Реферат по предмету "Педагогика"


Элективный курс "Биохимия" в школьном курсе химии

Введение
Знания из области биохимии, раскрывающие значениеразличных химических процессов природного и антропогенного происхождения длясуществования живых организмов, служат своего рода мостом, соединяющим курсыхимии и биологии, основой для практического применения химических знаний вповседневной жизни. По своей сути биохимические знания имеют обобщающийхарактер, поскольку, опираясь на важнейшие теории и законы химии, онираскрывают специфику проявления этих законов и теорий в биологических системах,т. е. на более высоком уровне организации материи.

Глава 1. Элективный курс «Биохимия»
Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие. Д.И.Менделеев
Биохимия – это химия жизни, или, более строго, наука охимических основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка,как и сама жизнь. Всюду, где существует жизнь, протекают различные химическиепроцессы.
В ходе изучения этого курса мы ответим на вопросы: «чтопроисходит?», «как происходит?» и, самое главное, «почему это происходит?».
Актуальность курса. Биохимия является базовойсоставляющей современной физико-химической биологии. Всемирная организацияздравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние «полного физического,духовного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствиюболезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можносчитать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и вовнеклеточной среде, обеспечивают его максимальную жизнеспособность иподдерживают физиологически нормальное состояние. Знание биохимии необходимодля решения проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней ипоиска путей их эффективного лечения.
Данный элективный курс основывается на курсе «Биохимия»,предложенном А.С. Коничевым и А.П. Коничевой, но отличается от последнегоменьшим объемом теоретического материала и наличием большого количествалабораторных и практических работ. Создавая курс «Биохимия», я прежде всегоставила задачу приобретения учащимися экспериментальных умений и навыков. Впрограмму включены разделы, касающиеся характеристики основных классовсоединений, входящих в состав живой материи, обменных процессов, а также такиеважные разделы биохимии, как изучение ферментов, витаминов, гормонов.
В содержании программы отражены научно-практические задачибиохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, чтоотражает современную тенденцию естественно-научного образования.
Многие вопросы, включенные в данный курс, нерассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно.
Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опытже берет у природы то, что он хочет. И.П. Павлов
/>
Схема образования глюкозы в процессе пищеварения
Цели курса: расширить и систематизировать знания учащихсяо структуре и функциях белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов,полученные в курсах общей биологии и органической химии; познакомить ссовременными достижениями и перспективными направлениями развития биохимии.
/>
Схема синтеза белка
Задача курса: создание условий для формирования иразвития у учеников: – теоретических знаний и практических умений в областибиологического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы; – интересак изучению биологии и проведению эксперимента; – умения самостоятельноприобретать и применять знания; – творческих способностей, умения работать вгруппе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе реализации данной программы учащиеся приобретаютследующие конкретные умения:
– наблюдать и изучать явления и свойства веществ; –описыватьрезультаты наблюдений;
–выдвигать гипотезы;
– отбирать необходимое оборудование для проведенияэксперимента; –выполнять измерения;
– представлять результаты измерений в виде таблиц играфиков; –интерпретировать результаты эксперимента;
–делать выводы;
– обсуждать результаты эксперимента, участвовать вдискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующихзнаний:
– цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза,эксперимент, теория; –роль эксперимента в познании;
–соотношение теории и эксперимента в познании;
– правила пользования химическим оборудованием.
Формы проведения занятий:
– лабораторные работы, наглядно отражающие биохимическиезакономерности, включают в себя формулирование цели работы, постановку задачи,перечень оборудования, описание хода работы, запись наблюдений, вопросы дляпроверки усвоения материала;
– решение биохимических задач, связанных с реальнымижизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;
–лекции; –дискуссии; –«круглые столы»;
–создание компьютерной презенатции Power Point;
– работа с Интернетом, СМИ.
Усвоив материал этого элективного курса, ученик должензнать:
–элементный состав клетки;
–неорганические и органические вещества клетки;
– свойства воды и ее роль в клетке.
Ученик должен уметь:
Охарактеризовать следующие термины и понятия, объяснитьвзаимосвязь между ними:
– полимеры, мономеры; – углеводы, моносахариды,дисахариды, полисахариды; – липиды, жиры, глицерин, жирная кислота; –аминокислота, полипептид, белок; – катализатор, фермент, активный центр; –нуклеиновая кислота, нуклеоитд; – АТФ, ГТФ, ЦТФ, ТТФ, УТФ, РНК, ДНК; –конформация, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры; –ренатурация, денатурация.
Объяснять значение микро-, макро- и ультрамикроэлементовв клетке.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Биохимия и здоровье, определение биохимии, задачибиохимии, области исследования. Биохимия и другие биологические науки. Общийэкспериментальный подход, используемый в биохимии. Основные достижениябиохимии.
Химический состав организма (2 ч)
Элементный состав организма. Понятие о главных биогенныхэлементах. Макро- и микроэлементы. Закономерности распространения элементов вживой природе. Потребности организмов в химических элементах. Химический составорганизма человека.
Белки (З ч)
Роль белков в построении и функционировании живых систем.Аминокислотный состав белков. Типы связи аминокислот в белковой молекуле.Пептиды. Природные пептиды, их физиологическое значение. Структура белковыхмолекул. Функциональная классификация белков и характеристика отдельных групп.Белки как детоксиканты ксенобиотиков в организме.
Практические работы. Обнаружение азота и серы в белках.Обнаружение белка в мясном бульоне. Качественные реакции на аминокислоты ибелки. Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Денатурация белка.
Ферменты (2 ч)
Разнообразие каталитически активных молекул. Различия всвойствах ферментов и катализаторов небелковой природы. Специфичность действияферментов. Понятие о субстратной специфичности и аллостерическом центре вмолекуле фермента. Понятие о коферментах. Механизм действия ферментов.Активаторы и ингибиторы ферментов. Практическое использование ферментов.
Практические работы. Наблюдение расщепления пероксидаводорода ферментом каталазой. Специфичность действия ферментов. Влияние наактивность ферментов температуры, рН, активаторов и ингибиторов.
Витамины (2 ч)
История открытия витаминов. Роль витаминов в питаниичеловека. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамерия.Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины.
Практические работы. Качественные реакции на витамины.
Нуклеиновые кислоты (3 ч)
История открытия нуклеиновых кислот, их химическийсостав. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований. Два типануклеиновых кислот. Различие между ДНК и РНК. Центральный постулат молекулярнойбиологии – ДНК–РНК–белок – и его развитие. Строение и функции ДНК. СодержаниеДНК в организме и локализация ее в клетке. Размер и форма молекул ДНК.Первичная структура ДНК. Успехи и перспективы расшифровки структуры геномовмикроорганизмов, растений и животных. Проект «Геном человека». Вторичнаяструктура ДНК. Комплементарность азотистых оснований и ее значение длявоспроизведения структуры генов. Полиморфизм вторичной структуры ДНК. Третичнаяструктура ДНК. Сверхспирализация ДНК. Избыточность и комплементарность молекулДНК. РНК и их классификация. Сравнительная характеристика видов РНК по ихструктуре и функциям.
Практические работы. Выделение ДНК из печени.
Углеводы (2 ч)
Классификация углеводов. Простые углеводы и ихпредставители (рибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза). Сложные углеводы.Дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Полисахариды, их структура ипредставители (гликоген, крахмал, целлюлоза, хитин). Функции углеводов.
Практические работы. Выявление углеводов.
Липиды (2 ч)
Общая характеристика и классификация липидов. Структура ифункции липидов. Роль липидов в построении биологических мембран. Воска, ихстроение, функции и представители (спермацет, пчелиный воск). Стероиды.Стеролы. Структура и функции стероидов.
Практические работы. Выявление липидов. Гидролиз жировпод действием липазы. Влияние желчи на активность липазы.
Гормоны и их роль в обмене веществ (2 ч)
Классификация гормонов. Стероидные гормоны, механизмдействия стероидных гормонов. Пептидные гормоны и механизм их действия.Применение гормонов в медицине и сельском хозяйстве.
Практические работы. Качественные реакции на гормоны.
Проблемы биохимической экологии (1 ч)
Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химическогозагрязнения биосферы. Экологически безопасные способы воздействия на различныевиды животных, растений и микроорганизмов.
Вопросы для контроля
Какие химические элементы преобладают в составе живыхорганизмов?
Что такое микроэлементы?
Какие неорганические ионы содержатся в клетке?
Какова роль воды в жизнедеятельности клетки?
Назовите функции нерастворимых неорганических веществ вклетке.
Какие цветные реакции доказывают наличие белка?
Что такое денатурация? Может ли она быть обратимой?
Какие химические свойства характерны для белков?Приведите примеры.
Почему соли тяжелых металлов вызывают отравлениеорганизма?
Почему при попадании кислоты на кожу происходит ожог?
Как проявляется активность фермента каталазы в живых имертвых тканях?
Как влияет измельчение ткани на активность фермента?
Различается ли активность фермента в живых тканяхрастений и животных?
Как бы вы предложили измерить скорость разложенияпероксида водорода?
Как вы считаете, все ли организмы содержат каталазу –фермент, обеспечивающий разложение пероксида водорода?
Укажите основные особенности первичной, вторичной,третичной и четвертичной структур белка.
Каковы основные функции белка?
Какие углеводы содержатся в клетках животных и растений?Охарактеризуйте биологические функции углеводов.
На основании каких общих особенностей вещества относят клипидам?
Каковы биологические функции липидов?
Какие группы химических соединений представлены в числелипидов?
Перечислите основные разновидности нуклеиновых кислот.
Что такое принцип комплементарности?
Сравните функции ДНК и различных видов РНК.
Как используются в клетке макроэргические соединения?
Глава 2. Изучение вопросов биохимии в средней школе
Курс химии средней школы включает в себя самыеразнообразные направления современной науки: общую, неорганическую,органическую, физическую и биологическую химию. Задача учителя состоит в том,чтобы показать учащимся взаимосвязи между различными отраслями химии, а такжемежду химией и другими областями знаний, чтобы в сознании школьниковвыстраивалась целостная картина мира.
Биохимический материал способен изменить отношениешкольников к химии. Традиционное содержание предмета создает у учащихсявпечатление, что главное достижение науки химии — это современное химическоепроизводство, ставшее одной из причин загрязнения среды обитания и ряда другихнегативных явлений. Биохимический компонент содержания школьного химическогообразования раскрывает значение химических исследований для разгадки самыхсокровенных тайн природы — сущности и возникновения жизни на планете. При этомменяется угол зрения на цели и задачи химии, делается акцент на поиск путейпостроения гармоничных отношений общества и природы, в том числе и в сферехимического производства.
Кроме того, биохимические знания и эксперимент важны идля химико-экологического образования. Биохимический эксперимент позволяетобнаружить эффекты от воздействия различных факторов внешней среды на живыеорганизмы, а биохимические знания — интерпретировать результаты исследований,раскрывая химические механизмы этих воздействий.
К сожалению, приходится констатировать, что выпускникипедагогических вузов не готовы к реализации многогранных возможностейбиохимического содержания школьного курса химии. Рассмотрим причины этого.
К числу объективных причин, не зависящих отподготовленности учителя, относится раздробленность биохимического содержаниямежду разделами школьного курса химии. При этом в школьных программах,представленных разными авторами, объем биохимического материала довольнозначителен, но его размещение не позволяет школьникам составить целостноепредставление о химических законах, действующих в живых системах. Рассеянностьбиохимического материала приводит к потере его обобщающего значения поотношению к химическим знаниям.
К субъективным причинам недостаточно высокого уровняосвещения биохимических вопросов в школе относится слабая методическаяподготовка выпускников педагогических вузов.
Задачи курса биохимии, ориентированного на методическуюподготовку студентов
Соотнесение каждой темы вузовского курса со школьнойпрограммой по химии и биологии для того, чтобы установить, какие именно знанияи умения и в каком объеме должны усвоить школьники, а также в какие темы иразделы эти знания включены.
Обучение будущих учителей такой схеме анализабиохимических понятий, которая позволила бы использовать эти понятия дляобобщения химических знаний.
Обучение студентов планированию и использованиюбиохимического эксперимента в школьном курсе химии.
Закрепление методических умений, которые студентыприобретают в процессе изучения курса методики преподавания химии, набиохимическом материале (постановка педагогических целей и задач, учебныхпроблем, организация учебной деятельности школьников по их решению сприменением определенных методов, форм и средств обучения).
Чтобы решить поставленные задачи, потребовалось внестиизменения в структуру содержания курса биохимии, который переполнен частнымифактами в ущерб формированию целостной картины обмена веществ. Для будущегоучителя важно усвоить главную идею курса, т. е. уметь объяснить, каким образомиз неживых химических структур возникает новое качество — жизнь.
В связи с этим содержание курса биохимии для будущихучителей было выстроено на основе принципа содержательного обобщения1. Всоответствии с этим принципом в основу содержания положено одно наиболее общеепонятие — обмен веществ, а изложение построено по принципу «от общего кчастному». Понятие «обмен веществ» фиксирует главную идею биохимии, суть которойсостоит в том, что ни одна химическая структура, взятая в отдельности, неявляется живой, только взаимное влияние, взаимосвязь, взаимная обусловленностьхимических структур и процессов приводят к возникновению жизни. Взаимосвязьструктур и процессов, их взаимное влияние и взаимное проникновение и составляютобмен веществ. Наличие самопроизвольно протекающего внутреннего и внешнегообмена веществ служит существенным отличием биологической системы от системнеживой природы.
Весь последующий процесс изложения основ биохимиипредставляет собой наполнение общего и абстрактного понятия «обмен веществ»конкретным содержанием. Для этого каждое новое понятие биохимии соотносится спонятием «обмен веществ», встраивается в него и тем самым его конкретизирует.Процесс встраивания частных понятий в наиболее общее основывается наустановлении между ними связей различных типов. В результате сложилась схемаанализа каждого биохимического понятия на трех уровнях, основанная на целостномподходе к изучению любого объекта.
Во-первых, схема предусматривает возможность установленияэволюционных связей биохимического объекта, выяснения его происхождения.Эволюционный подход позволяет определить, какие характеристики объекта являютсясущественными, отличают его от аналогичных объектов неживой природы. Например,установление отличительных особенностей строения белков по сравнению с другимиклассами полимеров через анализ их происхождения дает возможность объяснитьособую роль, которую играют белки в химической организации живого.
Исследование эволюции химических процессов позволяетвыявить особенности процессов биологического окисления и синтеза, которые лежатв основе целостного обмена веществ.
Во-вторых, для каждого понятия биохимии можно установитьструктурно-функциональные связи, позволяющие осмыслить зависимость междухимической организацией и биологическими функциями структур и процессов.
В-третьих, можно определить экологические связи объекта.Экологический подход дает возможность рассмотреть вклад той или иной химическойструктуры или процесса в поддержание жизни биологических систем разных уровнейорганизации (клетка, организм, популяция, биогеоценоз, биосфера), а такжезависимость химической целостности биосистем от разнообразных факторовокружающей среды (абиотических, биотических, антропогенных).
Для того чтобы соединить в целостном учебном процессеусвоение биохимического содержания и методических умений, мы используем методмоделирования проблемных методических ситуаций. Условием решения методическойпроблемы является осознание студентами собственной учебной деятельности всравнении с профессиональной деятельностью учителя химии и биологии. Будущемуучителю нужно уметь посмотреть на один и тот же учебный материал как глазамистудента-ученика, так и глазами учителя.
Взгляд учителя — это взгляд изнутри содержания: анализструктуры изучаемого материала, постановка педагогических целей, выделениеучебных проблем, моделирование учебных проблемных ситуаций и выбор форм,методов и средств их разрешения.
Учащийся воспринимает учебный материал как целое — этовзгляд на содержание как бы сверху. Для ученика важно субъективное восприятие —интересно или неинтересно, понятно или непонятно, трудно или легко. Взгляд научебный материал с таких позиций позволяет учителю выявить интересы, мотивы,субъективные затруднения школьников при изучении той или иной темы.
Для того чтобы побудить студента проанализироватьизучаемый материал с точки зрения учителя, мы использовали методическиепроблемные ситуации.
Проблемная ситуация 1. Представьте себе, что вы учительхимии (биологии), начавший подготовку к системе уроков по теме «Белки, ихстроение, свойства и биологические функции». Какие новые понятия должны усвоитьучащиеся при изучении этой темы? Как оценить готовность класса к восприятиюнового материала? Какие опорные понятия потребуется актуализировать передначалом изучения темы?
Для разрешения данной проблемной ситуации необходимопроанализировать школьные программы по химии и биологии. Новые и опорныепонятия нужно разбить на три группы в зависимости от типа связей, которые онипозволяют установить между наиболее общим понятием «обмен веществ» и понятием«белки». В результате будущие учителя получат представление об объеме иструктуре изучаемой темы в школьных курсах химии и биологии.
Для выявления возможных мотивов изучения той или инойтемы студенты анализируют собственный опыт учебной деятельности.
Задание. Проведите анализ вашего личного отношения ксодержанию темы «Белки*. Дайте ответы на следующие вопросы.
Что для вас было самым интересным при изучении темы?
В каких ситуациях повседневной жизни вы используете илимогли бы использовать полученные при изучении темы знания и умения?
Что вас удивило при знакомстве с учебным материалом?
Каких знаний или умений из этой области вам недостаточно?Что еще хотелось бы узнать о белках?
Учебные проблемы в биохимическом содержании студентывыявляют двумя путями: анализируя собственные затруднения при усвоении темы иприменяя знания о способах выявления учебных проблем, полученные ими приизучении курса методики преподавания химии.
Проблемная ситуация 2. Представьте (вспомните) себяучеником. Какие вопросы были для вас самыми трудными при изучении темы «Белки»?Что было особенно трудно понять? Возможно, что некоторые вопросы остались безответа до сих пор. Сформулируйте вопросы, которые вы задали бы учителю,выступая в роли ученика.
Еще одна методическая задача состоит в том, чтобы научитьстудентов составлять задания, способные создать проблемную ситуацию дляшкольников.
Проблемная ситуация 3. Предложите эксперимент, используякоторый вы как учитель химии (биологии) поставите перед учащимися проблему,связанную с: а) характером воздействия табачного дыма и этилового спирта нацелостность белковых молекул; б) действием средств бытовой химии (ПАВ, растворители)на структуру и функцию белков. Как обосновать перед школьниками правилабезопасной работы с бытовыми химическими препаратами?
Кроме того, студенты обучаются планированию и организациифрагментов уроков и целых уроков, включающих элементы биохимическогосодержания.
Проблемная ситуация 4. Предложите модель проблемнойситуации, которая способна побудить учащихся к участию в дискуссии онеобходимости использования в повседневной жизни средств, способствующихулучшению внешнего вида человека (косметика, препараты для похудения и т. п.).Для этого приведите различные точки зрения на проблему. Составьте переченьвопросов для обсуждения, подберите материалы и составьте список рекомендуемойлитературы. Организуйте дискуссию по предложенной проблеме в своей подгруппе.
Подготовка и проведение студентами уроков и их фрагментовзаменяют традиционные контрольные мероприятия по биохимии — коллоквиумы иконтрольные работы.
Глава 3. Методические разработки по биохимии
Интегрированный урок биологии и химии по теме: «Химиякрови»
Тип урока: обобщающий семинар.
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологиизнания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.
Задачи:
развивать умения применять и обобщать полученные знания;
развивать интерес к предметам естественно-научного цикла;
развивать навыки составления плана и конспекта урока.
Оборудование:
пробирки с реактивами для проведения качественной реакциина катион железа:
сульфат железа (II),
сульфат меди (II),
хлорид натрия,
красная кровяная соль.
Оформление:
стенд “Химия человека”;
упрощенная схема свертывания крови.
Подготовка учащихся к уроку: за 2 недели до урокаучащимся раздаются вопросы для подготовки:
Химические элементы в клетках живых организмов.
Состав и функции крови.
Диффузия, тургор, осмос в клетке.
Гемоглобин, его химический состав.
Химическая природа процесса свертывания крови.
Защитные барьеры организма.
Иммунопрофилактика.
Ход урока
I. Учитель химии: наш семинар называется “Химия крови”,его цель – повторить и обобщить сведения о металлах, полученные вами на урокаххимии, и о составе и функциях крови, которые вы изучали на уроках биологии.
Учитель биологии: как вы знаете, в нашем организмепротекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз этодоказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии сперечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должныбудете выполнить разноуровневые задания:
1 уровень – составление плана урока;
2 уровень – составление краткого конспекта урока.
Записи вы будете вести в тетрадях по химии.
II. Учитель химии: итак, первый вопрос семинара“Химические элементы в клетках живых организмов” (один из учащихся делаетсообщение по данному вопросу).
Учитель биологии: химические элементы образуют вещества,которые входят в состав клеток и тканей. Кровь – это тоже ткань. Вспомните,разновидностью какой ткани является кровь? (вопрос к классу). Действительно,кровь – это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот видткани (вопрос к классу). Давайте еще раз обратимся к рисунку учебника настранице 85 (учебник под ред. Колесова Д.В.).
Следующий вопрос нашего занятия “Состав и функции крови”.
Учитель химии: вы знаете, что в состав плазмы кровивходят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Однаиз солей плазмы – это поваренная соль. Вспомните, чему равна концентрация этойсоли в плазме крови, и как называется такой раствор? (вопрос к классу).Действительно, это физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Повареннаясоль в растворе находится в виде ионов. Напишите уравнение реакции диссоциациихлорида натрия (один из учащихся работает у доски).
А теперь решим задачу:
Сколько грамм соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихсярешает задачу у доски).
/>
Вопрос к классу: напишите строение иона натрия и егоэлектронную формулу (учащийся работает у доски).
/>
Учитель биологии: обмен веществами между клеткой иокружающей средой – очень важное свойство живого. Какими путями он можетпроисходить, мы поговорим далее. Итак, следующий вопрос: “Диффузия, тургор,осмос в клетке”.
Учитель химии: в каких продуктах содержится много калия?(курага, изюм, сухофрукты). Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съестькураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии.
Задача: В 50 граммах кураги содержится 1,017 г. калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия? Суточная нормаравна 3,5 г.
/>

Ответ: масса кураги равна 172 г.
Учитель биологии: следующий вопрос нашего семинара:“Гемоглобин, его химический состав”.
Учитель химии: основной металл гемоглобина – железо. Чемже отличается строение атома железа от строения атомов натрия или калия?Напишите строение атома железа (вопрос к классу).
/>
Представьте, что вы находитесь в исследовательскойлаборатории и с помощью химического эксперимента должны определить, в какой извыданных вам пронумерованных пробирок находится вещество, содержащее катиондвухвалентного железа.
Лабораторная работа
По мере выполнения лабораторной работы проверяются знаниятехники безопасности и правил обращения с химической посудой и реактивами. Одиниз учащихся выходит к доске для записи уравнения качественной реакции.
/>
Учитель биологии: следующий вопрос: “Химическая природапроцесса свертывания крови”.
Учитель химии: откройте учебник на стр. 56 упр.2.Напишите уравнение диссоциации хлорида кальция.
Учитель биологии: какие продукты нужно употреблять, чтобыорганизм получал кальций в нужном количестве? (вопрос к классу).
Учитель химии: а теперь представьте больного, потерявшегомного крови. В состоянии ли он что-то есть? Нет, поэтому все необходимые элементывводятся больному внутривенно в растворенном виде. Попробуем рассчитать,сколько надо хлорида кальция, чтобы помочь больному.
Задача: сколько грамм хлорида кальция надо организму прикровотечении для того, чтобы восполнить его суточную норму кальция?
/>
Ответ: для восполнения суточной нормы кальция организмупотребуется 4,16 г хлорида кальция.
Учитель биологии: свертывание крови – один из защитныхмеханизмов нашего организма. О других защитных барьерах речь пойдет в следующемвопросе: “Защитные барьеры организма”.
Учитель химии: в последнем вопросе мы узнаем, как происходилостановление наук об иммунитете. Вопрос “Иммунопрофилактика”.
III. Учитель биологии: итак, живые организмыхарактеризуются исключительно сложной в химическом отношении структурой. Данныебиологии и химии объединяются в общую науку – биохимию. Биохимия помогаетпонять, как работают биологические системы, играет объединяющую роль, помогаетдоказать родство между живыми организмами, единство их происхождения.
Учитель химии: в качестве домашнего задания вы получитекроссворд, в котором обобщаются сведения о “химии крови”. Если вы разгадаетеего верно, то из букв, обозначенных цифрами, составится название науки о крови.
КРОССВОРД
/>
Основной транспортный белок крови человека.
Химический элемент, образующий комплекс с транспортнымбелком крови человека.
Невосприимчивость организма к различным чужероднымвеществам.
Химический элемент, необходимый для свертывания крови.
Химические вещества, вырабатывающиеся специальнымиклетками крови.
Односторонняя диффузия жидкости через полупроницаемуюмембрану.
Повышенная чувствительность организма к некоторымвеществам.
Белая клетка крови.
Давление протопласта на клеточную стенку.
Наука о тканях.
Отличительная черта белых клеток крови.
А закончить наш семинар мы хотим стихотворением С.Острового (учителя читают вместе):
Человек – он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат ивосход. И четыре в нем времени года, И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрымогнем. Человек – он зима, или лето, Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя – версты и время, И от атомных бурь онослеп. Человек – он и почва, и семя, И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества?Встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь!
Урок «Лекарства»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с химиотерапией, используямежпредметные связи с биологией, с химическим составом лекарств органического инеорганического происхождения, с приемами химически грамотного применениялекарств.
2. Продолжить формирование умений анализировать строениемолекул лекарственных препаратов и предсказывать на основе этого анализа иххимические свойства.
3. Рассмотреть действие наркотических веществ на организмчеловека.
4. Продолжить формирование у обучающихся навыковздорового образа жизни на примере профилактики наркомании и борьбы с ней.
Оборудование, дидактические материалы: электроннаяпрезентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационный стол, аспирин,фероплекс, глюконат кальция, пробирка, сухой спирт, спиртовка, держатель,раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, ступка, вода.
Ход урока:
Слайд № 2:
Перед вами на слайде высказывание основоположникамедицинской химии Парацельса.
Действительно организм человека можно сравнить с целойпроизводственной отраслью – химической промышленностью. Каждый орган в нем –это крупное предприятие. А каждая клетка органа – химическая лаборатория, вкоторой протекает множество химических реакций. Когда человек болеет, например,гриппом, то природа его болезни тоже химическая. Попавшие в организммикроорганизмы отравляют его продуктами своей жизнедеятельности – ядовитымивеществами. Лекарства, которые мы принимаем, вступают в химические реакции сядами, нейтрализуя их.
Вопрос: Что же такое лекарства? (лекарства — это группавеществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своейформе, действию и динамике).
Вопрос: Как называется наука, занимающаяся изучениемлекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственныхсредств, называется фармакологией).
В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним итем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье»приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть«снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство –снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждоелекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многиеяды находят применение как лекарства. Условность границы между нимиопределяется общим способом действия на организм.
Слайд № 3: ПОМНИТЕ!Взаимодействие с другими лекарствами Может усилить или ослабить действие лекарства Состояние организма При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью Особенности профессии Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.
Поэтому применять лекарственные препараты можно только порекомендации лечащего врача. А приобретать их только в аптеке.
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!
Вопрос: В каких формах выпускают лекарственные препараты?
Слайд № 4:
Лекарственные формыЖидкие Твердые Мягкие
1.Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).
2.Настои.
3.Отвары.
4.Настойки.
5.Микстуры.
6.Слизи.
7.Эмульсии.
8.Суспензии.
1.Порошки.
2.Гранулы.
3.Таблетки.
4.Драже.
5.Пилюли.
6.Капсулы.
7.Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.
1.Мази.
2.Пасты.
3.Свечи.
4.Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.
Вопрос: Лекарственных препаратов очень много. Как высчитаете, каков принцип лечения различных заболеваний химическими препаратами?
Слайд № 5:
Общий химиотерапевтический принцип сформулирован в 1891году русским ученым Д.Л. Романовским: «вещество, которое при введении взаболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшиедеструктивные изменения в поражающем агенте».
Слайд №6:
Начало эры химиотерапии бактериальных инфекций связано соткрытием антибактериальных свойств у довольно простого по химической структуреорганического соединения – амида сульфаниловой кислоты – стрептоцида:
Важнейшим этапом в развитии химиотерапии явилось открытиеи создание антибиотиков, а именно пенициллина:
Вам хорошо известно жаропонижающее средство – аспирин:
Упражнение 1: Проанализируйте предложенные вещества поплану:
· Химический состав вещества.
· Функциональные группы в его составе.
· Растворимость в различных средах (вода, этанол,щелочь).
· Экспериментальное обнаружение функциональных групп.
Лабораторный опыт 1:
Разотрите таблетку аспирина, поместите порошок в пробиркуи прокипятите его с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный растворсоляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Ощущается запах уксуснойкислоты).
Вопрос: Наличие какой функциональной группы в составеаспирина доказывает этот опыт?
Вывод: В состав аспирина входит карбоксильная группа.
Мы рассмотрели строение и свойства давно и хорошоизвестных лекарственных препаратов. Сейчас фармакологии известно огромноеколичество новых препаратов, и их число пополняется новыми открытиями. Наряду слекарствами органического происхождения известны и препараты неорганическогопроисхождения.
Лабораторный опыт 2: Определение качественного составапрепарата.
Измельчите таблетку ферроплекса (этот препарат содержитсоли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде(5-10 мл).
1. Профильтруйте раствор.
2. Проведите качественные реакции.
3. Оформите работу, заполнив таблицу:
Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра,желтая и красная кровяные соли.Предполагаемые катионы и анионы (гипотеза) Реактив Наблюдения Уравнения реакций Выводы          
4. Сделайте вывод о качественном составе препарата.
Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходяиз названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делаютпредположение о наличии в составе соли катионов Fe+2, Fe+3 и анионов SO4-2,Cl-. Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что составсоли – FeSO4.
Древним фармацевтическим символом является змея, котораяопоясывает чашу познания. Давайте «посетим серпентарий» (конечно, химический).
Демонстрационный опыт: Например, для полученияглюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконатакальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объемкоторой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконатакальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксидакальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске).
Слайд № 7:
Часто в повседневной жизни для снятия боли мы используемболеутоляющие препараты: анальгин и его аналоги. Боль — неприятное чувство, нооно очень нужно организму. Боль как надежная охрана, информирует человека оповреждении тела. При сильной боли назначают наркотики.
Употребление наркотических веществ известно давно. Вдоисторические времена это разрешалось только избранным (вождям, шаманам,жрецам), поскольку наркотики вызывают изменение душевного состояния. Дляпростых смертных это было строго запрещено и жестоко каралось. Наркотическиевещества употребляли только для общения с «высшими силами». Рецептыприготовления снадобий тщательно охранялись, что в определенной мере ограничилоих распространение и уберегло народы.
Слайд № 8:
Упражнение 2: «Мозговая атака»
Учитель пишет на доске:
«Наркоманы – это…»
Учащиеся дополняют предложение прилагательными, которыевыписываются на доске: слабовольные, отчаявшиеся, отталкивающие, омерзительные,бесполезные, беспомощные, печальные, одинокие, заброшенные, веселые,счастливые, беззащитные, грязные, ненадежные, надоедливые, жалостливые,добродушные, приветливые, вероломные, безнадежные, подавленные, разбитые,боязливые, общительные и т.п.
Работая в группе, учащиеся должны выбрать отдельно слова,характеризующие наркомана и человека, который не употребляет наркотики, иобъяснить свой выбор.
Выделяют 5 уровней функционирования организма, на которыедействуют наркотики:
Биохимический уровень (появляется предрасположенность кформированию зависимости от наркотиков).
Физиологический уровень (нарушения приводят к сбоям вработе органов):
Слайд № 9:
Влияние наркотиков на систему дыхания.
Под действием наркотиков снижается, а затем и угнетаетсяактивность дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта.Наркоманы чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировкенаркотиков.
Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему.
Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательногоцентра, что ведет к снижению кровяного давления и замедлению пульса. Функциивсех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости.
Влияние наркотиков на систему пищеварения.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. Унаркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут вполной мере получать удовольствие от пищи. Снижается аппетит. Наркоман обрекаетсебя на хроническое голодание.
Влияние наркотиков на половую систему.
Наркотики угнетают половые потребности и возможности. Унаркоманов возможно бесплодие, или рождаются дети с уродствами.
Психический уровень (ухудшаются память, внимание,снижается уровень критического отношения к себе и окружающим, происходит распадличности и слабоумие).
Социально-психологический уровень (нарушения изменяютвзаимоотношения с окружающими в худшую сторону).
Духовный уровень (прекращается развитие этическогосознания, душевность перерождается в бездушие).
Слайд № 10:
Из всех болезней только алкоголизм и наркомания затрагиваютвсе 5 уровней функционирования человека. Поэтому их считают болезнями тела,сознания и души.
Наркомания вызывает и другие заболевания.
Самый страшный спутник наркоманов – СПИД. Сегодня можноговорить уже об эпидемии этой болезни. Проблема распространения ВИЧ-инфекцииявляется актуальной для мирового сообщества на протяжении 25 лет. По даннымООН, количество больных этим страшным недугом в мире превышает сегодня 65 млн.человек. Более 20 млн. уже умерло от СПИДа. В России в настоящее времязарегистрировано 362 тысячи людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, 26 тысячинфицированы в текущем году. Среди них 2322 ребенка, из них 1059 детейинфицированных при перинатальном контакте от матери. Всего 15828 детей,рожденных ВИЧ-позитивными матерями, находятся на диспансерном наблюдении до установлениядиагноза.
Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, ниодна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Эта ленточка как символпонимания СПИДа была задумана весной 1991 года. Ее идея принадлежит художникуФранку Муру.
Упражнение 3: Доказать неправильность утверждений (мифы).
Слайд № 11: (на слайде высвечивается «миф», учащиесяпредполагают, почему данное утверждение неправильное, затем на слайдепоявляется реальная версия).
· Наркотики употребляют сильные и талантливые люди. Всеони, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант.
· Наркотик делает человека свободным. Наркоманы абсолютносвободны от всех радостей жизни.
· Наркотики бывают «всерьез»и «не всерьез» — от нихвсегда можно отказаться. Всерьез можно отказаться только один раз – первый. Нодля 99% попробовавших он не становится последним.
· Наркотики позволяют решать жизненные проблемы. Они всюжизнь превращают в огромную проблему.
· Наркотики как приключенческий роман – избавляют отпрозы жизни. Избавляют, но только вместе с самой жизнью.Мифы Реальность Наркотики употребляют сильные и талантливые люди Все они, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант. Наркотик делает человека свободным Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни. Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» — от них всегда можно отказаться Всерьез можно отказаться только один раз – первый. Но для 99% попробовавших он не становится последним. Наркотики позволяют решать жизненные проблемы Они всю жизнь превращают в огромную проблему. Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни Избавляют, но только вместе с самой жизнью
Слайд № 12:
Борьба с наркоманией в первую очередь осуществляетсяправоохранительными органами. Главная их задача – перекрыть путь наркотическихвеществ от наркодиллеров до наркопотребителей. Огромное значение в борьбе сэтой страшной болезнью имеет работа по профилактике злоупотребленияпсихоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак и др.) срединесовершеннолетних. Эта работа ведется в соответствии с нормативно-правовойбазой: законы РФ, целевые программы, например федеральная и областная целевыепрограммы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и ихнезаконному обороту», и др. По заказу ФСКН России разработаны две компьютерныеигры «Антинаркомания» и «Боец спецназа ФСКН», которые распространяютсясовершенно бесплатно.
Слайд № 13:
Подведение итогов урока:
Слайд № 14:
К сожалению, наркотики давно стали одной из самыхсерьезных проблем в современной жизни. Возможно, у вас есть знакомые или дажедрузья, которые с этим столкнулись. Кто-то из них до сих пор не осознает, с чемсвязался, кто-то давно и безрезультатно пытается бросить, кто-то … кого-то уженет. Девиз профилактической работы в образовательных учреждениях нашей области«Я выбираю жизнь!».
Профилактическая работа направлена, прежде всего, наформирование у каждого человека навыков здорового образа жизни.
Я голосую за жизнь
Голосом миллионов.
Я голосую за жизнь
Воля моя законна.
Я голосую за жизнь
Полную слез и улыбок.
Я голосую за жизнь,
За исправленье ошибок.
Я голосую за жизнь
Памятью прошлых героев.
Я голосую за жизнь
Без ран и моральных изгоев.
Я голосую за жизнь,
Каждый свой день воспевая.
Я голосую за жизнь,
Моя это жизнь, не чужая.
Я голосую за жизнь
Будущих поколений.
Мы голосуем за жизнь
Это единое мненье!
Слайд № 15:
(Плакаты «Спорт ярче наркотиков», «Горы крученаркотиков», «Учеба реальнее наркотиков», «Любовь реальнее наркотиков», «Жизньреальнее наркотиков»).
Домашнее задание:
Прочитайте внимательно выданную вам листовку «Узелки напамять», обсудите ее содержание с родителями, друзьями. 2. Напишите эссе,сформулировав самостоятельно тему, используя текст листовки.
Рефлексия: Выберите из мимических изображений лицачеловечка то, которое соответствует вашему настроению, и объясните свой выбор.

Список литературы
1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы сисследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. //Химия вшколе. № 9, 2002. – с. 73 – 76.
2. Бирюлина Е.В. Эколикбез по теме «Лекарства». //Химия вшколе. № 1, 2005. –– с. 25 – 28.
3. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия. 10класс. – М.: Дрофа, 2001. – 301 с.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книгаучителя химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
5. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья.Наркотики, выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика иучителя. 7-11 классы. Кн. 4. М: Педагогическое общество России, 2006. – 192 с.
6. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательныеосновы профилактики психотерапии и наркомании: 3-е издание. – Казань: Центринновационных технологий, 2005. – 60 с.
7. Соболева Э.А. Использование неорганических веществ вмедицине. //Химия в школе. № 10, 2002. – с. 27 – 29.
8. Система работы администрации школы по профилактикенаркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий,координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград:Учитель, 2006. – 159 с.
9. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности.Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.:учебно-методическое пособие/ С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа,2006. – 192 с. – (Библиотека учителя).
10. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственнымивеществами. //Химия в школе. № 9, 2004.-– с. 61 – 65.

Приложение
Программа по курсу «Биохимия» с приложениемлабораторного практикума для общеобразовательных школ и учрежденийдополнительного образования
Введение естественно-математического профиля обучения вобщеобразовательной школе, где профильные предметы – математика, химия, физика,география, биология, явилось необходимым на сегодняшний день для учителяразрабатывать для предпрофильных и профильных классов элективные курсы по дополнениюи углублению базового предметного образования, по подготовке учащихся к ЕГЭ попрофильным предметам, приобретению знаний и навыков, освоению способовдеятельности для решения практических, жизненных задач. Так же координальноеуменьшение учебных часов на изучение образовательной области “Химия”, явилосьнеобходимым для учителя разрабатывать дополнительные мероприятия по закреплениюи углублению теоретических знаний учащихся, развития навыковэкспериментирования во внеурочной деятельности: факультативы, элективные курсы,кружки по интересам и т.д.
В пособии предложена программа по курсу “Биохимии” иметодическое приложение к ней, которая способствует углублению и расширениюзнаний по химии и биологии, совершенствованию навыков работы с химическим оборудованиеми физическими приборами, закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать,ставить опыты, проводить эксперименты, соблюдая правила техники безопасности,работы со справочной и научной литературой. В данную программупредусматривается возможность внесения дополнений и изменений с учетомспецифики общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования.
Программа предполагает развитие у учащихся:
интеллекта;
творческого мышления;
самостоятельного мышления;
навыков самоконтроля;
навыков самоанализа;
прикладной стороны мышления;
познавательного интереса к процессам, происходящим вприроде.
Программа составлена с учетом современного состояниянауки и содержания предметной области “Химия” и “Биология” в среднейобщеобразовательной школе. Она соответствует требованиям Государственногообразовательного стандарта школьного курса по химии, биологии и представляетсобой модульную обучающую систему, в которой ученик самостоятельно приобретаетзнания, а учитель осуществляет мотивированное управление его обучением(организовывает, координирует, консультирует, контролирует).
Данная программа позволяет реализовать следующие принципыобучения:
дидактические (обеспечение самостоятельности и активностиучащихся; достижение прочности знаний и умений; реализация политехническогообучения химии, профессиональной ориентации);
воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитиечувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленнойцели);
межпредметные, показывающие единство природы, чтопозволит расширить мировоззрение учащихся.
Лабораторный практикум есть одно из важнейших составныхчастей при изучении органической химии.
Целью данного практикума есть осознанное использованиеполученных теоретических знаний учащихся на практике. Это особенно важно длятех учащихся, кто выбрал дальнейший путь обучения, где основа специальности –химия и биология, это медицинский или химические ВУЗы.
Цели и задачи лабораторного практикума:
Развить и расширить представление учащихся о белках,ферментах, липидах, нуклеиновых кислотах и витаминах.
Развить и закрепить у учащихся экспериментальные навыки.
Развитие индивидуальных навыков, знаний и умений.
Развитие умений использовать комплексные знания побиологии и химии.
Ученик должен знать:
Строение, свойства, состав белков, ферментов, липидов,нуклеиновых кислот и витаминов.
Основные термины и понятия.
Уметь на практике осознанно применять полученные знания.
Ученик должен уметь:
Наблюдать и вести грамотные записи наблюдаемых явлений.
Проводить химические эксперименты.
Составлять сравнительные таблицы и схемы, строить графикиполученных результатов, наблюдений и исследований, делать выводы.
Практикум есть часть учебно-методического комплекса побиологической химии.
В практикуме кратко изложен теоретический материал ккаждой лабораторной работе.
В лабораторных работах рассматриваются основные принципы,лежащие в основе тех или иных реакций, количественного или качественногоанализа. Тематика лабораторных работ подобрана таким образом, что даетвозможность использовать на практике знания по аналитической (качественный иколичественный анализ), физколлоидной (особенности коллоидных растворов),органической (механизм органических реакций) и биологической химии.
С целью систематизации и контроля знаний, умений и навыковв конце каждой лабораторной работы приведены теоретические задания и вопросыдля самоконтроля, письменные расчетно-графические задания. Для самостоятельнойтеоретической подготовки ученику предлагается учебная литература. Лабораторныйпрактикум может быть использован, как часть любой целостной работы учителямиобщеобразовательных школ при изучении курса органической химии и общейбиологии; как факультативный курс или элективный; как учебное пособие поподготовке учащихся к сдаче вступительного экзамена в вуз и единогогосударственного экзамена по химии и биологии, а элементы практикума – какдополнение к урокам химии, физики, биологии.
Структура блочно-модульной обучающей системы
/>
Структурно-методическая организация программыПедагогические задачи Формы Методы Ожидаемые результаты
Образовательные.
Воспитательные.
Развивающие.
Теоретические.
Практические.
Экскурсии.
1. Лекция
2. Беседа
3. Дидактические игры
4. Эксперимент
5. Наблюдение
6. Опыт
7. Решение
а) головоломок; б) кроссвордов; в) задач.
8. Демонстрация:
а) пособий; б) таблиц; в) рисунков; г) опытов; д) использование ТСО.
Знают состав, свойства различных бытовых веществ.
Умеют наблюдать и делать выводы. Умеют работать с химическим оборудованием. Умеют работать в паре и в группах.
Умеют проводить качественные реакции на белки, ферменты и витамины.
МОДУЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I модульМодуль 1 Химический Учебные элементы Технологии Оборудование УЭ-1 Введение в биохимию. Правила техники безопасности. Вводная беседа. Рассказ. Вводное тестирование. Таблицы по ТБ. Плакаты. УЭ-2 Методы биохимических исследований. (Понятия о некоторых методах исследования в биохимии, способах гомогенизации биологического материала, очистки, выделения и фракционировании.
Рассказ. Беседа. Лабораторная работа />
(См. Приложение). Таблицы. Плакаты. Рисунки. УЭ-3 Белки. Состав, свойства, классификация.
Беседа. Рассказ. Демонстрации опытов. Иллюстрации. Практическая работа (см. Приложение): Цветные реакции на белки: биуретовая, ксантопротеиновая и др. на примерах яичного белка иклейковины; определение изоэлектрической точки яичного альбумина. />. Таблицы. Плакаты. Рисунки. Оборудование и реактивы: Яичный белок, клейковина. Кислоты: HNO3, H2SO4. Белок под температуру. Пробирки. Спиртовка. УЭ-4 Липиды. Общая характеристика, свойства. Простые и сложные липиды.
Беседа. Рассказ. Демонстрации опытов. Иллюстрации. Практическая работа: 1. Изучение свойства жиров. 2. Получение мыла из жира./>(см. Приложение)
Таблицы. Плакаты. Рисунки. Демонстрации: Действие эмульгаторов на жиры. Оборудование и реактивы. />. УЭ-5 Ферменты. Общие понятия о ферментах, свойства. Сущность ферментативного катализа.
Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Практическая работа: Действие амилазы слюны на крахмал. /> (см. Приложение); демонстрация видеофильма “Ферменты”. Таблицы. Плакаты. Оборудование и реактивы: мерные цилиндры, химические стаканы, воронки, пробирки, термометр, стеклянные палочки, фарфоровая ступка с пестиком, лед, раствор клейстера 1%, раствор иодида калия 1%, раствор сахарозы. УЭ-6 Витамины. Общая характеристика свойств.
Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Практическая работа. Качественные реакции на витамины. /> (см. Приложение). Таблицы. Плакаты. Оборудование и реактивы: Химические стаканы, пробирки, раствор иода, раствор аскорбиновой кислоты, хлороформ, кислота H2SO4, рыбий жир. УЭ-7 Нуклеиновые кислоты. Состав и строение. Рассказ. Решение химических кроссвордов. Составление химических кроссвордов. Конструирование. Рисунки, таблицы. Плакаты. Модели ДНК, РНК. Конструктор. УЭ-8 Углеводы. Общая характеристика и классификация углеводов.
Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Практическая работа: 1. Цветные реакции на моносахариды /> 2. Качественные реакции на углеводы. /> 3. Анализ пищевых продуктов. /> (см. Приложение). Плакаты. Оборудование и реактивы: Стр 33 (10) стр180–181 (12 ). Стр. 138–144 (10). Опыты 86, 87, 88(на выбор). Пробирки, хим. стаканы, ножи, водяные бани, полоски фильтровальной бумаги, термометры, спиртовка, фарфоровая ступка с пестиком, шпателя, пинцет, тигельные щипцы, кусочек марли (12•12), древесные опилки, лед, мерные цилиндры, газоотводные трубки, вата, конические колбы, фарфоровые чашки, предметные стекла. Реактивы (согласно инструкции лабораторой работы).
II модульМодуль 2 Биологический Учебные элементы Технологии Оборудование УЭ-1 Белки. Физико-химические свойства и функции белков. Успехи современного химического синтеза белков. Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Демонстрация фильма “Белки” Таблицы. Плакаты. Рисунки. Фильм “Белки”. УЭ-2 Липиды. Биологическое значение. Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Плакаты. Рисунки. УЭ-3 Ферменты. Применение в медицине, механизм действия. Значение ферментов в обмене веществ в организме. Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Лабораторное занятие: Действие фермента липиды на жиры молока (см. Приложение). Таблицы, рисунки. Оборудование и реактивы: Пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, водяная баня, вода, молоко 2,5%, раствор карбоната натрия, феноперталеин, панкреатин. УЭ-4 Витамины. Участие витаминов в обмене веществ. Применение витаминов в медицине и животноводстве. Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Составление кроссвордов. Демонстрация фильма “Витамины”. Выпуск газеты “Витамины”. Фильм “Витамины”. Карандаши, краски, ватман. Плакаты. УЭ-5 Нуклеиновые кислоты и их функции. ДНК, РНК различных видов. Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Игра “Химическая головоломка”. Таблицы. Плакаты. Рисунки. УЭ-6 Углеводы. Биологическое значение. Гидролиз дисахаридов и полисахаридов.
Беседа. Рассказ. Иллюстрации. Лабораторное занятие: Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. />(см. Приложение) Таблицы, рисунки. Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовки, химические стаканы, гидроксид натрия, сульфат меди (II) – 10% р-ры, крахмал, вода, иодная вода (соломенно-желтой окраски), серная кислота (1: 5), ломтик хлеба, картофель. УЭ-7 Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к итоговому занятию. Работа с дополнительной периодической и научной литературой, словарями, справочниками. Самостоятельная работа. Работа в группах. Работа с дополнительной периодической и научной литературой, словарями, справочниками в библиотеке. УЭ-8 Итоговое тестирование. Исследование вытяжки из ягод смородины, шиповника и малины на содержание углеводов и витамина С Тестирование. Лабораторное занятие. (см. Приложение) Тесты. Оборудование и реактивы согласно инструкций: стр.138–144 (10); стр.195, 198, 203, 210 (13) УЭ-9 Итоговое занятие (конференция, чтения и т.д. на выбор). Конференция (научно-практические чтения и т.д. ) Доклады, стенды рефераты, таблицы, плакаты, рисунки, газеты и т. д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.