Введение
Внастоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, началсяпостепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному»обществу. Информация становится главным ресурсомнаучно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества исущественно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслейхозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования,культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
Начавшаясяинформатизация общества не могла обойти стороной и систему образования. Современноеобщество, в котором знания становятся важнейшим стратегическим ресурсом иопределяющим компонентом экономики, не может не предъявлять новых требований,как к общему, так и к профессиональному образованию. Образование в России вближайшие годы должно стать во многом другим, новое, «информационное»общество уже не востребует старую систему образования. Реализация многих, изстоящих перед системой образования на современном этапе, задач невозможна без использованияметодов и средств информатизации.
Проблемой построения иоптимизации образовательного процесса занимается большое число ведущихпедагогов и психологов: Татур Ю.Г. «Образовательнаясистема России: высшая школа»; БеспалькоВ.П. «Основы теории педагогических систем»; Башарин В.Ф. «Педагогическаятехнология: что это такое?»; Бабанский Ю.К. «Рациональнаяоргаизация учебной деятельности»; Бабанский Ю.К. «Оптимизацияпроцесса обучения»; Айсмонтас Б.Б. «Теорияобучения: схемы и тесты».
Цельюданной контрольной работы является определение этапов построенияобразовательного процесса с современной России.
Задачи,которые стояли перед написание работы можно обозначить так:
1. Определение педагогического образовательного процесса;
2. Целостность образовательного процесса;
3. Деятельность преподавателя по построению и организации образовательногопроцесса.
Объектомисследования в контрольной работе является целостный образовательный процесс.
Предметомисследования можно назвать деятельность преподавателя по построению иорганизации образовательного процесса.
Педагогический образовательный процесс как динамическая педагогическаясистема
Педагогический образовательный процесс — это специальноорганизованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное нарешение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главнымикомпонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов образовательногопроцесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоениевоспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Ауспешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специальноорганизованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающейразнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования(опыт, базовая культура) и средства — еще два компонента педагогическогопроцесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе сиспользованием разнообразных средств есть сущностная характеристикапедагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает егоцель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща(имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствуетв явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов ивоспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации.Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для ихосуществления, она всецело подчиняется целям образования.
С позиции системного подхода безосновательным представляется возведениев ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогическойдеятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационныхформ и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе «педагог- воспитанник». В них самих и в результате их взаимодействия рождаютсяметоды, приемы, формы организации и другие искусственные элементыпедагогического процесса.
Рассматривая образовательный процесс как динамическую систему иучитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменомдеятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса изодного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей («клеточкой»).Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающеесявзаимодействие его субъектов, направленное на решениеобразовательно-воспитательных задач.
Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикойобразовательного процесса. Оно значительно шире категории «педагогическоевоздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектнымотношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переносав педагогическую действительность основного постулата теории управления: еслиесть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционнойпедагогики субъект — это педагог, а объектом естественно считается ребенок,школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессекак субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системеобразования авторитаризма как социального явления.
Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практикиобращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик—ученик», «ученик—коллектив»,«ученик—учитель», «учащиеся — объект усвоения» и т.п.Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическаядеятельность—деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим вконечном итоге его результаты является отношение «воспитанник—объектусвоения».
В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Онимогут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активностиучащихся, их деятельности. Д.Б.Эльконин отмечал, что основное отличие учебнойзадачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самогодействующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способамидействия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социальногоотношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектомусвоения, т.е. содержанием образования.
С опорой на категорию «взаимодействие» педагогическийпроцесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессоввзаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействияучащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т. п.Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные,организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Ноиз всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходереализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие кусвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. Отбогатства действительных отношений личности и зависит ее действительноедуховное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогическийпроцесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровнюих сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, аследовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей ивоспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействиявозникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневнойжизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристикиобразовательного процесса является тот факт, что вся разнообразная духовнаяжизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет вкачестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром,организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями.Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этихвзаимодействиях.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, двавзаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакциювоспитанника.
Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности,содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеруобратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны иответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации,игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,действия, поступки, деятельность и т.п.
Педагогический процесс как целостное явление
Понятие целостности образовательного процесса.
Главное интегративное свойство образовательного процесса какдинамической системы — его способность к выполнению социально обусловленныхфункций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнениесоответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционированияобразовательного процесса как целостного явления: целостная гармоничнаяличность может быть сформирована только в целостном образовательном процессе.
Целостность — синтетическое качествопедагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития,результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов,функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннееединство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В немнепрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировкавзаимодействующих сил, образование нового качества.
В педагогическом процессе специально создаются функциональныеподсистемы, направленные преимущественно на решение образовательно-развивающихи воспитательных задач. При функциональном подходе они действуют автономно,разрывая формирующуюся личность на части, придавая образовательному процессуодносторонность. В целостном образовательном процессе в каждом актепедагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие, но иподчиненные задачи развития всех сторон личности. Это достигается всестороннимохватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.
Целостный образовательный процесс предполагает такую организацию жизнедеятельностивоспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям иоказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности — сознание,чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическимиэлементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующаямотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечаеттребованиям целостногообразовательного процесса.
Целостный побразовательный процесс не сводим к единству процессовобучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не можетон рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного,эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. какобратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единогоцелого. Есть единый и неделимый образовательный процесс, который усилиямипедагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешениепротиворечия между целостностью личности школьника и специально организуемымивлияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Основные аспекты целостности педагогического процесса.
Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимосвязей междукомпонентами образовательного процесса, было бы слишком упрощенным сводитьцелостность образовательного процесса к какой-либо одной его характеристике. Всвязи с этим необходимо рассматривать разные аспекты целостности:содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.
В содержательном плане целостностьобразовательногопроцесса обеспечивается отражением в цели и содержанииобразования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырехэлементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений инавыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного иволевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержанияобразования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих ивоспитательных функций цели образовательного процесса.
В организационном плане образовательныйпроцесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишьотносительно самостоятельных процессов-компонентов:
•освоения и конструирования(дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы(содержательно- конструктивная, материально-конструктивная и операционно- конструктивнаядеятельность педагога);
•делового взаимодействия педагогов ивоспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними —цель взаимодействия;
•взаимодействия педагогов и воспитанниковна уровне личных отношений, т. е. не по поводу содержания образования (не формальноеобщение);
•освоения воспитанниками содержанияобразования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметныеотношения, второй — собственно педагогические, а третий — взаимные, а следовательно,и охватывают образовательный процесс в его целостности.
Операционально-технологический аспект целостности образовательного процесса касается внутреннейцелостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поискахусловий становления образовательного процесса до уровня целостности в этомаспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению, т.е. ксобственно педагогическому отношению учебно-воспитательного процесса с позицийпреобладания субъект-субъектных отношений.
Логика и условия построения целостного педагогического процесса
Образовательный процесс, привычный для восприятия с его внешнейстороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов ивоспитанников (подготовка учителя к уроку или воспитательному мероприятию,самостоятельная работа учащихся на уроке, выполнение учениками порученийпедагога за пределами школы, работа над домашним заданием и т.п.). Как педагогконструирует образовательный процесс с ориентацией на воспитанника и коллективв целом, так и школьник постоянно «видит» перед собой педагога,родителей или сверстников.
Следовательно, признание исходным отношением образовательногопроцесса взаимодействия педагог—воспитанник позволяет по-новому видеть сам педагогическийпроцесс, т.е. с его внутренней стороны, и приблизиться к пониманиюхарактеристик его целостности.
Педагоги и воспитанники, понимаемые как две группы субъектовобразовательного процесса, в ходе взаимодействия решают ту или инуюпедагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую и неделимую педагогическуюдеятельность, в которой диалектически слиты преподавание и воспитательнаяработа. Смысл преподавания заключается в организации учебно-познавательнойдеятельности группы школьников и каждого в отдельности. Смысл воспитательнойработы — в организации других, не исключая урочной и внеурочной познавательной,видов деятельности детей (трудовой, физкультурно-оздоровительной,художественно-эстетической и др.).
Следуя пониманию назначения преподавания и воспитательной работы,первая в основном ориентирована на организацию освоения школьниками первых двухкомпонентов содержания образования, т.е. знаний и умений, в том числе изобласти этики, эстетики, юриспруденции, экологии, искусства, а вторая —четвертого. Опыт эмоционально-ценностного отношения, освоенный воспитанниками,должен найти свое выражение в активно-положительном отношении к науке (учению),искусству, труду, человеку, природе, обществу и самому себе. При этом ипреподавание, и воспитательная работа должны способствовать развитиютворческого потенциала воспитанника, т.е. третьего компонента содержанияобразования.
Таким образом, традиционное понимание единства обучения ивоспитания — это не что иное, как единство преподавания и воспитательнойработы, которое и представляет собой целостную педагогическую деятельность.Целостная деятельность школьника, организуемая педагогом или им самим, — этоединство учения и других видов деятельности. Реализация в единстве всехкомпонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающиеи воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога ицелостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогическогопроцесса как целостного явления.
Во взаимодействии педагогов и воспитанников с наибольшей полнотойпроявляются организаторский и коммуникативный компоненты педагогическойдеятельности. При этом недооценка роли коммуникативного обеспечения предметноговзаимодействия приводит к обеднению эмоционального фона обучения и всегоучебно-воспитательного процесса, в результате чего оказываются обедненными иличные контакты педагога с детьми. А без этого невозможна ни одна продуктивная,одухотворенная положительными мотивами деятельность.
Целостность относительно самостоятельного процесса самовоспитаниябудет обеспечена, если воспитанник осуществляет целостную деятельность, направленнуюна освоение содержания образования и преобразование себя как личности. При этомтакая деятельность осуществляется всегда, но в разных формах, более или менееявно — как во время обязательных учебных и внеучебных занятий в школе, так и заих пределами.
Целостность процесса конструирования образовательного процессапедагогом обеспечивается при условии комплексного планирования образовательных,развивающих и воспитательных задач на основе анализа педагогической ситуации,прогнозирования развития коллектива и отдельных воспитанников, что в конечномитоге материализуется в планах работы. Возможность внесения возможных коррективв первоначальные планы в ходе их реализации говорит о том, что конструированиеобразовательного процесса не завершается в момент начала взаимодействияпедагогов и воспитанников, а как бы пронизывает основное отношение в формерегулирования и корригирования точно так же, как исходное отношение пронизываетструктуру основного.
Наиболее общим условием становления образовательного процесса доуровня целостности является направленность деятельности педагогов наорганизацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей иразвивающейся жизнедеятельности школьников на принципах коллективизма, созданиев этой жизни ситуаций для усмотрения ребенком в организуемых видах деятельностиличностного смысла и его соотнесения с общественными интересами.
Обеспечение гармонического соотношения учения,общественно-полезного труда и всех видов творческой деятельности детей,организуемых как жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных нарешение в комплексе задач обучения, воспитания и развития, приводит к формированию«гармонической целостности» личности, ее интеллектуального, нравственно-эстетическогои физического развития.
Обучение как способ организации образовательного процесса.
Обучение — самый важный и надежный способ получениясистематического образования. Отражая все существенные свойства педагогическогопроцесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности,единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеети специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессомотражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не чтоиное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именнонаправляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний,умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность — это единствочувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видахдеятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный иобщественно полезный труд, ценностно-ориентационная ихудожественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполненияразличных предметно-практических действий в учебном процессе(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается навербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выраженияи познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организациипрактической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также сценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формированиеличностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов иявлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно,как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, аследовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачик другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, отнеполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механическойпередаче знании, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесномвзаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание иучение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учительне может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает,т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебнойработой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А.Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Высоко она оцениваетсяи сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика,так как он является центральным звеном основного и исходного отношений впедагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяетсяотношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностьюосознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью.Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специальноорганизуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитиеученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основойобучения следует считать не преподавание, а учение.
Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержанияобразования и направленность педагогического процесса на всестороннеетворческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения:образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функциясвязана с расширением объема, развивающая — со структурным усложнением, авоспитывающая — с формированием отношений (В.В.Краевский).
Образовательная функция. Основнойсмысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научныхзнаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты,понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Всоответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности,войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должнаобеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебногопредмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадалиэлементы, важные для понимания основных идей и существенныхпричинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывалисьнезаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретаявсе большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знаниевытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции являетсядейственность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, вспособности мобилизовать прежние знания для получения новых, а такжесформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебныхумений и навыков.
Умение как умелое действиенаправляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е.автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Уменияобразуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебнойдеятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыковнеобходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано сформированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическимаппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитывающая функция. Воспитывающийхарактер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующаянепреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органическивытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем онаосуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений,отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно безусвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужномнаправлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организацииучебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить изправильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Всовременных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения,материалистического понимания законов природы, общества и мышления;формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству,труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итогевыражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качествличности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых формдоведения.
Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обученияявляется формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ееуспешность.
Развивающая функция. Так же каквоспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает изсамой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучениевсегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективнопри специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся навсестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения наразвитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществлениеразвивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, посколькуименно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитиеученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленностиобучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнееразвиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой,двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом,развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности какцелостной психической системы.
Начиная с 1960-х гг. в педагогической науке разрабатываются различныеподходы к построению развивающего обучения. Л.В.Занков обосновал совокупностьпринципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного весатеоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровнетрудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер иМ.Н.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В. Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении,И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формированияумственных действий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогическойпрактики развивающего обучения является мысль о необходимости существенногорасширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное,социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых вединстве образовательной и воспитывающей функций.
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя.Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательнойпознавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи,постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенкапо пути познания. Преподаватель же и создает необходимые условия для успешногопротекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями;продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; используетмногообразие методов, при помощи которых содержание становится достояниемучащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождениеопределенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогическогопроцесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования(стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.
Этап планирования в деятельности учителязавершается составлением календарно-тематических или поурочных планов взависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактическиеили оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, чтоопределяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительнаякропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленностиучащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методическогооснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретныхобразовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактическойцели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания,продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своихдействий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможныхзатруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемовиспользования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактическогораздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельныхработ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.
Организация деятельности учащихся включаетв себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятныхусловий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж,распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактикарекомендует правила выдвижения познавательных задач:
• познавательная задача должна вытекать из предметного со
• держания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
• необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и ихподготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
• задача должна содержать в себе информацию, необходимую
• для развития ума, воображения, творческих процессов;
• к осуществлению предметной деятельности учащихся необходиморасположить (создать положительную мотивацию);
• нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимымиспособами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепеннопереводя в план самостоятельных
• индивидуальных действий (М. А. Данилов).
Преподавание предполагает регулирование и корригирование процессаобучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. по лучения информации оходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственнойдеятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простогонаблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашнихсамостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываютсяучителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это можетбыть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличениеобъема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложенияматериала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждениезатруднений и т. п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулированиеактивности и самостоятельности учащихся.
Регулирование и корригирование процесса обучения с использованиемсредств стимулирования обеспечивается не только продуманной системойоценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности всобственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание ит.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных исредних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах иметодах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждениярефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса вцелом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Оносуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательныхи развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этомнеобходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, чтотребуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так иучителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основанияуспехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамкахпроцесса обучения.
Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру,закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществленияобусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии споставленной целью.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации обокружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках,системе отношений и общем развитии.
Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т. е. те побуждения,которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либоучебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуациидолжны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели — к овладениюопределенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а рядмотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а вовзаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированныйхарактер.
Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можнопредставить тремя взаимосвязанными группами:
непосредственно-побуждающие мотивы, основанныена эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях:яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника;интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получитьпохвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получитьотрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание бытьобъектом обсуждения в классе и т.п.;
перспективно-побуждающие мотивы, основанныена понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности:осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значенияпредмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предметас будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии,создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, возданияпочестей; развитое чувство долга, ответственности;
интеллектуально-побуждающие мотивы, основанныена получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям,любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определеннымиумениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательныхзадач и т. п.
Очевидна необходимость разумной актуализации мотивов учения всехтрех групп. Не менее очевидна и предпочтительность, действенность мотивовтретьей группы. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимаютпознавательные интересы и потребности. Объективной основой развитияпознавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с егоподлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организациейактивного и самостоятельного познания. Принято различать уровни познавательногоинтереса и соответственно им определять пути и создавать условия егоформирования (по Г.И.Щукиной). Низший элементарный уровень познавательногоинтереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиямпо образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственнымсвязям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается винтересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности поосвоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса даетоснование говорить о наличии познавательной потребности.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения черезпредметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участникамиучебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизнызнаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современныхдостижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний,умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера,организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т. п.
Следующий компонент учения — учебные действия (операции), совершаемыев соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решенияучебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми).К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановкаопытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение,осязание и т.п.), символические действия, связанные с использованием речи. Квнутренним — мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание иорганизация), действия воображения (имерд-жентные) и действия мышления (интеллектуальные).Главный инструмент познания — мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь сдругими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации ученияшкольников, основное внимание в процессе руководства их деятельностьюнеобходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительныхопераций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). Неотъемлемымиструктурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализарезультатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляютшкольники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающихдействий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлеченияучащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля,взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленныхкритериев.
Заключение
Современному педагогу необходимо уметь моделироватьучебно-воспитательный процесс с учетом уровня подготовленности, способностей,индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов ипотребностей обучаемых; изменять характер познавательной деятельности учащихсяв сторону ее большей самостоятельности и поискового характера; строить учебныйпроцесс с учетом междисциплинарных связей в обучении для комплексного изученияявлений и событий; повышать гибкость, мобильности учебного процесса, егопостоянное и динамичное обновление; изменять формы и методы организациивнеучебной жизнедеятельности учащихся и организации их внеаудиторнойдеятельности.
Список использованной литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2002.
2. БабанскийЮ.К. Оптимизация процесса обучения.-М., 1972
3. БабанскийЮ.К. Рациональная оргаизация учебной деятельности /Новое в жизни,. Науке,технике. Серия: Педагогика и психология.- М., 1981.-
4. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое?//Специалист. 1993. № 9.
5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж:ВГУ, 1977 Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. – М.: МГТУим. Н.Э. Баумана, 1999.