Реферат по предмету "Право"


Специальные административно правовые режимы

План. Стр. I. Специальные административно-правовые режимы. 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак¬тера. 2. Чрезвычайное положение. 3. Военное положение. 4. Режим охраны государственной границы. 5. Режим секретности. 11 Список используемой литературы. I. Специальные административно-правовые режимы.

Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Во всех административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.

Юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и прав. Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами. Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень сложный и противоречивый

процесс. В определенные периоды его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д. Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для уничтожения значительных

материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных, экономических, материально-технических. Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы

чем те, которые действуют в обычных условиях. Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым режимам. Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации уп¬равления, являются: 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак¬тера. 2. Чрезвычайное положение. 3. Военное положение. 4. Режим охраны государственной границы. 5. Режим секретности. 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвы¬чайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на опреде¬ленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, ко¬торые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей

или окружающей природной среде, значитель¬ные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность— предупреждение таких ситуаций. Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции,

осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, техно¬логических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д. В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России - является специальным федераль¬ным органом исполнительной власти, осуществляющим государствен¬ное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные орга¬ны соответствующего профиля.

Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреж¬дений и организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычай¬ных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории

Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрез¬вычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований. МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов

исполнительной власти и местного самоуправ¬ления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению пос¬ледствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществ¬ление мероприятий в этой области; организует формирование и достав¬ку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций. Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо¬роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подраз¬делить на две группы: а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направ¬лены на предупреждение чрезвычайных ситуаций; б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества. 2. Чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 457. Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические (правовой акт) основания

возникновения данного правового режима. Главное в его содержании: - ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права; - изменение системы государственной власти путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление дополнительных полномочий. Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией РФ особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления,

предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий на них дополнительные обязанности. Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью

граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо изменения конституционного строя РФ путем насилия. Цели введения режима чрезвычайного положения: - нормализация обстановки; - восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц; - восстановление нормального функционирования конституционных органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других институтов гражданского общества; - оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям; - ликвидация последствий

беспорядков, эпидемий, катастроф, стихийных бедствий. Законодательство РФ определяет основания объявления чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии: а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии; б) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного положения,

должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления чрезвычайного положения с наступлением конкретных явлений или событий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности; задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение такой угрозы; в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации: общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;

г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер. Условия введения чрезвычайного положения: - стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения; - массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием

над гражданами, ограничивающие их права и свободы; - блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления; - попытка захвата государственной власти или изменения государственного строя РФ насильственным путем; - посягательство на территориальную целостность государства, угрожающих изменению его границ; - необходимость восстановления конституционного

правопорядка и деятельности органов госу



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лоббирование в Государственной Думе
Реферат Новая миссия французской школы: предложения, направленные на профилактику наркомании
Реферат Учет и анализ операционных и внереализационных расходов и доходов в ОАО АПСК Г
Реферат Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов
Реферат Современное представление о природопользовании
Реферат Разработка рекламной стратегии на примере факультета факультета Коммерции Южно-Уральского государственного университета
Реферат Ремонт автомобилей
Реферат 17 18 марта 2011 года Российская социологическая ассоциация, Российское общество социологов, факультет политологии и социологии Ургу им. A. M
Реферат Альбина Никконен
Реферат Общая характеристика деятельности АБС Холдингс
Реферат Классификация потребностей людей
Реферат Анализ демографической ситуации в России
Реферат Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы
Реферат Софійський собор
Реферат Обеспечение безопасности общесудовых и погрузочно-разгрузочных работ