Идея школы Амонашвили
Педагогика по Амонашвили поражает, каксвежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки идухоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению ШалвыАлександровича, в отличие от загрязненной – силовой.
– Мы все соработники у Бога. Воспитываяребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многоестанет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужнозаставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делаетавторитарная педагогика.
Но любовь – не хаос, гуманная педагогика– не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает исозидает.
Каждый ребенок пришел в этот мир неслучайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зовлюдей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть,великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочьему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философииАмонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основытрадиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут неостается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которойучитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:
– В традиционной дидактике прочно бытуетмнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, чтоподлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности иобостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то кактогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учениковискривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенныедетьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – онзакрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибкаостанется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибокуменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправлениеошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красныхпользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения?Посмотрит ребенок на свою работу и порадуется успехам: зеленые черточки и знакиобратят его внимание на победы. А что касается самих ошибок, то они вовсе нетакие уж опасные симптомы в развитии ребенка, скорее наоборот: находя, замечая,анализируя ошибку, ребенок может иногда успешнее овладеть эталоном.“Любая наука нужна лишь для возвышениячеловека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых емунаук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любаянаука должна быть проводом, через который учитель проводит свет” – в этомпостулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонениемперед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждогоребенка и его особую миссию. Искусство владетьсвоим внутренним миром
Современное значение слова “школа”утратило суть духовности и суть радости, и школа стала названием учебногозаведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, – считаетАмонашвили. – Но школа (лат. Скале) есть скалистые, трудные, требующие силыволи ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. Школа трактуется такжекак дом радости (греч.), что не отрицает сложности восхождения по скале, ибоистинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей. Неподвергая сомнению значимость знаний и умений, смею утверждать, что качествознаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только отзнаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно дляобщества давать бездуховному, бессердечному человеку современные высшие знанияо законах природы, человеческой психики и Вселенной? Поэтому основа основ вшколе Амонашвили – уроки духовной жизни.
Ради чего мы живем? Что такое жизнь икак она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь?Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением,знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?
– Духовная жизнь есть высший план бытия,та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит каквнутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизнизадерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его расцвети прогресс. Следует только сожалеть, что традиционная, а также многиеинновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенокпредоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира. Это величайшаятрудность для ребенка, и она редко увенчивается успехом. В душе и сердце ребенкадолжны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного ипонимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность кблагу, мужество и бесстрашие, служение планетарной и космической эволюции,чувства заботы и сострадания, сознание жизни, смерти и бессмертия… Находясьсреди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинаеттрудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.
Как проводить такие уроки?
Основной способ – беседа учителя,свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальниемиры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (урокимолчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращениек своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.
А еще есть практика: посылание добрыхмыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведениедневника о своих переживаниях, философствование.
Такой урок не кончается, даже когдаребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.
В таком образовательном процессе ребенокнаучается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать еекачество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.
– И школа должна не приспосабливаться кжизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться. Более того: школадолжна жить жизнью сегодняшней, а не вчерашней. Даже завтрашней.ШКОЛА ЖИЗНИ
XIV. Особенности образовательногопроцесса в Школе Жизни
Образовательный (педагогический) процессв Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают емугуманно-личностную направленность.
Первая особенность
Ребёнок есть деятельное существо,имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность.Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными,ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность позавершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватитьРебёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой онесть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека.Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательногопроцесса заключена во внутренней преемственности созидательныхдуховно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя,человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойногощедрости Творца.
Вторая особенность
Ребёнок есть целостное явление, и в нёмразвивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждаетсяв жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себявсю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений,стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё сосвоей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного членаобщества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательномпроцессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя изсказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тожедолжен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразныхформах жизнь Ребёнка, жизнь детей.
Третья особенность
В жизни Ребёнка можно различить два еёуровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся безпедагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь.Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровеньжизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную,самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровеньжизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни,обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и темсамым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущейформой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он естьне основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике ипрактике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишаетсясвоего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется внеформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества,в ходе которого решаются цели и задачи образования.
Четвёртая особенность
Мир есть венец сотрудничества. Зернодуха сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. Отсердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется наидеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений,сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость вуспехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляетсяне в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; онопоявляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе,трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленькихдетей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать.Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда,совместной жизни.
Стремление к сотрудничеству с людьмиесть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и виндивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанногосотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественнымкачеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрыевзаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель идети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и враскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своейдуховной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке каккачество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценностьпознавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнокускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, всотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем всамостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальныхтрудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощьюучителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чемсамостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такиеже сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает всебе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность,которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном ипознавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобывоспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществлениесотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качествучителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневнойжизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух вмногогранной жизни детей.
Пятая особенность
Личность Ребёнка не станет полноценнойбез такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальнойспособности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельностьосуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания собразцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов(материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.)разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётсяцеленаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной исамооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов,присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений,контроля и самоконтроля и т.д.
Учительская оценочная деятельность, сосвоей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это вобразовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякиеформальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые,материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основехарактеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителейпакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности.
Шестая особенность
Вдохновителем образовательного процессав Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детямосуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов истремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не можетпринять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он самне является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом поотношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать вШколе Жизни. Учитель Школы Жизни следует «заповедям»:
· Веритьв безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос.
· Веритьв свои Педагогические Способности — «Я от Бога учитель».
· Веритьв силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия.
Творцом будущего является учитель.Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителятакого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческиекачества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту,творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество ипреданность, понимание своего учительского величия и скромность. Кожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушномугуманная педагогика не придёт, для него Школа Жизни и её принципы будутнеприемлемы.