--PAGE_BREAK--— какие признаки выступают при этом в качестве ведущих.
Эти признаки обязательно учитывает учитель, подбирая языковой материал для наблюдения при ознакомлении учащихся с правилом.
Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому выделяются составные части его формулировки. Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем подбора учащимися своих примеров на данное правило. Выделить основное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.
Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических упражнении. При этом необходимо устанавливать связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства. Например, предлоги и приставки сходны по графическому начертанию, но противоположны с точки зрения слитного и раздельного их написания.
Параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным, чем последовательное (изучение правописания существительных всех трех склонений, одновременная работа над глухими и звонкими согласными в конце и в середине слова).
Осознание правила зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Поэтому если учащиеся забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.
Глава 2. Методика работы по формированию правильного письма
2.1. Приемы работы над орфограммой
Начиная с первого класса, проводится постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и непроверяемые, и проверяемые: последние в ассоциативных парах (или группах) с проверочными словами: «луг-луга».
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия "-оро-", "-оло-", "-ере-" пишутся всегда с буквами «о» и «е»; в том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город-град» ( "-оро-", чередуется с "-ра-"),«деревня-древо, древесный» ("-ере-", чередуется с "-ре-"), «молоко-млеко, млечный» ("-оло-", чередуется с "-м-").
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания слов они должны повторяться после первого изучения: через две недели; еще через месяц 2 раза: затем через 2 месяца с целью контроля [13, с.23]. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 2-3 минуты (и даже меньше), позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением и пр.
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом П. С. Жедек [6, с.23-28]. Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов.
К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.
Работу по организации тематических групп слов описывает С. Н. Лысенкова [15, с.37].
Часто учителями объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например:
Морковь картофель
Помидор капуста
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ А. Вознесенского «Собака».
После знакомства с рассказом «Собака» учитель задает вопрос:
— Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (да)
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву «о».
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например,
Орех (орех круглой формы)
Ракета (ракета в виде буквы «А»)
Работу по запоминанию слова «ягоды» (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и т.п. Детям задается вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?» (ягоды)
Учащиеся записывают слово с «окном». Для запоминания орфограммы предлагается рисунок: ягОды (букву «о» можно изобразить в виде какой-либо ягоды).
Нельзя обойти и работу со словами, в которых есть непроизносимые согласные. Возьмем для примера слово «лестница». После предъявления слова учащимся предлагается (устно) провести звуковой анализ этого слова.
Определить «трудное» место в слове и обозначить его «окошком» учащиеся не смогут. После звукового анализа одному из учеников даются карточки с буквами: Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц, которые нужно разместить на ступеньках лестницы (см. рисунок).
а
┌────
ц│
┌──┘
и│
┌──┘
н│
┌──┘
т │
┌──┘
с │
┌──┘
е │
┌──┘
л │
───┘
Затруднения могут возникнуть с размещением буквы «Т». Тогда учитель должен помочь детям, объяснить, какое место и почему в этом слове «трудное», и дать этимологическую справку.
Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые «словарные» слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земл _е ника», «п _а года»; «к _а ньки»;" пл _а ток", но «пл _о точек»;«береза, но „б _и резовый“ и т.п.
Повышение эффективности усвоения слов с традиционным написанием психологи, передовые учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (учащимися)специальных приемов запоминания, активного включения „трудных“ слов в речевую практику ребенка.
Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: „Восток пишется с “о», потому что там солнышко восходит".
Однако часто эти опоры бывают ложными: «М _и дведь, его еще М _и шей называют, М _и шенькой»; «К _а ньки — потому что мы на них на к _а тке к _а таемся, проверочное слово к _а тится.»
Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте — этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например, «М _А .ЛИНА»-в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» — «маленький».
«Малина» — «малый» — «состоящая из маленьких частей».
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.
Например: «С _А .ПОГ» — по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово «сапог» образовалось от «сапох» — «труба, дымоход, отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному. Например: «СТ _А .КАН»-слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально слово «стокан» означало — «маленькая деревянная миска».
Учитывая сказанное, можно считать, что в 1 классе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика. В соответствии с этим в «Этимологический словарик» и были отобраны из программы слова с традиционными написаниями в историческом корне (береза, деревня, пенал). В то же время ряд слов содержит орфограммы в исторической приставке или суффиксе (народ, завод, ягода и др.).
Словарная статья состоит из нескольких частей.
В первой части называется заголовочное слово статьи (слово выделено большими буквами) и дается толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.
Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык-источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.
Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников. Запись строится по следующей схеме:
— изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма);
— производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита);
— первоначальное значение слова (заключено в кавычки).
Завершает словарную статью текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:
1. Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.
2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.
4. Подбор однокоренных слов.
5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
В «Этимологическом словарике» представлено 38 слов с непроверяемым написанием: береза, воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина, медведь, медведица, Москва, народ, огород, одежда, октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда, работа, рабочий, работник, собака, соловей, сорока, тетрадь, урожай, ягода. (Некоторые образцы словарных статей приведены в приложении).
Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, «представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи»[17, с. 15].
Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»[28, с.69]. Обогащению словарного запаса, а следовательно, и речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности, которая будет направлена на:
1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
3) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).
«Каждое лексическое значение слова как единицы лексико-семантической системы языка, — по определению Н.А.Купиной, — представляет собой совокупность смысловых признаков, которые отличают это значение от других, создают индивидуальность лексического значения и поэтому могут быть названы дифференциальными признаками лексического значения»[17, с.112]. Учим ли мы детей вникать в смысл слова? Какой объем информации о лексическом значении слова воспринимается ребенком? Воспитываем ли мы у младших школьников умение объяснять значение слова? Сейчас, когда методическая мысль и педагогическая практика по вопросу организации лексической работы в школе значительно продвинулась вперед, эти вопросы не могут не волновать ни учителей, ни методистов, ни ученых.
Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, обозначающим какой-то реальный или мыслимый «кусочек» действительности, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл изучаемых слов, а значит, и словесно раскрывать содержание понятий, обозначенных в языке данными словами.
продолжение
--PAGE_BREAK--Как объяснить младшим школьникам значение слова? Отвечая на этот вопрос, невольно вспоминаются слова К.Паустовского. Размышляя о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, имеющие отношения к природе, он писал: «Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову»[19, с.96].
Для осознания значения слова важным для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано впервые. Подбор таких текстов поможет учителю не только провести анализ лексического значения слова, но и оказать определенное воздействие на ученика, даст верное представление о предмете окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом художественного текста, будет способствовать воссоздающему и творческому воображению (см. практическую часть, фрагмент урока N4).
Вот еще несколько заданий, которые можно использовать для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения.
q Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.
q Представь себе, что ты художник. Тебе поручили нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.
q Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть в жизни.
q Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова «пенал» человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова?
q Вспомни значение слова «береза» и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево.
q Составь кроссворд на тему «Растения».
Наибольшие возможности для осознания лексического значения изучаемых слов имеет проведение внеурочных занятий по языку, где младшие школьники под руководством учителя создают свои собственные словарики, например, на такие темы, как «Звери и птицы» (1 класс), «Растения леса и огорода» (2 класс), «Профессии» (3 класс) и др. Как происходит толкование слов, покажем на примере одного из вариантов работы со словом «сорока», проведенной на внеурочном занятии в 1 классе.
Работа над словом предполагает «количественное» и «качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию. Так, при изучении любого слова учитель может создать у детей первое представление о лексико-семантической парадигме, образующей семантическое поле изучаемого слова. Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном уроке, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной работе по русскому языку. Например, при разборе слова «мороз» определяются его связи по значению и сочетаемость слова с другими словами.
-----> РОДО-ВИДОВЫЕ СВЯЗИ: 1) мороз-холод; 2) мороз-холодная зимняя погода.
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: мороз, морозец, морозный,
-----> СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.
-----> АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.
МОРОЗ -----> СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ: Сильные, жестокие, лютые, январские.морозы; Мороз ударил, усиливается, крепчает, трещит.; На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять…
-----> ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по коже (по спине
Слово «мороз» является первым словом с непроверяемым написанием, с которым знакомятся первоклассники (программа 1-4).На уроке на основе выполнения упражнения N3 в учебнике дети осознают первое значение данного слова (мороз — это низкая температура воздуха, холод) и возможность синонимической замены слова «мороз» словом «холод».На последующих уроках в 1-4 классах при изучении грамматико-орфографического материала учитель через систему упражнений (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит детей с другими связями по значению слова «мороз» и сочетаемостью этого слова с другими словами в предложении и словосочетании
Проведение подобных упражнений обогатит память ребенка пониманием лексического значения уже не одного слова «мороз», а многих слов (однокоренных слов, слов-синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит ему правильно использовать эти слова при построении собственного речевого высказывания.
Считаем, что лексико-семантическая работа в начальных классах должна широко применяться, ибо она готовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание «словарных слов».
Методисты: Гордеев Э. В., Дмитрюк М. В., Рыжикова Г. И. для закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования орфографического навыка. И наконец, что так же немаловажно, игру можно вывести за рамки урока.
Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием, нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, которым целесообразно пользоваться не только на дополнительных занятиях, но и в группе продленного дня [31, с.15-16].
В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено), например:
┌────────────────┬───────────────────┐
│ к _а .пуста │ к _а .ртоф _е .ль │
├────────────────┼───────────────────┤
│ _о .гурец │ п _о .м _и .дор │
└────────────────┴───────────────────┘
На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.
Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Участники получают одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото — зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.
Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым карандашом или накладывать букву из разрезной азбуки, например:
┌─────────────┬──────────────────┐
│ к.пуста │ к.ртоф.ль │
│ ├──────────────────┤
│ .гурец │ п.м.дор. │
└─────────────┴──────────────────┘
Наконец, можно сделать и так: на маленьких карточках с загадками следует начертить схемы слов-отгадок, например:
┌────────────────────────────────────────────┐
│ Лежит меж грядок ┌───┬───┬───┬───┬───┬───┐ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ зелен и сладок. └───┴───┴───┴───┴───┴───┘ │
└────────────────────────────────────────────┘
Игрок в таком случае должен не только правильно закрыть маленькими карточками клетки большого листа, но и вписать простым карандашом отгадку в заданную схему.
Чтобы не наступило такого момента, когда учащиеся потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), надо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности класса. Загадка не должна быть очень простой или, наоборот, очень сложной.
Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере возможности группировать их по тематическим группам: овощи-фрукты-ягоды, животные-птицы и т.п. Лото лучше сделать красочным: рисунки, вырезки из журналов, открытки украсят игру, сделают ее более привлекательной и интересной.
С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова «корова», «ворона», «ворота» и др., написанные в виде ребусов.
Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово «молоко». К такому кроссворду обычно дается загадка.
┌────┬────┬────┬────┬────┬────┐
│ │ О │ │ О │ │ О │
└────┴────┴────┴────┴────┴────┘
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще ...(молоко).
Дети хором подсказывают отгадку.
Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.
┌────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐
│ │ А │ │ У │ │ │ А │
└────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘
Две гласных «а» и «у» одна.
Угадайте-ка, друзья,
Очень много хруста
Издает… (капуста).
Для правильного закрепления написания «словарного» слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например:
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши, но где-то спрятались «еж» и «уж».
(дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш, КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?
(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог — крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдите без труда.
(Картина)
Или:
Прибавьте сорок к единице длины,
И вмиг она преобразится.
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь: под землей помчится.
(метро)
После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка-словарное слово. Например: игра «Подскажи словечко».
1. Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же ...(корова).
2. Дремучий лес к стеклу прирос —
Нарисовал его ...(мороз).
(Г.Соколов.)
3. Трещала с самого утра:
«Пора! Пор-р-ра!»
А что — пора? Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
(Е.Серова.)
И последним, завершающим этапом изучения является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной работе. С этой целью можно давать такие работы, как:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все «словарные» слова, например:
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз.)
Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты. Гордеев Э. В. и Дмитрюк М. В. обобщили и систематизировали материал по работе над «словарными» словами, и составили схему-классификацию словарных диктантов [3, с.16-18].
Все словарные диктанты классифицированы:
а) по форме работы (простые и творческие);
б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Эта схема полезна учителям, т.к. она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать ее более эффективной.Методика проведения словарных диктантов, таких, как выборочный, картинный, кратковременный, с использованием загадок, с подбором синонимов и антонимов, по перфокартам, хорошо известна учителям.
1. На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит:
«Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записывайте в тетрадь, если не совпало-не записывайте».После каждого показа картинки дается проверка и подведение итогов.
2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.
Не велик…, да краснеет нос. (мороз)
… любит чистоту. (посуда)
продолжение
--PAGE_BREAK--