Реферат по предмету "Педагогика"


Культура общения младших школьников в урочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ
Учениео культуре речи – наука сравнительно молодая и вместе с тем интенсивноразвивающаяся как в нашей стране, так и зарубежном. Её предмет и объектисследования, совокупность методологических приёмов описания материаловопределились окончательно лишь в последние десятилетия.
Человеку,стремящемуся к овладению речевой культуры, конечно, не обязательно, какучёному, знать в деталях основы «специальных» языковедческих наук: фонетики,морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем вобщей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругулюдей.
Здесьуместно сказать о компетенциях младших школьников. Обще учебная компетентность– это интегральное качество личности, обеспечивающее готовность ксамообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Вструктуре обще учебной компетентности младшего школьника можно выделитьследующие компетенции: коммуникативную, личностно-смысловую.
Впоследние десятилетия обучение русскому языку в начальной школе претерпелосущественные изменения. В частности, усилилась развивающая функция языка. Чёткообозначилась его коммуникативно-речевая направленность
Вструктуре обще учебной компетентности младшего школьника можно выделитьследующие компетенции: коммуникативную, личностно-смысловую.
Именнопоэтому обучение русскому языку на современном этапе рассматривается с точкизрения готовности ученика к полноценной речемыслительной деятельности в устнойи письменной форме. В решении задачи совершенствования речемыслительнойдеятельности младших школьников особое значение приобретают вопросы развитиясамостоятельной устной и письменной речи.
Особенно актуально эта проблема звучитсейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепциимодернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксированоположение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостнуюсистему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые иобщеучебные компетенции, определяющие современное качество образования».
Общеучебнаякомпетентность – это интегральное качество личности, обеспечивающее готовностьк самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всейжизни.
Вструктуре общеучебной компетентности младшего школьника можно выделитьследующие компетенции: коммуникативную и личностно-смысловую. Коммуникативнаякомпетенция заключается в практическом овладении диалогической и монологическойречью, владении нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытовогообщения. Личностно- смысловая компетенция заключается в эмоционально-ценностномотношении к родному языку, побуждении познавательного интереса к родному слову,стремлении совершенствовать свою речь, в том числе письменную.
Речьнаших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит многостилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела остраянеобходимость преодолеть эти недостатки.
Ещё один немаловажныйаспект – это то, что наш век — век компьютерных технологий. Обеднённый иупрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать вповседневную речь и претендовать на норму.
Всёвышесказанное подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования, цельюкоторой является выяснение, что же такое культура речи и как проводится работапо развитию навыков культуры речи у учащихся начальных классов.
Всоответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать причины актуализации вопросов культуры речи в современномобществе и в начальной школе в частности.
2.Раскрыть основные качества культурной речи.
3.Осветить проблемы детских речевых ошибок.
4.Рассмотреть приёмы формирования культуры речи у младших школьников.
Объектомисследования является процесс организации культуроведческой работы в начальнойшколе и собственно культура общения младших школьников в урочной деятельности.
Предметомисследования являются приёмы и формы работы по культуроведческому образованию вначальной школе.
Гипотезойисследования является предположение о том, что если учитель на уроках русскогоязыка и литературного чтения будет использовать приемы и формы, предупреждающиеи искореняющие речевые ошибки, то это позволить повышать как культуру речиучащихся, так и культуру поведения и общения подрастающего поколения всовременном обществе.
Методологическойосновой исследования являются труды В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, В.В.Леонтьева А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской, М.Р. ЛьвоваВ.А. Аврорина, И.Н.ОзеровойГ.А. Золотовой, Н.А. ПесняевойЮ.М. Афанасьева, Н.В. Володиной, З.И.Калмыковой и других педагогов, изучающих различные аспекты формирования навыковкультуры речи в начальной школе.
Исходяиз вышеперечисленных проблем русской речи, как никогда более остро перед всемобществом и, в первую очередь, школой ставится вопрос об очистке русского языкаот различного типа речевых ошибок и усилении работы над правильностью культурыречи. Эта тема очень актуальна и поэтому нами был выбран вопрос о формированиикультуры речи в начальной школе. Данная работа может помочь студентам в подбореправильных методов и приёмов работы для формирования культурной речишкольников.
Дляреализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использованкомплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающийтеоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературыпо проблеме исследования.
Структураработы: КР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,содержащего 32 наименования.

Глава I. Задачи и пути развития культуры речи у детей
Глава1.1 Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человеквсю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждыйвозрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важныеступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный ишкольный периоды.
Враннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые онудовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а ввозрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает каксоциальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет такжесредством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенокпользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь,усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования,словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний,для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
 Первоначальноребенок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишеннымичеткого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста,он начинает интуитивно улавливать в языке систему, его закономерности. В еговысказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежных,временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил ине испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает,связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова,придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная рольпринадлежит аналогиям). К семилетнему возрасту дети уже в основном владеютважнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределахразговорного стиля, разумеется.
Инымисловами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, черезвосприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевойдеятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие культурыречи, произношения, употребления форм слов у ребенка не стихийный процесс. Онотребует постоянного педагогического руководства.
Первоеусловие речевого развития ребенка, как уже было отмечено,- это потребностьобщения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития культуры речидолжны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи,ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у негоинтерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Нужносказать, что область работы школы по совершенствованию культуры речи — этодоведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого недолжен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение еекультуры, всех ее выразительных возможностей.
Нообщение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний,различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, илисоздать речевую среду. Это второе условие развития культуры речи ребенка. Оттого, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие иправильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, другихродных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кинои театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь,звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.
Речьпомогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность,содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различнымипредставлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема идинамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только вязыковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишеттолько о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материалапо теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материалдолжен быть значимым (общественно значимым или лично значимым).
Существуети обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнеечеловек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе иобществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Комунеизвестно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающимипо разным предметам.
Вдошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно,в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоеннаяречь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языкастихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Это,во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличатьлитературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорномвариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новыхзначений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксическихконструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольнойречевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколькообширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя,в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно:необходима система обогащения речи детей, нужна планомерная работа, четко иопределенно дозирующая материал – словарь, синтаксические конструкции, видыречи, умения по составлению связного текста.
Необходимотакже разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоитв том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представленывсе доступные возрасту виды работ, например, все виды устных монологическихупражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческимидополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по однойкартине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.
Системаречевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фондля речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания кязыку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяетклассное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другиеязыковые занятия.
Речевыеупражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитииречи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи,срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитиюкультуры речи обязательно приведет к успеху.
Сформулируемобщие задачи учителя в развитии культуры речи учащихся:
а)обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речивзрослых, чтение книг, слушание радио и пр.
б)обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речиучащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельнойречи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
в)обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса,грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей,активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций,обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи
г)вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный,словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста),связывая ее с уровнем грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом
д)создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнениетребований к хорошей речи [9].
Глава1.2 Общие проблемы культуры речи
Впоследние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами(лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкойобщественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетахи журналах. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается каксниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный языкненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов;немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскомуязыку интонирование и т.п. При этом нередко подчеркивается катастрофическоесостояние современного русского языка, ведущее к его разрушению и гибели.
Современныерусисты, хотя и обеспокоены состоянием и судьбой русского языка, не столькатегоричны в своих оценках. Многие из них отнюдь не считают, что те негативныеречевые явления и процессы, которые мы наблюдаем в последние годы, неминуемоведут к гибели русского языка: ученые скорее озабочены недостатками языковоговоспитания, низкой языковой компетенцией большинства населения [2].
Конечноже, сказанное вовсе не означает, что нам не о чем беспокоиться. Язык — это душанарода. По своей природе он не может не отражать того, что происходит счеловеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижениетональности общения — все это свидетельствует о нашей духовной и нравственнойдеградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто«инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас…достаточно грамотные люди — журналисты и иные профессионалы пера». А ведь искусственноенасаждение средствами массовой информации «американизмов», навязывание русскойречи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое употребление«крепкого словца» — все это не так безобидно, как порой кажется, посколькуведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительныхпроцессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русскийязык является родным. И наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети:деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чемкрасотой, правильностью и уместностью речи. «Сегодня русский язык — важныйфактор и объект национальной безопасности», — не без оснований пишет академикРоссийской академии естественных наук К.Колин. В этой ситуации ответственностьза состояние языка ложится не только и не только на лингвистов, нормализаторовязыка, но и на учителей, методистов, авторов программ и учебников и, конечноже, родителей.
Неслучайнопоэтому, что современная концепция содержания обучения русскому языку в школепредусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но икоммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всемивидами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи,правилами и способами использования языка в разных сферах общения.
Однакобыло бы несправедливым не вспомнить о том, что развитие речевых способностей,дара слова, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскомуязыку предполагалось как обязательное отечественными методистами прошлого,начиная еще с Ф.И.Буслаева и К.Д.Ушинского. О необходимости развития на урокахрусского языка «уменья находить наилучшее выражение для определенногосодержания речи», что «зависит от того, насколько богат словарный запасучащихся и насколько свободно могут они использовать все разнообразиеграмматических средств языка», писал и наш современник — В.Добромыслов. Сегодняв школе используются, в первую очередь, учебники под редакцией В. Бабайцевой ипод редакцией Л. Леканта и М.Разумовской, имеющие гриф Минобразования. В то жевремя разрабатываются и другие линии учебников русского языка, не имеющие грифаМинистерства образования. Все они в той или иной мере ориентированы на изучениене только грамматики, орфографии и пунктуации, но и на развитие речевых уменийи навыков школьников. Тем не менее, преподавание русского языка, но мнениюмногих, по-прежнему имеет преимущественно орфографическую и пунктуационнуюнаправленность. Только в последнее время в школе стали заниматься стилистикой,историей языка, культурой речи, да и то не везде», — пишет В.Костомаров. Именносовременные школьники являются основными потребителями современнойпоп-культуры, это для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовыедомашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. (Л.Иванов).
Понаблюдениям ученых, в огромном числе случаев речевые нарушения нельзя объяснитьтолько неправильным выбором языковых средств. «За неудачным речевым воплощениемчасто стоит неудачная мысль» (О.Кукушкина). Следовательно, на уроках русскогоязыка важно не только научить правильно писать и говорить, но и научить думать.Значение предмета «русский язык» заключается во введении учащихся «в новыеумственные области», в расширении их «духовного кругозора», в сообщении им«фактических знаний» [30].
Внастоящее время коммуникативная культура рассматривается лингвистами какпонятие многозначное. Применительно к задачам обучения русскому языку в школе,следует говорить о воспитании языковой личности, владеющей нормами русскоголитературного языка (нормативный аспект культуры речи), обладающей даром слова,т.е. способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободнопользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменнойформе (коммуникативный аспект культуры речи), соблюдающей этические нормыобщения.
Итак,воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладениеучащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования,формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичногоиспользования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Ночтобы учебный предмет «Русский язык» мог выполнить эту задачу, необходимовоспитать у ребенка, у школьника сознательное отношение к своей речи, речиокружающих, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческуюценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.
Глава1.3 Требования к речи учащихся
Развиваяречь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенныххарактеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериямиоценки ученических устных и письменных высказываний.
Во-первых,это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены нахорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, насведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Лишь тогда рассказученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нембудут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Пользуются успехомв начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В.А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасныесказки, приобрел всемирную известность).
В школедетям нередко предлагают рассказывать о том, чего они не знают, к чему неготовы. Не удивительно, что их речь оказывается бедной, расплывчатой. Однако теже дети живо и выразительно рассказывают, накопив необходимый материал врезультате наблюдений.
Содержаниедля бесед, рассказов, письменных сочинений дают экскурсии, походы, специальныенаблюдения, собственные размышления, переживания и многое другое, можносказать, вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникамподготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженнойтемой. Приучить говорить детей только содержательно – очень важная задачаучителя начальных классов.
Вторымтребованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованностьизложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, неотносящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логическиправильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение нетолько начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошимзнанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткогознания материала, непродуманности темы.
Этипервые два требования касаются содержания и структуры речи; последующиетребования относятся к речевому оформлению устных и письменных сочинений.
Точностьречи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не простопередать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но ивыбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова,словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают всепризнаки, присущие изображаемому [25].
Речьтолько тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда онавыразительна. Выразительность речи – это умение ярко, сжато, убедительнопередать мысль, это способность воздействовать на людей интонацией, отборомфактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
Ясностьречи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеетадресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности,духовные интересы адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженностьтерминами, цитатами, «красивостями». Выбор языковых средств зависит отситуации, от обстоятельств речи: так, дружеская беседа мальчиков будет резкоотличаться от их же сочинений.
Чрезвычайноважна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливоевыговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных нормлитературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточногромко (но не кричать!), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями ипр. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, обычно плохоевыговаривание отдельных звуков речи – р, л, с, ш, й и некоторых других.
Ивыразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствиелишних слов (так называемых слов-паразитов: ну, значит, понимаешь, так сказать,короче и пр.), грубых просторечных слов и выражений, иностранных слов и т.п.
Дляшколы особенно большое значение имеет правильность речи, т.е. соответствиелитературной норме. Различают правильность грамматическую (построениепредложений, образование морфологических форм), орфографическую ипунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую,произносительную.
Всеэти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может бытьполучена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать,чтобы в начальных классах проводилась серьезная работа лишь над отдельнымисторонами речи, например, над орфографической грамотностью, и переносились бына старшие классы другие аспекты речевого развития. К сожалению, в практикетакая ошибка допускается: некоторые учителя не работают над разнообразиемречевых средств, применяемых учащимися, над требованиями ясности речи, не учатдетей исправлять недочеты речи у своих товарищей и совершенствовать собственнуюречь.
Оцениваниеречевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования каккритерии овладения речью: содержательна ли речь? логична ли? богат ли иразнообразен выбор слов и других средств языка? ясна ли и выразительна речь?чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии,орфоэпии? [9].

ГлаваII Формы и методы развития речевойкультуры в начальной школе
Глава2.1 Вопросы речевой культуры в социальной среде
Культураречи, как особая научная дисциплин, начала складываться в 20-ые годы 20 векаблагодаря работам В. И. Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура.
Изменениесоциального порядка после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию.В публичном общении стали принимать участие широкие слои населения, ранее невладевшие грамотой. Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровеньречевой культуры общества в целом.
Всеэти процессы стали предметом внимания учёных. Стали появляться научные труды,содержавшие анализ речевой практики общества и его отдельных социальных сред, атакже работы, в которых предлагались методы повышения грамотности и развитияречевой культуры участников публичного общения.
Средиважнейших работ того времени следует назвать работы Г.О.Винокура «Культураязыка» (1929), С. И. Карцевского «Язык, война и революция»(1922), А. Горнфельда «Новые словечки и старые слова» (1922), А.М.Селищева«Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет(1917-1926)» (1928). Эти работы были посвящены изучению факторов, ведущихк разрушению норм литературного языка, выявлению и описанию участков языковойсистемы, наиболее чувствительных к нарушению литературной нормы, и методамповышения грамотности, распространения знаний о языке, воспитания уважения кправильной речи [4].
Вопросыкультуры речи должны рассматриваться с двух точек зрения, в двух аспектах. Содной стороны, сюда относится анализ тех общественно-языковых явлений, которыесвидетельствуют о недостатке или недостатках литературной грамотности.Исследование отступлений от национальной литературно-языковой нормы не можетбыть отделено от рассмотрения изменений в социальной структуре общества, всоставе интеллигенции. Оно должно дать также ясные указания на источники,причины и условия разнообразных искажений и нарушений литературно-языковойнормы. Борьба с такого рода проявлением безграмотности или недостаточной литературнойграмотности может быть успешной лишь в том случае, если она будет осмыслена какс нормативно-стилистической, так и с социально-исторической точек зрения.
Ноесть и другой аспект у проблемы культуры речи. Общественная речь должна быть нетолько правильной, но и выразительной. Свободное и творческое употреблениеразнообразных языковых средств опирается на глубокое знание стилей речи иумелое их применение, а также на применение понимания законов и правил ихвзаимодействия и взаимопроникновения.
К.Паустовский в статье «Поэзия прозы» протестовал против обеднения и «засорения»современного русского языка: «… сейчас в русском языке идет двоякий процесс:законного и быстрого обогащения языка за счет новых форм жизни и новых понятий,и рядом с этим заметно обеднение, или, вернее, засорение языка. Наш прекрасный,звучный, гибкий язык лишают красок, образности, выразительности, приближают егок языку бюрократических канцелярий».
Длятого чтобы вопросы культуры речи и борьба за речевую культуру русского народа иобщества были поставлены на твердую научную базу, необходимо широкое,всестороннее изучение народной «речевой жизни». Нет нужды в данном случаеуглубляться в проблему разграничения понятий языка и речи. Ясно главное:понимание языка как специфической структуры, как системы взаимосвязанныхэлементов, которые распределяются по разным, также взаимосвязанным ивзаимодействующим планам или «уровням» — фонологическому, морфологическому,синтаксическому или синтагматическому, а отчасти и стилистическому, не можетохватить всего многообразия явлений и проявлений общественного функционированияречи, всех форм, видов и фактов социально-речевой действительности, всехреальных манифестаций, воплощений трансформаций языка. Вот почему, наряду сисследованиями языковой структуры вообще и национальных языковых структур вчастности, в разных странах, с разными приемами и задачами, с разнойинтенсивностью, на различной методической и даже методологической базе ведетсяизучение живой устной и письменной речи во всем многообразии форм и жанров.
Самыеглубокие и ответственные обобщения, которые могут быть сделаны на основевсестороннего изучения разновидностей и жанров современной устной и письменнойречи, должны быть систематизированы в стилистике современного русского языка. Ведьпредметом стилистики служат все области и все способы использования языка, вособенности литературного. Распространение стилистических приемов, методов ипринципов исследования на изучение многообразных форм и видов языкового общенияможно считать ценнейшим достижением филологии.
Глава2.2 Речевые ошибки и пути их устранения
Вустной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые вметодике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речеваяошибка» ученые подходят по-разному.
Вработах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово,неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма»/
ЦейтлинС. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующихязыковых норм». При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ(или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка,закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частьюобщества».
Наиболееполное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской.По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки инедочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение нормлитературного языка… Недочет – это нарушение требований правильности речи,нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точнойи выразительной».
Вустной и письменной речи младших школьников встречается много недочетов,неправильностей. Неудачно выбранное слово, неверно построенное предложение,искаженное морфологическая форма…
Вшкольной практике ошибки получили название стилистических. Они делятся наречевые /словарные, грамматические и прочие/ и не речевые /композиционные,логические, искажение фактов/.
Речевыеошибки, в свою очередь, можно разделить на лексико-стилистические,морфолого-стилистические и синтаксисо-стилистические.
Напервом месте по частоте стоят лексико-стилистические ошибки.
1.Повторение одних и тех же слов, например: я шел по улице, следом за мной шелстаричок. По другой стороне шли дети.
Причинытаких ошибок: во-первых, малый объем внимания пишущего. Ученик забывает, что онтолько что употребил слово шел и использует его вновь. Во-вторых, не владеетсинонимикой.
Чтобыне было повторений в речи, учитель заостряет внимание детей на данные ошибки.Вместе с учащимися подбирают слова синонимы: двигался, проходил.
2.Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении, в результатенепонимание его. Например, охотник “одел” /надел/ шапку и вышел.
Ошибкитакого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточнойначитанности, бедности словаря.
Детямобъясняется как различать слова:
Надетьна себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестру плате. Одеть(кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.
3.Нарушение сочетаемости употребляемых слов: “Ветер постепенно “принимал силу”/надо: набирал силу/.” Коле “выдали” благодарность /надо: объявилиблагодарность/.
Причиныошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт, иногда влияниеблизких по смыслу и по составу оборотов речи.
4.Употребление слова без учета его эмоционально-экспрессивной или оценочнойокраски: “Он почувствовал, что утопает в болоте” /лучше тонет в болоте или егозасасывает болото/.
Ошибкитакого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языковогочувства, с непониманием стилистической характеристики слова.
5.Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: «выстрельнул», «поклал»,«ездиют».
Подобныеслова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейногоречевого окружения.
Общийпуть предупреждения ошибок: это языковый анализ текстов, выяснения значенияслова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а недругого слова в этом тексте.
Кгруппе морфолого-стилистических ошибок мы относим неправильное образование слови особенно форм слова.
1.Вначальных классах встречается детское словотворчество. Люди кинулись «потушать»нужно: тушить горящие дома.
Ошибкиданного типа требуют индивидуального разъяснения.
3.Образование просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка: «онихочут» и «он хотит» вместо литературной формы они хотят и он хочет.
Искореняютсяэти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений.
4.Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: «выглядал» в окно нужно, выглядывал –пропущен суффикс –ыва-.
Дляпредупреждения ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа наддикцией, артикуляцией звуков.
Перейдемк ошибкам в словосочетаниях и предложениях – к синтаксисо-стилистическимошибкам.
1.Нарушение управления: “Мы стали ждать приход поезда” /нужно: ждать приходапоезда/.
2.Неудачный порядок слов в предложении: “Ракетодром согревает теплыми лучамисолнце” / нужно: Солнце согревает теплыми лучами ракетодром/.
Причинаошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чемзаписать его.
Оченьполезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированнымтекстом.
3.Употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах там, гдеследует употребить одно и то же время, один и тот же вид: ”Надвигалась темнаятуча и полил дождь”.
Устраняютсяошибки на основе смыслового анализа текста. Возможно также исправление ошибкиучителем без комментариев.
Таковыосновные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки –композиционные, логические, а также искажение фактов [15].
Высокоорганизованная(«хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа попредупреждению и устранению речевых ошибок – важная составная часть общейработы по развитию речи в школе.
Длятого чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок,необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.
ЦейтлинС. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.
Главнойпричиной является «давление языковой системы». [29, с. 143]. Для того чтобыоценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, каквообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык –речь», «система – норма». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особогорода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к.другого пути овладения языком не существует.
«Однакоязык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку,который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)»[29, с. 143]. Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариантнормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы.Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение насистему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система.
Другойфактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок у детей – влияние речиокружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка,то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики,морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особойразновидности языка, обычно называемой просторечием.
Просторечиеявляется мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детскойречи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок.
Помимоэтого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок,выступает сложность механизма порождения речи.
Знаяосновные типы ошибок, умея определять их основные причины, учитель можетразработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается изследующих элементов:
·         индивидуальнаяи групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснениеи исправление;
·         системастилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения играмматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками,допущенными ошибками, допущенных учениками данного класса;
·         языковыеупражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьниковк использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторыхсинтаксических конструкций;
·         стилистическиезамечания, где это возможно, при изучении грамматического курса;
·         специальноеобучение школьников самостоятельному редактированию (совершенствованию)собственного сочинения и изложения.
Анализметодической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детейисправляются посредством включения в уроки русского языка специальныхупражнений.
Приэтом упражнение в дидактике определяется как «планомерно организованноеповторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладенияим или повышения его качества».
Помнению Т. А. Ладыженской «в процессе речевой деятельности всегдаприсутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не толькоупражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции,сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и навоспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированноназывают упражнениями».
Прианализе методической литературы выясняется, что в практике обучения русскомуязыку и развитию речи сложились различные подходы к типологии упражнений,направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок.
Наиболееинтересным и продуктивным заданием является редактирование текста, т. к. данныеупражнения доступны и интересны для учащихся и их использование наиболеепродуктивно при исправлении типичных речевых ошибок младших школьников.
Глава2.3 Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе
Врусском литературном языке существуют определенные нормы произношения иударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов,постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения.Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Работанад культурой устной речи предполагает прежде всего проведение специальныхупражнений, направленными на овладение учащимися правил орфоэпии; обучениевыразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русскогоязыка как средством художественной выразительности речи.
Воспитаниекультуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы поразвитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализаязыковых явлений / в данном случае фонетических явлений/ и самостоятельнойработы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Сосновными правилами русского литературного произношения учащиеся знакомятся приизучении морфологии. Например, сочетания -тся, -ться в конце глаголовпроизносятся как –цъ-/заниматься – цъ, учится –цъ/. При работе над этимпроизношением эффективен вопрос: какая разница в произношении и в правописанииданного слова? Сколько звуков в данном слове? Сколько букв?
Усвоениеучащимися правильного литературного произношения – процесс сложный идлительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желаниесовершенствовать свою речь. Это положение подтверждается в психологическихисследованиях.
Научитьмаленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошопоставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческойинтерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоцииразнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру иразвивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее отучителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода кразвитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации икорректировке.
Всезадачи развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста(обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи,звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающеговыражения в развитии связной речи. В процессе обучения все качества связнойречи выступают во взаимосвязи.
Слова,в которых часто допускаются ошибки, берутся на учет и систематически включаютсяв упражнения.
Воспитаниепроизносительной культуры связано с обучением выразительному чтению. Обучениевыразительному чтению органически входит в содержание уроков русского языка,так как изучение любой из тем курса русского языка, особенно синтаксиса,заключает в себе для этого богатые возможности.
Необходимоучить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз илогического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводитк изменению смысла предложения. Например, при ироническом произношениипредложения: Ты не опоздала, приобретает значение, противоположное тому,которое оно выражает своим словарным составом и синтаксической связью.
Основнымиприемами обучения выразительному чтению являются: показ образца чтенияпреподавателем или мастером художественного слова записи; хоровое илииндивидуальное чтение учащимися с последующим анализом; чтение по ролям спредшествующим анализом содержания читаемого; запись и прослушивание лучшихсочинений или выступлений учащихся. Использование всех этих приемов повышаетинтерес школьников к выразительному чтению, а следовательно и к урокам русскогоязыка, тем самым повышая уровень культурной речи.
Связнойсчитается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики,представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью,законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанныемежду собой.
Во-первых,повышению эффективности развития речевой деятельности способствуетцеленаправленная подготовка урока (русский язык).
Планируяурок, учитель должен чётко представлять себе, с чем на данном уроке должныпознакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладетьна уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяеткомпозиционную структуру урока.
1.Цель. Планируется как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить,научиться).
2.С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационныймомент можно запланировать нестандартное начало урока:
— Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить,продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
— Скажи наоборот: холодно -; сладкий -; близко -.
— Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.
3.Продуманность отбора материала:
— Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас,группировать слова по темам.
— Обязательно введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принестиМудрая Сова или можно получить способом словообразования.
— Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи инародной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и длязапоминания.
— Воспитательная направленность речевого общения достигается использованиемматериалов «Культура общения».Нужно обогащать урок словами и фразами: «Я с вамине согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
— Учить строить свободные высказывания. Для этого: а) предложить составить описательныеили сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам; б) провести игру«Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можнопить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»; в) поставитьвопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрениисюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»; г) вопросы, мобилизующиеличный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?» [11].
Такжеможно выделить следующие направления по предупреждению речевых ошибок:
1.Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.
Работас синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатствоязыка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – этослова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называютодно и то же по-разному. Элементарную работу с синонимами начинают в 1 классе.Например, дети читают рассказ В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?». Дети даютхарактеристику щенку. Какой он? (Глупый, смешной). А как по-другому можносказать «смешной»? (Забавный, потешный).
Антонимы– слова с противоположным значением. В рассказе И. Бутмина «Трус»рассказывается о двух мальчиках: трусе и храбреце. Антонимы укрепляют фразу,делают ее симметричной, удобной для интонирования. Сама интонация подчеркиваетпротивопоставленность слов: больше – меньше, трус – храбрец, хорошо – плохо. Наантонимах построены многие пословицы: «Земелька черная, а хлеб белый родит»,«Человек от лени болеет, от труда здоровеет».
Смногозначностью слов младшие школьники сталкиваются постоянно, но далеко невсегда осознают ее. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значенийпоражает ребенка.
Детямможно предложить такое задание:
Подберисинонимы к данному слову:
Буря,Воин, Волшебник (чародей, солдат, ураган, маг, тайфун, боец)
2.Работа над пословицами.
Особеннобольшую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы – исключительноблагоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и дляграмматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическаяструктура всегда предельна ясна и симметрична, а лексика разнообразна иобразна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Пословица, какправило, вводится как итог беседы, как итог прочитанного рассказа. Работая надпословицей, следует обратить внимание на антонимы присутствующие в ней.
3.Работа по активизации словаря
 Словоможет быть усвоено активно и пассивно. Активное усвоение предполагаетупотребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное  лишь понимание этогослова, без его употребления. Активизация словаря – это употребление новых слов,выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речишкольников: в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, впересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Цель словарнойработы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов,научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбиратьнужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Активизациясловаря – одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно,учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующиесистематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдения, на теслова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, поуточнению значения.
Напишитенесколько значений данных слов:
Земля–, Язык –, Дорогой -, Старый -, Ножка –.
4.Работанад словосочетанием
Основнымисинтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение.
Словосочетание– это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, асоздающее расчлененное обозначение единого понятия. Работа над словосочетаниемначинает проводится уже с 1 класса. Например,
Зеленаялицо
Радостное…лягушка…
Работанад словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений– к составлению предложений, к связной речи.
Составьпо 2 словосочетания с данными словами:
Зеленая,Указательный, Радостное, Веселый, Широкая.
5.Работанад предложением.
Предложение– это минимальная единица речи, представляющая собой грамматическиорганизованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловойи интонационной законченностью. Детям предлагается составить предложения изпредложенных слов.
Самолетделает зарядку
Танялетит над морем
Коляулетают на юг
Уткирисует котенка
Такогорода задания помогают детям понять, что же такое предложение. В первом классепервоначальный прием для построения предложения служит вопрос учителя.Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение ответ: «Дети собирали в лесумалину». Самостоятельность первоклассников в данном случае проявилась в том,что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение что заменилисуществительным малину и придали предложению повествовательную интонацию. Этотприем применяется на самых ранних ступенях обучения и постепенно вытесняетсяболее сложными вариантами: вопрос формулируется так, что учащиеся вынужденыввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» — «Дети собирали в лесумалину».
Вопросыпочему? Зачем? Где? Когда? и т.п. стимулируют составление сложноподчиненныхпредложений.
Составьпредложения:
Крупныекапли дождя торчали из снежных сугробов
Пушистыеснежинки весело катались с горки
Маленькаясобачонка летела в теплые страны
Голыекусты барабанили по крыше дома
Деревенскиеребята порхали в холодном воздухе
Большаястая лебедей громко лаяла на прохожих
6.Работанад текстом.
Современнаяметодика сочинения требует также работы над простейшими типами текста.Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания,повествования и рассуждения. Но целенаправленная работа над данными видамитекстов начинается со 2 класса. В 1 же классе особенно хорошо использоватьтакие виды работ как:
— деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
— восстановление деформированного текста;
— устный пересказ прочитанного;
— устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, поданному началу или концу;
— выборочный пересказ.
Примерноезадание
Нужнозакончить тест, добавив еще одно предложение.
МаленькийКоля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был егостарший брат Миша.
Младшийшкольный возраст — это период интенсивного развития всех сторон речи, поэтомувзаимосвязь разных речевых задач и формирование связности высказываний на этойоснове играют особую роль. Важно развивать и умение связывать предложенияразными типами связи и строить высказывания разных типов — описательные иповествовательные.
Преимущественноевнимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова, так какраскрытие семантической точности употребления синонимов, антонимов,многозначных слов в соответствии с контекстом, речевой ситуацией актуализируетсловарный запас, учит выбору слов при построении разнообразных типовпредложений и связных высказываний.
Толькоразвитие всех сторон речи, в том числе и культуры речи у младших школьниковподготовит их к дальнейшему совершенствованию связной речи как в плане отбораязыковых средств, так и логики выстраивания связного высказывания.

Заключение
Взаключении можно сказать, что центральное место в обучении школьников русскомуязыку занимает формирование культуры речи, так как развивая речь, человек активноразвивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Наиболееактуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6-7лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикойродного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения.Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжныеконструкции овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речитормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, болеетрафаретной.
А ведьнам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать емувозможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим бытьпонятым другими.
Ичем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скореедобьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младшихшкольников – детей того возрастного периода, когда они ещё обладаютспособностями к „впитыванию“ речи и у них уже сформирована готовностьк овладению разновидностями связной речи.
Разговорнаяречь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и ксобственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её.Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе.
Задачаучителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основныефункции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации,организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства,поведение людей.
Списоклитературы
1.      Ахманова,О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. – М.: Советскоепросвещение, 1996.
2.      Бельчиков,Ю.А. Лексическая стилистика. Проблемы обучения и изучения / Ю.А. Бельчиков. –Едиториал УРСС, КомКнига, 2005.
3.      Богуславская,Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Н.Е.Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова [и др.]; под ред. Т.А. Ладыженской.– М.: Просвещение, 1991
4.      Большаяэнциклопедия эрудита. – М.: АСТ; Астрель; Харвест, 2007.
5.      Бунеев,Р.Н. В одном счастливом детстве: 2 ч. Ч. 2. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.:Баласс, 2001.
6.      Виноградов,В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. – М., 1981
7.      Выготский,Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1999.
8.      Голованова,М.В. Родная речь: к. 3. В 2 ч. Ч.2 / Голованова М.В., Горецкий В.Г., КлимановаЛ.Ф; под ред. М.В. Головановой. – М.: Просвещение, 2000 – 2001.
9.      Голуб,И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. –М.: Айрис-Пресс, 2007.
10.    Зимняя,И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000.
11.    Концепциямодернизации образования на период до 2010 года // Начальная школа. – 2002. — №4. –С. 4-19.
12.     Кубасова,О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 3 класса: в 4 ч. /О.В, Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.
13.     Леонтьев,А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранныепсихологические труды / А.А. Леонтьев. – Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2001.
14.     Лопатухин,М.С. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся / М.С.Лопатухин [и др.]; под ред. Ф.П Филина. – М.: Просвещение, 1981.
15.     Львов,М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов,В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская; под ред. М.Р. Львова.  М.: Логос, 2000.
16.     Львов,М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Логос, 2000.
17.    Львов,М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов.  М.:Просвещение, 1975.
18.     Люстрова,З.Н. Друзья русского языка: Книга о развитии современного русского языка, о егоместе социальной структуре/ З.Н. Люстрова [и др.]. – М.: Знание, 1982.
19.     Мухина,В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2000.
20.     Озерова,И.Н. Формирование коммуникативной культуры детей / И.Н. Озерова // Начальнаяшкола. – 2004. — № 11. — С. 65-70
21.     Песняева,Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге / Н.А.Песняева // Начальная школа. – 2004. — №12. — С. 95-104
22.     Песняева,Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младшего школьника в учебномдиалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа  2005. — №5. -С. 54-63
23.     Программыобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В 2 ч. Ч.1. — М.:Просвещение, 2001, 316 с.
24.     Рамзаева,Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие длястудентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и методика начальногообучения» / Т.Г. Рамзаева, М… Р. Львов; под ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.:Просвещение, 1979.
25.     Рудкова,С.Г. Культура речи/ С.Г. Рудкова // Начальная школа. – 2001. — №2. -С.14.
26.     Сергеев,Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф.П. Сергеев. – Волгоград: Учитель,2002.
27.     Текучев,А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. М.: Просвещение,1980.
28.     Цейтлин,С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1982.
29.     Шахматов,А.А. История русского летописания: т.1 / А.А. Шахматов. – СПб., 2002.
30.     Штрекер,Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
31.     Юртаев,С.В. Типы уроков развития речи / С.В. Юртаев // Начальная школа. – 2005. — №5.-С.48-54


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.