Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение уровня педагогических знаний родителей учащихся

Изучениеуровня педагогических знаний родителей.

Введение
«Только вместе сродителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»,писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплексфакторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всегообразовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностейработа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Еслишкола сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всехотношениях и добьется более ощутимых результатов в воспитании учащегося.
Возможности родителейсоздать в семье благоприятные условия для развития ребенка зависят от развитияи углубления их педагогических представлений. При этом, значительную рольповышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает намоснование считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителейпоказателем эффективности воспитательного процесса в школе, показателем егорезультативности.
В этой связи рассмотримряд методик изучения уровня педагогических знаний родителей учащихся.

Методика«Моя семья»
 
Методика являетсямодификацией методика М. Егровой.
Цель: Изучениеуровня семейного воспитания.
Инструкция.
Уважаемые учащиеся!Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка,дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующихвозможных ответов:Конечно, да Скорее, да Трудно ответить Скорее, нет Конечно, нет 5 4 3 2 1
Для некоторых вопросов(№ 3, 10, 17) следует выбирать ответы с указанием матери или отца (или другихчленов семьи): «Конечно, мать» — 1, «Видимо, мать» — 2, «Конечно, отец» — 3,«Видимо отец» /1 4, «Оба родителя» — 5.
На листе бумагинапишите дату, пожеланию – фамилию и имя, класс, школу и номер вопросов от 1 до21. Против каждого номера Вы будете писать ответ в виде цифры, соответствующейВашему ответу – или «1», или «2», или «3», или «5». Если, например, на вопрос 1выбран ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И такдалее… Спасибо за сотрудничество.
Текст.
1. Сердятся лиродители, если вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогаютВам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?
3. С кем вы чаще советуетесьв Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?
4. Часто ли родителисоглашаются с тем, что учитель был не справедлив по отношению к Вам?
5.Часто ли родители васнаказывали?
6. Часто ли родителиссорятся друг с другом?
7. Верно ли, что у васдома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?
8. Часто ли в ответ наВашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя!»?
9. Бывает ли та, чтородители настаивают на том, что бы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?
10. Кто является главойв вашей семье: мать или отец?
11. Смеются ли родителинад кем-нибудь из Ваших учителей?
12. Часто лиразговариваю с Вами резким, грубым голосом?
13. Кажется ли Вам, чтоу Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?
14. Верно ли, что вВашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
15. Считают ли родителиВас капризным ребенком?
16. Часто ли родителихотят, что бы вы все делали по вашему желанию, говоря что они разбираются вэтом вопросе лучше вас?
17. С кем в семье Выбольше общаетесь?
18. Часто ли родителине одобряют дела, которые организует школа?
19. Наказывали ли вас вдетстве более сурово, чем других детей?
20. Бывает ли, что одиниз родителей говорит Вам что-то плохое о другом родителе?
21. Верно ли, что у васнет постоянных домашних обязанностей?
Обработка результатов.
Изучается степеньвыраженности в семейном воспитании семи показателей (факторов) Ответы «5» — «конечно,нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальнаясумма по одному фактору – 15, минимальная сумма – 3. По всем факторамсоответственно – 105 и 21 балл. Предполагается определение интервалов уровнейсемейного воспитания: благополучного, посредственного и неблагополучного.Изменив некоторые формулировки вопросов, методику можно предложить родителямучащихся.
Если ребенок живет содним из родителей, то по показателю IIIего ответы не учитываются.
Показатели:
I– Строгость (гибкость) воспитательных установок родителей.
II– Нет поощрения, воспитания самостоятельности и инициативы (есть).
III– Доминантность материи (и, наоборот, равноправное участие обоих родителей ввоспитании, уверенность материи в методах воспитания).
IV– Подрав авторитета других воспитателей, учителей (их поддержка)
V– Жесткость методов воспитания, много наказаний (гибкость методов воспитания,мало наказаний)
VI– Холодные, недружеские взаимоотношения родителей (теплые взаимоотношения)
VII– Отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье (ихналичие).
Ключ:
I– 1, 8, 15; II – 2,9,16; III – 3, 10, 17; IV – 4, 11, 18; V – 5,12,19; VI – 6,13, 20; VII – 7, 14, 21.
1.  Показатели
Уровень семейноговоспитания оценивается по всем семи показателям суммированием баллов по каждомувопросу. Чем выше общая сумма баллов, тем выше уровень семейного воспитания. Пофакторам можно построить профиль семейного воспитания отдельного ученика, всейгруппы. По нему можно определить характерные особенности семейного воспитанияданного учащегося данного возраста с точки зрения самих учащихся. Картина будетбелее полной при обследовании по опроснику родителей. Однако, такое изучениевстречает значительные трудности из-за не желания из-за не желания некоторых родителейучаствовать в исследовании.
Педагогу ответыродителей позволяют определить, насколько теплая или холодная обстановка царитв семье, возможные семейные факторы повышенной тревожности учащегося и др. Вслучае неблагоприятной обстановке в семье может потребоваться беседа сродителями, что бы нормализовать ситуацию.
В качестведополнительных или уточняющих методик может использоваться кинетический рисуноксемьи и опросник АСВ. Эти методики являются психолого-педагогическими. Поэтомуих проведение и обработку рекомендуется проводить школьным психологам.
 
Методика«Кинетический рисунок семьи»
 
Цель: Выявлениеактуальных проблем ребенка при проживании в кровной семье и исследовании типажелаемых родителей.
Инструкция.
Для выполнения тестаребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.Предложите «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, что бы все ее члены были чем-тозаняты», (прим. – для большей эффективности проведения теста целесообразнопредложить ребенку нарисовать так же и желаемую семью). На все уточняющиевопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например, «Можешь рисовать,как хочешь».
Обработка результатов.
При интерпретации КРСосновное внимание обращается на следующие аспекты:
1. Анализструктуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи,расположение членов семьи на рисунке);
2. Анализособенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования,количество деталей);
3. Анализпроцесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, пауза)
4. 
Симптомокомплексы КРС:Симптомокомплекс № Симптом
Благоприятная
семейная
ситуация
1
2
3
4
5
6
7
Общая деятельность всех членов семьи
Преобладание людей на рисунке
Изображение всех членов семьи
Отсутствие изолированных членов семьи
Отсутствие штриховки
Хорошее качество линий
Адекватное расположение людей на листе Тревожность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Штриховка
Линия основания – пол
Линия над рисунком
Линия с сильным нажимом
Стирание
Преувеличенное внимание к деталям
Преобладание вещей
Двойные или прерывистые линии
Подчеркивание отдельных деталей Конфликтность в семье
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Барьеры между фигурами
Стирание отдкльных фигкр
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
Выделение отдельных фигур
Изоляция отдельных фигур
Неадекватная величина отдельных фигур
Несоответствие вербального описания рисунка
Преобладание вещей
Отсутствие на рисунке некоторов членов семьи
Член семьи стоящий спиной Чуство неполноценности в в семейной ситуации
1
2
3
4
5
6
7
8
Автор рисунка непропорционально маленький
Расположение фигур на нижней части листа
Линия слабая, прерывистая
Изоляция автора от других
Маленькие фигуры
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
Отсутствие автора
Автор стоит спиной Враждебность в семейной ситуации
1
2
3
4
5
6
7
Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа
Агрессивная позиция фигуры
Зачеркнутая фигура
Деформированная фигура
Обратный профиль
Руки раскинуты в стороны
Пальцы длинные почеркнутые

Заключение
 
Эффективностьвоспитательного потенциала обусловлена педагогическими, экономическими,демографическими, психологическими факторами. Наиболее полноценным общественнымвоспитанием является школьно-семейное воспитание. Семья – важнейший институтсоциализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развитияребенка, качество которой определяется рядом параметров. Целесообразноорганизованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно иимеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагогопирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно егораспространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительныхтенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительнонаправленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом иродителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возникинтерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своихсилах.
Вторая неменее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическимизнаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической ипрактической, определенным образом организованной деятельности. Следствиемтакой организации педагогического взаимодействия станет активное участиеродителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители какпартнеры в воспитании дополняют друг друга.
Изучениесемьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизнисемьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности,взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использоватькомплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение,беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детскоготворчества и др.
Изучениесемьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ковсем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Педагогу важно соблюдать следующие правила: изучение должно бытьцеленаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны бытьвзаимосвязаны с методами воспитания, психолого-педагогические методы должныбыть разнообразны, применяться в комплексе.
В своейработе педагог может использовать такие формы педагогического просвещенияродителей: лекции, беседы, практикумы, конференции, открытые уроки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.