Реферат по предмету "Педагогика"


Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитии речи

Содержание
Введение
1. Значениетруда в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитииречи
2. Педагогическиеи гигиенические требования к организации труда детей в природе
3. Сравнительнаяхарактеристика требований «Программа воспитания и обучения в д/с» и программакоррекционного обучения детей с отклонениями в развитии речи по вопросуорганизации трудовой деятельности в уголке природы
4. Формыорганизации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи
5. Методикапроведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии речи в уголкеприроды
5.1 Занятий
5.2 Дежурств
5.3 Поручений
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Введение
Труд в природе имеет большое воспитательноезначение. В процессе труда у детей с нарушениями речи (НР) формируют бережное,заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственногоотношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с НР убеждаютсяв его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природевозможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимаютзначение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия длясенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей ирезультатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. В процессетруда дети с НР осознают зависимость состояния растений от условий ихпроизрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собойизменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказываетвлияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным ицеленаправленным. У детей с НР формируются устойчивый интерес к труду,трудолюбие. Труд в природе является одним из способов развитиянаблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознатьего результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимовоспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи.Дети с НР получают представления об объектах труда, свойствах и качествахрастений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способахвыращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде,потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонныхизменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образомжизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

1. Значение труда в уголке природы дляразвития личности ребенка с отклонениями в развитии речи
Труд как методвоспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение.Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретаютконкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растенийи уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления,создает основу для материалистического миропонимания.
Систематический труд наогороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям иживотным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы,способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Посильный физический трудоказывает полезное воздействие на общее развитие детей с НР, способствуетразвитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.
В первой младшей группе за обитателями уголкаприроды ухаживает воспитатель в присутствии детей, которые по его предложениюприносят лейку, поливают растения, кормят рыб и т. д. Во второй младшей группедети с НР сами, но под наблюдением воспитателя ежедневно кормят рыб, поливаютрастения. В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспитателя поуходу за растениями и животными, но при этом следует учитывать индивидуальныеособенности детей. Некоторым из них нужно давать несложные поручения: нарезатьморковь для кроликов, посмотреть, съеден ли животными корм, и т. д. Обычно детиохотно выполняют такие поручения, одновременно подмечая особенности и повадкиживотных.
В старшей и подготовительной к школе группахпрактикуются дежурства детей небольшими группами (по 2—3 человека). Этонаиболее распространенная и ценная форма применения труда, так как воспитываетответственность за порученное дело. Дежурят все дети по очереди. С помощьювоспитателя они осматривают и поливают растения в уголке природы, протираютлистья, кормят рыб и других животных, чистят клетки, сеют овес для птиц.Передавая дежурство, дети должны рассказать, что они делали и что наблюдали.Это приучает их более внимательно относиться к своим обязанностям.
Время от времени в уголке природы воспитатель проводитсовместную работу детей с НР всей группы, например, периодически организуетмытье комнатных растений; при этом каждое растение поручают двоим детям.Воспитатель напоминает, как нужно это делать.
На протяжениигода воспитатель следит за тем, чтобы дети бережно относились к животным ирастениям уголка природы, работали аккуратно, дружно, доводили начатое дело доконца.

2. Педагогические и гигиеническиетребования к организации труда детей в природе
Для того чтобы труд не утомлял детей, нужнособлюдать правила гигиены труда. Летом рекомендуется работать в нежаркие часыдня — утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей былаправильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным;при переноске воды лейки или ведра должны быть в обеих руках.
Нужно чередовать виды работы. Так, например,посадку и прополку можно чередовать с рыхлением земли граблями и т. д.Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.
После всякой работы, независимо от того, где онапроизводилась— на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательномыть руки с мылом.

3. Сравнительная характеристикатребований «Программа воспитания и обучения в д/с» и программа коррекционногообучения детей с отклонениями в развитии речи по вопросу организации трудовойдеятельности в уголке природы
 
Содержание «Программывоспитания и обучения в д/саду».
В детском садудошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небеснымисветилами (солнцем, луной, звездами); с небесными явлениями (восходом и заходомсолнца, луны, сменой фаз луны, местом нахождения солнца утром, в полдень,вечером в разное время года); с водой — изменением ее состояния (замерзание,плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердыми телами(песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, его движением, направлением исилой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза—гром, молния,радуга, форма и расположение цветных полос); с растениями своего земельногоучастка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистыерастения и грибы) — частями растений, их формой, цветом, изменением в процессероста и по временам года, охраной растений; с животными домашними и дикими,наиболее распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельныхорганов и связь их с особенностями передвижения, питания, защита от врагов,место обитания животных, изменение их жизни в разное время года, забота оживотных и их охрана); с трудом по выращиванию растений к уходу за животными.
Дошкольников знакомят срастениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу,парке, на лугу, водоемах и др.)» с тем, чтобы ландшафт раскрывался перед детьмикак дом живущих там растений и животных, а также в то время, когда яркопроявляются намеченные для изучения явления природы.
Детей учат подмечать последовательность наступления явлений вприроде (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста иразвития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу заживотными (посев семян, посадка черенков, высадкарассады, поливка, рыхление, прополка, кормление рыб, кроликов, кур и другихмелких животных) и навыки бережного отношения к природе. Детей старших группзнакомят с трудом взрослых в огороде, поле, саду, на животноводческих фермах ит. д.
Построение программы. Учитывая возрастныеособенности детей, программа ознакомления с природой дана концентрически: содним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду детизнакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детейобогащаются и вместе с тем обобщаются.
Расположение материала. Ознакомление дошкольниковс природой осуществляется в такой последовательности, которая отражаетдоступные пониманию детей связи по временам года. Материал во всех группах,кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенномувремени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления длянеживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственноевосприятие происходящих в природе изменений и установление связи междуотдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.
Огромное значение в формировании представлений ипонятий имеет слово. Обогащение словаря детей и овладение родным языкомсовершаются в неразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому вовсех группах материал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен.
В «Программе воспитания в детском саду» материалознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществлениеего проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детейпо выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь междупрограммным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в быту.Так, например, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, вовремя игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются исистематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные назанятиях, дети применяют в повседневной деятельности — в игре, труде,наблюдениях.
Образовательныйматериал реализуется во всех видах деятельности детей. Особенности проведенияработы заключаются в формах организации познавательных процессов детей и методахруководства ею.

4. Формы организациитруда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи
Ознакомлениедетей, имеющих нарушения речи с природой осуществляется в разнообразных формах:на занятиях, экскурсиях, в повседневном жизни (в труде, наблюдениях, играх научастке и в уголке природы).
Занятия.
Это основная формаорганизации детей с НР при ознакомлении с природой. Проводятся занятия вопределенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой.На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет изакрепляет уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобыв процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательныхспособностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря,воспитание интереса и любви к природе. Главное в занятии — это усвоение всемидетьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы:наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа скартинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Экскурсия.
Это занятие, на котором дети с НР знакомятся сприродой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д.Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. Экскурсии имеют определенноепрограммное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы(что отличает экскурсии от повседневных прогулок).Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как ониповышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугусреди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этимсвязанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор местадля экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.
Экскурсии в одни и те же места целесообразнопроводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдениесезонных изменений, которые происходят в природе. Готовясь к экскурсии,воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь онрешает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой дляразличных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания датьдетям, какие провести игры, где устроить отдых. В проведении экскурсии большуюроль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое онивзяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можноразрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовалиприроду.
Центральным моментом всякой экскурсии являетсяплановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможнособрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей(несколько цветков, веточек, грибы и др.).
Перед возвращением с экскурсии или прогулки домойдетям дают отдохнуть, посидеть минут 5—10 в тени. В это время можно занятьсяразбором собранного (цветов, грибов) или провести спокойную игру, например«Узнай гриб».
Прогулки.
Ежедневные прогулки широко используются дляознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характернебольших экскурсий — целевых прогулок, во время которых воспитатель проводитосмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизнирастений и животных.
На прогулках дети с НР знакомятся с природой понамеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местныхусловий. План осуществляется на прогулках, когда проявляются те или иныеявления природы. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей ивремени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в формезанятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений инавыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного родапоручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленькимгруппам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группах вводятдежурства по огороду и цветнику. Работа в уголке природы проводится ежедневно вчасы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными ипривыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыминавыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем исамостоятельно. Организация труда детей с НР зависит от их возраста. В первоймладшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями,а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группевсе выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняютдежурные под наблюдением воспитателя.

5. Методика проведения трудовой деятельности детей сотклонениями в развитии речи в уголке природы
 
5.1 Занятия
Занятия по ознакомлению дошкольников с природойдают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностейдетей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководствомвоспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы всоответствии с.требованиями программы, в определенной системе и последовательностиразвиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневнойжизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт.Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
Обучение детей с НР на занятиях осуществляетсяразными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основнойзадачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой цельювоспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественныхпроизведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются- и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятияхиспользуется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида —обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактическиеигры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знанияна практике.
Занятия проводятся во всех возрастных группах: вмладшей и средней —2 занятия в месяц, в старших — но 1 занятию каждую неделю.Начиная со средней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям вовсех группах проводятся целевые прогулки.
Подготовка к занятию. Эффективность занятия зависит от того,как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он долженпополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затемразработать программные задачи занятия.
В определении содержания программных задачвоспитатель исходит из требований «Программы воспитания в детском саду» иуровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природногоокружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данногозанятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формированияпервоначальных знаний или их обогащение, систематизация, упражнение вприменении знаний и т. д.). При этом воспитатель должен помнить, что одно и тоже программное содержание должно повториться в занятиях, в других формахработы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьмипостепенно.
В программное содержание включаются 2 группызадач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объемзнаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить иконкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов(восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умениясравнивать, анализировать, обобщать и т. п.), развитие речи (обогащениесловаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебнойдеятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, вслове выразить результат своей деятельности). В содержание образовательныхзадач включают также формирование познавательного интереса детей к природе.
Воспитательные задачи, решаемые на занятии,направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения кприроде, развитие эстетического отношения к ней.
На занятиях, где используется труд детей, впрограммных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков иумений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включаютразвитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет,сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные исущественные признаки и т. п.).
Приподготовке к занятию и его проведении важно правильно определить методпостроения занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач, отособенностей самого природного объекта и от возраста детей. Так, формированиезнаний о диких животных лучше всего осуществить через показ диафильмов,кинофильмов, а ознакомление с животными или растениями уголка природы требуетпроведения непосредственного наблюдения за ними. На занятиях детей младшеговозраста используются наблюдения, игровой метод. Словесные методы чаще всегоиспользуются на занятиях с детьми старшего возраста.
5.2 Дежурства
Одной из форм организации труда являютсядежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форматруда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивытруда.
У детей старшего дошкольного возраста с НР необходимоформировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу,представить результат ее выполнения, определить последовательность операций,отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (принебольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениямии животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение вподарок малышам, маме. 2—3 детям дают длительные поручения—ухаживать за грядкойна огороде, за клумбой и т. д.
В старшей группе вводятся дежурства детей вуголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на которомзнакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода заобитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей.Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошоработать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительностьдежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувствоответственности, деловитость.
Руководство воспитателя работой дежурныхнаправлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными ирастениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев,подготовка корма для животных, их кормление, чистка клеток животных), а такжена развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду.Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, опоследовательности операций. Воспитатель оказывает им помощь в организацииработы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в какомпорядке должно быть сделано).
5.3 Поручения
Труд детей с НР в природе организуют в формеиндивидуальных поручений. Индивидуальные поручения применяются во всехвозрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю болеетщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, ктонуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролироватьвыполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков иумений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки ктрудовому усилию.
Дети выполняют одно и то же поручение в течение2—3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например,одна группа детей поливает растения на огороде, другая рыхлит междурядья.Навыки детей старшей группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянноевнимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям иживотным.
Дети старшей группы в труде более самостоятельны.Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет всезадание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку,положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа,напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования,используя показ, объяснение.
Характер оценки меняется: воспитатель дает оценкупо ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Онучит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить туили иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводитрукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указываетрастение, которое необходимо полить (подчеркивает — земля серая, сухая);напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, ваквариуме мало воды — нужно долить.
Таким образом,в старшей группе усложняются формы организации детей в процессе труда иметодика руководства трудом в природе.

Заключение
Всестороннее развитие ивоспитание детей с НР осуществляется различными средствами. Одно из них –ознакомление с природой.
Природа – неиссякаемыйисточник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной формесоприкасаются с природой.
В «Программе воспитания вдетском саду» раскрыто содержание воспитателей по ознакомлению детей сприродой, определены основные направления в формировании знаний, умений инавыков труда детей в природе. Эти условия могут быть выполнены при условииродного края, так как формирование знаний ребенка дошкольного возрастаосуществляется в процессе непосредственного общения его с окружающим миром.
Труд как методвоспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение.Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретаютконкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растенийи уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления,создает основу для материалистического миропонимания.
Труд вприроде является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умениямалышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, еслинаблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природерешаются и образовательные задачи. Дети с НР получают представления об объектахтруда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основныхстадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; оживотных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках,образе жизни и о его сезонных изменениях.

Список литературы
1.   ВеретенниковаС.А. «Ознакомление дошкольников с природой», — М.: Просвещение, 1980.
2.   «Воспитаниедошкольника в труде». Под редакцией Нечаевой В.П., — М.: Просвещение, 1980.
3.   «Наблюдениеи труд детей в природе». Составитель Мазурина Н.Ф., — М.: Просвещение, 1976.
4.   МарковскаяМ. М. «Урок природы в д/с», — М.: Просвещение, 1989.
5.   НиколаеваС.Н. «Совместная деятельность взрослых и детей» по журналу «Дошкольноевоспитание» №5, 2000г, с. 36-40.
6.   НиколаеваС.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», — М. Академия, 1999.
7.   «Программавоспитания обучения в д/с», — М.: Просвещение, 1987.
8.   «Методикарекомендации к Программе воспитания и обучения в д/с», — М.: Просвещение, 1986.

Приложение1. Конспекты занятий по организации труда детей с отклонениями в развитии речи вуголке природы.
«Посев семян редиса, репы, салата»
Цель: Уточнить представления детей о том, чтоовощи выращивают из семян; учить различать семена редиса, репы, салата (семенаредиса розовые, круглые; семена репы чуть мельче редиса, желтоватого цвета; семенасалата плоские, овальные, серые); познакомить со способами посева (с помощьюмерной веревки с узлами на одинаковом расстоянии наметить бороздки, днобороздок уплотнить ребром ладони; для посева брать щепотку семян, смешанных спеском, и сыпать их в бороздку, постепенно продвигая руку вдоль нее, засыпатьмелко семена, осторожно полить из лейки с ситечком); вызвать у детей интерес ижелание вырастить овощи.
Организация занятия.
Первая часть занятия организуется на веранде, вбеседке или вблизи огорода на выносных столах. К занятию подготовлены семенадля посева, смешанные с песком, семена в плошках для рассматривания (на каждыйстол по 3 плошки), белые листы бумаги, 6 леек с ситечком и водой, мернаяверевка, этикетки с рисунками моркови, репы, салата. Грядки подготовленынакануне посева.
Ход занятия.
В начале занятия воспитатель вспоминает с детьми,какие овощи росли на огороде в прошлое лето, как они их вырастили. Спрашивает,какие еще овощи они хотели бы вырастить, предлагает посадить салат, репу, редис.Ставит перед детьми на стол блюдце с семенами репы и салата. Предлагает каждомуребенку положить на лист бумаги по нескольку семян салата и репы, сравнить, чемони отличаются по форме, размеру, цвету. Затем дети так же сравнивают семенаредиса, уточняют, чем похожи эти семена (мелкие, из них вырастают овощи).Воспитатель рассказывает, что мелкие семена для посева нужно смешивать спеском, показывает, как это делается.
На огороде детей распределяют на 3 подгруппы,каждая из которых имеет один вид семян (дети располагаются по обе стороныгрядок). Воспитатель рассматривает с детьми мерную веревку, рассказывает, зачемона нужна. Дети помогают укрепить веревки на каждой стороне грядки. Воспитательпоказывает, как ровно, от узла к узлу, провести бороздки, уплотнить их ребромладони, щепоткой сеять семена, смешанные с песком, засыпать их землей. Послепоказа всего процесса дети приступают к работе (семена кладут на грядки послетого, как проведены бороздки). Воспитатель внимательно наблюдает за работойдетей, предлагает тут же исправить, если ребенок сделал что-то неправильно.
После посеванескольким детям (не более 6) он поручает полить грядки. Предварительнопоказывает и объясняет, как это делать: поливать только из лейки с ситечком,равномерной тонкой струей, чтобы не вымыть из земли семена. В конце поручаетдежурным укрепить на грядках этикетки с рисунками посаженных овощей.
«Высадка цветочной рассады на клумбу (илирабатку)»
Цель: Дать детям представление о том, чторастения цветника и огорода, требующие много тепла, вначале выращивают из семянв теплице, парниках, на светлых окнах, а затем рассаду пересаживают на клумбыили грядки; познакомить с приемами высадки рассады (взять растение в левуюруку, опустить в ямку, правой рукой расправить корни, присыпать землей докорневой шейки, левой рукой поддерживая растение; далее обеими руками обжатьземлю вокруг растения, проверить, достаточно ли плотно обжата земля— слегкапотянуть за стебель около корневой шейки); вызвать у детей интерес квыращиванию растений, радость от совместной дружной работы.
Организация занятия.
Клумбу или цветочную рабатку готовят заранее:перекапывают и разделывают землю, вносят удобрение, большую клумбу разбивают насекторы, отбивают края и дорожки, поливают за 1—2 ч до работы. Непосредственноперед высадкой рассады (2—3 вида) воспитатель вынимает ее из ящика, разделяетна отдельные экземпляры и раскладывает посередине рабатки или сектора клумбы,прикопав корни. Несколько экземпляров каждого вида оставляет для рассматриванияи показа. Воспитатель с помощью 2—3 детей маркирует места посадки, размещаетвблизи места работы оборудование: 2—3 веревочки с колышками на концах, мерныепалочки для маркировки места посадки растений, открытки или другие цветныерисунки растений, совочки, лейки и ведерки. (В солнечную погоду занятиепроводится во второй половине дня.)
Ход занятия.
В первой половине занятия воспитатель размещаетдетей недалеко от места работы так, чтобы всем было видно, рассматривает с нимиизображения цветущих растений. «Кто знает, как называется цветок? Нравится?Чем?» Дополнительно дает пояснения о величине растений, времени их цветения;показывает само растение (рассаду). После рассматривания картинок и беседывоспитатель обсуждает с детьми, как разместить растения на клумбе (или рабатке):одни ближе к краю, другие посередине, какие в центре и т. д. При этом обращаетвнимание на необходимость подбора растений так, чтобы было красивое сочетаниецвета, размеров. Во время работы объясняет, почему некоторые растения сажаютрассадой, а не семенами.
Во второй части занятия рассматривают рассаду.Воспитатель знакомит детей со способами ее посадки. Ребят следует разместить сдвух сторон рабатки (или по дорожкам, разделяющим клумбу на секторы так, чтобыперед каждым ребенком было 2 бороздки, обозначающие место посадки, и чтобыкаждый ребенок мог видеть действия воспитателя).
Вначале надо отмерить расстояние (по бороздкам),на котором следует сажать растение. Педагог показывает мерную палочку и способее использования. Затем на обозначенных местах делает ямку, показывает глубинуее, поясняет: «Все корешки должны разместиться». Предлагает дежурным раздатьмерные палочки и совочки. Все дети под контролем воспитателя готовят ямки.Когда ямки готовы, дежурные наливают в них воду. Пока вода в ямках впитывается,воспитатель показывает способ посадки. Вначале 2—3 ребят рассказывают, как надосажать рассаду, а затем воспитатель еще раз показывает. Во время посадки следитза выполнением детьми работы, помогает тем, кто не справляется с заданием.
Когда все растения посадили, воспитательпоказывает способ проверки. Дети проверяют правильность посадки, исправляютдопущенные ошибки. Дежурные с помощью других детей поливают посадки (клумбу,грядку).
В конце воспитатель дает оценку работы,подчеркивает, что все работали дружно. Предлагает задание к дальнейшемунаблюдению: проследить, когда на растениях появятся свежие листики (это значит,что растение прижилось); договориться об очередности работы — когда и кто будетполивать посадки.

Приложение2. Листокпоручений для детей с отклонениями в развитии речи по работе на земельномучастке на июнь.№
Ф.И.
Ребенка Возраст Диагноз Содержание поручения Дата 1 Иванова Катя 7 лет
ОНР ΙΙ
ур.
Сделать бороздку для посадки укропа и петрушки.
Обильно поливать, рыхлить. 02.06. – 04.06
Поливать растения на огороде.
Систематически рыхлить. 9.06 – 13.06 Поливать и рыхлить междурядья, удалять сорняки. 19.06 – 20.06 Поливать растения, удобрять почву минеральными удобрениями. 23.06 – 25.06 2 Петров Дима
6 лет 8
мес. ФФН
Положить семена укропа в сделанные бороздки
Засыпать землей.
Поливать. 05.06 – 08.06 Поливать растения на огороде. 16.06 — 18.06 Сделать грядки для посева редиса. 25.06 – 27.06


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.