План работы
1. Особенности и роль наглядного обучения врешении образовательно-воспитательных задач.
2. Виды наглядных пособий.
3. Правило отбора и демонстрации учебныхнаглядных пособий.
1. Особенностии роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач.
Нагляднымназывается такое обучение, при котором представления и понятия формируются уучащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощьюих изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайноважный момент – живое созерцание, которое, как известно, является в конечномсчёте исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённыхпредставлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятыхобучаемым.
Так,с помощью различных приёмов конкретизации, методом картинного описания можнобез всяких наглядных пособий создать у обучаемых, незнакомых с изображениямидревнего Кремля, некоторое представление, образ Кремлёвских стен при ИванеКалите, так как элементы этого представления («толстые дубовые брёвна»,«высокие стены», «крепкие ворота», «высокие башни») ранее усвоены школьникамииз жизненных наблюдений. Однако, если бы мы предложили этим обучаемымизобразить на бумаге Московский Кремль при Калите таким, каким они егопредставляют на основании описания, сделанного преподавателем, мы получили бымножество различных рисунков. И дело здесь в том, что путём непосредственноговосприятия жизненных явлений обучаемые могли получить лишь элементы,необходимые для создания цельного исторического образа, а сам образ прошлоговоссоздавался ими на основании слов учителя по-разному, в соответствии сразличными способностями воображения.
Присловесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющемчисле случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдениеучащимися предметов описания или повествования потому, что это явление ужепрошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтомуих исторические представления, созданные методом внутренней наглядности,неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны историческойдействительности.
Вобучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образностьизложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений опрошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
2. Видынаглядных пособий.
Наоснове непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений(наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представленияи понятия об историческом прошлом.
Предметнаянаглядность – это такой метод наглядного обучения, при котором представления ипонятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самогопредмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение впреподавании естественных наук – ботаники, зоологии, химии и др., где имеетсявозможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногдапопробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления – растения (сцветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрироватьход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.
Иначеобстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события иявления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвестии предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем.Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину историческихсобытий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами несамо прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касаетсяобщественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному,живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядностьможет играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможетвыразить эти отношения, передать их конкретное проявление.
Такимобразом, строго говоря предметная наглядность в точном значении этого понятия впреподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственноевосприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметомизучения в курсе истории.
Заэтим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеетспецифическое значение, существенно отличаясь от аналогичного методапреподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении историипонимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, авещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизньпервобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменноговека, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы ирыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности – оружиеи доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлойратной службы и их подвигов – полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.
Кпредметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятникипрошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства ипредметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейнуюэкспозицию.
Значительноболее широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображениеисторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительнойнаглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты поистории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебныеи документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школесредств изобразительной наглядности различаются:
а)изображения документального характера – документальные фотоснимки,документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда,памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б)научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудийтруда, предметов быта или их комплексов и др.;
в)художественные композиции, созданные творческим воображением художника илииллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятсяпроизведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках,изображающие события и сцены прошлого.
Большойинтерес школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия – различныемакеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля,модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенныэффективны действующие модели – водяной мельницы, рудоподъёмной машины.
Наконец,особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражениеисторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты,схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
Классификациюпо внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковыесредства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию ихарактеру исторического образа, выделяя наглядность предметную,изобразительную, условно-графическую.
Рассмотриболее подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:
естественнаямонументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятникипрошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор вНовгороде, Красная площадь в Москве и др.);
подлинныепредметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки:орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
специальноизготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметовбыта, труда);
изобразительнаянаглядность (учебные картины, репродукции);
условно-графическаянаглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы,графики, диаграммы);
техническиесредства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы,аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).
3. Правилоотбора и демонстрации учебных наглядных пособий.
Историческиекарты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенныеобобщённые образно-знаковые изображения исторических событий или периодов.Изображения даются на плоскости в определённом масштабе с учётомпространственного расположения объектов. Карты в условной форме показываютразмещение, сочетание и связи исторических событий и явлений, отбираемых ихарактеризуемых в соответствии с назначением данной карты.
Первичныеумения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения иисторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о том, чтона горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде имасштабе.
Чтобысоздать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на картеземного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую)карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но онизображён в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или отобщего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту(единичная), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии,направлением рек учащиеся находят эту же территорию на физической картеполушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображенаменьшая часть земной поверхности. Её очертания мелом учитель наносит нафизическую карту, и ученики ещё раз сравнивают положения рек, морей с контурамиисторической карты.
Еслидля изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картойдругого исторического периода. В противном случае у учеников будутформироваться ошибочный исторические представления. Лучше использоватьфизическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или картуучебника.
Припоказе по исторической карту следует соблюдать основные правила. Перед показамучитель даёт словесное описание географического местоположения пункта илирубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры илиобращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границназывают не только физико-географические ориентиры, но также соседниегосударства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположениеисторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам ирубежам.
Средикартин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаютсяучебные картины, созданные как учебные пособия, художественные произведенияисторической живописи, созданные художниками как произведения искусстваопределённого жанра.
Правда,репродукции многих произведений крупных художников на историческую темуиспользуются в качестве наглядных пособий на уроках истории. С другой стороны,хорошая высокохудожественная учебная картина, несомненно представляет собоюпроизведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеетряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования.
Преждевсего, учебная картина по истории создаётся художником или иллюстраторомспециально как школьное наглядное пособие. Но в отличии от учебных таблиц, вкоторых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно,учебная картина – пособие синтезированное, дающее целостное изображениеисторического явления, где все алименты отобраны и объединены. По содержанию исюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе ивозрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные событияи явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Еёкомпозиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное – всёсодержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии сучебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничеголишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления обизучаемом явлении и для необходимых выводов о нём.
Чтокасается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли всерию картин по истории, изданную для школы, другие используются учителями науроках истории в виде отдельных репродукций большого формата.
Науроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит зарамки школьной программы. Её использование, без нужды перегружая урок,потребовало бы длительных и сложных объяснений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А.Вагин, «Методика преподавания истории в средней школе», Москва, «Просвещение»,1968;
2. М.Т.Студеникин, «Методика преподавания истории в школе», Москва, «Владос», 2000.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Фрагмент урока с использованиемнаглядности.
Темаурока:
Полтавская битва 27 июня (8июля) 1709 года.
Материал:
Подготовленныйзаранее текст урока с описанием битвы, предпосылок и последствий сражения;схематический рисунок сражения с расположением, ударами и манёврамипротивоборствующих армий.
Фрагмент урока:
27июня (8 июля) 1709 года произошло генеральное сражение Северной войны 1700-21годов – Полтавская битва. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армиюКарла XII. Остатки шведских войск сдались у Переволочны; Карл XII бежал вТурцию. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользуРоссии.
Весной1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского короляКарла ХII (35 тысяч солдат, 32 орудия) осадило Полтаву. Там предполагалосьпополнить запасы и продолжить путь в направлении Харьков, Белгород и далее наМоскву.В апреле-июне гарнизон Полтавы (4,2 тысячи солдат, около 2,5 тысячивооруженных горожан, 29 орудий) во главе с комендантом полковником А.С.Келиным,поддержанным подошедшей на подмогу конницей генерала А.Д.Меншикова и украинскихказаков, успешно отбил несколько штурмов противника. Героическая оборонаПолтавы сковала силы Карла ХII. Благодаря ей Русская армия получила возможностьв конце мая 1709 года сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к битвес врагом.
. . .
. . .
Полтавскоесражение предопределило победоносный для России исход длительной Северной войныи подняло международный авторитет России. Военное могущество шведов былоподорвано, слава о непобедимости Карла ХII развеяна. Полтавское сражениеоказало влияние на дальнейшее развитие русского военного искусства. Умелоепостроение боевого порядка, инженерное оборудование поля боя, созданиепередовой позиции, выделение значительного резерва, использование свойствзакрытой местности в интересах боя — во всем этом Русская армия, руководимаяПетром I, отходила от шаблонов линейной тактики.