Федеральноеагентство по образованию
Российскийгосударственный профессионально-педагогический университет
Институтсоциологии и права
Менеджмент втуризме и гостиничном хозяйстве
Курсоваяработа по дисциплине «Методика профессионального обучения»
на тему«Листы рабочей тетради по теме «Организация» при изучении дисциплины«Менеджмент»
Студент:_________________
Группа:_________________
Преподаватель:_________________
Екатеринбург2009
Содержание
Введение
1. Понятие и технологии разработкилистов рабочей тетради
2. Практическая разработка листоврабочей тетради
2.1 Лекция
2.2 Листы рабочей тетради
3. Методика работы с листами рабочейтетради на занятии
Заключение
Список литературы
Тема: Листы рабочей тетради по теме«Организация»
Цель – разработать листы рабочей тетрадипо менеджменту на примере темы «Организация».
Задачи:
1) Обосновать рольрабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности.
2) Представитьтеорию листов рабочих тетрадей.
3) Разработатьмодель листа рабочей тетради по менеджменту.
4) Разработать листырабочей тетради по теме «Организация».
Введение
Применение листов рабочейтетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективностьучебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможностьреализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроковзаключается в том, что программ специального целевого дидактического назначениядля уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которыепредлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники)или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники,моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальностьлистов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержанияинформационной подготовки школьников на уроках с возможностью выявитьнаправление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетрадииспользуются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентовприменять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержатпошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверитьправильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимостьзаключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоениястудентами трудной для них, но очень важной дисциплины и в ееличностно-формирующей ориентации.
Дисциплина «Менеджмент»выбрана потому, что во всех учебных заведениях изучение многих профессий тесносвязанно с менеджментом. Данная дисциплина включается в большинство лекций.Следовательно её разработка весьма актуальна на нынешний день. Благодаря листамрабочей тетради, можно осуществить более лёгкое усвоение материала, и проверкуусвоения этого материала.
1. Понятие итехнологии разработки листов рабочей тетради
Одним из важныхпредметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общеепризнание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следуетпризнать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональнойподготовке специалистов пока не нашел.
С опорными конспектамирабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации.Рабочая тетрадь — особый жанр учебной литературы, призванный активизироватьучебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключаетсяв том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определеннойлогике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструктаобеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можнопредставить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно ицеленаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежноесредство.
В настоящее время упреподавателей и мастеров производственного обучения такого эффективногосредства нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не можетбыть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которыенужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в тусистему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня педагог профессиональногообучения не имеет возможности достаточно полно управлять формированиеммыслительной деятельности учащихся.
Цель применения рабочейтетради в профессиональном обучении — обеспечить пооперационное формированиетехнических понятий, способствовать активизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения.Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессовневозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.
Основными источникамизнаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являютсяопрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительныхзатрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носитэпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет делоглавным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеетвозможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средствуправления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или самирабочие тетради. В настоящее время рабочие тетради решают следующиеобразовательные задачи:
· усвоениетехнических понятий;
· приобретениепрактических умений и навыков;
· формирование уучащихся умений и навыков самоконтроля;
· развитие мышленияу учащихся;
· контроль ходаобучения.
Для реализацииобразовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типызаданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся неможет не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебногопознания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляетсяв том месте, где была совершена.
Функции рабочей тетради вучебном процессе следующие.
Обучающая. Предполагается формирование уучащихся необходимых знаний и умений.
Развивающая. Рабочая тетрадь способствуетразвитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебныйматериал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом вразвитии мышления через специально разработанные задания и упражнениятворческого характера.
Воспитывающая. Воспитание аккуратности в веденииконспекта.
Формирующая. Рабочая тетрадь формирует уобучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листоврабочей тетради.
Рационализирующая. Рациональная организация учебноговремени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетрадиосновное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий,описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы,основы технологии производства продукции.
Контролирующая. Рабочая тетрадь может бытьиспользована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетрадипредставляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом упреподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, наопределенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетрадиразбит на блоки.
Различают три видарабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себеинформацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочейтетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данныйвид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как помногим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебнаяинформация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этогопреподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующаярабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощьюлистов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, нои определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапеформирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетрадивключает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блоквключают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты дляконтроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
В настоящее время рабочиететради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:
· тетради дляупражнений, или тренинговые тетради;
· тетради пографическому моделированию;
· семиотико-семантическиететради.
Тетради для упражнений предназначены для самостоятельнойработы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовыхзадач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован вметодике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формированияпрофессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовкиперсонала может широко применяться второй тип тетради — тетради пографическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников,закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графическогомоделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практическихзаданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление идругие познавательные процессы. Семиотико-семантические рабочие тетрадиоснованы на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловымиинтеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такоготипа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочныхумений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образомконструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основупрофессиональной деятельности специалиста определенного профиля.
К структуре рабочей тетрадипредъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметьпредисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должнабыть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующихтехнических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность,касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора —вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложнымзаданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими.К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнитьили предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смыслпредложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочейтетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебногоматериала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случаедолжны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможностьисправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетрадижелательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизироватьзнания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся насодержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.
При работе учащихся слистами рабочей тетради по электротехнике обучаемый, в определенияхэлектротехнических понятий вставляет пропущенные ключевые слова, т.е. названияизучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отключить ит.д.). Для вычерчивания принципиальных схем в листе рабочей тетради задаетсяоснова построения, т.е. вычерчены в готовом виде отдельные элементы,вспомогательные устройства. Учащиеся должны достроить принципиальную схему спомощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схемах.Такой же алгоритм существует для представления принципиальной схемыэлектрической цепи с целью преобразования схемы соединения элементов с тем,чтобы рассчитать систему параметров по указанному в тетради методу. Дляконтроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включаетсодержание задач или проблемные вопросы.
Для того чтобы листырабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональныеумения они должны отвечать следующим требованиям.
Полнота — наличие задач на освоение всехизучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировкасистемы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решениязадач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всехблоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решениязадач и планируемых результатов обучения. Целевая ориентация — длякаждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целеваядостаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если ониобладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическаякомфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеютвозможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержанияучебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своеготоварища.
Логика представленияучебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся надопределениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемогоустройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков,диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия.И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровеньсформированных знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единаялогика представления учебной информации, единый алгоритм операционнойдеятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изученияучебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мыназываем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник.
2. Практическая разработка листоврабочей тетради
2.1 Лекция
Вид урока: урокформирования новых знаний
Цель:
· обучающая (формирование новых понятийи процессов)
· воспитательная (воспитаниеуправленческих качеств у обучаемых)
· развивающая (развитие навыковуправления и контроля)
Задачи: сформироватьясное понятие организационного проектирования, реструктуризация, реинжиниринг,ораганизационная структура, департализация и ее принципы, жёсткиеорганизационные структуры, гибкие организационные структуры, адаптивныеструктуры, структура предприятия, признаки предприятия, классификацияпредприятий, технико-производственная база и её элементы, виды технологий,принципы организации и характеристики производственного процесса, рабочее местои его разновидности, условия труда, организационная культура, её основныепризнаки, функции, элементы, виды организационной культуры, национальныеособенности организационных культур, подходы к управлению развитияорганизационной культуры, имидж и его составляющие.
Под организациейпонимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощьюматериальных, экономических и других условий ради решения имеющихся проблем илидостижения поставленных целей. Для этого она использует материальные, трудовыеи прочие ресурсы. Основными характеристиками организации являются: внешняя ивнутренняя среда, цели, стратегия, технология, персонал. Организация каксистема обладает функциями и структурой. Структура бывает технической,социотехнической, социальной, нормативно-правовой. Техническая представляетсобой совокупность материальных объектов и процессов. Социальная образуетсясовокупностью самих её участников и связей между ними. Социотехническая структура– это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и втрудовой взаимосвязи. Нормативно-правовая структура – система норм, необходимыхдля осуществления её функций.
Цикл жизни организацииохватывает пять основных фаз. На первой происходит зарождение организации, навторой рост организации, на третьей — происходит дифференциация деятельности,на четвёртой состояние «зрелости», на пятой деградация и разрушение.
Главным признакоморганизации является наличие цели. Другим признаком является обособленность,т.е. замкнутость внутренних процессов. Третий признак – системность, наличиесвязей между отдельными элементами. Четвёртым можно считать саморегулирование.Пятым можно назвать организационную культуру, в том числе и культурууправления.
Совокупность внутреннихфакторов, так называемых внутренних переменных, образует внутреннюю среду.Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособлениеразличных его видов. Во всех организациях имеет место горизонтальное разделениетруда по видам деятельности. Вертикальное разделение труда образует иерархию.Технология, или способ соединения отдельных видов работ бывает: складывающаяся,последовательная, связанная, групповая. Дифференциация означает такоераспределение выполняемых работ между отдельными субъектами, при котором каждаяполучает определённую степень завершённости. Важнейшим элементом внутреннейсреды является организационный порядок. Внутреннюю среду составляют так жеотношения между её участниками. Внешняя среда – это совокупность элементов, скоторыми организация взаимодействует. Так же делится на фоновое и деловоеокружение.
У организации есть своизаконы: закон синергии, дополнения, композиции, самосохранения,информированности и закон онтогенеза. Организации по происхождению бываютестественными и искусственными. По моделям унитарными и плюралистическими. Поцелям делятся на деловые и общественные.
Создание любойорганизации начинается с проектирования и отражается в организационном проекте.Организация развивается благодаря изменениям, таким как: реорганизация,реструктуризация, реинжиниринг. Организационная структура – это упорядоченнаясовокупность подразделений.
Жёсткие структурыорганизаций. Департализация – процесс формирования подразделений. Существуетнесколько принципов департализации: количественный, временной, технологический,профессиональный, функциональный. Подразделения могут объединяться в блоки:производственный, вспомогательный, обслуживающий, экспериментальный,управленческий, информационный, сервисный, административный, совещательный. Вданное время организации формируются в основном по территориальному принципу,но так же могут формироваться по продуктовому, рыночному, инновационному,дивизиональному.
Предпринимательские сетиобъединяют фирмы, связанные между собой технологически и экономическизаинтересованные в сотрудничестве. Сетевые структуры бывают: внутреннеориентированные, внешне ориентированные. Последние могут быть стабильными идинамичными.
Адаптивные (гибкие)структуры организаций. Виды структур: матричные, проектные, программно-целевые,фрагментные, адхократические.
Основупроизводственной фирмы составляет предприятие. Границы предприятия как производственной системыи фирмы как организационного образования сегодня далеко не всегда совпадают.Признаками предприятия являются: производственно-техническое единство,организационно-административная самостоятельность и хозяйственнаяобособленность. Предприятия классифицируются по размеру, в зависимости от сферыфункционирования и характера выпускаемой продукции, по типу производственныхпроцессов. Исходя из степени специализации выделяют предприятия: универсальные,специализированные, комбинаты. С учётом уровня механизации и автоматизации,можно разделить на: комплексно-механизированных, автоматизированных имеханизированных. В целом тип предприятия определяется потехнико-производственной базе предприятия, к активным элементам которойотносятся: энергетическое и силовое оборудование, рабочее оборудование,измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторная техника,вычислительная техника и прочие виды оборудования. Так же к элементам можноотнести подъёмно-транспортные средства и инструмент. Оборудование, состоящее всписках организации делится:
· установленное (сданное в эксплуатациюи ожидающее применения а плановом периоде);
· неустановленное (резервное, излишнее).
Степень сложноститехнологии производства определяются:
· многообразием способов воздействия напредмет труда;
· количеством операций, которые над нимосуществляются;
· точностью их выполнения.
Технологические процессыделятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. Воздействие на предметтруда может быть технологическим или естественным. По характеру связиопределяются три вида процессов:
· аналитические
· синтетические
· прямые
По типу используемогооборудования делятся на открытые и аппаратурные. По типу механизации выделяютследующие технологические процессы:
· ручные
· машинно-ручные
· частично автоматизированные
· комплексно-автоматизированные
Элементом технологическогопроцесса является операция. По назначению могут быть:
· технологические
· транспортные ипогрузочно-разгрузочные
· обслуживающие
· измерительные
Сами технологическиеоперации делятся на трудовые и технологические элементы. К трудовым относятся:
· трудовые движения
· трудовые действия
· трудовые приёмы
· комплекс трудовых приёмов
К технологическимэлементам относят:
· установка
· позиция
· технологический переход
· вспомогательный переход
· проход
· рабочий ход
· вспомогательный ход
Производство может бытьединичным, массовым и серийным. Последнее делится на мелкосерийное икрупносерийное.
Базовым элементоморганизации является рабочее место. Их можно классифицировать по следующимпризнакам:
· исходя из числа занятых
· по степени специализации
· по фиксированности
· уровню механизации
· числу обслуживаемых единицоборудования,
· с учётом пространственногорасположения
· в соответствии с количеством смен
· с учётом характера трудовойдеятельности
· по принадлежности к сфередеятельности
К организации рабочегоместа (планировке) существует ряд требований.
В любой организациисоблюдают четыре группы условий труда:
· санитарно-гигиенические
· физиологические
· психологические
· эстетические
Под организационнойкультурой предприятия понимается исторически сложившаяся система общихценностей, традиций, символов, убеждений, формальных и неформальных правилповедения членов организации, выдержавших испытания временем. Культуравыполняет ряд функций:
· охранная
· интегрирующая
· регулирующая
· коммуникационная
· адаптивная
· ориентирующая
· мотивационная
· воспитательная
· формирование имиджа
Каждая культура имеетсвою степень «силы»:
· бесспорная культура
· слабая культура
· сильная культура
Культура делится наэлементы:
· организационные ценности
· философия
· обряд
· ритуал
· легенды и мифы
· обычаи
· нормы и стиль поведения
· лозунги
· менталитет
Управленческая культураорганизации делится на:
· культура власти
· ролевая культура
· культура задачи
· культура личности
Выделяются культурыдеятельности:
· стабильная культура
· реактивная культура
· оптиципационная культура
· исследовательская культура
· креативная культура
Очень важное влияние накультуру организации оказывает национальный менталитет.
Одной из форм проявлениякультуры организации является имидж, т.е. репутация, доброе имя,психологическая модель, образ складывающийся у клиентов, партнёров,общественности. Имидж является сегодня одной из важнейших характеристикорганизации. Имидж нельзя купить, его нужно создавать. Формируемый с первыхдней существования фирмы под воздействием результатов деятельности, успехов илинеуспехов.
В последние годы новоеслово «имидж» стало необыкновенно популярным и вытеснило русские синонимы.Стали привычным такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации»,«имидж проекта», «имидж города или региона» и пр. Появилось немало специалистовпо формированию любого «эффективного имиджа» — имиджмейкеров, увидели светпубликации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука — имиджелогия. Наформирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства. Имидж непросто психический образ, он обладает вполне определенными свойствами. Этоследует даже из общепринятого определения имиджа.
Имидж — сложившийся вмассовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенныйобраз чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматриваютимидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. Тоесть имидж — это особый психический образ, сильно и определенным образомвлияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы. Высокаярегулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что, как говорят психологи,«имидж — это реальность иллюзорного пространства». Данную мысль следуетпояснить. Считается, что мы живем как бы в двух мирах — реальном и иллюзорном,или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируютотношения смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются всознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана.В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определеннымобразом преподносится обычно в соответствии со скрываемыми интересами. Поэтомув большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или очем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющимихарактер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенныхустановок, весьма далеких от реальности. Из сказанного следует, что имидж — этоманипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ,воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), ачерез них — на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор,осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении,когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличиеимиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо иличего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, чторепутация, престиж — категории рассудочные, когда отношение возникает врезультате осознанного выбора, рационального аргументированного сравнения.Имидж же скорее дает иллюзию качеств и свойств. Поэтому сейчас многие сталибороться именно за формирование привлекательного имиджа, а не репутацию илипрестиж. Справедливости ради, надо отметить, что существует и другая точказрения относительно психологической сущности имиджа. Ее сторонникирассматривают имидж как итог адекватного восприятия организации, ееруководителя, персонала, политики или деятельности. То есть предполагается, чтоманипулятивные действия не оказывают решающего влияния на образ организации илиих вообще нет.
Имеющийся опытпоказывает, что в конечном счете реальная практика будет сильнее транслируемогоимиджа, но для этого необходимо время, порой довольно продолжительное. Какпсихическому образу имиджу присущи следующие общие характеристики:
· имидж — объект идеальный, возникающийв сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь поих отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе поэтому присоздании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;
· эффективный имидж должен бытьцелостным и непротиворечивым, соответствующим однозначным обобщенным представлениям;
· как идеальное образование имиджнеустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразнымицелевыми РR-акциями;
· как стереотип имидж должен содержатьограниченное число компонентов, сложность конструкции будет только мешать еговосприятию, а следовательно, сделает отношение к нему неоднозначным;
· имидж, хотя он и иллюзорный образ,должен все же быть в какой-то мере реалистичным, явное приукрашиваниедостоинств приведет к снижению доверия;
· имидж должен быть прагматичным, тоесть ориентирован ограниченный круг задач, соответствующих целям организацииили особенностям настоящей ситуации ее развития;
· эффективный имидж должен обладатьсвойством вариабельности, абсолютно «жесткая и неизменная конструкция»неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнутьнеобходимость внесения корректив;
· имидж должен вызывать сильныйэмоциональный отклик, это следует из самого определения.
Научные исследованиясвидетельствуют, что главной функцией имиджа является формированияположительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительноеотношение сформировано, то за ним в следствии влияния социальных связейобязательно последуют доверие и, в свою очередь, — высокие оценки и уверенныйвыбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. Ктому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, аследовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же важнымфактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразнойинформацией публичной деятельности. Именно поэтому американцы говорят, чтоположительный имидж стоит миллиарды долларов. На достижение положительногоотношения и доверия и должна быть направлена РR- деятельность.
При формированииэффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имиджнеобходим? Естественно, положительный и привлекательный, но все же необходимаконкретизация потому что она определяет характер и направленностьРR-деятельности, ведь выбор вида или типа имиджа определяет стратегию исодержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологииимиджа. В качестве первого основания была выбрана направленность проявления, тоесть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имиджбывает:
· внешним, то есть проявляющемся восновном во внешней среде, ориентированной на клиентов или потребителей(фирменный стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала ипр.);
· внутренним, формируемым каквпечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этикаповедения, особенности делового общения, традиции и пр.).
Очевидно, что междуданными видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, онидаже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие к организации и еедеятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается большенесовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являетему полную противоположность.
Второе основание — этоэмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа:
· позитивный имидж (здесь комментариине требуются, на его достижение направлена вся РR-деятельность);
· негативный имидж (формируется восновном в политике политическими оппонентами с помощью так называемого«черного РR» и антирекламы; в коммерческой деятельности создается существенноменьше, но если такая работа проводится конкурентами, то неявно, опосредованнос использованием психологических технологий «тайного принуждения»).
Третье основание — целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют дватипа:
· естественный имидж, складывающийсястихийно, без специальных РR-акций и рекламы в результате практическойдеятельности организации;
· искусственный, создаваемый специальнорекламой или РR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру ирезультативности деятельности организации.
Специалистами отмечалось,что на первых этапах РR или рекламной деятельности организации доминируютискусственные имиджи, как бы приукрашивающие реальность, в дальнейшемпроисходит их взаимная адаптация и сближение.
Четвертое основание — этостепень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает:
· когнитивным, дающим «сухую»специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узкихспециалистов);
· эмоциональным, чувственным (такойимидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональныйоклик).
Пятое основание — этосодержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случаевыделяют следующие типы:
· политический имидж;
· имидж руководителя ( и его команды);
· имидж организации;
· имидж территории ( города, региона,страны);
· имидж идеи, проекта.
Каждый из этих типовимиджей имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию иметоды его формирования, особенности РR и рекламной деятельности.
2.2 Листы рабочейтетради
Лист рабочей тетради№1
1.Устойчивая группа лиц,взаимодействующая друг с другом с целью решения текущих проблем и достиженияпоставленных целей, называется _____________________.
2.Структура организации бывает:
2.1. __________________(совокупностьматериальных объектов и процессов)
2.2. __________________(совокупностьсамих участников)
2.3. __________________(системарабочих мест)
2.4. __________________(системанорм)
3.Пять основных фаз организации,образуют ___________________
4.Признаки организации:
· _________ (к достижению которойстремятся члены организации)
· ____________ (выражается взамкнутости внутренних процессов)
· ____________(посредством котороговзаимодействуют отдельные элементы организации)
· ______________ (сплав ценностей,традиций, верований и норм организации)
5._______________ — способностьфункционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех.6. Устойчивость структуры достигается за счёт: а)_______________________________ b)_______________________________ c)_______________________________ 7. Сложность современной организации обусловлена:
a)_______________________________
b)_______________________________
c)_______________________________
8.Совокупность внутренних факторов, такназываемых внутренних ______________, придающих организации конкретное,присущее только ей лицо, образует внутреннюю ____________________.
9.______________ — качественное разграничениеи обособление различных видов труда.
10. Вертикальноеразделение труда, образует ___________________.
Лист рабочей тетради№2
1.____________, или способ соединенияотдельных видов работ, может быть складывающейся, последовательной, связанной,групповой.а)___________________________ технология заключается в том, что работы выполняются на одном объекте, последовательно или параллельно. б)___________________________ технология означает, что работы взаимно обуславливают друг друга. в)___________________________ технология характеризуется тем, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. г)___________________________ технология предполагает, что все работы а рамках организации слабо связанны друг с другом.
2.Важнейшим элементом внутренней средыявляется _____________________, т.е. совокупность социальных связей и норм.
3.Внутреннюю среду составляет такжеотношения между её участниками и могут быть либо _________________, либо_____________________.
4.________________ — это совокупностьэлементов, с которыми та взаимодействует для получения ресурсов и удаленияотходов. Так же называется «окружением»
5.Жизнь организации подчиняетсяопределённым законам, таким как:
· закон ____________. Он гласит, чтопотенциал организации как единого целого превышает сумму потенциалов отдельныхэлементов;
· закон_____________ внутриорганизационных процессов и функций противоположнонаправленными;
· третий законтребует ____________________ между организацией и её элементами при любыхизменениях;
· закон________________ подразумевает, что функционирование всех без исключенияорганизационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели;
· закон___________________ предполагает, что любая организация стремится сохранитьсебя как целое;
6. Организации с точки зренияпроисхождения выделяются на:Естественные
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________ Искусственные
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
7. ___________________ модельорганизации предполагает единство действий участников ради достижения внешнезаданной цели на основе чётких норм и регламентов.
8. ___________________ модельпредставляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных всобственной выгоде.
Лист рабочей тетради№3
1. Различия деловой и общественной организаций:Деловые организации
______________________________
______________________________
______________________________ Общественные организации
______________________________
______________________________
______________________________
2. Три «столпа» современной эффективнойорганизации – это _________________, _________________ и ____________________.
3. Заполнить пустые ячейки:
Параметры
Приростной тип
Предпринимательский тип 1. Цели Оптимизация потенциала прибыльности 2. Пути достижения Количественный рост 3. Влияние ограничений Поиск путей преодоления ограничений 4. Основа поощрения Результативность 5. Ключевая информация О внутренних и внешних возможностях 6. Варианты развития Один 7. Принимаемое решение Лучшее 8. Отношение к риску Минимизация 9. Организационная структура Гибкая 10. Характер деятельности В соответствии с традиционными направлениями, слабо связанными между собой технологически 11. Подход к управлению Предвидение проблем 12. Основа поиска решений. Опыт Реорганизация
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________ _________________ означает изменение структуры организации. Реинжиниринг
_______________________________________________ _______________________________________________
_______________________________________________ _________________ заключается в разработке общей структурной схемы организации.
4. Регламентация – это разработка__________, __________ и ____________.
5. _________________ — это определениезатрат рабочего времени на осуществление тех или иных функций, процессов,процедур.
6. Создание условий для упорядочиванияположения и движения людей и материальных объектов в рамках организации,называется ____________.
Лист рабочей тетради№4
1. Под ____________ ____________сформированной в результате проектирования, необходимо понимать упорядоченнуюсовокупность взаимосвязанных подразделений.
2. Процесс формирования подразделенийполучил название _____________.
3. Виды процессов формированияподразделений:
· ________________(предполагает, что подразделения создаются исходя из оптимального количествалюдей);
· ________________(в основу создания подразделений кладётся технологический процесс);
· _________________(когда «под общей крышей» объединяются люди, имеющие близкие специальности);
· _________________(выделение подразделений происходит в соответствии с функциями).В производственный блок входят подразделения:
а) _______________________
б) _______________________
в) _______________________
г) _______________________ К управленческому блоку относятся подразделения:
а) _______________________
б) _______________________
в) _______________________
г) _______________________
д) _______________________ К социальному блоку относят:
а)________________________
б)________________________
в)________________________
4. Принципы построения крупныхорганизаций:
· ________________(каждое подразделение организации специализируется на производстве полногонабора продукции);
· ________________(каждое из подразделений сосредоточенно на выпуске какого-то одного видапродукции);
· ________________(ориентирует подразделения на производство продуктов для определённой группыпотребителей)
· ________________(в рамках фирмы формируются специальные центры, занимающиеся разработкой новыхвидов продукции);
5. Связи, объединяющие фирмы, связанныемежду собой технологически и экономически, называются _________________________________.
6. Предприятия холдинга, ориентированныена внутрифирменную реализацию продуктов, называются_______________________________.
7. Внешне ориентированные предприятияхолдинга, осуществляют ____________________________________________.
8. Внешне ориентированные предприятияхолдинга делятся на:Стабильные структуры ________________________________________ ________________________________________ Динамичные структуры ________________________________________ ________________________________________
Лист рабочей тетради№5
1. Выделяют несколько видов гибких(адаптивная) организационных структур: _________________, ________________, _________________,________________, __________________.
2. Основу производственно-техническогоединства составляет______________________________________________________.
3. Признаки, по которым классифицируетсяпредприятие:
· _____________(объём выпуска, величина производственного потенциала, численность работников);
· _____________(массовая, серийная и единичная продукция);
· _______________ (взависимости от специализированности).
4. Технико-производственную базупредприятия образуют:
А)___________________________________
Б)___________________________________
В)___________________________________
Г)____________________________________
Д)____________________________________
5. Технологические процессы:_________________ могут быть заготовительными, обрабатывающими, сборочными, отделочными, информационными. _________________ цель процесса в создании условий, необходимых в осуществлении основных. _________________ связанны с размещением, хранением товара. К ним так же относят социальные услуги работникам.
6. Воздействие на предмет труда можетбыть ____________ и ____________.
7. Совокупность, объединённая либо потехнологической последовательности, либо по общности факторов, влияющих навремя выполнения, называется __________________________________________.
8. Этапы развития технологическихпроцессов:
а)____________________________________
б)____________________________________
в)____________________________________
9. ________________ — элемент, которыеклассифицируется по числу занятых, степени специализации, уровню механизации,числу обслуживаемых единиц оборудования и сфере деятельности.
Лист рабочей тетради№6
1. Под организационной культуройпонимается ___________________ ________________________________________________.
2. Организационная культура выполняетследующие функции:
· ___________________(создание барьера от нежелательных внешних воздействий);
· ___________________(объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность корганизации);
· ___________________(создаёт общий социально-психологический климат в организации);
· ___________________(играет важную роль в деле осуществления контактов между людьми);
· ___________________(облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу).
3. По месту организации истепени влияния на неё выделяют несколько типов культуры:______________ характеризуется небольшим количеством неукоснительно исполняемых ценностей и норм, при необходимости корректируемых. ______________ практически не содержит общих ценностей и норм; у каждого элемента организации они свои, даже противоречащие другим. ______________ содержит множество норм и ценностей, открыта любому влиянию, допускает гласность и диалог между участниками организации.
4. Субъективные элементыкультуры:
а)______________________________
б)______________________________
в)______________________________
г)______________________________
5. Культура, котораяориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущинеопределённость, риск и постоянный поиск, называется_________________________________________.
6. Три основных видаорганизационных культур:______________ характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. ______________ основана на господстве регламентов, правил и процедур. ______________ дополняет две предыдущие. Её основу составляют внутренние ценности.
7. Культура, которая ориентирована наотдалённое будущее, выбор вариантов решений на основе поиска новых возможностейи постоянно балансирует между риском и выгодой, называется______________________.
7. Паблик рилейшнз – это____________________________________.
8. Форма проявления культурыорганизации, которую нельзя купить, а можно только создать, называется_________________________________.
9. Название организации. Ссодержательной точки зрения, может быть ________________, __________________ и___________________.
10. Типология управленческих культур поС. Хонди:
· Культура власти,или ____________;
· __________культура, или Аполлона;
· Культура задачи,или _____________;
· Культура____________, или Дионисия.
3. Методика работы слистами рабочей тетради на занятии
Лекция рассчитана на двенадцатьакадемических часов. Не более одной пары в один учебный день. В первый деньученикам читается лекция. После прочтения лекции раздаётся первый лист учебнойтетради, где ученикам предлагается заполнить пробелы. Это либо какое-топропущенное понятие, но само определение понятия дано, либо понятие дано, а егоопределение нужно записать. Так же в листах рабочей тетради присутствуютзадания, где необходимо указать какие-либо составные элементы понятия илипроцесса. Или дать пояснения к указанным элементам. Во второй учебный день,перед началом лекции происходит анализ ошибок первого листа учебной тетради,затем лекционный материал и в конце учебной пары снова раздаются листы попройденной теме. В третий лекционный день, в начале академического часа сноваанализируются ошибки. После читается следующий лекционный материал.Соответственно на следующий учебный день, снова анализируются ошибки и выдаютсяновые листы рабочей тетради. Таким образом, преподаватель имеет возможностьотследить, как усвоен материал учениками, какие наиболее часто встречаютсяошибки. Принимая во внимание эти данные, преподаватель сможет поправить стильизложения лекции, усилить, или наоборот, ослабить лекцию понятиями, улучшитьспособ ведения лекций и подготовку к ним. После прочтения всего лекционногокурса по этому предмету, ученикам либо предлагается зачёт, либо контрольныевопросы, либо все листы рабочей тетради. Заполнение всех листов по данной темеи анализ ошибок даст ясную картину того, как усвоился материал, помогает липоэтапный анализ ошибок. Есть ли какие-либо изменения при заполнении. На данномэтапе возможна другая очередность заданий в листах рабочей тетради. Т.е. если вконце каждой лекции давались листы чётко по пройденному материалу, то взаключении лекционного курса вопросы могут быть как из последней, так и спервой лекций на одном листе учебной тетради.
Листы создавалисьсогласно ходу изложения учебного материала. Таким образом, существуетвозможность проконтролировать усвоение учебного материала. На каждом этапепроисходит контроль мыслительной деятельности учащегося. Если заметны явныеошибки, то мысль ученика направляется в нужную сторону. По окончаниюлекционного курса, возможно увидеть всю картину в целом, сделать выводы инаметить будущее направление разработок лекций.
Заключение
В заключении можноотметить, что разработка листов рабочей тетради является вполне современнымспособом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверкаусвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверкаполученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствиеэтого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент,когда они делаются. Такой тип обучения и контроля наиболее подойдёт для заочнойформы обучения, т.к. тут наблюдается острая нехватка лекционных часов дляизложения материала. А если этот материал будет освоен неправильно, то ничегоуже не поправить. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в моментсвершения.
Таким образом, в даннойкурсовой разработаны листы рабочей тетради, обоснованна их роль в методическомобеспечении учебной деятельности, предоставлена теория разработки листоврабочей тетради, разработаны листы по теме «Организации» дисциплины«Менеджмент». Следовательно поставленные цели и задачи выполнены в полномобъёме.
Список литературы
1. Веснин В.Р.Менеджмент: Учебник. – М.:ТД «Элит-2000», 2006
2. Виханский О.С., Наумов А. И.Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006
3. Гузеев В.В. Системные основанияобразовательной технологии. — М.: Знание, 2005
4. Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикумпо методике преподавания машиностроительных дисциплин. — Свердловск: Свердл.инж.-пед. ин-т, 1992
5. Ильясов И.И., Галатенко Н.А.Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие дляпреподавателей. — М.: Изд-во Логос,2006
6. Кларин М.В. Инновационные моделиобучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Изд-во «Арена»,2007
7. Махмутов М.И. Современный урок. – М.:Педагогика, 2005
8. Профессиональная педагогика: Учебникдля студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007
9. Поздняк И.П., Малышевич В.В.Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах. — М.:Педагогика, 2005
10. Принципыразработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированныхрабочих в учебных заведениях профтехобразования/ Под ред. А.П.Беляевой. — М.:Высш. шк., 2006
11. Чахоянц В.Е.,Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. — М.:Высш. шк., 2006
12. Шалунова М.Г.,Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005
13. Эрганова Н.Е.Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007