Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики,профилактики и адаптации.............................................................................................................5
1.1. Понятиесоциальной диагностики, профилактики и адаптации..............5
1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы................................10
1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методыпрофилактики....12
1.4. Социальная адаптация – сложный механизмсоциализации личности..15
Глава 2. Состояниепрофилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска...............................................................................182.1. Потребление алкоголя подросткамиг. Ульяновска.................................182.2. Потребность молодых людей впрофилактике алкогольной зависимости.........................................................................................................242.3. Занятость подростков в свободноевремя как фактор профилактики алкогольной зависимости...................................................................................292.4. Степень оценки остротыалкогольных проблем молодежи и подростковг. Ульяновска.......................................................................................................32
Заключение
Списоклитературы
Приложения
Введение
Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставятпод вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшейперспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголясоставляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонданации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы притаком положении рождается больше, чем здоровых.
Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстроепривыкание к спиртному детей и подростков. Распространение алкоголизма вмолодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическимданным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголемименно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляетгруппу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, ипо своим последствиям он гораздо тяжелее.
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный,прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороныгосударства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый планпроблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростковтолько с помощью запретительных, медицинских и юридических ограниченийневозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании«внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости калкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применениясоциально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым,подчеркивает актуальность данной темы исследования.
В настоящее время специалисты по разработке программ профилактикизлоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечатьопределенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в формепостановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых,медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанныхзадач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий(отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).
Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольныхучреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабленияизвестных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска».Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена наформирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Онапредполагает увеличение социально-психологической компетентности личности вмежличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации итвердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртныхнапитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствияхупотребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения кнему.
Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальнойпрофилактики алкоголизма в подростковой среде.
Задачи:
— установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежии подростков г. Ульяновска;
— раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающихвлияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;
— обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальнойпрофилактики подростков г. Ульяновска.
Объект исследования – молодежь иподростки г. Ульяновска.
Предмет исследования – подростковый алкоголизм в контекстесоциальной профилактики.
Глава 1. Теоретическиеосновы социальной диагностики, профилактики и адаптации
1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики иадаптации
Социальная диагностика–комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения,распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений,характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается наисследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностикапредполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющиеэлементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальныйдиагноз служит основанием принятия решений и практических действий,направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследованиясоциального явления[6].
Социальная адаптация– системаметодов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессеих социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи сизменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а такженеадаптированным личностям[8].
Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных,социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленныхна предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий,вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера идругие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью являетсясоздание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственногоповедения[13].
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работникамисоциальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей ихрешения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая иопосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубоопределенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого пониманияих природы, характера и сущности, выявление которых и составляет сутьсоциальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи илипроблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика,насколько объективно было оценено состояние социального объекта и наскольковерно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферыжизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социальногоздоровья»[11] рассматриваемого объекта или социального явления, основан навсестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не тольковыявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведенияобъектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен кстандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления профилактикисложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Онавключает в себя ряд этапов:
— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получениедостоверного представления о предмете изучения, определение его сильных ислабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
— проведение общей профилактики, т. е. постановка задач, выделениесостава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных)параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
— проведение специальной профилактики по каждой из взятых дляусугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимыхпоказателей; — построение выводов, на основе которых делается заключение.
Выявленные в ходе общей и специальной профилактики проблемы исоставляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученныхрезультатов может осуществляться путем совместной работы с практическимиработниками, занятыми в этой или иной социальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной профилактики, далее начинается разработкаконкретных программ и решений государственных или общественных организаций попреодоления, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций висследованном социальном объекте или явлении.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов[6]:
— объективность; заключается в непредвзятом рассмотрении социальногообъекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, иботолько беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальнуюнаучную и практическую значимость;
— причинность; обусловлена универсальной связью и взаимодействием всехявлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования неограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснитьзакономерности их возникновения и функционирования;
комплексный подход; в изучении социальных явлений объясняется тем, чтосоциальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых иопосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различныхформах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, длянакопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данныевсегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждымрешением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей,их судьбы.
В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могутиспользоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. Впрактике управленческого консультирования, наиболее востребованной иапробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можнорекомендовать к использованию и в практической деятельности социальныхработников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методыопределения приоритетов проблемы[2].
К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование,наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые изних. Интервью является самым универсальным методом сбора и поискаинформации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Ониотличаются степенью активности исследователя и интервьюированного.Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится ик человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированномразговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему,определяющую какую информацию, в каком объеме и от кого он может и долженполучить. Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов припомощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкетпредставляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знанийи, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи,специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить,какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можноклассифицировать и обобщать ответы.
Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем,анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов,сравнение различной информации и др.
Сравнение является неотъемлемой частью профилактики на всех ееэтапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранныекак желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения отсуществующего стандарта. В ходе проведения профилактики важно выделить такиесравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандартыбудущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решениясоциальных проблем. В процессе профилактики требуется определить степеньважности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этогоразработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжированияальтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиесяварианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, какнаименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативныхвариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям иусловиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цельделится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будетдостигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих насзадач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.
Выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методическихспособов и приемов осуществления социальной профилактики. Важно толькоотметить, что их правильное использование открывает широкие возможности длязначительного повышения объективности, достоверности и эффективности даннойтехнологической процедура.
Принятые на основе социальной профилактики решения и рекомендацииреализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной изтаких процедур является социальная профилактика[9].
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные исвоевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурныхколлизий у отдельных индивидов и групп риска;
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровьялюдей;
3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие ихвнутренних потенциалов.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельностилюдей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраныздоровья населения профилактическое, призванное искоренять причинывозникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условияохраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактикаявляется обязанностью составляющей повседневной работы на тольколечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций иучреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды,соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактикиздорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуетсячерез диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническомувоспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваныпринимать участие и социальные работники.
1.2. Принципы социальной профилактики иее методы
Социальнаяпрофилактика – это методологическийинструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываютсяразличные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение иморально-психологический климат в обществе[11].
В Российском педагогическом словаресоциальной работы понятие «социальная профилактика» определяется каккомплексный процесс исследования социального явления с целью выявления,распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений,характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Социальный диагноз[9], как научное заключениео состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социальногоявления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительныхмотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс,который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема профилактикисложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Онавключает в себя ряд этапов:
— предварительное ознакомление с объектом,которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения,определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения исовершенствования;
— проведение общейпрофилактики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемыхситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выборметодов диагностирования;
— проведение специальной профилактики покаждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всехнеобходимых показателей;
— построение выводов, на основе которыхделается заключение.
Социальная профилактика основывается наряде принципов[6]:
— объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социальногообъекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах,ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальнуюнаучную и практическую значимость;
— причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействиемвсех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследованияне ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснитьзакономерности их возникновения и функционирования;
— комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, чтосоциальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых иопосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различныхпроявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накоплениякаких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегданужно увязывать со всем комплексом проблем;
— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждымрешением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретныхлюдей, их судьбы.
1.3. Этапы профилактики в социальнойработе и методы профилактики
Часто первичная профилактика требуеткомплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры,способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства черезсистему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска,создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальнойпрофилактикой[9]. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, при которомболее успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая,педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогическая профилактика[11] – это системапредупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов иусловий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется нафоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако довольно частонарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение впрофилактическую работу систему мер по социальной защите детства.
Социальная защита детства[18] – специальные меры по гарантированному обеспечениюправ несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством иМеждународной конвенцией о правах ребенка.
Ребенок[6] – лицо, не достигшеевосемнадцати лет (совершеннолетия). В практике социального и медицинскогообслуживания в педагогике выделяются также грудные дети (от рождения до года),дети дошкольного возраста (от 1 года до 6-7 лет), дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), подростки (от 11 до 13-14 лет) и юноши (от 15 до 18лет).
Профилактика предусматривает решение ещене возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.Например, многие родители и учителя стремятся развить активность ребенка,предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность,предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Другие профилактические меры принимаютсянепосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ребенкапробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает емуиндивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы поорганизации домашнего учебного труда, предупреждая, таким образом,педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка.
Третья группа профилактических мерпринимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновениеновых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка,профилактируя развитие негативных личностных свойств.
Первые два подхода можно отнести к общейпрофилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой[13] можноназывать систему мер, ориентированных на решение определенной задачи:профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактикашкольных страхов и т.п.
В последние годы много внимание уделяется раннейпрофилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано соследующими причинами:
— детство является тем периодом, в которойзакладывается фундамент личности;
— в детстве закладывается нравственные иэстетические эталоны;
— в детстве формируются правилосообразноеповедение и нормативная деятельность;
— нервная система ребенка чрезвычайнопластична и способна к изменению;
— в этом периоде ребенок обладаетповышенной внушаемостью, подражаемостью;
— в этом периоде ребенок зависим отвзрослого; а родители и педагоги – главные авторитеты.
Социально-педагогическая профилактика[11]– это система мер социальноговоспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развитиядетей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуацииразвития, ее объективности (какой она реально является) и субъективного (какойона переживается и воспринимается) аспектов, социально-педагогическаяпрофилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов иусловий социального воспитания и перестройку их взаимодействия.
Занимаясь этим видом профилактики,социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательныймикросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характерих отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на егопредставления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие ихпереживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позицииребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Профилактические мероприятия важны во всехсферах жизнедеятельности людей:
— охрана здоровья населения – искоренятьпричины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятныеусловия охраны здоровья, воспитание физически и духовно крепких людей;
— профилактика девиантного поведения:
а) профилактика самоубийств (суицида) –своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активнаяэмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение егоположительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;
б) профилактика таких социальныхпатологий, как преступность, алкоголизм, алкоголизм и токсикомания – основнаяцель – создание предпосылок для формирования законопослушноговысоконравственного поведения граждан.
Формыи виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадийпредупредительного воздействия, они могут быть определены как:
— нейтрализирующие;
— компенсирующие;
— предупреждающиевоздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
— устраняющие эти обстоятельства;
— мероприятия по осуществлениюпоследующего контроля за проведенной профилактической работой и еерезультатами.
Профилактика является одним из основных иперспективных направлений деятельности в социальной работе.
1.4. Социальная адаптация – сложныймеханизм социализации личности
Понятие «адаптация» означаетприспособление[2]. Важнейшая задача адаптационного процесса – этопроблема выживания человека, через приспособление потенций индивида спроцессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптациичеловека: биологическая, физиологическая, психологическая, психологическая,социальная.
Спецификой человеческой адаптации являетсято, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоениясоциальных норм поведения. По существу социальная адаптация является важнейшиммеханизмом социализации. Социальная адаптация означает, что в относительнокороткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новуюсоциальную среду, которая возникает либо в результате социального илитерриториального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации рассматриваютна трех уровнях:
— общество (макросреда) – адаптацияличности и социальных слоев к особенностям социально-экономического,политического, духовного и культурного развития общества;
— социальная группа (микросреда) –адаптация человека или, наоборот, нестыковка человека с социальной группой(производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
— сам индивид (внутриличностная адаптация)– стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и еесамооценки с позиций других индивидуумов.
Адаптация предстает многообразным,комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Выделяют четыре основныхаспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения,социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.
Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект нетолько испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальныхинститутов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активновоздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своимипотребностями.
Механизм социальной адаптации личностивыступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальнойдеятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира,реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессысоциальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личностивыступает как механизм социальной адаптации, при которой происходитформирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют итакие механизмы социальной адаптации личности, как:
1) когнитивный включающий все психическиепроцессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память,мышление, воображение и т.д.;
2) эмоциональный, включающий в себяразличные моральные чувства и эмоциональные состояния;
3) практический, поведенческий,предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.
В целом, все эти социально-психологическиемеханизмы адаптации личности составляют полное единство.
Эффективность, конечные результатадаптации определяются объективными показателями достижений и субъективнойудовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной исоциально-экономической позиции, которую занимает человек.
Глава 2. Состояниепрофилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска
2.1. Потребление алкоголя подросткамиг. Ульяновска
Исследование проводилось по материалам НИЦ «Регион» и маркетинговогоагентства «Артефакт».Всего, с той или иной частотой,сейчас алкоголь употребляет 86,3% молодых ульяновцев, что несколько больше чемв 2001 г. — 71,3%. В табл. 1 представлены данные, иллюстрирующие частотуупотребления алкоголя молодыми ульяновцами в 2001 и 2005 гг. Хорошо видно, чтоувеличение количества потребителей алкоголя произошло за счёт тех, ктоупотреблял его эпизодически — 1–2 или несколько раз, в то время как процентупотребляющих алкоголь часто или регулярно вырос незначительно.
Таблица1.
Частота употребления алкоголя в2001 и 2005 гг. (в процентах от числа ответивших)
Пробовали всего Пробовал 1–2 раза Пробовал несколько раз Употреблял свыше 10 раз, но не регулярно Употребляю регулярно 2001 г.
71,3 1,4 11,9 48,0 10,0 2005 г.
86,3 7,6 18,8 50,0 9,9
Между юношамии девушками, употребляющими алкоголь, есть некоторые различия (табл. 2). Так,всего употребляли алкоголь 84,9% юношей и 87,5% девушек. Кроме того, средиюношей меньшее количество, чем среди девушек, употребляет алкоголь, но болеерегулярно, а среди девушек — больший процент, чем среди юношей, употребляеталкоголь, но с меньшей регулярностью.
Таблица2.
Частота употребления алкоголяюношами и девушками в 2005 г. (в процентах от числа ответивших)
Пробовали всего Пробовал 1–2 раза Пробовал несколько раз Употреблял свыше 10 раз, но не регулярно Употребляю регулярно Юноши
84,9 6,7 16,9 46,3 15,0 Девушки
87,5 8,4 20,4 53,1 5,5
Такимобразом, можно утверждать, что молодёжь разного пола руководствуется приреализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернамиупотребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе пробили эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярноепотребление аддиктивных веществ.
Мы такжеможем отметить существенную разницу в частоте и количестве потребляемогоалкоголя между молодыми людьми, обучающимися в различных типах учебныхзаведений (табл. 3). Из табл. 3 хорошо видно, что чемстарше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностьюупотребляет спиртные напитки. Так, в вузах вдвое больше регулярных потребителейспиртного (12%), чем в школах (6,6%). Причём колледжи отличаются болееблагоприятным распределением по частоте потребления спиртного — в нихнаименьший процент регулярных потребителей алкоголя.
Таблица3.
Частота употребления алкоголямолодыми людьми, обучающимися в различных типах учебных заведений в 2005 г. (в процентах от числа ответивших)
Пробовали всего Пробовал 1–2 раза Пробовал несколько раз Употреблял свыше 10 раз, но не регулярно Употребляю регулярно Школы
79,0 13,2 25,1 34,2 6,6 ПТУ
81,6 11,4 19,3 40,4 10,5 Колледжи
83,8 8,9 16,2 53,6 5,0 Вузы
90,2 4,8 17,0 56,4 12,0
При оценкепотребления алкоголя следует обращать особое внимание на структуру егопотребления. Так, при оценке количества спиртных напитков разных видов (пиво;слабоалкогольные коктейли и другие напитки этого типа; сухие и шампанские вина;креплёные вина; крепкие напитки — водка, коньяк, самогон), которые респондентыупотребили за последние 7 дней, нами были выявлены изменения в структуре потребляемыхспиртных напитков между опрошенной учащейся подростки 1999 г. и 2005 г. (табл. 4). Данные приведены в миллилитрах и стандартных дозах. Стандартная доза дляпива составляет одну бутылку. Для слабоалкогольных коктейлей мы считалистандартную дозу также как и для пива, равной одной бутылке. Для вина, каксухого, так и креплёного, стандартная доза составляет 75 мл, а для крепкихспиртных напитков (коньяка и водки) стандартная доза составляет 30 миллилитров.
Таблица4.
Структура потребляемыхульяновской молодёжью в 1999 и 2005 гг. спиртных напитков (усреднённыепоказатели за неделю в стандартных дозах и миллилитрах) 1999 г. 2005 г. cт. доз мл cт. доз мл Пиво 3,7 1842 1,7 860 Вино сухое, шампанское 0,8 60,3 0,9 65,8 Вино креплёное 0,8 56,9 0,4 30,8 Водка, коньяк, самогон 5,9 175,9 2,9 85,7 Лонгер и др. слабоалкогольные коктейли — — 0,5 171,6
Как видно изтаблицы, значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива икрепких напитков, и незначительно увеличилось количество потребляемого сухоговина и шампанского. Кроме того, обращает на себя внимание довольно высокоеколичество потребляемых молодёжью слабоалкогольных коктейлей. Этот показательбыл введён нами в анкету в ответ на появление в структуре наркологическихбольных случаев зависимости (алкоголизма), вызванной систематическойалкоголизацией напитками этого типа.
Особо следуетотметить разницу между девушками и юношами в структуре потребляемого алкоголя(табл. 5). Как видно из табл. 5, девушки потребляют больше вина ислабоалкогольных коктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков(коньяк, водка).
Таблица5.
Структура потребляемых юношами идевушками спиртных напитков (усреднённые показатели за неделю в стандартныхдозах и миллилитрах) Юноши Девушки cт. доз мл cт. доз мл Пиво 2,6 1300 0,9 450 «Отвертка» и др. слабоалкогольные коктейли 0,4 132 0,7 231 Вино сухое, шампанское 0,9 76,8 1,2 86,3 Вино креплёное 0,4 31,4 0,5 37,7 Водка, коньяк, самогон 3,5 106,2 1,3 38,7
Особогорассмотрения, на наш взгляд, заслуживает структура алкогольной мотивации и еёгенерализация в молодёжном сознании. Поскольку качественной характеристикойаддиктивного поведения по отношению к алкоголю выступает мотивация егопотребления, в анкету была включена модифицированная нами методикаколичественного изучения мотивации потребления алкоголя (МПА)В. Ю. Завьялова, которая оценивает алкогольную мотивацию по девятишкалам, сгруппированным в три блока (социальные, психологические ипатологические мотивы). Каждый блок содержит по три мотивационные шкалы.
К блокусоциальной мотивации относят традиционные мотивы (социально обоснованные,культурально распространённые мотивы), субмиссивные мотивы (мотивы подчинениягрупповому давлению, навязыванию выпивки референтной группой) ипсевдокультурные мотивы (мотивы, выражающие стремление человека приспособитьсвой личностный опыт под требования «алкогольной микросреды», в которой он функционирует).
К блокупсихологической мотивации относят гедонистические мотивы (стремление получитьудовольствие от выпивки), атарактические мотивы (стремление с помощью выпивкиснять неприятные переживания, напряжение) и мотивы гиперактивации поведения(стремление с помощью выпивки повысить свою активность, настроение, «дляхрабрости», испытать «растормаживающий эффект»).
К блокупатологической мотивации относят похмельные мотивы (стремление с помощьюалкоголя снять проявления алкогольного абстинентного синдрома,психофизиологический дискомфорт, связанный с отменой спиртного, улучшить своёсостояние, пользуясь алкоголем как лекарством), аддиктивные мотивы (от англ. addiction— пристрастие, выражают патологическое влечение к алкоголю, непреодолимуюпотребность его употребить, «жажду опьянения») и мотивы самоповреждения(стремление пить назло всем окружающим и себе, вследствие утраты перспективы вбудущем и смысла трезвой жизни). Степень выраженности тех или иных мотивовоценивается в баллах по каждой шкале, максимум 4 балла. Суммарная оценка повсем шкалам отражает мотивационное напряжение (Имн) и выражает степеньгенерализации алкогольной мотивации в сознании молодых людей. Полученные намиусреднённые данные представлены в табл. 6.
Таблица6.
Структура мотивации потребленияалкоголя подростками г. УльяновскаМотивы 1999 г. 2005 г. 2005 г. мужчины женщины Социальные мотивы Традиционные 2,26 1,82 1,79 1,85 Субмиссивные 1,85 1,15 1,18 1,14 Псевдокультурные 1,11 0,65 0,78 0,55 Психологические мотивы Гедонистические 1,21 0,89 0,94 0,85 Атарактические 1,18 0,87 0,93 0,82 Гиперактивации 0,77 0,51 0,59 0,45 Патологические мотивы Похмельные 0,42 0,21 0,30 0,13 Аддиктивные 0,38 0,21 0,25 0,17 Самоповреждения 0,21 0,09 0,13 0,06
Изприведённой таблицы хорошо видно, что структура алкогольной мотивации непретерпела практически никаких изменений. Изменилась только степеньвыраженности алкогольной мотивации, значительно снизилось мотивационноенапряжение с Имн = 9,39 в 1999 г. до Имн = 6,4 в 2005 году.
Наиболеевыражены среди ульяновской молодёжи мотивы социальной триады — традиционные исубмиссивные, значимость же псевдокультурных мотивов оказывается достаточнонизкой. Далее по выраженности следуют психологические мотивы — гедонистическиеи гиперактивации поведения, а атарактическая мотивация оказывается ещё менеевыраженной, чем псевдокультурная. Наименее выраженными оказываются патологическиемотивы — похмельные и аддиктивные, а мотивы самоповреждения имеют наименьшуювыраженность среди молодых ульяновцев.
Разницамежду юношами и девушками в структуре алкогольной мотивации также невелика, всознании юношей алкогольная мотивация более генерализована (Имн = 6,89),чем в сознании девушек (Имн = 6,02). Кроме того, удевушек несколько более выражена традиционная мотивация, чем у юношей,субмиссивная мотивация выражена практически одинаково, а по остальным шкалам уюношей алкогольные мотивы выражены в большей степени, чем у девушек.
2.2. Потребность молодых людей впрофилактике алкогольной зависимости
Как известно,профилактика алкоголизма представляет собой комплекс мер, направленных наослабление влияния алкоголя на население и его отдельные группы. Профилактикаосуществляется посредством выявления и устранения условий и причин алкоголизма.Выделяют медицинскую, правовую и социальную профилактики. Социальнаяпрофилактика, в свою очередь, подразделяется на первичную, вторичную итретичную.
Первичнаясоциальная профилактика охватывает процесс формирования в обществе, в регионах негативногоотношения к употреблению алкоголя, установок населения на здоровый образ жизни.
Вторичнаясоциальная профилактика предусматривает работу с группами риска (лицами, склонными купотреблению алкоголя, совершению правонарушений).
Третичнаясоциальная профилактика предполагает проведение работ по ресоциализации алкоголиков, а также синдивидами, которые совершили правонарушения, связанные с алкоголем.
Проведениепервичной профилактики, которая не связана с большими материальными,финансовыми затратами, зависит от отношения сообщества к потребителю алкоголякак к личности.
Институализацияпрофилактики начинается с формирования у молодёжи потребности в ней. В этойсвязи нам представляется интересным проследить динамику потребности впрофилактике алкоголизма у молодёжи на протяжении последних лет (табл.7).
Таблица7.
Потребность молодых людей вбеседах, разъяснениях о вреде алкоголя как форме первичной профилактикиНужны ли молодым людям беседы, разъяснения о вреде алкоголя? 2004 г. 2005 г. 2006 г. Да 64 69 68 Скорее да, чем нет 23 19 20 Затруднилось ответить 7 6 5 Скорее нет, чем да 4 3 4 Нет 2 3 3
Мы видим, чтомнение подростков о необходимости профилактики аддиктивного поведения в 2006 г. по сравнению с 2004 и 2005 гг. изменилось незначительно. Однако если обратится кретроспективным данным, в 50-х гг. 73% молодых людей считали профилактику алкогольнойзависимости ненужной, в 1979 г. их количество составляло 42%, а в настоящеевремя лишь 7%. Причины смены представлений подростков о профилактике алкоголизмамогут быть следующими. Во-первых, алкоголизм в условиях советского строясчиталась элементом буржуазного общества, а при социализме алкоголиков быть недолжно. Во-вторых, потребление алкоголя рассматривалось как один из видовкриминального поведения, которое регулировала соответствующая статья УК СССР.
С отменойстатьи об уголовной ответственности за потребление алкоголя, в сочетании сдругими факторами (резкий спад экономики, рост безработицы, падение престижаобразования, профессионализма, всплеск преступности, рост аномии в сознании иповедении людей), произошло быстрое погружение молодых людей в алкосистему.Молодые люди уже в 90-е годы начинают сами осознавать потребность впрофилактике алкогольной зависимости.
Потребностьмолодых людей в профилактике можно проследить на примере юношей. На рисунке 1представлено распределение ответов на вопрос «Нужны ли молодым людям беседы,разъяснения о вреде алкоголя?». Как видно из этого рисунка, у безусловногобольшинства опрошенных (73%, 69% и 65%) не возникает и сомнения в необходимостипрофилактической работы среди молодёжи, а около 20% склонны считать, что профилактика«скорее необходима, чем нет». Указанные факты свидетельствуют о необходимостивырабатывать программу, стратегию и тактику профилактических мероприятийпротиводействия распространению алкоголизма в молодёжной среде.
/>
Рис.1.Потребность в профилактике алкоголизма среди подростков
О структурепрофилактических вмешательств в настоящее время можно судить по рисунку 2. Нарисунке представлена частота проведения профилактических бесед различнымиагентами по оценкам самих респондентов. Можно утверждать, что наибольшаяпрофилактическая активность наблюдается в школе. И это методически правильно,так как именно в школьном возрасте происходит, в большинстве случаев,знакомство с наркотиками. Наименьшую активность в проведении бесед иконсультаций проявляют врачи и работники милиции.
Прослеживаетсяположительная динамика количества профилактических вмешательств в молодёжнуюсреду. По результатам последнего опроса, 65% респондентов указали, что родителипроводят с ними профилактические беседы. Однако безусловное лидерство в этойобласти принадлежит учителям. Подобная реакция отражает масштабы и социальнуюзначимость проблемы распространения аддиктивного поведения, которая приобрелаэпидемический характер лишь в 90-е годы XX столетия, а в настоящее время вошлав период стабилизации и снижения.
/>
Рис.2. Распределение профилактических бесед среди различныхагентов превентивной деятельности (в процентах от числа ответивших)
Первыми наопасность «заражения» наркоманией среагировали родители молодых людей ипедагоги, так как находились в постоянной и непосредственной социальнойблизости от них. Однако, учитывая низкую степень родительского информационноговлияния на молодых людей при высокой частоте вмешательств, возникает опасностьнедоверия к родителям со стороны молодёжи. В таком случае профилактическиебеседы со стороны родителей превращаются в «чтение нотаций» и совершенноестественным ответом на них будет (можно быть уверенным, что так оно и есть)реакция эмоционального отторжения подаваемой родителями информации и обращениек альтернативным источникам.
Проблемапрофилактики алкогольной зависимости учащейся молодёжи во многом зависит отформ и методов её проведения. С этой целью респондентам было предложено оценитьзначимость мероприятий по профилактике алкоголизма в их учебном заведении(табл. 8).
Таблица8.
Мероприятия по профилактикеалкоголизма в учебных заведениях г. Ульяновска (в процентах от числаответивших) Никогда 1 раз Несколько раз Регулярно 1. Групповые занятия 54 19 20 3 2. Индивидуальные занятия 85 5 4 1 3. Наглядная агитация, плакаты, фильмы 44 18 27 6 4. Распространение брошюр, листовок 45 17 29 5 5. Встречи с бывшими алкоголиками 83 6 5 1 6. Встречи с врачами, наркологами 59 19 16 2 7. Встречи с сотрудниками милиции 75 11 9 1 8. Психологические тренинги 74 10 10 1
По оценкемолодых людей, наиболее устоявшимися формами профилактики являются:распространение наглядной агитации (56%), брошюр (55%), проведение групповыхзанятий (46%). Слабо освоены такие технологии, как проведение индивидуальныхзанятий, организация встреч с бывшими наркоманами (особенно актёрами,спортсменами, эстрадными певцами и т. д.). Настораживает слабоепривлечение врачей и наркологов для проведения профилактических консультаций ввузах и ПТУ. На факт отсутствия таких встреч указали 64% студентов и 70%учащихся ПТУ. Психологические тренинги чаще применяются в колледжах, на чтоуказали 30% респондентов.
Одним ихфакторов, влияющих на утверждение здорового образа жизни среди молодёжи, атакже на приобщение молодых людей к алкоголю, является качество проведениясвободного времени.2.3. Занятость подростков в свободноевремя как фактор профилактики алкогольной зависимости
Свободноевремя для подростков — это часть времени суток, свободная от учебных занятий исвязанная с удовлетворением духовных, физических и социальных потребностей.Свободное время группируют по таким блокам: отдых; развитие умственных ифизических сил и способностей; развлечения и общение.
Дляопределения структуры использования молодыми людьми свободного времени им былопредложено ответить на 16 позиций (табл. 9).
Занятиямолодых людей в свободное время были разделены на два блока:
1) отдых,развлечения и общение;
2) развитиеумственных и физических сил и способностей.
Расчётыпоказывают, что на отдых, развлечения и общение молодые люди тратят 66,3%свободного времени, а на развитие умственных и физических сил и способностей —соответственно 33,7%.
Таблица9.
Распределение ответов на вопрос«Чем Вы обычно заняты в свободное время?» (суммарный показатель) Всего Юноши Девушки Ничем, бездельничаю 0,95 0,92 0,98 Гуляю, общаюсь с друзьями 2,07 2,07 2,07 Читаю журналы 1,40 1,23 1,55 Читаю книги 1,43 1,26 1,57 Смотрю телевизор 1,87 1,85 1,89 Играю в компьютерные игры 1,20 1,57 0,88 Посещаю сеть Интернет 0,82 1,06 0,62 Занимаюсь спортом 1,47 1,73 1,26 Делаю уроки, учусь 1,79 1,65 1,91 Хожу в кино 0,96 0,90 1,00 Хожу в театр 0,66 0,53 0,77 Посещаю выставки, галереи 0,64 0,56 0,70 Занимаюсь музыкой 0,62 0,57 0,65 Трачу время на своё увлечение, хобби 1,43 1,44 1,41 Посещаю с друзьями кафе, ресторан 1,28 1,23 1,33 Посещаю клубы, дискотеки 1,3 1,23 1,35
Данныетаблицы свидетельствуют, что основными занятиями в свободное время для ульяновскоймолодёжи являются «гуляние», общение с друзьями, просмотр телевизора, учёба иувлечения, хобби. Менее распространены такие формы проведения досуга, какзанятия спортом, чтение журналов, книг. Молодёжь крайне слабо использует такиеформы активного отдыха как посещение кинотеатров, театров, выставок, занятиемузыкой. В определённой степени это связано с материальным положениемродителей.
Такуюструктуру свободного времени нельзя назвать благоприятной для формированияздорового образа жизни. Значительный объём «пустого времяпровождения» вструктуре свободного времени создаёт условия для приобщения молодых людей кнаркотикам и алкоголю.
Наблюдаетсяразличие в использовании свободного времени между молодыми ульяновцами мужскогои женского пола (рис. 3). Девушки больше времени уделяют чтению книг, журналов,посещению кино, театров, выставок. Настораживает их увлечённость ресторанами,клубами и дискотеками.
/>
Рис.3. Структура распределения свободного времени средимолодых ульяновцев мужского и женского пола (суммарные показатели)
Показательным является также распределение свободного времени междумолодыми ульяновцами, которые употребляли и не употребляли алкоголь. Из рисункахорошо видно, что молодые ульяновцы, которые пробовали алкоголь, заметно чаще,чем те, кто не пробовал алкоголь, проводят свободное время в прогулках иобщении с друзьями, а также чаще посещают с друзьями кафе, рестораны, клубы идискотеки. Кроме того, употреблявшие алкоголь молодые люди чаще простобездельничают, занимаются музыкой и посещают сеть Интернет.
Молодые ульяновцы, которые не пробовали алкоголь, заметно большесвободного времени уделяют учёбе и урокам, а также спорту, увлечениям и хобби,просмотру телевизора, чтению книг и журналов, посещению театра, выставок,галерей и кинотеатров.
Многочисленныеисследования проблемы алкоголизма подтвердили высокую значимость факторарелигиозности в противодействии употреблению алкоголя и других аддиктивныхвеществ.
Результатыопроса фиксируют достаточно высокий процент (62,7%) молодых людей, склонныхсебя считать верующими. Причём девушки более религиозны, чем юноши (табл. 10).
Таблица10.
Отношение юношей и девушек крелигии (в процентах от числа ответивших)Считаете ли Вы себя верующим человеком? Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет Юноши 29 25 20 8 18 Девушки 33 37 17 6 7
2.4. Степень оценки остротыалкогольных проблем молодежи и подростков г. Ульяновска
Существенноизменилась степень субъективной оценки остроты сложившейся ситуации супотреблением алкоголя и других аддиктивных веществ. Для фиксации этогопоказателя мы использовали шкалу, составляющую континуум из семи позиций отоценки проблемы как абсолютно несерьёзной до её оценки как очень серьёзной. Мыприсвоили каждой из позиций числовое значение в баллах: «очень серьёзная» — 3балла, «достаточно серьёзная» — 2 балла, «скорее серьёзная, чем нет» — 1 балл,«затрудняюсь ответить» — 0, «скорее не серьёзная» — –1, «не серьёзная» — –2,«абсолютно несерьёзная» — –3. Нами оценивалась острота проблемы относительнодвух классов аддиктивных веществ — алкоголя и спиртных напитков.
Динамикаоценки ульяновской молодёжью степени остроты этих проблем представлена нарисунке 4. За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценкиостроты обоих проблем, причём проблема наркотизма оценивается как более серьёзная,чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабыраспространения. Это вполне объяснимо тем фактом, что в отношении алкоголя несуществует правовых ограничений, его употребление культурально обусловленомногочисленными питейными обычаями и традициями, существующими на протяжениистолетий.
/>
Рис.4.Динамика оценки остроты алкогольных и наркотических проблем
В отношении алкоголя,наоборот, никаких культурально обусловленных и устоявшихся механизмов ихупотребления не существует, это явление относительно новое. Соответственно, наотносительно новую и значительно более латентную опасность общество и реагируетболее сильными опасениями. Следует также отметить, что негативные социальныепоследствия употребления алкоголя гораздо более заметны, чем последствияупотребления алкоголя, и во времени наступают значительно быстрее, чем приупотреблении алкоголя.
Заключение
В настоящеевремя в г. Ульяновске уже накоплен значительный объём знаний о том, что надоделать для предупреждения и профилактики подросткового алкоголизма. Сегодняречь идёт о массовом внедрении разработанных технологий. Учитывая, что науровне общества основное внимание сосредоточено на борьбе с незаконным оборотомалкоголя, очень важно сосредоточить ресурсы области, города, предприятия, ВУЗа,школы на конкретных видах профилактики. В регионе имеются все необходимыеусловия для создания и внедрения социальных технологий профилактики алкоголизмасреди молодёжи и подростков.
В сравнении спредыдущими годами больший процент ульяновской молодёжи стал употреблятьалкоголь. Среди юношей меньшее количество, чем среди девушек употребляеталкоголь, но более регулярно.
Молодёжь иподростки разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения вотношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам болеесвойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, аюношам более свойственно регулярное потребление алкоголя. Выявлена общаязакономерность — чем старше респонденты, тем больший их процент, с большейчастотой и регулярностью употребляет спиртные напитки.
В последниегоды значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива и крепкихнапитков и увеличилось количество потребляемого сухого вина и шампанского.Обращает на себя внимание довольно высокое количество потребляемых молодёжьюслабоалкогольных коктейлей. Девушки потребляют больше вина и слабоалкогольныхкоктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков (коньяк, водка).
За последниегоды структура алкогольной мотивации не претерпела никаких изменений.Уменьшилась степень выраженности алкогольной мотивации. Наиболее выражены средиульяновской молодёжи традиционные и субмиссивные мотивы (мотивы, обусловленныепитейными обычаями и подчинением групповому давлению) и психологические мотивы— гедонистические (стремление к удовольствию) и гиперактивации поведения(повышение активности и самочувствия).
За последниегоды мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты проблемыалкоголизма и алкоголизма, причём проблема алкоголизма оценивается как болеесерьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большиемасштабы распространения.
Полученныеданные об отношении учащейся молодёжи к профилактике алкоголизма позволяютсделать ряд выводов и рекомендаций.
1. Подростки, осознавая опасность алкоголизма для здоровья людей, выступаютза систематическое проведение бесед и консультаций по данной проблеме со всемикатегориями учащейся молодёжи.
2. Молодые люди испытывают потребность в профессиональных консультациях опричинах и социальных последствиях потребления алкоголя. В этой связинеобходимо изучить вопрос о введении при УВД Ульяновской области,наркологических центрах штатной единицы по связи с общественностью за счётместного бюджета.
3. На заседании Ульяновской городской Думы и Законодательного собранияУльяновской области необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении деятельностиКоординационного совета по вопросам профилактики и предупреждениюраспространения наркотизма, алкоголизма, токсикомании и СПИДа среди населениягорода.
4. При Координационном совете необходимо организовать проведение постояннодействующего мониторинга по оценке эффективности разрабатываемых и действующихпрограмм по профилактике молодежной и подростковой наркотической и алкогольнойзависимости, токсикомании и СПИДа в г. Ульяновске.
Список использованной литературы
1. Антология социальной работы. — М.: Сварогъ-НВФ, 2004. – с.111.
2. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе иалкоголиках. – С-Пб, 2005. – с. 56-58.
3./>Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психологияраннего алкоголизма. — Самара, 2005. – с. 68.
4. />БернсР. Развитие Я — концепции и воспитание. – М, 2004. – с. 113.
5. ВишневскийЮ.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005. – 311с.
6. Гуров В.Н.Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.
7. Деватко И. Ф.Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. — М, 2004. – с.97.
8. Дерюгин В.И.Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей.3-е изд. — Челябинск, 2005. – с. 316.
9. Зайнышев И.Г.Технология социальной работы. – М, 2004. – с. 56.
7. КарвасарскийБ.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005. – с. 97.
8. Методикасоциально-психологической диагностики и группы// под ред. проф. ПреображенскогоИ.Д. — М, 2005. – с. 122-125.
9. Муздыбаев К.И. Психология ответственности. — М, 2003. – с. 64.
10. Молодежь истановление новой России/ Б.А. Ручкин// — М.: СОЦИС, 2004. — №5.
11. Молодежь какстратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов,А.В. Пыжиков// — М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. — №1.
12. Основысоциальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2004 – с. 143.
13. Подросток наперекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М.: Генезис/>, 2004. –с. 46.
14. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и социальнаяработа. — М.: Социально- технологический институт, 2005. – с. 17.
15. Проблема занятости выпускников учебныхзаведений/ В.С. Шувалов, О.В. Шиняева // — М.: СОЦИС, 2005. — №1.
16. Социальнаяпедагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Под редакцией Ф.А. Мустаевой. — М.: Академический проект, 2005. – с. 67.
17. Суслова В.Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. — М, 2003. – с. 87.
18. Социальная профилактикаправонарушений: советы, рекомендации// под ред. Перишова Д.А. — М, 2005. – с.145.
19. />/>/>Студенчество начала ХХ века как объектсоциально-биографического анализа/ Т.Э. Петрова// — М.: СОЦИС, 2005. — №3
20. Социологиямолодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. — С-Пб: Издательство С.-Пбургскогоуниверситета, 2005. – с. 78.
Приложения
Приложение1
Результатысоциологического опроса
1. Считаете ли Вы, что алкоголизм — это серьёзнаяпроблема для молодёжи и подростков 2000-х годов?Очень серьёзная 62% Достаточно серьёзная 28,8% Скорее серьёзная, чем нет 6,3% Затрудняюсь ответить 1% Скорее не серьёзная, чем серьёзная 0,9% Не серьёзная 0,9% Абсолютно не серьёзная 0,1%
2. Насколько трудно (или легко) подростку купитьалкоголь в Ульяновске?Трудно Скорее трудно, чем легко Затрудняюсь ответить Скорее легко, чем трудно Легко 4% 6,9% 47,4% 29% 12,7%
3. Видели ли Вы человека, находящегося в состоянииалкогольного опьянения?Да Нет Затрудняюсь ответить 72,3% 19,9% 7,7%
4. Знакомы ли Вы с людьми, которые злоупотребляюталкоголем, но не являются для Вас близкими, не входят в Вашу компанию?Да Нет Затрудняюсь ответить 54,6% 39% 6,4%
5. Есть ли среди близких Вам людей (друзья, членысемьи, родственники) те, кто злоупотребляет алкоголем?Да Нет Затрудняюсь ответить 17,2% 78,7% 4,1%
6. Попадали ли Вы в ситуацию, когда в Вашемприсутствии употреблялись алкогольные напитки?Да Нет Затрудняюсь ответить 43,5% 54,8% 1,7%
7. Если да, то как часто это случалось?Один раз Несколько раз Много раз 26,7% 57,5% 15,9%
8. Какое поведение человека по отношению к спиртнымнапиткам вы считаете нормальным?Употреблять всегда и любые спиртные напитки, если есть деньги и подходящая обстановка 3% Иногда можно «крепко» напиться 12,5% Пить можно и часто, но слабые напитки (пиво, сухое вино, шампанское) 19,2% Употреблять редко (по праздникам, «за столом») и в ограниченном количестве 61,5% Никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять 3,8%
Приложение2
Вспомните события последних 7 дней. Сколько спиртныхнапитков разных видов Вы употребили?
1. Начнём с пива. Сделайте отметку нашкале, которая бы соответствовала количеству выпитых бутылок 0,5 л за последние 7 дней (ответы представлены в процентах)3,5 46,1 6,7 10,9 9,3 7,3 4,7 2,6 2,3 1,7 0,7 0,5 1,3 0,2 0,7 0,2 1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2. Теперь слабоалкогольные коктейли идругие напитки этого типа (лонгер, Submarine, Shake и т. п.). Шкала точнотакая же, как и в предыдущем случае, но бутылка ёмкостью 0,33 л. (ответы представлены в процентах)6,4 71 4,1 6,8 5,6 2,4 1,1 1,1 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
3. Теперь сухое вино, шампанское.Шкала в миллилитрах/граммах (ответы представлены в процентах)66,6 4,9 4,3 2,9 4,2 1,7 2,5 0,9 1,1 0,3 1,7 0,1 0,2 0,1 0,3 0,3 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 0,4 0,1 — — 0,8 0,1 — 0,1 — — 0,1 0,2 — — — 0,1 800 850 900 950 1 литр 1100 1200 1300 1400 1500 1750 2 литра 2250 2500 2750 3 литра
4. Креплёное вино (ответыпредставлены в процентах)81,1 2,5 1,9 1,1 1 0,9 0,5 0,2 0,7 — 0,7 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 0,3 — — — 0,3 — — 0,1 0,1 — — — — — — 0,1 800 850 900 950 1 литр 1100 1200 1300 1400 1500 1750 2 литра 2250 2500 2750 3 литра
5. Водка, коньяк, самогон ит. п. (ответы представлены в процентах)72,1 4,7 2,9 2,2 2,4 1,7 1,7 1,2 0,8 0,1 1,3 0,0 0,3 0,1 0,0 0,3 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 0,3 — — — 0,7 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 — — — — — 0,3 800 850 900 950 1 литр 1100 1200 1300 1400 1500 1750 2 литра 2250 2500 2750 3 литра
Приложение3
1. Как часто разные обстоятельства побуждают Вас купотреблению спиртных напитков? (ответы представлены в процентах) Постоянно Довольно часто Время от времени Довольно редко Никогда Затрудняюсь ответить
1 Приглашение друзей, «давление» группы, других людей 2,6 8,9 24,5 27,2 31,8 4,9
2 Обычаи и традиции, связанные с застольем, праздниками, свадьбами, похоронами и т. п. 10 16,2 32,8 26,5 11,1 3,5
3 Рабочая обстановка, стремление облегчить деловые контакты, обмыть сделку и т. п. 2,2 3,5 9,4 22,9 53,3 8,7
4 Желание получить удовольствие. 2,6 6,8 16,7 22,2 46 5,7
5 Желание повысить свою активность и интерес к жизни 2,2 2,9 8,8 13,5 66,9 5,7
6 Желание отвлечься, забыться, сбросить стресс 3 6 15,1 24,8 46,9 4,1
7 Сильное желание напиться, тяга к алкоголю 1,3 0,6 2 8,1 84,4 3,8
8 Желание похмелиться, восстановить самочувствие 1,4 0,6 2,6 6,4 85,1 4
9 Желание пить безостановочно назло и во вред себе и другим, нет сил остановиться 1,1 0,3 0,3 1,6 93,2 3,5
2. Включает ли, по Вашему мнению, «молодёжнаякультура» употребление и распространение алкоголя?Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет 6,8% 13,4% 22,6% 12,3% 45%
3.Как часто Вы слушаете/смотрите/читаете? (ответы представлены впроцентах) Никогда Редко Часто Регулярно
1 Анекдоты про алкоголиков 13,7 61,7 21,9 2,6
2 Фильмы про алкоголиков 21,7 63,1 13,7 1,5
3 Песни с упоминанием употребления алкоголя 35,6 50,2 11,6 2,6
4 Телепередачи про алкоголиков 19,2 59,7 19,3 1,8
5 Статьи про алкоголизм и алкоголиков 29,1 53,9 15,4 1,5
5 Специальную литературу про алкоголь 57,9 36,5 4,9 0,8
7 Художественную литературу про алкоголь и его употребление 70,3 27,4 1,8 0,5
8 Интернет-ресурсы об алкоголе 77,5 19,9 1,9 0,7
9 Рассказы друзей о потреблении алкоголя 36,5 44,7 15,8 3
4. В какой степени Вы знакомы с «жаргономалкоголика»?Не знаком с ним совершенно 41,9% Знаю значение лишь некоторых слов 40,4% Знаю жаргонные слова, но не пользуюсь ими в общении 15% Знаю жаргонные слова, использую их в общении 2,7%
5. Как часто Вы обсуждаете проблему алкоголя в кругудрузей, знакомых?Никогда Иногда Часто Регулярно 34,1% 59,8% 4,8% 1,3%
6. В каком качестве Вы согласны принять людей,злоупотребляющих алкоголем?Как членов семьи 1,6% Как близких друзей, соседей 3,7% Как членов трудового коллектива (класса, группы, бригады...) 2,7% Как жителей микрорайона, работников предприятия (учеников школы, студентов вуза) 5,7% Как жителей города (населенного пункта, в котором Вы живёте) 6,1% Как граждан России 7,3% Не хотел бы, чтобы алкоголики были в стране 72,8%
7. Какие эмоции у Вас вызывает общение спотребителями алкоголя?Позитивные Скорее позитивные, чем негативные Затрудняюсь ответить Скорее негативные, чем позитивные Негативные 2% 2,5% 23,1% 19,8% 52,6%
8. Каково Ваше поведение в отношении потребителейалкоголя?Стараюсь свести контакты с ними к минимуму 30,6% Общаюсь с ними неохотно 18,1% Веду себя с ними как со всеми остальными людьми 19,3% Стремлюсь к общению с ними 0,2% Выбираю себе друзей по этому признаку 0,3% С потребителями алкоголя никогда не сталкивался 31,4%
9. От кого и как часто Вы получаете информацию озлоупотреблении алкоголем? (ответы представлены в процентах) Никогда Редко Часто Регулярно
1. От учителей, психологов (в школе, институте), врачей 15,8 47,3 30,4 6,5
2. От друзей, в компании. 29 49,6 19 2,4
3. От знакомых, употребляющих алкоголь 65,3 23,1 9,7 2
4. Из средств массовой информации 15 44,6 35,6 4,8
5. Из специальной литературы 52,7 39,8 6,3 1,1
6. От родителей 44,1 36,9 13 6
10. Нужны ли молодым людям беседы, разъяснения овреде алкоголя?Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет 68,3% 19,6% 4,9% 3,9% 3,2%
11. Проводят ли с Вами подобные беседы? Никогда 1 раз Несколько раз Регулярно
1. Родители 35,4% 22,4% 31,5% 10,7%
2. Учителя, педагоги 15,3% 17,3% 51,8% 15,6%
3. Школьные психологи 39,5% 17,2% 33,9% 9,4%
4. Врачи 50,4% 17,2% 25,5% 6,8%
5. Работники милиции 78% 9,1% 9,4% 3,5%
12. Какие мероприятия по профилактике алкоголизмапроводились в Вашем учебном заведении? (ответы представлены впроцентах) Никогда 1 раз Несколько раз Регулярно
1. Групповые занятия 55,9 19,9 21,4 2,8
2. Индивидуальные занятия 89,6 5,1 4,7 0,6
3. Наглядная агитация, плакаты, фильмы 45,7 19,1 28,7 6,5
4. Распространение брошюр, листовок 47,5 17,6 30,1 4,7
5. Встречи с бывшими алкоголиками 87,4 6,5 4,9 1,3
6. Встречи с врачами, наркологами 61,3 19,5 17,2 2,1
7. Встречи с сотрудниками УВД 78,3 11,3 9,1 1,3
8. Психологические тренинги 77,5 10,6 10,6 1,3
13. Ваше основное занятие (на момент заполненияанкеты)?Учащийся Работаю Работаю и учусь 87,6% 1,1% 11,3%
14. Ваш пол?Муж. Жен. 46,1% 53,9%