Методикаизучения звуков на уроке русского языка в начальной школе
Урок1
Задачи:
1: Сообщение темыурока: — Сегоднямы изучим новые звуки. Но сначала давайте подготовим наш артикуляционныйаппарат.
2: Артикуляционнаягимнастика.
1. Жилбыл язычок, длинный – предлинный, вот такой. Рот открыт, язык высовывается изорта и убирается в рот попеременно на счет «раз – два». (повторить 8 – 10 раз)
2. Жилон за заборчиком — зубами. Покажите, какой ровный заборчик – зубы. Оббьемдвижений – как при артикуляции звука «и». Под счет «раз – два» губыраздвигаются и снова смыкаются. (повторить 8 – 10 раз).
2а): А с какими, выузнаете, поиграв в игру «Доскажи словечко»:
Целый день он спать непрочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать…(сверчок).
То погаснет, тозажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый …(светлячок)
Ходит длинный, пасть склыками.
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он,
Ты узнал, ктоэто?...(слон)
2б) — Что общего всловах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук[с] – согласный, глухой, твердый.)
— вспомните слова созвуком [с']. (Сено [с'], силач [с'], сирота [с'] и др.)
2в) Дорисуйте схему — «звуковичка». С.
3: Звуковой анализ словасо звуком [с] слон, [с'] сено
4: Постановка звуков:
— При произнесениизвука [с] язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идетвыдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздухахолодная, вы ее можете ощутить, если поднесете ко рту руку (тыльной сторонойкисти).
Вспомните, с какимзвуком воздух выходит из насоса и свистит («с – с – с – с – с»)
5: Автоматизацияусвоенного звука: сначала в закрытых слогах: ас, ос, ус, ыс; словах: ус, нос,мыс, квас, овес, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах: са,со, су, сы; словах: оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок (ученикиповторяют за учителем).
Звук [с'] можно вызватьпутем подражания после того, как звук [с] будет автоматизирован. Эта работапроводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю (ученики повторяют заучителем). При этом ребенок должен улыбаться, так как растягивание уголков ртаспособствует продвижению языка вперед и смягчению звука.
— Улыбнитесь иповторяйте за мной.
Когда будет усвоеноправильное произношение звука [с'] в слогах, можно переходить к автоматизациизвука в словах: Ася, Люся, гусята, лисята, лосята, осина, висит, носит, косит,василёк, лось, гусь, боюсь и т. п.
6: Работа позакреплению:
Чистоговорки
(Повторяют за учителем)
Са – са – са, к намлетит оса.
Са – са – са, в лесуживет лиса.
Са – са – са, у Сонирусая коса.
Со – со – со, укатилоськолесо.
Сы – сы – сы, вот стоятвесы.
Сы – сы – сы, у настеплые носы.
Су – су – су, я супнесу.
Су – су – су, стадо япасу.
Ас – ас – ас, мы любимквас.
Ас – ас – ас, у нассвет погас.
Ос – ос – ос, Света естабрикос.
Ёс – ёс — ёс, в полерос овёс.
Си – си — си, к намплывут караси.
Ся – ся – ся, я боюсьгуся.
Ся – ся – ся, Костяловит карася.
Сю – сю – сю, подождуЛюсю.
Ось – ось – ось, вотидет лось.
Сят – сят – сят, у Симыдесять лисят.
Предложения (Повтор заучителем) У сосны – сук. Сова сидит на суку.У Славы русые волосы. (Мама поставила на стол суп и салат. У Люси есть гуси.Люся пасет гусей. У Аси синий василек. Сёма сидит на сене.)
Потешки, скороговорки,пословицы, поговорки (Повтор за учителем)
1) Выяснениесмысла
2) Повторза учителем
У маленькой Сани санкиедут сами. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. (Сколько волка ни корми, а онвсе в лес смотрит. Спелое яблоко само с дерева валится. Сено Сене Костя косит –в сени сено Сеня носит. Сеня вез воз сена. Носит Сеня сено в сени – спать насене будет Сеня. Семь бед – один ответ.)
Урок2
Цель:
Задачи:
1: Сообщение темыурока. Формулируют ученики после рассматривания с. 118
2: Артикуляционнаягимнастика
1. Проснулсяязычок рано утром
3: Звуковой анализ словсо звуками [з], [з']- Что изображено на картинках? (Зонт, зебра) страница
Зонт, произнесите 1 –йзвук в слове, дайте характеристику звука ([з] – согласный, звонкий, твердый).Зебра. Дайте характеристику 1 – го звука [з'] – согласный, твердый, мягкий.
4: Постановка звуков:
Постановка звука [з] невызовет трудностей после того, как звук [с] будет хорошо автоматизирован всловах, фразах и коротких стихотворениях:
— Звук [з] произноситсятак же, как и звук [с], только с участием голоса. (Поставить звук [з] помогаетощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани).
— Прикоснитесь рукой ксвоей шее. Сначала взрослый произносит звук [с], потом плавно переходит на звук[з]. После нескольких демонстраций ребенок должен произнести эти звуки сам.Следует обратить внимание ребенка на разное звучание этих звуков: [с] – тихийзвук, [з] – громкий.
Изолированный звук [з]закрепляют с помощью звукоподражания ( — Маленький комарик, а звенит громко: «з– з – з – з»). При произнесении звуков [з] и [з'] артикуляционный уклад тот же,что и при произнесении [с] и [с'], только спинка языка несколько выше, голосовыесвязки вибрируют, выдох менее напряжен.
5: После того какребенок стал правильно произносить звук [з], можно приступить к автоматизациизвука в открытых слогах (за – зо – зу – зы), а далее переходить к словам, вкоторых этот звук находится в начале слова: замок, зонт, зубы, зайка; всередине слова: ваза, коза, тазы, слёзы, узлы, газон, гнездо. ( повтор заучителем).Слов со звуком [з] в конце в русском языке нет, так как он в этойпозиции приглушается и звучит как [с].
Требуется отработатьслоги: зи, зя, зе, зю. Потом можно переходить к автоматизации звука в словах:зима, Зина, зяблик, зелень, зеркало, зебра; магазин, музей, друзья; грязь и т.д. (Повтор за учителем)
6: Работа позакреплению:
Чистоговорки
(Повтор за учителем)
За – за – за, падаетбереза.
За – за – за, у Лизысиние глаза.
За – за – за,приближается гроза.
Зу – зу – зу, мы стоимвнизу.
Зу – зу – зу, я морковьгрызу.
Зу – зу – зу, мыпоймали стрекозу.
Зы – зы – зы, мимоехали возы.
Зы – зы – зы, в углустоят тазы.
Зи – зи – зи, ты Зинуотвези.
Зя – зя – зя, спичкибрать нельзя.
Зин – зин – зин,наплетем корзин.
Зин – зин – зин, мыпошли в магазин
Предложения (повтор заучителем)
У Зои заболели зубы. Ввазу поставили мимозу. Лиза завязывает золотой бант. Зоя забыла зонт у лизы. Навозах везут арбузы. Зоя и Лиза разбили вазу. В поезде везут заказные письма.Захар опоздал на поезд. Зоя знает азбуку. Папа читает газету. У Зины забавныйзверек. Возле зеркала сидит обезьяна. Зоя идет в магазин. В магазине естьзефир. Зина в корзину кладет землянику. По земле ползет змея. Зина едет наозеро. На озере зеленая травка. Кузьма был в музее. Зоя и Зина – друзья.Грузовик везет зерно. В магазине мы купили зеленый арбуз.)
Потешки, скороговорки,пословицы, поговорки
1) Выяснениесмысла
2) Повторза учителем
Видит волк козу, забыли про грозу. Слышал звон, да не знает, где он. (Гуляй, да дело не забывай.Заставили козла огород стеречь. Будет зима – будет и лето. Зима кончается,весна начинается.)
Считалка (Повтор заучителем)
Захар змея запускает,
Зоя с зайкою играет,
Зина в лес вчера пошла,
Землянику там нашла.
Урок3
Задачи:
1: Сообщение темыурока: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Подготовим нашартикуляционный аппарат.
2: Артикуляционнаягимнастика.
2а) — Отгадайтезагадку:
Есть такой циркачлихой,
Чертит круг однойногой,
А другой проткнулбумагу,
Уцепился и ни шагу.(циркуль)
б) — Найдите в азбукесоответствующую отгадке картинку.
3: Звукобуквенныйанализ слова циркуль.
4: Постановка звука: — Звук [ц] сложный, он состоит из звуков [т] и [с], которые произносятся быстро,один за другим. Оба звука произносится без разрыва, слитно. При быстромпроизнесении звука [ц] вы ощущаете один удар воздушной струи, а не два.
Мама спит, как девочкапопросит не шуметь: («ц – ц – ц – ц»).
5: Автоматизация вслогах: ац, оц, уц, ыц; словах: заяц, отец, колодец, молодец, умница, больница,улица, лестница, пальцы, зайцы, ножницы, цыплёнок, цирк, цифра и т.п.
6: Работа позакреплению:
Чистоговорки (повтор заучителем)
Ец – ец – ец, сказочныйдворец.
Ец – ец – ец, выступалу нас певец.
Ца – ца – ца, на веткепыльца.
Цо — цо – цо, подарилимне кольцо.
Цы – цы – цы, сажаемогурцы.
Ца – ца – ца, зацвелаакация.
Цо – цо – цо, цыплятаывшли на крыльцо.
Цы – цы – цы,победители — пловцы.
Предложения (Повтор заучителем)
У максима ранец. Это –указательный палец. На ветке сидит скворец. Тетя Оля — продавец. (Мы купилиситец. Пастух пасет овец. Иголки находятся в игольнице. Кошка лакает молоко изблюдца. Оля и Петя занимаются танцами. По земле прыгает синица.)
Потешки, скороговорки,пословицы, поговорки
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
Цыплёнок цапли цепкоцеплялся за цепь. Из соседнего колодца целый день водица льётся. (Цыпленок скурицей пьют чай на улице. Скворцы и синицы – веселые птицы.)
Урок4
Задачи:
1: Сообщение темыурока: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Подготовим нашартикуляционный аппарат.
2: Артикуляционнаягимнастика.
3: Рассмотрите рисунки.Давайте их озвучим. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)
Что общего впроизношении этих слов? (Слышится звук [ш].)
Дайте характеристикузвука [ш]. (Это согласный т.к. воздух встречает во рту преграду, не можетобразовать слог, глухой, твердый. )
Игра «Доскажи словечко»
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные (шары)
Если мы растем на ели
Мы на месте мы приделе.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно(шишек).
4: Постановка звука: — вытяните губы вперед, а зубы почти сомкните, широкий язык поднят вверх. Припроизношении выдыхаемая струя воздуха должна быть теплой.
— Как шипит гусь? (Какшумит ветер?)
5: Автоматизация вслогах: аш, ош, уш, ыш; словах: наш, ваш, мышь, камыш, кошка, плошка, кашка,мошка; в готкрытых слогах: ша, шо, шу, шы; словах: Маша, Миша, Даша, каша,ношу, пишу, мыши, камыши, шапка, шуба.
6: Работа позакреплению:
Чистоговорки
(Повтор за учителем)
Аш – аш – аш, строим мышалаш.
Ош – ош – ош, у насмного калош.
Уш – уш – уш, мамапринимает душ.
Иш – иш – иш, так шумиткамыш.
Шка – шка – шка, пришлакошка.
Ши – ши – ши, что – тошепчут камыши.
Ши – ши – ши, Маша сМишей — малыши.
Ша – ша – ша, мама моетмалыша.
Ша – ша – ша, наша Сашахороша.
Шо – шо – шо, я поюхорошо.
Шу – шу – шу, я письмопишу.
Шу – шу – шу, я шубуношу.
Предложения (Повтор заучителем)
У бабушки шаль. У Дашиландыш. (Маша любит кашу. Школьник идет в школу. В машине пшеница. В лукошкешишки. Наташа вешает шубу. В шкафу стоят книжки. У Алеши клюшка и шайба.)
Потешки, пословицы,поговорки
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
Шли шестнадцать мышейшесть нашли грошей. Я по камешкам пошел – шубку шелкову нашел. (Саше дали кашу,а Мише простоквашу. Шила в мешке не утаишь.)
Урок5
1: Сообщение темыурока: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2: Артикуляционнаягимнастика.
3: — Рассмотритеиллюстрации. Произнесите названия предметов, что нарисованы на картинках. –Какой звук слышится в начале слова? Произнесите его: звук [ж] согласный,твердый. Обозначьте его на схемах слов.
4: Постановка звука:
— Звук [ж] произноситсятак же, как и звук [ш], только с участием голоса. Произносим звук [ш] идобавляем голос. Приложите руку к своей шее, вы почувствуете вибрацию. – Какжужжит жук? (шмель, пчела).
5: Автоматизация: вслогах: жа, жо, жу, жи; и в отдельных словах где звук [ж] находится в начале ив середине: жук, жаба, жало, желудь; ножи, лужи, ужи, ёжик, флажок, снежинка. (Повторза учителем)
6: Работа позакреплению:
(Повтор за учителем)
Предложения
У Жени есть ежи. Наулице дождик. (Папа купил ножи. У Жанны желтая пижама. Лыжник бежит по лыжне. Влесу живут дикие животные. Художник пишет пейзажи. Жабы прыгают по лужам. Втраве жужжат жуки. Жанна вяжет жакет. Мама пожарила рыбу на ужин.)
Чистоговорки (Повтор заучителем)
Жи — жи – жи, в нашемдоме этажи.
Жи — жи – жи, купили мыножи.
Жо – жо – ож, на улицесвежо.
Жу – жу – жу, вам ежа япокажу.
Жок – жок – жок, я емпирожок.
Жа – жа – жа, естьежата у ежа.
Жу – жу – жу, налужайке я жужжу.
Жу – жу – жу, наджасминами кружу.
Потешки, скороговорки,пословицы, поговорки
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
Жук жуку жужжал:«ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу…» (Лежебока, рыжий кот, отлежал себеживот. В огороде свежий лук, на траве усатый жук. Жук упал и встать не может,ждет он, кто ему поможет.)
Урок6
Задачи:
1: Сообщение темыурока: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2: Артикуляционнаягимнастика.
3: — Что общего всловах: час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка?
— Произнесем звук, скоторого начинаются все эти слова.
— Что можно о немрассказать? (согласный, глухой, всегда мягкий, непарный).
4: Постановка звука: 1)- Этот звук напоминает стрекотание кузнечика: «ч – ч – ч – ч – ч – ч»,повторите этот звук. 2) — Произнесите звукосочетание [тш] — сначала медленно,затем быстро (повторить несколько раз).
5: Автоматизация: вслогах: ач, оч, уч, ич, затем в словах – сначала в таких, где он находится вконце слова: мяч, ключ, луч, ночь, дочь; затем в словах, где он стоит всередине: очки, кочка, почка, веточка, бабочка, качели, пончик, мальчик; итолько после этого в словах, начинающихся со звука [ч]: чай, часы, чайник,чулок, чек, Чиполлино и т.д. (Повтор за учителем)
6: Работа позакреплению:
Чистоговорки (Повтор заучителем)
Чок – чок – чок, стучиткаблучок.
Оч – чо – оч, наступиланочь.
Ач – ач – ач, испекликалач.
Ча – ча – ча, поспелаалыча.
Чо – чо – чо, у меняболит плечо.
Чи – чи – чи, к намлетят грачи.
Чу – чу – чу, молоткомя стучу.
Предложения (Повтор заучителем)
Наступила ночь. Ванечкана речке. У девочки уточка. Синичка сидит на веточке. У Олечки черный мяч. (Ученикиучатся в школе. Почтальон разносит почту. Ниночка качается на качелях. Зайчихаи зайчата сидят на поляне. Галочка ловит бабочку сачком.)
Потешки, скороговорки,пословицы, поговорки
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
Чем богаты, тем и рады.Чем дальше в лес, тем больше дров. (Чует кошка, чье мясо съела. Чем длиннеедень, тем короче ночь.)
Урок7
Задачи:
1: Сообщение темыурока: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2: Артикуляционнаягимнастика.
3: — Повторите за мной:
Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочетглотку.
— Какое слово повторяется?Какие бывают щетки? Найдите в азбуке рисунок щетки.
1) Звуко – буквенныйанализ слова щетка.
4: Постановка звука:
— Звук [ш']произносится, как звук [ш], только язык нужно придвинуть ближе к зубам.Произнесите звук [ш], растянув губы в улыбке, тогда язык непроизвольнопереместится вперед.
— Как шипит яичница насковороде?
5: Автоматизация: вслогах: ащ, ощ, ущ, ыщ, потом в словах: плащ, лещ, клещ, плющ, ящик, овощи,вещи, Кощей, щенок, щёки, щётка, щука, щавель. (Повтор за учителем)
6: Работа по закреплению:
Чистоговорки (Повтор заучителем)
Ащ – ащ – ащ, я наденуплащ.
Ющ – ющ – ющ, на окнезеленый плющ.
Щу – щу – щу, я тебяотыщу.
Ща – ща – ща, мы несемдомой леща.
Щи – щи – щи, детилюбят овощи.
Потешки, пословицы,поговорки
Предложения (Повтор заучителем)
На вешалке весит плащ.Вова поймал леща. (Дети ищут грибы. В роще живут щеглы. Щука – хищная рыба. УПети много товарищей. В нашем городе много площадей. Ваня угощает товарища.Волки рыщут, пищу ищут.)
Пословицы, поговорки,потешки
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
Щи да каша – пища наша.Наварила щука щей, угощала двух лещей. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочетглотку.
Урок8
Задачи:
1: Сообщение темыурока: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2: Артикуляционная гимнастика.
3: — Что общего всловах: лук, лямка, лестница, ладонь? Начинаются со звуков [л], [л'].
— Охарактеризуйте звук(согласный, твердый, мягкий, звонкий, непарный).
4: Постановка звука:звук [л]
— Произнесите звук [ы],теперь зажмите язык между зубами и произнесите звук [ы] еще раз. У васполучится протяжный звук [л].
— Как гудит пароход? Припроизношении губы улыбаются, язык находится между зубами.
Звук [л']
— При произношении губыулыбаются, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки заверхними зубами.
5: Автоматизация(повтор за учителем): (звук [л]) в слогах: ал, ол, ул, ыл, ил, а затем всловах: бал, дал, пол, вол, стол, стул, дал, упал, копал, спал, белка, палка,вилка, ёлка, полка. Работа с открытыми слогами: ла, ло, лу, лы, а потом исловах, например: пила, юла, малм, вела, Мила, пела, мыла, видела, читала,носила, мыло, дупло, весло, тепло, одеяло, пчелы, вилы, пеналы, каникулы и т.д.
(звук [л'])
В слогах: ле, ля, лё,лю, словах: Коля, Валя, Толя, Поля, пели, ели, вели, спали, читали, метели,соль, щель, пыль, моль, кисель, медаль, уголь, пальто, альбом, апельсин,лебедь, лещ, лёд, лента, лесенка и т. п.
6: Работа позакреплению:
Чистоговорки
(Повтор за учителем)
Лу – лу – лу, столстоит в углу.
Ла – лы – лы, забиваю яголы.
Ла – ла – ла, у меняметла.
Ло – ло – ло, платьемне мало.
Ал – ал – ал, у меняплаток упал.
Ол – ол – ол, Ванесделали укол.
Ул — ул – ул, у нассломался стул.
Ла – ла – ла, Лушапесню пела.
Лу – лу – лу, кот мойлюбит камбалу.
Лы – лы – лы, мыли мыполы.
Уль – уль – уль, наполу тяжелый куль.
Оль – оль – оль,покупаем соль.
Аль – аль – аль, ясмотрю вдаль.
Иль – иль – иль, этонаш автомобиль.
Ли – ли – ли, в морекорабли.
Лю – лю – лю, я зверейпокормлю.
Ля – ля – ля, сажаемтополя.
Предложения (Повтор заучителем)
Михаил сел. Павел пел.Дятел стучал. (Петя мыл пол. Нил поймал пчел. Петя купил булку.) Лева полез налипу. Толя и Коля поймали леща. Лена включает плиту. Валя любит лимонад. (Ленакатает Ульяну на санках. Лев и львица лежат в клетке.)
Потешки, скороговорки,поговорки
1) Выяснение смысла
2) Повтор за учителем
Любишь кататься — любии саночки возить. Лишний ум не помеха. От топота копыт пыль по полю летит.Полили ли лилию, видели ли Лидию?