоционально-волевая сфера. Двигательнаяактивность способствует развитию познавательных, нравственных, эстетическихчувств ребенка. Она формирует такие положительные качества, как сочувствие,стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувству справедливости,честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях,выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт сосверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найтиоптимальные варианты в согласовании действий. Воспитатель старается показатьзависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенныхдействий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помогай товарищу,если он не может выполнить правило игры, используй вежливые формы предложенияуслуг, замечаний).
Наличие игрового момента способствуетподдержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательнойзадачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, взаимодействовать сним.
Отношения взаимной ответственности обеспечиваютребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивают уверенность,инициативность, формируют чувство товарищества.
Многие ученые утверждают, что проблема воли ипроизвольного поведения является центральной для психологии личности. СогласноА.Н.Леонтьеву, соподчинение мотивов деятельности, формирующееся в дошкольномвозрасте, является психологическим механизмом произвольного поведения и,одновременно, тем «узелком», который связывает смысловые линии деятельностичеловека, характеризующие его как личность.
Основными факторами, задающими развитиепроизвольного поведения дошкольника, являются: способность ребенка привноситьсмысл в деятельность, в свои действия и поведение в целом; инициативностьличности, активность, исходящая от самого ребенка как от субъектадеятельности; осознание своей деятельности и себя как субъекта деятельности(Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, ГГ. Кравцови др.). Развитие произвольных действий — необходимое условие формированияволевых проявлений. Психологи спорта (Е.И.Ильин, А.Д.Пуни, П.А. Рудики др.) определили волевые качества, необходимые для преодоления препятствий,возникающих в процессе двигательной деятельности. Это — целеустремленность,настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность,самостоятельность, выдержка, самообладание.
В условиях двигательной деятельностидейственным фактором воспитания волевых качеств могут служить условия,побуждающие к преодолению трудностей.
Выполнение любых видов движений, включенных впрограмму по физической культуре в детском саду — гимнастических,общеразвивающих, основных, подвижных и спортивных игр, — может затрудняться ихсложностью или длительностью, интенсивностью и протяженностью.
Усложнение упражнений осуществляется следующимпутем:
*постепенным повышением числа повторений однообразныхациклических физических упражнений (подскоков, приседаний, прыжков и т.п.);
*постепенным увеличением продолжительности циклическихупражнений (бега, ходьбы и др.);
*изменением степени интенсивности выполнения разныхупражнений, чаще в сторону увеличения (приседать определенное количество раз вмедленном темпе, чуть быстрее, быстро);
*изменением обстановки и условий проведения упражнений(индивидуальное выполнение или совместно с кем-то, без отягощающих пособий илис ними).
Основным методом воспитания волевых качествявляется метод упражнений. Многократное повторение двигательных действийосуществляется при этом в двух режимах работы — непрерывном и интервальном.Для повышения активного и сознательного отношения к проявлению волевых качествнаиболее эффективными являются приемы, направленные на достижение умственной иморальной основы волевых действий. Е.А. Сагайдачная обнаружила, что дошкольникиспособны воспринимать общую и конкретную цели занятий физическимиупражнениями, если расширить их представления и знания о пользе этих занятий,о разных параметрах движений. Большое значение в обеспечении успешной работыимеет применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий, какконтроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатоввыполнения упражнений и др. Повышению заинтересованности детей к выполнениюупражнений способствует доброжелательная атмосфера сотрудничества, уважения идоверия друг к другу.
Личностное развитие дошкольника сопряжено собретением им произвольности поведения, возможности самоопределения всобственном поведении. Важно использовать процесс приобщения детей к физическойкультуре для развития этих качеств.
Успешность в овладении физической культурой вомногом определяется индивидуальными особенностями детей, прежде всего — ихспособностями.
Под способностями понимают индивидуально-психологическиеособенности человека, которые являются условиями успешного выполнениядеятельности. Способности проявляются в деятельности и существуют только вдвижении и развитии. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые ужевыработаны у человека, но являются возможностью для прочного овладения ими. Ихнельзя свести к одному какому-либо свойству (координация движений, гибкость,ловкость), они всегда — синтез свойств человеческой личности.
Общий закон формирования способностей состоит втом, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,для которых необходимы.
Двигательные способности — это способность двигаться,овладевать двигательными навыками определенной сложности. Главным факторомразвития таких способностей является естественная активность, генетическипредопределенная в этом потребность. Наряду с этим может иметь место и процесснаправленного развития двигательных способностей под влиянием условий среды, вкоторых проходит развитие человека.
Выделяют следующие проявления двигательныхспособностей: управление максимальной силой, произвольное расслабление мышц,растяжимость мышц, управление скоростью мышечного сокращения, пространственнаяточность движения, ориентировка в окружающем пространстве, управление временемдвижений, равновесие, координация движений, физическая работоспособность,статическая и динамическая выносливость, быстрота и правильность решенияситуационно возникающих двигательных задач (В.С. Фарфель).
Удачное сочетание отдельных проявленийдвигательных способностей определяет успех спортсмена (лыжника, фехтовальщика,пловца, футболиста и др.).
Исследователи считают, что развитиедвигательных способностей определяется интегральным воздействием многихсистем организма человека. Наиболее информативными из них являются свойстванервной системы, индивидуальные морфофункциональные показатели, индивидуальныефизиологические и психологические особенности организма (БА.Белик, А.П. Крестовников, В.С. Фарфельи др.).
Качественно-своеобразное сочетаниеспособностей, от которого зависит возможность достижения успеха в деятельности,носит название «одаренность». Одним из ее проявлений выступают точностьи соразмерность движений, точность и соразмерность усилий, а также быстроеовладевание техникой выполнения сложных элементов движений, достаточно прочноеих закрепление и воспроизведение. Физиологический механизм двигательнойодаренности опирается на тонкое развитие двигательного анализатора, на высокуюспособность коры головного мозга к анализу и синтезу.
ДЫДАКТЫЧНЫЯГУЛЬНІ ПА ФІ3ІЧНЫМ ВЫХАВАННІ ДЛЯ ДЗЯЦЕЙ СТАРЭЙШАГАДАШКОЛЬНАГА УЗРОСТУ
Асноунае прызначэнне дыдактычных гульняу — умацаванпеадукацыйнай натраванасцгу навучант дзяцей рухамг.Самрух застаецца абавязковымкомпонентам гульняу, але выступав ужо не тольт як канкрэтнае рухалънае дзеянне,дзе трэби атрымаць вызначаныя колькасныя iякасныяпаказчыш, але iу якасцг пазнавалънага аб'екта.
Проз гулът дзецг знаёмяцца з разнастайнасцю рухау, ixпрызначэннем:вучацца дыферэщыравацъ pyxinaeidaxі спосабахвыканання; суадносщь, парауноувацъ выконваемыя pyxiз рухальнымгэталонами; практыкуюцца у прымянент рухау у незвычайных абставшах.
3 дапамогай дыдактычных гульняу аргатзуецца дадатковаеуспрыманне, распознаваниерухау не толькг па знешшмдзеянт, але iпа атсант словамг. Такгмчынам дзещ вучаццарабщь абагульненнг, групаваць pyxiпа вызначаныхуласцгвасцях.
Дыдактычныя гулът можно выкарыстоуваць на запяткахпа фгзкультуры, а таксамау паусядзённым жыццг у чассамастойнай рухальнай дзейнасцг дзяцей пящ — сямггадоу.Працягласцъгульняу складае 7 — 10 хвшт.Гулът патрабуюць папярэдняй падрыхтоукг нафизкультурных запятках гу час самастойнай дзейнасцгдзяцей.
ДЫДАКТЫЧНЫЯ ГУЛЬНІНА 3AMAUABAHHEВІДАУ IСПОСАБАУ РУХАУ
1. «Хто больш ведае рухау»
Дыдактычная задача: удакладнщь назвы вщау i спосабау хадзь-бы, бегу, скачкоу, лажання, кщання.
Гульнявыя дзеяннм назваць iпаказаць pyxi.
Правшы: дакладна мазваць iправтьна паказаць pyxi; нельга паутараць pyxi, названыя іншымі дзецьмі.
Матэрыялы:
1. Пяцькартачак, на кожнай адлюстраваны чалавек, яківыконвае адзін засноуных рухау (хадзьбу, бег, скачкі,лажанне, кщанне).
2. Фізкультурныядапаможнікі: мячы,абручы, пмнастычная лаука, плоскасная дарожка.
3. Стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне (выкарыстоуваецца тады, калі гульняправодзщца паблізу яго).
Метадычныя указаны. Дзеці дзеляцца на дзвекаманды. Адзін з ігракоу першай каманды перата-соувае картачю, другі (з іншайкаманды) выцягвае адну з картачак. Гульня пачынаецца з руху, які адлюстраванына картачцы. Так, калі на ей адлюстравана хадзьба, дзеці успамінаюць усе яе відыi спосабы. Першая каманда дамауляецца, які звщау або спосабау руху будзе выконваць, а потым паказвае яго (па магчымасці сінхронна),другая ж каманда называв віды руху. Затым выконвае які-небудзь з відау абоспосабау зададзенага руху другая каманда, а першая яго называе.
Гульня працягваецца да тае пары, пакуль дзеціне успомняць усе вщы iспосабы руху, адлюстраваныя на картачцы. Каманда, якая не змагла своечасовапаказаць патрэбны рух або назваць яго, атрымлівае штрафное ачко. Пераможцайз'яуляецца тая каманда, у якой менш штрафных ачкоу. Вынік можна падлічыць непа штрафных ачках, а па колькасці выкананых рухау.
Пры жаданні дзеці могуць пра-цягваць гульню,выцягнуушы другую картачку.
Заувага. Каб выклікаць у дзяцей гульнявы азарт, можнавыкарыстаць спецыяльныя фішкі.Напрыклад, за кожны наказаны рух каманда атрымлівае чырвоную фішку, за правільнуюназву — сінюю. У канцы гульні у камандах падлічваеццаколькасць фішак. Па выніках вызначаецца каманда-пераможца.
Папярэдняя работа. На занятках па фізкультуры i у час самастойнай дзейнасці выкарыстоуваюць:
*гульнявыя заданні тыпу: «Успомнім, дзеці, як можнапа-роз-наму хадзіць па пмнастычнай лау-цы або па звычайнай маснічыне?» Такія жзаданні выкарыстоуваюц-ца i для іншыхасноуных рухау;
*дыдактычная гульня «Калі вы...». Выхавальнік ставіць умову,а дзеці выконваюць яе патрэбным рухам. Напрыклад: «Калі вы щзяце па глыбоюмснезе...» (па гразі, лужынах, уздоуж высока нацягнутай вяроукі i т.д.).
Упачатку некалью разоу гульню праводзщь сам выхавальнік,а потым дзецям ствараюцца умовы для самастойнай гульні.
2. «Перадай мяч»
Дыдактычная задача: развіваць умение прымяняцьвядомыя рухі у канкрэтных абставінах; дакладна называць спосаб руху.
Гульнявое дзеянне: перадача мяча адзін аднаму здапамогай розных рухау (бегу, скачкоу, кщання).
Правшы: выкарыстоувацьроз-ныя pyxi. Адным i тым жа рухам карыстацца нельга. Пачынаць перадачу мячатрэба толькі па сігнале выхавальніка або каго-небудзь з дзяцей. Pyxi выконваць правтьна, папярэдне ixназваушы.
Матэрыял: мяч (любога памеру) на кожную пару 1гракоу.
Метадычныя указамиі. У гульні прымаюць удзел дзвекаманды (па тры — пяць чалавек), яюя выстройваюцца адна насупраць другой наадлегласці 2 — 2,5 м. Мячы знаходзяцца у руках дзяцей адной з каманд. Па сігналевыхавальыка дзеці перадаюць мяч з дапамогай любога руху 1граку іншай каманды,які стащь насупраць (кщаюць мяч, удараючы аб падлогу, падбягаюць i аддаюць, пракочваюць i г.д.). Розныя спосабы юдання — ад грудзей, знізу, з-за галавы i г. д. трэба лічыць рознымі рухамі. Каманда, якая паутарылавыкары-станы рух, атрымлівае штрафное ачко. Перамагае каманда, якая атрымаламеншую колькасць ачкоу (гл. гульню 1).
Магчыма ацэнка выыкау гульні па фішках.
Заувага. Калі дзеці няправтьна называюць абовыконваюць рух, выхавальнік спыняе гульню iпрапаноувае каму-небудзь з дзяцей правшьна паказаць патрэбны рух i паутарыць яго назву.
3. «Спаборнщтва»
Дыдактычная задача: развіваць у дзяцей умениетрансфармаваць вядомыя pyxi упатрэбным накірунку для рашэння пастауленай задачы.
Гульнявое дзеянне: успомнщь
знаёмыя pyxi i выканаць ix на адным прыстасаванні.
Правшы: выканаць як мага больш розных рухау, дакладнаназываючы парадкавы нумар кожнага новага руху. Калі усе pyxi будуць выкананы, гучна назваць агульную колькасць выкананыхрухау (напрыклад: «Пяцьі», «Семі» iт.д.). Калі рух выконваецца другі раз, то дзіця, якое яго выконвае, спыняедзеянне, называв колькасць выкананых рухау iуступав месца іншаму іграку. Той не павінен выкарыстоуваць pyxi, якія ужо выканау першы iгpок.
Матэрыял: драуляны цурбан дыяметрам 15— 20 см, вышынёй15—20 см.
Прыкладныя pyxi: агульна-развіваючыяпрактыкаванні з выка-рыстаннем цурбана, скрыню без дна, крэсла, пмнастычнайлаукі i г.д.
Метадычныя указамиі. У адной гульні, калі irpaкoyдвое-трое, рэкамендуецца выкарыстоуваць не больш 3 — 4прадметау i 1—2 предметы, калі у гульніудзельычаюць не больш трох дзяцей.
Выхаванцы, якія гуляюць, па сваім жаданы могуцьмяняць раз-мяшчэнне прадметау як на вертыкальнай, так i нагарызантальнай плоскасці.
«Раз-два, пачынаецца гульняі» — гэтыя словы,яюя дружна гаво-раць дзеці, з'яуляюцца агналам да пачатку гульні. Адзін згуляючых пачынае выконваць рухі на любым прадмеце, перад пачаткам кожнага рухуназываючы яго парадкавы нумар, напрыклад: «Пер-шы рух — саскокванне» i г.д. У канцы называв агульную колькасць выкананых рухау i уступав месца другому іграку, які выконвае рухі на тым жапрадмеце. Калі ніхто з гуляючых ужо не можа выканаць новага руху, падводзщцавынік. Затым гульня можа працягвацца з іншымі предметамі.
Агульны вынік падводзіцца па колькасцівыкананых рухау на ycix дапаможніках.
4. «Турысты»
Дыдактычная задача: развіваць у дзяцей уменніпрымяняць розныя рухі дзеля дасягнення мэты.
Гульнявое дзеянне: прайсці паспяхова «турысцкі»маршрут.
Правшы: кожны турыст або трупа праходзіць маршрут сваімспо-сабам, тэта значыць з дапамогай рухау, не выкарыстаных іншымі ігракамі.Дзейнічаць у гульні трэба узгоднена, дружна iабавязкова дапамагаць тым, каму цяжка даецца выкананне рухау.
Матэрыял: любое стацыянарнае фізкультурнае абсталяванне,да якога дадаткова можна прыставщь гімнастычныялесвіцы, дошкі, кубы, цурбаны i г.д.Вяроука даужынёю 3 — 4 м (на трупу з трох-чатырох чалавек) з петлямі длянадзявання на плячо (адлегласць паміж імі павінна быць 1 м). Для кожнайтурысцкай трупы можна падрыхтаваць спецыяльныя знакі, якія потым прышптьваюццана грудзі.
Метадычныя указамиі. Спачаткувыбіраецца месца для гульні iустанауліваецца дадатковае фізкультурнае абсталяванне. Так, напрыклад, можнавыкарыстаць: гімнастычную лауку, трычатыры
/>
кубы на адлегласці 20 см адзін ад аднаго,пмнастычную лесвіцу i за-мацаваную на ей нахіленуюдошку або лесвщу.
Дзеці дзеляцца на дзве або тры трупы i «распрацоуваюць» маршрут — тэта значыць рашаюць, з дапамогайякіх рухау яны будуць пераадольваць устаноуленыя перашкоды. Затым, пры дапамозежара-б'ёукі або лічылю, рашаецца пытанне аб парадку праходжання маршрутныхтруп.
За праходжаннем маршруту вядзецца назіранне, бонеабходна змяніць намечаныя pyxi, каліяны былі ужо выкарыстаны.
Перамагае каманда, якая дзейнічала найбольшузгоднена. У яка сці суддзі выступав выхавальнікабо хто-небудзь з дзяцей.
У гульні можна выкарыстаць самыя розныя віды i спосабы рухау. Напрыклад, па лауцы можна ісці на насках,пятках, звычайным крокам; можна прапаузці на карачках або на жываце i т.д.; кубы пераадольваць пераступаннем або пераскокваннем;пмнастычную лесвщу можна пералезці праз верх, у сярэдзіне між рэйкамі, атаксама збоку.
Варыянт гульні: кожная з дзвюх-трох падгруп распрацоуваедля сябе маршрут, які пачынаецца адначасова. Перамагае тая каманда, якаяпершая закончыць пра-ходжанне маршруту.
5. «Што лішняе»
Дыдактычная задача: дыферэнцыроука відау i спосабау рухау.
Правшы: быць уважлівым, дакладна называць pyxi, якія выконва-юцца, не рабіць лішніх рухау.
Матэрыял: гульня можа праводзщца без дапаможнікау, атаксама з выкарыстаннем дробных прадметау, такіх, як абручы, мячы, скакалю i г.д.
Гульнявое дзеянне: паутараць
pyxi, выкананыя выхавальнікам або кім-небудзь здзяцей.
/>
Метадычныя указамиі. Дзеці стаяць у крузе.Выхавалымк паказвае 2—4 спосабы аднаго вщу руху i адзін— другога (лішні рух). Напрыклад, хадзьба на насках, пятках, прыстауным крокам i бег. Дзеці выконваюць pyxi у тойжа паслядоунасці, што iвыхавальжк. Той, хто дапусціу памылку, павшеняе растлумачыць. Калі тлумачэннеправтьнае, то ігрок, які дапусціу памылку, не караецца штрафам; калі жтлумачэнне нездавальняючае, то ён павінен выканаць штрафное задание, якоепрапаноувае хто-небудзь з дзяцей.
6. «Падбяры сябра»
Дыдактычная задача: дыферэнцырока вщау i спосабау рухау.
Гульнявое дзеянне: пошук аднародных рухау.
Правшы: выконваць трлькі аднародныя pyxi. Вядучы, які не здолеу справщца з задачам, працягвае вадзіцьда тае пары, пакуль не выканае правшьна задание.
Матэрыял: гульня можа праводзщца з дробным фізкультурным інвентаром(абручамі, скакалкамі, мячамі, палкамі) i безяго.
Метадычныя указаний. Колькасць дзяцей, якіягуляюць, павінна быць не менш дзесяці чалавек. Пяцёра з ix водзяць, а кожны з астатніх выконвае розныя спосабыаднаго віду руху: хадзьбы, скачкоу, бегу, лажання, юдання.
Кожны з вядучых «адказвае» толькі за адзін з відаурухау: ён назірае за выкананнем рухау дзяцей i выбірае«сваіх». Калі усе дзеці згрупуюцца па віду выканання рухау, вядучыя тлумачаць,чаму яны выбралі менавіта гэтых дзяцей. Потым гульня узнауляецца з іншымівядучымі. У гульні можа атрымацца так, што усе або большая колькаЬць дзяцейвыконваюць спосабы аднаго руху iхто-небудзь з вядучых не зможа убачыць «свой» рух; але каш-тоунасць гульні з-загэтага ніяк не губляецца.
Магчымыя умовы гульні:
1. Уносяцца аднолькавыя прадметы для ycix дзяцей (напрыклад, абручы), але рухі дзеціпавтны выконваць розныя: адзін выконвае з абручом розныя віды хадзьбы, другі — скачкоу, трэці — бегу i г.д.
2. Вядучыя не толькі выбіраюць дзяцей, якіявыконваюць аднародныя pyxi, але i казваюць, хто з ix сяброу правільна выконвау pyxi, a хто дапускау памылю.
7. «Што робяць з предметам»
Дыдактычная задача: замацаваць умение выконвацьрозныя pyxi з рознымі дапаможнікам1.
Гульнявое дзеянне: выкананне розных рухау, пошукварыянтау рухау.
Правшы: не паутараць pyxi,выконваемыя іншымі, «шукаць» свае.
Матэрыял: выкарыстоуваюцца любыя фізкультурныя дапаможнікі.
Метадычныя указанні. У розных частках пляцоую абопакоя рас-стауляюцца фізкультурныя дапаможнію.Выхавальнік гаворыць дзецям: «Пайшлі, хлопчыкі I дзяучыню, гуляць. Бачыце на пляцоуцы скакалкі? Тады давайцевыконваць з імі pyxi.Кожны з вас няхай пастараецца прыдумаць свой рух, i так,каб ён адрознівауся ад рухау тшых дзяцей».
Выхаванцы пачынаюць гуляць. Калі дзщя не можапрыдумаць «свайго» руху, то выхавальык дапамагае яму. Калі большасць дзяцейпачне выконваць розныя pyxi,выхавальнік заахвочвае ix,потым прапаноувае ім трошюадпачыць i іси) далей.Такім жа чынам выконваюцца pyxi яшчэз двума-трыма відамі дапаможнікау.
Заувага. У гэтай гульні можна выкарыстацьтаксама i сюжэтны расказ, падабраушы даяго адпаведныя дапаможнікі. Калі дзеці добра засвояць гульню, ролю вядучагаможа выканаць хто-небудзь з ix.
8. «Не памылюяі»
Дыдактычная задача: дыферэнцыроука відау i спосабау рухау iзамацаванне іх назвау.
Гульнявое дзеянне: паутарэнне рухау, якіяпаказвае выхавальнік або вядучы.
Правшы: дакладна iправшьна выконваць pyxi.
Метадычныя указанні. Дзеці становяцца у круг.Выхавальык (або хто-небудзь з дзяцей) знаходзщца у цэнтры круга. Выхавальніктлумачыць, што усе дзеці павінны дакладна паутараць усе тыя pyxi, яюя будзе выконваць ён, акрамя «забароненых». Затым тлумачыць,які рух лічыцца забароненым (напрыклад, бег з высоюм падыманнем каленяу). Дзеці,якія выканал) разам з выхавальнікам забаронены рух, выбываюць з гульні абокараюцца штрафным рухам.