Министерство образования Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине _________________________________________________
на тему________________________________________________________ _______________________________________________________________
Выполниластудентка СГФ, группы _______________________________
_______________________________________________________________
Ф.И.О.
Допущенак защите «__»______________ 2004 г.
Руководителькурсовой работы ___________________________________
Нормоконтролер_______________________________________________
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Защита_________ Оценка________________
(дата)
Членыкомиссии ________________________________________________
(подпись,дата, расшифровка подписи)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2004 г.
ГОУ ВПО
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Социально-гуманитарныйфакультет
Кафедра философии
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой философии
______________________
_____ _________ 20_____ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студентке СГФ, группы ______________________________________
____________________________________________________________
(Ф.И.О.)Тема курсовой работы ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Объемработы:
а)Введение _____________________стр.
б)Основная часть _______________ стр.
1) Теоретическая________________ стр.
2) Практическая_________________ стр.
в)Заключение ___________________ стр.
г)Приложение ___________________ кол-во
Сроквыполнения работы: с «__» _______ по «__» ______20__г.
Срокзащиты: «___» _________ 20__г.
Датавыдачи задания: «___» _________ 20__г.
Датасдачи работы: «___» _________ 20__г.Руководитель курсовой работы _______________________________
подпись (Ф.И.О., звание,степень)
Заданиеприняла студентка ___________ _______________
подпись дата
РЕФЕРАТ
Курсовая работа,45 с.,2 табл., 1 рис., 22 источников, 4 приложения
ЭМПАТИЯ,КОНГРУЭНТНОСТЬ, ЛИЧНОЧТНЫЕ КАЧЕСТВА, СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ЦЕЛЬ, ГИПЕРОПЕКА,ГИПООПЕКА.
Целькурсовой работы – определить значение взаимоотношений в семье в развитииребенка, его будущей жизни.
Результатыисследования показали, что развитие ребенка зависит во многом от системывоспитания и от взаимоотношений окружающих людей между собой и непосредственнос ним. Отношение родителей к детям во многом обуславливает развитие ребенка,определяет характер возможных будущих проблем личности, также как и удач.
Практическая значимость работы определяется возможностьюиспользовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями.
Содержание
Введение 5
1 Семья — социальный институт 7
2 Типысемейных взаимоотношений 11
3 Отношениеродителей и детей
как психолого-педагогическая проблема 13
4 Рациональныеусловия отношений родителей и детей 15
5Ошибки семейного воспитания 21
6 Переходныйвозраст. Проблемы, им обусловленные 25
7 Семейноевоспитание подростков 27
8 Конфликты во взаимодействии родителей и детей 29
9 Системавоспитания – отражение на ребенке
9.1 Зависимость нравственнойвоспитанности
детей от характера взаимоотношений в семье 34
9.2 Значимость целей воспитания дляродителей 35
9.3 Нравственное воспитание впроцессе игровой
деятельности 36
Заключение 38
Списокиспользованных источников 40
Приложение А.Рисунок. Соотношение чувств родителей
к ребенку и особенностейконтроля за его поведением 42
Приложение Б. Таблица № 1 Зависимость нравственной
воспитанности детей от характера взаимоотношений в семье 43
Приложение В. Таблица 2. Значимость целей воспитания
для родителей 44
Приложение Г. Перечень игр, наразвитие нравственно-
волевых качеств в личности ребенка 45
Введение
Тема курсовой работы достаточно актуальна так, как ребенок находится всемье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействияна личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Вней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже болеечем наполовину сформировался как личность. Отличительной чертой воспитательнойработы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье.Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и оттого, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственностьза человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называетсявоспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.
Ковалева Л.Е в своих работах говорит о том, чтоглавное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения,нравственной связи родителей с ребенком. В книге Р.В.Тонковой-Ямпольскойпишется о том, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт,делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Оченьважно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобыон видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ педагогической литературы ипотребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследованияследующим образом: как максимизировать положительные и свести к минимумуотрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Ее решение составило цель нашей работы. Объект исследования –взаимоотношения в семье. Предметом исследования стали проблемы, возникающие впроцессе формирования ребенка под влиянием взаимоотношений в семье.
Проблема, цель и предмет исследования предопределилиследующие его задачи:
а)Проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования
б) раскрытьпонятие семьи как системы
в) выявитьособенности семейных взаимоотношений
г)определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности
При выполнении работыиспользуется: метод сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическаязначимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал попроблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностьюиспользовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями.
Работасостоит из двух частей: теоретической, где проводится анализ научного материалаи обобщение данных, и практической, где исследуется зависимость развития ребенкаот характера взаимоотношений в семье и используемой системы воспитания.
Анализсобранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования:семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательногофактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит втом, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца,бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его таки не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институтне может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько можетсделать семья.
1 Семья – социальный институт
Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа,универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, системародственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности иосуществление определенной экономической деятельности [1].
Подсоциальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяетзначимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностямобщества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемыеидеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцыповедения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредствомкоторых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках [2].
Институтсемьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение кдетям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, ихфизическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов(статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.),с помощью которых осуществляется семейная жизнь. Таким образом, институт – этосвоеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработаннойидеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за ихисполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Выделение института семьи из других институтов общества(государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семьяпризнается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов,наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием длясоциализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям иполучает основы образования и воспитания.
Наиболее полно функциисемьи как социального института выделяет социолог: функция сексуальногорегулирования, репродуктивная, функция социализации, эмоционального удовлетворения, статуснаяфункция, защитная функция, экономическая функция[3].
Из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остаетсяродительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытываетраньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включаясоциальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образованияродителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кромесознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, наребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этоговоздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведенияподростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящемили прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошломшкольная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главнымобразом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен.По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей свысшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше 4 )втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Этазависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыкисамостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей[ 4].
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношенийс родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Семейная социализация не сводится к непосредственному “парному” взаимодействиюребенку с родителями. Не менее важен механизм психологического противодействия:юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу ксамостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтомуконкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств егородителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методоввоспитания.
Вместе с тем весьма важныэмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроляи дисциплины.Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологипредставляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие,теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитанияявляются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множествоисследований доказывают преимущества первого подхода. Эмоциональный тонсемейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типомконтроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера.Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, наодном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка,а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание[5].
За этими типами отношенийстоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейнойкоммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно илиисключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям.
В нашей стране существуютразные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как отнациональных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целомнаше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким, чеммы это склонны признать.
Как ни велико влияние родителей наформирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первыегоды жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно ужесложился, и “отменить” эффект прошлого опыта невозможно.
В основе эмоциональнойпривязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мерероста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимостьначинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительскойлюбви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избытокэмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Онзатрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивуюпотребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютноеродительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый исложный взрослый мир.
Рассуждая абстрактно,хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни былодругой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день напротяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, частосовершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, алюбящие родители все еще видят его таким, каким он бал несколько лет назад,причем собственное мнение кажется им непогрешимым. “Главная беда с родителями — то, что они знали нас, когда мы были маленькими”, — заметил 15 — летниймальчик. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга.Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требованиясторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, онобязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий впозициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Родители,принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то,что будет более полезным для ребенка.2 Типысемейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определеннаясистема воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленноеприменение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзядопустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семьеи отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой ирезультатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» исотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведенииодними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувствасобственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут идолжны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания,норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогическии нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всемвидам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которыйотвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом,вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивлениеоказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценныекачества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарностьродителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишениеего права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантиясерьезных неудач формирование его личности [6].
Опека в семье – система отношений, гдеродители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка,ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их насебя [7]. Вопрос об активном формированииличности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействийоказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждениеего от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей кстолкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываютсяболее неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюденийименно эта категория подростков даетнаибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалосьбы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительскойопеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека– заботу, ограждение от трудностей.Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично ихкасающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений всемье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимогосуществования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, ини тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чащевсего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей[6].
Сотрудничество как тип взаимоотношенийв семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общимицелями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокиминравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистическийиндивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений являетсясотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровняразвития – коллективом.
3Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
Вотношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема.Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений,щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что,при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеютдля этого необходимой психолого-педагогической информации[8].
Отношения родителей и детей с годамискладываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаютсяони или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений.Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадияхразвития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются кпедагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад»тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развитияотношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный,необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей идетей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась овзаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувствелюбви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром– проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональнаяагрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, — сигналбедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развитиязаболевания[9].
В здоровых семьях родители и детисвязаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» впедагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные,интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесноеобщение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованностьосновных, жизненных устремлений и действий[7]. Природную основу таких отношенийсоставляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которыепроявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Изучение множества разнообразныхдокументов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей идетей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении –одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.
Существуют следующие стадии отношенийродителей и детей: родители и дети испытывают устойчивую потребность вовзаимном общении; родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся сними; чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее детииспытывают желание делиться с родителями; поведение детей вызывают в семьеконфликты, и при этом правы родители; поведение детей вызывает в семьеконфликты, и при этом правы дети; конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;полное взаимное отчуждение и враждебность.
4 Рациональные условия отношений родителей и детей
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результатеодних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должныбыть созданы психолого-педагогические предпосылки[10].
Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общиеперспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности,традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служатблагодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязейродителей и детей.
В коллективной жизни семьи можнонаиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса,подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдьне всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопрекижизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса ких внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного периодаанатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностьючеловека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств икачеств.
Учетвозрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательныхвлияний на различных ступенях становления личности. Подход к детям требует отродителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоциональногосостояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкогоприкосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единыестремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важнаясторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Еслиродители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в ихруках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.
Следованиепо следам интересов и увлечения детей предполагает также и привлечение детей ксобственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещинеобходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семьеможет сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связейродителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.
Инстинктродственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители идети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, нои духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процессав семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленноставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них,следовать их наставлениям.
Тотили иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимойфатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогическиграмотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодолениеотрицательных факторов возможно.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние,ощущение уверенности и надежности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.
Ухороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение ичасто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Будущиеродители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладевособыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологическиезнания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей,которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, точно представляют,что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый моментвремени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидетьне только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшуюжизнь?
Приоценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала,нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы несуществует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями иженами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле[11]. Вродительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, ивременные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивыи противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи одинна другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубокоиндивидуальны и неповторимы. Например, если родители во всем совершенны, знаютправильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогутосуществить самую главную родительскую задачу — воспитать в ребенке потребностьк самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родителисоставляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играютсущественнейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особеннок матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства,окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные отдругих эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержаниясамой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимаяпотребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителямбеспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь кродителям обеспечивает собственную жизнь и безопастность, то по мере взросленияродительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопастностивнутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Никогда, ни прикаких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самаяестественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — этоотноситься к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Глубокийпостоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование квоспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям,контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именноощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможностьпочувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основадля сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходитв жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым инаивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которыепроисходят в душе и сознании растущего человека. Полезно задуматься и над общимизакономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями,имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Какстроить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики?Главное в установлении диалога — совместное устремление к общим целям,совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель вобщении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться необъектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, визвестном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвуетв общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычноеединоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существеннаяхарактеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установленииравенства позиций ребенка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейномобщении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого- это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителямнеобходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позицийозначает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Я.Корчакписал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя,формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддаетсявоспитывающему влиянию среды, окружения и детей» [12]. Равенство позиций вдиалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир всамых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребенком, как высшее проявлениелюбви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желаниипознавать своеобразие его индивидуальности.
Под принятием ребенка понимается признаниеправа ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в томчисле непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждатьнеповторимое существование именно этогочеловека, со всеми свойственными ему качествами. Формула