Реферат по предмету "Педагогика"


Экологическое воспитание в детском саду

РЕФЕРАТ

Тема:
«Экологическое воспитание в детском саду»
Написан:
Воспитателем
Зайчик И.Н.
Г.Волгореченск, д/сад №57, 2002г.
 
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие человека сприродой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом еезвучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там — лугов лишились, там– земля очерствела и не хочет рожать хлеб….
И ни кто как будтоспециально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол,само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланиюзнать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, чтомы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех,кто думал, — горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по зломуумыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем.Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы сземлей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают,что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы самособой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина,скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….
Мы со всей очевидностьюначинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсынельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом векепытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами надприродой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно.Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок,погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернутьреки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальшеэта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект врешении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающейсреды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающеепоколение. Началом формирования экологической направленности личности по правуможно считать дошкольное детство, так как в этот период закладываетсяфундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаютсяяркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаютсяв памяти человека.
Но вседозволенность поотношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывалибесконечно разнообразными: от детских стихов
(«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»)
До безудержных, экологическибезграмотных, хозяйственных проектов.
Любовь к земле, всегдасвязана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родилсяи живет.
* * *
В любое время годанаблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит,как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становитсяареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целыйподводный мир.
Реки, луга, леса сразнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако запоследнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как рекизагрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы извери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки,прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающиетранспортные пути, поля от разлива.
Известно, что киспользованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью.Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить егонадо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: онатеряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленноепотомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы,а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе. О еебогатствах нужно воспитывать в детях заботу.
Как редко мы задумываемсянад тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то,что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей,потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. Апока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все этоблизко им.
Возбуждать симпатии крастениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, — один из путейвоспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, чтонельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтатьи рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчикуи дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются вдоброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдаватьсвою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, анаоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будетэкологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство,формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин, — утрата этих вкусов равносильнаутрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а ещевероятнее на нравственных качествах.»
А может, стоит задуматьсяеще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки вдушах детей?
В старшей группепредставления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятсяи умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений иумений устанавливать взаимосвязь между ними.
Ушинский говорил, чтологика природы есть  самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведьлогика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющихприроду компонентов.
Современную экологиюможно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней сокружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, помоему мнению, отражают самую сущность  экологии. Без их раскрытия окажется,попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.
Чтобы такое воспитаниеосуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:
1). Доказать детям, что вприроде все взаимосвязано;
2). Помочь понять им длячего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушениелюдьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, идля человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
3). Помочь детямнаучиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях вней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мывыходим  на правила поведения в природе).
Можно представить себетри уровня изучения природы:
                        I.   Объекты природырассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;
                       II.   Объекты природырассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например,чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется,скажем, значение леса для реки и т. д.;
                     III.   Это уровень,когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса:«Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованиюпроцессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было занятьсятеми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе насинтересуют при знакомстве с природой, прежде всего?
Во-первых, сезонные, воснове которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которыевызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач,как:
1.   Сообщение новых, закрепление иобогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.
2.   Воспитания привычки заботиться о егоприроде и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, уменийделать выводы.
3.   Воспитание любви к природе своегогорода; полезно создание экологической тропы.
Эта тропа может бытьпроложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детскогосада.
Создание экологическойтропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемыпрохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологическойтропы могут быть:
1.   Памятники природы: редкие для нашейместности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.
2.   лекарственные растения, специальновысаженные на участке.
3.   Уголок леса, где дети будутупражняться в правилах поведения в природе.
4.   Питомник, где можно выращивать сеянцыи саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов.
5.   Участок для труда. Это может бытьспециально оборудованный уголок.
6.   Зона отдыха. Для этой цели подойдет испортивная площадка.
В каждой возрастнойгруппе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание иметодические программы.
Экологическое воспитание,по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Преждевсего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и кприроде, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должныбыть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уютдома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельствоблагородства и милосердия.
·    Чувство Родинымалыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить эточувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко идорого – в ближайшем окружении.
Прежде всего, нам самимпришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобралилитературу о нашей земле.
Провели занятие –викторину с целью выявить, что дети знают о природе Костромской области.
После всего этогонаметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такиеопределились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашейместности», «Кто и как охраняет у нас природу?»
Воспитательная работабыла связана со всеми видами детской деятельности.
Впечатления дети передавалив рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности:рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». «Тычок»подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т.д.(рисунки прилагаются).
В старшей иподготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала.Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки,ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки.Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупыгрецкого ореха.
Также знания, полученныена занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?»,«Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.
На базе новых знаний ипредставлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе.Красива она во все времена.
·    И тем не менее, яне раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например,дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркогосолнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали вниманиена их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами,их яркими красками.
Я поставила перед собойзадачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но ивызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?
Я провела беседу о том,что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали ибелоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Людизаботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы сдетьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов –это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребятаактивно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы разпосадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии.На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоитв подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшимприемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этоготруда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний иосенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать закомнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля,форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.
Чтобы возрос интерес куголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любоевремя. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времениобщения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большойинтерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Изэтих бесед дети делали выводы: почему Ванька — мокрый такой сочный, а у кактусанет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом сэтими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороныядовитое растение, с другой стороны — лекарственное), нашли родственников срединаших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлятьо них сказки и загадки.
При получении новыхзнаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у другаэстафету дежурства.
Очень важно было, убедитьродителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.
·   С самого начала года мы вели сдетьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривалирасписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке яучила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различнуюпогоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлятьинтерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства.Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научилиих видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающаяребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на егоулице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенокили равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однаждыу детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию поулицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширитьпредставления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевыхпрогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляюкалендарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можнопоказать детям.
Очень помогли мне вработе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонниксодержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними вестественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детямсделать вывод об отлете птиц в теплые края.
Чтобы полученные знания ивыводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результатеэтого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияютна животных, на детские игры, труд людей и т. д.  Параллельно велась работа снародным календарем.
Наблюдение – этоважнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение –смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеютповторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разномосвещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки,экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливостьи любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мнепозволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы,взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, гдетрава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом.И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатсярадоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Очень заинтересовалидетей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животныеи растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнилинесколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколькобыло радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! аменя больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенностарались проявить заботу о животных и растениях.
·   Основные же знания о природенашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помоглимне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитаниеэкологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой.
На занятиях, основноймоей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываютсяразнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретическийуровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и этоспособствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей труднопредвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природныепроцессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живыхсистем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека иприроды. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценноеэкологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение,особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группея стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа.Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары –плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и.т. д. Природные факторы такжерассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце,вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и чтоэтим бедам способствует.
В раскрытии связейприроды (живой — неживой, живой – живой, неживая — человек, живая — человек)помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний»(белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравитьсяпридумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.
На занятиях из серии«Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересныевзаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленностиплодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такиевопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой;почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена?Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы,березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии«Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц кусловиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетныхптиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнаюто приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени днистановятся короче и это служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикиеживотные» — продолжается формирование представления о приспособленностиживотных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себепищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфеприкрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа сдинамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей дляраскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например узнав ожизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам изболее холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма ужесъедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла(летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюваразных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва.Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносятптицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях)взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температураокружающей среды.
На занятиях из серии«Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых навредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережнои вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!
Когда рассказываю чтотакое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимаетобъект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить,подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощейвыделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы,лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки,петрушки, серый гриб и т. д.).
А на занятиях из серии«Ждут помощи», «Спасены человеком» — знакомлю детей с редкими растениями,животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и какохраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.
Вместе с детьми иродителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашегорегиона» для детского сада. Таким образом ребята решили провестиприродоохранную работу среди младших товарищей.
Не правильное поведениемалышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить сериюуроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.
Назвали мы эти уроки«Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка — Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мыи группу решили назвать его именем, а в группе создали для него уголок.
В проекте у нас ещесоставление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашегорегиона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книгимы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основекоторых лежат знания о природе края. полученные на занятиях.
Этот творческий поискзакладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес кее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разныхее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
А пока эта работа еще напервой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуютплакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.
Очень важно, чтобывоспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методическиеприемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важнонаучить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.
Представление детямвозможности выражать свои знания и чувства через слово, художественноетворчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.
Интересно проходятзанятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы:одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий сиграми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познаниии отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу дляего углубления.
Весьма важно в школуэкологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степенинуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологическихпроблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.
Эффективное средствоработы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне,я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьипризывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе,дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика«Советы и секреты старичка — Боровичка», где знакомим родителей с нашейприродой ее тайнами и загадками.
Было проведенородительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви кродной земле». Органицация проведения собрания (выставка художеств, литературыо природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей вобсуждении доклада.
Предлагаю родителямсходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пениептиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
В начале апрелязапланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи,конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.
Подводя итоги работы, хочетсяотметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными,работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращаливнимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка,любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.
Так постепенно в процессеработы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскуюпытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желаниезаботиться о ней. Уже виден результат работы.
Многие дети, я замечаю,не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, нои взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.
А главное – земля сталаближе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.