Министерство образования Московской области
Московский Государственный Областной Гуманитарный Институт
Факультет иностранных языков
Кафедраметодики
Курсовая работа
«Игра как одна из важных форм обучения младших школьников»
Выполнила студентка V курса
Английского отделения
505 группы
Ганина Екатерина
Научный руководитель: Котова Е. Г.
Орехово-Зуево
2010.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы игры как формы обучения
1.1. Что такое игра
1.2. История развития игры
1.3. Влияние игры на развитие ребенка
1.4. Виды игр
Выводы
Введение
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления «игра» поэтически и провидчески точно выразил в «Пиковой даме» А.С.Пушкин устами главного героя: «Что наша жизнь?- Игра!»
Игра обучает,воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося всодержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека,сохраняя при этом свою самоценность.
Выдающийся нидерландскиймыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что понятие «человекиграющий» выражает такую же существенную функцию, как «человексозидающий», что анализ любой человеческой деятельности до самых пределовсознания человека свидетельствует, что это не более чем игра, что игра естьспецифический фактор всего, что окружает людей в мире. Хёйзинга во многих своихблестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры.
Детство без игры и внеигры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики — это лишение его главногоисточника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальнойпрактики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процессапознания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел –грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Онахранит и развивает «детское» в детях, она – их школа жизни и «практикаразвития».
Игра, являясь простым иблизким человеку способом познания окружающей действительности, должна бытьнаиболее естественным и доступным путём овладения теми или иными знаниями,умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении,организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует болеетщательного и детального её изучения.
Цель курсовой работы:
доказать, что игра — не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
Задачи:
1. изучение роли игры впроцессе обучения;
2. выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания
Объект исследования:
влияние игры на процессобучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования:
учебные игры на уроках каксредство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового иусвоения пройденного материала.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."[11].
1. Теоретическиеосновы игры как формы обучении
1.1 Что такоеигра
Игра являетсяинструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельностьобучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным,заставляет учащихся волноваться и переживать. Игры могут помочь решить этипроблемы. Это мощный стимул к овладению языком. С помощью игры хорошоотрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматическийматериал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваютсятворческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения:как поступить, что сказать. Обучающие игры помогают сделать процесс обученияиностранному языку интересным и увлекательным. В любой вид деятельности науроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятиеприобретает увлекательную форму.
Играпозволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимаетутомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражненияигрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенокэмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию.Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способоморганизации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников ит.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствоватьлексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач:формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческиеспособности и т.д.
Игра науроке — один из способов разнообразия применяемых приемов обучения. Она развиваетумственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводитсяигра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь,вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того,способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны,она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности ирадости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятампреодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужогоязыка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Играрассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, где создаетсявозможность для многократного повторения речевого образца, максимальноприближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленности речевого воздействия.
Игрыспособствуют выполнению важных методических задач:
· Созданиюпсихологической готовности детей к речевому общению,
· Обеспечению естественнойнеобходимости многократного повторения языкового материала,
· Тренировкеучащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой кситуативной спонтанности речи вообще.
Педагогии психологи разных научных школ выделили ряд общих положений:
1.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей различныхвозрастов. 2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которойосознается, изучается окружающий мир, раскрывается широкий простор для личноготворчества, активности самопознания, самовыражения. 3. Игра – первая ступеньдеятельности дитя дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная иравноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющихсвои цели по мере взросления учащихся. 4. Игра есть практика развития. Детииграются, потому что развиваются, и развиваются потому, что играются. 5. Игра –свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум итворчество. 6. Игра – основная сфера общения детей; в ней решаются трудностимежличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Чемстарше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тембольше сходства ищут с реальностью. Отсюда естественно возникает рвение самимсделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- крупная связь её собучением. Задача учителя – поддержать это рвение дитя к самостоятельномуобучению и помочь ему в этом.
Подростковыйвозраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периодапроисходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, отнезрелости к зрелости. В этом смысле ребенок – полуребёнок и полувзрослый:детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила.
Переходот детства к взрослости пронизывает все стороны развития ребенка: и егоанатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и всевиды его деятельности.
Игравсё ещё имеет огромное значение в жизни ребенка и нужно сделать так, чтоб он нерастерял энтузиазм к ней. Так как игра – явление многогранное, её можноразглядывать как необыкновенную форму существования всех без исключения сторонжизнедеятельности коллектива, который совсем важен для ребенка. В нёмразвивается чувство долга и ответственности, рвение к взаимопомощи,солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива.Мировоззрение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведенияребенка для него важны. Как правило, общественная оценка коллектива означаетдля ребенка больше, чем мировоззрение учителей либо родителей, и он традиционносовсем чутко реагирует на дружное действие коллектива товарищей.
Внедрениеразвивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательныхинтересов, мыслительных действий и положительной мотивации к обучениюшкольников.
Отсюдаследует, что внедрение развивающих игр и упражнений на уроках являетсянеотъемлемой частью учебного процесса.
1.2 История развития игры
Игра как одноиз удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философови исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейшихзанятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии душии тела. Определенные этапы развития обусловили негативное отношение к игре исделали почти невозможной направленность теоретической мысли на исследованиеэтой деятельности. Но с последней трети XIX века интерес к игровой деятельности появляется вновь,появляются первые научные теории игры.
Игра начинаетрассматриваться как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимыхдля психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщениячеловека к социуму, а так же как один из способов формирования способности кобучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за своюгруппу. Одним из первых исследователей, высказавшим подобные взгляды на игру,был К.Гросс.С начала XXвека интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У.Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра – это это «некийсоциальный инстинкт», рписущий каждому человеку. Большой популярностью досих пор пользуется теория инра как самовыражение(Ж.Пиаже). Представителикультуроведческого подхода к игре считают, что игра украшает жизнь, дополняетее и является жизненно необходимой каждому человеку. Известный советскийпсихолог А.Н.Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода,благодаря овладению и выполнению которой формируются центральныепсихологические новообразования и происходит подготовка к другим видамдеятельности. [10]
Один из ведущихсовременных психологов России Р.С.Немов определил игру как «виддеятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и егоотдыха» [16]. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание наэффективность использования игр в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, чтоигра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и способствуетгармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательносодержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное илитворческое), доставляет радость (радость творчества, победы) и налагаетответственность на участников. В игре особенно проявляются способности ребенка.
Крупнейший знаток этойпроблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развитиямотивационно – потребностной сферы, средство развития умственных действий,средство познания и средство развития произвольного поведения.
Современноесостояние трудности
Впубличной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, играраспространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная,серьезная категория. Может быть, поэтому игры начинают входить в дидактикуболее активно.
Большаяроль в развитии и воспитании дитя принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.Она является эффективным средством формирования личности школьника, егоморально-волевых свойств, в игре реализуется потребность действия на мир. Иградает свободу, так как она не задачка, не долг, не закон. По приказу игратьсянельзя, лишь добровольно.
Ачто игра даёт детям?.. Перерыв в повседневности, с её утилитаризмом, с еёмонотонностью, с её твердой детерминацией вида жизни. Игра это неординарность. Выходв другое состояние души. Подчиняясь только правилам игры, человек свободен отвсяческих сословных, меркантильных и иных условностей. Игра снимает то твердоенапряжение, в котором пребывает ребенок в собственной настоящей жизни, изаменяет его добровольной и удовлетворённой мобилизацией духовных и физическихсил. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Нереально нарушатьправила и быть в игре. Это качество порядок, совсем ценно сейчас в нашемнестабильном, беспорядочном мире. Создает гармонию. Сформировывает рвение ксовершенству. Игра имеет тенденцию становиться прелестной. Хотя в игресуществует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.Увлеченность: в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всегочеловека, активизирует его способности. Возможность сделать и сплотитьколлектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг сдругом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способностьсохраняться и после окончания игры, вне её рамок. Элемент неопределенности,который возбуждает, активизирует разум, настраивает на поиск хороших решений. Понятиео чести. Она противоборствует корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее незначительно, кто конкретно победит, но принципиально, чтоб победа была одержанапо всем правилам, и чтоб в борьбе были проявлены с наибольшей полнотоймужество, разум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничениии самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку лишь «сыгранный»коллектив добьется фуррора и совершенства в игре. Компенсацию, нейтрализациюнедостатков реальности. Противопоставляет твердому миру действительностииллюзорный гармоничный мир — антипод. Игра дает романтизм. Физическоеулучшение, поскольку в активных собственных формах она предполагает обучение иприменение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться попересеченной местности, причем в доспехах и с игровым орудием. Возможностьпроявить либо совершенствовать свои творческие навыки в разработке нужнойигровой атрибутики. Это орудие, доспехи, одежда, разные амулеты, идолы и прочее.Развитие воображения, поскольку оно нужно для сотворения новейших миров,легенд, ситуаций, правил игры. Стойкий энтузиазм к хорошей литературе,поскольку ролевая игра создается способом литературного моделирования. Чтобсделать свой мир необходимо прочесть предварительно о остальных. Возможностьразвить свой разум, поскольку нужно выстроить интригу и воплотить её. Развитиеостроумия, поскольку процесс и пространство игры непременно предполагаютвозникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Развитие психологическойпластичности. Игра далеко не одно лишь состязание, но и театральное искусство,способность вживаться в образ и довести его до конца. Удовлетворенность общенияс единомышленниками. Умение ориентироваться в настоящих жизненных ситуациях,проигрывая их не один раз и как бы понарошку в собственном вымышленном мире.Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который таквысок сейчас у родителей и передается детям. Производит активное отношение кжизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Воспитательноезначение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, отзнания им психологии дитя, учета его возрастных и личных особенностей, отправильного методического управления взаимоотношениями детей, от четкойорганизации и проведения всевозможных игр.
Игровоетворчество проявляется и в поисках средств для изображения загаданного. Детиреализуют свой план с помощью речи, жестов, мимики, употребляя различныепредметы, сооружения, постройки.
Игровоетворчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависитот обретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов дитя. Несчитая того, в игре с особой силой появляются личные особенности детей, такжевлияющие на развитие творческого плана.
Черезигру равномерно готовится сознание дитя к грядущим изменениям условий жизни,отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются свойства личности, нужныешкольнику. В игре формируются такие свойства, как самостоятельность, инициативность,организованность, развиваются творческие способности, умение работатьколлективно.
Игровымприемом при обучении иностранным языкам пользовались издавна. Известныепедагоги эпохи Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский) уделяли большоевнимание играм на занятиях иностранным языком. Игры широко использовались приобучении в домашних условиях. На возможность использования игр при обучениииностранным языкам обратил внимание еще величайший педагог прошлого Я.А.Каменский, а в дальнейшем Н.К. Крупская писала: «Чрезвычайно важны иполезны игры на иностранном языке. Они помогают естественному изучению языка».
1.3 Влияние игры наразвитие ребенка
Почемумладенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете?Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивностьигры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в даннойинтенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущностьигры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа моглабы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишнейэнергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала намигру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой.
Уподростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессеучебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у дитя происходитдемонстративное отмежевание от детства, неизменное и активное самоутверждение.Поэтому конкретно в энергичной самостоятельной деятельности дети видят средствоприближения к эталону взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии,перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятияокружающего мира.
Учёбав школе занимает огромное место в жизни ребенка. В этом возрасте появляютсяновейшие мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы,собственного места в будущем, профессиональных целей, идеала. Знания получаютнеобыкновенную значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает ребенкурасширение фактически сознания и важное место посреди сверстников. Конкретно вподростковом возрасте прикладываются особые усилия для расширения житейских,художественных и научных знаний.
Принципиальнымстимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладениеучебным материалом просит от подростков высокого уровня учебно-познавательнойдеятельности. Объём учебного материала велик, и огромную эффективностьвоспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения,выделение существенного.
Огромноезначение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливатьнаибольшее количество смысловых связей в окружающем мире.
Вподростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Ребенокуже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может,чувствуя себя просто, ориентироваться на одни только общие посылы независимо отвоспринимаемой действительности. Другими словами, он может действовать в логикерассуждения.
Дляболее высокой ступени развития мышления нужно употреблять развивающие игры иупражнения в учебно-воспитательном процессе.
И.М.Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубочайший след в сознаниидитя. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральныхкачествам влияют на образование таковых же свойств у дитя.[22]
Впоследнее время в психологии, так же как во многих остальных областях науки,происходит перестройка практики и способов работы, в частности, всё болееобширное распространение получают различного рода игры. Активное внедрение внаучную практику игровых способов связано с рядом общих социокультурныхдействий, направленных на поиск новейших форм социальной культурывзаимоотношений. Человечеству стало тесновато в рамках уже устоявшихсятрадиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции:большущим потокам информации, коллективным формам творчества, резкомуувеличению круга общения.
Поэтому,в центре внимания ученых оказываются критические точки личного и общественногоразвития, пути преодоления кризисов, методы переходов к новым позициям исхемам. Предпринимаются продуктивные пробы установить механизмы ликвидацииразрывов, образовавшихся меж технологией и этикой, личным и коллективнымвкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характеромзаморочек, традиционными нормами и условиями научно-технической революции.
Повсей видимости, распространение игр разъясняется конкретно тем, что ониявляются традиционными формами выработки и закрепления, разных социокультурныхнорм, до этого всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностныхотношений.
Всобственной работе учитель должен опираться на возрастные особенности мотивацииучения и умения школьников обучаться. Обратимся к книге группы авторов «Формированиемотивации учения», где довольно подробно рассматривается определение, видымотивации учения по возрастным группам.
Мотивысамообразования — активное рвение ребенка к самостоятельным формам учебнойработы, возникает энтузиазм к способам научного мышления. Более зримо в этомвозрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценностиобщества).
Позиционныемотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с инымчеловеком, овладение оптимальными методами этого сотрудничества в учебномтруде. Ребенку доступны самостоятельная постановка не лишь одной задачки, но ипоследовательность нескольких целей, причем, не лишь в учебной работе, но и вовнеклассных видах деятельности.
Первостепенноезначение придаётся пониманию, передачи содержания и выражению смысла, аизучение структуры и словаря языка служат этой цели. Предметной основойобучения может быть любое содержание (грамматика, лексика, конкретная тема).Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элементобщения доминирует над другими элементами языка.
Успех вобучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такойметодической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важноучитывать при этом их психологические особенности развития восприятия,внимания, памяти, воображения и мышления.
Так, у детейэтой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстросхватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимыфонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократнымповторением, можно применять при обучении детей так называемые «фонетические,лексические, грамматические сказки». Фонетическую зарядку можно проводитьс использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи.
Впознавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием.Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, онолегко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают вниманиелишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.
Вниманиемладшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя обувиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять вруки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Все виды деятельности,типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены вобщую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будетзадействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенностьможно широко использовать в языковых играх.
В языковыхиграх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы.Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если послеработы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется виддеятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованиемязыка.
Мышлениедетей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы ипредставления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играетнаглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображениеможно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещахнеобычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение.
Такимобразом, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для нихпознавательный характер игры, когда в ней укрыто либо открыто ставится мишеньпознать новое, то есть верно организованная игра по-прежнему влияет навоспитание у подростков положительных личных свойств, содействует сплочениюколлектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества.
Всяжизнь школьников связана с игрой, которая имеет огромное значение в ней. Таккак, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому оназакрепляет у детей полезные умения и привычки, сформировывает волевые чертыхарактера, тренирует память, выдержку, внимание.
Ценностьигры заключается и в том, что она владеет большими возможностями дляформирования детского коллектива, дозволяет создавать детям любые формыобщения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей,формирование товарищеских отношений меж детьми.
Игравлияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой отличнораскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа нахорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…» [11] отменная иверно организованная игра, способствует формированию психологических свойствличности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма,товарищества.
Впедагогической литературе есть разные виды игр, и любая имеет своюхарактеристику и классификацию. Более необходимыми играми вучебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные.Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носитьцеленаправленный характер.
Играможет быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойствребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но естьи общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, проситчувства меры и осторожности.
Игракак процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. Привыборе игры нужно учесть некие происшествия: возраст играющих, выбор помещениядля игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Егороль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в разработкеусловий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей. Играучителем-педагогом употребляется не лишь в учебной деятельности, но и вовнеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.
Такимобразом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизниребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании, а также имеющаясвои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе.
Итак,роль развивающих игр в образовании и психологии очень принципиальна. Впедагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельностиучащихся. Говоря о роли развивающих игр, узнаваемый отечественный педагог ипсихолог М.И. Махмутов отмечал, что значение данной технологии состоит вразвитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся,формирования у них навыков роли в развивающих играх. О результатах внедренияразвивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российскихпрофессионалов, которые отмечают, что эта разработка дозволяет повысить эффективностьобучения в среднем в 3 раза.
1.4Виды игр
Приняторазличать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытымиправилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа являетсябольшинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят такжеразвивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второмутипу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — внормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертаххарактерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана [4].
1.Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном иособенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активныхдвигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной вправилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игршкольников — их соревновательный, творческий, коллективный характер.В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихсяусловиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Ониразвивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности задействия друг друга.
2.Сюжетно-ролевые игры(иногда их называют сюжетными) занимают особое место внравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективныйхарактер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые,игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованныедетские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры сэлементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественныхвпечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения иматериальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие покааналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание,воображаемая ситуация, сюжет и роль. Среди сюжетно – ролевых игр можно выделитьнесколько видов:
Игрыдраматизации — подразумеваютисполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном вотличие от спектакля.
В этом видеследует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, чтодействующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли.Сама же игра развертывается в виде импровизации.
С.Т. Шацкийтак комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра, дающая просторвоображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только отбыстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и отбогатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».
В этих играх,хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно,его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций иразвитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое,взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
Игры «напреодоление этапов» — определяются этапы («пункты», «станции»). На каждомэтапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного ит.п. характера.
Определяетсячисло этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришитьпуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются иигровые роли: «судья», «контролёры», «ассистенты».Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами. Они могутпроходить по различным учебным предметам: географические, литературные и т.д.
Трудовыезадания типа «необходимо покрасить забор», «вырыть ямы»,основанные только на «взрослом» требовании, могут вызвать сопротивлениеподростков.
«И здесьдаже не в „овзрослении“ дело. Просто та форма обращения, которая всфере взрослых является формой делового общения, с детьми иногда становитсятормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров.
И опытныйпедагог находит иной вариант включения подростков в трудовую деятельность.
Игровойтренинг (для старших подростков) — игровым тренингом условно можно называть систему игровыхупражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игрыпроводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждомигровом упражнении даёт руководитель.
Ввиду того,что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можноорганизовывать «психологические игры». Цель тренинга следуетсформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать другихлюдей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.
Педагогу вэтих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения,своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Этиигры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условииабсолютной добровольности. Число участников 7- 20 человек. Следует заранееобговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которыхигровой тренинг не даёт результатов:
. высокаядоброжелательность и доверие друг к другу;
. при оценкевыполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а еёдеятельность и способы общения;
. впечатлениео степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителясразу.
Успешность «психологическихигр» полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия междуруководителем игры и её участниками.
3.Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они нагляднодемонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамикепредставляют результаты совместных действий и общения персонажей, ихэмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо.Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В нихдети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условияхжизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведенияразных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средствакоммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программыдля детей должны быть положительно нравственно направленными, содержатьэлементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Остановимсяподробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.
4.Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательнойдеятельности детей, игровым действиям и правилам, организации ивзаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущивсем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различныхсборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр повидам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорномувоспитанию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению сприродой,
- по формированиюматематических представлений
и др.
Иногда игрысоотносятся с материалом:
- игры с дидактическимиигрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдосюжетные игры.
Такаягруппировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательнуюдеятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактическойигры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действийи правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можновыделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по видудеятельности учащихся :
— Игры-путешествия.
— Игры-поручения.
— Игры-предположения.
— Игры-загадки.
— Игры-беседы(игры-диалоги).
Игры-путешествияимеютсходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальныефакты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — череззагадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Всеэто происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радуетего. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержаниючуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находитсярядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание,наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей идостижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно этовызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровыхдействий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решитьзадачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль педагогав игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя сними, вести процесс обучения незаметно. Игра-путешествие — игра действия,мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. Вназвании игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова»,вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествиииспользуются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании сигровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногдаразработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от еерешения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня,загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляютсяс экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия —форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всегоявляется ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения,сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой.Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержаниеможет быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-порученияимеютте же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они прощеи по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами,игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в нихоснованы на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знакипрепинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы..?»или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Когобы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужитькартинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьмиставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующегодействия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?»или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей итребуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии споставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказываютпредположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуютумения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Вних содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадокуходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды,ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний,находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность ипопулярность загадок как умного развлечения.
В настоящеевремя загадки рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признакомзагадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать идоказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса илизаканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.Способы построения логических задач различны, но все они активизируютумственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимостьсравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственноготруда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы(диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей спедагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игровогообучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет неот себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровоеобщение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседатаит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, ввозбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного вигре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: егонужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценностьигры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизацииэмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли ивоображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросыучителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержанииразговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризуетактивный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умениеучаствовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основнымсредством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ очем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленнымитипами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик.Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом»виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Дидактическаяигра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е.основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровуюдеятельность одновременно. Один из основных элементов игры —дидактическаязадача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.Познавательное содержание черпается из школьной программы. Наличиедидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры,направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельностидетей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающуюдеятельность. Структурным элементом игры является игровая задача,осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая иигровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановкидидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется черезигровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка,возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Однимиз составных элементов дидактической игры являютсяправила игры. Ихсодержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личностиребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами иигровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правилаявляются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессамипознавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий,организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаютсямежду собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и какнужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ ихдействий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-торассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игройзадачи. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительныхигровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игрывызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре ивне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накоплениядобрых эмоций и усвоения традиций.
Такимобразом, существует множество классификаций игр, все они различаются по основеразделения.
Игры могутбыть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими,фонетическими, орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры»,способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделатьскучную работу более интересной и увлекательной. С помощью игр можно развиватьнаблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание,развивать навыки воспроизведения услышанного [13]. Игру можно и нужно вводить впроцесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучениисчету можно использовать различные считалочки, используя их потом в подвижнойигре, применяемой вкачестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости.При работе с детьми младшего школьного и дошкольного возраста можноиспользовать игрушки, как при введении нового лексического материала и егозакреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур.В играх такого типа мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами,повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесногоматериала такая игра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая его вигру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, создаем комфортную обстановкуповышаем интерес к изучению иностранного языка.
С другой стороны, любаяигра представляет собой некую ситуацию, построение которой напоминаетдраматическое произведение со своим сюжетом,конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуацииреальной жизни. Таким образом, мы создаем возможность повторения речевогообразца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими емупризнаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игра, таким образом,способствует выполнению важных психологических и методических задач:
· снятиютревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
· обеспечениюестественной необходимости многократного повторения учащимися языковогоматериала;
· тренировкеучащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой кситуативной спонтанности речи вообще.
Игра способствуетвыявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала,поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. Спомощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулироватьпсихофизическое состояние группы, снимать агрессию и психоэмоциональноенапряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть иповеселиться.
Выводы
В возрасте6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переходот игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина «кризис 7 лет»).Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьниковнеобходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущеготипа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкомуиспользованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) иво время отдыха.
Младшиешкольники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типомдеятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственностьвосприятия, легкость вхождения в образы.
Игры в жизнидетей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Еслиспросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушноответят: «Играем».
Потребность вигре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил испособностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.
В младшемшкольном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Онихарактеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль ивыполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретногочеловека.
Играя, детистремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальнойжизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлениемсмелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя,стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Так ролеваяигра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместнойдеятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношенийдруг с другом. В их применениях осуществляются такие подходы: психологическаятеория игры и социально-психологическая теория ролевого поведения. Объектомвнимания игровых ситуаций ролевого характера является разрешениепсихологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивацияпоступков и т.д.
В качествеосновных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и содержание, т.к.именно этим компонентам в значительной степени принадлежат регулирующиефункции.
Особоевнимание следует обращать на организацию игр, направленных на формированиеумений общаться друг с другом и с другими людьми.
При этомпедагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку.Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценахиз-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированныесюжеты на куклах.
Воспитательноезначение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служатсредством познания действительности, создания коллектива, воспитываютлюбознательность и формирует волевые чувства личности.
Младшиешкольники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известнуюснисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
В этомвозрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом,бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила,ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что оченьпривлекает детей.
У детей этоговозраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим ипознавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача,игровые мотивы, учебные решения задач.
Дидактическиеигры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов.
На протяжениимладшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения:игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей своюпривлекательность, на первый план начинают выступать спортивные иконструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досугемладшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино,телевидение.
Принимая вовнимание положительное значение игры для всестороннего развития младшегошкольника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно временидля игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игрышкольников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физическойнагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе стем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.
Педагогическиграмотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развиваеторганизаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляетрадость от совместных действий.
Принципыигрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности следующие:
1. Самоцельностьи самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в продуктовом результате,который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры непредусмотренный и необязательный.
2. Основноймотив вступления в игровое общение-потребность человека не как биологическогоили социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключевырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненныесмыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива.
3. Добровольность.Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, вырабатываются впроцессе игры.
4. У игрысвоя особая пространственно-временная организация. Игра искусственна, идеальна,поскольку условна. У неё есть свои правила, свои роли, вой сюжет, вои игровыезадачи. Вне правил игра бессмысленна.
5. Игравсегда конкретна, ситуативная, уникальна, неповторима.
6. Трехплановость.Каждый участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальнуюфункцию и игровую роль. Последняя задаётся условиями игры. Социальная функциядана субъекту как члену определенного социума (каждый объект в этом случаефункционер). Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатываетсялично каждым субъектом.
Разумеется,ни один из приведенных принципов игрового общения не «работает»изолированно от других.