Коломенский педагогическийинститут
РЕФЕРАТ
Студентатехнологического факультета
431 группы
ЛазареваВиктора Николаевича
на тему:
Идеи развития в трудах
Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.
1998 г.
План реферата
1. Введение
2. Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского
3. Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо
4. Развивающее обучение в наследии М. Монтеня
5. Заключение
6. Библиографическийсписок
Введение
Цель данного реферата — раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можносуверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школуимеет огромное педагогическое значение.
История идеи развивающегообучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических идидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении это обеспечениевсестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
Наибольший подъем идеяразвивающего обучения получила в 16 — 18 вв. Ей занимались такие знаменитыепедагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.Песталоцци, А. Дисьервег.
Среди русских педагоговизучавших эту проблему следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского,Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
Данный реферат построен наоснове анализа идей развития в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж.Руссо и М. Монтеня.
Развивающее обучение внаследи Я. А. Коменского
Ян АмосКоменский (1592 — 1670) — крупнейшийпедагог демократ,выдающийся общественный деятель 17 века. Он родилсяв Южной Моравии (Чехословакия) в семьечлена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени- окончил латинскую школу,учился в Гернборнском и Гейдельбергскомуниверситетах в Германии. После этого Коменский был проповедником,апотом главой своей религиозной общины,занимался педагогическойдеятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменскийстал знаменит еще при жизни,по ним учились во многихстранах мира,включая Россию.
Коменский былосновоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах повопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”,“Великая дидактика” ,“Новейший метод языков”, “Пансофическаяшкола”и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
Отличительной чертойпедагогических воззрений Коменского былото ,что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейшихпредпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Этаидея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет обисправлении дел человеческих”,одну из частей которого онназвал “Пампедией” — “Всеобщим воспитанием”,гдеон, в частности ,развивает мысль о том,что воспитание иобразование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьноевоспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию иобразованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение,1981.- С.79/.
Одной из наиболее главныхидей в педагогическом наследии Коменского,является идея развивающегообучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически всепроизведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается,как реализация природныхзадатков и дарований,в соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочиненияхмного внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этомотношении наряду с “Великой дидактикой”следует особо отметить еготруд “О культуре природных дарований”.
Вопросы о ребенке и егоспособностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Чтопредставляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается.Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицаниеврожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) исоответственно своему демократическому мировоззрению считает,чтокаждый ребенок независимо от рассы,сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. /Лордкипанидзе Д. Ян АмосКоменский. — М.:Педагогика,1970. — С.152-153/.
Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского,основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
“Человеку прирожденычетыре части,или качества,или способности. Перваяназывается ум — зеркало всех вещей,с суждением — живыми весамии рычагом всех вещей и,наконец,спамятью — кладовою для вещей. На втором месте — воля — судья,всерешающий и повелевающий. Третья — способность движения,исполнительница всех решений. Наконец, речь — истолковательница всего для всех. Дляэтих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов:мозг,сердце,рука иязык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума;в сердце,какцарица в своем дворце,обитает воля;рука,органчеловеческой деятельности,является достойнымудивления исполнителем;язык,наконец, — мастер речи,посредник между различнымиумами,заключенными в различных,друг от друга разделенныхтелах,связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. /ЧечельИ. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. — М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.
“Дарование”обозначает ту врожденную силу нашей души,которая делает нас людьми.
“Легкопонять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: вкаком смысле о человеке говорится,что он усовершенствует поле, огород,виноградник и какое-либо искусство и ,наконец,своесобственное тело,в том же смысле можно говорить,что онусовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствуеткаждую вещь,приспособляя и приноравливая ее к своимпотребностям,приготовляя,изощряя,сглаживая украшая ее таким образом,чтобы она соответствоваласвоей цели и на деле приносила наибольшую пользу”.“Искусство считается хорошоусовершенствованным,когда оно легко и изящно производит свои творения. Теловыхолено,когда волосы хорошо причесаны,кожагладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовноедарование человека будет тогда усовершенствовано,когда,во-первых,он приобретет способность обо многом мыслить и вовсе быстро вникать;во-вторых,когда он будет опытен втщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго,атакже а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих,когдаон будет искусен ив выполнении совершенннейших дел;в-четвертых когда будет уметь красноречивои поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркогоосвещения всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранныепедагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,1982.- С.8/.
Как понимает Коменскийпсихическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признанииКоменским того,что человеку от рождения сопутствуют природныеданные в виде таланта и различных способностей,которые развиваются исовершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождениясопутствует “способность познания”. “… Человек родился способнымдля уразумления вещей,для добродетели,длянеограниченной любви к богу… и корни этих трех способностей существуют у негос такой же несомненностью,как и корни у каждогодерева ”/ЛордкипанидзеД. Ян Амос Коменский. — М.:Педагогика,1970.- С.153-154/.
Итак, из вышесказанногоможно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а соспособностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципомприродосообразности. И это является главной точкойзрения Коменского в теории развивающего обучения.
Развивающееобучение в наследии Ж. Руссо
Жан-ЖакРуссо (1712 — 1778) — наиболее выдающийся мыслитель — педагог 18 столетия. Он к той плеядепросветителей,которая идейно подготовила французскую буржуазнуюреволюцию.
В своих главныхпроизведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшениюили ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия,или новая Элоиза”Руссо подверг осуждениюмногие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденныефеодальным строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание,подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальныхособенностей детей, ни потребностейжизни.
Руссо являетсяосновоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного сзаконами физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематическипедагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, гдесделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка исоответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания иобучения ребенка.
Педагогические высказыванияРуссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку,заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизацииметодов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематическойтрудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезнымипрактическими умениями и навыками, а с другой стороны, — способствоватьформированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказывал многопрогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек онпридерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины,по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надозаботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать кведения домашнего хозяйства и т. п.
Педагогическая теории Руссооказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвениюее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / ПискуновА. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение,1981.- С.202/.
Как уже говорилось выше,Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободноговоспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этихидей?Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможностидля развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которыесовершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К.Историко-педагогические очерки. — М.:Академия педагогическихнаук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том, чтобыподавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеиразвивающего обучения по Руссо.
Воспитание каждого человека,писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденныхспособностей и влечений /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука,1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйтепо пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей;оназакаляет их темперамент всякого рода испытаниями;она с ранних пор учит их,что такое труд и боль ”/Кларин В. М., Джуринский А.Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.:Педагогика, 1988. -С. 209/.
Обращаясь к родителям ивоспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививатьчувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность ивсе полезные разумные склонности.
Если ребенок плачет, Руссопредлагал родителям и воспитателям неприбегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать действительныепричины детского плача. Он справедливо предупреждал, что детские слезы приотсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они вызываются, ивследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто противоречащееморали и природе.
Руссо рекомендует исподвольдействовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мерпрямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить судовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.
Среди наставлений,заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительныесоветы:если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны прежде всего овладетьсамим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портитвсе к чему прикоснется, не сердитесь;удаляйте от него то, что онможет испортить”. Но то, что вы разрешаете ему, разрешайте попервому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете емуделать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пустьникакое приставание не колеблет вас;пусть произнесенное “нет”будетнесокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть своисилы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
Отдавая добрую дань детскомувозрасту, Руссо продолжает: помните, что природажелает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станутвзрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должныдобиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте ксерьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать умвашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять”/Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.:Наука. 1980. -С.79 — 81/.
Развивающееобучение в наследии М. Монтеня
МишельМонтень (1533 — 1592) — выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителейфилософского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческогопознания, зависимость его от многих условий.
Скептицизм как течение вфилософии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма,обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критикепреклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластикауже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только еще началискладываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.
Подвергая сомнению различныеобычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное,Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры — католической церкви.
Являясь противникомсхоластической наук средневековья, тратившей все свои силы накомментирование небольшого числапризнанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающуюсами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взглядыМонтеня:он сторонник развивающего образования, которое не загружает памятьмеханически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельностимышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения какгуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти неизучались.
Как и все гуманисты, Монтеньвысказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательноеотношение к детям.
Воспитание по Монтеню,должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическоеобразование должно дополняться физическими упражнениями, выработкойэстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня быливосприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитанияперед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательноговлияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего родаосновой теории естественного воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия поистории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение,1981.- С.69-70/.
Главной идеей в теорииразвивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должноосуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, чторазвивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своейкниге “Опыты”в главе “О воспитании детей”Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил емувозможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкусразных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногдауказывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Яне хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочучтобы он тоже слушал своего питомца.”/ Пискунов А. И.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение,1981.- С.71/. Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначалазаставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.
“Пустьучитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл исамую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памятисвоего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажетему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобыпроверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это”. /МонтеньМ. Опыты. -М.:Правда, 1991. -С. 122/.
“Пустьего душе будет привита благородная любознательность;пусть он осведомляется обовсем без исключения;пусть осматривает все примечательное, что толькоему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы,происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий ”.
“Послетого как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучшеи разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии ириторики;и, какую бы из этих наук он не выбрал, — раз его умк этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов.Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг;инойраз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз онизложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.”/ ПискуновА. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение,1981.- С.74-75/.
В этом заключаются основыразвивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.
Заключение
М. Монтень, Я. А. Коменскийи Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах ониположили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности(Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственноговоспитания (Монтень), и многим другим.
Что объединяет этих трехвеликих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все ихпедагогические труды :“Великая дидактика”Коменского, “Эмильили О воспитании”Руссо,“Опыты”Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идеяразвивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский иРуссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, вчастности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Монтеня, Коменского и Руссо можно назватьпервооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Ониоставили за собой колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеиразвития изучаются и практикуются и по сей день.
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 432 группытехнологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
на тему:
“Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.
Рефератпосвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего лишнего. В рефератеимеется много ссылок на литературные источники, что говорит о том что ЛазаревВ. Н. изучил большое количество литературы по данному вопросу. Надо сказать,что тема реферата достаточно сложная и Лазарев В. Н. довольно успешно с нейсправился.
Реферат состоитиз трех основных частей в которых дается подробное описание взглядов Коменского,Руссо и Монтеня по интересующему вопросу. Реферат написан четко, стройно иимеет достаточный объем. Единственным недостатком можно считать малое количествосвоих мыслей и выводов. Я считаю, чтореферат заслуживает положительной оценки.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пискунов А. И. Хрестоматияпо истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение,1981.
2. ЛордкипанидзеД. Ян АмосКоменский. — М.:Педагогика, 1970.
3. ЧечельИ. Д. Антология гуманнойпедагогики. Коменский. — М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
4. Коменский Я. А. Избранныепедагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,1982.
5. Гончаров Н. К.Историко-педагогические очерки. — М.:Академия педагогическихнаук РСФСР, 1963.
6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.
7. Кларин В. М., Джуринский А.Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.:Педагогика, 1988.
8. Монтень М. Опыты. -М.:Правда, 1991.