Реферат по предмету "Педагогика"


Игровой массаж, как средство приобщения детей 4-5 лет к здоровому образу жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретические основыпроблемы применения игрового массажа в целях приобщения детей 4-5 лет к основамздорового образа жизни
1.1 Важность приобщениядошкольников к здоровому образу жизни
1.2 Особенностидетского массажа
1.3 Влияние массажа
2. Экспериментальноеисследование процесса применения массажа в целях приобщения детей 4-5 лет косновам здорового образа жизни .
2.1 Определение уровняфизической подготовленности детей средней группы
2.2. Разработкаметодики проведения игрового массажа в условиях детского сада с цельюукрепления и сохранения психического и физического здоровья детей и приобщенияк основам здорового образа жизни
2.3 Анализ результатовопытной педагогической работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
 

ВВЕДЕНИЕ
Все родители мечтаютвырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папыпрекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды наразвитие маленького человека.
Солнечный свет и тепло,свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и вниманиевзрослых- всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье нетолько телесное, но и душевное.
Основыздоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когдаребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы егоорганизма
Дошкольныйвозраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивногоразвития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненныхустановок, становления ребёнка как личности.
К сожалению,многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход отмладенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду(когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчасформируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки,воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие чертыхарактера как инициативность, настойчивость и самостоятельность[9;3].
Именно в этомвозрасте ребёнок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающегомира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Но как частородители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают офизическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному,происходящему само по себе, в результате, многие четырёх-пятилетние мальчики идевочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку илигимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч[8; 14].
Естественнаяпотребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста,подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательнымобразом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательнойактивности помогут восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании сгимнастикой прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющеевоздействие на весь детский организм.[10; 21]. Кроме того, ласковыеприкосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку,укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.
В настоящеевремя большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика,является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний.Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особоготаланта или специального образования.
В результате регулярныхзанятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий вразвитии быстро догонит своих сверстников.
Большой вклад вразработку методики проведения детского массажа внесли русские учетныеМ.Я.Мудров, А.А.Остроумов, В.А.Манассеин, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А.Вельяминов,В. И. Заблудовский.
К сожалению, в детскихдошкольных учреждениях роль игрового массажа значительно умаляется, а ведь организмребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций наразличные внешние влияния отличается от организма взрослого человека.
Особуютревогу вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов изаболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушениеосанки, сколиоз
Игровой массаж обладаетне только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической игигиенической целью.
Детский игровой массажоказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровоймассаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержаниюоптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубжележащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогаетпредупредить заболевания.
Перед нами стоитпроблема: определить методы проведения игрового массажа с детьми 4-5 лет.
Объект исследования: процессприменения игрового массажа с детьми 4-5 лет
Предмет: игровой массажкак средство приобщения к здоровому образу жизни детей 4-5лет.
Цель исследования: разработкаи апробация методики игрового массажа в целях приобщения к основам здоровогообраза жизни детей 4-5 лет
Гипотеза исследования:применение игрового массажа в физкультурно-оздоровительной работе с детьми 4-5лет будет способствовать сохранению и укреплению психического и физическогоздоровья и приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни .
Для достижения цели ипроверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.        Определитьважность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни дошкольников.
2.        Определитьи проанализировать влияние массажа на развитие ребенка 4-5 лет.
3.        Разработатьи апробировать методику использования игрового массажа для детей 4-5 лет.
4.        Проверитьв опытной работе эффективность использования игрового массажа как средстваприобщения детей 4-5 летнего возраста к основам здорового образа жизни.
В процессе работы надданным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучениепсихолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы;педагогическое наблюдение, тестирование; статистические методы обработкиматериалов.
Новизна исследованиясостоит в том, что при наличии в современном дошкольном образовательномучреждение достаточно большого количества детей ослабленных, имеющих отклоненияв физическом и психическом развитии, массаж, как средство укрепленияфизического и психического здоровья используется редко.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МАССАЖА В ЦЕЛЯХ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ К ОСНОВАМЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
 
1.1 Важностьприобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Важность приобщениядошкольников к здоровому образу жизни обусловлена, во-первых, негативнымитенденциями состояния здоровья в детской популяции. По данным совместныхисследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, вдошкольном возрасте всего около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 23-26 % имеютхронические заболевания (IIIгруппа здоровья), остальные ослабленное здоровье (II группа здоровья). В школьном возрасте к абсолютно здоровымдетям уже относится 10,2 %, но при этом в 2 раза до 52 % увеличивается числодетей хроников, а остальные 38 % имеют ослабленное здоровье (II группу). [18;65]
Демографическая ситуацияв нашей стране тоже складывается неблагоприятным образом. Важно не толькородить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья,потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передастсвоему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детскогонаселения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществев свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации игосударства, поэтому она актуальна всегда.
Во-вторых, в дошкольномвозрасте закладывается фундамент здоровья, об этом свидетельствует большоеколичество критических периодов в развитии различных функциональных системорганизма. Особенно показательно, что на этот период приходится 4 из 5критических периодов в развитии иммунной системы, благодаря чему к концудошкольного возраста происходит резкое снижение острой заболеваемости, в связис чем, большинство старших дошкольников переходит в разряд редко болеющих.[9;25]
Периоды интенсивногоразвития детского организма резко повышают его чувствительность к внешнимвоздействиям и грамотно проводимые в этот период оздоровительные мероприятиямогут существенно повлиять на улучшение детского здоровья.
В-третьих, на развитиедетского организма влияют не только внутренние, но и внешние факторы:климатические, медицинские, педагогические и др. Несмотря на успехипрофилактической медицины, существенного улучшения состояния здоровьясовременных детей не произошло, поэтому, учитывая психо-соматическое единствоздоровья, необходимо подключить к этой работе психологов, педагогов, инаправить совместные медико-психолого-педагогические усилия на исправлениеданной ситуации. Специальные исследования роли социально-гигиенических факторовв развитии заболеваний показали, что образ жизни детей обусловливает взависимости от возраста от 3 до 11% заболеваемости. [20; 65]
В-четвертых, вделе формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективнойвозрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основныхобъемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.
В ДОУ для этой работыскладываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенкапостроен правильно, на научных принципах, последовательность режимныхпроцессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим,закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однаконеобходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятийпревратился в активного участника этого процесса, т.е. научился пониматьважность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал вповседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обученияв школе.
Всемирной организациейздравоохранения принято следующее определение «Здоровье – это состояние полноготелесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней и повреждений». В дошкольном возрасте происходит активное формированиевсех этих сторон здоровья: физического, психического и социального. Впсихо-социальном развитии детей можно выделить особую роль положительныхмотивов выполнения гигиенических процессов, правил и физических упражнений,лежащих в основе здоровьесберегающего поведения.
Под «здоровым образомжизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующийсохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровыйжизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни,что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальныхгрупп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведенияотносится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, атакже поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими наздоровье.[20;56]
Повышение защитных силорганизма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности иотдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическуюкультуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активностьи динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическоеповедение.
Применительно к детямдошкольного возраста педагогам необходимо иметь в виду, что не всегда сам ребенокможет обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит отродителей, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, какорганизована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущееповедение.
В последние годы в педагогикеутвердился компетентностный подход. В качестве целевого ориентира, показателярезультативности и качества образования детей старшего дошкольного возрастарассматриваются начальные компетентности ребенка – интегративные личностныехарактеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступныхжизненных программ. В системе начальных компетентностей ребенка выделяютначальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности .
А.Г. Гогоберидзе отмечает,что в структуре начальных ключевых компетентностей на первом месте находитсяначальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельнорешать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
В программных документахпо дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования («Концепциисодержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено», «Программевоспитания и обучения в детском саду», программах «Детство», «Радуга»), большоевнимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровом образежизни и воспитания здоровьесберегающего поведения. Во всех этих документахбольшое внимание уделяется не только вопросу формирования гигиеническойкультуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоциональногоблагополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста посещающих ДОУможно говорить о формировании у них культуры здоровья. Под «культурой здоровьяребенка» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения кздоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать исохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольникусамостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи,связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи ипомощи [11;11].
Таким образом, приобщениедошкольников к здоровому образу жизни можно представить в следующейпоследовательности: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ → ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ →НАЧАЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
В основе знаний ребенкао здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления оборганизме, потому что здоровье — это, прежде всего, здоровый организм. Поэтомудетей знакомят с его внешним и внутренним строении, ролью отдельных органов исистем в жизни человека, их строением, функционированием и взаимосвязью вработе, влиянием физических упражнений на их работу, причинами ухудшения ихрабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению иукреплению всех систем организма.
Необходимо чтобы назанятиях ребенок знакомился с факторами положительно (режим дня, правильноепитание, занятия физической культурой, закаливание, соблюдение правил личнойгигиены, самоконтроль за здоровьем), и отрицательно влияющими на здоровье(болезни, вредные привычки, неблагоприятные средовые условия), получилпредставление об их негативных последствиях и мерах предупреждения, правилахбезопасного поведения в опасных ситуациях, приемах оказания элементарноймедицинской и психологической самопомощи.
Учитывая наглядно-образныйхарактер мышления дошкольников, нужно использовать различные методы, нагляднопоказывающие необходимость выполнения правил: моделирование,экспериментирование, создание проблемных ситуаций, проведение опытов,рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Могут быть использованыразличные виды игр и игровые упражнения. При подведении итога каждого занятияпедагогу следует выделять правила, которых ребенку необходимо придерживатьсядля охраны и укрепления своего здоровья.
В формированииздоровьесберегающей компетентностинеобходимо обращать внимание, чтобыусвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенокпонимал необходимость выполнения правил для здоровья, формирование практическихумений и мотивов выполнения правил было окрашено положительными эмоциями, удетей развивался самоконтроль. Для этого могут быть использованы различныеварианты организации активного отдыха детей (дни здоровья, спортивные праздникии развлечения), различные виды игр (театрализованные, сюжетно-ролевые,подвижные и спортивные).
Чтобы использованиеправил носило стойкий и осознанный характер необходимо изменять условия для ихвыполнения. Также важно, чтобы дошкольники придерживались правил поведения ипри отсутствии внешнего контроля со стороны взрослого, на основе сформированныхмотивов выполнения правил, для этого ребенок должен накапливать индивидуальныйопыт поведения во время режимных моментов, оказания шефской помощи малышам, вигровой, самостоятельной двигательной деятельности.
 
1.2 Особенностидетского массажа
Массаж — научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный ифизиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяетуспешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний,это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.[10; 7]
Организмребёнка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения, любоевоздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой,массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) оказывают на негогораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегосячеловека.
Ребёнокудивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный иответственный подход ко всему, что касается его здоровья.
Детскиймассаж выделяется как особый вид массажа так как способствует не толькооздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному егопсихофизическому развитию.
Методики,разработанные виднейшими специалистами российской педиатрии (в первую очередьА. Ф. Туром, его учениками и сподвижниками), уже многие годы успешноприменяются в детских медицинских и оздоровительных учреждениях, практическийопыт, накопленный за долгие годы, и последние научные исследования позволяют считатьмассаж эффективным и, что очень важно, безопасным средством профилактики илечения большого числа заболеваний, коррекции нарушений развитияопорно-двигательной и нервной систем.[8; 132]
Поддействием массажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций,в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельностьвсех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц,кожа становится упругой и эластичной.[10; 25]
Массажныеприёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняютсостояние коры головного мозга, причём действие массажа тем сильнее, чем младшеребёнок.
Для большейэффективности массаж применяют в сочетании с гимнастическими упражнениями,которые выполняются во время процедуры или непосредственно после неё, однако неследует утомлять ребёнка слишком сложными или продолжительными упражнениями таккак массаж сам по себе является некоторой нагрузкой на организм, широкоиспользуются пассивные движения (то есть движения, выполняемые ребёнком спомощью взрослого), разнообразные корригирующие позы и укладки[10; 32].
Важнойособенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов,применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа идругих видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягкими нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучшеподушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкоеразминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужногорезультата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Это не значит, что такоймассаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и знаядействие различных приёмов, можно менять характер воздействия.[10; 33]
Взависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий,тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основныеприёмы, но растирание и разминание выполняются более энергично, большеиспользуется ударных приёмов. Расслабляющий массаж отличается плавностью иравномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний,расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание- болеемедленное и глубокое, ударных приёмов меньше. В любом случае массаж должен бытьбезболезненным, это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого,где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считаютбезболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным). [19; 25]
Местомпроведения массажа может быть любая твёрдая поверхность, лучше всегоспециальный массажный стол, но в домашних условиях подойдёт топчан, широкаяскамья, стол, можно делать массаж на полу или жёстком щите, положенном намягкую мебель. Важнейшее условие — твёрдая опора, в противном случае усилиябудут распространяться не только (и не столько) на тело ребёнка, но и на мягкийдиван или кровать, желательно, чтобы была возможность подходить к ребёнку сразных сторон и менять свою опору (сидеть или стоять полчаса в одной и той жепозе достаточно утомительно).
Воздух вкомнате должен быть тёплым, но свежим, в тёплое время года можно проводитьмассаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом сзакаливанием.
Рукимассирующего должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и тёплыми, ногтикоротко острижены, часы, кольца, всё, что мешает движениям пальцев и кистей,следует снять, одежда должна быть удобной и лёгкой, руки- открытыми до локтей.
В детскоммассаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк, лучше всегомассировать чистыми руками, так как маслянистые вещества усиливают скольжение иснижают эффективность таких приёмов как растирание и разминание, а тальк сушиткожу ребёнка.
Правильнопроведённый массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно.Показания к массажу очень широки, особенно в детской практике, где он являетсяодним из основных методов лечения или входит в комплекс лечебных мер при самыхразнообразных заболеваниях.
Особоевнимание уделяется массажу при лечении заболеваний или нарушений развитиянервной системы как периферической, так и центральной.
Действиемассажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивыхрезультатов, однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых массажпротивопоказан.
/>1.3Влияние массажа
Массаж оказываетмногообразное физиологическое воздействие на кожу: она очищается ототторгающихся роговых чешуек эпидермиса, а вместе с ними от посторонних частиц(пыль и др.), попавших в поры кожи, и микробов, обычно находящихся наповерхности кожи; улучшается секреторная функция потовых и сальных желез иочищаются их выводные отверстия от секрета; активируется лимфо- икровообращение кожи, устраняется влияние венозного застоя, усиливаетсякровоснабжение кожи и, следовательно, улучшается ее питание, в результате чегобледная, дряблая, сухая кожа делается розовой, упругой, бархатистой,значительно повышается ее сопротивляемость к механическим и температурным воздействиям;повышается кожно-мышечный тонус, что делает кожу гладкой, плотной иэластичной; улучшается местный и общий обмен, так как кожа принимает участие вовсех обменных процессах в организме.
Под влиянием массажаповышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция,замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрафия.Массаж способствует повышению работоспособности мышц, при этом ускоряетсявосстановление работоспособности после усиленной физической нагрузки. Массажоказывает существенное влияние на суставы. Под действием массажа улучшаетсякровоснабжение сустава и периартикулярных тканей, укрепляется сумочно-связочныйаппарат сустава, ускоряется рассасывание суставного выпота, а такжепатологических отложений в периартикулярных тканях.
Нервная система перваявоспринимает действие массажа, т.к. в коже находится огромное количествонервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можноснижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченныерефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.
Глубокое влияниеоказывает массаж на переферическую нервную систему, ослабляя или прекращаяболи, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при егоповреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные итрофические расстройства. При нежном медленном поглаживании снижаетсявозбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие нанервную систему, при энергичном и быстром поглаживании повышаетсяраздражительность массируемых тканей. Очень важна для воздействия на нервнуюсистему атмосфера проведения массажа, теплый воздух, приглушенный свет,приятная спокойная музыка помогают усилить лечебный эффект массажа.
Массаж вызываетрасширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров,благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемогоучастка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего происходитусиленный газообмен между кровью и тканью( кислородная терапия). Раскрытиерезервных капилляров под влиянием массажа способствует улучшениюперераспределения крови в организме, что облегчает работу сердца.
Массаж оказываетразнообразное влияние на обменные процессы. Под влиянием массажа усиливаетсямочеотделение. В крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов илейкоцитов. Массаж не вызывает в мышцах увеличения количества молочной кислоты,а также органических кислот, накопление которых ведет к развитию ацидоза. Этимобъясняется благотворное воздействие на утомленные мышцы. Усиливая обменвеществ массаж способствует уменьшению жировых отложений.
Итак, из вышесказанногоможно сделать вывод о том, что приобщать дошкольников к здоровому образу жизнинужно начинать с самых ранних лет. Это приобщение должно проходить через всевиды детской деятельности.
Особую роль вприобщении детей к здоровому образу жизни играет физкультурно-оздоровительнаяработа. Одним из компонентов этой работы является массаж, правильнаяорганизация и проведение которого помогут ребенку правильно осознать свой организми укрепить свое здоровье.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ МАССАЖА В ЦЕЛЯХ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ КОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Одна изосновных особенностей развития ребёнка в этом возрасте- богатая фантазия,творческое воображение.
Собственныезамыслы оказывают сильное влияние на все виды детской деятельности, будь тосамостоятельные игры или какие-либо организованные занятия, ребёнок этоговозраста владеет в общих чертах всеми видами основных движений, он стремится кновым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движенийи физкультурных упражнениях, у детей возникает потребность в деятельныхимпровизациях, дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но несоизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности.
Убедившись внепосильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает его лишь вобщих чертах, не добиваясь завершения, но при этом он искренне убеждён в том,что выполнил движение полностью, растущее двигательное воображение становится вэтом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразнымиспособами действий.
Вниманиеребёнка уже более устойчиво, развивается осознанное запоминание и способностьразличать виды движений и выделять отдельные их элементы, ребёнок ужезаинтересован в результате движения, в правильности его выполнения и хотяпо-прежнему нуждается в помощи взрослого, но в меньшей степени, чем трёхлетний.
Взрослыйдолжен обращать больше внимания на качество движений ребёнка, на точность и правильностьвыполнения заданных упражнений, их соответствие с образцом, движения, освоенныеранее, повторяются на более высоком качественном уровне, в заданном темпе инаправлении, даются более сложные упражнения на координацию движений,упражнения с предметами, показ движений уступает место объяснению, игра- учёбе.
Если ребенок ослабленный,то у него снижается потребность в движениях. Ребенок тяжело усваиваетпрограммный материал, с трудом выполняет физические упражнения, характерные дляего возраста.
Поэтому целью нашейопытной педагогической работы стало нахождение эффективных средств и методов укрепленияи сохранения здоровья детей 4-5 лет, а также приобщения дошкольников к основамздорового образа жизни. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1.        Определитьуровень физической подготовленности детей 4-5 лет.
2.        Разработать иапробировать методику проведения игрового массажа в условиях детского сада сцелью укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей, атакже приобщения к основам здорового образа жизни.
3.        Выявит динамикуразвития уровня физической подготовленности детей 4-5 лет.
Данное исследованиесостояло из трех этапов:
констатирующего,формирующего и контрольного.
В исследовании принялиучастие 16 человек средней группы дошкольного образовательного учреждения № 60города Сызрани.
2.1 Определениеуровня физической подготовленности детей средней группы
Важнымусловием успешного физического воспитания является диагностическая работа,которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно своспитателями и медицинским работником ДОУ. В соответствии с рекомендациямиВсемирной организации здравоохранения при характеристике физического состоянияребенка учитываются динамика его физического развития, функциональногосостояния и физической подготовленности.
Диагностикафизического состояния позволяет выделить способных, средних, отстающих детей вдвигательном развитии и определить для каждого из них оптимальную «ближайшую»зону развития функциональных систем и двигательных навыков.
Физическаяподготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств(сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость,удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированностидвигательных навыков.
Обследованиефизической подготовленности детей средней группы проводилось совместно синструктором по физической культуре ДОУ. Обследование проводилось в началеучебного года.
В содержаниевводной части и в разминку были включены физические упражнения, которыемаксимально подготовили ребенка к выполнению тестового задания. В основнойчасти проводилось 3 занятия, а в заключительной части было проведено игровоеупражнение, направленное на релаксацию. На занятиях принимали активное участиевоспитатели и медицинский работник.
Приподготовке к диагностике отстраненных от выполнения тестовых заданий посостоянию здоровья не было.
ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ.
Бег надистанции 30 метров.
Предварительнаяработа
На беговойдорожке (ш. — 3 м, дл. — 10 м) отмечается линия старта хорошо видимой линией.За линией финиша на расстоянии 3 м устанавливается яркий ориентир — игрушка,стойка, для того, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии.Готовятся флажок, секундомер.
Методикаобследования
Инструкторс детьми делает несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук,туловища и ног.
Для детейподобраны упражнения, которые подготавливают голеностопный, тазобедренный иплечевой суставы. Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».
Инструкторобращается к детям: «Хотите порисовать? Но у вас нет ни мела, ни кистей, вампомогут в этом ваши части тела».
1.      «Рисуемголовой».
И.П.(исходное положение) — ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Круговыедвижения головой 4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.
2.      «Рисуемлоктями».
И.П. — ногина ширине плеч, руки к плечам. 1—2 — круговые движения локтями вперед (4 р.);2—4 — круговые движения назад (4 р.).
3.      «Рисуемтуловищем».
И.П. — ногина ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3р.), правую сторону (3 р.).
4.      «Рисуемколеном».
И.П. — однанога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1—3 — круговоедвижение коленом левой (правой) ноги;
4 —вернуться в И.П. (3 р.)
5. «Рисуемстопой».
И.П. — однанога согнута в колене и поднята, руки на поясе.
Вращательныедвижения стопой в одну и другую сторону (8 р.)
Детямпредлагается добежать до яркой стойки как можно быстрее: «Представьте, что высамое быстрое животное». Затем инструктор с секундомером и протоколом занимаетпозицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели.Воспитатель вызывает на старт 2 мальчиков или 2 девочек. Остальные дети, какправило, стоят или сидят на гимнастической скамейке. На старте дети принимаютудобную им позу. Воспитатель, стоя рядом с детьми, подает команды: «Внимание!»и поднимает флажок, «Марш» и одновременно опускает флажок. Во время бега детистимулируют друг друга, называя по имени. Инструктор включает секундомер сначалом движения ребенка на старте и останавливает его после пересечения линиифиниша. Дети, которые пробежали, возвращаются назад шагом. Делается 2 попытки.
Количественныйпоказатель быстроты: время бега в минутах.
Качественные показатели бега:
1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь,затем вперед-внутрь.
3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60—70°).
4. Прямолинейность, ритмичность бега.
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Ниже среднего— соответствие двум показателям
Определениеуровня сформированности скоростно-силовых качеств
1. Прыжок в длину с места.
Предварительнаяработа
Вфизкультурном зале кладется мат и сбоку вдоль него наносится мелом разметка(через каждые 10 см на дистанции 2 м).
Методикаобследования
С цельюпредупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволит разогретьмышцы стоп, голени, бедра. С детьми педагог выполняет имитационное упражнение«Лыжник».
«Наделиодну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см.); взяли вруки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях) и поехали (ноги полусогнуты,движение согнутых рук вперед, назад); приготовились к прыжку с трамплина (ногипараллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено вперед) ипрыжок (полет, приземление: ноги на ширине плеч, руки впереди)». Педагогпредлагает детям встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор пофизической культуре, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты доместа приземления пятками — количественные показатели. Также фиксируютсякачественные показатели. Делаются 3 попытки.
Количественныйпоказатель: длина прыжка в см.
Качественныепоказатели прыжка в длину с места:
1.      Исходноеположение:
а)    ногистоят параллельно, на ширине ступни;
б)   полуприседаниес наклоном туловища;
в)    рукислегка отодвинуты назад.
2.      Толчок:
а)    двумяногами одновременно;
б)    выпрямлениеног;
в)    резкиймах руками вперед-вверх.
3. Полет:
а)    рукивперед-вверх;
б)    туловищесогнуто, голова вперед;
в)    выносполусогнутых ног вперед.
4.Приземление:
а)      одновременнона обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню;
б)      колениполусогнуты, туловище слегка наклонено;
в)      рукидвижутся свободно вперед — в стороны;
г)       сохранениеравновесия при приземлении.
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Нижесреднего — соответствие двум показателям.
2.        Метаниемешочка с песком.
Предварительная работа
Наспортивной площадке мелом размечается дорожка (через 50 см на дистанции 2 м).Готовятся 3 мешочка с песком весом 200 г.
Методикаобследования
Выполняетсяразминка; инструктор приглашает ребенка к линии. Бросок выполняется изположения: стоя, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага, рука смешочком за головой. Ребенок производит 3 броска каждой рукой. Инструкторосуществляет замер после каждого броска и лучший результат заносит в протокол.В протоколе фиксируются количественные и качественные показатели.
Количественныепоказатели: дальность броска в см.
Качественныепоказатели метания:
1.      Исходноеположение:
а)      стоялицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая — впереди, правая — наносок;
б)      праваярука с предметом на уровне груди.
2.      Замах:
а)      повороттуловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела;
б)      одновременноразгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз — в сторону;
в)      переносвеса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть —вверх.
3.      Бросок:
а)      продолжаяпереносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
б)      хлещущимдвижением кисти бросить предмет вдаль-вверх;
в)      сохранятьзаданное направление полета предмета.
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Нижесреднего — соответствие двум показателям.
Определениеуровня сформированности гибкости
Предварительнаяработа
Готовятсягимнастическая скамейка, сантиметровая лента, флажок.
Методикаобследования
С цельюповышения подвижности в суставах используются упражнения (наклоны, повороты,махи), выполняемые из разных исходных положений с большой амплитудой.Применяется конкретная целевая установка (коснуться пальцами пола при наклоне;коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя; коснуться пальцами пяткипри повороте, стоя на коленях; прокатить мяч руками как можно дальше изисходного положения сидя, ноги в стороны; поднять прямые руки как, можно вышеиз положения лежа на животе), которая повышает активность детей.
Инструкторпредлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ногкасались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во времявыполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряетглубину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Делается 2попытки.
Количественныйпоказатель гибкости: величина наклона в см, если она ниже нулевой отметки, тооценивается со знаком «+», если выше ее, то со знаком «—».
Качественныепоказатели:
1.      Исходноеположение:
ноги нарасстоянии 8—10 см, руки опущены.
2.      Наклон:
наклонтуловища вперед, ноги не согнуты, руки и пальцы выпрямлены.
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие одному показателе.
Нижесреднего — несоответствие обоим показателям.
Определениеуровня сформированности выносливости
Цель:Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьноговозраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика:Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забегеодновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителязанимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для болееточного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. Поистечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (вметрах).
Заранееразметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор пофизическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, детибегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бегпродолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильновыполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальнуюкарту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции,которую пробежал ребёнок.
Количественныйпоказатель выносливости: время в секундах, затраченное на выполнение задания идлина дистанции.
Качественные показатели:
1.   Небольшой наклон туловища, голова прямо.
2.   Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь,затем вперед-внутрь.
3.   Вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70°).
4.   Прямолинейность, ритмичность бега.
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Нижесреднего — соответствие двум показателям.
Определениеуровня сформированности ловкости
Предварительнаяработа
На беговойдорожке (10 м) расставляются 8 кеглей на расстоянии 100 см. Причем расстояниемежду стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишемсоставляет 150 см.
Методикаобследования
Инструктордает детям задание — пробежать как можно быстрее между кеглями и не задеть их.По команде воспитателя ребенок бежит к финишу. В это время инструктор, находясьна финише, фиксирует количественные показатели. Делается 2 попытки.
Количественныйпоказатель ловкости: время в секундах, затраченное на выполнение задания.
Качественные показатели бега:
1.   Небольшой наклон туловища, голова прямо.
2.   Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь,затем вперед-внутрь, быстрый вынос бедра маховой ноги.
3.   Прямолинейность, ритмичность бега.
4.   Точность движения (бег без задевания кеглей).
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Нижесреднего — соответствие двум показателям.
Оценкакоординации движения
Предварительнаяработа
Готовятсямячи диаметром 20 см.
Методикаобследования
Инструкторпредлагает детям отбивать мяч, не сходя с места.
Количественныйпоказатель: количество бросков и ударов, мальчики —30- 35, девочки 30—35.
Качественныепоказатели:
1.   Ноги на ширине плеч, смотреть перед собой.
2.   Руки с мячом перед грудью, локти в стороны, вниз.
3.   Бросок мяча вверх над головой.
4.   Ловить мяч согнутыми в локтях руками у груди.
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Нижесреднего — соответствие двум показателям.
Качественныепоказатели бега:
5.   Небольшой наклон туловища, голова прямо.
6.   Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слег ка опускаясь,затем вперед-внутрь, быстрый вынос бедра маховой ноги.
7.   Прямолинейность, ритмичность бега.
8.   Точность движения (бег без задевания кеглей).
Высокийуровень — соответствие всем показателям.
Среднийуровень — соответствие трем показателям.
Нижесреднего — соответствие двум показателям.
Результаты диагностики былизанесены в протокол обследования (Таблица 1).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.