КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Социальные права детей в России» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.… 3 Глава 1. Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка.….1. Российское законодательство… 2. Международные нормативно-правовые акты….14 Глава 2. Основные направления реализации социальных прав ребенка…1. Социальное обеспечение ребенка… 2. Социальная защита и социальная защищенность ребенка….… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….28 ВЫВОД… 29 ПРИЛОЖЕНИЕ….31 Список использованной литературы… 32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Дети – особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они – тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются
следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.
В социальные права детей входят права на социальное обеспечение, социальную защиту и страхование. Социальное обеспечение включает реализацию мер по осуществлению, в основном, материальной поддержки населения, в том числе и детей. Целью социальной защиты является предоставление различных услуг, способствующих нормальному развитию детей. Это могут быть услуги по психологической, педагогической и другой поддержке детей в школах, детских домах, приютах и других учреждениях.
Социальное страхование предусматривает компенсацию в денежной или материальной форме, при наступлении определенных событий (страховых случаев) лицам заключившим страховой договор. Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав Целью данной работы является изучение социальных прав детей в
России. Задачей данной работы является изучение социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты детей в России. Объектом данной работы являются дети в России. Предметом являются социальные права детей. То есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование. Гипотеза Если социальные права детей в России будут четко установлены, то общее положение детей улучшится,
при условии, что эти права будут исполняться, и дети будут знакомы с этими правами. Критический анализ литературы В данной работе использовались, в основном различные нормативно-правовые акты. Такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Конвенция ООН по правам ребенка, а так же Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.
Конституция Российской Федерации наиболее четко отражает права и обязанности граждан России. Здесь, конечно, закреплены и права детей. Однако, в Семейном Кодексе эти права рассмотрены в более крупном масштабе. Здесь, кроме права на социальное обеспечение или права на образование рассмотрены такие права, как имущественные, право на имя и фамилию, право на общение с родителями и другими родственниками и т.д.
Семейный Кодекс хорошо изложен в книге Пчелинцевой Л. М. «Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации». Здесь кроме статей кодекса, имеются и комментарии к каждой. Что касается международных документов, то, как уже было сказано, здесь использовались Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей и
Конвенция по правам ребенка. В Декларации, в основном, содержатся права, связанные с семьей ребенка. Такие, как право ребенка находиться в семье, право на имя и фамилию; так же здесь указаны основные правила передачи ребенка на воспитание в другую семью или усыновление. Тем не менее, Конвенция по правам ребенка является самым «всеобъемлющим» документом среди всех подобных. Здесь, как и в Декларации рассматриваются права ребенка на семью, правила передачи ребенка на воспитание
или усыновление. Так же, здесь рассмотрены права детей на жизнь, на сохранение своей индивидуальности. Права детей на собственное мнение и на отстаивание своих интересов в суде и другие права. Для работы над второй частью использовались следующие источники: право социального обеспечения, государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.» и другие источники. В книге «Право социального обеспечения», достаточно широко отражает новейшие положения законодательства
в области социального обеспечения. Здесь изложены основные виды социального обеспечения: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др. В Государственном докладе «Положение детей в России» изложены не только проблемы детей в России, но и так же права детей, основные нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение прав ребенка, приводятся статистические данные по различным аспектам жизнедеятельности детей в России. При работе над параграфом «Социальная защита детей» была использована
книга «Основы социальной работы» под редакцией П.Д. Павленка. Социальная защита детства здесь рассматривается как социальная защита школьников, социальная защита детей являющихся воспитанниками детских домов, а так же правовая и материально-экономическая база социальной зашиты детства. Помимо этого здесь использовались некоторые материалы сети интернет. Использовались такие сайты как, например, www.un.org, а так же www.seprava.ru.
На первом сайте полностью изложены все статьи Конвенции ООН по правам ребенка, кроме этого там находится и вводная часть к Конвенции и приложение к ней. На сайте www.seprava.ru полностью рассмотрены основы социального обеспечения, включая социальное страхование детей в России. Права детей так же хорошо изложены в различных нормативно-правовых актах, которые, в свою очередь, изложены в «Антологии социальной работы», составленную
Фирсовым М.В. ГЛАВА 1. Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка 1.1. Российское законодательство Конституция Российской Федерации и права ребенка. Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных
Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом реформирования общественного строя и особенно негативными тенденциями, затронувшими экономику и социальную сферу государства. В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах
человека и гражданина. Статья 17 гласит: 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке
материнства и детства. В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования. В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей.
По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет . Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.
Семейный Кодекс о правах ребенка Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить: •
Право ребенка жить и воспитываться в семье; • Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; • Право ребенка на защиту; • Право ребенка выражать свое мнение; • Право ребенка на имя, отчество и фамилию; • Имущественные права ребенка. Рассмотрим эти права более подробно. Право ребенка жить и воспитываться в семье подразумевает, что ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей,
право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (ст. 54). Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение
под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 55) . Право ребенка на защиту. Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве предусматривается необходимость защиты
прав ребенка от следующих угроз и посягательств: • Произвольного или не законного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка); • Всех форм физического или психического насилия, оскорбления ил злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.
19 Конвенции о правах ребенка); • Экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья служить препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его психическому и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); • Незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка); • Всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения
(ст. 34 Конвенции о правах ребенка); • Бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка); • Всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка). Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также
для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст. 4,19 и 33 Конвенции о правах ребенка) . По Семейному кодексу РФ ребенок имеет право: • На защиту своих прав и законных интересов. • На защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в праве самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. • Должностные лица организаций и другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить
об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 56). В качестве первоочередных мер по безусловной реализации ребенком права на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие
в семье. В этих же целях планируется освещение в СМИ прецедентов процессов над гражданами, нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок в праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57). В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя и бывает способен сформулировать свое мнение.
Учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему – по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание. После же достижения ребенком возраста 10 лет учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составлять лишь те предложения ребенка, реализация которых прямо бы противоречила
его интересам. Подобные случаи не представляется возможным перечислить, они смогут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных ситуаций В некоторых случаях решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества
или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью. Право ребенка на имя, отчество и фамилию Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию, отчество появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретения гражданства. В некоторых случаях, прямо предусмотренных Семейным Кодексом, решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только
с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью. В статье 58 говорится, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов
Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Наконец, в имущественные права ребенка входят права: • На получение содержания от своих родителей и других членов семьи; •
Право собственности на доходы, имущество, полученное им в дар, а так же другое имущество, приобретенное на средства ребенка; • Право на имущество родителей, при условии, что родители не имеют права на имущество ребенка; • Правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании. 1.2. Международные нормативно-правовые акты Конвенция ООН по правам детей. Конвенция о правах ребенка была принята
ООН сравнительно недавно. Она вступила в силу в 1990 году. Государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо дискриминации и принять в этих целях законодательные, административные и другие меры. В отличие от Конституции Российской Федерации, в которой, в основном, выделяются права «граждан» и
Семейного кодекса, в котором права детей регулируются, в основном, в семейных отношениях (усыновление, изменение имени или (и) фамилии, алименты и др.), в Конвенцию ООН по правам ребенка включены все права и обязанности детей, в государствах, принявших Конвенцию. Так, например, статья 6 Конвенции предусматривает права ребенка на жизнь, а по статье 2 права ребенка обеспечиваются независимо от их расы, национальности, вероисповедания и т.д.
Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации «переплетаются» с Конвенцией. Например, Семейный Кодекс или Конституция РФ. Так, по Семейному кодексу ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13 Конвенции). В Конституции РФ, рассматривается право ребенка на образование, на основе равных возможностей (ст. 28 Конвенции). Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные
и другие меры для осуществления прав, признанных в данной Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (ст. 4). Конвенция рассматривает так же и права детей на семью. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.
Государства-участники поддерживают желание семьи на воссоединение. Принимаются меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. (статьи 9 -
11). Кроме того, в Конвенции изложено право ребенка право свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью, ребенку предоставляется право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами
национального законодательства (ст. 12). Конвенцией, так же предусмотрены права детей-инвалидов. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (статья 23). Для детей, которые входят в группу национальных меньшинств, тоже предусмотрены права.
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (статья 30). Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. В данном документе, который был принят резолюцией генеральной ассамблеи
ООН от 3.12.1986 года в основном рассматриваются «семейные» права ребенка. То есть это права возникающие особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. В первой части, об общем благополучии семьи и ребенка, записано, что каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка(ст. 1), благополучие ребенка зависит от благополучия семьи (ст.
2), а так же то, что забота о ребенке лежит прежде всего на его собственных родителях (ст. 3). Если родители не проявляют заботы о своем ребенке, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении о помещении ребенка в специальное учреждение.(ст. 4). Лица, отвечающие за процедуры передачи детей на воспитание или усыновление, должны иметь профессиональную или иную соответствующую подготовку (ст.
6). Так же здесь указывается тот факт, что ребенок всегда должен иметь имя, гражданство и законного представителя (ст.8). Так же в декларации рассматриваются такие аспекты, как передача детей на воспитание и усыновление. Здесь предусмотрены права на защиту ребенка, при передаче его на воспитание в другую семью или усыновление. По статье 13 основная цель усыновления заключается в обеспечении постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители.
Кроме того установлены нормы усыновления детей зарубежными гражданами. Усыновление за границей должно производиться через компетентные органы или учреждения с применением гарантий и норм, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране происхождения. Ни в коем случае усыновление не должно приводить к получению сторонами, принимающими участие в усыновлении, неоправданных финансовых выгод (ст. 20). Вопрос об усыновлении за границей может рассматриваться лишь
после того, как будет установлено, что не имеется юридических препятствий для усыновления. Необходимо установить, что ребенок сможет переехать в страну будущих приемных родителей и сможет получить их гражданство. Так же следует учитывать культурное и религиозное воспитание и интересы ребенка (ст. 21 – 24) Глава 2. Социальные права ребенка 2.1.Социальное обеспечение детей Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества.
Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества» Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуется как социальное обеспечение.
По статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных чле¬нов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая
размер пенсии со стажем работы. Однако в связи с особыми ус¬ловиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста. Как бы в развитие по¬ложений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания соци¬ального обеспечения для воспитания детей: • пособие в связи с рождением ребенка; • пособие по беременности и родам; • единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности; • ежемесячное пособие на
ребенка; • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих ос¬нований. Рассмотрим их более подробно. Пособие в связи с рождением ребенка Предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи в связи с рождением ребенка.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения 2 и более детей (усыновления), пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. Если ребенок родился мертвым, пособие не выплачивается. Размер пособия составляет 15-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный законом на день рождения ребенка. В районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия
определяется с применением этих коэффициентов. Пособие по беременности и родам Российское законодательство содержит целый комплекс правовых норм, предусматривающих дополнительные права и льготы беременным женщинам, в том числе и право на предоставление пособия по беременности и родам. Целевое назначение данного пособия - возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского
ухода за ребенком впервые месяцы его жизни. Размер пособия зависит от того, состояла ли женщина на момент ухода в отпуск в трудовых отношениях либо имела иной статус. Данное пособие выплачивается в размере: • среднего заработка по месту работы – женщинам, подлежащим социальному страхованию; • стипендии, установленной образовательным учреждением – женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях; • минимального размера оплаты труда – женщинам,
уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций; • денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности Предназначено для того, чтобы способствовать своевременной диспансеризации беременных женщин и профилактике осложнений при родах, и представляет собой денежную выплату единовременного характера, назначаемую дополнительно
к пособию по беременности и родам. Размер данного пособия составляет 100% минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на момент предоставления отпуска по беременности и родам. Ежемесячное пособие на ребенка Целевое назначение данного пособия на ребенка – оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве. Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума
оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Право на данное пособие имеют, как правило, те же категории, женщин которые получают пособие по беременности и родам Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет выплачивается в твердой сумме в размере двух размеров минимальной
оплаты труда и не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход. В статье 39 Конституции говориться лишь о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому
и др. Следует так же отметить, что социальное обеспечение тесно связано с социальным страхованием. В социальное страхование так же входит отпуск по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, пособия для детей проживающих в малоимущих семьях. 2.2. Социальная защита и социальная защищенность ребенка Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-
экономический трудностей, переживаемых Россией в течение более десяти лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям из группы риска. Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения,
образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения социальной защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер по социальной защите детей. Социальная защита школьников и дошкольников В России существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающих поколений. В ее структуру входили церковные и монастырские приюты, ремесленные школы, общинные школы с интернатами при них. Социальной преемственностью отличаются детские сады, ясли.
В современных условиях плата за содержание детей в детских садах и яслях дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально не защищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях зависит от потребностей и возможностей семьи. Порой дети находятся в детском саду пять дней в неделю. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам.
Его необходимым элементом является обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах. Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей, имеющих проблемы со здоровьем и отклонения в развитии.
Существуют специализированные детские сады, цель которых – подготовка к обучению в обычной школе. Однако некоторая часть дошкольников с серьезными проблемами со здоровьем получает подготовку для обучения в специальной школе. Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как
устойчивого психического состояния, а также эффективная социализация. Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений – один из важнейших
путей решения задач социальной защиты. Однако эта работа затруднена отсутствием какой-либо кадровой политики, что обусловлено экономическим кризисом. Тем не менее, разработаны и проводятся перспективные социальные мероприятия. В большинстве училищ организованы учебные группы для детей и подростков, имеющих отклонение в физическом и психическом развитии. Так, благодаря сотрудничеству Пушкинской школы для детей с отклонениями в развитии и мебельного комбината выпускники получают начальную
профессиональную подготовку в школе, специализацию и рабочее место на комбинате, а предприятие решает кадровую проблему. Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, выступающими от органов социальной работы, предприятий и общественности. Вместе с тем надо отметить, что кадровая проблема в области социальной защиты дошкольников и школьников остается сложной в первую очередь по экономическим причинам.
Именно они тормозят увеличение числа специалистов, непосредственно занятых социальной защитой подрастающего поколения. Особенности социальной защиты воспитанников детских домов Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения,
лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление. Жизнедеятельность воспитанников детских домов организованна так, что они постигают функции членов семьи, – мальчики выполняют доступные им столярные, слесарные работы в спальнях, столовых, игровых комнатах,
поддерживают чистоту и порядок во дворе; девочки сервируют стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют в создании уютного интерьера. Воспитанникам прививается чувство доброжелательности к членам группы и «чужим» детям. Формирование социальной защищенности выпускников детских домов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие незначительные пособия, что на
них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Все это требует создания института тьюторов для выпускников детских домов. Сейчас эта работа ведется на общественных началах. Тьюторы помогают создавать связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют
социально-профессиональному самоопределению выпускников детского дома, приему детей социально депривированных. Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если улучшится психологический климат в детском доме.
Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости. Социальная защита детей-инвалидов Немаловажной является проблема прав детей-инвалидов. В частности, это относится к их праву на образование в обычных общеобразовательных школах. По этому поводу в международный день защиты детей в
Москве, на Васильевском спуске, организации инвалидов провели уличное театрализованное представление. Активисты Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», Ассоциации «Даун синдром», шоу-группа «Даун Синдром» и дует «Котофей» подготовили импровизации-скетчи на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка: «Дети должны расти в семье», «Дети должны учиться», «Дети имеют право на образование», «Дети должны иметь детство».
В одной из первых сценок Карабас-Барабас грозно отгонял родителей от детей-инвалидов и кричал, что ребенок с отклонениями в развитии должен воспитываться в интернате. Действительно, родителям детей-инвалидов врачи, как правило, настойчиво советуют отдать ребенка в интернат,
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |