ПЛАН
Введение
Фундаментальные науки в системе высшего образования
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция Болонского процесса в системуобразования Украины принесла множество изменений. Первое и самое главное — внедрение независимого тестирования для школьников, а также упрощение системыуровней выпускников вузов. Но это только те изменения, которые видны для всех.На деле Болонский процесс изменяет очень многое в украинском образовании.
Нынешняя эпоха развитиячеловечества — эпоха современной техногенной цивилизации — имеет рядспецифических черт и особенностей. Прежде всего, это касается науки, так какона определяет успехи и достижения в познании мира и во всех иных сферахчеловеческой деятельности.
Наука сегоднярассматривается как элемент культуры, взаимосвязанный и взаимодействующий совсеми другими элементами культуры.
Фундаментальные наукиявляются важной составляющей системы высшего образования. Рассмотрим что жетакое фундаментальная наука, ее значение в университетском образовании, каковыпринципы фундаментальности знаний.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ВСИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Что такоефундаментальная наука.
Фундаментальная наука –базис системы научного знания и базиса высшего образования, следовательно, она– базис качества общественного интеллекта.
Университетскоеобразование в первую очередь базируется на фундаментальной науке и ее в первуюочередь и развивает.
А. Гумбольдт еще впервой половине ХIX века провозгласил принцип единства университетскогообразования и научных исследований, единства университета и фундаментальнойнауки. За прошедшие более чем 150 лет этот принцип не потерял своего значения,более того в свете императива экологический выживаемости человечества в XXIвеке, перехода к управляемой социоприродной эволюции на основе общественногоинтеллекта и образовательного общества, он усилился. Закон опережающегоразвития качества человека и качества общественного интеллекта требует, чтобы«живое знание», транслируемое в процессе обучения в университете (и вообще – влюбых вузах) опережало «овеществленное знание» в технологиях, в управлении, всоциотехнических и экономических системах, что возможно только при соединенииобразовательного процесса с фундаментальными исследованиями.
Фундаментальная наукаесть та часть системы научного знания, которая обращена к познанию законов, покоторым функционирует и развивается мир как «вовне» человека («надмир»,«макрокосм»), так и мир «внутри» человека («подмир», «микрокосм»), к раскрытиюединой и частной научных картин мира, к решению крупных проблем, возникающихперед человеком.
Принципыфундаментальности знаний.
К принципамфундаментальности знаний относятся:
Их обращенность ккатегории закона, категориальная форма представления знаний. Универсальность наоснове обобщенного научного знания;
Наличие рефлексивногоядра – знания о знаниях или метазнания. Метазнаниевый блок наук – математика,кибернетика, системология, тектология (наука об организации), лингвистика,классиология или метаклассификация, циклология (наука о цикличности развития),квалитология и квалиметрия (наука о качестве антропогенных систем и наука обоценке и измерении этого качества), гомеостатика, синергетика, системогенетикаи др. в той части, в какой они выполняют метазнаниевые, научнокоординирующиефункции, относятся к фундаментальным наукам;
Наличие процессовфундаментализации знаний — системологизации, таксономизации, квалитативизации,методологизации, математизации, кибернетизации и проблематизации. По данномукритерию в каждом из макроблоков наук – естествознании, человековедении,обществоведении, технознании – имеется свой слой фундаментального научногознания;
Проблемность. Напроблемную организацию фундаментальной науки как на новый принцип ееорганизации, противостоящий принципу предметоцентризма, указал В. И. Вернадскийеще в 30-х годах ХХ века. Универсальность, как признак фундаментальности,соединяется с проблемностью. В контексте университетского образования этоткритерий определяет новую парадигму пробемно-ориентированного профессионализмаформирует новый облик фундаментальности науки и образования;
Философизация научногознания.
Философия фундаментальнойнауки
«Философияфундаментальной науки» XXI века, как основа рефлексии над ведущиминаправлениями ее развития, начинается с выделения критических «узлов» визменениях оснований естествознания, которые по принципу резонансного влиянияоказывают влияния на внутреннюю методологическую рефлексию остальных«макроблоков» единой науки.
«Вернадскианскуюреволюцию» в системе научного мировоззрения, определившую вектор интеграциифундаментальной науки на основе ее своеобразной ноосфероведческой «стержнизации»(если воспользоваться методологическим понятиям «стержнизации» Б. М. Кедрова).В марте 2003 года в С.-Петербурге проведена юбилейная конференция«Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферноймодели будущего человечества в XXI веке» и опубликована одноименная монография.В ней показано, что учение о ноосфере В. И. Вернадского и развиваемая внастоящее время научно-мировоззренческая, теоретическая система ноосферизма отражаютсобой революцию в эволюции науки в ХХ веке, которую вслед за НиколасомПолуниным и Жаком Грюневальдом, можно назвать «вернадскиаснкой революцией».Речь идет о ноосферизации оснований фундаментальной науки и университетскогообразования, которая станет в нашей оценке одним из главных приоритетов синтезафундаментальной науки и фундаментализации высшего образования.
Наконец, стоитподчеркнуть, фундаментализация науки через ноосферизм, которая в нашей оценкебудет ведущей в XXI веке (к этому процессу следует отнести концепцию Земли –Геи как суперорганизма Лавлока, успешно развиваемую в мире его научной школой сначала 70-х годов), есть одновременно развитие фундаментальной науки в целом.
Ставя вопрос оприоритетах развития фундаментальной науки следует подчеркнуть особо сдвиг вразвитии обществоведения и человековедения, которые уже наметились и будутнабирать силу.
Задачи фундаментальныхнаук
За рубежом университетыназывают кузницей фундаментальной науки. Прикладные исследования хотя ипроводятся, но не они не представляют лицо академической науки. Чаще всего имизанимаются исследовательские центры в крупных компаниях, а в нашей стране — НИИ(научно-исследовательские институты).
Несмотря на то, чторазница между двумя типами исследований очевидная, многие преподаватели, авслед за ними студенты путаются, смешивая понятия либо не умея их четкоразграничить. Отсюда практический изъян: фундаментальные исследования вуниверситетских лабораториях нередко проводятся по схеме прикладного и выдаютсяза фундаментальное. Вред, наносимый такой подменой как науке, так и образованию,огромен. И об этом не следует умалчивать. Вот почему возникла потребность врамках Стратегического развития этого факультета более детально поговорить офундаментальных и прикладных исследованиях как таковых.
Фундаментальные иприкладные исследования
Фундаментальная наука — это наука, имеющая своей целью создание теоретических концепций и моделей,практическая применимость которых неочевидна 1. Задачей фундаментальных наукявляется познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисныхструктур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в«чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Уфундаментальной и прикладной науки различные методы и предмет исследования,различные подходы и угол зрения на социальную действительность. У каждой из нихсвои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функцийученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, своймир и своя субкультура.
Естествознание — примерфундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она естьсама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия:освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой целиестествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающегомира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальныхзнаний.
Непосредственная цельприкладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения нетолько познавательных, но и практических проблем. Поэтому здесь критериемуспеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социальногозаказа. Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитииприкладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долюприкладных наук приходится до 80—90% всех исследований и ассигнований.Действительно, фундаментальная наука составляет только малую часть общегообъема научных исследований.
Прикладная наука — этонаука, направленная на получение конкретного научного результата, которыйактуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных илиобщественных потребностей. 2.Важную роль выполняют разработки, которыепереводят результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций,социоинженерных проектов. К примеру, пермская система стабилизации трудовогоколлектива (СТК) поначалу разрабатывалась в рамках фундаментальной социологии,опираясь на ее принципы, теории, модели. После этого ее конкретизировали,придали ей не только законченную форму и практическую форму, но определилисроки реализации, необходимые для этого финансовые и кадровые ресурсы. Наприкладной стадии систему СТК неоднократно обкатывали не ряде предприятий СССР.Лишь после этого она получила вид практической программы и была готова кширокому распространению (стадия разработки и внедрения).
К фундаментальнымисследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования,направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связаннойс использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п.Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановкеприкладных исследований для выявления возможностей практического использованияполученных результатов, научными публикациями и т.д.
Национальным научнымфондом США дано такое определение понятия фундаментального исследования:
Фундаментальныеисследования — это часть научно-исследовательской деятельности, направленная напополнение общего объема теоретических знаний… Они не имеют заранееопределенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях,интересующих или способных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков.
Фундаментальная иприкладная науки — два совершенно разных типа деятельности. Вначале, а этопроисходило в античные времена, расстояние между ними было незначительным ипочти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или вкороткие сроки находило применение на практике. Архимед открыл закон рычага,который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древниеегиптяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь отземли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия. Постепеннорасстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощаетменее 1% открытий, сделанных в чистой науке. В 1980-е годы американцы провелиоценочное исследование (цель таких исследование — оценка практическойзначимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжинаисследовательских групп анализировали 700 технологических инноваций в системевооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качествеисточника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% — достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в областичистых (фундаментальных) исследований.
Фундаментальная науказанимается исключительно приращением нового знания, прикладная — толькоприложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард науки,апробация нового знания— ее арьергард, т.е. обоснование и проверка однаждыдобытых знаний, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки.Практическое приложение — это деятельность по применению знаний «твердого ядра»к реальным жизненным проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображаетсяв учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможныхруководствах.
Один из главныхпризнаков фундаментального знания — его интеллектуальность. Как правило, онообладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области.Иначе говоря, считается образцовым, эталонным.
Фундаментальное знаниев науке — сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий иметодологических принципов либо аналитических приемов, которыми пользуютсяученые в качестве руководящей программы. Остальное знание — результат текущихэмпирических и прикладных исследований, совокупность объяснительных моделей,принятых пока что в качестве гипотетических схем, интуитивных концепций и так называемых«пробных» теорий.
Фундамент классическойфизики раньше составляла механика Ньютона, и вся масса практическихэкспериментов в то время базировалась именно на ней. Законы Ньютона служили какбы «твердым ядром» физики, а текущие исследования лишь подтверждали и уточнялисуществующее знание. Позже была создана теория квантовой механики, котораястала фундаментом современной физики. Она по-новому объясняла физическиепроцессы, давала иную картину мира, оперировала другими аналитическимипринципами и методологическими инструментами.
Фундаментальную наукуза то, что она развивается главным образом в университетах и академиях наук,называют еще академической. Университетский профессор может подрабатывать вкоммерческих проектах, даже трудиться на полставке в частной консультативнойили исследовательской фирме. Но он всегда остается университетским профессором,немного свысока поглядывающим на тех, кто постоянно занимается маркетинговымиили рекламными обследованиями, не поднимаясь до открытия новых знаний, ктоникогда не публиковался в серьезных академических журналах.
Таким образом, усоциологии, занимающейся приращением новых знаний и глубинным анализом явлений,существует два названия: термин «фундаментальная социология» указывает нахарактер получаемого знания, а термин «академическая социология» — на место всоциальной структуре общества.
Фундаментальные идеиведут к революционным изменениям. После их обнародования научное сообщество ужене может думать и изучать по-старому. Мировоззренческие установки, теоретическаяориентация, стратегия научного поиска, а иногда и сами методы эмпирическойработы трансформируются самым кардинальным образом. Перед взором ученых как быоткрывается новая перспектива. На фундаментальные исследования тратятсяогромные суммы денег, ибо только они, в случае успеха, пусть и достаточноредкого, приводят к серьезному сдвигу в науке.
Фундаментальная наукаимеет своей целью познание объективной действительности такой, как она естьсама по себе. Прикладные науки имеют совершенно другую цель — изменениеприродных объектов в нужном для человека направлении. Именно прикладныеисследования непосредственно связаны с инженерией и технологией.Фундаментальные исследования обладают относительной независимостью отприкладных разработок.
Прикладная наукаотличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое иэмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная науказанимается исключительно приращением нового знания, прикладная — исключительноприложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард илипериферия науки, апробация нового знания — это его обоснование и проверка,превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение — этодеятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Какправило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях,методических разработках и всевозможных руководствах.
Перевод фундаментальныхрезультатов в прикладные разработки могут осуществлять одни и те же ученые,разные специалисты либо для этого создаются особые институты конструкторскиебюро, внедренческие фирмы и компании. К прикладным исследованиям относят такиеразработки, на «выходе» у которых стоит конкретный заказчик,выплачивающий немалые деньги за готовый результат. Поэтому конечный продуктприкладных разработок представлен в виде изделий, патентов, программ и т. д.Считают, что ученые, чьи прикладные разработки не покупают, должны пересмотретьсвои подходы и сделать продукцию конкурентоспособной. К представителямфундаментальной науки подобных требований никогда не выдвигают.
Цель фундаментальнойобщественной науки
Целью фундаментальнойобщественной науки является вернуть человека и общество к подлинной социальнойонтологии, а это требует критики социал-дарвинистского, либерального,рыночно-капиталистического Анти-Разума, уже приведшего человека к первой фазеГлобальной Экологической Катастрофы и воюющего против памяти культур,этнической памяти, исторического опыта локальных цивилизаций, географическогодетерминизма, в целом против органической целостности человечества и природы,«антропо-социальной целостности», если воспользоваться этой категорией В. Н.Сагатовского. Модерн и пост-модерн, тяготеющие к форме, и выгоняющиесодержание, – в науке и культуре, – олицетворяют собой войну Капитала-Фетиша иКапиталократии против «памяти» культуры, против традиций, против этническогоразнообразия. Именно этот «вектор» модернизации – вестернизации пытается«обезнулить память» человека и общества, с тем, чтобы он быстрее превратился вмонетарного неокочевника.
Обществоведение в XXIвеке должно встать на защиту человека и его будущего в XXI веке. ПринципНеклассической науки – принцип Синтеза Истины, Добра и Красоты – ставит новыйкритерий истины и рационального: истинно и рационально то, что способствуетэкологическому выживанию человечества в XXI веке, а значит, способствуетстановлению социоприродной, ноосферной гармонии. Если долженствование входит всущее «рефлексивного мира», то оно тогда выполняет свою функцию управлениябудущим, когда способствует прогрессивной эволюции этого «рефлексивного мира»,в нашем случае – человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе подготовкиреферата, была изучена тема: «Фундаментальные науки в системе высшегообразования». Рассматривая вопросы о значении фундаментальных дисциплин, особоевнимание было обращено на то, что реформирование образования способноосвободить общество от консерватизма и тем самым помочь ему преодолеть разрывмежду старым и новым.
Одной из самых важныхпроблем высшего образования есть оптимальное соотношение фундаментальных наук иприкладных дисциплин, поворот образования к целостной картине жизни и преждевсего – к миру культуры, миру человека, формирования его системного мышления.Обеспечить будущее существования человечества в мире могут теоретические,фундаментальные знания. Путем решения этой задачи является, во-первых,необходимость усиления природно-научной подготовки. Во-вторых, осознание роли изначения дисциплин гуманитарного цикла – признание человека за самую важнуюсоциальную ценность, уважение к личности, создание особенностей для раскрытияспособностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СубеттоА. И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. –Кострома. – М.: КГПУ им. Н. А. Некрасова, Исследоват. центр, 1996 – 336с.
2. КазначеевВ. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексногоизучения. – Новосибирск: «Наука», СО, 1991 – 304с.
3. Основыприкладной социологии. Учебник для вузов. М. 1995.
4. СубеттоА. И. Технологии сбора и обработки информации в процессе мониторинга качестваобразования. – СПб. – М.: Исследоват. центр, 2000. – 49с.
5. СубеттоА. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. – М.:Изд-во «Логос», 1992. – 204с.