Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОУ ВПО
«Челябинский государственныйпедагогический университет» в г. Миассе
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА по теме:
Формирование профессиональнойготовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей
Миасс
2011
Введение
Семья является одним изсамых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейныеусловия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов,материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мерепредопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного ицеленаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействуетвся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастомнакапливается, преломляясь в структуре личности.
Особенностивзаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличиеэмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжениивсего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталономпостроения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждогоребенка были и отец и мать.
Но, к сожалению,статистика показывает, что последнее время увеличилось количество неполныхсемей, т.е. в семье воспитанием ребенка занимается один родитель. Это можетбыть вызвано несколькими факторами, у каждой неполной семьи – своя история.Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также свнебрачным рождением ребенка. Однако многое в психическом развитии и личностномстановлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей.Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем,с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, которыйпо той или иной причине не может жить вместе с семьей.
Детские психологи,занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семьясама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создаетпредпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание вусловиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано илипоздно придется встретиться каждому одинокому родителю. [7]
Педагог также занимаетнемаловажную роль в воспитании ребенка, в связи с этим он должен учитывать нетолько его личные пристрастия, но и атмосферу в которой ребенок проживает,воспитывается. Бывали случаи, когда учитель становился «вторым родителем» дляребенка, но об этом будет сказано чуть позже.
При взаимодействии педагогаи ребенка, первый в свою очередь обязан хорошо знать особенностипсихологического развития детей из неполных семей. Ведь такие дети болееподвержены стрессам, более ранимы, эмоциональны. В процессе обучения педагогобязан учитывать множество факторов, необходимых для оптимального развитияребенка, а также успешного его обучения и реализации его как личности.
В рассматриваемойпроблеме, именно проблеме, так как процесс обучения детей из неполных семейявляется трудоемким, педагог выступает не только в роле учителя, но ипсихолога, родителя. Поэтому необходимо сформировать профессиональнуюготовность педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей. Что именнодолжен знать педагог об особенностях воспитания и обучения таких детей, каквоздействовать и взаимодействовать с ними, рассмотрим в данной курсовой работе.
Актуальность темы: В наше время количество неполныхсемей все более увеличивается, а вместе с этим растет проблема воспитания исамореализации ребенка, а следовательно и существенные изменения в обществе вцелом, поэтому деятельность педагога, а именно формирование его готовности квзаимодействию с детьми из неполных семей очень важно. От работы педагога, егокомпетентности по отношению к работе с детьми из неполных семей зависит будущеедетей и будущее общества в целом.
Проблема состоит в поиске способовпедагогической работы с детьми из неполных семей и реализации ее на практике.
Цель работы: рассмотреть процесс формированияготовности будущего педагога во взаимодействии с детьми из неполных семей.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.
Предметисследования:формирование направления и методов психолого-педагогической работы с детьми изнеполных семей.
Гипотеза данногоисследования –если деятельность будущих педагогов будет направлена на разработкупсихокоррекционных и реабилитационных программ с детьми из неполных семей, товся эта деятельность поможет снять барьеры, мешающие нормальномупсихологическому развитию и поможет социализации детей.
Задачи работы:
1. Определить сущностьсоциальных проблем современной семьи.
2. Изучитьпедагогическое содействие самоопределению ребенка.
3. Раскрытьнегативные факторы воспитания детей в неполной семье.
4. Изучить программуработы с детьми из неполных семей.
Глава 1. Роль семьи вжизни ребенка и его социализация 1.1 Формирование личности
Личность – это психологическое образованиеособого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Всё развитие ребёнка смомента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности.Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов,присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личностиявляются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка иреальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегдаопосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процессвоспитания является ведущим в процессе развития личности. [13]
Родители оказываютрешающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств,стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Для ребёнка очень важнывзаимоотношения матери и отца, а также других членов семьи. И особенно важнодля ребёнка, как взрослые относятся к нему. Следовательно, динамика семейнойжизни и характер эмоционального отношения родителей к ребёнку имеютсущественное значение для формирования его личности.
Личность человекаформируется с первых лет его жизни. Каждая черта его психики играетопределённую роль в сложной структуре личности. Наблюдая поведение и реакцииучащихся одного класса, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность,личность. Особое значение в формирование личности имеет, несомненно, семья, вкоторой происходит развитие и воспитание ребёнка.
1.2 Значение семьи в жизни ребенка
Семейная жизнь дляребёнка то же, что для нас общественное. Душа его питается впечатлениями,получаемыми в семье. Здесь ребёнок научается одно любить, другое – ненавидеть,здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы,здесь первоначально сосредоточиваются его интересы, привязанности и авторитеты.
Что же мешает наладитьэффективное семейное воспитание?
Во-первых, изменяющиеся и постоянноусложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, чтопоявилось в жизни из детей. Отсюда и подавляющее число проблем.
Во-вторых, наследственность. Если самиродители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемыповторятся и в их потомстве.
В-третьих, постоянно снижающаяся культурасемейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимаетлишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций воспитаниявсем обществом.
Семья – ведущий факторразвития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьбачеловека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи,который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов,через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём. Взависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства иотношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мирпритягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучиеребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот,конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членамилежат в основе дефектов развития и воспитания.
Очень важным аспектом вразвитии ребенка является социализация личности. Вот уже на протяжениинескольких последних десятилетий проблема социализации школьников не теряетсвоей актуальности. Это связано с тем, что общество, в котором мы живем, неотличается стабильностью, непрерывно меняется, а в настоящее время подверженоразнообразным кризисам – от экономического до духовно-нравственного.1.3 Педагогическое содействиесамоопределению ребенка
Формирование у подростковнавыков самоопределения является одной из важнейших образовательных задач. ВЗаконе Российской Федерации «Об образовании» специально отмечено: «Содержаниеобразования … должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности,создание условий для самореализации» [6, с.16]. Возрастающая актуальностьрешения данной задачи обусловлена рядом факторов. Ребенок должен приобрестинавыки самостоятельного получения и обработки различной информации.Соответствующие умения формируются в процессе самоопределения, когда ученикпроявляет высокую активность в выборе и использовании разнообразных знаний длядостижения успехов в учебной и внеучебной деятельности.
Современный мирхарактеризуется большим разнообразием жизненных ситуаций. Учащиеся должны уметьсамостоятельно определять, какая из них в будущем приведет к желаемым результатам.Однозначное решение часто отсутствует, следовательно, самоопределение простонеобходимо. Приобщение подрастающего поколения к современной культуре носитпротиворечивый характер. Перед каждым подростком встает проблема выбора техформ самореализации, которые он считает для себя проблемными.
В процессе социализации учеловека формируется система социальных установок, определяющей позиции ижелательное поведение в конкретной социальной группе. Социализация происходиткак в условиях стихийного воздействия на личность разных жизненныхобстоятельств, так и при условии целенаправленного формирования личности – всемье, школе … [19, с. 95]
Решение проблемысоциализации детей и подростков предполагает союз с семьей, выступающей основойобщественного развития. Мы рассматриваем детей из неполных семей. Отсюдаследует, что уже заведомо эта основа, фундамент социализации личности ребенканаходится не на должном уровне. Задача преподавателя помочь ребенку встановлении личности, самореализации и его социализации. Это очень важно нетолько для самого ребенка, но и для общества в целом. Великая миссия школы вусловиях настоящего времени и ближайшего будущего – это формирование целостнойсистемы социализации своих учеников, педагогических работников с четким осознаниемсущностных характеристик данной системы, ее структуры, основных направлений,индикаторов оценки ее эффективности.
Решение задач, связанныхс социализацией подрастающего поколения, как ни парадоксально, должноначинаться со взрослых – педагогических работников, родителей, опекунов черезсистему повышения квалификации, проблемных курсов и семинаров с использованиемактивных форм обучения. Подготовка взрослых – это «подготовленная почва» длязарождения нового «социально-психологического феномена», социализированного ксложным реалиям молодого человека, выпускника современной школы [19, с. 100].
Семья имеет большоезначение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа онавыполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этоймалой группы, так и вне. Семья выполняет функции воспроизводства, поддержаниянового поколения и является первичным институтом социализации личности. Средиее разнообразных функций первостепенное значение имеет воспитание подрастающегопоколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектамиее деятельности.
Социализация –становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения,психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков,позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализациячеловека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Современная жизньосложняет семейное воспитание в силу того, что экономические условия страныпостоянно меняются. Занятость родителей негативно сказывается на воспитаниидетей. Снижается контроль за их поведением. У подростков нередко формируетсяспецифические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины иженщины. Отсюда следует, что активную помощь и поддержку детям в социализацииличности педагог просто обязан оказывать. Но тут нужно учитывать, что семейныеобстоятельства у всех детей разные, в наше время увеличивается количествонеполных семей, а поведение детей из таковых семей отличается от поведениядетей из полных семей, поэтому к каждому ребенку необходим личный подход.
Глава 2. Неполные семьи 2.1 Виды неполных семей
Семья является одним изглавных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находитсяв течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействияна личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться ссемьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступленияв школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распадсемьи – острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдаетсястремительный рост количества разводов как в России, так и на Западе. По даннымстатистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольноговозраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющембольшинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочленныеисследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явнуюспецифику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кромематериальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не всостоянии реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую иотцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях еголичностного развития. [18]
Традиционно принятосчитать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одногородителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяютеще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функциональнонеполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональнымилибо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообщезабывают о своих воспитательных функциях.
Неполная семьяобразуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рожденияребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи сэтим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие,внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителейзанимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.2.2 Роль отца в жизни ребенка
В условиях современнойдействительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери сребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этойсвязи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и ихвлияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испоконвеков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющийважную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современнымипсихологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не простоотца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений впсихическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влиянияв неполных семьях проявляется в виде:
нарушений развитияинтеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способностиребенка за счет развития вербальных);
недостаточно четкогоосуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
затруднений обученияподростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
формирования избыточной,патологической привязанности к матери.
Для полноценного развитияинтеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннегодетства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца всемье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитииинтеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Математическиеспособности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефицитумужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана сотсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье.Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые двагода жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности,испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первымисточником необходимого жизненного опыта. [20]
Наличие мужчины в семьевлияет не только на характер умственного развития детей, но и на формированиеих интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучшеон учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремлениесоответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительнозначимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношенииребенка к учебе.
Приведенные выше примерывлияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличиикаких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идетлишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитиеинтеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение исобственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшиебез отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
Другой важнойпсихологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье,является нарушение половой идентичности, несформированность навыковполоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождаетглубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половыхпсихологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизниребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинаетформировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющуюроль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущемгетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот периодребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективнойего заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.
Наиболее успешно детиусваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенномуполу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования еголичности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанныхтолько матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких каксловесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственныхдевочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которойхарактерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отециграет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенностиповедения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровнеи становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типыотношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходевзросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняетформирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативноотразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семьеили человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужскогосамосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения сотцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовскиеобязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становлениесвоих детей.
Воспитывающиеся без отцамальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженноепредставление о мужском поведении как антагонистически противоположномженскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужскомповедении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики частоменее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточнойбезопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влиянияв детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоенияадекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процессполовой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежностии приобретения психологических особенностей поведения, характерных дляпредставителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влиянияматери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок.Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личногоповедения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познаватьокружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективноучаствовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержекматеринского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенкауже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать,поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности идушевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля иосуществляет регуляцию поведения.
В неполной семьереализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ейэто удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают,прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностейматеринского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. Всвоем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и рискаматери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям статьмужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезномупсихологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходомкоторой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. [15]
Не всегда взаимоотношенияматери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннегодетства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет егосамостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным исмелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужскойстиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сынанадежным другом в течение всей его жизни.
2.3 Типичные проблемы детей изнеполных семей
Рассматривая видынеполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детейиз неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогическойподдержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы:
1. Материальнаяпроблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная«кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержатьсебя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по РоссийскойФедерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержкаодиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей,особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенныеженщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает простомизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низкимсобственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу заребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а такжеженщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью ккатегории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названныхформальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатываютболее чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полнойнищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (иперспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполнеобеспечены [14]
2. Проблемасовмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана спредыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу заребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полнойзанятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь отродителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения,4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отецребенка [14]
3. Проблема«неполноты» семьи – одна из специфических проблем неполной семьи – трудности,возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, исобственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье.
Неполная семья чаще, чемполная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит книзкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполныхсемей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей«чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чемна поступление в ВУЗ». С одной стороны это свидетельствует о большейсамостоятельности, а с другой – связано с худшей успеваемостью, и вероятно схудшими материальными возможностями неполной семьи.
В этой главе было сказаноо некоторых психологических, воспитательных и материальных особенностях формированияличности ребенка, характерных для всех типов неполных семей. В то же времякаждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерныечерты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесспсихического развития и личностного становления ребенка.
Подводя краткие итоги,хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова иотражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствиеодного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениямпсихического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациямличности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различнымотклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Глава 3. Формирование профессиональнойготовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей3.1 Взаимодействие семьи и школы
Большинство родителейхотели бы видеть своих детей одарёнными и культурными, воспитанными ипреуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения междусемьёй и школой. Последняя становится открытой системой для координациивоспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранитьпротиворечия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.
Не вызывает сомнений, чтопри нынешней занятости родителей, без помощи педагога семейное воспитаниеосуществить очень трудно. Учитель должен оказывать всестороннюю помощьродителям в воспитании личности ребёнка. Главная задача педагога – убедитьродителей в необходимости совместной работы семьи и школы. Совместная,скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихсяуже в течение учебного года может дать положительные результаты по улучшениюпсихологического климата в семье, по формированию личности ребёнка. А еслиданная работа будет запланирована и проведена в течение всего периоданачального обучения, то можно будет смело говорить о том, что процессформирования личности ребёнка идёт на достаточно высоком уровне.
Конечно, родителям одним,без поддержки со стороны общества, не справиться со столь серьёзной задачей –воспитать из ребёнка личность, гражданина своей страны. И именно школа должнаосуществлять помощь родителям в организации семейного и общественноговоспитания. Для успешной координации воспитательного влияния она должнаперестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализированныхформ работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позициипедагогического просвещения. Координацию деятельности школы и семьи повоспитанию детей можно осуществлять в различных организационных вопросах. [10]
Огромную роль в выбореформ и методов работы с родителями играет изучение семей: их социальногостатуса, состава, особенностей семейного воспитания. Положительные результатыможно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучаетсемьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает имаксимально использует воспитательный потенциал семьи.
Можно сделать вывод, совместнаяработа семьи и школы по воспитанию личности младшего школьника, несомненно,эффективна и продуктивна, но лишь при условии, что такая работа будет вестисьпланомерно, организовано и целенаправленно в течение всего времени обученияребёнка в школе.
В наше время отношенияшколы и семьи складываются по определённым шаблонам. Они всем нам известны. Вотнекоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены,что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьисчитают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя – какие-тодеспоты, творящие произвол.
Но нельзя сводить всюсложность отношений семьи и школы к шаблонам. Сегодня в семье идётпереориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения.А наша школа призвана защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Онавсегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет житьчеловечество.
Обобщая всё, что сказановыше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативноевлияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. Всоциально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чащепредоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженностиматери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям,протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическимизаболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогическихаспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чащевозникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируетсядефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологическогохарактера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевойсамоидентификации и снижения самооценки).
Педагог в первую очередьдолжен учитывать личностные особенности ребенка. Многочисленные данные,полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, чтовоспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становлениеего личности. Такие дети чаще раздражаются, более эмоциональны, вспыльчивы,несдержанны и менее уверены в себе, чем дети из полных семей. 3.2 Взаимодействие педагога с детьми из неполных семей
неполныйсемья ребенок педагог
Ребенок из неполной семьиявляется наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболеедраматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляетсязначительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими накого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг,авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполныхсемей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков.Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночествадетей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивныемежличностные взаимоотношения.
Педагог по сути являетсянеотъемлемой частью семьи, еще одним родителем, который играет немаловажнуюроль в воспитании ребенка, поэтому он должен учитывать его личные особенности,то есть опираться на личностно-ориентированный подход в образовании.
Цельличностно-ориентированного образования – найти, поддержать, развить человека вчеловеке, заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптациисаморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для достойнойчеловеческой жизни, для безопасного взаимопонимания с людьми, природой,культурой, цивилизацией. Реализация этой цели есть достижение нового качестваобразования, чтобы его достичь, необходимо глубоко осмысливать новыенаправления, требующие нового мышления. [11]
Переход кличностно-ориентированному образованию зависит от учителя – его желания, общейи педагогической культуры, личностных качеств. В этом случае учитель долженудовлетворять следующим требованиям:
o иметь ценностноеотношение к ребенку, культуре, творчеству;
o проявлятьгуманную педагогическую позицию;
o заботиться обэкологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
o уметь создавать ипостоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую среду;
o уметь работать ссодержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
o владеть разнообразнымипедагогическими технологиями, уметь придать им личностно развивающуюнаправленность;
o проявлять заботуо развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Для реализации такойсистемы отношений работникам образования необходим достаточно высокий уровеньобщей и педагогической культуры. Повышение уровня индивидуальной культурыучителя должно сочетаться с работой по созданию культурно-педагогической средышколы, такой культурной среды, в которой охраняется и воспроизводится целостныймир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственноеблагополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей,успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка.Всему этому учителя необходимо учить. Здесь нужна спланированная, хорошоорганизованная работа не только внешних служб, но и самого учителя. Ведьработая с детьми обязательно нужно учитывать, что в наше время очень многонеполных семей, а дети этих семей чаще подвержены неврозам, более вспыльчивы иотносятся к разряду «трудных» детей. Учитель должен научиться видеть ребенка,видеть его психологические и личностные потребности, постараться быть для негобольше чем просто учителем, для развития индивидуальности ребенка.3.3 Причины искаженныхвзаимоотношений между педагогами и детьми
Владимир Набоков любилповторять, что детей надо баловать, ибо неизвестно, какая судьба их ждет. Этозначит, что детей следует хвалить. И как можно чаще. Шанс же на похвалу нужнодать всем учащимся. Каждый ребенок достоин похвалы. Слабый он или сильный,задира или тихоня, красавчик или нет – он ждет похвалы и признания так же, каки каждый из нас.
Теперь подумаем: а какхвалить? На этот вопрос трудно сразу найти ответ. Педагогика, как и всякое искусство,подчиняется законам интуиции и индивидуальности. И еще искренности. Настоящаяпохвала та, которая идет от души, а не от обязанности.
Только не следуетзлоупотреблять похвалой одних и тех же, пусть даже и очень достойных, на вашвзгляд, учеников. У обойденных вниманием учеников постепенно может сложитсявпечатление необъективности и незаслуженности таких поощрений. А у тех, когочасто хвалите, – чувство досады и недоумения.
Хвалить весь класс – тожездорово. Это повышает личную самооценку каждого и объединяет детей в единоецелое. Ребятам среднего возраста, для которых общение друг с другом – главное вшкольной жизни, очень необходима такая похвала. Так что, готовых рецептов тутне найти. Все зависит от природы учителя, прозорливости и особенностей классногоколлектива.3.4 Компетентностный подход квоспитанию
Одним из важнейшихнаправлений модернизации российского образования является обеспечение условийдля развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру исоциоцентрической по направленности педагогической деятельности приходитпрактика гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитаниядетей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогикаподдержки ребенка. Личностно ориентированный подход важен не только детям изнеполных семей, но и всем воспитанникам и учащимся.
Концепция педагогическойподдержки возможна только в том случае, если основу профессиональной позицииучителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
a любовь к ребенку,безусловное принятие его как личности;
a приверженность кдиалоговым формам общения с детьми;
a уважениедостоинства и доверие, вера в возможности каждого ребенка;
a ожидание успеха врешении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь;
a признание праваребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;
a поощрение иодобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах,стимулирование самоанализа ребенка;
a умение бытьтоварищем для ребенка, готовность ничего не требовать взамен;
a самоанализ,постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. [11] 3.5 Примерная программа работы с детьми из неполных семей
Важнейшие проблемысегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функциисемьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощисемье в воспитании детей.
Главными целями изадачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей,психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания,организация досуга семьи.
Основныминаправлениями вработе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:
a изучение семей иусловий семейного воспитания,
a пропагандапсихолого-педагогических занятий,
a активизация икоррекция семейного воспитания через работу с родительским активом,дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,
a обобщение ираспространение опыта успешного семейного воспитания.
В работе с семьейпедагоги руководствуются принципами:
1. Объективныйхарактер изучения семьи.
2. Комплексныйподход в изучении всех характеристик семьи.
3. Выявлениеспецифических особенностей семьи и использование их для усиления еевоспитательного потенциала.
4. Анализ реальнойситуации.
5. Двустороннийхарактер изучения семьи (родители, дети).
6. Осуществлениеизучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личностиребенка, его воспитанности.
7. Оптимистическийподход к семье.
8. Единство изученияс практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.
9. Установлениенеиспользованных резервов семейного воспитания.
Диагностика семьи
Цель: выявление воспитательныхвозможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительноевоздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможныхпутей их преодоления.
Задачи:
1. Изучение образажизни семьи.
2. Выявлениеособенностей ситуации семейного воспитания.
3. Положение детей всистеме внутрисемейных отношений.
4. Характеристиканравственного микроклимата семьи, ее традиций.
5. Выявлениевзаимоотношений семьи и школы.
6. Поиск путейоптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
7. Установлениенеиспользованных резервов семейного воспитания.
Форма работы ссемьей
Лекторий «О вас и длявас, родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазамиребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья нашихдетей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемыобщения родителей и детей; «дети и деньги»; ваш беспокойный подросток; знают лиони нас?
Цикл бесед по теме«Воспитание здоровых детей» — основы рационального питания; чтобы зубы неболели; беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и здоровье; резервы нашегоорганизма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологическиеособенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД –медико-биологические и социальные аспекты болезни; критические ситуации,сексуальное насилие и принуждение; уметь властвовать собой (или беседы оздоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка.
Деловые игры: эстафетасемейного воспитания; архитектура семьи; заповеди семейного воспитания.
«Круглые столы»: «Трудныедети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Семья сегодня»;«Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителейи детей – живой источник установления отношений сотрудничества ивзаимопонимания».
Семейные вечера: дети +родители; вечер – портрет семьи.
Семейные праздники: «Деньздоровья», «Новый год – семейный праздник».
Создание банкаразвлекательных игр «Дом и я играют вместе»: турнир знатоков этикета; частихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных проблем ребенка);дерево, посаженное тобою; приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала«Ручеек» (самодеятельные стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов; деньдобрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у зеркала.
Примерный переченьмероприятий по программе
a Диагностикасемей.
a Социологическоеобследование родительского контингента.
a Организациясодействия родителей школе.
a Праздникимикрорайона «Масленица», «Рождество», «Троица» и др.
a Операции «Живаяземля», «Будь здорова …».
a Конференция микрорайона«Социум и воспитание».
a Педагогическийсовет «Взаимодействие школы с родителями как частью социума».
a Созданиевозрастных объединений: «Старший брат», «Старшая сестра», «Бабушка».
a День открытыхдверей в школе.
a Программамедико-социальной помощи семьям.
a Информационныйстенд «О Вас и для Вас, родители».
a Конкурс досуговыхпрограмм родителей.
a Собрание(конференция) мужчин микрорайона (отцов).
a Семейные субботы.
a Проведениесобраний родителей детей разного возраста по домам.
a Школа родителейбудущих первоклассников.
a Деловая игра«Эстафета семейного воспитания».
a «Круглые столы»:«Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество».
a Вечер – портретсемьи.
Помощь в организациисемейных праздников, фестивалей, конкурсов. Например, встречи в «Семейнойгостиной»; День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры»(совместно с комитетом по культуре). Это могут быть конкурсы семейных проектов:«История семьи и семейные реликвии», «Обустройство своей улицы, дома», «Русскаяигрушка».
Итак, преподаватель дляребенка из неполной семьи – это второй родитель. Он должен учитывать егопсихологические, физические, моральные и другие особенности. Для этого служитличностно ориентированный подход, который предусматривает ряд требований кпреподавателю. Недостаточно быть просто педагогом, этому нужно учиться иучиться постоянно на протяжении всей педагогической деятельности, так какобщество постоянно меняется, меняются его потребности, нравы, ценности, аследовательно меняются и дети. Личностно ориентированное образованиеактуализирует авторские характеристики педагогической деятельности, предъявляяповышенные требования к таким личностным качествам педагога, как осознаниесмысла своей профессии, выбор ценностей и целей, личная ответственность задетей, гуманистическая педагогическая позиция, творческое построениеобразовательно-познавательного процесса и др.
Заключение
Современные семьи,развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественнойситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждамсемьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы поукреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны,наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это,прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов,отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющиходного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.Следовательно, в сложных современных условиях детям из таких семей требуетсясистематическая квалифицированная помощь.
Главной целью семьиявляется всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство,моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и внеполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет.Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечиодного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье снесовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [11, с. 6]. Внастоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата,распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столькоже детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
Сам факт, когда ребеноквоспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-тоотклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на негоглубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условияхтруднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделитьповышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут безотца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудностиможно снизить до самой минимальной меры. Педагог должен учитывать этиособенности, должна формироваться профессиональная готовность к взаимодействиюс детьми из неполных семей. Чтобы оказать помощь таким детям, прежде всегонужно сформировать в преподавателе качественно новое мышление к воспитанию иобразованию, таковым является личностно ориентированный подход, основываясь накотором педагог помогает социализации личности учащихся.
В современных условияхребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разныхобластей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения,образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависитбудущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна [3].
Совокупностьпрофессионально обусловленных требований к учителю определяется какпрофессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составеправомерно выделить, с одной стороны, психологическую, а с другой –научно-теоретическою и практическую подготовку как основу профессионализма.
Подводя итог ксказанному, попробуем определить, что же является главным в работе будущегопедагога.
Поддержать ребенка втрудную минуту – дело нелегкое. Прежде всего нужно поддержать духовно, убедитьего в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найтипуть выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно егореализовывать. Будущий педагог работает с отдельным ребенком, подростком, аесли и с группой, то небольшой. Работу с семьей он также строит сиспользованием индивидуального и личностного подходов, с учетом спецификиконкретной семьи.
Основное назначениепедагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие ему социальнойили медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации иреабилитации в школе, семье, обществе.
Жизнь в педагогическойпрофессии – это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительскойниве, по истине достоин всеобщей благости педагог, избравший свою профессию попризванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений,радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное испытание на мудрость итерпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность [17, с. 3].
Таким образом, в даннойработе изучены проблемы детей из неполных семей, отражены важность инеобходимость решения этих проблем, определены содержание и формы работы педагогас детьми из неполных семей. Задачи можно считать решёнными и цель исследованиясчитать достигнутой.
Список использованнойлитературы
1. Бордовская Н.В.Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2000. – 304 с.
2. Вишневский Ю.Р.Практикум по социологии молодежи [Текст] / Ю.Р. Вишневский. – М.: Социум, 2000.– 486 с.
3. Воронов В.В.Педагогика [Текст] / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина,А.Ф. Меняев, П.И. Подкасистый, М.Л. Портнов, Н.Е. Щуркова. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 638 с.
4. Галагузова М.А.Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит.Изд. Центр Владос, 2000. – 416 с.
5. Дементьева И.Ф.Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева// Социс. – 2005. – №1, с 55-60.
6. Закон РоссийскойФедерации «Об образовании» (по состоянию на 20 ноября 2008 года). –Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2008. – 64 с.
7. Зубкова Т.С.Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей [Текст] /Т.С. Зубкова. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –95 с.
8. Ильина Т.А.Педагогика [Текст] / Т.А. Ильина. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие длястудентов. – М.: Просвещение, 2005. – 496 с.
9. Кахуто С.В.Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центресоциального обслуживания [Текст] / С.В. Кахуто // Работник социальнойслужбы. – 2002. – №4. – С 11–12.
10. Лавриненко В.Н. Социология [Текст] /В.Н. Лавриненко. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. – 448 с.
11. Личностно ориентированный подход вусловиях реализации национального проекта «Образование» [Текст] / Материалырегиональной научно-практической конференции. – Миасс.: Челябинскийпедагогический университет, 2007. – 269 с.
12. Мухамедьянов С.А. Практическаяпедагогика [Текст] / С.А. Мухамедьянов, Р.Х. Калимуллин. Учебное пособие длябакалавров высших педагогических учебных заведений. – Уфа.: ЧУРАГУЛ, 2007. –290 с.
13. Николаенко В.М. Психология ипедагогика [Текст] / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. Учебноепособие. – М.% ИНФРА-М, 2000. – 175 с.
14. Павленок П.Д. Основы социальнойработы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко»,2007. – 476 с.
15. Павленок П.Д. Теория, история иметоды социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА,2006. – 560 с.
16. Савинов А.Н. Организация работыорганов социальной защиты [Текст] / Учебное пособие. – М.: Мастерство, – 2001.– 78 с.
17. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Педагогика: учебное пособие для студентовпедагогических заведений. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
18. Созонов В.П. Организациявоспитательной работы в классе [Текст] / В.П. Сазонов. Методическое пособие дляклассного руководителя. – М.: Педагогический поиск – 2007. – 84 с.
19. Социализация личности учащихся истудентов – одно из приоритетных направлений в образовании [Текст] / МатериалыВсероссийской научно-практической конференции. – Миасс, 2010. – 446 с.
20. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф.Харламов. Педагогика: Учебник 6-е издание. – Минск, 2005. – 560 с.
21. Шептенко П.А. Методика и технологияработы социального педагога [Текст] / И.А. Шептенко, Г.А. Воронина //под общ. ред. В.А Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.